СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Усть-Катав"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности " Моя малая Родина - Усть -Катав". Срок реализации -3 года(2 - 4 кл.)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Усть-Катав"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усть-Катава

Утверждаю:

директор МАОУ СОШ № 5

______________ Д.М. Буренкова

«____»_____________2017г.









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Моя малая Родина - Усть-Катав»

(начальное общее образование)


Направление: общекультурное, социальное,

духовно-нравственное


Срок реализации рабочей программы – 3года








Составители:

Сиротина И. А., Селиверстова А.А.

учителя начальных классов






Усть-Катав

2017г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Моя малая Родина- Усть-Катав»

(начальное общее образование)

(направление: общекультурное, социальное, духовно-нравственное)

срок реализации рабочей программы – 3 года


Автор-составитель: учителя начальных классов Сиротина И.А.,

Селиверстова А.А.





Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.

Актуальность программы определяется и тем, что даёт возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Программа помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду нашего края путём изучения истории нашего города, произведений писателей, художников, мастеров, чьё творчество связано с родным краем и отражает его жизнь.



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина- Усть-Катав» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


1.1. Личностные результаты обучающихся 2–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

Во втором классе

у обучающегося будут сформированы:

  • осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • уважительное отношение к собственной семье, её членам, традициям;

  • способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родного города;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края.



В третьем классе

у обучающегося будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной город, народ и историю, ответственность человека за общее благополучие;

  • способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края, мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– уважение к труду людей родного города;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;


В четвёртом классе

у выпускника будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной

принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край, город, народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

  • способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края, отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, развитие культуры, просвещений);

  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– уважение к труду людей родного города;

– навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.




  • 1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования

  • Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (за три года обучения)

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (за три года):

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

      1. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (во втором, третьем, четвёртом классах):

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

  • Обучающийся/выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

      1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.











2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина –город Усть-Катав» рассчитана на 2 года обучения.

Общее количество часов: 68.

Из расчета 1 час в неделю: 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

В рамках духовно-нравственного направления будут осуществляться следующие формы организации: организация экскурсий в музеи города Усть-Катава, тематических классных часов о родном городе, групповые проекты.

Социальное направление: экскурсии на заводы города, общение с населением города, систематизация собранного материала; акция «Сохраним традиционную культуру города Усть-Катава».

Общеинтеллектуальное направление: знакомство с календарными праздниками города Усть-Катава, библиотечные уроки, участие в конкурсах по традиционной культуре.

Общекультурное направление: организация экскурсий, дней городского краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества, эстетического цикла на уровне школы, города, выступление на городских мероприятиях.



История моего города. Родные улицы мои. Районы города. Предприятия, учреждения города. Вагоностроительный завод. Дворец Культуры. Спорткомплекс. Памятники города, история их создания. «Жизнь в городе продолжается». Настоящая жизнь города.

Формы организации: экскурсия к памятникам города. Выставка рисунков по итогам экскурсии. Встречи с писателями книг об Усть-Катаве. Беседа.

Виды деятельности: выставка сочинений «Жизнь в городе продолжается».

«Каким вы видите наш город в будущем?». Перспективы города. Анкетирование жителей города «Каким вы видите наш город в будущем?»


Сказы и легенды Серия книг Г. Садовникова « О нашем городе Усть-Катаве». Биография писателя, его творчество. Прослушивание и просмотр серии книг. И.А. Кириллова « Горы, овеянные легендами.», «У истоков сказочных рек», «Осколки древних морей». Предания о возникновении гор. Реки города в легендах. Легенды о реках и родниках края. Изготовление книжек- малышек.

Формы организации: экскурсии. Беседа. Проект.

Виды деятельности: выставка рисунков, групповая и проектная деятельность.

Традиции города Встреча весны (закликание весны, веснянки). «Жаворонки». Весенние хороводы. Сабантуй (состязания в беге, прыжках, национальной борьбе курэш, конные скачки). Троица. Колядование. Гадание. Святки. Масляничные обряды.

Обрядовая пища (кутья и блины). Новогодние и масленичные угощения (козульки, лесенки, кесарийский поросёнок). Жаворонки из теста. Суп с лапшой, лепёшки, пироги с начинкой, татарская национальная еда («бялиш»). Кумыс, башкирский мед, эчпочмак, плов.

Знакомство с традиционными играми. (Горелки, жмурки, ручеёк, царь горы). Игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца.

Формы организации: тематические классные часы, игры, проекты

Виды деятельности: беседы, разучивание веснянок, закличек. Постановка мини-сцен в рамках календарной обрядности, участие в классных часах, рассказы, разучивание игр, танцев, хороводов, групповая и проектная деятельность.


Декоративно-прикладное творчество. Мастера и умельцы нашего города. Знакомство с национальными костюмами, традиционной одеждой. Народные промыслы. Изготовление тряпичной куклы (кукла «Берегиня», кукла «Ангелочек», сувенирная кукла-скрутка, куклы «Куватки», свадебные куклы «Неразлучники». Изготовление оберегов. Встреча с О.М. Ивановой, В. И. Мельник. Мастер-классы. Плетение на коклюшках, бисероплетение, валяние. Мастер-классы Е.С. Матюшенко, Е.А. Пакиной, О. Ардувановой. Встречи с мастером спичечником Г.Е. Вычиковым,

Формы организации: обучение детей традиционному ремеслу, овладение детскими играми, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, а также выступление на классных мероприятиях, встречи с народными умельцами.

Виды деятельности: знакомство с промыслами умельцев города. Слушание. Беседа. Игры. Выставки. Участие в городских конкурсах.


Театральная деятельность. Знакомство с народным театром, с кукольным театром «Дюймовочка», постановка пьес по русскому фольклору. Встреча с режиссером народного театра г. Усть-Катава В. Михеевой. Посещение репетиций. Знакомство с книгой «Усть-Катавский народный театр.» (1915-2015г.г.)

Формы организации: проведение тематических классных часов по традиционному фольклору, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.

Виды деятельности: разучивание простейших театральных постановок.

Золотые имена Усть-Катава Историческое событие города. Роль Усть-Катава в ВОВ. Земляки – герои Советского Союза Кондрин С.Ф., Феничев Н. И. Почетные граждане города. О. Знарок, Е.Г. Швидь, А.И. Дружинин и др.

Формы организации: встречи, экскурсии, к городским памятникам.

Виды деятельности: беседы, тематические классные часы, встречи.

От весны – к лету. Как возникли обряды, почему они стали праздниками. Три цикла календарно- обрядных праздников в году. Зимне- весенние.(Рождество. Рождественские колядки. Крещенский вечер). Весенне- летние (Масленица, ее встреча и проводы. Народные игры- катания с горы, взятие снежного города. Весенние песни: веснянки, заклички). Летне- осенние. (Три стрелы. Троица.)


Формы организации: внеклассные мероприятия, посещение массовых праздников,

Виды деятельности: беседы, разучивание песен, игр, закличек, народных танцев, посиделки.


Творчество наших современников. Писатели города. (Т.М. Михеева, Г. Садовникова). Художники города (А.С. Селюнин, В.И. Биев, А.М. Мельник, О. Иванова). Знакомство с детскими фольклорными коллективами: («Веретенышко», «Казачата», «Дуслык»). Знакомство с творчеством Н. Киселевой, С. Шленской.


Формы организации: посещение выставок, концертов, встречи с творческими людьми.

Виды деятельности: участие в городских конкурсах.



















3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения – 34 часа


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

«История моего города» - 8 часов

1.

«Усть-Катав – моя Родина».

1

2.

История основания города .

1

3.

О чем расскажет герб.

1

4.

Первые жители города . Население города.

1

5.

Достопримечательности города.

1

6.

Родные улицы мои.

1

7.

Памятники города.

1

8.

Природа нашего края.

1

«Сказы и легенды» - 9 часа

9.

Г. Садовникова «Сказка о нашем городе Усть-Катаве»

2

10.

«Горы, овеянные легендами» .

2

11.

Реки города в легендах.

1

12.

Знакомимся с интересными местами города в легендах.

2

13.

Итоговое занятие. Выставка рисунков, защита проектов.

2

«Традиции города» - 15 часов

14.

Календарные обряды города.

2

15.

Традиционные игры. Игры наших бабушек и дедушек.

3

16.

Традиционная пища народа, населяющего наш город.

«Вкусная ярмарка»

2

17.

Декоративно-прикладное творчество. Мастер-классы.

4

18.

Национальные праздничные вещи и одежда. Экскурсии.

2

19.

Обобщающее занятие. Праздничные мероприятия

2

«Мастера и умельцы нашего города» - 2 часов

20.

Народные художественные промыслы в нашей местности

1

21.

Городской краеведческий музей

1


















Второй год обучения – 34 часа


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

«История моего города». -13 часов

1.

«Усть-Катав – моя Родина».

1

2.

История основания города .

2

3.

О чем расскажет герб.

1

4.

Первые жители города . Население города.

2

5.

Достопримечательности города.

2

6.

Родные улицы мои.

2

7.

Памятники города.

1

8.

Природа нашего края.

2

«Сказы и легенды.»- 4 часа

9.

Г. Садовникова «Сказка о нашем городе Усть-Катаве»

1

10.

«Горы, овеянные легендами» .

1

11.

Реки города в легендах.

1

12.

Знакомимся с интересными местами города в легендах.

1

«Традиции города» - 9 часов

13.

Календарные обряды города

2

14.

Традиционные игры

2

15.

Традиционная пища народа, населяющего наш город

1

16.

Декоративно-прикладное творчество

1

17.

Национальные праздничные вещи и одежда

1

18.

Обобщающее занятие. Праздничные мероприятия

2

«Мастера и умельцы нашего города»- 5часов

19.

Народные художественные промыслы в нашей местности

2

20.

Писатели города

1

21.

Художники города

1

22.

Городской краеведческий музей

1

«Золотые имена Усть-Катава»- 3 часа

23.

Усть-Катав в годы ВОВ

1

24.

«Гордимся Вашим подвигом». Встречи с интересными людьми.

1

25.

Обобщающее занятие.

1
















Третий год обучения – 34 часа


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

«История моего города». – 10часов

1.

Мой Усть-Катав.

1

2.

Здравствуй, музей .

1

3.

Знай и люби свой город.

3

4.

Хранители истории Усть-Катава..

1

5.

«Где родился там и пригодился».

1

6.

Интересные места города.

2

7.

Природные памятники нашей местности.

1

« Фольклор и декоративно- прикладное творчество» – 10 часов

8.

Народные промыслы.

3

9.

Встречи с известными умельцами города. Мастер- классы.

3

10.

Фольклор как разновидность народных традиций нашего города.

2

11.

«Корни старые – ветки новые.»

2

«От весны – к лету» - 7 часов

12.

Зимне- весенние праздники

2

13.

Весенне- летние праздники

2

14.

Летне- осенние праздники

2

15.

Обобщающее занятие. Праздничные мероприятия.

1

«Творчество наших современников»- 7 часов

16.

Песни и стихи о городе наших современников

2

17.

Живопись глазами наших современников

2

18.

Народный театр нашего города.

2

19.

Обобщающее занятие. Выставка творческих работ детей.

1























Список используемой литературы

  1. Усть-Катав. Четверть тысячиления. / Н.Д. Коледин – Челябинск: Издательский дом « Губерния», 2008г.

  2. Усть-Катав завод и город. Издается в серии «Из истории индустриальной культуры Урала» / В.Н. Михеев, Т.Ф. Болотова, В.М. Олейник и др. – Екатеринбург, 2008г.

  3. Легенды Южного Урала. / Сост. И.А. Кириллова. – Челябинск: Аркаим, 2008г.

  4. На Южноуральских заводах. / А.Ф. Мукомолов. Книга 1. – Москва: Издательство «Территория», 2001г.

  5. Среди вершин. / Н.Д. Коледин. – Челябинск: Южно- Уральскаое книжное издательство, 1992г.

  6. Хрестоматия по литературе родного края 1 – 4 класс./ А.Б. Горская и др. – «Взгляд» Челябинск, 2005г.

  7. Дело всей нашей жизни (фотоальбом к 100- летию предприятия). ООО «Издательство «Рестарт», 2016г.

  8. Летопись добра ХYIII – ХХI вв. /Челябинск, 2004г.

  9. Серия книг Г. Садовникова « О нашем городе Усть-Катаве», «Улицы как реки…. Революционная», «Усть-Катав в годы ВОВ (1941-1945гг.)», « От весны – к лету (Традиции нашего города)», «Усть-Катавский трамвай», « Сказка о нашем городе Усть- Катаве». – Усть –Катав , 2015г.

  10. Усть-Катавский народный театр 1915-2015гг. / Усть-Катав, 2015г.

  11. Южный Урал. Путевые очерки. / М.А. Круковский.































Приложение

История моего города


Городской спорткомплекс

























Брянский мост

Историческая справка

Спортивно-оздоровительный комплекс

Муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс» введено в эксплуатацию в декабре 2005 года.

На базе «Спортивно-оздоровительного комплекса» занимается восемнадцать спортивных групп по десяти видам спорта: волейбол, баскетбол, бокс, дзюдо, черлидинг, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, пауэрлифтинг и каратэ.  

Спортивный комплекс является центром здоровья, кузницей спортсменов высокого класса и межшкольным центром для проведения занятий по физической культуре с учащимися.

На спортивных площадках комплекса проводятся соревнования различного уровня: от матчевых встреч по видам спорта, Спартакиад трудовых коллективов и учащихся до Чемпионатов Челябинской области и Уральского Федерального округа.

 

Брянский мост

 Строительство «Брянского моста»началось в 1943 году и было завершено к лету 1944 года. Новый мост получил имя «Брянский» в память о совместном труде усть-катавцев и работников эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода. Кроме того, в названии отразилось и авторство проектировщиков моста.

Брянский мост стал использоваться для движения автотранспорта и пешеходов. По мосту ходили и автобусы, при этом этот участок считался довольно сложным для габаритного транспорта. К концу 1980-х годов решено было в целях безопасности закрыть проезд по мосту. Брянский мост в 1990-х реконструировали и он превратился в «прогулочный» мост. Сейчас это одна из визитных карточек города, уральский ответ «Золотым Воротам» в Сан-Франциско.





Городской краеведческий музей

Французский мост

Историческая справка

Историко-краеведческий музей

«Историко-краеведческий музей» Усть-Катавского городского округа был создан на базе общественного народного музея революционной, боевой и трудовой славы г.Усть-Катава. Общественный музей открылся в мае 1965 года, перед 20-летним юбилеем Победы. Он располагался в помещениях Дворца культуры вагоностроителей г.Усть-Катава.

В 1980 г. общественный музей получил звание народного. В начале 1990-х годов музей был закрыт. Экспонаты общественного музея при этом перевезли в здание профкома Усть-Катавского вагоностроительного завода, где они находились до начала функционирования историко-краеведческого музея.

Историко-краеведческий музей начал организовываться как государственный с 1 января 1995 г. До 2004 г. краеведческий музей временно располагался в одной из комнат 2-го этажа Дворца культуры вагоностроителей.

Во второй половине 1990-х под размещение музея было выделено двухэтажное каменное здание, принадлежавшее до Октябрьской революции 1917 г. усть-катавскому купцу Ф. В. Патрину. Сначала под музей был передан второй этаж, а позже и первый.

Французский мост

Французский мост благодаря тому, что в конце XIX века Усть-Катавский завод арендовала бельгийская металлургическая компания. Иностранцы стали селиться в поселке под названием Колония на правом берегу реки Юрюзань (ныне поселок Первомайский). Чтобы связать завод с Транссибирской магистралью, требовался прочный железнодорожный мост. Поэтому в 1913 году бельгийцы заменили деревянный, регулярно сносимый во время паводка мост, качественным, металлическим.

В народе мост стали называть «французским», видимо, потому, что усть-катавцы отожествляли бельгийцев с французами. Позже это название закрепилось и документально. Старожилы рассказывают, что мост очень берегли и тщательно охраняли: до марта 1917 года имели право по нему ходить только иностранные специалисты, жителям же Усть-Катава это делать категорически запрещалось.

В 1976 году Французский мост подвергся реконструкции.



Дворец Культуры им. Т.Я. Белоконева

Природа нашего края



Историческая справка

Дворец культуры им. Т. Я. Белоконева 

Первый камень в фундамент будущего Дворца культуры был заложен еще в 1937 году. Первый год строительством руководил архитектор Шмаков, а с 1938 года строительство возглавил И. В. Мельников. За четыре года работ были возведены только стены трехэтажного здания.

Изначально помещение строилось под клуб местных вагоностроителей, у которого не было постоянного помещения. На протяжении десяти лет клуб занимал здание бывшего храма Александра Невского, который был разобран при работах по благоустройству территории вокруг дворца культуры. Но занять клубу новое здание, было не суждено — началась Великая Отечественная Война. В эти тяжелые годы в здании жили эвакуированные жители Западной Украины и Узбекистана.

В 1950 году было решено достроить дворец силами жителей города. Руководил строительством Тимофей Яковлевич Белоконев, директор завода имени Кирова в Усть-Катаве. Его имя было дано дворцу культуры спустя 41 год после окончания строительства решением городского Совета (в 1993 году).

Отделкой и внутренней росписью занималась группа местных художников (В.И. Биев, П. И. Биев, Г. Киселев, В. Наруков, С. Филичкин), возглавлял которую скульптор И. И. Акулов. Он вылепил большую часть лепного барельефа на фасаде, а также скульптуры Маркса и Ленина, установленные в сквере возле дворца.

Торжественная церемония открытия дворца культуры состоялась 18 ноября 1952 года.

















Сказы и легенды

Автор серии книг «О нашем городе Усть-Катаве» Г. Садовникова

















Традиции города



















Праздник «Три стрелы»

Праздник «Масленица»



«Сабантуй»

«Рождественские вечерки»

Мастера и умельцы нашего города

Мастер и художник нашего города Ольга Иванова

Мастер и художник Валентина Мельник

Мастер – класс Г.Е. Вычикова



Посещение выставок

Герои Советского Союза – наши земляки.

















Кондрин Сергей Федорович Феничев Никифор Ильич

(1918 – 1945 ) (1912 – 1943 )





















Клоков Всеволод Иванович

(1917 – 2004 )

Творчество наших современников

Встреча с писательницей нашего города Т. В. Михеевой

Наша землячка композитор Н. Киселева

Детский фольклорный ансамбль «Веретенышко»

«Усть-Катавские казачата»





Народный театр В. Е. Михеевой

Детский кукольный театр «Дюймовочка»

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!