Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лосихинская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Методическим советом школы Протокол № __ от «__»__2017г | Согласовано: Зам. директора по УВР _________/Сарайкина Н.Н./ «__» __2017 г | Утверждаю: Директор школы: _______/ Копылова Л. И./ Приказ № ___ от «__»__2017 г |
Программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Непоседы»
Срок реализации 2017-2018 уч.г.
Разработчик:
Плотникова Татьяна Валентиновна
учитель физической культуры
с. Лосиха 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Непоседы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), на основе комплексной программы физического
воспитания учащихся 1—11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011 год и Концепции духовно—нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Программа «Непоседы» реализует спортивно—оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1- 3 классах, возраст детей 6-9 лет.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи направлены на:
Ценностные ориентиры содержания программы «Непоседы»
Внеурочная деятельность «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину, через изучение традиций и обычаев того Или иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на уроках физической культуры является народная игра. Главная задача педагога —— научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Спортивные занятия включают в себя следующие методы обучения:
методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).
Форма обучения: конкурсы, соревнования, состязания, эстафеты, Дни здоровья, «Веселые старты».
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса по подвижным играм отводится 67 часов (1 класс — 33 часа, 2-3 класс — 34 часа), 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностными результатами внеурочной деятельности «Непоседы» являются следующие умения:
— оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
— умение выражать свои эмоции;
— понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами внеурочной деятельности «Непоседы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий во время занятия;
— учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
— умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
—умение оформлять свои мысли в устной форме
–-- слушать и понимать речь других;
— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им;
— учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Результаты освоения программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
К концу 3 класса учащиеся должны:
понимать:
знать:
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации,
выносливости);
выражать в движении характер музыки и ее настроение;
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного
напряжения;
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций.
В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями — физическими упражнениями.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив
посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра — это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры — естественный
источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра — ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействуюшего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Место проведения | Тема занятия | Содержание | Характеристика деятельности |
1 | кабинет | Вводное теоретическое занятие | Просмотр фильма «Что мы знаем об игре?» | |
| | | «Игры с элементами бега» | |
2 | Спорт. площадка | «Бабочки» | В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. | Приучать свободно бегать по площадке и замирать по свистку, быстро реагировать на сигнал, возвращаться на свои места. Учить детей переходить от ходьбы к бегу; двигаться, меняя направление. Приучать детей по сигналу бежать в указанном направлении, догонять катящийся мяч, бросать его товарищу . |
3 | Спорт. площадка | «Цыплята и наседка» |
3 | Спорт. площадка | «Быстрее-медленнее» |
5 | Спорт. площадка | «Бежим к Кате» |
| | | «Игры - хороводы» | |
6 | с/з | «Уж мы сеяли лен, приговаривали» | Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов, с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с нескольким измененным содержанием. | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. |
7 | с/з | «Ходим кругом», « Бубен» |
8 | с/з | «Золотые ворота» |
| | | «Игры с элементами прыжков» | |
9 | с/з | Воробьишки | В этот раздел вошли игры, которые помогают детям освоить навыки прыжков на одной, двух ногах; прыжки через скакалку и препятствие. | Учить подскакивать на месте на двух ногах, передвигаться прыжками и перепрыгивать препятствие. Прыгать на одной, и доставать подвешенные предметы. Запрыгивать на гимнастическую скамейку и спрыгивать с неё. |
10 | с/з | Лягушата |
11 | с/з | Лиса и виноград |
12 | с/з | Выше ноги от земли |
13 | с/з | «Моя любимая игра» | Дети играют в те игры, которые им больше понравились за прошедшие занятия. | Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками |
| | | «Настольные игры» | |
14 | Каб. | Игра в лото | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. | Познакомить с некоторыми видами настольных игр. Развивать правила этих игр. |
15 | Каб. | Игра в детское домино | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания. | Познакомить с некоторыми видами настольных игр. Развивать правила этих игр. |
16 | Каб. | Игра в шашки | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности. | Познакомить с некоторыми видами настольных игр. Развивать правила этих игр. |
17 | Каб. | Настольные игры | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности. | Познакомить с некоторыми видами настольных игр. Развивать правила этих игр. |
| | | «Зимние игры на снеговой площадке» | |
18 | Спорт. площадка | Игра в снежки, лепка снежных баб | В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
19 | Спорт. площадка | Взятие снежной крепости. Игра « Дай руку» | | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
20 | Спорт. площадка | «Два Деда Мороза», «Метко в цель». | | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
21 | Спорт. площадка | Эстафеты на лыжах и санках | | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
| | | «Ползание и лазание» | |
22 | с/з | «Лягушки в болоте» | Эти упражнения связаны с перемещением тела ползание, в вертикальном, наклонном, горизонтальном положении с опорой на ноги и руки. Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно—двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц. Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств. | Научить ползать на четвереньках по гимнастической скамейке и подлезать под натянутой верёвкой. Формировать умение ползать по гимнастической скамейке и перелезать через бревно, лежащее на полу. Учить детей лазать по гимнастической стенке, залезать на неё и спускаться любым удобным способом. |
23 | с/з | «Добрые жуки» |
24 | с/з | «Волк и зайцы» |
25 | с/з | «Паучки » |
| | | «Интеллектуальные игры» | |
26 | Каб. | Викторина «Спорт о мультфильмах» | Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. | Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели. Слушать и понимать речь других людей. |
27 | Каб. | Видеоролики о спортивных играх |
| | | «Игры с мячом» | |
28 | с/з | «Съедобное - несъедобное» | Умение владеть мячом — держать, передавать на расстояние, ловля, ведение,броски. | Приучать подбрасывать мяч снизу вверх двумя руками и ловить его. Научит вести мяч, бегая и бросать его в корзину. Формировать умение бросать мяч, стараясь задеть товарища. |
29 | с/з | «Лисички и Белочки » |
30 | с/з | «Вышибалы» |
| | | Игры, развивающие равновесие | |
31 | Спорт. площадка | «Болото» | Коррекционные игры направлены на: развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений; формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве; развитие и совершенствование сенсомоторики; интеллектуально—познавательное развитие. Выбор коррекционных упражнений в каждом конкретном случае зависит от соматического состояния, уровня физического развития, анализа дефектов моторики, индивидуальных особенностей каждого ученика. | Учить детей ходить по прямой гимнастической скамейке и по наклонной (один конец приподнят на 20 см) |
32 | Спорт. площадка | «Выше ноги от земли» |
33 | Спорт. площадка | Итоговые занятия | | Формировать умение работать в коллективе. Совместно договариваться о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками |
| | ИТОГО - 33 часа | | |
Тематическое планирование 2-3 классы
№ п/п | Место проведения | Тема занятия | Содержание | Характеристика деятельности |
1 | кабинет | Вводное теоретическое занятие | Просмотр фильма «Что мы знаем об игре?» | Познакомиться с техникой безопасности на занятиях; с правилом поведения на кружке; просмотреть видеофильм об игре. |
| | | Игры - догонялки | |
2 | Спорт. площадка | «‹Салки-приседалки» | Простые и усложненные догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых садок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. | Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. |
3 | Спорт. площадка | «Салки с домом» |
4 | Спорт. площадка | «У медведя во бору» |
5 | Спорт. площадка | «Волк во рву» |
6 | Спорт. площадка | «День и ночь» |
| | | Игры - поиски | |
7 | с/з | «Отгадай‚ кто подходил?» | Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональньпй тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и учителем |
8 | с/з | «Слепой и зрячий» подходил?» |
9 | с/з | «Холодно-горячо» |
10 | Каб. | Викторина «В мире спорта» | Просмотр роликов по видам спорта | Уметь определять и называть правила увиденного вида. Познакомить с некоторыми видами спорта. |
| | | Игры с быстрым нахождением своего места | |
11 | с/з | «Море волнуется» | В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. | Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий. |
12 | с/з | «Птицы, на гнезда» |
13 | с/з | «Гусек» |
| | | Зимние игры на снеговой площадке | |
14 | Спорт. площадка | Игра в снежки, лепка снежных баб | В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др . | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
15 | Спорт. площадка | Игра « Дай руку» Взятие снежной крепости. | Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
16 | Спорт. площадка | «Метко в цель». «Два Деда Мороза», | .Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость. | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
17 | Спорт. площадка | Эстафеты на лыжах и санках. | .Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, | Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов нужный. |
| | | Настольные игры | |
18 | Каб. | Игра в лото | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этой игре. |
19 | Каб. | Игра в детское домино | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этой игре. |
20 | Каб. | Игра в шашки | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этой игре. |
21 | Каб. | Настольные игры | Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности. | Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр. Провести турниры по этой игре. |
| | | Игры с сопротивлением и борьбой | |
22 | с/з | «Пригибание руки» | Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. | Усганавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. Слушать и понимать речь других людей. Совместно договариваться о правилах игры с одноклассниками. |
23 | с/з | «Коршун и наседка» |
24 | с/з | «Поймай последнего" |
| | | Интеллектуальные игры | |
25 | Каб. | «Собери пословицу» | Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. | Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели Слушать и понимать речь других людей. |
26 | Каб. | Викторина «Спорт вокруг нас» |
| | | Игры на свежем воздухе | |
27 | Спорт. площадка | «Русская лапта» | Познакомить детей с новой игрой. Игра помогает всестороннему развитию подрастающего поколения, способствует развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстроты, реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, коллективизм и др . | Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения |
28 | Спорт. площадка | «Бить-бежать» |
29 | Спорт. площадка | «Одиннадцать» |
30 | Спорт. площадка | «Утки и охотники» |
31 | Спорт. площадка | «Горячая картошка» |
32 | Спорт. площадка | «Вышибалы» |
33 | Спорт. площадка | «Перестрелка» |
34 | Спорт. площадка | Итоговое Занятие | Дети вспоминают все игры, с которыми они познакомились в течение года. Играют в понравившиеся игры. | Совместно договариваются о понравившейся игре, о правилах игры с одноклассниками. |
| | | | |
| | ИТОГО - 34 часа | | |
Библиографический список литературы :
1. Детские подвижные игры народов СССР. М.: Просвещение, 2001. `
2. Зубрилова Н. А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт — Петербурге на рубеже 20-21 вв. Спб, 2003.
3. Коротков И. М. Подвижные игры во Дворе. М.: Просвещение, 2004.
4. Клусов П. П., Цуркан А. А. Стадион во дворе. М.: Просвещение, 2005.
5. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1999.
6. Подвижные игры учащихся. М.: Учпедгиз, 2007.
7. Энциклопедия физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 2006.