Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Видновская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « Видновская
СОШ №5 сУИОП»
__________________
Рубцов О.В.
30 августа 2017 года
Рабочая программа
Внеурочной деятельности Клуб «Будь здоров»
5 классы
Составитель: Копоть Людмила Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2017
Рабочая программа клуба «Будь здоров» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторских программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).
Выбор авторской программы по внеурочной деятельности М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой мотивирован тем , что она соответствует миссии школы: «Учиться, развивая и развиваясь». Порядок изучения тем в программе не нарушен. Содержание рабочей программы, количество часов по разделам полностью соответствует авторской программе .Однако формулировки тем уроков несколько изменены для удобства рассмотрения и записей в классном журнале.Учебно- материальная база позволяет полностью выполнить выбранную программу.
На основании календарного графика деятельности школы, приказ по школе от 01.09.2017 года продолжительность учебного года в 2017-2018 учебном году определена 34 учебными неделями. В связи с этим изменено общее количество часов по внеурочной деятельности в 5 классе за год с 35часов до 34часов. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю
Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья. Задачи:
развитие представлений о правильном питании
формирование полезных навыков и привычек
формирование ответственного отношения к своему здоровью
формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием
просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей
Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: химии, биологии, технологии и других дисциплин. В рамках же данной программы, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно и в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и школьника 5 класса решены задачи:
осознание важности образования и воспитания правильного питания,
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Разговор о правильном питании» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика программы
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 5 классов.
Программа включает в себя три содержательных части:
Часть 1. «Разговор о правильном питании» - 1-2 класс
Часть 2. «Две недели в лагере здоровья» - 3-4 класс
Часть 3. «Формула правильного питания» - 5-6 класс
В данной части реализуются следующие воспитательные и образовательные задачи:
Развиваются представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Расширяются знания подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.
Развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развиваются представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.
Пробуждается у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, к истории и традициям своего народа, формируются чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Организуется просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Отбор содержания программы «Формула правильного питания» осуществлён на основе следующей ведущей идее: идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье – это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
Предметными результатами освоения программы являются:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола.
публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
Выпускник класса научится:
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрениям соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;
успешно социально адаптироваться, установливать контактов с другими людьми.
Выпускник класса получит возможность научиться:
знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
навыками укрепления здоровья;
знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;
навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Содержание программы
№ | Содержание раздела | Формы организации, методы обучения и виды учебной деятельности |
1 | Здоровье- это здорово – 4часа | Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, основаны на творческой работе детей – самостоятельной или в коллективе.В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п. Игры, дни здоровья, спортивные мероприятия,тесты и анкетирования, просмотры презентаций и учебных фильмов, конкурсы, выпуск газет и листовок,создание презентаций, участие в проектной деятельности |
2 | Продукты разные нужны, продукты разные важны - 3 часа |
3 | Режим питания - 3 часа |
4 | Энергия пищи - 2 часа |
5 | Где и как мы едим - 4 часа |
6 | Ты- покупатель -2 часа |
7 | Ты готовишь себе и друзьям – 6 часов |
8 | Кухни разных народов -3 часа |
9 | Кулинарная история -3 часа |
10 | Как питались на Руси и в России - 4часа |
Календарно-тематическое планирование 5А
№ заня тий | Тема занятия | Кол-во часов по разделу и теме | Дата | Кор- Рек- Тиро- вка даты |
| Здоровье- это здорово | 4 | сентябрь | |
1 | Значение здорового образа жизни | 1 | | |
2 | Я и мое здоровье | 1 | | |
3 | Мой образ жизни | 1 | | |
4 | Культура питания как составляющая культуры здоровья | 1 | | |
| Продукты разные нужны, продукты разные важны | 3 | октябрь | |
5 | Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания | 1 | | |
6 | Продукты разные нужны, блюда разные важны | 1 | | |
7 | О витаминах и минеральных веществах | 1 | | |
| Режим питания | 3 | ноябрь | |
8 | Регулярность питания как одно из условий рационального питания | 1 | | |
9 | Режим питания | 1 | | |
10 | Мой режим питания | 1 | | |
| Энергия пищи | 2 | ноябрь | |
11 | Энергия пищи | 1 | | |
12 | Адекватность рациона питания образу жизни человека | 1 | | |
| Где и как мы едим | 4 | декабрь | |
13 | Где и как мы едим | 1 | | |
14 | Мы не дружим с сухомяткой | 1 | | |
15 | Путешествие и поход | 1 | | |
16 | Гигиена питания | 1 | | |
| Ты- покупатель | 2 | январь | |
17 | Ты- покупатель | 1 | | |
18 | Потребительская культура | 1 | | |
| Ты готовишь себе и друзьям | 6 | Фераль март | |
19 | Ты готовишь себе и друзьям | 1 | | |
20 | Кулинария, сервировка, этикет | 1 | | |
21 | Помощники на кухне | 1 | | |
22 | Кулинарные секреты | 1 | | |
23 | Конкурс кулинаров | 1 | | |
24 | Техника безопасности при работе на кухне | 1 | | |
| Кухни разных народов | 3 | март | |
25 | Кухни разных народов | 1 | | |
26 | Кулинарное путешествие | 1 | | |
27 | Кулинарные праздники | 1 | | |
| Кулинарная история | 3 | апрель | |
28 | Кулинарная история | 1 | | |
29 | Первобытная кулинария | 1 | | |
30 | Кулинария в средние века | 1 | | |
| Как питались на Руси и в России | 4 | май | |
31 | Как питались на Руси и в России | 1 | | |
32 | Традиционные блюда российской кухни | 1 | | |
33 | Традиции и обычаи питания | 1 | | |
34 | Клуб знатоков русской кухни | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 5Б
№ заня тий | Тема занятия | Кол-во часов по разделу и теме | Дата | Кор- Рек- Тиро- вка даты |
| Здоровье- это здорово | 4 | сентябрь | |
1 | Значение здорового образа жизни | 1 | | |
2 | Я и мое здоровье | 1 | | |
3 | Мой образ жизни | 1 | | |
4 | Культура питания как составляющая культуры здоровья | 1 | | |
| Продукты разные нужны, продукты разные важны | 3 | октябрь | |
5 | Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания | 1 | | |
6 | Продукты разные нужны, блюда разные важны | 1 | | |
7 | О витаминах и минеральных веществах | 1 | | |
| Режим питания | 3 | ноябрь | |
8 | Регулярность питания как одно из условий рационального питания | 1 | | |
9 | Режим питания | 1 | | |
10 | Мой режим питания | 1 | | |
| Энергия пищи | 2 | ноябрь | |
11 | Энергия пищи | 1 | | |
12 | Адекватность рациона питания образу жизни человека | 1 | | |
| Где и как мы едим | 4 | декабрь | |
13 | Где и как мы едим | 1 | | |
14 | Мы не дружим с сухомяткой | 1 | | |
15 | Путешествие и поход | 1 | | |
16 | Гигиена питания | 1 | | |
| Ты- покупатель | 2 | январь | |
17 | Ты- покупатель | 1 | | |
18 | Потребительская культура | 1 | | |
| Ты готовишь себе и друзьям | 6 | Фераль март | |
19 | Ты готовишь себе и друзьям | 1 | | |
20 | Кулинария, сервировка, этикет | 1 | | |
21 | Помощники на кухне | 1 | | |
22 | Кулинарные секреты | 1 | | |
23 | Конкурс кулинаров | 1 | | |
24 | Техника безопасности при работе на кухне | 1 | | |
| Кухни разных народов | 3 | март | |
25 | Кухни разных народов | 1 | | |
26 | Кулинарное путешествие | 1 | | |
27 | Кулинарные праздники | 1 | | |
| Кулинарная история | 3 | апрель | |
28 | Кулинарная история | 1 | | |
29 | Первобытная кулинария | 1 | | |
30 | Кулинария в средние века | 1 | | |
| Как питались на Руси и в России | 4 | май | |
31 | Как питались на Руси и в России | 1 | | |
32 | Традиционные блюда российской кухни | 1 | | |
33 | Традиции и обычаи питания | 1 | | |
34 | Клуб знатоков русской кухни | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 5В
№ заня тий | Тема занятия | Кол-во часов по разделу и теме | Дата | Кор- Рек- Тиро- вка даты |
| Здоровье- это здорово | 4 | сентябрь | |
1 | Значение здорового образа жизни | 1 | | |
2 | Я и мое здоровье | 1 | | |
3 | Мой образ жизни | 1 | | |
4 | Культура питания как составляющая культуры здоровья | 1 | | |
| Продукты разные нужны, продукты разные важны | 3 | октябрь | |
5 | Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания | 1 | | |
6 | Продукты разные нужны, блюда разные важны | 1 | | |
7 | О витаминах и минеральных веществах | 1 | | |
| Режим питания | 3 | ноябрь | |
8 | Регулярность питания как одно из условий рационального питания | 1 | | |
9 | Режим питания | 1 | | |
10 | Мой режим питания | 1 | | |
| Энергия пищи | 2 | ноябрь | |
11 | Энергия пищи | 1 | | |
12 | Адекватность рациона питания образу жизни человека | 1 | | |
| Где и как мы едим | 4 | декабрь | |
13 | Где и как мы едим | 1 | | |
14 | Мы не дружим с сухомяткой | 1 | | |
15 | Путешествие и поход | 1 | | |
16 | Гигиена питания | 1 | | |
| Ты- покупатель | 2 | январь | |
17 | Ты- покупатель | 1 | | |
18 | Потребительская культура | 1 | | |
| Ты готовишь себе и друзьям | 6 | Фераль март | |
19 | Ты готовишь себе и друзьям | 1 | | |
20 | Кулинария, сервировка, этикет | 1 | | |
21 | Помощники на кухне | 1 | | |
22 | Кулинарные секреты | 1 | | |
23 | Конкурс кулинаров | 1 | | |
24 | Техника безопасности при работе на кухне | 1 | | |
| Кухни разных народов | 3 | март | |
25 | Кухни разных народов | 1 | | |
26 | Кулинарное путешествие | 1 | | |
27 | Кулинарные праздники | 1 | | |
| Кулинарная история | 3 | апрель | |
28 | Кулинарная история | 1 | | |
29 | Первобытная кулинария | 1 | | |
30 | Кулинария в средние века | 1 | | |
| Как питались на Руси и в России | 4 | май | |
31 | Как питались на Руси и в России | 1 | | |
32 | Традиционные блюда российской кухни | 1 | | |
33 | Традиции и обычаи питания | 1 | | |
34 | Клуб знатоков русской кухни | 1 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения№ 1
От 29 августа 2017 года _____________ Гудыма С.А.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР_____________ Кузнецова З.И.
От 29 августа 2017 года