СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "От слова к тексту..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельностипо русскому языку  "От слова к тексту..." рассчитана на учащихся 5 классов. Срок ее реализации -1 год. Форма организации-кружок. Курс рассчитан на 34 часа. В основе программы лежит изучение лексики,где учащиеся должны усвоить такие понятия, как синонимы, омонимы, прямое и переносное значение слова, метафора, эпитет, сравнение и многие другие художественные средства и приемы и какую роль все эти средства и фигуры речи играют в тексте. Программа предполагает работу с текстами, где учащиеся знакомятся с такими видами работы , как анализ текста и написание сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе "От слова к тексту..."»





п. Совхозный Славянский район Краснодарского края

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6


Утверждена решением

педсовета

от «30» августа 2015 года

протокол №1

Директор_______-Т.И.Скрипка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ….»


Направление: общеинтеллектуальное

Предмет: русский язык

Класс: 5 кл.

Количество часов: 34

Учитель : Жолобова Ольга Николаевна











Пояснительная записка

«Родная речь-это священная духовная скрепа русской цивилизации, без которой нас просто не было бы, и мы обязаны бороться с его обеднением и вытаптыванием,» -писал Валерий Ганычев, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора. Ни для кого не является секретом, что порог грамотности не повышается в России, а понижается. Если 2 года тому назад проходной балл по русскому языку составлял 36 баллов, то сейчас порог составляет 24 балла. Комментарии здесь излишни… Выпускники одиннадцатых классов на экзамене по русскому языку сталкиваются с тем, что просто не понимают о чем текст, по которому надо писать свое сочинение- рассуждение. А когда доходит дело до демонстрации читательского опыта, то здесь порой выступают и слезы у эксперта! Незнание своего языка, непонимание значения простых слов, неумение на выходе связать свои размышления в связный текст разве это не катастрофа?!

О чем данная программа? О нашем слове, о языке, о культуре речи, о богатстве и разнообразии русского языка… Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает такую систему уроков и их подачу, которая резко отличается от традиционной. Нужно сделать так, чтобы у ребенка было желание учиться все время.

Эта программа –попытка повернуть учащихся к слову, к значению, к осознанию ответственности за свои слова, попытка обратить внимание на его богатство. Безусловно, ни за 34 часа, ни за 68 часов ситуации не изменить! Поэтому внеурочная деятельность – это закономерное продолжение уроков русского языка, литературы, а через подборку дидактического материала(текстов) и истории, и основ православной культуры.

Внеурочная деятельность рассчитана на развитие и формирование навыков анализа текстов разных стилей и типов речи, а также развития письменной и устной речи учащихся, логического мышления. Через дидактический инструментарий научение построено от слова и его значения до составления своих текстов в разных стилях и типах речи.

Необходимость в ведении данного кружка «От слова к тексту….» и его актуальность заключается в том, чтобы оказать помощь в формировании навыков свободного владения устной и письменной речью.

Для того чтобы вызвать интерес у учащихся, успешного и результативного проведения занятий предполагается использование разнообразных методов, приемов, современных технологий: игры, мастерские, использование РКМЧЧ, здоровьесберегающие, технология проблемного и проектного обучения, а также подборка дидактических материалов с учетом возрастных особенностей учащихся среднего возраста.

В курсе представлены разделы русского языка: «Лексика», «Художественные средства», «Текст», «Типы речи», «Стили речи».

В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть такими понятиями: «омонимы», «омоформы», «омографы», «синонимы», «антонимы», «полисемия», «эпитет», «метофора», «олицетворение», «сравнение», «эпифора», «анафора», «инверсия», «риторическое обращение», «риторическое восклицание», «риторический вопрос», а также с разными жанрами сочинений: сочинением в форме дневниковых записей, эссе, сочинение в жанре письма.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому, развитие коммуникативных навыков общения друг с другом, в малых и больших группах.

Основные цели программы:

-формирование навыков владения письменной и устной речи;

-формирование навыков анализа поэтического и прозаического текстов;

-формирование навыков письменной речи учащихся.

Задачи:

Обучающие:

-формирование интереса к русскому языку, к его слову, к русской литературе;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-расширение знаний и представлений о возможностях русского языка;

-выявление одаренных учащихся.

Воспитывающие:

-воспитание правильного отношения к своему языку, литературе, истории;

-формирование общеинтеллектуальных умений, интересов, речевой культуры;

-расширение читательского кругозора.

Развивающие:

-развитие умения пользоваться литературой как художественной, так и справочной;

-формирование коммуникационной грамотности.


Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов. Срок ее реализации - 1 года. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «От слова к тексту…»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


      • Личностные результаты

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


      • Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


      • Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.


      • Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Тематический план курса «От слова к тексту…»

Темы занятия

Кол-во час

1

Вводное занятие. Тайна русского слова. Корни и мысли.

1

2

Живительный глоток родного слова.

1

3

Ответственность за свои слова. Слова-паразиты. Лексическая культура.

1

4

Знакомство с языковыми нормами.

1

5

Речевой этикет.


6

Лексика. Полисемия. Однозначные и многозначные слова

1

7

Прямое и переносное значение. Художественный образ через слово


8

Синонимы и их роль в тексте.

1

9

Антонимы и их роль в тексте.

1

10

Омонимия: омографы, омофоны, омоформы.

1

11

Метафора и ее разновидности.

1

12

Эпитеты.

1

13

Сравнение и варианты сравнений.

1

14

Олицетворение.

1

15

Художественные приемы и их роль. Прямой и обратный порядок слов.

1

16

Анафора, эпифора.

1

17

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос.

1

18

Тайна текста. Виды связи в тексте.

1

19

Типы речи.

1

20

Повествование. Композиция текста.

1

21

Описание. Композиция текста.

1

22

Рассуждение как тип речи. Композиция.

1

23

Вводные слова в рассуждении.

1

24

Сочинение… С чего начинать?

1

25

Эпиграф-это тоже важно!

1

26

План сочинения-половина дела.

1

27

Разновидности плана.

1

28

Виды вступления: вопросно-ответное единство, цепочка вопросительных предложений, лирическое вступление.

1

29

Основная часть сочинения.

1

30

Виды заключения.

1

31

Сочинение в жанре эссе.

1

32

Сочинение в жанре дневниковых записей.

1

33

Сочинение в жанре письма.

1

34

Проба пера. Творческая работа.

1


Итого:

34

Содержание занятий

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

1

Вводное занятие. Тайна русского слова. .Корни и мысли.

1

Знакомство с книгой Василия Ирзабекова «Тайна русского слова».

Знакомство с этимологией слов и работа с этимологическим словарем

Л- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

М-самостоятельно формулировать тему и цели урока.


2

Живительный глоток родного слова.

1

Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского «Золотая роза»; языковой анализ текстов. Определение роли языка в жизни людей.


Л-– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; развитие коммуникационных навыков общения, культуры общения;

М- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.


3

Ответственность за свои слова. Слова –паразиты. Лексическая культура.

1

Анализ глав из книги Василия Ирзабекова; Эвристическая беседа. Слова –разрушители. Анализ главы из книги Александра Торика « Димка» (речь главного героя как показатель интеллекта , духовного и нравственного развития подростка).

Л-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; М- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

4.

Знакомство с языковыми нормами.

1

Знакомство с орфоэпическими нормами, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, лексическими. Редактирование текстов, выявление ошибок.

П-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе исследования;

К- проявлять речевые действия;

Л-формирование навыков конструированиятекста-рассуждения.

5

Речевой этикет

1

Знакомство со словами речевого этикета. Работа в парах, инсценирование речевых ситуаций и х анализ.

К-формирование навыков работы в группе;

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности.

К-использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью общения, контроля и самооценки.

6

Лексика. Полисемия. Однозначные и многозначные слова.

1

Знакомство с лексикологией, понятиями «лексика, «лексикон», «полисемия», «многозначные и однозначные слова». Работа с лексической статьей, лексическим словарем.

К-представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

Р-определять и контролировать свое поведение на уроке;

П-объяснять языковые явления, процессы, связии отношения в ходе исследования значения слова.

7

Прямое и переносное значение. Художественный образ через слово.

1

Знакомство словом, имеющим переносное значение. Работа с таблицей « Виды художественных средств». Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации терминов.

Р-применять навыки работы в группе ; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

П-находить художественные средства и уметь определять их вид.

8

Синонимы и их роль в тексте.

1

Знакомство с синонимией и ее роль в тексте, с понятием «контекстуальные синонимы». Нахождение синонимов в тексте прямых и контекстуальных. Самопроверка, работа по алгоритму. Составление устного высказывания.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

К- развитие устной речи; слышать и слушать друг друга


9

Антонимы и их роль в тексте.

1

Знакомство с антонимами и их ролью в тексте, нахождение контекстуальных антонимов; составление текстов по исходному алгоритму.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, проводить языковой анализ текста, определять виды связи в тексте(контекстные антонимы, синонимы).

10

Омонимия: омографы, омофоны, омоформы.

1

Знакомство с омонимией. Формирование навыков работы с текстом, нахождение омографов, омофонов, омоформ.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления с точки зрения омонимии.

11

Метафора и ее разновидности.

1

Знакомство с понятием «метафора» и ее разновидностями. Работа в парах. Языковой анализ поэтических и прозаических текстов.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, уметь определять и находить метафору;

Р- развитие коммуникативных навыков речевой культуры.

12

Эпитеты.

1

Знакомство с эпитетами, с понятием «постоянные эпитеты». Работа в парах. Анализ русских народных сказок. Выполнение проектной работы: заполнение таблицы эпитетов и ее защита.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

Р-развитие навыков коммуникации, умения слушать и слышать друг друга.

13

Сравнение и варианты сравнений

1

Знакомство с разными видами сравнения. Формирования языкового навыка при нахождении сравнения, выполнение анализа текста. Составление предложений с использованием художественных средств.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, лексические значения слов, художественных образов.;

Р- проектирование маршрута учебной деятельности, самоконтроль.

14

Олицетворение.

1

Знакомство с олицетворением, работа с художественными текстами. Выполнение творческой работы с использованием художественных средств.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления и понимать роль используемых художественных средств.

15

Художественные приемы и их роль . Прямой и обратный порядок слов.

1

Знакомство с фигурами речи, с понятиями «прямой и обратный порядок слов» в предложении. Работа в парах. Анализ синтаксических единиц.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П- находить инверсию в предложениях и уметь объяснять ее использование автором.

16

Анафора, эпифора.

1

Знакомство с логическим выделением слов в начале предложения-анафора, в конце предложения-эпифора. Анализ синтаксических единиц.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, их роль в предложениях и в текстах.

К- развитие коммуникативных навыков общения в малой группе.

17

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос.

1

Знакомство с вопросом-утверждением, с риторическим обращением на примере произведений А.С.Пушкина, с риторическим восклицанием.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-составление вопросов-утверждений по заданному тесту.

18

Тайна текста. Виды связи в тексте.

1

Анализ текста. Работа в группах «Собери текст». Самостоятельное заполнение таблицыс использованием теоретических материалов и опорной схемы, ознакомление с параллельной, последовательной связью в тексте.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности.

К-формирование навыков работы в группе.

Р- проектировать маршрут обучения через включение в новые виды деятельности.

19

Типы речи.

1

Знакомство с типами речи и их языковыми отличиями. Работа в парах по определению типа речи и составлению текстов разных типов речи.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-научиться собирать материал и оформлять его в сочинение.

20

Повествование. Композиция текста.

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний. Анализ повествовательных текстов, нахождение в текстах языковые особенности текста-повествования.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-научиться собирать материал , оформлять план, выявлять композиционные части и языковые особенности текста повествования.

21

Описание текста. Композиция текста.

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний. Анализ текстов типа речи описания, нахождение в текстах языковых особенностей текста-описание, работа над композицией исходного текста.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П- подбор по заданному плану материала, написание текста-описание по темам : «Моя любимая игрушка», «Мой друг», «Моя семья».

22

Рассуждение как тип речи. Композиция.

1

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний. Анализ текстов типа речи рассуждение, нахождение в текстах языковых особенностей текста-рассуждение, работа над композицией исходного текста.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-формирование навыков письменной речи, выполнение творческой работы, защита устно текста рассуждения.

Р-научение коммуникативным навыкам общения.

23

Вводные слова в рассуждении

1

Знакомство с группой вводных слов. Формирование у учащихся языковых навыков при подборе вводных слов, используемых в рассуждении. Слова-скрепы, помогающие структурировать рассуждение.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

Р- формирование навыков работы в парах, малых группах, умения слушать и слышат друг друга.

П-формирование навыков письменной речи.

24

Сочинение…С чего начинать?

1

Формирование способности к рефлексии. Научиться подбирать исходный материал, который будет составлять сочинение.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

25

Эпиграф-это тоже важно!

1

Работа с заголовками темы, формирование навыков нахождения главного понятия в теме сочинения, отбор пословиц, поговорок, перекликающихся по лексическому содержанию, работа с ключевыми словами.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять лексические значения при подборе эпиграфов;

К-формирование речевой культуры учащихся, научение ребят коммуникативным навыкам общения.

26

План сочинения-половина дела!

1

Знакомство с планом. Выявления значимости составления плана. Первичная работа с планом.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

27

Разновидности плана.

1

Знакомство с написанием простого и сложного плана. Практическое задание: составление плана по прочитанному произведению. Учимся составлять простой и сложный структурированный план. Формирование подбора материала.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П- развитие письменной речи учащихся;

Р-формирование работы в группах, навыков речевого общения.

28

Виды вступления: вопросно-ответное единство, цепочка вопросительных предложений, лирическое вступление.

1

Знакомство с видами вступления. Творческая работа написание разных вариантов вступления по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» на тему « Уроки жизни».

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

29

Основная часть сочинения.

1

Раскрытие основных понятий темы. Формирование подбора материала к написанию сочинения.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы; развитие письменной речи учащихся.

30

Виды заключения.

1

Знакомство с видами заключения: использование цитат, пословиц, поговорок. Кольцевая композиция текста.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

31

Сочинение в жанре эссе.

1

Знакомство с эссе. Разновидности и особенности жанра эссе. Творческая работа.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

32

Сочинение в жанре дневниковых записей.

1

Знакомство с жанром сочинения в форме дневниковых записей. Анализ художественных текстов данного жанра. Проба пера.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

33

Сочинение в жанре письма.

1

Знакомство с эпистолярным жанром, с письмами А.С.Пушкина.

Л-формирование устойчивой мотивации к обучению, к творческой и коллективной деятельности;

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы.

34

Проба пера. Творческая работа.

1

Создание собственного текста по предложенным темам.

Письмо ветерану Великой Отечественной войны.

П-объяснять языковые явления, процессы, отношения, выявляемые в ходе написания и редактирования творческой работы, построение собственного текста.


Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях.



Планируемые результаты изучения курса «Занимательная грамматика»

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

-отличительные признаки текстов разных стилей речи;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом,

-слова и их значения, прямое и переносное значение, однозначное и многозначное значение;

-о некоторых нормах русского языка: словоупотребительных, грамматических, орфоэпических, лексических;

-о разных жанрах сочинений: сочинение в форме дневниковых записей, сочинение-эссе, сочинение-письмо.

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, лексические средства выразительности;

- различать слова-, омонимы, антонимы, синонимы, понимать и уметь находить в тексте контекстные антонимы и синонимы;

- пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, словариком эпитетов;

-составлять тексты по типу речи повествование, описание, рассуждение,;

-писать сочинения в жанре эссе, письма.

Список литературы

1. А.М. Гринина-Земскова «Сочинениям надо учить». Из-во «Волгоград»,1970г.

2. М.А.Павлова «Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП»Москва-2000г.

3. А.Г.Нарушевич «Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты!», Из-во «Легион , Ростов –на-Дону, 2013г.

4. В.Ирзабеков «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека», Даниловский благовестник, Москва, 2013г.

5. Т.И.Павлова, Н.А.Раннева «Сочинение –рассуждение на экзамене. Знаю .Понимаю. Могу». Рабочая тетрадь по русскому языку. «Легион», Ростов-на-Дону, 2011г.

6. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич Учсебно-методический комплек5с «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» Русский язык. Сочинения на ЕГЭ.Курс интенсивной подготовки. «Легион», Рстов-на-Дону, 2013г.

7. О.И.Глазунова «Русский язык и культура речи» «Кнорус», Москва, 2012г.

8.Чеслав Залецкий «Практикум по риторике», Издательский центр «Москва», 1996г.

9. Т.О.Скригайло «Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров» Пособие для учителей. Москва «Русское слово», 2004г.

10. А.П. Пасхалов «Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс». - М: НЦ ЭНАС, 2007 г.)

11. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 2007 г.

12. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 2008 г.

13. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 2007 г.

14. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 2006 г.

15. Панов М.В. занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2005 г.

16. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 2005 г.



Стр. 11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!