СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная лингвистика" содержит 34 тематических занятия, рассчитанных на один учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса»

Программа внеурочной деятельности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА»

1 занятие.    ЗАГАДКИ

1. Чего больше в «одном яблоке», чем в «четырёх яблоках»? ( букв о )

2. Чем кончаются «зима и весна»? ( буква а )

3. Что пишется в начале «книги» ? ( буква к )

4. Как превратить «мел» в мелкое место на реке, «угол» – в топливо, а «шест» – в число? ( с помощью ь знака)

5. Как написать мышеловка пятью буквами? ( кошка )

6. Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «ка», «ша»)

7. Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «э», «ра»)

8. Какие буквы обижаются, что их не пишут в начале слова? (ъ, ы, ь)

9. В каких словах по 100 согласных? ( сто-л, сто-н)

10. Название какого овоща восходит к греческому слову «агурос», что значит «неспелый, несозревший»?


2.    «КТО БЫСТРЕЕ ?»

1. Кто быстрее напишет 10 слов, начинающихся с буквы ю?

2. Кто быстрее напишет 10 слов, начинающихся с буквы ф? и т.д.


3.    «АЛФАВИТ»


Е

 

М

О

Б

Ф

С

 

У

К

Р

З

А

 

В

Ш

Д

Э

П

 

Я

Ж

Ц

Х

Л

 

Щ

Ч

Т

Й

И

 

Н

Ё

Ю

Г

( нет ь,ъ,ы)


 4.    «ПИРАМИДА»

Задание: подбор существительных на «о», причём каждое новое слово должно быть больше на одну букву.

О П Ф

О __ П __ ФА

О __ __ П __ __ ФОН

О __ __ __ П __ __ __ ФАРА

О __ __ __ __ П __ __ __ __ ФОРМА

О __ __ ___ __ П __ __ __ __ __ Ф О Н А Р Ь

О __ __ __ __ __ __ П __ __ __ __ __ __ Ф А Б Р И К А

О __ __ __ __ __ __ __ П __ __ __ __ __ __ __ Ф О Л Ь К Л О Р

О __ __ __ __ __ __ __ __ П __ __ __ __ __ __ __ __ Ф Е С Т И В А Л Ь

О __ __ __ __ __ __ __ __ __ П __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ф О К С Т Е Р Ь Е Р

О __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ П __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ ФО ТОА П П А Р А Т


  1. «АНАГРАММЫ»


Рига – игра, баян - ……, овин - …., карета - …….., белорус - …….., майка - ….., араб - ……, арфа - ….., куст - ….., сосна - ……., лето - ….., маяк - ….., адрес - ….., сокол - ……., кукла - ……, шпала - ……, масло - ….., зола - …., жало - ….., мать - ……..

 «АНАГРАММЫ» ( названия животных и птиц)

Катер + век ( креветка); липа + нота; бак + оса; езда + ум; шаль + до; Ока + ров; лов + буй; евро + бой; Обь + луг; ров + она; гол + ива; оса + рок; лак + пени; корова + нож; тоска + чал.

 

6.    «ЧАЙНВОРД»

Из 10- 12 слов, обозначающих птиц ( животных, растений и т.д.), составить чайнворд.


  1. «НАЙДИ ПАРУ» (фразеологизмы, противовположные по значению)


 1.    Хоть иголку собирай 1. Воспрянуть духом

2.    Заваривать кашу 2. Одним духом

3.    По чайной ложке 3. Ни зги не видно

4.    Коломенская верста 4. Как кошка с собакой

5.    Чуть свет 5. Не покладая рук

6.    Повесить нос 6. Расхлёбывать кашу

7.    Жить душа в душу 7. От горшка два вершка

8.    Сидеть сложа руки 8. На ночь глядя

( близкие по значению)

1.    Тёртый калач 1. Несолоно хлебавши

2.    Ни рыба ни мясо 2. Приказать долго жить

3.    Дать нагоняй 3. С гулькин нос

4.    Отдать Богу душу 4. Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга

5.    Кот наплакал 5. Во все лопатки

6.    С пустыми руками 6. Стреляный воробей

7.    Сломя голову 7. Намылить шею

 

8.   «Строим по кирпичику»

Составить не менее 10 слов по конструкции:

1)    __ О __Ь; 2) М __ __; 3) В __ __ __; 4) Ф __ __; 5) Л __ __ __.

 









9. «СЛОВОЛОВ»

 

К

О

С

Т

В

И

 

Л

Ь

А

О

Т

 

Е

Р

Б

У

А

 

Т

А

О

З

М

 

Е

К

Р

И


К

 

Ь

Л

А

Ч

И

 

Н

О

Н

А

М

 

С

К

И

Л

О

 

Т

А

Ф

И

Р

 

Е

Л

Ь

С

В этой сетке можно найти не менее 58 слов. В этой сетке не менее 57 слов.


имён существительных, нарицательных, в единственном числе, если переходить от буквы к букве по горизонтали и вертикали. Нельзя двигаться по диагонали и делать ход в только что

покинутую клетку. ( можно найти 1 слово из 12 букв,1     слово из 16 букв)

 

10.«ПОИСК АНАЛОГИЙ»


Например:

кот____ = собака_;

котёнок щенок

 

 1)  затвор__ =

объектив

2)  восток =

север

 

3)  хоккей__ =

клюшка

 

4) радиус_____ =

окружность

 

5) лев____ =

грива

 

 6) велосипед________=

мотороллер

 

7) небо__ =

синева

 

8) рыба_____________=

сеть

 

9) журнал___________=

редактор

 

10) леди____________=

миледи

 

 11) человек___________= 12) глобус__________=

люди сфера

13) гоподин___________= 14) трещина__________=

мордва бриллиант

15) бустилат___________= 16) жокей_____________=

плитка лошадь

 

17) коза_______________= 18) турок______________=

баян окрут

 

19) парус______________= 20) рог________________=

краб рок


Слова для справок:

абсцисса зелень лук ракетка

белорус искатели метла раствор

брюки кантри минога седло

ведущий кирпич муха сорт

ведьма колесо нога спица

веко конус ордината теннис

воронка корова паутина трава

глаз лесоруб передача узел

гребень лестница петух штанина

запись луг прошесть эскалатор

Примечание:

 Окрут – женское платье ( по В.Далю); прошесть – ткань в станке ( по В.Далю).

 

11. «ПРОЧИТАЙ-КА!»

Попробовать прочитать, что было написано.

РЫБУ НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ. ( рыбу нёс кот и на крыше съел).

 

12. «ВОССТАНОВИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ» « Из мира животных»


Делить шкуру неубитого ………. Считать ….……….

Сесть на любимого ……….. дразнить …………

Купить …….. в мешке брать ……… за рога

Пустить ……. в огород прокатить на ………..

Набито как ……в бочке писать как …….. лапой

Дуется как ….. на крупу смотреть как ……. на новые ворота


 13. «Доказательство»

Доказать, что буквосочетание теперьяподнимитетоже имеет не меньше 7 прочтений. ( 1) те перья поднимите тоже; 2) теперь я под ним и те тоже; 3) те перья под ними, те тоже; 4) теперь я, поднимите тоже и т.д.

 

14. «Знаю русские пословицы»

Подобрать к немецким пословицам русские эквиваленты:

Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет.

Какое дерево, такая и груша.

Любить и петь заставить невозможно.

Сделанное дело в советах не нуждается.

Одно тухлое яйцо всю кашу испортит.


 15. «СОСТАВЬ ПАРУ»

Например: орех + плита = орёл + пихта (должно получиться название дерева и птицы, сидящей на дереве)

 Аренда + волос = ? варан + букет = ?

Сари + палтус = ? пава + винил = ?

Дерби + кролик = ? штука + канат = ?

Лампас + кельт = ? боярин + гульба = ?

Брак + бабочка = ? вилка + сантимо = ?

Пальто + покос = ? шкалик + гуру = ?

Волна + кегли = ? рана + спич = ?

Ялта + участок = ? багор + пакля = ?

 

16. «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Задание: к началам пословиц и поговорок подобрать их вторые части. Из буквенных

сочетаний, расположенных возле вторых частей, составьте ещё одну пословицу.

 

1. Собака лает 1. нам не ждать добра УДО

2. Два медведя 2. в деревне маета ДЕТ

3. Без денег 3. руками разведу АХ

4. Семь бед 4. в одной берлоге не живут ИД

5. Чужую беду 5. ветер носит ИЩ

6. От нашего ребра 6. и зверь бежит ИСА

7. На ловца 7. один ответ РА

8. В болоте тихо 8. сон крепче ОБ

9. Везде хорошо 9. да жить там лихо МОП

10. В городе суета 10. где нас нет РИ

 

 17. «Кто следующий?»

Байка Найти ещё 7 начальных букв и назвать слова, которые должны

Гайка быть следующими в этом списке.

Зайка

..айка

..айка

..айка

..айка

..айка

..айка

..айка

 

18. «Что в меню?»

Первые блюда Вторые блюда Приправы Третьи блюда

. . . блеты . . . . лот . . . . ник . . . хана

. . . орт . . . . лка . . . ошко . . . . йня

. . . бина . . . ость

. . . олик

. . . . з к а

. . . . ний

. . . . . ка

Что сегодня в меню столовой? С названий блюд начинаются слова, конечные буквы

которых вы видите. Количество точек соответствует количеству букв в названиях блюд.

Сколько слов разгадаете, столько кушаний вам подадут.


19. «УЗНАЙТЕ ПРОФЕССИИ»

Путём перестановки букв в каждой паре имён и фамилий узнайте, кем работают

следующие господа:

Лев Астра Мирон Щирков

Иван Ахметко Витольд Пореолидзе

Сидор Зельбут Маша Ситник

Захар Ометин Платон Егоров

Аким Тращур Марк Репиха

Виктор Залущакин Фаина Котиц

 

20. «АСЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

Ас______________________

Ас______________________

Ас______________________

Ас______________________

Ас_______________________

Ас_______________________

Ас_______________________

Какие специальности свидетельствуют о том, что их обладатели трудятся как асы?


 21. «ДОБАВЬТЕ БУКВЫ»

Для образования новых слов – имён существительных – добавьте к каждому из

приведённых глаголов повелительного наклонения ещё по три буквы.

 

 вой

 

 

 

иди

 

 

 

мой

 

 

 

пей

 

 

 

спи

 

 

 

три

 

 

 

 

22. «В ОБОИХ НАПРАВЛЕНИЯХ»

Напишите по порядку 14 трёхбуквенных слов, значения которых:

1. Единица давления ( бар). 2. Проведённый в ворота мяч (гол). 3. Ценное дерево ( бук)

4. Начальный отдел дыхательных путей ( нос). 5. Отложения углекислого кальция

вокруг растений ( туф). 6. Ручной ударный инструмент ( лом). 7. Промежуток времени,

близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца ( год).

8. Порода домашних собак ( дог). 9. Портовое сооружение ( мол). 10. Мера длины ( фут).

11. Состояние покоя ( сон). 12. Правильный многогранник ( куб). 13. Овраг с отлогими

задёрнутыми склонами ( ров). 14. Подневольный человек ( раб).

Если слова будут написаны правильно, то их можно прочесть и в обратном

направлении – с конца к началу; получаются те же слова и даже в прежней последо-вательности.


23. Анаграммы
24. Шарады

25. Логогрифы

26. Метаграммы

27. Проект «Музей наречий»

С помощью метода «мозгового штурма» мы выяснили, что наречия – древняя часть речи, этимология многих наречных слов очень туманна. Написания их совершенно не поддаются какому-либо одному правилу, но их можно сгруппировать по определенным признакам, что поможет запомнить их правильное написание.

28. Проведение конкурса коротких рассказов или стихотворений

Проведение любого творческого конкурса требует от педагога немало усилий. От того, насколько грамотно и четко будет организовано это мероприятие, зависит его успех.


29. Пословицы и поговорки о языке

Балаболит, как балаболка.

Без языка и колокол нем.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Блюди хлеб на обед, а слово на привет.

Бог дал два уха и один язык.

Больше дела, меньше слов.

Бормочет, что глухарь.

Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.

Бритва скребёт, а слово режет.

В добрый час молвить, в худой промолчать.

В сердце льстец всегда отыщет уголок.

В чужой беседе всяк ума купит.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

В чужом доме не указывают.

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

Вертит языком, что корова хвостом.

Во многословии не без пустословия.

Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит.

Всякая ссора красна миром.

Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.

Выстрелив, пулю не схватишь, слово сказав – не воротишь.

Где много толков, там мало толку.

Говори, да назад оглядывайся.

Говори, да не заговаривайся.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Говорит красно, да слушать тошно.

Говорит крестом, а глядит пестом.

Говорит направо, а глядит налево.

Говорит прямо, а делает криво.

Говорит, будто клеит.

Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.

Говорит, как по-писаному.

Говорит, словно реченька журчит.

Говорит, что родит.

Говорить беда, а молчать другая.

Говорить не устать, было б что сказать.

Гость гости, а пошёл – прости.

Гостю – почёт, хозяину – честь.

Губы да зубы – два забора, а удержу нет.

Держи язык за зубами.

Держи язык на верёвочке.

Держи язык на привязи.

Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

Доброе словечко в жемчуге.

Доброе слово и кошке приятно.

Добрым словом и бездомный богат.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Живое слово дороже мёртвой буквы.

За правое дело говори смело.

За словом в карман не полезет (ему слово, а он - десять).

За твоим языком не поспеешь босиком.

За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.

За худые слова слетит и голова.

Звону много, да толку мало.

Знала б наседка, узнает и соседка.

Знать сороку по язычку.

И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

И собака ласковое слово знает.

И собаку ласково примолвишь, так нескоро укусит.

И хорошее слово хорошо один раз.

Из пустого в порожнее переливает.

Кабы я ведал, где ты ныне обедал, знал бы я, чью ты песню поёшь.

Как нет души, так что хошь пиши!

Каковы свойства, таковы и речи.

Каркает, как ворона.

Кланяйся по-новому, а живи по-старому.

Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Короток язык, так вытянут, а длинен, так окоротают.

Красна речь поговоркой.

Красна речь притчею.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.

Красную речь красно и слушать.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает – пожинает.

Кто говорит, что хочет – сам услышит, чего не хочет.

Кто кого заглазно бранит, тот того боится.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.

Кто станет доносить, тому головы не сносить.

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Ласковое слово и кость ломит.

Ласковое слово и кошке приятно.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово многих прельщает.

Ласковое слово нетрудно, да споро.

Ласковое слово, что вешний денёк.

Лишнее говорить – себе вредить.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Лучше ногою запнуться, нежели языком.

Льстец под словами – змей под цветами.

Мал язык, да всем телом владеет.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Меньше говори, да больше делай.

Мирская молва что морская волна.


30. ВИКТОРИНА "А КАК ГОВОРИМ МЫ?"

Занимательная викторина на знание поговорок и фразеологизмов.


31. Интеллектуальный КВН


32. История русских слов


33. Акростих

Акростих -(греч. akros – «крайний, конечный» и stikhos – «стих») – своеобразный кузен акронима (греч. akros и onymos – «имя»). Но если акроним – это только сокращение из начальных букв словосочетания, то акростих – это настоящее литературное произведение, стихотворение, в котором начальные буквы строк, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу.


34. Хочешь стать филологом? (Сочинение-отзыв)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!