Актуальность программы «Проектирование современной одежды» заключается в создании условий для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей, способствования углублению и расширению базовых знаний, умений и навыков, сформированных на уроках технологии; в побуждении к самостоятельному выбору содержания своей деятельности при проектировании; развития в ребенке творческой личности; выявления профессионального интереса к проектной художественно-прикладной деятельности.
Программа кружка «Проектирование современной одежды» по курсу «Технология обработки ткани и декоративно-прикладное искусство» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения и совершенствования учащимися определенной совокупности умений и навыков, а по содержательной направленности – художественно-эстетической. По характеру изменений, внесенных согласно собственной концепции, программа является авторской. Уровень реализации – основной общеобразовательный. Уровень усвоения – углубленный. Способ освоения содержания образования репродуктивный и креативный.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством проектирования одежды и выполнением различных видов декоративно-прикладного творчества, формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи программы:
- углубить знания по проектированию одежды;
- познакомить с основами дизайна одежды, способствовать развитию творческих способностей;
- расширить знания в области материаловедения, оборудования, ИКТ, технологии обработки и отделки одежды;
- научить понимать и применять необходимую терминологию при решении творческих изобретательских задач;
- обучить современным способам, а так же технологии пошива и художественной отделки одежды;
- развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых моделей одежды и ее художественной отделки;
- воспитывать любовь к прекрасному, чувство вкуса и гармонии;
- помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности, профессионального самоопределения.
Идея программы: синтезировать различные современные способы обработки и отделки одежды (современные материалы, оборудование, информационные технологии, роспись по ткани, гильоширование и аппликация), а за тем соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостную картину процесса проектирования одежды.
Программа построена по принципу «расширяющейся спирали». Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно, причем содержание постоянно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия, каждой операции. На протяжении 4-х лет обучения, по данной программе, состоящей из шести разделов, воспитанники получают возможность не только углубить знания по проектированию одежды, но и совершенствовать навыки, развить творческие способности, добиться высоких результатов в проектной деятельности и олимпиаде по технологии. В содержании разделов программы с каждым последующим годом обучения предусматриваются более сложные способы обработки изделий, а так же новые более трудоёмкие объекты труда.
Методы и приёмы организации практической работы и работы над проектом с каждым годом изменяются. Работа воспитанников становится более самостоятельной.
Преимуществом этой программы, построенной по принципу спирали, является то, что она не может и не должна, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп развития, как это свойственно обычным традиционным программам.
По нормативным срокам реализации образовательная программа «Проектирование современной одежды» рассчитана на 4 года обучения 280 ч. , 2 часа в неделю (по 2 часа 1 раз в неделю, 70 ч в год). Продолжительность занятий 40 минут с десятиминутным перерывом. Во время перерыва целесообразно использовать здоровье сберегающие технологии (упражнения для глаз, физ. минутки), в соответствии с требованиями СанПиНа.