Программа
внеурочной деятельности:
«СЭФ – Создавай, экспериментируй, фантазируй!»
или
«Союз энтузиастов физиков»
Учитель: Игошина Н.В.
Коелга
2016 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2010 г., рег. № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 08 февраля 2010, регистрационный №16299.
3. Инструктивно-методическое письмо Министерство образования и науки челябинской области «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2016-2017 учебном году, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования».
4. Учебный план МБОУ Коелгинской СОШ на 2016-2017 учебный год.
5. Программа пропедевтического курса физики V-VI классов, авторы: М.Д. Даммер, В.В. Хохлова. (Программа одобрена научно-методическим советом физического факультета Челябинского государственного педагогического университета.)
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.
Курс «СЭФ (Союз энтузиастов физики)» в 6-х и 7-х классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования.
Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.
Цель курса: формирование раннего профессионального самоопределения, учебно-познавательной активности и умения видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.
Задачи:
формировать у учащихся первоначальные физические понятия и систему понятий; понятия о методах физических исследований;
формировать умения описывать и объяснять на основе имеющихся знаний явления природы, структурные формы и свойства материи, научные основы техники;
формировать познавательный интерес к физике и технике, положительные мотивы учения;
воспитывать нравственные качества личности, культуры учебного труда, элементы экологической культуры, уважительного отношения к людям труда малой родины.
Курс физики VI-VII классов охватывает механические, тепловые, электромагнитные и оптические явления. Таким образом, в результате изучения курcа у учащихся формируются первоначальные представления обо всех основных видах физических явлений. Особенное внимание уделяется механическим явлениям. Изучая механические явления в младшем подростковом возрасте можно формировать у учащихся исследовательский подход к изучению физики.
Программа рассчитана на следующую сетку часов:
Классы | VI | VII |
Количество недельных часов | 1 | 1 |
В результате реализации программы формируем следующие умения:
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения простого опыта;
- отбирать необходимые для постановки эксперимента источники информации среди предложенной учителем дополнительной литературы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и обобщать физические явления4
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, рисунок);
- делать выводы на основе опыта;
2. Регулятивные УУД
- самостоятельно формировать цель постановки опыта после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать экспериментальную проблему;
- составлять план действий отдельно взятого опыта совместно с группой;
- работая над опытом, соблюдать технику безопасности;
3. Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли по решению той или иной проблемы;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы4
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с детьми6 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместной работе над опытом;
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
Научиться выполнять экспериментальные упражнения, что способствует развитию познавательных мотивов и интересов.
Научиться систематизировать полученные знания в виде рисунков, схем, ребусов, кроссвордов, что является показателем сформированности творческой деятельности младших школьников.
Научиться коллективно работать, развивать взаимовыручку, взаимоподдержку.
Развивать внимание учеников.
При выполнении экспериментов способствовать развитию мелкой моторики, что особенно важно для младших школьников.
Сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Развивать аккуратность, умение составлять план работы и работать по нему.
Развивать навыки публичных выступлений.
Развивать понимание процессов в природе, что является залогом бережного к ней отношения.
Метапредметные результаты:
В процессе занятий учащиеся должны усвоить методы научного познания природы и овладеть способами творческой деятельности.
На занятиях формируются навыки самостоятельной работы, работы в составе групп, в том числе сменного состава.
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем
Общие предметные результаты курса «СЭФ»:
В познавательной сфере:
знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
В трудовой сфере:
В сфере безопасности жизнедеятельности:
Частные предметные результаты изучения курса «СЭФ» являются:
формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики и химии для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики и химии;
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
осознание необходимости применения достижений физики и химии для рационального природопользования;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф
Описание места учебного курса в учебном плане
По учебному плану МБОУ Коелгинской СОШ курс «СЭФ» рассчитан на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Содержание программы
(35ч, 1ч в неделю в 6-х классах, 35ч,
1ч в неделю в 6-х классах)
VI класс, 34 часа
Предмет физики. Физические явления. Физическое тело, вещество. Предмет астрономии. Физические величины и их измерение. Единицы величины. Средства измерения. Шкала измерительного средства. Цена деления шкалы.
Измерение длины. Единицы длины. Средства для измерения длины. Курвиметр.
Измерение площади. Единицы площади. Измерение площади прямоугольника. Измерение площади палеткой.
Измерение объема. Единицы объема. Измерение объема тел правильной и неправильной формы. Мензурка.
Движение и его характеристики. Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория движения. Пройденный путь. Измерение времени. Единицы времени. Часы и секундомер. Скорость. Единицы скорости. Спидометр. Относительная скорость.
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах.
Сила. Изменение скорости и деформация тел под действием силы. Направление силы. Измерение силы динамометром.
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Измерение силы тяжести.
Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации и жесткости тела. Направление силы упругости. Измерение силы упругости. Вес тела.
Давление. Зависимость давления от силы давления и площади опоры. Единицы давления.
Сила трения. Виды трения. Сила трения покоя, скольжения, качения. Измерение силы трения. Зависимость силы трения от силы давления, качества поверхности, вида трения.
Сила Архимеда. Причина ее возникновения. Измерение силы Архимеда. Зависимость силы Архимеда от объема погруженной части тела и рода жидкости. Плавание тел.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Частицы вещества. Количество и размеры частиц. Движение частиц. Диффузия. Зависимость скорости диффузии от температуры тела и агрегатного состояния вещества. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Температура и температурные шкалы. Измерение температуры.
Внутренняя энергия тела и способы ее изменения. Внутренняя энергия. Механическая работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Проводники тепла и изоляторы. Конвекция. Объяснение конвекции. Излучение. Зависимость излучающей способности тела от его температуры и цвета поверхности. Зависимость поглощающей способности тела от его цвета.
Парообразование: испарение и кипение. Скорость испарения. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Конденсация пара. Выделение энергии при конденсации. Влажность воздуха. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Горение. Взрыв и тление. Выделение энергии при горении.
VII класс, 34 часа
Электризация тел. Способы электризации тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Электроскоп. Проводники и диэлектрики.
Электрический ток. Условия его возникновения. Источники тока. Электрические цепи и их элементы. Действия электрического тока. Тепловое действие тока и его применение. Химическое действие тока и его применение. Магнитное действие тока и его применение.
Постоянные магниты. Полюса магнита. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики и диамагнетики. Магнитное поле Земли. Магнитное поле проводника с током. Электромагнит и его применение. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель и его применение. Электромагнитная индукция. Зависимость индукционного тока от характеристик катушки и скорости изменения магнитного поля. Применение электромагнитной индукции.
Источники света. Искусственные и естественные источники. Люминесценция. Луч света. Прямолинейное распространение света. Образование тени. Солнечные и лунные затмения.
Отражение света. Падающий и отраженный лучи. Преломление света. Преломленный луч. Поглощение света. Зависимость угла преломления от среды. Плоское зеркало. Получение изображения в зеркале. Характеристики зеркального изображения. Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние линзы. Получение изображения в линзах. Характеристики изображения, полученного в линзах. Оптические приборы. Глаз. Дальнозоркость и близорукость. Сложный состав белого света. Цвет тел.
Планируемые результаты изучения курса:
Обучающийся научится:
Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.
Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.
Распознавать физические явления.
Описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсацию, кипение, плавление, Объяснять причину возникновения света, приводят примеры естественных и искусственных источников света.
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о механических, тепловых и световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и световых явлениях.
Формы контроля достижения результатов:
Оформление кратких отчётов об экспериментах на уроках и дома.
Подготовка рефератов и сообщений.
Создание творческих проектов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Образовательная программа | Программа пропедевтического курса М.Д. Даммер |
Учебники | М.Д.Даммер, В.В.Хохлова. 5 класс. – Челябинск, Центр научного Сотрудничества, 2011. М.Д.Даммер, В.В.Хохлова. 6 класс. – Челябинск, Центр научного Сотрудничества, 2011. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 классы. – М..: Дрофа, 2011. |
Учебно-методические пособия для учителя | В.В.Кудинов. Экспериментальные задачи и задания в пропедевтическом курсе физики. - Челябинск, 2009. |
Дополнительная литература | Наука, 1979. |
Технические средства обучения