СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «СЭФ – Создавай, экспериментируй, фантазируй!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по внеурочной деятельности по физике для 6-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта»


Паспорт проекта

Название проекта – Программа внеурочной деятельности «СЭФ – Создавай, экспериментируй, фантазируй!»

Автор проекта: Игошина Наталья Владимировна, учитель физики высшей квалификационной категории.

Название учебного учреждения: Образовательная организация: МБОУ «Коелгинская СОШ имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова».

Год разработки: 2015-2016 .

Опыт использования - в 6-7-х классах.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: физика.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: химия, математика, информатика.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 12 -14 лет.

Цель проекта: формирование раннего профессионального самоопределения, учебно-познавательной активности обучающихся и умения видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Задачи проекта:

— формировать у учащихся первоначальные физические понятия и систему понятий; понятия о методах физических исследований;

— формировать умения описывать и объяснять на основе имеющихся знаний явления природы, структурные формы и свойства материи, научные основы техники;

— формировать познавательный интерес к физике и технике, положительные мотивы учения;

— воспитывать нравственные качества личности, культуры учебного труда, элементы экологической культуры, уважительного отношения к людям труда малой родины.

Ожидаемые результаты:

- новые исследовательские проекты учащихся в области физики;

- самодельные приборы и игрушки;

- раннее профессиональное самоопределение.

Аннотация

У учителя на средней ступени обучения не так много возможности для изучения окружающей природы через творчество самих учащихся. Базовый курс физики, ограниченный во времени, 2 часа в неделю, чётко обозначенные темы учебника с вопросами, заданиями, упражнениями по каждому параграфу, лабораторные работы, безусловно, формируют представление о физике, как предмете. Но данный проект позволяет на более ранней стадии изучать окружающий мир в более активных и интересных ребёнку формах, служит развитию общешкольной программы раннего профессионального самоопределения учащихся.

Назначение

Наш проект предназначен для внеурочной деятельности по физике в 6-х и 7-х классах.

Результаты освоения курса


Личностные результаты:                               

Обучающиеся научатся:

  • выполнять экспериментальные упражнения, что способствует развитию познавательных мотивов и интересов  

  • систематизировать полученные знания в виде рисунков, схем, ребусов, кроссвордов, что является  показателем сформированности творческой деятельности младших школьников.

  • коллективно  работать, развивать взаимовыручку, взаимоподдержку.

  • аккуратности, умению составлять план работы и работать по нему.

  • навыкам публичных выступлений.

  • понимать процессы в природе, что является залогом бережного к ней отношения.


Получат возможность:

  • получить навыки самостоятельной творческой и научной деятельности.


Метапредметные результаты:

В процессе занятий обучающиеся научатся:

  • методам научного познания природы и овладеют способами творческой деятельности.

  • навыкам самостоятельной работы, работы в составе групп, в том числе сменного состава.


Получат возможность:

  • Освоить приемы действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем


Общие предметные результаты курса «СЭФ»:

В познавательной сфере:

  • знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

  • умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

  • умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.




В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.

В трудовой сфере:

  • проводить физический и химический эксперименты.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Частными предметными результатами изучения курса «СЭФ» являются:

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • осознание необходимости применения достижений физики для рационального природопользования;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.



Развитие проекта

В дальнейшем предполагается расширить проект разработками занятий, дополнить новыми исследованиями учащихся, представить на обсуждение педагогов.




Просмотр содержимого документа
«Приложение_1_Программа внеурочной деятельности»









Программа

внеурочной деятельности:

«СЭФ – Создавай, экспериментируй, фантазируй!»

или

«Союз энтузиастов физиков»





Учитель: Игошина Н.В.











Коелга

2016 год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2010 г., рег. № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 08 февраля 2010, регистрационный №16299.

3. Инструктивно-методическое письмо Министерство образования и науки челябинской области «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2016-2017 учебном году, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования».

4. Учебный план МБОУ Коелгинской СОШ на 2016-2017 учебный год.

5. Программа пропедевтического курса физики V-VI классов, авторы: М.Д. Даммер, В.В. Хохлова. (Программа одобрена научно-методическим советом физического факультета Челябинского государственного педагогического университета.)

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.

Курс «СЭФ (Союз энтузиастов физики)» в 6-х и 7-х классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования.

Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.

Цель курса: формирование раннего профессионального самоопределения, учебно-познавательной активности и умения видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Задачи:

  • формировать у учащихся первоначальные физические понятия и систему понятий; понятия о методах физических исследований;

  • формировать умения описывать и объяснять на основе имеющихся знаний явления природы, структурные формы и свойства материи, научные основы техники;

  • формировать познавательный интерес к физике и технике, положительные мотивы учения;

  • воспитывать нравственные качества личности, культуры учебного труда, элементы экологической культуры, уважительного отношения к людям труда малой родины.

Курс физики VI-VII классов охватывает механические, тепловые, электромагнитные и оптические явления. Таким образом, в результате изучения курcа у учащихся формируются первоначальные представления обо всех основных видах физических явлений. Особенное внимание уделяется механическим явлениям. Изучая механические явления в младшем подростковом возрасте можно формировать у учащихся исследовательский подход к изучению физики.


Программа рассчитана на следующую сетку часов:

Классы

VI

VII

Количество недельных часов

1

1



В результате реализации программы формируем следующие умения:



  1. Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения простого опыта;

- отбирать необходимые для постановки эксперимента источники информации среди предложенной учителем дополнительной литературы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и обобщать физические явления4

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, рисунок);

- делать выводы на основе опыта;

2. Регулятивные УУД

- самостоятельно формировать цель постановки опыта после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать экспериментальную проблему;

- составлять план действий отдельно взятого опыта совместно с группой;

- работая над опытом, соблюдать технику безопасности;

3. Коммуникативные УУД

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли по решению той или иной проблемы;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы4

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с детьми6 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместной работе над опытом;



Результаты освоения курса



Личностные результаты:                               

  1. Научиться выполнять экспериментальные упражнения, что способствует развитию познавательных мотивов и интересов.  

  2. Научиться систематизировать полученные знания в виде рисунков, схем, ребусов, кроссвордов, что является  показателем сформированности творческой деятельности младших школьников.

  3. Научиться коллективно  работать, развивать взаимовыручку, взаимоподдержку.

  4. Развивать внимание учеников.

  5. При выполнении экспериментов способствовать развитию мелкой моторики, что особенно важно для младших школьников.

  6. Сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности.

  7. Развивать аккуратность, умение составлять план работы и работать по нему.

  8. Развивать навыки публичных выступлений.

  9. Развивать понимание процессов в природе, что является залогом бережного к ней отношения.



Метапредметные результаты:

  1. В процессе занятий учащиеся должны усвоить методы научного познания природы и овладеть способами творческой деятельности.

  2. На занятиях формируются навыки самостоятельной работы, работы в составе групп, в том числе сменного состава.

  3. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем

Общие предметные результаты курса «СЭФ»:

В познавательной сфере:

  • знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

  • умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

  • умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.

В трудовой сфере:

  • проводить физический и химический эксперименты.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Частные предметные результаты изучения курса «СЭФ» являются:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики и химии для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики и химии;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • осознание необходимости применения достижений физики и химии для рационального природопользования;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф

Описание места учебного курса в учебном плане

По учебному плану МБОУ Коелгинской СОШ курс «СЭФ» рассчитан на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.



Содержание программы

(35ч, 1ч в неделю в 6-х классах, 35ч,

1ч в неделю в 6-х классах)


VI класс, 34 часа

Предмет физики. Физические явления. Физическое тело, вещество. Предмет астрономии. Физические величины и их измерение. Единицы величины. Средства измерения. Шкала измерительного средства. Цена деления шкалы.

Измерение длины. Единицы длины. Средства для измерения длины. Курвиметр.

Измерение площади. Единицы площади. Измерение площади прямоугольника. Измерение площади палеткой.

Измерение объема. Единицы объема. Измерение объема тел правильной и неправильной формы. Мензурка.

Движение и его характеристики. Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория движения. Пройденный путь. Измерение времени. Единицы времени. Часы и секундомер. Скорость. Единицы скорости. Спидометр. Относительная скорость.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах.

Сила. Изменение скорости и деформация тел под действием силы. Направление силы. Измерение силы динамометром.

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Измерение силы тяжести.

Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации и жесткости тела. Направление силы упругости. Измерение силы упругости. Вес тела.

Давление. Зависимость давления от силы давления и площади опоры. Единицы давления.

Сила трения. Виды трения. Сила трения покоя, скольжения, качения. Измерение силы трения. Зависимость силы трения от силы давления, качества поверхности, вида трения.

Сила Архимеда. Причина ее возникновения. Измерение силы Архимеда. Зависимость силы Архимеда от объема погруженной части тела и рода жидкости. Плавание тел.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Частицы вещества. Количество и размеры частиц. Движение частиц. Диффузия. Зависимость скорости диффузии от температуры тела и агрегатного состояния вещества. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Температура и температурные шкалы. Измерение температуры.

Внутренняя энергия тела и способы ее изменения. Внутренняя энергия. Механическая работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Теплопроводность. Проводники тепла и изоляторы. Конвекция. Объяснение конвекции. Излучение. Зависимость излучающей способности тела от его температуры и цвета поверхности. Зависимость поглощающей способности тела от его цвета.

Парообразование: испарение и кипение. Скорость испарения. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Конденсация пара. Выделение энергии при конденсации. Влажность воздуха. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Горение. Взрыв и тление. Выделение энергии при горении.

VII класс, 34 часа

Электризация тел. Способы электризации тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Электроскоп. Проводники и диэлектрики.

Электрический ток. Условия его возникновения. Источники тока. Электрические цепи и их элементы. Действия электрического тока. Тепловое действие тока и его применение. Химическое действие тока и его применение. Магнитное действие тока и его применение.

Постоянные магниты. Полюса магнита. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики и диамагнетики. Магнитное поле Земли. Магнитное поле проводника с током. Электромагнит и его применение. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель и его применение. Электромагнитная индукция. Зависимость индукционного тока от характеристик катушки и скорости изменения магнитного поля. Применение электромагнитной индукции.

Источники света. Искусственные и естественные источники. Люминесценция. Луч света. Прямолинейное распространение света. Образование тени. Солнечные и лунные затмения.

Отражение света. Падающий и отраженный лучи. Преломление света. Преломленный луч. Поглощение света. Зависимость угла преломления от среды. Плоское зеркало. Получение изображения в зеркале. Характеристики зеркального изображения. Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние линзы. Получение изображения в линзах. Характеристики изображения, полученного в линзах. Оптические приборы. Глаз. Дальнозоркость и близорукость. Сложный состав белого света. Цвет тел.



Планируемые результаты изучения курса:

Обучающийся научится:

  • Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.

  • Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.

  • Распознавать физические явления.

  • Описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсацию, кипение, плавление, Объяснять причину возникновения света, приводят примеры естественных и искусственных источников света.

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о механических, тепловых и световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и световых явлениях.

Формы контроля достижения результатов:

  • Оформление кратких отчётов об экспериментах на уроках и дома.

  • Подготовка рефератов и сообщений.

  • Создание творческих проектов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Образовательная программа

Программа пропедевтического курса М.Д. Даммер

Учебники

  • М.Д.Даммер, В.В.Хохлова. 5 класс. – Челябинск, Центр научного Сотрудничества, 2011.

  • М.Д.Даммер, В.В.Хохлова. 6 класс. – Челябинск, Центр научного Сотрудничества, 2011.

  • А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 классы. – М..: Дрофа, 2011.

Учебно-методические пособия для учителя

В.В.Кудинов. Экспериментальные задачи и задания в пропедевтическом курсе физики. - Челябинск, 2009.

Дополнительная литература

  • Перельман Я.И. Занимательная физика 1-2ч. – М.:

Наука, 1979.

  • http://ten2x5.narod.ru/klass/sikoruk1.htm

  • http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/Baby/uovoda.htm

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Аудио колонки

  • Демонстрационное и лабораторное оборудование.



Просмотр содержимого документа
«Приложение_2_Тематическое планирование внеурочной деятельности_СЭФ_2016_2017»

Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Соображай, экспериментируй, фантазируй (СЭФ)»

для 6 класса

N п/п

Раздел

Тема урока

Содержание

Практические работы

1.

Введение

Физика и астрономия

Предмет физика. Физические явления. Физическое тело, вещество. Предмет астрономии.


Повторение демонстраций некоторых опытов, демонстрируемых учиетлем.

2.


Физические величины

Физические величины, их измерение. История измерений. Единицы величины. Средства измерения.


Измерения массы тела, высоты человека, площади и объёма классной комнаты, объёма кастрюли, пипетки

3.

Измерения.

Цена деления

Шкала прибора. Цена деления шкалы. Точность прибора. Расчёт цены деления.


Расчёт цены деления.

4.


Длина

Единицы длины. Измерение длины. Средства для измерения длины. Курвиметр.


Как в кино делают лилипутов

Оборудование: цифровой фотоаппарат, детские игрушки, компьютер, проектор (для просмотра результатов занятия).

5.


Площадь

Площадь. Единицы площади. История измерений. Измерение площади прямоугольника.


Шарик проходит сквозь монету

Оборудование: лист бумаги, бутылка, липкая лента, монета, металлический шарик.

6.


Измерение площади палеткой

Палетка. Изготовление палетки. Измерение площади неправильных фигур.


Изготовление палетки. Измерение площади неправильных фигур.

7.


Объём

Единицы объема. Измерение объема. Историческая справка. Измерение объема тел правильной формы.

Измерение объема тел правильной формы линейкой.

8.


Измерение объема мензуркой

Измерение объема тел неправильной формы. Мензурка.

Измерение объема тел неправильной формы мензуркой.

9.


Измерение времени.

Единицы времени. История создания часов. Часы и секундомер. Изготовление часов.

Перевод единиц времени. Изготовление часов. Измерение времени секундомером.

10.

Механичекие явления.

Механическое движение.

Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория движения. Пройденный путь. Виды движения.

-Относительность движения по прямой линии.

-Волчки своими руками. Бумажный вертолёт и дирижабль

Оборудование: спички или деревянные зубочистки, пробка, грецкий орех, бусинки, картонный кружок или пластмассовая крышка, нитки, ножницы, пластилин, фломастеры, бумага, линейка, канцелярская скрепка.

11.


Скорость.

Единицы скорости. Спидометр. Относительная скорость.

Перевод единиц скорости

12.


Инерция. Масса тела.

Понятие массы. Единицы массы. Историческая справка. Изготовление весов

Опыты по инерции (с книгой, металлическим шариком и песком). Перевод единиц массы

13.


Измерение массы на весах.

Измерение массы различных на рычажных весах и на весах собственного изготовления.

Взвешивание различными типами весов

14.


Сила.

Понятие силы. Изменение скорости и деформация тел под действием силы. Направление силы.

Инерция и реактивное движение

Оборудование: 2 штатива, гиря, толстая и тонкая нить, бумажные кольца, деревянная рейка, указка (палка), монета, открытка, две тележки, вентилятор, сосуд с водой, деревянная дощечка или пенопласт, пластмассовый стаканчик, трубочка для коктейля, ножницы.

15.


Измерение силы динамометром.

Динамометр. Создание динамометра собственной конструкции. Измерение силы динамометром.

Фокусы с инерцией

Оборудование: шахматная деревянная доска, шашки, гладкая скатерть из шелковой или льняной ткани, полоска бумаги, линейка, бутылка из-под молока, тяжёлая монета, пластмассовое домино, открытка, стакан, до половины наполненный водой, колечко от ключей, варёное яйцо.

16.


Сила тяжести.

Всемирное тяготение. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести, её измерение.

Как заставить стаканчик из-под йогурта парить в воздухе?

Оборудование: стаканчик из-под йогурта, рулон широкой липкой ленты, картонный ролик из-под туалетной бумаги, два куска верёвки по 20 см, кусок верёвки длиной 40 см, ножницы, шарик пластилина.

17.


Сила упругости.

Зависимость силы упругости от деформации и жесткости тела. Направление. Вес тела.

Как две швабры могут придать сил?

Оборудование: две прочные палки от метлы или швабры (лучше всего подойдут металлические), гладкая и толстая верёвка (длиной 5-6 м), пара рабочих перчаток.

18.


Измерение силы упругости.

Измерение силы упругости – лабораторным и самодельным динамометрами.

Птичка и бегемот. Катапульта из кастрюли и ложки

Оборудование: щипцы для орехов, орехи (чеснокодавка, чеснок), ножницы, бумага, два предмета разной массы (птичка и бегемот), линейка, круглый карандаш, небольшая кастрюля, железная или деревянная ложка, резиновое кольцо, мячик от настольного тенниса.

19.


Давление.

Понятие давления. Зависимость давления от силы давления и площади опоры. Единицы давления.

Как показать фокус с картонной трубкой?

Оборудование: картонная трубка с двумя пластмассовыми крышками, деревянная палочка, длина которой равна диаметру трубки (или гвоздик и пластилин), 2 кнопки, кусок верёвки, равный длине трубки, кусок верёвки вдвое длиннее трубки, маленькое кольцо, молоток, ножницы, штатив.

20.


Давление воздуха.


Судно на воздушной подушке

Оборудование: пластиковый стаканчик, ножницы, фломастер, небольшая коробка, пластилин, скотч

Воздушный силач

Оборудование: плотный пластиковый пакет, насос, гиря.

21.


Сила трения.

Сила трения, виды. Сила трения покоя, скольжения, качения. Измерение. Зависимость от силы давления, поверхности.

Что такое трение?

Оборудование: динамометр, тонкий, но прочный шпагат, тяжёлая книга, четыре круглых карандаша, круглая консервная банка, стол.

22.


Сила Архимеда.

Причина возникновения. Измерение. Зависимость от объема погруженной части и рода жидкости. Плавание.

Форма летательного аппарата. Полёт.

Оборудование: полоска бумаги шириной 10 и длиной 20 см, три листа бумаги, две книги, два воздушных шарика, нитки, трубочка для коктейля, ножницы.

23.

Тепловые явления.

Энергия.

Механическая работа. Понятие энергии. Потенциальная и кинетическая энергия, от чего они зависят.

Мотор из воздушного шарика. Ракета из воздушного шарика.

Оборудование: прямоугольный пакет из-под молока, воздушный шарик, (детская) ванна с водой, соломинка, бельевая прищепка, несколько метров нитки, липкая лента.


24.


Строение вещества.

Частицы вещества, их количество и размеры, движение. Диффузия, от чего зависит.

Изучение метода рядов (измерение диаметра проволоки). Наблюдение делимости вещества.

25.


Твёрдые тела, жидкости и газы.

Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества, движение частиц в них.

Наблюдение броуновского движения на кодоскопе.

26.


Температура.

Температура и температурные шкалы. Историческая справка. Измерение температуры. Термометры.

Измерение температуры электронным термометром, построение графика зависимости температуры от времени.

27.


Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия тела и способы ее изменения. Механическая работа и теплопередача.

Как выловить из воды кубик льда с помощью соли?

Оборудование: стакан воды, шерстяная нитка, кубик льда, соль.

28.


Теплопередача.

Виды. Теплопроводность. Проводники и изоляторы. Конвекция. Излучение. Зависимость от температуры и цвета. Зависимость поглощения тела от его цвета.

Что такое тепло?

Оборудование: миска с холодной водой (можно добавить лед), миска с водой комнатной температуры, миска с горячей водой (но чтобы не обжечься), термометр.

29.


Испарение.

Парообразование: испарение и кипение. Скорость испарения.

Сколько воды в воздухе?

Оборудование: термометр, тарелка, фен, марлевый бинт, вода

30.


Кипение.

Температура кипения, её зависимость от атмосферного давления. Конденсация. Выделение энергии.

Буря в стакане

Оборудование: стакан, тарелка, кубики льда, кружка с водой.

31.


Влажность.

Влажность воздуха, относительная и абсолютная. Её зависимость от температуры. Точка росы.

Как превратить сосновую шишку в метеостанцию?

Оборудование: сосновая шишка, лист бумаги (А4), булавка, клей для древесины, соломинка для коктейля, маленькая дощечка, липкая лента.

32.


Плавление.

Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания.

-Наблюдение за плавлением снега

-Как наждачная бумага поможет украсить футболку?

Оборудование: цветные восковые карандаши, лист наждачной бумаги (средней зернистости, например № 80), белая хлопчатобумажная футболка без рисунка, кусок хлопчатобумажной ткани, кусок аалюминиевой фольги размером с лист наждачной бумаги утюг, гладильная доска (одеяло).

33


Горение.

Взрыв и тление. Выделение энергии при горении. Суть явления.

Кастрюля из бумаги

Оборудование: чайная свечка, 2 спичечных коробка, липкая лента.

34.


Капиллярные явления.


Раскрывающийся цветок

Оборудование: листы белой бумаги, миска с водой, цветные карандаши, ножницы.

35.

Итоговое занятие.

Экскурсии на предприятия села.


Заполнение карт наблюдения физических явлений.



Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Соображай, экспериментируй, фантазируй (СЭФ)»

для 7 класса


N п/п

Раздел

Тема урока

Содержание

Практические работы

1.

Электрические явления.

Электризация

Способы электризации. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Опыты по электризации тел. Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.

2.


Электрическое поле.

Электрическое поле. Электроскоп. Проводники и диэлектрики.

Изучение проблемы: от чего зависит сила воздействия электрического поля на наэлектризованные тела.

3.


Строение атома.

Делимость заряда. Электроны. Протоны и нейтроны. Заряд и масса ядра. Ионы. Расчёт количества частиц ядра.

Расчёт количества частиц ядра.

4.


Электрические явления

Объяснение электрических явлений. Заземление. Электризация влиянием.

Исследования «Бывают ли прямые молнии», «Статическое электричество: вред или польза», «Электрические явления в животных и растениях»

5.


Использование электростатики.

«Полезная» и «вредная» электростатика. Профилактика пожаров, окраска, копирование, фильтрация и др.

Исследования в сети Интернет. Подготовка докладов

6.


Электрический ток.

Условия его возникновения. Источники тока. Изготовление источника тока из лимона.

Изготовление источника тока из лимона.

7.


Электрические цепи и их элементы.

Электрические цепи и их элементы. Условные обозначения. Проектирование электрических цепей.

Сборка электрической цепи. Измерение силы тока

8.


Сборка электрических цепей

Работа с лабораторным оборудованием: получение задания, проектирование и сборка эл. Цепи.

Сборка электрической цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

9.


Действия электрического тока.

Тепловое, химическое и магнитное действия электрического тока.

Изучение проблемы: при каких условиях будет сильнее проявляться тепловое действие электрического тока

10.


Наблюдение действий электрического тока

Сборка эл. Цепи по заданию, наблюдение и описание действий эл. Тока.

Наблюдение действий электрического тока

11.


Использование действий электрического тока.

Урок – конференция. Лампочка накаливания, генераторы и электромоторы, нагреватели и др.

Сборка цепи с лампочкой накаливания.

12.

Магнитные явления.

Постоянные магниты.

Полюса магнита. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики и диамагнетики. Магнитное поле Земли.

Наблюдение магнитного взаимодействия. Изготовление магнита из иголки. Исследование: действуют ли железняк и железные предметы на поведение компаса?

13.


Электромагниты.

Магнитное поле проводника с током. Электромагнит и его применение.

Наблюдение за работой электромагнита

14.


Изучение магнитов

Изучение постоянных и электромагнитов: взаимодействие, сборка электромагнита, определение полюсов.

Определение полюсов магнитов по их взаимодействию на известные полюса магнитов.

15.


Магнитное поле и электрический ток.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель и его применение.

Наблюдение за работой электродвигателя.

16.


Электромагнитная индукция.

Зависимость индукционного тока от катушки и скорости изменения магнитного поля. Применение.

Получение индукционного тока (катушка, вольтметр, амперметр)

17.

Оптические явления.

Свет.

Источники искусственные и естественные. Люминесценция. Луч. Прямолинейное распространение света. Образование тени.

-Как оживить солдатика

Оборудование: проигрыватель, кольцо-стробоскоп, фломастеры, бумага, ножницы

-Изготовление источника света в домашних условиях.

18.


Затмения.

Солнечные и лунные затмения. Историческая справка. Механизм явления. Моделирование «на столе».

Наблюдение модели солнечного и лунного затмения.

19.


Отражение света.

Отражение. Падающий и отраженный лучи. Закон отражения. Матовая и зеркальная поверхности.

Исследование: как зависит отклонение луча от первоначального направления. Каковы характеристики изображения предмета в плоском зеркале.

20.


Изучение отражения света.

Изображение в плоском зеркале. Характеристики зеркального изображения. Наблюдение отражения.

Как убедиться на опыте в обратимости световых лучей?

21.


Преломление света.

Преломленный луч. Поглощение света. Зависимость угла преломления от среды.

Исследование: как зависит отклонение луча от рода среды при преломлении.

22.


Линзы.

Виды линз. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

Определение фокусного расстояния собирающей линзы.

23.


Изображение в линзах.

Построение изображения в линзах. Характеристики изображения, полученного в линзах.

Исследование: можно ли получить прямое изображение предметов, используя собирающую или рассеивающую линзы?

24.


Оптические приборы.

История создания. Камера-обскура, лупа, подзорная труба, микроскоп.

Изготовление камеры-обскуры.

25.


Цвет.

Сложный состав белого света. Опыты Ньютона. Цвет тел.

Экспериментальное задание: разложение белого света на цвета.

26.


Излучение.

Шкала электромагнитных волн. Радио-, инфракрасное, рентгеновское, гамма- излучения.

Эксперимент: пространственное зрение (разноцветные стёкла)

27.

Волновые явления.

Колебания.

Сверкающее йо-йо из компакт-дисков Оборудование: кусок картона, ножницы, 1 м тонкой верёвки, 2 компакт-диска.

Сверкающее йо-йо из компакт-дисков

Оборудование: кусок картона, ножницы, 1 м тонкой верёвки, 2 компакт-диска.

28.


Крутильный маятник.


Крутильный маятник Оборудование: большая пуговица или кружок из плотного картона, верёвка, шнурок, или капроновая нить длиной около метра, ножницы.

Крутильный маятник

Оборудование: большая пуговица или кружок из плотного картона, верёвка, шнурок, или капроновая нить длиной около метра, ножницы.

29.


Звуковые колебания.

О «дрожалке» и «пищалке» Оборудование: стол, длинная линейка, тонкая проволока, штатив, пиццикато, камертон, расчёска, листок бумаги, металлофон.

-Наблюдение источников звука

-О «дрожалке» и «пищалке»

Оборудование: стол, длинная линейка, тонкая проволока, штатив, пиццикато, камертон, расчёска, листок бумаги, металлофон.

30.


Звуковые явления.

Спичечный телефон Оборудование: нитки, спички, пластмассовый стаканчик, ножницы.

Спичечный телефон

Оборудование: нитки, спички, пластмассовый стаканчик, ножницы.

31.


Звуковые явления. Как звук сделать громче

Как звук сделать громче Оборудование: расчёска, лист бумаги, ватман, палка, два гвоздика, молоток, стальная проволока диаметром 0,5-1 мм или басовая струна, двусторонний скотч, 7-10 фужеров или гладких стаканов, вода.

Как звук сделать громче

Оборудование: расчёска, лист бумаги, ватман, палка, два гвоздика, молоток, стальная проволока диаметром 0,5-1 мм или басовая струна, двусторонний скотч, 7-10 фужеров или гладких стаканов, вода.

32.


Звуковые явления. Зачем зайцу длинные уши

Зачем зайцу длинные уши Оборудование: бумага форматом А4 по количеству обучающихся, 2 ватмана, скотч, клей, 2 обруча (не обязательно).

Зачем зайцу длинные уши

Оборудование: бумага форматом А4 по количеству обучающихся, 2 ватмана, скотч, клей, 2 обруча (не обязательно).

33.


Волновые явления. Как увидеть свой голос

Как увидеть свой голос Оборудование: полоски стекла или металла, широкая короткая жестяная или картонная трубка, бумага, клей, вода, гвоздь, проволока, узкая полоска жести с заострённым кончиком, свеча, спички, держатель для пробирок, пластилин.

Как увидеть свой голос

Оборудование: полоски стекла или металла, широкая короткая жестяная или картонная трубка, бумага, клей, вода, гвоздь, проволока, узкая полоска жести с заострённым кончиком, свеча, спички, держатель для пробирок, пластилин.

34.


Колебания. Поющий шарик

Поющий шарик Оборудование: воздушный шарик, ведро с водой, зонт, маленькие мячики или шарики, проигрыватель, монеты. Почему поёт пластинка Оборудование: проигрыватель, пластинка, игла, карандаш, ватман, штатив.

Поющий шарик

Оборудование: воздушный шарик, ведро с водой, зонт, маленькие мячики или шарики, проигрыватель, монеты.

Почему поёт пластинка

Оборудование: проигрыватель, пластинка, игла, карандаш, ватман, штатив.

35.


Колебания. Как погасить свечу музыкой?

Как погасить свечу музыкой? Оборудование: свечка, спички, кухонная воронка, колонка аудиосистемы, рок-музыка.

Как погасить свечу музыкой?

Оборудование: свечка, спички, кухонная воронка, колонка аудиосистемы, рок-музыка.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация проекта»

Проект по физике   Программа внеурочной деятельности «СЭФ – Создавай, экспериментируй, фантазируй!» Автор проекта: учитель физики МБОУ «Коелгинская СОШ» Игошина Наталья Владимировна nwigoshina@mail.ru 2016-2017 уч/год

Проект по физике Программа внеурочной деятельности «СЭФ – Создавай, экспериментируй, фантазируй!»

Автор проекта: учитель физики МБОУ «Коелгинская СОШ»

Игошина Наталья Владимировна

[email protected]

2016-2017 уч/год

Аннотация У учителя на средней ступени обучения не так много возможности для изучения окружающей природы через творчество самих учащихся. Данный проект позволяет на более ранней стадии изучать окружающий мир в более активных и интересных ребёнку формах, служит развитию общешкольной программы раннего профессионального самоопределения учащихся.

Аннотация

У учителя на средней ступени обучения не так много возможности для изучения окружающей природы через творчество самих учащихся.

Данный проект позволяет на более ранней стадии изучать окружающий мир в более активных и интересных ребёнку формах, служит развитию общешкольной программы раннего профессионального самоопределения учащихся.

Цель проекта формирование раннего профессионального самоопределения, учебно-познавательной активности обучающихся и умения видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Цель проекта

формирование раннего профессионального самоопределения, учебно-познавательной активности обучающихся и умения видеть и понимать мир через опыт научно - практической деятельности.

Задачи проекта формировать у учащихся первоначальные физические понятия и систему понятий; понятия о методах физических исследований; формировать умения описывать и объяснять на основе имеющихся знаний явления природы, структурные формы и свойства материи, научные основы техники; формировать познавательный интерес к физике и технике, положительные мотивы учения; воспитывать нравственные качества личности, культуры учебного труда, элементы экологической культуры, уважительного отношения к людям труда малой родины.

Задачи проекта

формировать у учащихся первоначальные физические понятия и систему понятий; понятия о методах физических исследований;

формировать умения описывать и объяснять на основе имеющихся знаний явления природы, структурные формы и свойства материи, научные основы техники;

формировать познавательный интерес к физике и технике, положительные мотивы учения;

воспитывать нравственные качества личности, культуры учебного труда, элементы экологической культуры, уважительного отношения к людям труда малой родины.

Продукты  проектной деятельности Рабочая программа  Тематическое планирование внеурочной деятельности

Продукты проектной деятельности

Рабочая программа

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Программа рассчитана  на следующее  распределение часов:

Программа рассчитана на следующее распределение часов:

  • в 6-х классах – 1 час в неделю;
  • в 7-х классах – 1 час в неделю.
Описание содержания курса Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Описание содержания курса

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Педагогическая победа

Педагогическая победа

  • На районном конкурсе ученических проектов был представлен исследовательский проект «Удивительная вода (эффект Мпембы)» и участница была признана победителем .
  • Повысился интерес учащихся к изучению физики, к участию в олимпиаде по физике среди учащихся 7-х классов.
  • Улучшается материально-техническая база кабинета физики.
  • Пополняется банк ученических экспериментальных исследований.
Развитие проекта В дальнейшем предполагается расширить проект разработками занятий, дополнить новыми исследованиями учащихся, представить на обсуждение педагогов.

Развитие проекта

В дальнейшем предполагается расширить проект разработками занятий, дополнить новыми исследованиями учащихся, представить на обсуждение педагогов.

Источники информации

Источники информации

  • М.Д.Даммер, В.В.Хохлова. 5 класс. – Челябинск, Центр научного Сотрудничества, 2011.
  • М.Д.Даммер, В.В.Хохлова. 6 класс. – Челябинск, Центр научного Сотрудничества, 2011.
  • А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 классы. – М..: Дрофа, 2011.
  • В.В.Кудинов. Экспериментальные задачи и задания в пропедевтическом курсе физики. - Челябинск, 2009.
  • Перельман Я.И. Занимательная физика 1-2ч. – М.: Наука, 1979.
  • http://ten2x5.narod.ru/klass/sikoruk1.htm
  • http:// physics03.narod.ru/Interes/Magic/Baby/uovoda.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!