СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Церковно-славянский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  составлена на основе стандарта православного компонента начального общего образования для учебных заведений России. Цели языкового образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль языка  в ряду других гуманитарных дисциплин. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю, что составляет 34 часа за учебный год.

          Трудно переоценить роль языка в нашей жизни. Это не только средство коммуникации, но и особая знаковая система, служащая сохранению знаний, исторической памяти, духовности и самосознания поколений (не случайно, слово «язык» обозначало понятие «народ»). Из изменчивого капризного хаоса именно язык создает закономерный космос, упорядочивая мир в понятийных категориях.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Церковно-славянский язык"»

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САМАРСКАЯ ЕПАРХИЯ



АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ

Православная классическая гимназия


445028, г.Тольятти, ул. Революционная, 74, тел. (8482) 35-10-13, Email: pkg06@mail.ru


Программа рассмотрена на заседании кафедры начального образования

Протокол № от «__»_______2014г.


Зав.кафедрой:

____________/ Скрябина Т.А.

Согласовано:

исполнительный директор: ____________/Л.Н. Беднова

«__»_______2014г.


Утверждаю:

директор «Православной

классической гимназии»

___________________


протоиерей Димитрий Лескин


Приказ № __ ОД от «______»2014г.









ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Церковно-славянский язык»







Тип программы – модифицированный

Направление – общеинтеллектуальное

Возраст обучающихся – 9-10лет (4 классы)

Срок реализации – 1 год1




Разработали:

Сайдашева Н.А.,

учитель начальных классов

«Православной классической гимназии»





г.о. Тольятти

2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе стандарта православного компонента начального общего образования для учебных заведений России. Цели языкового образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль языка в ряду других гуманитарных дисциплин. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю, что составляет 34 часа за учебный год.

Трудно переоценить роль языка в нашей жизни. Это не только средство коммуникации, но и особая знаковая система, служащая сохранению знаний, исторической памяти, духовности и самосознания поколений (не случайно, слово «язык» обозначало понятие «народ»). Из изменчивого капризного хаоса именно язык создает закономерный космос, упорядочивая мир в понятийных категориях.

Особенно актуальным становится языковое образование в стандарте образования нового поколения, который рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности, его правомерный акцент на достижении обучающимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям, когда на первый план выдвигаются универсальные учебные действия надпредметного и метапредметного характера. Языковое образование позволяет формировать знаково-символические и коммуникативные универсальные учебные действия. И в этом аспекте изучение русского языка в его исторической перспективе, возможность которого предлагает программа внеурочной деятельности «Церковнославянский язык», становится особенно насущным и необходимым.

Изучение церковнославянского языка – первого письменного литературного языка всех славянских народов, претерпевшего исторические изменения и существующего ныне в изводах, но сохранившего основной фонетический, морфологический и синтаксический строй, а также черты сакральности и духовности, приобретает особую значимость в ряду других школьных дисциплин.

Еще лингвисты и методисты XIX в. (Ф.И.Буслаев, Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, Л.И.Поливанов) настойчиво стремились связать преподавание русского языка в школе с его теорией и историей.

Изучение церковнославянского языка позволяет увидеть развитие современного русского языка в его исторической перспективе и родственных языковых связях. Обращение к праиндоевропейским истокам помогает лучшему пониманию и усвоению обучающимися через близкородственный славянский язык, сохранивший архаику и грамматические формы, как древних классических (латынь, греческий), так и современных индоевропейских (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский) языков. В ходе его изучения отчетливо прослеживаются исторические и культурные связи славянских народов в контексте развития цивилизации.

Церковнославянский язык помогает объяснить многие явления современного русского языка, непонятные и нелогичные современному носителю языковой нормы, что позволит стать обучающимся осмысленно грамотными.

Знание церковнославянского языка позволяет свободно читать и переводить древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием и невещественной сокровищницей духовной культуры.

Таким образом, предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку, что позволит воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Программа внеурочной деятельности «Церковнославянский язык» сохраняет преемственность воспитательного идеала от Святой Руси к современной России.

Современное преподавание русского языка не создает в сознании школьника целостной языковой картины мира, факты языка представлены разрозненно, не системно, что затрудняет усвоение программного материала. Теоретическая составляющая программы и использование метода сравнительно-исторического языкознания позволит создать теоретическую базу, способствующую продуктивному и осмысленному изучению не только русского, но и любого иностранного языка. Сама языковая система обретет стройность и смысл. Историческая составляющая программы представит русский язык во всем многообразии связей и исторических тенденций. Синхронная система русского языка, представленная вне ее исторического развития случайным набором труднообъяснимых явлений и элементов, становится логически завершенной и предсказуемой в диахроническом осмыслении.

Зачастую обучающиеся не знают таких элементарных сведений: почему наша азбука называется кириллицей, кто такие славяне, из какого языка произошел русский язык; общности славянских языков; родственных связей языков индоевропейских, то есть не знают о том, что немецкий, английский, литовский, персидский и русский языки произошли от общего языка-предка, что в этих языках много соответствий.

Осознание подобных связей и соответствий могло бы не только облегчить изучение иностранных языков индоевропейской группы, но и ощутить единство с другими народами, воспитать в детях уважительное отношение к другим культурам.

Цели и задачи .

В системе предметов общеобразовательной православной школы программа «Церковнославянского языка» реализует цели духовно-нравственного воспитания обучающихся в традициях восточно-христианской Церкви и частные образовательные и воспитательные задачи, направленные на достижение обучающимся знания и понимания церковнославянского языка для осмысленного участия в православном богослужении. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, когда обучающиеся полученные знания и навыки применяют на практике, участвуя в Богослужениях.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • воспитание уважения к церковнославянскому языку как к богослужебному языку Русской Православной Церкви и первому литературному языку славян;

  • развитие языковой и речевой культуры и логики, языкового чутья, умения решать коммуникативные задачи;

  • освоение первоначальных знаний об истории происхождения славянской письменности, роли св. Кирилла и Мефодия в просвещении славян; графике, фонетике, грамматике, лексике церковнославянского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно читать по-церковнославянски, осознанно участвовать в церковной службе, читать наизусть основные молитвы; совершенствование каллиграфических и артикуляционных навыков;

  • обогащение словарного запаса и общекультурного уровня обучающихся;

  • воспитание духовности и нравственности через осмысленное и глубокое постижение текстов духовного содержания; уважения к родному языку и его истории, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

На начальном этапе обучения программа внеурочной деятельности «Церковнославянский язык» занимает важное место, может быть интегрирован в курсы «Русский язык», «Литературное чтение», «Музыка». Успехи в изучении церковнославянского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам, поскольку касаются, помимо прочего развития, универсального навыка чтения и понимания текста.

Произведена модификация за счет объединения уроков за 3-4 классы и их уплотнения.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

Прогнозируемый результат

«Искони было Слово» 2ч.

1.

«Святъ бо мужь сътворилъ есть». Жизнь и труды св. равноапостольных Кирилла и Мефодия


Осознавать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодии в развитии славянской письменности.

Рассказывать о жизни святых

2.

Азбуки славянские. Азбучная молитва.

Названия букв славянской азбуки. Азбучная проповедь святых Кирилла и Мефодия.


Читать азбучную молитву с кратким объяснением.

Рассказывать о первых славянских азбуках, об особенностях обучения по ним.

Различать названия букв славянской азбуки.



Графика и орфография 12ч.

3.

Буквы славянской азбуки, сходные с современными. Упражнения в письме.


Выделять буквы, схожие с современными, знать их имена

Писать в прописях церковнославянские буквы, схожие с современными

4.

Буквы славянской азбуки, отличные от современных. Упражнения в письме.


Выделять буквы, отличные от современных, знать их имена.

Писать в прописях церковнославянские буквы, отличные от современных

5.

Правописание «дублетных» букв «е»- широкое и «е»-узкое


Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «е» - широкое и «е» - узкое.

Знать правила их правописания.

Читать правильно слова с данными буквами.

6.

Правописание «дублетных» букв «зело» и «земля»


Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «зело» и «земля».

Знать правила их правописания.

Читать правильно слова с данными буквами.

7.

Правописание «дублетных» букв «иже», «и», «ижица»


Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «иже», «и», «ижица».

Знать правила их правописания.

Читать правильно слова с данными буквами

8.

Правописание «дублетных» букв «он» простого и торжественного и «омега»


Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «он» простое и торжественное и «омега».

Знать правила их правописания.

Читать правильно слова с данными буквами

9.

Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый».


Распознавать и выделять в тексте слова с буквами «азъ», «я», «юс-малый».

Знать правила их правописания.

Читать правильно слова с данными буквами

10.

Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси», «пси», «фертъ» и «фита».


Распознавать и выделять в тексте слова с греческими буквами «кси», «пси», «фертъ» и «фита».

Знать правила их правописания.

Читать правильно слова с данными буквами

11.

Правописание разновидности буквы «ук».


Распознавать и выделять в тексте слова с буквой «ук».

Знать правила правописания слов с буквой «ук»

Читать правильно слова.

12.

Правила чтения церковнославянского текста

Правила церковнославянской орфографии и пунктуации. Упражнения в чтении.


Владеть правилами чтения церковнославянского текст

Знать правила церковнославянской орфографии и пунктуации.

Читать с соблюдением правил.

Оценивать свою речь с точки зрения правильности.

Находить собственные ошибки и исправлять их.

Соблюдать в практике чтения данные правила.

13.

Правила написания букв, надстрочных знаков. Упражнения в письме и чтении


Знать правила написания букв, надстрочных знаков.

Выделять надстрочные знаки по их значению. Читать церковнославянские тексты с соблюдением данных правил.

Писать в прописях слова и выражения по правилам церковнославянской графики.

14.

Числовое значение букв. Решение задач


Различать числовое значение букв.

Ориентироваться в нумерации зачал, псалмов, страниц.

Решать задачи с числовым значением букв.


Пунктуация 2ч.

15.

Знаки препинания



Различать знаки препинания по их функциональному значению.

Выделять их в церковнославянском тексте.

Правильно расставлять в прописях (учебных текстах)

16.

Правила церковнославянской пунктуации


Знать правила церковнославянской пунктуации.

Объяснять особенности их применения.

Читать тексты с соблюдением правил.

Обнаруживать ошибки и исправлять их.



Церковнославянская фонетика 2ч.

17.

Южнославянские и восточнославянские языковые особенности


Различать южнославянские и восточнославянские языковые особенности,

Группировать их по признакам

18.

Исторические чередования К-Ч-Ц, Г-Ж-З, Х-Ш-С, звуки [ШТ, ЖД]


Объяснять причины исторических чередований.

Приводить примеры на исторические чередования.

Различать на слух исторические чередования.

Соотносить данное языковое явление с особенностями русского языка.


Церковнославянская лексика 3ч.

19.

Семантические группы слов


Знать семантические группы слов.

Различать и выделять слова из разных семантических групп в церковнославянском и русском текстах.

20.

Церковнославянизмы


Определять церковнославянизмы в текстах и на слух.

Знать их отличительные особенности.

Приводить примеры.

21.

Понятие высокого стиля речи


Знать определение высокого стиля, его отличительные особенности.

Различать и определять тексты высокого стиля.

Анализировать тексты высокого стиля, выделяя характерные особенности


Церковнославянская морфология 10ч.

22.

Имя существительное


Знать существенные признаки имени существительного.

Распознавать имя существительное как часть речи.

Определять роль имени существительного в предложении.

23.

Звательная форма существительного


Знать особенности звательной формы имени существительного.

Различать звательную форму в текстах.

Образовывать звательную форму существительного.

Правильно писать звательную форму в прописях

24.

Форма двойственного числа


Знать особенности двойственного числа.

Находить и выделять в тексте существительные двойственного числа.

Образовывать существительные в форме двойственного числа.

Правильно писать в прописях существительные в форме двойственного числа.

25.

Имя прилагательное. Краткие прилагательные


Знать особенности имени прилагательного в церковнославянском языке.

Распознавать имя прилагательное в тексте, в том числе краткую форму.

Соотносить с русским языком.

26.

Местоимение


Знать особенности местоимения в церковнославянском языке.

Распознавать местоимение в тексте.

Соотносить с русским языком.

27.

Краткие местоимения ми, ти, си


Распознавать местоимения ми, ти, си в тексте.

Соотносить с русским вариантом произношения и написания

28.

Глагол. Неопределенная форма глагола


Знать основные особенности глагольных форм в церковнославянском языке.

Распознавать неопределенную форму глагола в тексте.

Образовывать неопределенную форму глагола.

29.

Глагол БЫТИ


знать все формы глагола быти,

Образовывать все формы глагола быти,

различать их в тексте.

30.

Служебные части речи


Знать основные служебные части речи, особенности их употребления и написания.

Находить служебные части речи в тексте.

31.

Союзы АЩЕ, ЯКО, ЕЖЕ, БО, ИБО


Определять роль союзов в предложении,

Распознавать их в тексте,

переводить на русский язык


Церковнославянский синтаксис 1ч.

32.

Особенности синтаксиса и пунктуации


Знать особенности синтаксиса и пунктуации.

Различать знаки препинания в тексте.

Правильно ставить знаки препинания в прописях

33.

Праздник славянской письменности (1)

1ч.

Участвовать в подготовке праздника, выполнять творческие задания.


Итоговое повторение

1ч.


34.

Мини-проект «Славянская буквица»


Выполнение творческих заданий.



Содержание программы внеурочной деятельности «Церковно-славянский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащего церковнославянского языка. Поскольку церковнославянский язык не является разговорным, но имеет исключительно книжный богослужебный характер, предполагается правильное чтение и произнесение церковнославянского текста, соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Правильное чтение и понимание церковнославянского текста.

Письмо. Правильное написание церковнославянского текста. Безошибочное списывание текста. Написание под диктовку церковнославянского текста (30 слов) в соответствии с изученными нормами правописания.

Систематический курс

Основные вехи истории церковнославянского языка. Начало славянского письма. Жизнь и труды святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры. Изводы церковнославянской письменности.



Графика. Орфография

Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Названия букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Древние азбуки и буквари.

Надстрочные знаки и знаки препинания. Надстрочные знаки и знаки препинания. Правила употребления знаков ударения, придыхания. Знаки титла. Числовое значение букв.

Правила церковнославянской орфографии. Употребление надстрочных знаков. Правила употребления надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания. Правила написания тяжелого и острого ударения. Знаки придыхания: правила употребления «звательца», «исо» и «апострофа». Правила употребления знака «паерок». Знаки титла. Простое и буквенное титло. Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятка, сотни, тысячи.

Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и торжественного и «омега». Правописание разновидности буквы «ук». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси», «пси», «фертъ» и «фита».



Правила чтения

Церковнославянская лексика. Семантические группы слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.)

Церковнославянская морфология. Части речи

Имя существительное, значение и употребление. Имена собственные.

Имя прилагательное, значение и употребление.

Местоимение, их особенности, сравнительно с русским.

Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола. Неопределенная форма. Вспомогательный глагол -быть- Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных русских.

Церковнославянский синтаксис, его специфика.

Пунктуация. Правила церковнославянской пунктуации. Церковнославянские знаки препинания и их сравнение с русскими. Употребление запятой, точки, двоеточия; малой точки (русская точка с запятой), двоеточия (русское многоточие), точки с запятой (русский вопросительный знак), удивительного (восклицательного знака), знаки вместительные (скобки) (обзорно, ознакомительно).

Особенности церковнославянского синтаксиса (обзорно, ознакомительно)

Развитие речи

Первоначальные понятия высокого стиля речи. Умение определять в тексте церковнославянские слова.

Текст. Признаки текста. Последовательная работа над церковнославянским текстом.

Знакомство с основными жанрами книг церковного богослужения.

Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения церковнославянского языка в начальной школе являются:

  • осознание роли церковнославянского языка в формировании духовно-нравственных качеств личности;

  • осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения, приобщения к духовному опыту Церкви;

  • понимание церковнославянского языка как невещественной сокровищницы нашей духовности, хранителя исторической памяти, духовности и самосознания поколений соотечественников;

  • формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и исторической памяти народа.


Метапредметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной школе являются:

  • понимание логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков, умение оперировать семиотической информацией;

  • высокая языковая культура и информационная поисковая активность;

  • навыки осмысленного чтения и понимания текста, наблюдения за языковыми явлениями;

  • формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • осмысленное участие обучающихся в православном богослужении.

Предметными результатами изучения церковнославянского языка в начальной школе являются:

  • знания об истории возникновения славянской письменности и роли святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в просвещении славян;

  • понимание церковнославянского языка как языка сакрального, воплощенного в особых поэтических текстах;

  • знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья, основных особенностей церковнославянского языкового строя;

  • умение читать и писать церковнославянский текст.


Показатели эффективности планируемых результатов:

- Умение петь молитвы.

- Умение правильно читать текст на церковно-славянском языке.

-Участие в молитвенном правиле.



Формы контроля:

-Наблюдение.

-Беседы.

-Срезы.

-Анкетирование.

Индикаторы достижений планируемых результатов:

-100% детей знают и умеют петь молитвы (Отче наш, Царю небесный и т.д.).

-85% не ошибаются при чтении церковно-славянского текста.

-100% знают порядок молитвенного правила, участвуют в нем.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕКСТЫ


1. Трисвятое.

2. Краткое славословие ко Пресвятой Троице.

3. Молитва ко Пресятой Троице.

4.Молитва Господня (Отче наш).

5. Похвала Пресвятой Богородице.

6. Молитва ко Ангелу Хранителю.

7. Молитва утренняя.

8.Молитва вечерняя.

9. Молитва о здравии и спасении живых.

10. Молитва о усопших.

12.Молитва перед учением.

13. Молитва после учения.

14. Молитва перед вкушением пищи.

15. Молитва после вкушения пищи.

16. Из священной истории Ветхого Завета (Быт.1, 2, 3, 6, 7, 12, 16, 22; Исход 2, 3, 19; Дан. 9:24; Иер. 23:5-6; Мих. 5:2; Исаия 7:14, 12:1–3, 42, 40: 3–4, Зах.11:12–13).

17. Из священной истории Нового Завета (Матф. 1, 2, 3, 26, 27 , 28, Лука 1:26–58, 2:1–14, 2:25–32, 22, Марк 1:9–11).

18. Псалмы 3, 50, 101, 102.

19. Заповеди Блаженств.


ЛИТЕРАТУРА


Церковнославянские прописи


1. Горячева И.А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

2. Макарова Е.В. Прописи по церковнославянскому языку. Изд. 5-е. М.: Православная педагогика, 2003.


Книги для чтения


1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке.

2. Правило ко святому Причащению.М.: ИС РПЦ, 2005.

3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ, 2007.


Интернет-ресурсы


1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm

2. Библиотека Древнерусской литературы ИРЛИ РАН - http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

3. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - http://www.stsl.ru/manuscripts/

4. Библиотека Фронтистеса (тексты, словари, учебники) - http://ksana-k.narod.ru/

5. Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991. - http://ksana-k.narod.ru/menu/csl/gamanovich.html

6. Иконография восточно-христианского искусства. - http://lib.pstgu.ru/icons/ 5. 7.Манускрипт. Собрание славянских рукописей. - http://mns.udsu.ru/

8. Православный mp3 архив. Священное Писание. Жития и творения святых. - http://predanie.ru/audio/

9. Псалтирь, Часослов, Молитвослов, Чин погребения Пресвятой Богородицы, Великий Канон Андрея Критского - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm

10. Саблина Н.П. Священный язык. Видеоуроки 1-30. http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646

11. Флоря Б.Н. Сказание о начале славянской письменности. Житие св.Константина, Житие св. Мефодия. О письменах черноризца Храбра. О моравском посольстве в Константинополе (начало 60-х годов IX в.). Булла Адриана в «Похвальном слове Кириллу и Мефодию». Из буллы папы Иоанна VIII от июня 880 г. - http://krotov.info/history/09/3/flor_00.htm


Словари

1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь - http://www.slavdict.narod.ru/

2. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтные издания).


Учебные пособия, учебные программы

1. Бугаева И.В., Левшенко Т.А. Церковнославянский язык: Учебные грамматические таблицы / И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. – М., 2009.

2. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985

3. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. Церковнославянский язык. Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования, Изд- е 4-е, переработ. и доп. М.: ИС РПЦ, 2006.

4. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов. «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Макарова Е.В., Кривко И.В. Комплект наглядных пособий по ЦСЯ. М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.

2. Саблина Н.П. Священный язык: Учебный фильм о церковнославянской азбуке. В 3 частях (2 DVD-диска).

4. АРМ учителя.

5. Магнитофон, диктофон.

6. Видеомагнитофон.

7. Диаскоп, кодоскоп, мультимедийный проектор.

8. Экран, смарт-доска.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!