Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности учащихся 1 класса "Азбука общения"»
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Азбука общения». Рабочая программа в 1 классе по социальному направлению рассчитана на 33 часов (из расчета 1 часа в неделю).
Цели программы:
формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах;
развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
развитие самосознания обучающихся;
сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.
Задачи программы:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования их личности является навык общения:
- благодаря общению они учатся копировать образцы поведения других детей и взрослых;
- вследствие благоприятного общения друг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала у обучающихся;
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакции обучающихся.
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики. Разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 | Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 | Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 | Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 | Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 55 |
Основой данной программы является воспитание умения жить вместе.
Программа по воспитанию у обучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На занятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправие позиций, осуществлять самостоятельный выбор, который требует от человека определенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы и определенной компетентности. Умение быть самостоятельным - целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.
Принципы проведения занятий:
доступность, познавательность и наглядность;
учет возрастных особенностей;
психологическая комфортность.
Формы организации деятельности:
беседы, викторины;
тренинги общения;
обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
ролевые игры;
просмотр и обсуждение фильмов;
классные часы;
наблюдения обучающихся за событиями в городе, стране.
Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использования технологии цветописи. Регулярная фиксация обучающимися своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно для обучающегося, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Планируемые результаты:
понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
проявление коммуникативной активности;
соблюдение норм поведения и общения;
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
повышение уровня самосознания, самодисциплины.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятий | Дата |
. | |
1 | Знакомство. | Заинтересовать обучающихся занятиями в кружке. | | |
2 | Первые дни пребывания обучающегося в школе. | Адаптация, привыкание к режиму дня, к новым людям и правилам поведения. Выяснить настроение обучающегося после нескольких дней в школе. | | |
3 | Кто я среди других? | Помочь обучающимся осознать свои социальные роли. | | |
4 | Для чего люди общаются? | Показать необходимость людей в общении. | | |
5 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. | | |
6 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать необходимость правильного питания. | | |
7 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать необходимость физической нагрузки для гармоничного развития личности. | | |
8 | В человеке все должно быть прекрасно... | Показать значение позитивного эмоционального состояния для здоровья обучающихся. | | |
9 | Рассказ о себе. | Подвести к осознанию обучающимися своей индивидуальности. | | |
10 | Рефлексия своего поведения. | Подчеркнуть отличия в поведении девочек и мальчиков. | | |
11 | Чем богат человек? | Объяснить понятия: богатство, характер. Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помочь людям. | | |
12 | Мои чувства, эмоции. | Закрепить знания об органах чувств. | | |
13 | Мои чувства, эмоции. | Способствовать развитию понимания чувств другого человека. | | |
14 | Мое настроение. | Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека. | | |
15 | Этика - наука о нравственности. | Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям. | | |
16 | Школьный этикет. | Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе. | | |
17 | Школьный этикет. | Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке». | | |
18 | Правила вежливости. | Дать понятия: вежливость, хорошее поведение. | | |
19 | Вместе легче. | Подвести к пониманию о необходимости человеку общения. | | |
20 | Товарищи и друзья. | Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив. | | |
21 | Я это ты. | Научить осознавать самого себя и своих одноклассников. | | |
22 | Чем мне нравится сосед по парте? | Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба. | | |
23 | Моя семья. | Нарисовать портрет своей семьи, выявив деятельность каждого. | | |
24 | Моя семья. | Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями. | | |
25 | Твои поступки и твои родители. | Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям. | | |
26 | Ты и твое здоровье. | Понять советы доктора Айболита. | | |
27 | Ты и твои обязанности в школе и дома. | Показать необходимость выполнения своих обязанностей. | | |
28 | День рождения. | Сформулировать правила поведения для гостя. | | |
29 | День рождения. | Сформулировать правила поведения для именинника. | | |
30 | День рождения. | Сюжетно-ролевая игра «Мы на Дне рождения». | | |
31 | Наш класс. | Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса. | | |
32 | Наш класс. | Подвести к пониманию о необходимости взаимопомощи между одноклассниками. | | |
33 | Давайте жить дружно. | Сформировать понятие «Человек», влияние окружающей среды на его формирование. | | |
Литература
Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ, 1997.
Битянова М.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./ Школьный психолог №30, 1999.
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - Москва, 2003.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.
Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - М.,1997.
Платонов К.К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. - М.,1990.