СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности учащихся "Зелёная лампа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актёров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный литературно- драматический театр.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности учащихся "Зелёная лампа"»

Муниципальное образовательное учреждение Новоникулинская средняя общеобразовательная школа








Программа

внеурочной деятельности учащихся

«Зелёная лампа»



Направление: общекультурное


Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год


Возраст школьников: 6 класс


Разработчик: учитель русского языка и литературы

Астафьева Галина Анатольевна












С. Новое Никулино


2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

 

 









Цель программыразвитие личности подростка средствами театрального искусства, воспитание в детях добра, любви к ближним,к родной земле.

 Задачи:

образовательные: приобретение различных умений и навыков в области драматического искусства;

развивающие: формирование и развитие интереса к искусству театра, к повышению общекультурного и интеллектуального уровня; развитие творческих способностей.

воспитательные: воспитание потребности здорового образа жизни; формирование у воспитанников умения общаться и учиться в обществе сверстников; создание театрального коллектива

 Общая характеристика курса

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского  театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее – либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

       Место курса в учебном плане

Обучение по данной программе рассчитано на 34 часа. 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания курса

Анализ пьесы – процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля – необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Для ребенка посещение драматического кружка – это:

-интересные занятия, богатая событиями творческая жизнь, отличающаяся от его школьной и домашней;

-разнообразный досуг;

-интересное общение с педагогом и друзьями, разделяющими его интересы;

-ощущение собственной нужности, повышение самооценки, избавление от комплексов, от скуки и одиночества.

Направленность – художественная. Дети получают возможность узнать о театральном искусстве и его разновидностях. Региональный компонент изучается на примере знакомства с областными театрами.

Новизна – программа включает изучение нескольких самостоятельных дисциплин.

Актуальность – необходимо, чтобы дети не чувствовали своей оторванности от искусства, в силу удаленности местожительства от областного центра, чтобы пополняли свой культурный уровень, чтобы с детства закладывались основы здорового образа жизни, была бы возможность попробовать реализовать свои творческие и организаторские способности.

Педагогическая целесообразность – должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально – психологическое развитие.

Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

  Личностные результаты:

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятель­ности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Овладение навыками смыслового чтения, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятель­ности человека.

3.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

4.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.

Предполагаемые умения и навыки детей

 

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют подбирать рифму к заданному слову.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.



Ожидаемый конечный результат – участники театрального кружка чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением. Умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.

Главным критерием в оценке деятельности участника театрального кружка является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, театральной постановке, или выступление в качестве ведущего концертной программы.

Организация деятельности литературно - драматического кружка

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.



       Содержание курса (34 часа)

Тема 1:  Вводное занятие:

  1. Знакомство с коллективом.

  2. Выявление возможностей для распределения ролей (голосов, дикция, внешних данных).

Тема 2: «Что такое театр?»

Беседа:

  1. Значение театра, его отличие от других видов искусства.

  2. Сценическое действие как основа актёрского творчества.

  3. Первостепенная роль актёра.

Тема 3: «Слово и современная сцена».

а) Слово в жизни и на сцене.

б) Дикция в звучащем слове.

в) Дикция и артикуляционный аппарат.

г) Артикуляционная гимнастика.

д) Речевые игры.

Тема 4: «Игры, упражнения, этюды».

а) Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.

б) Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах. Действия с реальными предметами в предлагаемых обстоятельствах.

г) Упражнения на развитие образных представлений.

д) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно реагировать на изменения условия вымысла.

е) Действия с воображаемыми предметами.

ё) Сюжетные этюды на общение без слов.

ж) Сюжеты литературные с минимальным использованием слов в целях воздействия на партнёра.

з) Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.

и) Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Тема 5: «Чтение материала: басен, стихов, сценок».

а) Разбор, обсуждение инсценированных басен, сценок.

б) Разбор по событиям. Анализ поступков и поведения действующих лиц.

Тема 6: «Работа над тексом. Чтение по ролям. Упражнения».

а) «Активное отношение к тексту».

Тема 7: «Словесное действие. Упражнения».

а) Воздействие текстом на партнёров.

Тема 8: «Общение. Взаимодействие. Этюды.»

а) Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия: групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.

Тема 9: «Понятие о мизансценировании».

а) Мизансценирование сценок, басен.

Тема 10: «Репетиции. Работа с оформлением».

а) Освоение элементов оформления, реквизита.

б) Понятие о выгородке той или иной постановки.

Тема 11: Заключительное занятие.

а) Подведение итогов.

б) Анкетирование.

Прогоны: Репетиции с готовыми элементами оформления. Обсуждения, замечания.

Подготовка к показу: Подготовка музыки, светового оформления, костюмов, реквизита, декораций.

Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

 

Тематическое планирование

№ п/п

         Тема занятия

Теория

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

Что такое театр?

1

 

1

3.

Слово и современная сцена.

1

1

2

4.

Игры, упражнения, этюды.

1

3

4

5.

Чтение материала: басен, стихов, сценок.

1

2

3

6.

Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения.

 

2

2

7.

Словесное действие. Упражнения.

1

2

3

8.

Общение. Взаимодействие. Этюды.

1

2

3

9.

Понятие о мизансценировании.

1

1

2

10.

Репетиции. Работа с оформлением.

1

4

5

11.

Прогоны.

 

2

2

12.

Подготовка к показу.

 

3

3

13.

Заключительное занятие.

1

1

2

14.

Итого.

10

24

34

 

    Материально-техническое обеспечение

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

3.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1988 г.

4.Б. Бегак «Воспитание искусством».

5.Т.С. Зеналов «Уроки литературы и театр».

6.Г. Г. Калякова «Слово в драматическом театре».

7.Б.Е. Захарова «Мастерство актёра и режиссёра».

Список литературы

  1. Русские народные сказки.

  2. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств

  3. Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999

  4. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Аст-пресс. 1999.

  5. С.В. Логинов. Школьный театр миниатюр. Сценки, юморески, пьесы. Волгоград Издательство «Учитель».

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!