Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса- М.: Издательство РОСТ, 2012»
Информация о возрастной группе учащихся
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно – исследовательской деятельности для детей 6 – 10 лет.
Информация о назначении программы курса
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Курс « Учусь создавать проект» для начальной школы – это инновационный курс, который помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини – проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Они помогут расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определённой структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1.Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2.Практические занятия « Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начинаю работать над каким – либо опытом или занятие, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3.Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4.Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5.Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
Во втором классе по авторской программе данный курс включает 35 занятий в год, 1 занятие в неделю. Согласно учебного календарного графика - 34 занятия (2 последних занятия мы объединили в одно, т.к. формы и методы работы будут одинаковы).
Цель курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Принципы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Технологии организации внеурочной деятельности:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
игровая технология;
здоровьесберегающие технологии;
проектная технология;
технология разноуровнего обучения;
технология опорных конспектов;
информационные технологии
Средства организации внеурочной деятельности:
Методы организации внеурочной деятельности:
Формы организации обучения:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Формы представления результатов :
Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.WEB-сайт, видеофильм, выставка, игра, мультимедийный продукт и др.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Планируемые результаты.
Уровни воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности:
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Личностные результаты:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Содержание тем курса ( 34 ч)
Введение ( 1 ч)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Структура учебно- исследовательской деятельности ( 15 ч)
Выбор темы проекта. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Постановка проблемы. Решение проблемы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели, задач. Сбор информации и выбор нужной. Продукт проекта.
Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности ( 18 ч)
Составление визитки к проекту. Знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Программа MPP-Microsoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Самоанализ. Пожелания будущим проектантам.
Тематический план на 2016 – 2017 учебный год кружка «Учусь создавать проект» за 2 класс.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе | Номер урока по тематическому планированию |
1 | Введение. | 1ч | 1ч | 1 |
2 | Структура учебно-исследовательской деятельности. | 15ч | 15ч | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
3 | Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности | 19ч | 18ч | 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34. |
| Итого | 35ч | 34ч | |
Тематическое планирование
№ | Внеурочное занятие (тема) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | Дата |
по плану | фактически |
Введение ( 1ч) |
1. | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. | | |
Структура учебно-исследовательской деятельности (15 ч) |
2. | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | 1 | Игры | | |
3. | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 | Беседа-размышление | | |
4. | Выбор помощников работе над проектом. | 1 | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | | |
5. | Этапы работы над проектом. | 1 | Ролевые игры. | | |
6. | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». | 1 | Беседа-рассуждение. | | |
7. | Проблема. Решение проблемы. | 1 | Беседа. | | |
8. | Выработка гипотезы – предположения. | 1 | Беседа-рассуждение. | | |
9. | Цель проекта. | 1 | Мини-выступления. | | |
10. | Задачи проекта. | 1 | Мини-выступления. | | |
11. | Сбор информации для проекта. | 1 | Работа в группах. | | |
12. | Знакомство с интересными людьми. | 1 | Ролевые игры. | | |
13. | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 | Мини-проекты. | | |
14. | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». | 1 | Исследовательская работа: составление сообщений. | | |
15. | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | Ролевые игры. | | |
16. | Тест. «Чему ты научился?» | 1 | Решение теста. | | |
Презентация результатов учебно- исследовательской деятельности (18ч) |
17. | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | Мини-сообщения. | | |
18. | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». | 1 | Творческая мастерская. | | |
19. | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 1 | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ. | | |
20, 21, 22. | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point. | 3 | Работа с компьютером. | | |
23, 24. | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 2 | Ролевые игры. | | |
25. | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | 1 | Работа в малых группах. | | |
26. | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина». | 1 | Решение теста. | | |
27. | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 1 | Творческая работа. Составление визитки. | | |
28. | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 1 | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков, приобретённых в процессе проектной деятельности. | | |
29. | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | Практическая работа (опыты) | | |
30. | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | 1 | Конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | | |
31. | Памятка жюри конкурсов. | 1 | Творческая работа. Составление памятки. | | |
32. | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 | Пробное выступление. | | |
33. | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | Ролевые игры. | | |
34. | Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | Практическая работа. | | |
Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учителя.
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
2. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учащихся:
1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011
Материально–техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование и приборы:
Интернет - ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Лист корректировки
календарно-тематического планирования 2016 -2017 - учебного года курс «Учусь создавать проект» класс: 2 «Б»
_____четверть | По рабочей программе | Корректировка |
Количество занятий по плану | Количество занятий по факту | Дата занятия | Тема занятия | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |