СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" (социальное направление) 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации требований ФГОС по проведению внеурочной деятельности по социальному направлению разработана программа "Учусь создавать проект" (2 класс).

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" (социальное направление) 2 класс.»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф. «Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса- М.: Издательство РОСТ, 2012»

Информация о возрастной группе учащихся

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно – исследовательской деятельности для детей 6 – 10 лет.

Информация о назначении программы курса

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Курс « Учусь создавать проект» для начальной школы – это инновационный курс, который помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини – проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Они помогут расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определённой структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2.Практические занятия « Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начинаю работать над каким – либо опытом или занятие, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса

Во втором классе по авторской программе данный курс включает 35 занятий в год, 1 занятие в неделю. Согласно учебного календарного графика - 34 занятия (2 последних занятия мы объединили в одно, т.к. формы и методы работы будут одинаковы).

Цель курса: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Принципы:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Технологии организации внеурочной деятельности:

  • технология развивающего обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • игровая технология;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектная технология;

  • технология разноуровнего обучения;

  • технология опорных конспектов;

  • информационные технологии

Средства организации внеурочной деятельности:

  • наглядные пособия;

  • технические средства;

  • цифровые образовательные ресурсы;

  • Интернет – ресурсы.

Методы организации внеурочной деятельности:

  • беседа;

  • игра;

  • практическая работа;

  • эксперимент;

  • наблюдение;

  • экспресс-исследование;

  • коллективные и индивидуальные исследования;

  • самостоятельная работа;

  • защита исследовательских работ;

  • мини-конференция;

  • консультация и др.

Формы организации обучения:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы представления результатов :

Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.WEB-сайт, видеофильм, выставка, игра, мультимедийный продукт и др.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые результаты.

Уровни воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности:

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные результаты:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Метапредметные результаты:

а) Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

б) Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

в) Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Содержание тем курса ( 34 ч)

Введение ( 1 ч)

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Структура учебно- исследовательской деятельности ( 15 ч)

Выбор темы проекта. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Постановка проблемы. Решение проблемы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели, задач. Сбор информации и выбор нужной. Продукт проекта.

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности ( 18 ч)

Составление визитки к проекту. Знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Программа MPP-Microsoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Самоанализ. Пожелания будущим проектантам.



Тематический план на 2016 – 2017 учебный год кружка «Учусь создавать проект» за 2 класс.

п/п

Наименование раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов в рабочей программе

Номер урока по тематическому планированию

1

Введение.

1

2

Структура учебно-исследовательской деятельности.

15ч

15ч

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

3

Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности

19ч

18ч

17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34.


Итого

35ч

34ч




















Тематическое планирование

Внеурочное занятие (тема)

Кол-во часов

Формы организации внеурочной деятельности

Дата

по плану

фактически

Введение ( 1ч)


1.

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.



Структура учебно-исследовательской деятельности (15 ч)


2.

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

1

Игры



3.

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

Беседа-размышление



4.

Выбор помощников работе над проектом.

1

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»



5.

Этапы работы над проектом.

1

Ролевые игры.



6.

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность».

1

Беседа-рассуждение.



7.

Проблема. Решение проблемы.

1

Беседа.



8.

Выработка гипотезы – предположения.

1

Беседа-рассуждение.



9.

Цель проекта.

1

Мини-выступления.



10.

Задачи проекта.

1

Мини-выступления.



11.

Сбор информации для проекта.

1

Работа в группах.



12.

Знакомство с интересными людьми.

1


Ролевые игры.



13.

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

Мини-проекты.



14.

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка».

1


Исследовательская работа: составление сообщений.



15.

Играем в учёных. Это интересно.

1

Ролевые игры.



16.

Тест. «Чему ты научился?»

1

Решение теста.



Презентация результатов учебно- исследовательской деятельности (18ч)


17.

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

Мини-сообщения.




18.

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация».

1

Творческая мастерская.



19.

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ.



20, 21, 22.

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point.

3

Работа с компьютером.



23, 24.

Совмещение текста выступления с показом презентации.

2

Ролевые игры.



25.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

Работа в малых группах.



26.

Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина».

1

Решение теста.



27.

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

1

Творческая работа. Составление визитки.



28.

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

1

Самостоятельная работа по оценке умений и навыков, приобретённых в процессе проектной деятельности.



29.

Играем в учёных. Это интересно.

1

Практическая работа (опыты)



30.

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

Конкурсы проектно-исследовательской деятельности.



31.

Памятка жюри конкурсов.

1

Творческая работа. Составление памятки.



32.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

Пробное выступление.



33.

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Ролевые игры.



34.

Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Практическая работа.






Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса


Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учителя.

1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

2. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011.


Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе для учащихся:

1. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011


Материально–техническое обеспечение образовательного процесса


Учебное оборудование и приборы:

  • Колонки

  • Ноутбук

  • Проектор


Интернет - ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru





Лист корректировки

календарно-тематического планирования 2016 -2017 - учебного года курс «Учусь создавать проект» класс: 2 «Б»


_____четверть

По рабочей программе

Корректировка

Количество занятий по плану

Количество занятий по факту

Дата занятия

Тема занятия

Дата

Причина

коррекции

Способ коррекции













































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!