Программа курса
«Вежливые ребята»
Пояснительная записка
Программа курса « Вежливые ребята» для 2 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Программа составлена в соответствии с ВГОС НОО.
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04 июля 2016 г. № 258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Примерной основной образовательной программой начального общего образования
Методическими рекомендациями по переходу на новые образовательные стандарты начального общего образования, утверждёнными на заседании Научно-методического совета НМЦРО ЛНР (протокол № 2 от 23.12.2014 г.).
Методическими рекомендациями по организации проектной деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Программой «Планируемые результаты начального общего образования»
Методическими рекомендациями по организации экскурсий и практических работ учащихся начальных классов на уроках курса «Окружающий мир»
Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.
Главное назначение данной программы- формирование навыков общения и культуры поведения второклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживания, мотива, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Содержание программного материала «Вежливые ребята» перекликается с содержанием тем учебных предметов « Литературное чтение», « Окружающий мир».
Воспитательные идеи программы:
Методы работы:
личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Формы обучения:
групповая, коллективная, парная;
тематические занятия;
игровые уроки;
конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
подготовка и проведение игр и праздников;
разработка проектов;
организация экскурсий.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Фактически будет проведено 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Речевой этикет
Понятия «этика», «этикет». Роль мимики и жестов в общении. Слова вежливости, их значение в установлении добрых отношений с окружающими. Этикетные речевые жанры.
Раздел II. Культура поведения
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Правила поведения на улице, в транспорте, в общественных местах, в гостях, за столом.
Раздел III. Я среди людей
Доброе, терпимое отношение к одноклассникам, друзьям, младшим и старшим. Пословицы и поговорки о дружбе и добре. Правила вежливости в общении с близкими людьми в семье. Анализ жизненных ситуаций: добрые и недобрые поступки. Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Раздел IV. Культура внешнего вида
Культура внешнего вида: чистота, опрятность, аккуратность. Оценка внешнего вида человека. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Бережливость.
Раздел V. Итоговое занятие
Праздник «Будьте вежливы».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
I. | Речевой этикет | 11 |
II. | Культура поведения | 13 |
III. | Я среди людей | 5 |
IV. | Культура внешнего вида | 4 |
V. | Итоговое занятие | 1 |
Итого | | 34 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Личностные результаты:
учащиеся будут учиться:
самооценке, самопроверке;
ориентироваться на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
понимать чувства других людей и сопереживать им;
соблюдать моральные нормы поведения.
Метапредметные результаты:
адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, родителей;
осуществлять анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий;
осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
адекватно использовать речевые средства общения;
формулировать собственное мнение;
вести диалог;
признавать возможность существование различных точек зрения.
Формы контроля:
Диагностики.
Участие в сценках, диалогах.
Проекты.
Предполагаемые проекты:
Составление памятки о правилах поведения в школе.
Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
Праздник «Будьте вежливы!».
Материально - техническое обеспечение курса «Вежливые ребята»
Компьютер. Проектор.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2-А КЛАССЕ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия/ Форма организации деятельности | Практическая часть занятия/ Форма организации деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Что такое этика и этикет? | 1 | Рассказ учителя.Понятия «этика», «этикет» | Ролевая игра» Мы соблюдаем этикет» | | |
2. | Специфика речевого общения. | 1 | Рассказ учителя. « Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям» | Инсценирование отрывков сказок. | | |
3. | Роль мимики, жестов и позы в общении. | 1 | Беседа.Понятия «мимика», «жесты», «поза».Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям | Игра « ПОЙМИ МЕНЯ» | | |
4. | Вежливые слова | 1 | Беседа. Содержание понятия « вежливость». Зачем людям нужны правила вежливости. | Игра-викторина « Вежлив ли я?» | | |
5. | Правила знакомства | 1 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. | Моделирование ситуаций: « Первый раз в гостях», « Я в новой школе» | | |
6. | Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа | 1 | Беседа. Знакомство с правилами обращения. | Разыгрывание ситуаций. | | |
7. | Приветствие и прощание. | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами приветствия и прощания. | Моделирование ситуаций. | | |
8. | Выражение благодарности. Поздравляем и желаем. | 1 | Беседа « Умеешь ли ты дружить?» | Конкурс на лучшую поздравительную открытку. | | |
9. | О сопереживании в радости и в горе. | 1 | Рассказ учителя « Сопереживание товарищам в радости и в горе» | Моделирование ситуаций | | |
10 | Общение по телефону | 1 | Беседа. Понятие «Тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону | Ролевая игра « Мы говорим по телефону» | | |
11. | Викторина « Вежлив ли я?» | 1 | | Игра-викторина « Вежлив ли я?» | | |
12. | Мы на уроке. | 1 | Беседа «Знакомство с правилами поведения на уроке и в школе» | Веселые инсценировки. | | |
13. | Зачем нужны перемены | 1 | Рассказ учителя « Зачем нужны перемены в школах?» | Составление правил поведения на переменах. | | |
14. | Мы в школьной столовой. | 1 | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. | Ролевая игра « Мы в столовой». | | |
15. | Правила поведения на улице. Экскурсия. | 1 | | Знакомство с правилами поведения на улице. Экскурсия по поселку. | | |
16. | Правила поведения в транспорте. | 1 | Беседа « Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте» | Ролевая игра « Мы в автобусе» | | |
17. | Урок – игра « Я – пассажир». | 1 | | Ролевая игра « Я – пассажир» | | |
18. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Проблемный вопрос: Что такое « общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | Разгадывание кроссворда. Моделирование ситуаций. | | |
19. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | | Экскурсия в школьную библиотеку. « Для чего нужна библиотека?» - коллективное обсуждение. | | |
20. | Приглашение гостей. Как вести себя в гостях. | 1 | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения в гостях. | Разыгрывание ситуации « мы в гостях» | | |
21. | Умей накрыть стол. Проект « Мы ждем гостей» | 1 | | Проект « Ждем гостей. Сервировка стола» | | |
22. | Как выбирать и что дарить? | 1 | Рассказ учителя « Что и как нужно дарить?» | Викторина « Как правильно дарить подарки?» | | |
23. | Повседневный этикет. | 1 | Беседа « Правила хорошего тона» | « Путешествие в страну Мульти-Пульти» | | |
24. | Викторина « Знаю ли я правила поведения?» | 1 | | Викторина « Знаю ли я правила поведения?» | | |
25. | Мой класс | 1 | Беседа на тему « Я и мой класс» | Ролевые игры. | | |
26. | Умею ли я дружить? | 1 | | Конкурсная игра « Умею ли я дружить?» | | |
27. | Один за всех и все за одного | 1 | Беседа. «Сила дружбы и взаимопомощи» | Иллюстрирование « Мой друг» | | |
28. | Самолюб никому не люб | 1 | Рассказ учителя древнегреческой легенды о Нарциссе. | Обсуждение легенды. Моделирование ситуаций | | |
29. | Уважительное отношение к старшим и младшим. | 1 | Беседа. « Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.» | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | | |
30. | Поговорим о внешнем виде. | 1 | Беседа. Понятия «я», « Внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость. | Ролевые игры | | |
31. | Поговорим о внешнем виде | 1 | | Беседа-игра « Встречают по одежке» | | |
32. | Каждой вещи свое место | 1 | Рассказ учителя о домашней спецодежде. Знакомство с рабочим инвентарем для уборки. | Мозговая атака. «Порядок проведения основной уборки» | | |
33. | Бережливось | 1 | Беседа « Что такое бережливость?» | Составление памяток « Бережное отношение к школьным учебникам» | | |
34. | Праздник « Будьте вежливы». | 1 | | Праздник вежливости ( КТД) | | |