СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс 2 часа в неделю. Очень интересна и познавательна для учеников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"»




1.Пояснительная записка

Актуальность.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь внеурочная деятельность «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика внеурочной деятельности. «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью во внеурочную деятельность включены подвижные математической игры, последовательная смена одним учеником «Центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цели и задачи:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Общее количество часов

Из них

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Удивительная снежинка

5 ч.

5ч.


2.

Таблица в пределах 20

9 ч.

7ч.

2ч.

3.

Математические игры

5 ч.

4ч.

1ч.

4.

Прятки с фигурами

3 ч.

3ч.


5.

Секреты задач

6 ч.

5ч.

1ч.

6.

Спичечный конструктор

3 ч.

3ч.


7.

Геометрический калейдоскоп

3 ч.

3ч.


8.

Числовые головоломки

2 ч.

2ч.


9.

Геометрия вокруг нас

3 ч.

2ч.

1ч.

10.

Путешествие точки

2 ч.

2ч.


11.

Математическое путешествие

5 ч.

4ч.

1ч.

12.

Арифметические выражения

4 ч.

4ч.


13.

Часы нас будят по утрам

2 ч.

2ч.


14.

Головоломки

3 ч.

3ч.


15.

Интересные задачи

4 ч.

4ч.


16.

Математические ребусы

2 ч.

2ч.


17.

Дважды два - четыре

4 ч.

4ч.


18.

В царстве смекалки

3 ч.

2ч.

1ч.

19

Обобщение

2ч.



 

Итого

70 ч.




Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел  в пределах 100. Таблица умножения и деления на 2,3.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и т. д.)

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового ткроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными , некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащийся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуации., описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному маршруту, Построение собственного маршрута.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента по собственному замыслу.

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной  деятельности «Занимательная математика»

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия»

Предметные результаты отражены в содержании программы.
























Приложение

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Корректировка

Удивительная снежинка - 5 ч.

1-2



Геометрические узоры


3



Симметрия


4



Закономерности в узорах


5



Обобщение по теме «Удивительная снежинка»


Таблица в пределах 20 - 9 ч.

6-7



Таблица в пределах 10


8-10



Таблица в пределах 20


11-12



Примеры со скобками


13-14



Сложение и вычитание в пределах 20


Математические игры - 5 ч.

15-17



Числа от 1 до 100


18-19



Игра "Русское лото"


Прятки с фигурами - 3 ч.

20-21



Поиск заданных фигур в сложной конструкции


22



Деление заданной фигуры на равные части


Секреты задач - 6 ч.

23-26



Решение нестандартных и занимательных задач


27-28



Задачи в стихах


Спичечный конструктор - 3 ч.

29



Построение конструкции по заданному образцу


30



Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием


31



Обобщение по теме «Спичечный конструктор»


Геометрический калейдоскоп - 3 ч.

32



Конструирование многоугольников из заданных элементов


33-34



Составление картинки из геометрических фигур


Числовые головоломки - 2 ч.

35



Решение и составление ребусов, содержащих числа


36



Заполнение числового кроссворда (судоку)


Геометрия вокруг нас - 3 ч.

37-38



Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность


39



Геометрический узор


Путешествие точки - 2 ч.

40



Построение геометрической фигуры (на листе в клетку)


41



Построение собственного рисунка


Математическое путешествие - 5 ч.

42-44



Раунд примеров в пределах 100


45-46



Игры с примерами


Арифметические выражения -  4 ч.

47-48



Сложение в пределах 100


49-50



Вычитание в пределах 100


Часы нас будят по утрам - 2 ч.

51



Определение времени


52



Перевод времени


Головоломки - 3 ч.

53



Расшифровка закодированных слов


54-55



Восстановление примеров


Интересные задачи - 4 ч.

56-57



Задачи с лишними и недостающими данными


58-59



Нестандартные задачи


Математические ребусы - 2 ч.

60-61



Решение и составление ребусов, содержащих числа


Дважды два - четыре - 4 ч.

62-63



Таблица умножения на 2


64-65



Таблица умножения на 3


В царстве смекалки - 3 ч.

66-68



Сбор информации и выпуск математической газеты


69-70



Обобщение по изученным темам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!