1.Пояснительная записка
Актуальность.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь внеурочная деятельность «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика внеурочной деятельности. «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью во внеурочную деятельность включены подвижные математической игры, последовательная смена одним учеником «Центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цели и задачи:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Из них |
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Удивительная снежинка | 5 ч. | 5ч. | |
2. | Таблица в пределах 20 | 9 ч. | 7ч. | 2ч. |
3. | Математические игры | 5 ч. | 4ч. | 1ч. |
4. | Прятки с фигурами | 3 ч. | 3ч. | |
5. | Секреты задач | 6 ч. | 5ч. | 1ч. |
6. | Спичечный конструктор | 3 ч. | 3ч. | |
7. | Геометрический калейдоскоп | 3 ч. | 3ч. | |
8. | Числовые головоломки | 2 ч. | 2ч. | |
9. | Геометрия вокруг нас | 3 ч. | 2ч. | 1ч. |
10. | Путешествие точки | 2 ч. | 2ч. | |
11. | Математическое путешествие | 5 ч. | 4ч. | 1ч. |
12. | Арифметические выражения | 4 ч. | 4ч. | |
13. | Часы нас будят по утрам | 2 ч. | 2ч. | |
14. | Головоломки | 3 ч. | 3ч. | |
15. | Интересные задачи | 4 ч. | 4ч. | |
16. | Математические ребусы | 2 ч. | 2ч. | |
17. | Дважды два - четыре | 4 ч. | 4ч. | |
18. | В царстве смекалки | 3 ч. | 2ч. | 1ч. |
19 | Обобщение | 2ч. | | |
| Итого | 70 ч. | | |
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения и деления на 2,3.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и т. д.)
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового ткроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными , некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащийся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуации., описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному маршруту, Построение собственного маршрута.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента по собственному замыслу.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результатс заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия»
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Корректировка |
Удивительная снежинка - 5 ч. |
1-2 | | | Геометрические узоры | |
3 | | | Симметрия | |
4 | | | Закономерности в узорах | |
5 | | | Обобщение по теме «Удивительная снежинка» | |
Таблица в пределах 20 - 9 ч. |
6-7 | | | Таблица в пределах 10 | |
8-10 | | | Таблица в пределах 20 | |
11-12 | | | Примеры со скобками | |
13-14 | | | Сложение и вычитание в пределах 20 | |
Математические игры - 5 ч. |
15-17 | | | Числа от 1 до 100 | |
18-19 | | | Игра "Русское лото" | |
Прятки с фигурами - 3 ч. |
20-21 | | | Поиск заданных фигур в сложной конструкции | |
22 | | | Деление заданной фигуры на равные части | |
Секреты задач - 6 ч. |
23-26 | | | Решение нестандартных и занимательных задач | |
27-28 | | | Задачи в стихах | |
Спичечный конструктор - 3 ч. |
29 | | | Построение конструкции по заданному образцу | |
30 | | | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием | |
31 | | | Обобщение по теме «Спичечный конструктор» | |
Геометрический калейдоскоп - 3 ч. |
32 | | | Конструирование многоугольников из заданных элементов | |
33-34 | | | Составление картинки из геометрических фигур | |
Числовые головоломки - 2 ч. |
35 | | | Решение и составление ребусов, содержащих числа | |
36 | | | Заполнение числового кроссворда (судоку) | |
Геометрия вокруг нас - 3 ч. |
37-38 | | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | |
39 | | | Геометрический узор | |
Путешествие точки - 2 ч. |
40 | | | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) | |
41 | | | Построение собственного рисунка | |
Математическое путешествие - 5 ч. |
42-44 | | | Раунд примеров в пределах 100 | |
45-46 | | | Игры с примерами | |
Арифметические выражения - 4 ч. |
47-48 | | | Сложение в пределах 100 | |
49-50 | | | Вычитание в пределах 100 | |
Часы нас будят по утрам - 2 ч. |
51 | | | Определение времени | |
52 | | | Перевод времени | |
Головоломки - 3 ч. |
53 | | | Расшифровка закодированных слов | |
54-55 | | | Восстановление примеров | |
Интересные задачи - 4 ч. |
56-57 | | | Задачи с лишними и недостающими данными | |
58-59 | | | Нестандартные задачи | |
Математические ребусы - 2 ч. |
60-61 | | | Решение и составление ребусов, содержащих числа | |
Дважды два - четыре - 4 ч. |
62-63 | | | Таблица умножения на 2 | |
64-65 | | | Таблица умножения на 3 | |
В царстве смекалки - 3 ч. |
66-68 | | | Сбор информации и выпуск математической газеты | |
69-70 | | | Обобщение по изученным темам. | |