ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ «ПАТРИОТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа военно – патриотического объединения «Патриот» является частью программы патриотического воспитания молодежи. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины..
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим, на базе МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" г.Палласовки, создается военно-патриотическое объединение «Патриот», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками военно-патриотического объединения «Патриот» являются дети и подростки 12-16 лет, объединенные в учебные группу.
Возглавляет объединение Слесарева Марина Ивановна– преподаватель-организатор ОБЖ МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №11" г. Палласовки
В своей деятельности члены военно-патриотического объединение «Патриот» руководствуются нормативно-правовыми документами:
Конституцией и законами Российской Федерации;
Законом «Об образовании»;
Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
Устава объединения
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЪЕДИНЕНИЯ
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Содержание программы.
Вводное занятие: обучающиеся знакомятся с коллективом, с деятельностью обьединения «Патриот» с правилами техники безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке.
В разделе «Физическая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых поводится физическая подготовка направленные на развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость. С использованием различных средств и методов физического воспитания.
В разделе «Огневая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых обучающиеся знакомятся с материальной частью автомата Калашникова, Назначением, боевыми свойствами, общим устройством и принципом работы автомата. Выполняют неполную разборку и сборку АКМ-74. Знакомятся с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки.
Выполняют стрельбу по мишеням.
В разделе «Строевая подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике строевые приёмы на месте и в движении и с оружием (автомвтом АКМ-74) согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе «Исторические и боевые традиции Отечества» обучающиеся знакомятся с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами воинской чести, основными битвами ВОВ, городами – героями ВОВ, Вооруженными Силами Российской Федерации, историей, символами и геральдикой ЯНАО.
В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; с ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте, криминального характера. Опасными природными факторами и защитой от их влияния. Способами подачи сигналов бедствия, способами разведения огня и приготовления пищи, ориентированием и поиском маршрута движения на местности, преодолением рельефных и водных препятствий. Обучающиеся изучают современные средства поражения, мероприятия ГО по защите населения: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки. На практике отрабатывают навыки одевания и пребывания в противогазе и костюме химической защиты.
В разделе «Медицинская подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях (ссадины, порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь утопающему). Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на голову и грудь), первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние конечности.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки. Результативность.
Контроль за ЗУН обучающихся осуществляется на практических занятиях в следующих формах: собеседование, выполнения контрольных упражнений.
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке;
Материальную часть автомата Калашникова;
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова;
Специфику физической подготовки;
Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74;
Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
Государственную и военную символику;
Дни воинской славы России;
Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
Историю, символы и геральдику ЯНАО;
Символы воинской чести;
Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях;
Опасные природные факторы и защиту от их влияния;
Современные средства поражения;
Мероприятия ГО по защите населения;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.
Должны уметь:
Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74;
Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени;
Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах;
Одевать противогаз и костюм химической защиты;
Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций;
Применять различные способы преодоления естественных препятствий в пешем и лыжном походах;
Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.
Учебный план занятий в военно-патриотическом объединении «Патриот» на три года.
№ п/п | Разделы | Всего часов | Первый год | Второй год | Третий год |
1 | Вооруженные силы РФ. | 18 | 6 | 6 | 6 |
2 | Уставы ВС РФ | 16 | 4 | 6 | 6 |
3 | Огневая подготовка | 17 | 5 | 6 | 6 |
4 | Строевая подготовка | 13 | 4 | 4 | 5 |
5 | Ориентирование. | 6 | 2 | 2 | 2 |
6 | Медицинская подготовка | 9 | 3 | 3 | 3 |
7 | Защита от ОМП | 10 | 4 | 3 | 3 |
8 | Гражданская оборона, МЧС и защита населения при возникновении ЧС | 13 | 6 | 4 | 3 |
| ВСЕГО | 102 | 34 | 34 | 34 |
…
Тематическое планирование занятий первого года обучения в военно-патриотическом объединении «Патриот»
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
| Раздел 1. Вооруженные силы РФ. | 6 | | |
1 | История создания ВС РФ | 1 | 1 | |
2 | Организационная структура ВС РФ | 1 | 1 | |
3 | Сухопутные войска | 1 | 1 | |
4 | Военно – морской флот | 1 | 1 | |
5 | Военно – воздушные силы | 1 | 1 | |
6 | Воздушно – десантные войска | 1 | 1 | |
| Раздел 2 Уставы ВС РФ | 4 | | |
1 | Общие обязанности военнослужащих | 1 | 1 | |
2 | Единоначалие. Командиры и подчиненные. | 1 | 1 | |
3 | Обязанности солдата | 1 | 1 | |
4 | Размещение военнослужащих. | 1 | 1 | |
| Раздел 3. Огневая подготовка | 5 | | |
1 | Назначение и боевые свойства автомата АК-74 | 1 | 1 | |
2 | Назначение и устройство частей и механизмов АК - 74 | 1 | 1 | |
3 | Неполная разборка и сборка автомата | 3 | 1 | 2 |
| Раздел 4 Строевая подготовка | 4 | | |
1 | Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. | 1 | 1 | |
2 | Строи и управление ими | 1 | | 1 |
3 | Строевые приемы и движения без оружия. | 2 | | 2 |
| Раздел 5. Ориентирование. | 2 | | |
1 | Определение сторон горизонта по Солнцу, Луне, Полярной звезде, местным признакам. | 1 | | 1 |
2 | Движение по азимуту. | 1 | | 1 |
| Раздел 6. Медицинская подготовка | 3 | | |
1 | Виды ран. Остановка кровотечения | 1 | | 1 |
2 | Виды повязок и правила их наложения. | 1 | | 1 |
3 | Первая медицинская помощь при переломах. | 1 | | 1 |
| Раздел 7 . Защита от ОМП | 4 | | |
1 | Индивидуальные средства защиты органов дыхания. | 2 | 1 | 1 |
2 | Индивидуальные средства защиты кожи | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 8. Гражданская оборона, МЧС и защита населения при возникновении ЧС | 6 | | |
1 | Основные понятия , определения и задачи ГО. | 1 | 1 | |
2 | Ядерное оружие и его поражающие факторы. | 1 | 1 | |
3 | Химическое оружие | 1 | 1 | |
4 | Бактериологическое оружие. | 1 | 1 | |
5 | Простейшие инженерные сооружения. | 1 | | 1 |
6 | Коллективные средства защиты. | 1 | 1 | |
| Всего: | 34 | | |
Тематическое планирование занятий второго года обучения в военно-патриотическом объединении«Патриот»
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
| Раздел 1. Вооруженные силы РФ. | 6 | | |
1 | Организационная структура ВС РФ | 1 | 1 | |
2 | Сухопутные войска | 1 | 1 | |
3 | Ракетные войска стратегического назначения | 1 | 1 | |
4 | Космические войска | 1 | 1 | |
5 | Тыл ВС РФ | 1 | 1 | |
6 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | 1 | |
| Раздел 2 Уставы ВС РФ | 4 | | |
1 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. | 2 | 1 | 1 |
2 | Организация караульной службы. Обязанности часового. | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 3. Огневая подготовка | 5 | | |
1 | Неполная разборка и сборка автомата | 3 | | 3 |
2 | Стрельба из пневматической винтовки. | 2 | | 2 |
| Раздел 4 Строевая подготовка | 4 | | |
1 | Строевые приемы и движения без оружия. | 2 | | 2 |
2 | Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении | 1 | | 1 |
3 | Выход из строя и возвращение в строй. | 1 | | 1 |
| Раздел 5. Ориентирование. | 2 | | |
1 | Определение азимута по компасу | 1 | | 1 |
2 | Определение высоты и ширины объекта | 1 | | 1 |
| Раздел 6. Медицинская подготовка | 3 | | |
1 | Аптечка медицинская | 1 | | 1 |
2 | Медицинские средства защиты | 1 | | 1 |
3 | Первая медицинская помощь при ДТП | 1 | 1 | |
| Раздел 7 . Защита от ОМП | 4 | | |
1 | Рентгенометр ДП – 5В и порядок работы с ним. | 2 | 1 | 1 |
2 | Войсковой прибор химической разведки и порядок работы с ним. | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 8. Гражданская оборона, МЧС и защита населения при возникновении ЧС | 6 | | |
1 | Характеристики АХОВ | 1 | 1 | |
2 | Надевание ОЗК | 3 | | 3 |
3 | Нештатные аварийно-спасательные формиро- вания школы | 2 | 1 | 1 |
| Всего: | 34 | | |
Тематическое планирование занятий третьего года обучения в военно-патриотическом объединении «Патриот»
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
| Раздел 1. Вооруженные силы РФ. | 6 | | |
1 | Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии. | 1 | 1 | |
2 | Военно-прикладные виды спорта | 1 | 1 | |
3 | Преодоление полосы препятствий | 2 | | 2 |
4 | Кросс 100м по пересеченной местности | 2 | | 2 |
| Раздел 2 Уставы ВС РФ | 4 | | |
1 | Воинские звания и знаки различия. | 1 | 1 | |
2 | Военная форма одежды | 1 | 1 | |
3 | Обязанности часового | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 3. Огневая подготовка | 5 | | |
1 | Неполная разборка и сборка автомата | 3 | | 3 |
2 | Стрельба из пневматической винтовки. | 2 | | 2 |
| Раздел 4 Строевая подготовка | 4 | | |
1 | Строевые приемы и движения без оружия. | 2 | | 2 |
2 | Прохождение торжественным маршем и с песней. | 1 | | 1 |
3 | Поощрения и взыскания военнослужащих. | 1 | 1 | |
| Раздел 5. Ориентирование. | 2 | | |
1 | Движение по азимуту | 2 | | 2 |
| Раздел 6. Медицинская подготовка | 3 | | |
1 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах | 1 | | 1 |
2 | Оказание первой медицинской помощи при обморожениях | 1 | | 1 |
3 | Оказание первой медицинской помощи при отравлениях | 1 | | 1 |
| Раздел 7 . Защита от ОМП | 4 | | |
1 | Нормативы по радиационной, химической и биологической защите | 2 | | 2 |
2 | Санитарная обработка | 2 | 1 | 1 |
| Раздел 8. Гражданская оборона, МЧС и защита населения при возникновении ЧС | 6 | | |
1 | ЧС Ставропольского края | 2 | 2 | |
2 | Ведение ГО в школе | 1 | | 1 |
3 | Организация аварийно – спасательных работ | 2 | 1 | 1 |
4 | Противорадиационные укрытия | 1 | 1 | |
| Всего: | 34 | | |