СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа военно-патриотического воспитания в школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа военно-патриотического воспитания может стать основой для планирования военно-патриотической работы в школе

Просмотр содержимого документа
«Программа военно-патриотического воспитания в школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 6"

г. Переславля-Залесского Ярославской области








Программа

военно-патриотического воспитания

обучающихся МОУ СШ № 6

на 2016-2018гг













г. Переславль-Залесский

2017г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МОУ СШ № 6

Сроки и

этапы

реализации

Программа рассчитана на три года.

2016г. - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы;

2017г. - формирование основных элементов системы военно-патриотического воспитания;

2018г. - обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу.

Основания для разработки программы

  • Конвенция ООН о правах ребёнка

  • Конституция РФ

  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"

  • Закон РФ "Об образовании"

  • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795)

  • Концепция о военно-патриотическом воспитании молодежи (рассмотрено и одобрена Координационным Светом при президенте РФ по воспитательной работе в ВС РФ).

  • Концепция патриотического воспитания граждан РФ.

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Актуальность программы

  • Смена традиционных устоев в обществе.

  • Ослабление основ государственности, падение авторитета армии, усиление социальной напряженности в обществе, особенно среди молодежи.

  • Нарастание преступности, рост числа наркоманов, падение нравственности, развитие правового нигилизма.

  • Заметные изменения в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества.

  • Резкое снижение уровня практической подготовки юношей к армии, защите Отечества, падение престижа военной профессии, защитника России.

  • Размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины привело к тому, что многие подростки с трудом называют основные события Великой Отечественной войны.

  • Нарастание антиобщественных проявлений, усиление социальной патологии, рост преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.

Цели и

задачи

программы

Цель программы:

Формирование у обучающихся внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрождение престижа военной службы и гражданско-патриотического воспитания.

Задачи программы:

1) Формировать у юношей морально-психологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы.

2) Развивать способность осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям.

3) Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, основными задачами Вооруженных Сил, предназначением видов и родов войск, а также способствовать уяснению роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности.

4) Обеспечить учащихся правовыми знаниями о военной службе, их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов, что способствует быстрой адаптации к условиям военной среды.

Основные направления программы

1. Анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе).

2. Формирование психологической готовности к военной службе.

3. Формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности.

4. Информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями.

5. Помощь в профессиональном определении (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, поступлению в военные учебные заведения, занятие военно-прикладными видами спорта).

6. Определение способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности.

7. Помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом).

Разработчики программы

Творческая группа:

руководитель группы:

Сергеичева Галина Александровна, заместитель директора по УВР

члены творческой группы:

Сулина Екатерина Владимировна, учитель истории и обществознания,

Зуев Андрей Федорович, учитель ОБЖ и физической культуры,

Павлова Елена Ивановна, школьный психолог.


Ресурсное

обеспечение

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных источников (заработная плата учителей, приобретение учебно-методических пособий школой).


Ожидаемые результаты

1) Сформированность у юношей морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы.

2) Способность выпускников школы осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям.

3) Осведомленность выпускников школы о сущности и содержании воинской деятельности, об основных задачах Вооруженных Сил, предназначении видов и родов войск, роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности.

4) Правовая грамотность выпускников в отношении военной службе, представления об их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов.

Содержание:

1. Общие положения, обоснование актуальности программы.

2. Цели и задачи программы.

3. Основное содержание программы.

4. Механизмы реализации программы.

5. Ресурсное обеспечение программы.

6. Календарный план мероприятий программы.

7. Предполагаемые затраты, источники финансирования программы.

8. Ожидаемые результаты, критерии оценки эффективности программы, достигаемый социальный эффект, возможности дальнейшей реализации программы.

9. Дополнительные материалы (рекомендации, письма поддержки, публикации, иные материалы).

«Все может родная земля: и напоить из своих светлых

родников,и накормить своим хлебом, и удивить красотой

цветущих садов, вот одного она только не может –

защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее

воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой»

А.В. Суворов


Общие положения, обоснование актуальности программы


Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его - гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

В обществе проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Снижение интереса молодежи к службе в армии, боязнь перед необходимостью прохождения военной службы привели к тому, что молодежь не только негативно стала относиться к данному этапу своей жизни, но и искать пути, помогающие избежать исполнения воинского долга.

Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач гражданско-патриотической работы школы.

  • В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

  • Это определяет цели образования, которым соответствует как ныне действующий "Обязательный минимум содержания общего образования", так и Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по ОБЖ.

  • Концепцией преподавания курса ОБЖ является понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: “Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать”.

  • В настоящее время в нашей школе, благодаря ряду традиционных мероприятий военно-патриотической направленности,   уже сложилась система военно-патриотического воспитания.

  • Следующим этапом развития данного направления администрация видит создание военно-патриотического клуба на базе нашей школы. Для этого на данном этапе сложились все условия: укрепилась учебно-методическая база школы, есть учитель, который готов руководить деятельностью клуба, существует группа обучающихся (юношей и девушек), которые активно участвуют во всех мероприятиях военно-патриотической и военно-спортивной направленности.

Цели и задачи программы



Цель программы:

Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, способствующих формированию внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрождение престижа военной службы и других, связанных с ней, видов государственной службы.



Задачи программы:

1) Формировать у юношей морально-психологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы.

2) Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, основными задачами Вооруженных Сил, предназначением видов и родов войск, а также способствовать уяснению роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности.

3) Обеспечить учащихся правовыми знаниями о военной службе, их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов, что способствует быстрой адаптации к условиям военной среды.

4) Развивать способность осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям, ориентировать ребят на выбор профессии военнослужащего, спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

5) Сформировать у обучающихся навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, способность защитить свою жизнь и жизнь других людей.

Основное содержание программы



Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


Патриотизм  это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить:

  • глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы;

  • убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях;

  • формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. Система этих ценностей может быть условно разделена на три сферы:

К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относятся:

  • гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;

  • воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;

  • воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;

  • профессионализм - степень овладения, военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.

Формирование у обучающихся уважения и внутренней готовности к особому виду государственной службы происходит как на уроках и во внеурочное время. В данную работу включен весь педагогический коллектив и социальные службы школы: администрация, педагог-организатор ОБЖ, библиотечная служба, школьный психолог, классные руководители, учителя по предметам.


 Организационные задачи:

- взаимодействие с классными руководителями, преподавателями-предметниками, родительским комитетом, ветеранами войны и военной службы в проведении мероприятий по ознакомлению обучающихся с миром военных профессий, условиями службы в армии и на флоте;

- совершенствование учебно-материальных, технических средств, форм и методик обучения по военно-профессиональной ориентации обучающихся;

- взаимодействие с военными образовательными учреждениями, воинскими частями, военными комиссариатами в вопросах создания условий для практического ознакомления учащихся с особенностями военной службы и изучения их военно-профессиональной направленности;

- предъявление в военные комиссариаты сведений о подготовке граждан по основам военной службы, а также информирование о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.


Получение начальных знаний об основах военного дела на уроках, при изучении учебных предметов:

  Начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности, ГО учащиеся получают на уроках ОБЖ:

в 10 классе – «ГО – составная часть обороноспособности страны» (7 часов), «ВС РФ – защитники нашего Отечества» (6 часов), «Боевые традиции ВС России» (3 часа), «Символы воинской чести» (3 часа);

в 11 классе: «Воинская обязанность» (10 часов), «Особенности воинской службы» (8 часов), «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил» (4 часа), «ВУЗы Вооруженных сил» (2 часа).

В соответствии с разрабатываемым тематическим планом изучения раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» раскрываются следующие темы: «Организационная структура вооруженных Сил», «Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение», «Воинская обязанность и воинский учет», «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе», «Прохождение военной службы по призыву и по контракту, альтернативная служба». «Как стать офицером Российской Армии».

При проведении занятий по указанным темам учитель ОБЖ обращает внимание учащихся на многообразие военных профессий, проводит аналогии между военными и гражданскими специальностями.

В соответствии с учебным планом школы учителя по предметам также включают в темы уроков материал, способствующий подготовке обучающихся к военной службе.

Так, преподаватель истории Сулина Е.В., знакомя учеников на уроках с историческими картами, схемами сражений, воспоминаниями военных полководцев, способствует формированию уважения к военной профессии.

Ни один учебный предмет не связан так тесно с техникой, как физика. И потому учитель физики, объясняя программный материал предмета в старших классах, выделяет такие факты, понятия и законы, которые лежат в основе принципа устройства и действия образцов военной техники. Например, раздел «Оптика», законы преломления лучей и отражения рассматриваются как принципиальная основа изготовления прицелов, приборов наблюдения и ночного видения.

Учитель химии, изучая свойства углерода, рассказывает о том, что активированный уголь широко применяется в фильтрующих элементах противогазов.

Особую роль в вопросах подготовки к военной службе играют уроки физической культуры. Проводимые в старших классах соревнования по лыжным гонкам, легкой атлетике, спортивным играм, лапте, спортивному ориентированию способствуют физическому развитию юношей.

Заведующая школьной библиотекой увлеченно, содержательно и интересно проводит круглые столы, встречи, устные журналы, диспуты, викторины и тематические вечера патриотической направленности, организует и проводит общешкольные мероприятия, посвященные памятным датам, Дням воинской славы России.

В школьной библиотеке организована выставка литературы по военно-исторической и героико-патриотической тематике.


Организация учебных сборов с обучающимися 10 классов:

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в качестве обязательной подготовки к военной службе в разделе программы «Основы военной службы» предусматривается в течение последнего года обучения в образовательной организации проведение с обучающимися учебных сборов.


Нормативная база:

Учебные пятидневные сборы с обучающимися 10-х классов проводятся согласно:

  • ФЗ «О воинской обязанности» от 28. 03. 1998 г. №53-ФЗ;

  • Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением правительства Российской  Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;

  • Писем Министерства образования РФ «О порядке проведения учебных сборов  в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) и общего образования по курсу ОБЖ».


Целями сборов являются:

-  подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества;

-   закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе (гимназиях), приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;

-   воспитание у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.

Сборы проводятся на базе воинской части г. Переславля-Залесского (учебно-полевые военные сборы), а также в школе: в спортивном зале школы, на школьном стадионе, в кабинетах, оборудованных интерактивной техникой, в школьном подвале, оборудованном под тир (тренировки по стрельбам).


Учебно-тематический план

проведения учебных сборов с учащимися-юношами МОУ СШ № 6


Наименование тем

Содержание занятия

Кол-во

часов

Материальное

обеспечение

1

2

3

7

Основы подготовки к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов со всеми участниками

1 ч.

Плакаты, уч. литература, раздаточный материал

Размещение и быт военнослужащих .Основы безопасности военной службы

Размещение военнослужа-

щих. Распорядок дня. Довести до обучаемых опасные факторы военной службы, обеспечение безопасных условий в повседневной деятельнос- ти

2 ч.

Уставы ВС

РФ, раздаточный материал

Организация карауль-

ной службы. Обязанности часового

Организация караульной службы

1 ч.

Уставы ВС РФ, раздаточный материал

Стрелковая подготовка

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата. Сборка, разборка автомата

2 ч.

Макет АКМ, схемы, пла-

каты

Медицинская подготовка

Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах.

1 ч.

Материалы для наложе-

ния повязки, перевязочный

материал

Организация учебных сборов на базе школы:

        Программа учебных сборов для юношей – десятиклассников рассчитана на 35 часов. В соответствии с  учебным планом проведения учебных сборов с обучающимися занятия проводятся по:

1. Физической подготовке, в ходе которых обучающиеся изучают комплекс утренней гимнастики, физические качества, которые необходимо развивать военнослужащим,  принципы развития физических качеств. Также, на занятиях физической подготовки обучающиеся развивают такие физические качества, как: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Занятия проходят на свежем воздухе, используется оборудование спортивных залов школы. В комплекс обязательных упражнений входят: бег, подтягивание, отжимание, приседания и др. Проводятся соревнования, как одиночные, так и командные.  

2. Строевой подготовке. На  занятиях строевой подготовкой обучающиеся отрабатывают выполнение различных команд в строю: «на-лево», «на-право», «кругом», «в две шеренги становись», «в одну шеренгу становись», «на месте шагом марш», «вперед шагом марш», «песню запевай», а также походный шаг, парадный шаг. Обучающиеся изучают основы Строевого устава Вооруженных сил РФ: элементы строя, команды, подаваемые в строю и вне строя.

3. Тактической подготовке. В ходе проведения занятий по тактической подготовке обучающиеся изучают команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения, приемы и способы использования рельефа местности при поражении противником с воздуха, маскировки, в том числе и светомаскировки, способы отражения атаки нападения противника, способы и приемы атаки противника.

4. Огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке проводятся в школьном подвале, оборудованном под тир. Обучающиеся знакомятся с устройством автомата Калашникова, с работой частей и механизмов автоматов,  чисткой, смазкой и хранением автомата. Отрабатывают навыки сбора – разбора автомата Калашникова,  стрельбы, ведения огня из автомата меры безопасности при стрельбе.

5. Медицинской подготовке. На занятиях обучающиеся изучают способы остановки различных видов кровотечения, а также комплекс мероприятий при проникающих и огнестрельных ранениях живота. Отрабатывают навыки оказания само- и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя. Отрабатываются навыки оказания реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца).

6. Радиационной, химической и биологической защите. На занятиях обучающиеся знакомятся с видами современного оружия массового поражения, находящемся на вооружении в ВС РФ, поражающими факторами от них, а также историей создания и развития химического и радиоактивного оружия. Также изучаются средства индивидуальной и коллективной защиты.

7. На экскурсии в воинской части обучающиеся получают возможность ознакомиться с размещением и бытом военнослужащих, распорядком дня;  с опасными факторами военной службы и организацией обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности, назначением и составом суточного наряда войсковой части, а также  организацией караульной службы и обязанностями часового.

        В ходе военных сборов учитель знакомит учащихся с практической деятельностью воинской части, жизнью и бытом военнослужащих. В период учебных сборов на базе воинской части осуществляется изучение таких тем: «Размещение и быт военнослужащих. Распорядок дня», «Организация внутренней и караульной службы. Внутренний наряд и караул. Обязанности часового», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий военной техникой».


При проведении занятий по темам раздела «Основы военной службы» используются:

- методы формирования у обучающихся необходимых понятий, суждений убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, презентаций, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

- методы организации познавательной и практической деятельности обучающихся (поручения, задания, упражнения, создание специальных учебно-тренировочных ситуаций);

- методы стимулирования ориентации обучающихся на подготовку к военной службе (соревнования, турниры, деловые игры, средства материального и морального поощрения);

- методы контроля за ходом формирования у обучающихся военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений, навыков, оценка стремления к изучению предлагаемого материала, тестирование).


Проведение школьных мероприятий военно-патриотической направленности, участие в городских военно-спортивных соревнованиях.

Изучение раздела «Основы военной службы» в школе проводится в тесной связи с военно-патриотическим воспитанием, входит в общую систему формирования у молодых людей патриотического сознания, чувства верности Отчеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому проведение школьных мероприятий, а также участие в городских, способствуют развитию интереса и военно-профессиональной ориентации юношей.

Традиционным стало участие школьных команд как в городских, так и в школьных мероприятиях патриотической направленности:


Перечень традиционных мероприятий военно-патриотической направленности, проводящихся в школе

Название мероприятия


1.

Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий классными руководителями 1-11х классов по основным направлениям в системе патриотического воспитания (формы разные: экскурсии, библиотечные часы, походы, викторины и др.).


2.

Совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий классами одной параллели: посвященных Великой отечественной Войне: «Дети и война», «Ученые – фронту!», «Животные-герои», «Взятие Берлина», «Непокоренный Ленинград и др.

3.

Проведение месячника военно-патриотической направленности «Отечество» в феврале:

  • «А ну-ка, мальчики!», спортивная игра для 1х-2х классов;

  • военно-спортивная игра «Зарничка» для 3х – 4х классов;

  • организация встреч с военнослужащими срочной службы, ветеранами Великой отечественной Войны (представителями "Совета ветеранов), воинами-интернационалистами (представителями "Боевого братства");

  • военно-спортивная эстафета «Вперед, мальчишки!» для 5х-6х классов;

  • конкурс на лучшую инсценировку военно-патриотической песни среди 5-9х классов;

  • проведение Уроков Мужества;

  • посещение школьного музея Боевой Славы и др.


4.

Проведение мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне:

  • конкурсы газет и рисунков;

  • конкурс чтецов;

  • посещение музея Боевой славы;

  • открытые мероприятия, посвященные Дням боевой Славы: «Где Ушаков – там победа!», «День Победы»;

  • встречи с ветеранами, библиотечные уроки;

  • посещение школьной библиотеки, информационных экспозиций и выставок книг о войне;

  • вручение юбилейных медалей ветеранам войны и труда;

  • школьный концерт, посвященный Дню Победы (с приглашением ветеранов войны, тружеников тыла);

  • торжественная линейка, участие в возложении цветов к Обелиску Памяти;

  • создание фотоаллеи «Маршалы Советского Союза» (общешкольный проект);

  • посадка хвойных деревьев, создание аллеи Памяти, посвященной Великой Победе.


5.

Поисковая работа обучающихся, пополнение экспозиции «Великая Отечественная война», пополнение музея поисково-исследовательскими материалами.

6.

Цикл классных часов «Твои права и обязанности».

7.

Проведение классных часов, посвященных Дню народного единства, в 1-4, 5-11 классах (библиотечные уроки).


8.

Участие школы в городских мероприятиях патриотической направленности:

  • Дне призывника;

  • открытии музея Боевой славы;

  • городской интерактивной акции «Майский десант»;

  • городской поисково - исследовательской конференции «Отечество»;

  • городской военно-спортивной игре «Зарница»;

  • учебно-полевых военных сборах;

  • городской игре в ЦТРГО «Я – гражданин России»;

  • интеллектуально-патриотической игре «Слава предков – гордость России – потомкам урок»;

  • уроках-походах «День Воинской славы», посвященный А. Невскому;

  • городском творческом конкурсе «Семейные традиции».


Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, при осуществлении практической деятельности школы в этой сфере, выделяются:

  • демократизм;

  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

  • системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей ее различных категорий;

  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

  • тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.


Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана осуществляться по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное — развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки. Оно включает в себя: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективе; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей каждой личности.



Основные направления деятельности:

Направление деятельности

Категория обучающихся

Ответственные


1

Анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе);

9-11 классы

школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, совместно с представителями военкомата

2

Формирование психологической готовности к военной службе;

5-11 классы

школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель

3

Формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности (решается посредством военно-патриотического воспитания и социального просвещения);

5-11 классы

школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, социальный педагог

4

Информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями;

8-11 классы

учитель ОБЖ

5

Помощь в профессиональном определении (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, поступлению в военные учебные заведения, занятие военно-прикладными видами спорта);

9-11 классы

классный руководитель, учитель ОБЖ, представители военных училищ

6

Определение способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности (психологическая диагностика, профессиональное консультирование, информирование и пропаганда);


9-11 классы

школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, представители военкомата


7


Помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом).

10-11 классы

школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, представители военкомата


Механизмы реализации программы


Кадровое обеспечение:

Формирование у обучающихся уважения и внутренней готовности к особому виду государственной службы происходит как на уроках и во внеурочное время. В данную работу включен весь педагогический коллектив и социальные службы школы: администрация, педагог-организатор ОБЖ, библиотечная служба, школьный психолог, классные руководители, учителя по предметам.


Организационные задачи:

- взаимодействие с классными руководителями, преподавателями-предметниками, родительским комитетом, ветеранами войны и военной службы в проведении мероприятий по ознакомлению обучающихся с миром военных профессий, условиями службы в армии и на флоте;

- совершенствование учебно-материальных, технических средств, форм и методик обучения по военно-профессиональной ориентации обучающихся;

- взаимодействие с военными образовательными учреждениями, воинскими частями, военными комиссариатами в вопросах создания условий для практического ознакомления учащихся с особенностями военной службы и изучения их военно-профессиональной направленности;

- предъявление в военные комиссариаты сведений о подготовке граждан по основам военной службы, а также информирование о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение:

Заместитель директора по воспитательной работе

  • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по
    подготовке молодёжи к защите Отечества;

  • заботится о методическом обеспечении военно - патриотической
    направленности учебно - воспитательного процесса

  • организует кружковую работу военно - патриотической направленности;

  • руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, фестивалей, соревнований;


Преподаватель – организатор ОБЖ

  • осуществляет взаимодействие с военкоматом и в/ч.


Классный руководитель

  • осуществляет руководство целенаправленной военно-патриотической деятельностью классного коллектива;

  • планирует и координирует соответствующую работу учителей и воспитателей, занимающихся с данным классом, детского общественного объединения, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;

  • ведёт систематические психолого - педагогические наблюдения за развитием военно - патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества.


Учителя-предметники

  • обеспечивают военно - патриотическую направленность учебно -
    воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета
    личности будущего защитника Родины;

  • систематически вносят военно - патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.


Материально-техническое обеспечение:


В школе имеются материальная база для эффективной организации военно-патриотической работы:

  • Спортивные залы (игровой, гимнастический, теннисный, тренажерный)

  • Элементы полосы препятствий на школьном стадионе («лабиринт»)

  • Футбольное, волейбольное поля на школьном стадионе, а также огороженная игровая площадка с искусственным покрытием.

  • Актовый зал

  • Школьная библиотека с читальным залом

  • Комьютерные кабинеты (2)

  • Кабинет ОБЖ

Кабинет ОБЖ представляет из себя комнату площадью 55 м2, пол покрыт линолеумом, стены окрашены акриловой краской, три деревянных окна с решетками, имеется локальная сеть, в кабинет проведен Интернет, ученическая мебель: 15 парт, 30 стульев, интерактивное оборудование. В лаборантской при кабинете имеется сейф, где хранится оружие.


В кабинете ОБЖ имеется в наличии:

учебные наглядные и учебно-методические пособия:

  • автомат АК – 74 (разборная модель) – 1,

  • пневматические винтовки – 5 штук,

  • модели противотанковых мин – 2,

  • модели ручных гранат (РГО, Ф-1) - 2,

  • противопехотная мина – 1,

  • противогазы – 600,

  • плакаты по темам, изучаемым в курсе ОБЖ (настенные, стационарные и переносные),

  • методические материалы в электронном виде (презентации, видеофильмы, тесты),

  • технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.

  • стрелковый тренажер СТК «Боец2.1.2» 1ПМ + 1АК (стационарный),

  • тренажер для отработки реанимационных действий,

  • костюм химической защиты Л1,

  • костюм защитный ОЗК,

  • тематический стационарный стенд на тему «Типы терроризма и элементы террористической акции».



Календарный план мероприятий программы

Название мероприятия


Время проведения

Ответственные


"Гражданин. Патриот. Воин.


1.

Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий классными руководителями 1-11х классов по основным направлениям в системе патриотического воспитания (формы разные: экскурсии, библиотечные часы, походы, викторины и др.).


По плану работы классных руководителей 1-11х классов

Зам. директора по УВР, классные руководители


2.

«А ну-ка, мальчики!», спортивная игра для 1х-2х классов;


февраль

Педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители


3.

Военно-спортивная игра «Зарничка» для 3х – 4х классов;


февраль

Педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители


4.

Военно-спортивная эстафета «Вперед, мальчишки!» для 5х-6х классов;


февраль

Педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители


5.

Смотр строя и песни среди обучающихся 5-8х классов




6.

Конкурс на лучшую инсценировку военно-патриотической песни среди 5-9х классов

февраль

Педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители


7.

Организация встреч обучающихся 1-4, 5-10х классов с военнослужащими срочной службы, представителями "Боевого братства" и "Совета ветеранов".

февраль

Педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители


8.

Уроки Мужества "Горячее сердце" в 1-4, 5-10х классах

февраль

Зам. директора по УВР, классные руководители


9.

Цикл классных часов на правовую тему «Твои права и обязанности», "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних" в 5-9х классах

по графику проведения классных часов

Социальный педагог, классные руководители


10.

Проведение классных часов, посвященных Дню народного единства, в 1-4, 5-11 классах (библиотечные уроки).


По плану работы классного руководителя

Классные руководители


"Живая память"


1.

Проведение внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне" с классами одной параллели: «Дети и война», «Ученые – фронту!», «Животные-герои», «Взятие Берлина», «Непокоренный Ленинград", "Сталинградская битва" и др.


март-апрель

Педагог-организатор, классные руководители


2.

Проведение Уроков Мужества и экскурсий в Музее Боевой Славы школы для 1-4х, 5-8х классов

март-апрель

Педагог-организатор, классные руководители


3.

Проведение открытых общешкольных мероприятий, посвященных Дням боевой Славы

по графику. согласованному с "Советом ветеранов" и Управлением образования

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители, ученический актив школы


4.

Конкурсы чтецов "Поэты о войне"

апрель

Учителя литературы, педагог-организатор, школьный библиотекарь


5.

Встречи обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концентрационных лагерей, детьми военных лет.

март-апрель

Педагог-организатор, классные руководители

6

Реализация школьных проектов:

  • "Фотогалерея "Великие полководцы Великой Отечественной...",

  • Посадка хвойных деревьев обучающимися, создание "Аллеи Памяти", посвященной Великой Победе.

  • "Фотогалерея "Победа в лицах",

  • "Полководцы Отечественной войны 1812 года" и т.д.

в течение года

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители

7.

Творческие конкурсы на лучший рисунок о войне (1-4 классы), лучшую открытку ко Дню Победы (3-6 классы), лучшую тематическую газету и плакат о войне (5-11 классы).

март-май

Педагог-организатор, классные руководители

8.

Школьный концерт, посвященный Дню Победы (с приглашением ветеранов войны, тружеников тыла),


май

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители

9.

Торжественная общешкольная линейка, посвященная Дню Победы, участие в возложении цветов к Обелиску Памяти;


май

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители

10.

Поисково-исследовательская работа обучающихся, пополнение экспозиции «Великая Отечественная война» в школьном Музее Боевой Славы материалами по результатам поисковой работы обучающихся.


в течение года

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители

11.

Присутствие на митинге, возложение цветов к памятнику Погибшему солдату.

февраль. май

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководитель ОБЖ, классные руководители

Участие в муниципальных и региональных мероприятиях военно-патриотической направленности

1.

Военно-спортивная игра "День Призывника" для 10-11х классов.


сентябрь

Педагог-руководитель ОБЖ

2.

Городской интерактивная акция «Майский десант».



май

Зам. директора по УВР, педагог-организатор ОБЖ

3.

Городская военно-спортивная игра «Зарница».

.


октябрь, декабрь, апрель

Зам. директора по УВР, педагог-организатор ОБЖ

4.

Городская игра «Я – гражданин России».



ноябрь

Зам. директора по УВР, педагог-организатор ОБЖ, учитель истории

5.

Интеллектуально-патриотическая игра «Слава предков – гордость России – потомкам урок».


декабрь

Зам. директора по УВР, педагог-организатор ОБЖ, учитель истории

6.

Городские уроки-походы, посвященные «Дням Воинской славы».

октябрь, февраль, апрель

Учитель физической культуры

7.

Учебно-полевые военные сборы (10 класс, юноши).

май

Педагог-организатор ОБЖ

8.

Участие в Параде Победы (8-11 классы)

май

Администрация школы, классные руководители

9.

Участие в городском литературном конкурсе "Рассказ о моем отце" (5-8 классы).

февраль

Педагог-организатор, учителя литературы, школьный библиотекарь

10.

Участие в творческом конкурсе "Гордые символы нашего Отечества".

ноябрь

Зам. директора по УВР, педагог-организатор ОБЖ, учитель истории

Спортивно-массовые мероприятия

1.

Школьный "День здоровья" (1-4, 5-11 классы).

сентябрь, апрель

Учителя физической культуры, классные руководители

2.

Веселые старты для обучающихся 1-4х, 5-9х классов

в течение года

Учителя физической культуры, классные руководители

3.

Школьные соревнования по баскетболу (6-8, 9-11 классы).

октябрь

Учителя физической культуры

4.

Школьные соревнования по волейболу(6-8, 9-11 классы).

декабрь

Учителя физической культуры

5.

Школьные соревнования по лыжным гонкам (02-4, 5-9 классы).

декабрь

Учителя физической культуры

6.

Школьные соревнования по легкой атлетике (3-4, 5-7, 8-11 классы).

октябрь

Учителя физической культуры

7.

Сдача нормативов ГТО обучающимися 2-10х классов.

в течение года

Администрация школы, учителя физической культуры

8.

Сдача нормативов ГТО обучающимися 11х классов.

в течение года

Администрация школы, учителя физической культуры

9.

Переславский полумарафон «Александровские версты» (8-10 классы).

июнь

Учителя физической культуры

10.

Фестиваль ГТО.

по графику

Администрация школы, учителя физической культуры

11.

Спортивное ориентирование на лыжах пор маркированной трассе (6-9 классы).

февраль

Учителя физической культуры

12.

Городской этап соревнований ПСИ «Русская лапта» (5-6, 7-8 классы).

сентябрь

Учителя физической культуры

13.

Городской этап соревнований ПСИ «Настольный теннис» (6-8 классы).

ноябрь

Учителя физической культуры

14.

Региональный этап соревнований ПСИ «Настольный теннис» (6-8 классы).

декабрь

Учителя физической культуры

15.

Городской этап соревнований ПСИ «Легкая атлетика» (5-6, 7-8, 9-10 классы).

апрель

Учителя физической культуры

16.

Городской этап соревнований ПСИ «Баскетбол» (7-9 классы).

декабрь

Учителя физической культуры




Предполагаемые затраты,

источники финансирования программы



Смета расходов на реализацию программы (проекта)

Наименование мероприятия

Наименование товара

Цена за единицу

(руб.)

Количество(шт.)

Общая сумма

(руб.)

Допризывная подготовка граждан к военной службе

Форма участника военно-патриотических мероприятий

3500,00

10

35000,00

Книга «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»

250,00

20

5000,00

Стенд «Строевая подготовка»

5000,00

1

5000,00

Макет автомата Калашникова (разборный приклад)

25000,00

1

25000,00

Модель лазерного автомата АК-74 (для стрелкового тренажера)

25000,00

1

25000,00

Модель лазерной винтовки МР-512С (для стрелкового тренажера)

15000,00

1

15000,00

Стенд «На службе Отечеству»

4000,00

1

4000,00

Стенд « Воинские звания и знаки различия»

2500,00

1

2500,00

Стенд «Структура «Вооруженных сил Российской Федерации»

2500,00

1

2500,00

ИТОГО:

119000,00

в том числе: областной бюджет


113400,00

муниципальный бюджет


5600,00













Ожидаемые результаты,

критерии оценки эффективности программы,

достигаемый социальный эффект,

возможности дальнейшей реализации программы



Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у юношей морально-психологических и физических качеств, необходимых для прохождения военной службы.

2. Способность выпускников школы осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям.

3. Осведомленность выпускников школы о сущности и содержании воинской деятельности, об основных задачах Вооруженных Сил, предназначении видов и родов войск, роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности.

4. Правовая грамотность выпускников в отношении военной службе, представления об их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов.



Критерии оценки эффективности программы, достигаемый социальный эффект:

1. Увеличение количества выпускников, выбирающих при профессиональном самоопределении военные и другие, связанные с ними виды государственной службы.

2. Увеличение количества обучающихся, занимающихся в кружках и секциях военно-патриотической направленности.

3. Рост количества обучающихся, проявляющих желание участвовать в мероприятиях военно-патриотической направленности.

4. Уменьшение количества правонарушений и преступлений обучающимися.

5. Проявление гордости за свою школу, город, Отечество, за символы государства, за свой народ, готовность к защите.

6. Уровень общей нравственной атмосферы в школе: доброжелательность, взаимоуважение, готовность оказать помощь, уровень культуры при общении.



Возможности дальнейшей реализации программы:

Следующий "шаг" нашего школьного сообщества - создание на базе школы военно-патриотического клуба.




Дополнительные материалы (рекомендации, письма поддержки, публикации, иные материалы).



Перечень документов, прилагаемых к заявке и программе на участие в ежегодном смотре-конкурсе на лучший проект в сфере патриотического воспитания в Ярославской области:

1. Информация об участии МОУ СШ № 6 в муниципальных и региональных мероприятиях военно-патриотической направленности в 2016г.

2. Презентация «Мероприятия военно-патриотической направленности, проведенные в МОУ СШ № 6 в 2016г.»

3. Документы, подтверждающие целенаправленную и эффективную работу школы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся (сканированные)









39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!