СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации обучающихся»




Пояснительная записка

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее ―Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), конечная цель всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения – овладение учащимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

В структуре психики ребенка с интеллектуальными нарушениями отмечается не только недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, но и эмоций, воли, поведения, что обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения и воспитания, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.

Таким образом, на основе требований, сформулированных в Стандарте, с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребёнка с ОВЗ; ведущих мотивов и потребностей школьника; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов, социальной ситуации развития ребёнка, была разработана Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.

Цель программы: подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.


Задачи:

  1. способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;

  2. способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;

  3. способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;

  4. обеспечить преемственность воспитания начального, среднего и старшего школьного образования;

  5. способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.


Принципы реализации

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

  • Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

  • Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

  • Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

  • Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.

  • Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

  • Принцип воспитания в коллективе- воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни

  • Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.


Ожидаемые результаты:

  1. у учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

  2. у большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;

  3. обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее и старшее звенья;

  4. у большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;

  5. достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний.



Программа воспитания и социализации направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. Общие цели и задачи воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью классифицированы по направлениям.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся:

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания («Я - человек») (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность);

воспитание экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни («Я и природа») (ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый и безопасный образ жизни); ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая культура);

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека («Я – патриот») (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, уважение культур и народов);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание («Дорога к прекрасному») (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности).

основы социализации. Воспитание социальной ответственности и компетентности («Я – гражданин») (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность,);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии («Я и труд») (ценности: стремление к познанию и истине, уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

досуговая деятельность. Воспитание личности, способной самостоятельно строить деятельную жизнь («Клуб выходного дня») (ценности: самовыражение личности в творчестве и искусстве, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших)

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне. Поэтому данная программа реализуется на по трём уровням:

  1. «Дорога детства» (1-4 классы)

  2. «Я – подросток» (5-8 классы)

  3. «Я – выпускник» (9-11 классы)

В представленной ниже таблице сформулированы основные задачи по направлениям воспитательной работы для уровня программы «Дорога детства»

направления

уровни

«Дорога детства»

«Я – человек»

  • Формирование понятия о хороших и плохих поступках;

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

«Я и природа»

(моё здоровье)

  • Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; здоровьесберегающего поведения;

  • воспитание ответственности за своё здоровье;

  • развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе

«Я – патриот»

  • формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • воспитание интереса к государственным праздникам;

  • воспитание умения отвечать за свои поступки;

  • изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах

«Дорога

к прекрасному»

  • Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности;

  • воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам;

  • формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам



































План работы по социализации и воспитанию обучающихся

1 – 4 классов

на 2013-2016 г.



Количество часов в неделю - 1 час







Классный руководитель: Тарасова Е.А.











Направление

Ценности

Содержание



Я – человек

  • Формирование понятия о хороших и плохих поступках;

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке


Изучение курса «Азбука нравственного образования».

1.Занятие по этической грамматике «Умей делать добрые поступки.

2.Занятие по нравственному воспитанию « Внимательность к окружающим».

3. Азбука нравственного воспитания». «Правила общения».

4. Занятие по культуре поведения и общения «Дружим с добрыми словами».

5. Занятие на тему «Поступки твои и других».

6. Беседа «Дружный ли у на коллектив?»






Направление

Ценности

Содержание

«Я и природа»

(моё здоровье)

  • Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; здоровьесберегающего поведения;

  • воспитание ответственности за своё здоровье;

  • развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе

Беседы по охране жизни и здоровья. Проведение Дней здоровья ежегодно.

Занятия «В гостях у Мойдодыра»



Изучение правил дорожного движения.
Конкурсы
рисунков по противопожарной и дорожной тематике,викторины, КВН,

Игры-путешествия,

Учебная тренировка

по стране Светофории.

Конкурс газет и плакатов «Вредным привычкам «нет»».

Совместный праздник с родителями «Будьте здоровы».

Занятие по формированию основ ЗОЖ «Вредные привычки - мои или не мои сестрички».

Участие в экологическом празднике «День Земли».

Конкурс «Лучшая клумба».










Направление

Ценности

Содержание

«Я – патриот»

  • формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • воспитание интереса к государственным праздникам;

  • воспитание умения отвечать за свои поступки;

  • изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах

1.Беседа «Я и моя Родина».

2. Календарь «История праздника Дня защитника Отечества»

3.Занятия на тему «Школьный этикет».

4. Что такое школьная дисциплина?

5. Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

6. Внешкольный этикет (правила поведения в кино, театре, музее, на выставке) и т.п. 7.Мероприятие «Дети войны». Устный журнал.

8.Презентация «Духовщинские хатыни».

9.Конкурс рисунков «Рисуют мальчики войну».

10.Агитбригада «Никто не забыт, ничто не забыто».

11. Календарь «Дни воинской славы России».


12. Акция «Письмо на фронт солдату».

13. Экскурсия в городской музей.



Направление

Ценности

Содержание

«Дорога

к прекрасному»

  • Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности;

  • воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам;

  • формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам



1.Занятия на тему «Культура внешнего вида» (правила личной гигиены. Одежду нужно беречь).

2. День книги.

3.Экскурсии в школьную, городскую детскую библиотеки.

4.Беседы об опрятности и аккуратности.

5. Классный час «Твой внешний вид».

6. Внеклассное мероприятие « Книга – твой лучший друг.

7.»Книга про все расскажет».

8. Классный час «Путешествие в мир добра».

9.Викторины «Фильм, фильм, фильм».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!