СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания МКОУ "Печениченская ОШ"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитания МКОУ "Печениченская ОШ"  ориентирована на воспитание личности способной к творчеству и самоопределению. 6 направлений работы

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания МКОУ "Печениченская ОШ"»



Принята Утверждаю

Протокол педсовета Приказ 63 от 26.08.2014г

№ 5 от 24.05.2014 Директор школы

В.А. Трищенкова

























2014г

1. Пояснительная записка

Программа воспитания обучающихся МКОУ «Печениченская ОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании вРФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения личности, динамичности, толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа содержит пяти разделов:

– Цель и задачи воспитания обучающихся

– Ценностные установки воспитания обучающихся

– Основные направления и ценностные основы воспитания обучающихся представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания школьников, раскрываются основные подходы к организации воспитания обучающихся

– Содержание воспитания обучающихся – в каждом из направлений воспитания обучающихся

– Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию воспитания обучающихся – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей.

– Планируемые результаты воспитания - определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа воспитания обучающихся реализуется по следующим направлениям:

Направление «Патриот» воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Направление «Саморазвитие» воспитание нравственных чувств и этического сознания;

Направление «Творчество» воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Направление «Здоровье» формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

Направление «Талантливым может быть каждый» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Направление «Семья» развивать сотрудничество с родителями обучающихся, повышать педагогическую культуру родителей.


2.Цель и задачи программы воспитания обучающихся

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.


Цель: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и

самоопределению.

Задачи:

  1. Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;

  2. Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;

  3. Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;

  4. Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.

  5. Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие детских общественных движений и органов ученического самоуправления.

  6. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.

  7. Развитие коммуникативных умений педагогов, работать в системе «учитель – ученик - родитель».


3. Основные направления в воспитании

Направление «Здоровье»

(спортивно-оздоровительное воспитание)

Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни

Знать, уметь

О здоровом образе жизни; о своём физическом и физиологическом развитии;

о режиме дня и питании;

о правильном распределении физических нагрузках; ухаживать за своим телом следить за осанкой; противостоять вредным привычкам

Мероприятия

Физкультминутки, физкульпаузы, подвижные перемены,

занятия физической культурой, участие в школьных и районных соревнованиях, знакомство с достижениями спорта, уроки здоровья, классные часы: «Путешествие в Царство хороших привычек», игра «Умей сказать «Нет», устный журнал «Наркотики: зависимость и последствия», диспут «Удержись от вредной привычки!», беседа «Подросток в мире вредных привычек» (О вреде табакокурения), просмотр и обсуждение презентации «Курить уже не модно»и др., тематические классные часы с привлечением фельдшера Орловой С.М. Печениченского ФАП, обучающие занятия (по правилам дорожного движения и ТБ), в т.ч. на встрече с сотрудником ДПС; тренировочные занятия по эвакуации при ЧП; семейные спортивные соревнования; оформление листовок по профилактике вредных привычек; организация питания.

Работа кружка «Теннис» и спортивные секции

Направления «Патриот»

(гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, правовое воспитание)

Цель: создание условий для развития личности обучающихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитания любви к Родине, родной школе, отчему краю, положительного отношения к труду.

Знать, уметь


государственную символику, символы, атрибуты и структуру своей детской организации «Орлята Смоленщины; историю села; традиции школы, народные обычаи и праздники, выдающихся личностей государства, даты знаменательных событий;

понятия «чуткость», «доброта», «милосердие».

Мероприятия

Районная краеведческая конференция, районные мероприятия, тематические классные часы, диспуты, интеллектуальные игры, организация и проведение школьных и классных мероприятий, уроки Мужества, знакомство с историей, знаменитыми людьми и достопримечательностями края, экскурсионные поездки, посещение музеев, театров; изучение народных промыслов, обычаев, традиций, игр, День народного единства, День Победы, День защитников Отечества, День освобождения Смоленщины, исторические памятные даты; посещение братских захоронений и уход за ними, трудовые десанты, акция «Чистая деревня", предметная неделя, День Милосердия; посещение храма Владимирской божьей матери (с. Новодугино) Рождественские встречи.

Направление «Талантливым может быть каждый»

(интеллектуально-познавательное)

Цель: развитие познавательных способностей, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


Знать, уметь

о культуре отбора, восприятии информации, её воспроизведении и передачи;

способы развития памяти, воображения; имена великих и выдающихся людей;

народные промыслы и ремесла; высочайшие духовные достижения человека;

книги как источники знаний, ИКТ


Мероприятия

участие в интеллектуальных игровых конкурсах «Кенгуру». «Русский медвежонок», «Олимпус»», «Гелиантус», тематические беседы, диспуты, дискуссии, совместное планирование дел вместе с классным руководителем; участие в районных научно-исследовательских конференциях и различных конкурсах; исследовательская работа; познавательные игры и викторины, районная игра «Умники и умницы», предметные недели.

Направление «Творчество»

(художественно-эстетическое)

Цель: совершенствование и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. Развитие художественного вкуса, умения видеть, понимать и анализировать прекрасное.

Знать, уметь

реализовывать свои способности через творческую деятельность; сценическую культуру; даты знаменательных событий; способности, увлечения, склонности;

выдающихся деятелей культуры Смоленщины;

видеть и создавать красоту;


Мероприятия

Выставки детских рисунков и поделок, активное участие во всех школьных мероприятиях, календарные праздники, совместное планирование и создание сценариев ко всем школьным праздникам, концертам, участие в районных творческих конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях, районный конкурс юных чтецов «Живая классика», посещение музеев (очные и виртуальные), театров, занятия в кружках, участие в мероприятиях сельского дома культуры.

Направление« Саморазвитие»

(личностный рост)

Цель: формирование навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающих их социальную успешность.

Знать, уметь

организовывать своё свободное и рабочее время;

участвовать в органах самоуправления в школе, ответственно относится к своим поручениям,

высказать своё собственное мнение и аргументировать его,

о роли личности в развитии общества: что может отдельный человек?

Мероприятия

цикл занятий «Я познаю себя», даты знаменательных событий; коммуникативные игры «Волшебный стул», анкетирование, час диспутов, суждения и анализа поступков «Как узнать себя и развить свои способности?».Классный час «Зеркала самооценки»,

Направление «Семья»

Цель: развивать сотрудничества с родителями обучающихся, повышать педагогическую культуру родителей.

Знать, уметь

Родословную, семейные традиции, обычаи и праздники, правила поведения в семье.

Мероприятия

Общешкольные родительские собрания «Конвенция ООН о правах ребенка»,

«Влияние благополучия семьи на личностное развитие ребенка».

Привлечение родителей к школьным делам и мероприятиям.


4. Принципы и особенности организации содержания воспитания обучающихся Программа воспитания обучающихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.

В основе Программы воспитания и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.


Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.


Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.


Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.


5. Содержание программы воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Направление «Патриот» (гражданско – патриотическое, духовно – нравственное, правовое воспитание)

Цель создание условий для развития личности обучающихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленного на формирование активных жизненных позиций, гражданского самосознания, воспитания любви к Родине, родной школе, отчему краю, положительного отношения к труду.

Задачи направления:

Получение знаний о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Смоленской области, города Смоленска;

об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

о правах и обязанностях гражданина России;

о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для учащихся;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края – Смоленской области;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, малой Родины, своей страны;

любовь к образовательному учреждению, своему народу;

уважение к защитникам Отечества;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

формирование гражданского отношения к Отечеству;

воспитание верности духовным традициям России;

развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

День флага Смоленской области;

День народного единства;

классные часы, посвященные Международному Дню толерантности;

месячник правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!»;

историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции;

конкурс инсценированной военно-патриотической песни «Лира в солдатской шинели»;

месячник гражданско-патриотического воспитания;

уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;

День космонавтики;

акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);

уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»;

«Волна Памяти» (мероприятия, посвящённые Дню Победы);

День музея;

День России;

интеллектуальные игры;

участие в районных , областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

организация встреч учащихся школы с ветеранами;

посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

изучение семейных традиций;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

организация совместных экскурсий в музеи г. Смоленска;

совместные проекты.

Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


Направление «Саморазвитие» (личностный рост)

Цель: формирование навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающих их социальную успешность.

Задачи направления:

Получение знаний о базовых национальных российских ценностях;

различия хороших и плохих поступков;

о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережного, гуманного отношение ко всему живому;

правил этики, культуры речи;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

формирование духовно-нравственных ориентиров;

формирование гражданского отношения к себе;

воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

развитие самосовершенствования личности.

День Знаний;

День пожилого человека;

День Учителя;

День матери;

урок Доброты, посвященный Декаде инвалидов;

День посвящения в первоклассника;

благотворительная акция «Дети – детям»;

«Новогодний праздник»;

акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

мероприятия ко Дню защитника Отечества;

праздничные мероприятия, посвященные 8 марта,

совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность);

беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;

вовлечение учащихся в детские объединения, секции.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

оформление информационных стендов;

тематические общешкольные родительские собрания;

участие родителей в работе совета школы;

организация субботников по благоустройству территории;

организация и проведение совместных праздников, экскурсий:

- День Учителя;

- День матери;

- праздник «Моя семья»;

участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- благотворительная акция «Дети – детям»;

- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

- самый уютный класс;

изучение мотивов и потребностей родителей.

Планируемые результаты:

знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.




Направление « Творчество» (художественно – эстетическое)

Цель: совершенствование и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. Развитие художественного вкуса, умения видеть, понимать и анализировать прекрасное.

Задачи направления:

Получение знаний о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

об основных профессиях;

ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу;

стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;

формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Выставка: Праздник урожая;

субботники по благоустройству территории школы;

акция «Мастерская Деда Мороза»;

оформление класса к Новому году;

акции по сбору книг для детского сада;

выставки декоративно-прикладного творчества;

конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

вовлечение учащихся в детские объединения, секции по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

организация экскурсий с привлечением родителей;

совместные проекты с родителями «Зеленое село», конкурс «Домик для птиц»;

организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.


Планируемые результаты:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

знания о различных профессиях;

навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.



Направление « Здоровье» (спортивно – оздоровительное воспитание)

Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни


Задачи направления:

Получение знаний о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;

осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;

опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;

отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;


Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.


Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;

воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

День Здоровья;

система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

профилактические беседы «За здоровый образ жизни»,

всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»;

игра «Мы выбираем здоровье»;

спортивные мероприятия;

беседы фельдшера с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;

участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»;

акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

вовлечение учащихся в детские объединения, секции


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

Консультации учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;

совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

Планируемые результаты:

В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

Формируемые компетенции:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.




Направление «Талантливым может быть каждый » (интеллектуально – познавательное)

Цель Развитие познавательных способностей, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи направления:

Получение знаний о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

раскрытие духовных основ отечественной культуры;

воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;

формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;

формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

День знаний;

выполнение творческих заданий по разным предметам;

посещение учреждений культуры;

КТД эстетической направленности;

Последний звонок;

организация экскурсий;

участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;

совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность);

вовлечение учащихся в детские объединения, секции.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

участие в коллективно-творческих делах;

совместные проекты;

привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

организация экскурсий;

участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;

участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.


Планируемые результаты:

умения видеть красоту в окружающем мире;

умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Направление «Семья»

Цель: Развивать сотрудничество с родителями обучающихся, повышать педагогическую культуру родителей.


Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания обучающихся является повышение педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

6 . Планируемые результаты программы воспитания обучающихся на ступени основного общего образования


Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности

Таким образом, программа воспитания обучающихся направлена на создание модели выпускника школы .

Модель выпускника:

подросток, освоивший общеобразовательные программы;

подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;

подросток, любящий свою семью.










22






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!