согласовано утверждаю директор
зам директора по ВР МБОУ СОШ №4
Т.П. Иваникова . г. Михайловска
Н.Л. Попова
ПРОГРАММА
воспитательной деятельности
классного руководителя
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 4г.Михайловска
Борцовой Юлии Евгеньевны
(извлечение)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа воспитательной деятельности |
Основание для разработки Программы | Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях |
Цель Программы | Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. |
Задачи Программы | 1.помощь в развитии познавательных интересов обучающихся; 2.создавать благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей; 3.формировать системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности; 4.организовывать разнообразных видов коллективной творческой деятельности; 5.вовлекать воспитанников в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; 6.проводить диагностику и коррекцию личностного развития учащихся; 7.формировать навыки здорового образа жизни школьника; 8.формировать гражданско-патриотические и духовно-нравственные ценности на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций; 9.совершенствовать ученическое соуправления; 10.вовлекать воспитанников в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; 11.создавать условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса. |
Основные направления Программы | 1.Гражданско-патриотическое. 2.Духовно – нравственное 3.Интеллектуально-познавательное 4.Экологическое и трудовое (профориентационное) 5.Физическое воспитание и формирование навыков здорового образа жизни 6.Эстетическое |
Этапы реализации Программы | 5 класс – 2013 – 2014 уч. год 6 – 7 класс – 2014 - 2016 год 8 – 9 класс – 2016 – 2018 год |
Ожидаемые конечные результаты | Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия; -воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; -развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности; -формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями; |
1.Введение
Академик Д.С.Лихачёв писал: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”.
Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
В стратегии развития воспитания до 2025 года определено, что «приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей».
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к ребенку. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе –характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистического воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогике, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивном взаимодействии воспитанника и классного руководителя, в процессе которого педагог старается развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.
2.Цель и задачи.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
-помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
-создавать благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
-формировать системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
-организовывать разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
-вовлекать воспитанников в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
-проводить диагностику и коррекцию личностного развития учащихся;
-формировать навыки здорового образа жизни школьника;
-формировать гражданско-патриотические и духовно-нравственные ценности на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций;
-совершенствовать ученическое соуправления;
-вовлекать воспитанников в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
-создавать условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса.
3.Принципы воспитательной деятельности
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым
другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в
воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы
личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм, происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно- нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
4.Этапы реализации программы
Воспитательная программа рассчитана на 5 лет (5 – 9 класс) на период 2013- 2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
1 этап 2013 – 2014г.
5 класс
Задачи:
-Формировать коллектив единомышленников, успешно взаимодействующих между собой;
- формировать духовно - нравственные ценности и идеалы;
- развивать творческую активность, создавать условия для ее проявления;
-формировать у учащихся нравственное отношения к окружающим людям;
-продолжать формирование у учащихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования;
-воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
2 этап 2014 -2016 г.
6-7 классы
Задачи:
-Формировать стремление к развитию совершенствованию своих творческих способностей;
- создавать условия для появления активности в организации жизни класса;
-создавать условия для применения навыков самопознания, самосовершенствования;
-формировать межэтническое и межконфессиональное взаимодействие;
-формировать позитивные действия в предупреждении вредных привычек.
3 этап 2016 – 2018 г.
8 -9 классы
- формировать умение находить приложение своим творческим умениям и навыкам;
-формировать умение находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции;
-формировать стремление к более глубокому самопознанию, поощрять попытки самосовершенствования;
- формировать сознательный выбор здорового образа жизни;
- проводить работу по профориентации.
5.Основные направления воспитательной деятельности
5.1. Гражданско-патриотическое.
- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;
- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,
- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;
- формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;
- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;
- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.
-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся, их профессионального самоопределения.
Прогнозируемые результаты :
-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;
-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;
-знает свои права и обязанности;
-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию, и готов изменить ее;
-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести ответственность за полученный результат;
-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;
- определяет свои профессиональные интересы.
5.2. Духовно -нравственное
- формирование качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;
- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;
- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;
- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; - изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.
Прогнозируемые результаты :
-понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому
-знает основы коммуникативной культуры личности;
-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;
- ценит чувство товарищества и взаимовыручки;
-участвует в акциях милосердия;
-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.
5.3. Интеллектуально-познавательное
- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;
- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
-создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;
- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.
Прогнозируемые результаты :
-умеет развивать свои интеллектуальные способности;
-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;
-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;
- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;
-наблюдателен, умеет логически мыслить;
-владеет богатым словарным запасом;
- испытывает интерес к познавательной деятельности;
способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;
-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.
5.4.Экологическое и трудовое
- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;
- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;
- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Прогнозируемые результаты :
-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;
-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;
- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; -предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;
-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;
-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;
-имеет знания о производстве, трудовых умениях;
-готов к выбору профессии.
5.5. Физическое воспитание и формирование навыков здорового образа жизни
- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;
-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;
- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;
- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;
- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- профилактика вредных привычек и правонарушений;
Прогнозируемые результаты :
-работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;
-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;
-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;
-соблюдает нормы личной гигиены;
-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.
5.6.Эстетическое
- знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;
- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
-формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.
Прогнозируемые результаты :
- умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;
- умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;
- готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.
6. Реализация программы по направлению духовно – нравственное развитие обучающихся.
Полноценно реализуя все направления воспитательной деятельности, духовно – нравственное выбрано как приоритетное. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данный выбор обусловлен анализом социального состава класса (приложение 1), уровня воспитанности обучающихся (приложение 2), диагностики нравственной мотивации (приложение 3), социометрии и других диагностик (приложение 4).
5 класс
Сроки проведения | Планируемые мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | Самопрезентация «Знакомьтесь. Это Я!» Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия. | Сюжетно – ролевая игра, тестирование |
октябрь | Обсуждение писем Д. С. Лихачёв «Воспитанный человек – тот, кто считается с другими» Диагностика уровня воспитанности. | Час общения тестирование |
ноябрь | Международный день толерантности. «Толерантность – мост во взаимоотношениях людей» | Классный час |
декабрь | Участие в рождественской акции милосердия для детей. | Творческая мастерская |
январь | Культура общения при разговоре. Диагностика способностей ребёнка. | Интегрированный час общения совместно с учителем русского языка и литературы |
февраль | «Если ты обидел…» | Занятие-тренинг |
март | «Настоящий друг. Какой он?» | Беседа-обсуждение |
апрель | «Культура внешняя и культура внутренняя» | Час общения |
Май | - Д.С. Лихачёв «Делайте людям добро» - день славянской письменности и культуры | Классный час Экскурсия в храм всех Святых г. Михайловска |
6 класс.
Сроки проведения | Планируемые мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | «Мир моих увлечений» Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева. | самопрезентация тестирование |
октябрь | Семейный этикет. Уважение к родителям. | Семейная гостиная |
ноябрь | Международный день толерантности. «Сила слова». | Классный час |
декабрь | Волонтерская акция «Рядом живет ветеран» | |
январь | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Что объединяет людей?» | Час общения |
февраль | «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?» | Дискуссия, с приглашением священнослужителей |
март | «По велению совести» Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Самое ценное в человеке – безотчётная душевная потребность поступать хорошо» | Беседа |
апрель | «Как правильно говорить? Экология слова» | Классный час |
май | «Ты, я, он, она, а вместе мы…» Диагностика уровня сформированности классного коллектива. - день славянской письменности и культуры | - Беседа тестирование Экскурсия в храм всех св. Александра Невского г. Михайловска |
7 класс
Сроки проведения | Планируемые мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | «Я талантлив» Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей. | Классный час тестирование |
октябрь | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Берегите друзей» | Круглый стол |
ноябрь | Международный день толерантности. День матери. «Самый дорогой человек» | Семейный праздник |
декабрь | «Всякое дело человеком ставится, человеком славится» | Диспут |
январь | Беседа «Береги честь смолоду» Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Честь истинная и честь ложная» | Деловая игра |
февраль | «Сквернословие – привычка или болезнь?» | Интегрированный час общения с учителем русского языка и литературы |
март | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Интеллигентность – нравственное здоровье» | Встреча с представителями русской православной церкви |
апрель | Знакомство с миром профессий | Экскурсия в 247 дшп |
май | - «Как заслужить доверие?» - день славянской письменности и культуры | Классный час Экскурсия в храм всех Андреевский собор г. Ставрополя |
8 класс
Сроки проведения | Планируемые мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | «Большие и маленькие города моей страны и мира» Диагностика определения ценностных ориентаций. | Открытый классный час тестирование |
октябрь | «Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами» Диагностика уровня толерантности В. Бойко. | Час общения, с представителями русской православной церкви тестирование |
ноябрь | Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «Нравственные качества человека» | Интегрированный час общения с учителем русского языка и литературы |
декабрь | «Слагаемые профессионального успеха» | Беседа, встреча с представителями различных профессий |
январь | «Хорошее и дурное влияние» Анкетирование «Легко ли ты поддаёшься влиянию?» | Час общения тестирование |
февраль | «Исторические корни этикета» Своя Игра. | Клубный час |
март | Семейные ценности. Классный час совместно с родителями. | Семейная гостиная |
апрель | «Люди, которым трудно общаться. Дети инвалиды» | тренинг |
май | - Д.С. Лихачёв «10 заповедей человечности». - день славянской письменности и культуры | Час общения Экскурсия в Свято – георгиевский монастырь урочище Дубровка, Собор Покрово Пресвятой богородицы г. Минводы |
9 класс
Сроки проведения | Планируемые мероприятия | Форма проведения |
сентябрь | «Коллективный автопортрет 9д». Самопрезентация классного коллектива. | Деловая игра |
октябрь | Правила поведения в конфликтных ситуациях. | Психологический тренинг. |
ноябрь | Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». «Понимание культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны» | Творческий проект |
декабрь | Классный час «Человек идеальный. Человек реальный» | Час общения, с представителями русской православной церкви |
январь | «Горькая правда или сладкая ложь?» | Клубный час, просмотр и обсуждение к/фильма «Розыгрыш», «Ключ без права передачи» |
февраль | «Что такое счастье?» | Диспут |
март | Обсуждение писем Д.С. Лихачёва «Самая большая ценность – жизнь» | Интегрированный час общения с учителем русского языка и литературы |
апрель | Ярмарка профессий | Деловая игра с приглашением представителей различных профессий |
май | - «В гармонии с собой и окружающими» - день славянской письменности и культуры | Беседа Виртуальная экскурсия |
Приложение 1
Социальный паспорт 5 «Д» класса.
2013 - 2014 учебный год.
Класс 5 «Д»
Количество учащихся – 25 человек.
Количество девочек - 10
Мальчиков-15
Возраст, год рождения:
2000 2001 2002 2003
девочки 1 0 7 2
мальчики 0 1 12 2
Состав семей:
- многодетные – 5;
- проживают с бабушками и дедушками – 2;
- единственный ребенок в семье – 6;
Жилищные условия:
Образовательный уровень родителей:
МАТЬ ОТЕЦ
- имеют высшее образование 17 9
- среднее специальное 7 7
- среднее 1 0
- неполное среднее 0 0
Занятость родителей в народном хозяйстве:
МАТЬ ОТЕЦ
- рабочие 5 4
-служащие 8 2
- работники с/х 0 0
-военнослужащие 0 1
- предприниматели 9 8
- безработные 3 0
Количество учащихся, входящих в группу «риска», склонных к правонарушениям – 5.
Национальный состав класса
национальность | Количество учащихся |
русские армяне греки | 22 2 1 |
Состояние здоровья учащихся:
находятся на индивидуальном обучении - 0
имеют хронические заболевания - 5
имеют нарушения зрения - 5
Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования:
обучаются в музыкальной школе - 2
обучаются в художественной школе - 1
в спортивных секциях, клубах - 7
в танцевальных студиях - 2
Приложение 2
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой
№ | Уровень воспитанности | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
1 | Высокий | 12% | 14% | 14% | 15% |
2 | Средний | 39% | 39% | 41% | 45% |
3 | Низкий | 48% | 47% | 45% | 40% |
4 | Невоспитанность | 1% | 0% | 0% | 0% |
Приложение 3
Диагностика нравственной мотивации обучающихся
№ | Уровень нравственной мотивации | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
1 | Высокий | 19% | 17% | 21% | 24% |
2 | Средний | 57% | 62% | 59% | 60% |
3 | Низкий | 24% | 21% | 20% | 16% |
Приложение 4
Результаты социометрии в 5 «Д» классе
23,33% - учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности.
26,67% - учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения.
36,67% - учащихся, имеют ограниченный круг общения .
13,33% - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности.
Результаты диагностики нравственной самооценки
№ | Уровень самооценки | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
1 | Высокий | 7% | 13% | 13% | 17% |
2 | Средний | 68% | 65% | 63% | 60% |
3 | Ниже среднего | 15% | 14% | 17% | 15% |
4 | Низкий | 10% | 8% | 7% | 8% |
Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью
(по методике А. А. Андреева)
№ | Вопросы | 2014г | 2015г | 2016г |
1 | Я иду в школу с радостью. | 2,61 | 2,74 | 2,68 |
2 | В школе у меня обычно хорошее настроение. | 2,76 | 2,84 | 3,1 |
3 | В нашем классе хороший классный руководитель. | 3,6 | 3,73 | 3,8 |
4 | К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. | 2,96 | 3,06 | 3,0 |
5 | У меня есть любимый учитель. | 3,29 | 3,43 | 3,4 |
6 | В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. | 2,7 | 2,94 | 3,08 |
7 | Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. | 3,09 | 3,28 | 3,27 |
8 | У меня есть любимые школьные предметы. | 3,5 | 3,67 | 3,65 |
9 | Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. | 2,92 | 3,18 | 3,0 |
10 | На летних каникулах я скучаю по школе. | 2,32 | 2,45 | 2,44 |
У 3 – высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;
У 2 – средняя степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения.
(по методике доцента Е. Н. Степанова)
№ | Вопросы | 2014г | 2015г | 2016г |
1 | Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. | 2,68 | 2,95 | 3,1 |
2 | В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. | 3,03 | 3,18 | 3,0 |
3 | Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. | 3,02 | 3,43 | 3,15 |
4 | Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. | 3,09 | 3,54 | 3,08 |
5 | В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель. | 3,54 | 3,87 | 3,8 |
6 | Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка. | 2,94 | 3,27 | 3,17 |
7 | Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. | 2,54 | 2,57 | 2,9 |
8 | Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. | 2,84 | 3,01 | 3,0 |
9 | В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. | 3,21 | 3,4 | 3,49 |
10 | В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. | 3,44 | 3,67 | 3,8 |
11 | Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. | 3,13 | 3,31 | 3,3 |
12 | В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. | 3,13 | 3,29 | 3,3 |
13 | Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. | 3,05 | 3,18 | 3,4 |
14 | Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. | 3,07 | 3,28 | 3,5 |
15 | Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. | 2,96 | 3,17 | 3,29 |
У = 3 или больше – показатель высокого уровня удовлетворенности родителей деятельностью школы;
У = 2 или больше – показатель среднего уровня удовлетворенности родителей деятельностью школы;
У
25