Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №3 города Белогорск»
Программа нравственного воспитания
5 Б класса
«Зажги свою звезду».
Подготовила:
Классный руководитель: Катыхина Е.И.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/19/s_5a38660f922aa/777204_1.png)
Актуальность программы
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт сейчас, поскольку связана с резкими изменениями требований к человеку со стороны общества. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Вот почему закономерен рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, непосредственно работающих с подростками и молодежью, но и в широких общественных кругах. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений – школ, как стабильных образовательных институтов общества.
Основная задача воспитания школьников - формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этой задачи важно взаимодействие школы и семьи, так как семье принадлежит важная роль в решении задач воспитания.
В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя, так как он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя является – воспитательная функция, так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене и вне урока, и дома.
Задачи воспитательной работы:
сплочение детского коллектива;
организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников;
развитие индивидуальных особенностей каждого;
привлечение родителей к участию в школьной жизни детей.
Особое внимание, считаю, необходимо уделить созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей.
Основные принципы программы
принцип целостности и воспитания. Научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство социального, духовного, рационального.
принцип воспитания творческой личности. Все дети талантливы, только талант у каждого свой.
принцип сотрудничества. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения, доверия
принцип научности.
Принцип системности. Развитие и воспитание творческой, нравственной личности школьника через системность, ценностей, традиций направлений школьного обучения и воспитания.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение учащимися знаний, первичного понимания реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
Я, моя школа и мир знаний
Кем быть.
Каким быть?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/19/s_5a38660f922aa/777204_2.png)
Я - человек
Твори, выдумывай, пробуй
В здоровом теле – здоровый дух
Один за всех и все за одного
«Кем быть. Каким быть»
Цель: профориентационное воспитание, способность видеть себя в будущей профессии.
Задачи:
Формы реализации: беседы, тематические классные часы, школьные социальные проекты, оформление стенда по профессиям, праздники, педагогические гостиные, фотоконкурсы.
«Я, моя школа и мир знаний»
Цель: воспитание учащихся на лучших традициях и истории школы, формирование отношения к школе как к дому, где каждый раскрывает свои способности, обретает друзей.
Задачи:
развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных творческих дел;
воспитывать гордость за достижения школы, изучать ее историю.
Формы реализации: предметные олимпиады, турнир знатоков, участие в традиционных мероприятиях, посещение школьной и городской библиотек.
«Я - человек»
Цель: воспитание у детей ценностного отношения к себе и другим людям, понимания смысла человеческого существования.
Задачи:
- воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться;
- формировать у детей волевые качества, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитывать желание и умение действовать сообразно полученным нравственным
знаниям
Формы реализации: классные часы, праздники, выбор актива класса, участие в традиционных мероприятиях, оформление стенда.
«В здоровом теле - здоровый дух!»
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Задачи:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
способствовать формированию жизненно важных гигиенических умений, навыков и полезных привычек;
прививать любовь к спорту.
Формы реализации: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно – массовые и физкультурнооздоровительные мероприятия, Дни здоровья, динамические паузы, утренняя зарядка, физкультминутки, соревнования, походы.
«Твори, выдумывай, пробуй!»
Цель: развитие творческой активности.
Задачи:
- выявлять и развивать индивидуальные способности ребят;
- формировать умения и навыки творческой деятельности;
- развивать творческое воображение.
Формы реализации: конкурсы, творческие задания, оформление классного уголка, фотоконкурсы, изготовление подарков.
«Один за всех - все за одного»
Цель: создание благоприятной социально- психологической обстановки в классе
Задачи:
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- повышать самооценку детей через установление позитивной обратной связи и психологическую поддержку;
- обучать способам выхода из конфликтных ситуаций
Формы реализации: беседы, классные часы, экскурсии, походы, тренинги общения.
Работа с родителями
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Задачи:
вооружить родителей основами педагогических знаний.
помочь родителям в применении этих знаний в воспитании детей.
способствовать формированию положительных качеств у самих родителей.
сделать родителей активными помощниками школы.
Направления:
изучение семей учащихся;
просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, информирование их о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
индивидуальная работа с родителями;
диагностика
Формы реализации:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ
Лупач Оксана Викторовна
Захарова Наталья Михайловна
Миняйло Людмила Геннадьевна
Группа учащихся | Задачи | Формы реализации |
По отношению к учебе |
Сильные | Развитие познавательных интересов и способностей. | Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе. |
Способные, но нетрудолюбивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению классных часов. |
Способные, но неусидчивые | Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. | Постоянный контроль, беседы, работа с родителями. |
Неспособные, но старающиеся | Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. | Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход. |
Нежелающие учиться | Формирование учебной мотивации. | Строгий контроль. Индивидуальный подход. |
По отношению к общественной жизни |
Очень активные | Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей. | Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество. |
Пассивные, нежелающие принимать участие в общественной жизни | Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива. | Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений. |
По отношению к морально-этическим проблемам |
| Определение проблем. Выработка задач. | Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе. |
РАБОТА С ОТДЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ
ТРАДИЦИИ КЛАССА.
1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.
2.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения.
3.Совместные праздничные чаепития с играми, конкурсами, загадками.
ЗАКОНЫ ЖИЗНИ В КОЛЛЕКТИВЕ.
1.Учись честно говорить о своих ошибках.
2.Будь объективным к себе и другим.
3.Учись слушать и слышать, смотреть и видеть. Понимать и делать выводы.
4.Умей сопереживать.
5.Проявляй терпение и терпимость.
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА.
1. Неформальное взаимодействие.
2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.
3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ (КТД).
КТД «Снова скажем мы друг другу «Здравствуй!».
КТД «Спасибо вам, учителя!».
КТД «Письмо в будущее».
КТД «Расскажи мне обо мне».
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ).
Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров.
Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).
Оценка удовлетворенности обучением в школе.
Оценка (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА.
Рассаживание и пересадка обучающихся с учетом медицинских рекомендаций.
Обеспечение санитарно-гигиенических требований к учебному помещению (утепление кабинета, оклейка окон, проветривание кабинета).
Организация дежурства по классу и по школе.
Организация генеральных уборок класса и территории школы.
Контроль наличия второй (сменной) обуви у обучающихся.
Беседы по профилактике травматизма и инфекционных заболеваний.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
| Задачи | Формы работы |
1. | учителями-предметниками: |
| совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы; представление интересов своих учеников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса. | включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. |
2. | психологом |
| изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум; координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку; анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников; помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии; координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса. регулирование межличностных отношений между обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. | Диагностика индивидуального развития школьников изучение рейтинга собраний среди родителей. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель. Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости). |
3. | педагогами дополнительного образования |
| расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения; поддержка допрофессиональной подготовки учащихся. | включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей. стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей; ведение портфолио учеников и класса |
4. | заместителем директора по воспитательной работе |
| привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др. | организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях |
5. | библиотекарем |
| Изучения отношения учащихся к чтению; способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы. | сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг). Расширение круга чтения учеников |
6. | медицинским работником |
| забота о здоровье | изучение особенности развития детей; выяснение наследственных и хронических заболеваний детей; ведение работы по профилактике заболеваний; проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании. |
7. | родителями |
| обеспечение связи школы с семьей; изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье. сотрудничество с семьей в интересах ребенка; формирование общих подходов к воспитанию; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей; совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей; выработка близких по сути требований; организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии; создание благоприятного климата в семье; психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами. | Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть); Работа родительского комитета; совместные мероприятия; изучение информации о наклонностях учеников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. оказание помощи в воспитании; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование. привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах. |
РАБОТА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Способствовать вовлечению учащихся в кружки, секции. | сентябрь-октябрь | Классный руководитель, родительский комитет. |
2 | Следить за занятостью учащихся во внеурочное время. | В течение года | Классный руководитель, социальный педагог. |
3 | Контролировать успеваемость, посещаемость и поведением в школе и за её пределами. Организация взаимопомощи в классе по учебным предметам («сильный ученик» - «слабому»). | В течение года | Классный руководитель, родительский комитет. |
4 | Проводить индивидуальные консультации для родителей с привлечением учителей-предметников; школьных психологов, социального педагога. | в течение года (по мере необходимости). | Классный руководитель, психологи, социальный педагог, учителя-предметники. |
5 | Посещать учащихся на дому. Проводить индивидуальные беседы с родителями и детьми | в течение года | Родительский комитет, классный руководитель. |
6 | Привлекать учащихся к подготовке внеклассных и общественных мероприятий. | в течение года | Классный руководитель, актив класса. |
7 | Помочь ребятам определиться с планами на будущее (после окончания класса). | в конце года | Классный руководитель, психологи, родительский комитет. |