СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий "Личностное самоопределение" для учащихся 7 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия помогает подросткам лучше узнать себя, свой характер, особенности личности и эмоций, свои способности, а так же научиться самосовершенствованию во всех этих областях.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий "Личностное самоопределение" для учащихся 7 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»,

г. Малоярославец Малоярославецкого района Калужской области












Программа

коррекционно-развивающих и диагностических занятий

«Личностное самоопределение»

для учащихся 7х классов















Составил: педагог – психолог Петрушевская Е.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Психологически познать человека – это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понятие «человеческая психология» составляют познавательные процессы, состояния, свойства, отношения. Познавательные процессы включают в себя ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. К психологическим состояниям относятся эмоции и мотивация. Психологические свойства – это способности, темперамент, характер. Отношения охватывают отношение к себе, к другим людям, к событиям жизни и к различным объектам и предметам. Все это необходимо знать для того, чтобы лучше понимать человека. Это в свою очередь помогает предвидеть, предсказывать его поведение. Человек в состоянии знать свою психологию, но при определенных условиях. Прежде всего, ему необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое поведение. Для того, чтобы образ психологического «Я» человека постоянно совершенствовался, наблюдение за собой должно стать для подростка некоторого рода привычкой. Желательно также, чтобы наблюдаемые реакции других людей человек постоянно соотносил с собственными ощущениями и действиями, мог определенно судить о том, какое воздействие и какую конкретную реакцию он вызывает. Важно также не просто наблюдать за собой, но и быть экспериментатором для себя. Важно также научиться анализировать причинно-следственные связи, существующие между собственными действиями и поступками других людей.

Данная программа составлена с учетом фактора плохой социальной адаптации учащихся, а так же востребованности определенных психологических качеств и умений в условиях современной жизни.

Создание программы было необходимо, так как у учащихся часто присутствует низкий уровень информированности об особенностях своего эмоционального мира, о способах регуляции своего эмоционального состояния. Так же учащимся необходимы знания о том, как развивать свои способности, улучшить память, внимание, развивать мышление.

Программа включает диагностику учащихся по следующим направлениям: концентрация и устойчивость внимания, зрительная, слуховая и образная память, уровень интеллекта (мыслительные операции сравнения, классификации, построение аналогий, выделение существенных признаков понятий, общая осведомленность). Все, используемые в коррекционных занятиях, диагностические методики, адаптированы данными авторами и предназначены для работы с подростками, соответствуют уровню их психического развития.

В программу также включены следующие виды деятельности: тренинговые упражнения, групповые дискуссии, игры.

Данная программа рассчитана на школьников 7х классов.

Форма занятий: индивидуально групповая.

Направление: социальное.

Срок реализации программы: 1 год - 35 часов.


Цели программы:

– психологическое саморазвитие, самопознание, самосовершенствование подростка;

– повысить эмоциональную грамотность подростков,

– улучшить память, внимание и мышление подростков,

– научить самостоятельно развивать свои способности.


Задачи:

- познакомить с базовыми эмоциями, их ролью у жизни человека,

- сформировать умение управлять своими чувствами, мыслями, поведением,

- научить влиять на эмоциональное состояние и поведение другого человека с целью нормализации отношений с ним,

- определить уровень концентрации внимания,

- улучшить способность к концентрации внмания за счет выполнения тренировочных упражнений,

- определить уровень развития различных видов памяти,

- улучшить различные виды памяти,

- обучить приемам улучшающим запоминание и воспроизведение материала,

- определить уровень развития различных мыслительных операций, определяющих интеллектуальный уровень ребенка,

- развивать интеллектуальные способности ребенка с помощью обучения приемам логического мышления, обучения классификации, сравнению понятий, обобщению, операциям анализа и синтеза, построению аналогий.



Учебно – тематический план.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во часов

1.

Введение в программу.

Командообразование.

Формирование целей занятий на год

«Я люблю»

«Плот»

«Счет»

«Построение по признаку»

1

2.

Будь внимателен!

— объяснить, что такое внимание.

— оценить устойчивость внимания каждого подростка.


Тест Тулуз-Пьерона

Методика «Цифровые таблицы»

Мини-лекция «Внимание как высшая психическая функция. Формирование внимания»


1

3-6

Развитие внимательности

— повысить уровень концентрации и распределения внимания

Упражнение «Цифровые таблицы» (цветные)

Упражнение «найди цифру»

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение «Муха»

Упражнение «Селектор»

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение «Ладошки»

Игра «Съедобное – несъедобное»

Упражнение «Муха1»

Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение «Телефон»

Игра «Сантики-фантики»

4

7.

Память. Психодиагностика памяти.

— объяснить, что такое память человека.

— провести диагностику памяти.


Мини-лекция «Виды памяти»

Методика «10 слов»

Методика «Пиктограммы»

Методика «Воспроизведение рассказа»

1

8-11

Развитие зрительной памяти, слуховой памяти и образной памяти

— улучшение зрительной, слуховой и образной памяти

Мини-лекция «8 правил эффективного запоминания»

Упражнение «Что исчезло?»

Упражнение «Опиши картину»

Упражнение «Что ты видел?»

Знакомство и освоение метода интеллект-картирования

Метод ассоциаций

Мнемотехника «цепь»

4

12

Плановая диагностика по ФГОС

— Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий.

Опросник мотивации

Опросник школьной тревожности Филипса

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Тест «Самооценка конфликтности»

Моральная дилемма «Как поступить»

1

13

Мышление, диагностика интеллектуального уровня подростков

— диагностика интеллектуального уровня подростков

— знакомство с понятием «интеллект» и видами мышления

«Школьный тест умственного развития»

Мини лекция «Интеллектуальные способности человека. IQ. Виды мышления»

1

14 - 21.

Развитие словесно-логического мышления

— развитие мыслительных операций "классификация", "сравнение", "обобщение"

— развитие способностей к синтезу и анализу

— развитие логического мышления

Мини-лекция "Особенности мышления в подростковом возрасте"

Упражнения для развития умения делать логические классификации

Упражнения для развития умения делать сравнение понятий

Упражнения для развития умения устанавливать аналогии

Упражнения для развития умения делать логические обобщения

Упражнения обучающие находить правила построения числового ряда

Упражнение "Все познается в сравнении"

Упражнение "Аналогия не доказательство"

Обучение логике

Решение логических задач

Головоломка "Факир и змея"

Головоломка "Скорость мышления"

Головоломка "Поиск закономерности"

Упражнение "Прямоугольники"

Упражнение "25 букв"

Упражнение "Лишнее число"

Упражнение "На качелях абстракции-конкретизации"

Упражнение «Весы»


8

22.

Развитие практического мышления.

— научить решать практические задачи.

Упражнение "Досье на прохожих"

Упражнение "Запоминание поз"

Упражнение "Локатор"

Упражнение "Люди как молекулы"

1

23 -27.

Творческое мышление

— диагностика творческого мышления

— развитие творческих способностей

—дать рекомендации по развитию творческого мышления.

Тест Э.П Торренса «Диагностика творческого мышления»

Тест «Креативность» (Н  Вишнякова)

Упражнение "2 случайных слова"

Упражнение " Безумства архитектора"

Упражнение " Ассоциации (5+5)"

Упражнение "Час «безмолвствия»"

Упражнение "Креативность"

Упражнение "Буриме"

Упражнение "Создай загадку"

Упражнение "Иероглифы"

5

28-35

Развитие эмоциональной грамотности

— развить 4 компонента эмоционального интеллекта подростков:

-умение понимать свое эмоциональное состояние

-умение корректировать свое эмоциональное состояние

-умение понимать эмоции других людей

-мение изменять эмоциональное состояние других людей

Мини-лекция "Значение эмоционального интеллекта в жизни человека.

Знакомство с 6 базовыми эмоциями, их значением и мимическим выражением на лице человека.

Упражнения "Определение эмоции по фотографии"

Упражнение "Планета чувств"

Упражнение "Радуга чувств"

Упражнение "Дерево чувств"

Упражнение "Цветные звуки моего тела"

Упражнение "Золотистый поток"

Упражнение "Место моей личной силы"

Упражнение "Волшебное дерево"

Упражнение "Стрелонепробиваемый колпак"

Упражнение "Враг на ладони"

Упражнение "Танец моих эмоций"

Упражнение "Выколачиваю гнев"

Упражнение "Я - предмет"

Упражнение "Я - книга"

Упражнение "Генеральная уборка"

Упражнение "Я-высказывания"

Упражнение "Метод Франклина"

8

Итого:

35



По окончании занятий учащиеся должны:

Знать:

- что такое внимание, различие между произвольным и не произвольным вниманием, процесс формирования произвольного внимания, понятия «концентрация внимания, «устойчивость внимания», распределение внимания»,

- что такое память, разницу между запомиранием, сохранением и воспроизведение информации, виды памяти.

- что такое интеллект, коэффициент IQ, виды мышления и мыслительные операции,

- что такое эмоциональный интеллект, его составляющие и значение в жизни человека,

- базовые эмоции человека, их функции, влияние на поведение человека, как каждая эмоция проявляется мимически на лице человека.


Уметь:

- правильно организовывать процесс подготовки домашнего задания, чтобы изучаемый материал запоминался легко и надолго,

- быстро и безошибочно выполнять мыслительные операции классификация, сравнение, построение аналогий, выделение существенных признаков,

- определять эмоциональное состояние другого человека по выражению лица и позе,

- снимать стрессовое напряжение, социально приемлемым способом «разряжать» негативные эмоции.


Владеть:

- приемами развития и улучшения концентрации, устойчивость и распределения внимания,

- различными мнемотехниками, позволяющими улучшить запоминание,

- приемами творческого мышления,

- приемами эмоциональной саморегуляции.








































Литература


  1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 116с.

  2. Зак А.З. Дигностика и развитие мышления подростков и старшекласиков. – М.: Педагогика, 2004.– 312с.

  3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336с.

  4. Оклендер В. Окна в мир ребенка / Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 336с.

  5. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Практическое пособие. – Педагогическое общество России, 2008. – 128с.

  6. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 320с.







Педагог-психолог МОУ СОШ Петрушевская Е.Ю.






10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!