Дополнительное образование призвано удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создавать условия для их творческой самореализации.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Программа актуальна на сегодняшний день, так как дошкольное образование не в полной мере может уделить внимание развитию математических представлений.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация особой предметно-развивающей среды для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. Так же предусмотрены дидактические игры, проведение опытов с целью расширения кругозора и усиления мотивации при обучении.
Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.
Цель программы - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Образовательная – формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация) на основе привлечения детей к количественным характеристикам предметов и явлений окружающего мира.
Развивающая – формировать вариативное и творческое мышление через привлечение внимания к количественным отношениям предметов.
Воспитательная – воспитывать сознание я – ученик, внимательное и толерантное отношение к детям в группе.
Организационно – практическая – сплочение коллектива через проведение дидактических игр «Считай-ка», «Кубики», практических действий с дидактическими карточками, картинками, предметами, рабочими пособиями, индивидуальными рабочими тетрадями, пластиковыми цифрами, пазлами, «Гусеницей», геометрическими наборами, проведением опытов.
Месяц | № | Тема | Деятельность | Дидактический материал |
Сентябрь | 1 | Сравнение множеств. | Выявить умения: считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закреплять знание геометрических фигур. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы которые можно считать, карандаши. призмы, кирпичики для построения домика, кукла или матрешка. |
2 | Множество. | Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элементов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавливать отношение между целым множеством и его частью. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. Формировать пространственно-временные представления: сначала, потом, до, после | 5 игрушек – животных, счетные палочки, мешок, ковер – самолет(коврик), набор дидактических фигур (предметы), 3 мяча разных по размеру. Сюжетные картинки с последовательно развивающимися событиями. |
3 | Форма | Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и разной формы, называть их | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). |
4 | Знаки , =. | Учить: использовать знание о предметах; использовать слова больше, меньше, одинаково; использовать знаки , =. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). |
Октябрь | 1 | Счет предметов. Число и цифра 1 | Учить считать на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с числом 1 | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы), кубики |
2 | Счет предметов. Число и цифра 2 | Учить считать на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 2 Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 2 | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), рисунок кораблика, |
3 | Счет предметов. Число и цифра 3 | Учить считать до 3 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 3 Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 3 | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). Строительный материал, |
4 | Счет предметов. Число и цифра 4 | Учить считать до 4 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 4. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 4 | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы), счетные палочки, 4 игрушки, 4 стакана (пластмассовые). |
Ноябрь | 1 | Счет предметов. Число и цифра 5 | Учить считать до 5 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 4. Знакомить с составом числа 5. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 5. | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). игрушки. |
2 | Счет предметов. Число и цифра 6 | Формировать умения и навыки отсчитывания предметов в пределах 6 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по осязанию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?» | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, силуэт машины, выполненный из геометрических фигур. |
3 | Счет предметов. Число и цифра 7 | Учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 5. Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, пластилин, доски для пластилина |
4 | Счет предметов. Число и цифра 8 | Учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 7. Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 8. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, цветная бумага, клей |
Декабрь | 1 | Счет предметов. Число и цифра 9 | Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 8. Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 9. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, пластилин, доски для пластилина |
2 | Счет предметов. Число и цифра 0 | Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 9. Знакомить с числом 0. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, цветная бумага, клей |
3 | Счет предметов. Число 10 | Учить считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 10. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 10. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, пластилин, доски для пластилина |
4 | Сравнение групп предметов. | Закреплять представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а другой меньше; умение отвечать на вопросы:: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?» | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), строительный материал, одинаковые предметы разной величины, ширины, длины. |
Январь | 1 | Сравнение групп предметов. | Закреплять представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а другой меньше; умение отвечать на вопросы:: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?» | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), строительный материал, одинаковые предметы разной величины, ширины, длины. |
2 | Порядковый счет до 10. Дни недели. | Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур, названия дней недели на карточках, набор цифр и знаков. |
3 | Сравнение предметов по величине и цвету. | Закреплять: понятие о том, что для определения порядкового места предмета среди других в ряду направления счета (справа налево, слева направо) имеет существенное значение; понятие того, что количество предметов не всегда совпадает с порядковым номером; понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету. | Набор дидактических фигур (предметы), набор игр по различению цвета, 3 ленты разные по цвету, длине, ширине, 3 карандаша разные по цвету, длине, 3 книги разные по цвету, длине, толщине, 3 коробки разные по цвету, высоте, 3 яблока разные по цвету, размеру, строительный материал. |
4 | Сравнение предметов по величине. | Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.); Учить решать логические задачи. Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз и учить обосновывать свой ответ. | Полоски, набор геометрических фигур (индивидуальных), матрешки (вставляющиеся одна в другую), шишки сосны. |
Февраль | 1 | Закономерность расположения предметов. | Учить сравнивать предметы по величине, не прикладывая друг к другу. Закреплять умение располагать предметы в заданном порядке. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы). |
2 | Мерка. | Познакомить с элементарным способом измерения - опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них. Ввести понятие «мерка». Учить измерять меркой стороны квадрата и сравнивать их. Учить: измерять с помощью мерки стороны прямоугольника; сравнивать длины сторон; делать выводы: если мерки не равны, то и стороны не равны | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы). Набор геометрических фигур больших (для учителя), мерки, предметы для измерения (квадрат, прямоугольники различного размера). |
3 | Уравнивание групп предметов разными способами. | Закреплять умение сравнивать предметы по величине (задание практического характера); способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путем добавления или удаления одного предмета из группы. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур, мерки, предметы для измерения (квадраты разной величины), счетные палочки. |
4 | Геометрия. | Вспомнить, какие геометрические фигуры известны (треугольник, квадрат). Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой геометрической фигурой - четырехугольником. | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы), листы с рисунком для игры «Помоги художнику», строительные материалы. |
Март | 1 | Геометрические фигуры. | Учить сравнивать квадрат и прямоугольник; уточнять, чем они отличаются и чем похожи. Развивать представления: квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками | Набор геометрических фигур (индивидуальных), овалы разных размеров, лист с лабиринтом. |
2 | Круг и овал. | Познакомить с новой геометрической фигурой - овалом. Учить сравнивать его с известными фигурами: кругом, прямоугольником; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира понятия часть и целое. | Набор геометрических фигур, овалы разных размеров, набор объемных геометрических фигур. |
3 | Составление узора из геометрических фигур. | Закреплять умение классифицировать предметы в зависимости от формы; называть фигуры. Учить выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира. | Набор геометрических фигур, овалы разных размеров, набор объемных геометрических фигур. |
4 | Ориентировка в пространстве. | Учит ориентироваться в пространстве и на плоскости. Учить понятиям «слева» - «справа», «левее» - «правее». | Таблица, счетный материал. |
Апрель | 1 | Пространственные отношения. | Продолжать учить ориентироваться в помещении детского сада. Учить понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). Набор геометрических фигур больших (для учителя), картинки сюжетные (можно из развития речи взять). |
2 | Расположение предметов на плоскости. | Учить ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги); употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур, картинки сюжетные (можно из развития речи взять). |
3 | Создание ритмических узоров. | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать умение создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры. | Карандаши, листы бумаги, листы в клетку, набор цифр, набор геометрических фигур, строительный материал. |
4 | Сутки. | Закреплять понятие частей суток: утро, день, вечер, ночь; представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. Познакомить с понятием «сутки» | Картинки с разным временем суток. Картинки «Режим дня», фото с разным временем суток, карточки к схеме круглые сутки, маркер по доске, доска. |
Май | 1 | Временные отношения. | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономерность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при воспроизведении последовательности во времени. | Картинки с разным временем суток. Картинки «Режим дня», фото с разным временем суток. Картинки с показом рабочего места и отдыха. |
2 | Порядковые числительные в названии каждого дня недели. | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером | Картинки с разным временем суток. Картинки «Режим дня», фото с разным временем суток. Карточки с названиями дней недели. |
3 | Использование понятий «сначала», «потом», «раньше». | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономерность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при рассказывании последовательности | Картинки с последовательным развитием событий, счетный материал, строительный материал, канат. |
4 | Порядковые числительные. | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером. | Карточки с названиями дней недели, календари, счетный материал. |
Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
Считать (отсчитывать) в пределах 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.
Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предмета.
Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.
Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
Называть текущий день недели.
М. А. Васильева «Развернутое планирование»
О.Н. Земцова «Тесты для детей» рабочая тетрадь
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Обрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.