СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программная увертюра «эгмонт»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки.

Тема: «Программная  увертюра«Эгмонт», композитор Людвиг ван  Бетховен.» Разделы сонатной формы.

Просмотр содержимого документа
«Программная увертюра «эгмонт»»



ПРОГРАММНАЯ УВЕРТЮРА

«ЭГМОНТ»

Композитор Людвиг ван Бетховен.


Раздел: Мир образов камерной и симфонической музыки.

Тема: «Программная увертюра«Эгмонт», композитор Людвиг ван Бетховен.»Разделы сонатной формы.


Цель:

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена

Закрепить и углубить понятие "сонатная форма".


Задачи:

1.Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии.

Научить распознавать образы музыкального произведения.

Расширить понятие "сонатная форма" и сопоставить его с развитием сюжета в драме Гёте «Эгмонт». Дать понятие "программное произведение".

2.Расширить кругозор учащихся в области искусства и литературы (эпоха Возрождения)

3. Воспитывать культуру слушания классической музыки.


Оборудование урока: музыкальные инструменты (компьютер, проектор, баян).

Учебник:6 класс. Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Музыка. - М.: Просвещение, 2014. 2015.


- музыкальный материал – CD МР3- фонохрестоматия музыкального материала (6 класс); CD МР3-CLASSIC ;

- музыкальный материал:Л.Бетховен - Увертюра«Эгмонт», музыка: В.П.Соловьев – Седой,Слова: М.Матусовский«Баллада о солдате». музыка: Ян Френкель, Слова: Юрий Левитанский - «Баллада о гитаре и трубе »

- текст песни «Баллада о солдате»

- текст песни «Баллада о гитаре и трубе» (См. Приложение 6)

- Фотографии Л.Бетховена (См. Приложение5)




Ход урока:


1.Организационный момент: ___1-2минуты

2.Этап повторения, закрепления. Мотивирование учебной деятельности. Кроссворд. (приложение №1,№2№7 Вступление ,Главная партия) ___7-8 минут

3.Этап подготовки к усвоению нового материала и формулировки темы урока.

Беседа о Людвиге Бетховене, фактах его биографии.



Людвиг Ван Бетховен ( 1770-1827)- великий немецкий композитор, автор нового симфонического жанра - программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений. ___2-3 минуты

4. Этап усвоения новых знаний. Изучение нового материала.

Программная музыка - это музыка, которая имеет программу или сюжетное название.

Жанры программной музыки: опера, балет, песня, романс.

Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм. ____ 3минуты (запись в тетради)

Разделы сонатной формы ____3-4 минуты (запись в тетради)

Экспозиция - показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую;

разработка ( развитие тем экспозиции) - главная и побочная партии звучат по-новому;

реприза (повторение ) - повторяются партии из экспозиции;

кода - ( окончание, завершение) - итог действия сочинения, самая яркая часть.

Увертюра «Эгмонт»: (объяснение учителя) ___2минуты

Вступление: (две темы)тема жестоких завоевателей, тема порабощенного народазвучит два раза(применён прием контраста).

Экспозиция:

Главная тема - тема народа перерастает в тему борьбы, героического порыва.

Побочная тема - чередуются интонации обеих тем вступления: зловещий ритм сарабанды (старинного испанского танца) и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Слушание: ___9 минут с комментариями учителя (приложение №4)

Увертюра «Эгмонт» Бетховена (приложение №3.) Программная увертюра

5. Этап подведения итогов учебной деятельности. Вопросы: закрепление _4-5минут (приложение № 7)

Как развивались основные образы увертюры?

Как использует Бетховен принцип контраста в своей музыке?

Опиши тембры инструментов исполняющих основные темы увертюры.

6. Пение (приложение №6) ____9-10 минут

«Баллада о солдате» В.Соловьев Седой

Разучивание мелодии и текста новой песни. «Баллада о гитаре и трубе»

7. Домашнее задание: Программная Увертюра «Эгмонт». Л.Бетховен. Учебник стр 138. Слушать музыку. Учить песню. (слова распечатать приложение № 6) Читать краткое содержание (приложение № 8)





Ход урока



Учитель: - Сегодня мы продолжим знакомство с темой 2 полугодия. Вспомните, как она называется.
Д…«Мир образов камерной и симфонической музыки».
Учитель:На уроках 3-ей четверти мы знакомились с вами с жанрами и формами камерной и симфонической музыки. Перед Вами кроссворд, в котором мы встретим уже знакомые нам жанры. Центральным является слово, относящееся к теме нашего урока. 
Учитель раздает таблички с кроссвордом на каждую парту (работа в паре) (приложение №1)

Кроссворд




К





Б



О


К



А



Н


А



Л

Ф


Ц


Н

С


Л

у

В

Е

Р

Т

Ю

Р

А

Г

А

Р

О

А

И

О

Д

А

Р

Т

Н

Т

Т

М

А


И


Д

А

А

А



А


О



Н



Ц





С



И








И























1.Ф У Г А 2. В А РИ А ЦИ Я 3. К О Н ЦЕ РТ 4. РО Н Д О

5. КАНТАТА 6. С ЮИ Т А 7. РО М А Н С 8. Б А Л Л А Д А



Работа с таблицей кроссворда. Максимально – 8 баллов, 1 балл - термин. Сравнение с ответами в таблице на доске в заключении.





1. Самая сложная музыкальная форма в полифонии или многоголосное полифоническое произведение, основанное на поочередном исполнении и развитии темы в разных голосах. –

ФУГА.


2. Музыкальная форма, где главная мелодия повторяется с украшениями, изменениями. –

ВАРИАЦИЯ.


3. Крупное музыкальное произведение, (публичное выступление-соревнование), может быть и инструментальным и вокально-инструментальным произведением, имеет отношение к камерной музыке. –

КОНЦЕРТ


4. Музыкальная форма, где главная тема – рефрен повторяется и чередуется со второстепенными темами – эпизодами.-

РОНДО.


5. музыкальное произведение из 4 и более частейна одну общую тему, написанную для хора, оркестра, солистов, ансамбля.-

КАНТАТА


6. Сюита – музыкальное произведение из 4 и более частей контрастного характера на одну общую тему, изначально на тему старинных танцев.

СЮИТА


 7. Вокально - инструментальное произведение лирического характера для солиста и инструментального сопровождения. –

РОМАНС 


8. Вокально - инструментальное произведение романтического, эпического или драматического характера для солиста и инструментального сопровождения. - Первоначально народная танцевальная песня, позже песня повествовательного характера –

БАЛЛАДА








Учитель: Какое центральное слово вы определили? 
Д…Получили слово – УВЕРТЮРА. 


Учитель: Что обозначает это слово? 
Увертюра обозначает – начало, открытие. Это музыкальное вступление с которого может начинаться опера, балет, спектакль, кинофильм, и любое театральное представление.


Учитель: А если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как будет называться такая увертюра? 
Сформулируйте тему урока.
Д…Программная увертюра.
Ученики записывают тему урока.


Учитель: Прежде чем начать знакомство с программной увертюрой, попробуем узнать и назватьимя композитора, написавшего это произведение. Для этого мы послушаем музыку этого композитора, которую мы слушали раньше. Звучит Симфония №5 Л.Бетховена (приложение №2) Д… Это симфония №5 Л.Бетховена.

Учитель: По каким характерным интонациям вы определили, что это музыка Бетховена? 
Д. Героические, мужественные, призывные интонации, изображающие смелого героя, устремленного вперед и призывающего к борьбе за свободу, независимость, счастье.

Учитель: Сегодня мы будем знакомиться с музыкальным произведением Л. В. Бетховена, которое написано к драматическому спектаклю, созданному по трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт».   Запись в тетрадь. 

Звучит фрагмент увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.


Учитель: Из каких интонаций складывается музыкальный образ увертюры? 
Д: - Тяжелые, властные, грозные интонации сменяются плачущими и жалобными интонациями. Бурная, волевая, стремительная интонация перерастает в торжественную и радостную интонацию.

Учитель: Какие интонации объединяют Симфонию №5 и Увертюру «Эгмонт»?
Д: - Сильные, мужественные, суровые, героические, отрывистые интонации. Тема борьбы. На экране портрет Бетховена(приложение №5)



Учитель: Каким же был композитор, создавший такую музыку? Бетховен человек сильный, мужественный, решительный, энергичный, стойкий, упорный, настойчивый, добрый, человечный, честный, правдивый, гордый, независимый, свободолюбивый, любящий жизнь и людей. Только такой несломленный человек был способен создать музыку, зовущую к жизни, борьбе. В увертюре ведется рассказ о мужественном графе Эгмонте. В XVI веке Эгмонт, граф Литораль, возглавил восстание нидерландского народа против испанского короля Филиппа II, желавшего поработить нидерландцев. Восстание было жестоко подавлено, погибли воины, стоявшие плечом к плечу с Эгмонтом. Эгмонт был схвачен, а затем казнен. Перед казнью он призывал свой народ: «Кровь моя пролита не напрасно! Шагайте через нее! Отважный народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в прах нагромождение тиранства и смойте его, утопающее, с вашей земли, которую оно себе присвоило, - долой!.. Я умираю за свободу, для нее жил я, за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву... Смыкайте ряды свои, защищайте свое достояние! И за спасение любимого сокровища умирайте радостно, чему пример вам ныне подаю». А далее ремарка автора: «музыка затихает, победной симфонией кончая пьесу», год создания 1788. Учитель: Можно ли считать данное произведение программным? Почему? (Конечно, т.к. оно написано на основе литературного сюжета.) Учитель: Эта музыка звучала перед началом спектакля. Как вы думаете, для чего она нужна? (Она помогает понять содержание спектакля, который будет показан зрителям, и создать определенный настрой). Учитель: Спустя время Бетховен на основе музыки к трагедии пишет отдельное произведение – увертюру «Эгмонт». Народ Нидерландов победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой трагедии, которую мы сейчас с вами будем слушать. ( приложение №3,4.слушание музыки с комментариями учителя)



Таблица: Сонатная музыкальная форма.

Увертюры «Эгмонт»



Вст.

Гп

Пп

Экспозиция


Разработка

Гп

Пп

Реприза


Кода








Приложение № 4

Комментарии и Хронометраж Увертюры «Эгмонт»





ЭКСПОЗИЦИЯ (0=00-3=57)

Вступление (0=00-2=12)

Тема испанского ига 0=07-0=24

Тема страдающего народа 0=25-0=46

Тема испанского ига 0=47-1=03

Тема страдающего народа 1=04-2=12

Главная партия -тема Эгмонта. (отпор врагу) 2=12-3=15

Побочная партия -тема испанцев 3=15-3=57

РАЗРАБОТКА (идёт борьба) (3=57-4=45)

РЕПРИЗА (4=45-7=10)

Главная партия - тема Эгмонта (непримиримость) 4=45-5=52

Побочная партия -тема испанцев 5=52-6=19

Побочная партия -борьба продолжается 6=19-6=34

Побочная партия - тревога перед казнью 6=34-6=51

Побочная партия - гибель Эгмонта 6=51-6=59

Погребальный звук органа 6=55-7=10

КОДА (7=10-8=36)

народ сбегается на площадь 7=10-7=22

ликование народа 7=22-7=42

танец, радость Победы 7=42-7=53

фанфары 8=11-8=36







Учитель: Какие образы вам запомнилось из этой музыки? Д:Образ графа Эгмонта, образ народа, образ испанских завоевателей. Учитель: показать фрагменты музыки (приложение №7) и конечно «образ противостояния» – кто кому противостоит? Д: - Народ, граф Эгмонт и испанские завоеватели. Учитель: Отлично. У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу...?

Верно, это сонатная форма. Учитель: назовите ее основные разделы. Д:- (Экспозиция, Разработка, Реприза и Кода, )

Еше раз просматриваем таблицу и повторяем сонатную форму.



Сонатная форма увертюра «Эгмонт»

Вст.

Гп

Пп

Экспозиция


Разработка

Гп

Пп

Реприза


Кода



Учитель: Много народных героев всех времён боролись за свободу счастье своей Родины, своего народа. Образы народных героев отражены в творениях писателей поэтов художников и композиторов. Очень много сложено песен о народных героях. В одной из таких песен рассказано о судьбе такого героя , простого солдата который воевал за свою Родину. Это песня композитора Яна Френкеля «Баллада о солдате» которую мы сейчас с вами споём.

















Приложение №6


«Баллада о солдате»

Муз.Соловьева Седого сл.Матусовского


1.Полем, вдоль берега крутого, мимо хат 
В серой шинели рядового шёл солдат. 
Шёл солдат, преград не зная, 
Шёл солдат, друзей теряя, 
Часто бывало, шёл без привала, 
Шёл вперед солдат.


2.Шёл он ночами грозовыми, в дождь и град, 
Песню с друзьями фронтовыми пел солдат. 
Пел солдат, глотая слёзы, 
Пел про русские берёзы, 
Про карие очи, про дом свой отчий 
Пел в пути солдат.


3.Словно прирос к плечу солдата автомат, 
Всюду врагов своих заклятых бил солдат. 
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском, 
Глаз не смыкая, пуль не считая, 
Бил врагов солдат.


4.Полем, вдоль берега крутого, мимо хат 
В серой шинели рядового шёл солдат. 
Шёл солдат-слуга Отчизны, 
Шёл солдат во имя жизни, 
Землю спасая, мир защищая, 
Шёл вперёд солдат.


«Баллада о солдате»

Муз.Соловьева Седого сл.Матусовского


1.Полем, вдоль берега крутого, мимо хат 
В серой шинели рядового шёл солдат. 
Шёл солдат, преград не зная, 
Шёл солдат, друзей теряя, 
Часто бывало, шёл без привала, 
Шёл вперед солдат


2.Шёл он ночами грозовыми, в дождь и град, 
Песню с друзьями фронтовыми пел солдат. 
Пел солдат, глотая слёзы, 
Пел про русские берёзы, 
Про карие очи, про дом свой отчий 
Пел в пути солдат.


3.Словно прирос к плечу солдата автомат, 
Всюду врагов своих заклятых бил солдат. 
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском, 
Глаз не смыкая, пуль не считая, 
Бил врагов солдат.


4.Полем, вдоль берега крутого, мимо хат 
В серой шинели рядового шёл солдат. 
Шёл солдат-слуга Отчизны, 
Шёл солдат во имя жизни, 
Землю спасая, мир защищая, 
Шёл вперёд солдат.












Учиель: В заключение нашего урока исполним песню Яна Френкеля «Баллада о гитаре и трубе» (Приложение №6)

Баллада о гитаре и трубе
Музыка: Ян Френкель Слова: Юрий Левитанский

1. Две дороги степные,
А кругом ковыли...
Там гитара с трубою
Разговор завели...
Начинала гитара -
Тара, тара, та-тара...
Тра-папапапапа!!! -
Отвечала труба.

2. Сколько было привалов,
Сколько было атак...
Всё гитара с трубою
Не поладят никак...
Начинает гитара -
Тара, тара, та-тара...
Трапапапапапа!!! -
Отвечает труба...

3. А две пули, две пули -
Чуть пониже плеча...
И одна в гитариста,
А одна в трубача...
И вздохнула гитара -
Тара, тара, та-тара...
Тра-папа-папапа!!! -
Отвечала труба.

4. Две дороги степные -
Только ветер в упор...
Всё гитары с трубою
Не кончается спор...
Две дороги, две песни,
Две тропы, две судьбы...
И нельзя без гитары,
И нельзя без трубы


Баллада о гитаре и трубе
Музыка: Ян Френкель Слова: Юрий Левитанский

1. Две дороги степные,
А кругом ковыли...
Там гитара с трубою
Разговор завели...
Начинала гитара -
Тара, тара, та-тара...
Тра-папапапапа!!! -
Отвечала труба.

2. Сколько было привалов,
Сколько было атак...
Всё гитара с трубою
Не поладят никак...
Начинает гитара -
Тара, тара, та-тара...
Трапапапапапа!!! -
Отвечает труба...

3. А две пули, две пули -
Чуть пониже плеча...
И одна в гитариста,
А одна в трубача...
И вздохнула гитара -
Тара, тара, та-тара...
Тра-папа-папапа!!! -
Отвечала труба.

4. Две дороги степные -
Только ветер в упор...
Всё гитары с трубою
Не кончается спор...
Две дороги, две песни,
Две тропы, две судьбы...
И нельзя без гитары,
И нельзя без трубы




Учитель: В песне и увертюре есть нечто общее. Что же их объединяет?
Д: - Общее этих произведений – сама жизнь, поиск цели….
- отражение жизни
- поиск смысла жизни

Исполнение песни
Учитель: - Что нового вы узнали на уроке? 
- Какие произведения сегодня у нас звучали?
- Какая главная мысль в произведениях Бетховена?
- В чем особенность программной музыки?

Учитель задает домашнее задание. 

Программная Увертюра «Эгмонт». Л.Бетховен. Учебник стр 138. Слушать музыку. Учить песню. (слова распечатать приложение № 6) Читать краткое содержание (приложение № 8)

Читать: Краткое содержание трагедии. (Читается за 5-10 мин.)


Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.


На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая прини­мает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего намест­ника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.


Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.


В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случи­лись большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.


Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.


Приходит принц Оранский , он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отве­чает ей тем же.


Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники - это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца.


Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчиты­вают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.


Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.


Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор - смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба - это позаботиться о стареющей матери.


О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы - Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возмож­ности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.


Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу страж­никам, пришедшим вести его на казнь.











Итог урока.
Урок помогает формировать представление о взаимодействии и развитии музыкальных образов в увертюре «Эгмонт» Л.В. Бетховена.

Виды деятельности:

Образовательная: познакомиться с программной музыкой, построением увертюры; формировать эмоциональное отношение к музыкальному образу;
Развивающая: развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся.
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять муз. произведения; ориентироваться в муз.жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и литературными произведениями различных жанров и видов искусства; осуществлять собственные замыслы в различных видах деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; 
ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора.
Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством.
Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; 
получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами;
Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. 
Жанр, образ, драматургия, интонация, симфония, программная музыка, увертюра, сонатная форма, экспозиция, разработка, реприза, кульминация, кода. Сходство, различие, контраст, конфликт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!