муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района Волгограда»
Введена в действие Утверждена
приказом директора МОУ лицея №9 экспертным советом МОУ лицея №9
«__»_____2016. №________ Протокол от «__»_____2016г. №__
___________Жигульская И.В.
«__»______2016г.
Программа
дополнительного образования
кружок «Юный моделист»
на 2016-2017 учебный год
учащихся 5-8 классов (68 ч.)
Срок реализации 1 год
Направление: научно-техническое
Автор: Чекунов Михаил Викторович
Учитель технологии МОУ лицей №9
г. Волгоград, 2016г.
Пояснительная записка.
Иску́сство (от искусы - творити) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.
Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.
В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Понятие искусство крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.
Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования.
Способность учеников к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, называется креативностью.
К показателям креативности относятся: способность к созиданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения), который отличается оригинальностью, выразительностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели креативности относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности.
Новизна продукта деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ученика.
С креативностью неразрывно связана способность личности к инициативности. Инициативность ученика- необходимое качество его личности. Оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, в игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта. Ее развитие является непременным условием совершенствования креативности и компетентности.
Одним из главных резервов становления личности являются огромные возможности эстетического развития.
Широкое понятие эстетического развития включает в себя в качестве основных составляющих формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего культурного пространства и художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности.
Одной из главных задач, например, художественного развития является формирование у учеников системы художественных специальных способностей к изобразительной деятельности.
Совершенствуются технические навыки и умения: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.
На занятиях по ручному труду и конструированию развивается воображение учеников, умение внимательно вглядываться в природный мир, окружающий мир, видеть в природном и бросовом материале интересные объекты, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используя разнообразные инструменты. Учащиеся учатся планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и в коллективном творчестве.
Макетирование способствует развитию учеников. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, изучают различные явления и объекты природы, рассуждают над техническими объектами, тем самым пополняют свои знания о технике и труде.
Тесная связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
Большое значение макетирование имеет в развитии игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются учениками как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития учеников: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
Кружок рассчитан на 68 часов, из которых: 16 часов отводится на теоретические занятия и 52 часа на практические занятия где на каждом занятии доводиться до учащихся техника безопасности в учебных мастерских.
Кружок рассчитан на учащихся 5-9 классов и ориентирован на воспитание у детей творческо-конструкторских способностей при создании макетов различных предметов будь то здание или различные авиационные модели. Учащиеся на занятиях научаться основным способам макетирования. На кружке ребята ознакомятся с историей возникновения макетирования, а так же с историей и основными видами самолётов. Ребята смогут углубить свои знания в архитектурном строительстве и авиамоделизме а так же получат новые знания в области макетирования и отделки макета в целях придания макету эстетического вида. Работа в кружке даст учащимся основные понятия в архитектуре, самолётостроении и позволит подойти к процессу макетирования именно с точки зрения конструктора.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в изучении личности каждого обучающегося и подборе методов, форм и приёмов изучения направленных на развитие творческо-конструкторских способностей обучающихся в разнообразии различных макетов. Создания условий для вхождения в мир макетирования широкому кругу детей с различными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими обучающимися кружка.
Актуальность и педагогическая целесообразность заключается в получении учащимися новых знаний, умений и навыков при создании различных макетов. Курс макетирования поможет обучающимся легче адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни: учиться в различных строительных университетах, технических вузах страны.
Цель программы:
Гармоническое развитие личности ребенка средствами трудового обучения и воспитания;
Военно-патриотическое и эстетическое воспитание;
Развитие пространственного мышления и творческого потенциала.
Задачи программы:
Содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству;
Создать условия для усвоения ребенком практических навыков работы с картоном, ПВХ и другими материалами;
Воспитывать творческую активность;
Развивать групповое сотрудничество детей при создании сложных композиций;
Вовлекать детей в соревновательную и игровую деятельность;
Развивать у детей конструкторские способности, творческое и техническое мышление;
Содействовать в самоопределении, социальной адаптации;
Формировать духовно-нравственные качества личности;
Вырабатывать социально ценные навыки поведения, общения.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (технологии, истории, окружающему миру).
Срок реализации программы : 1 год.
Формы и методы обучения.
Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым учащимся. Теоретические знания учащиеся получают во время практических занятий. Предусмотрено использование элементов развивающего обучения. Большое внимание уделяется проблемному методу обучения, когда перед учащимися ставится проблема, а они совместно должны решить её, найти наиболее оптимальный вариант. Проектная деятельность.
Режим занятий один раз в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут.
В результате освоения программы «Юный моделист» обучающиеся должны:
знать и понимать:
Правила безопасности при работе с ручными инструментами;
Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для пвх и картона;
Условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
Понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертёже.
Способы и приёмы обработки пвх и картона, сборки макетов путём склеивания;
Названия и назначение ручных инструментов для обработки пвх и картона, правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов;
Названия и применение специальных инструментов столяра и плотника;
Отдельные произведения художественной литературы, связанные с различными видами профессий;
Модели самолетов и имена известнейших летчиков, особенно отечественных;
Принципы работы и устройство некоторых несложных технических объектов;
Значение коллективной работы, взаимоотношения людей на производстве;
уметь:
Правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Трезво оценивать свои силы и возможности;
Воспитать в себе такие качества как отзывчивость, дружелюбие, бережливость,
стремление помочь; чувство собственного достоинства;
Бережно и уважительно относиться к плодам своего и чужого труда;
Ориентироваться в авиационной технике разных периодов и стран, различать её
назначение;
По чертежу представить внешний вид прототипа и воплотить это представление в виде
модели.
Изготавливать простейшие модели скоростных самолётов, ракет, макетов космической
техники будущего по собственному замыслу из бумаги и картона.
Изготавливать транспортные устройства, модели технических объектов из набора
готовых деталей конструктора;
Применять эти навыки в быту, передавать свои знания сверстникам.
Формы контроля:
Для определения результативности образовательного процесса применяются входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.
Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).
Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи соревнований, конкурсов. Применяются «контрольные задания», составленные в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Итоговый: Выставка детских работ, в которой принимают участие все кружковцы. Она позволяет не только оценить знания, умения учащихся, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.
Оценка знаний и умений детей - это не самоцель, а вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в кружке, детском коллективе с особой средой, где дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации.
Содержание программы.
Раздел 1. Авиамоделирование.
Вводное занятие (1 ч.)
Задачи и примерный план работы кружка. Беседа по технике безопасности и правилам поведения в кружке. Инструменты и приспособления, применяемые в кружке, их назначение. Безопасные приемы работы. Литература, рекомендуемая для чтения.
Простейшие модели. Изготовление макетов, моделей и игрушек из плоских деталей. (2 ч.)
Практическая работа (6 ч.) Знакомство обучающихся с разнообразными шаблонами, с помощью которых можно изготовить выкройки различных поделок. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Изготовление изделий и отдельных деталей из картона и пвх. Соединение (сборка) плоских деталей между собой (при помощи клея, при помощи щелевидных соединений в «замок»). Правила безопасной работы с ножницами.
Изготовление простейших объёмных макетов и игрушек. Игры и соревнования. (1 ч.)
Практическая работа. (6 ч.) Постройка простейшего змея — плоского «русского змея». Постройка коробчатого ромбического змея. Постройка «воздушного почтальона». Запуск построенных змеев.
Планеры. Модели планеров (1 ч.)
Краткий исторический очерк. Создание планера О. Ли-лиенталем и его полеты. Первые отечественные планеры. Рекордные полеты отечественных планеристов. Использование планеров в Великой Отечественной войне. Развитие дельтапланеризма. Силы, действующие на планер в полете. Дальность и угол планирования. Скорость снижения. Парение планеров.
Практическая работа (6 ч.). Изготовление летающих моделей: простейшего планера, планера с подкосами или со свободнонесущим крылом. Соревнования с построенными моделями. Постройка схематических моделей планеров. Профиль и установочный угол крыла. Изготовление деталей и частей модели. Сборка крыла. Изготовление хвостового оперения. Изготовление рейки-фюзеляжа. Обтяжка и сборка моделей. Регулировочные запуски. Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.
Самолеты. Вертолёты. Модели самолетов и вертолётов.(2 ч.)
Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: А. Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации в послевоенные годы. Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол «У», угол атаки. Способы летания в природе. Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства. Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.
Практическая работа. (12 ч.) Изготовление схематических моделей самолетов и вертолётов. Изготовление деталей и частей моделей: рейки фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора. Изготовление воздушного винта. Регулировочные запуски построенных моделей. Организация кружковых соревнований.
Проведение технических игр, соревнований, олимпиад (2 ч.)
Организация отчетной выставки, показательные запуски построенных моделей.
Раздел 2. Архитектурное макетирование.
Введение в архитектуру и классификация зданий. (2 ч.)
Знакомство обучающихся с разнообразными видами архитектурных сооружений и классификации зданий. Основы проектирования и требования к зданиям и сооружениям. Техника безопасности при работах с ручным инструментом при обработке материалов используемых при макетировании.
Выбор здания для создания макета. Создание рабочих чертежей. 1 ч. ( Практические занятия 5 ч.)
Выбор оптимального варианта здания для создания макета которое будет по силам учащихся. Создание чертежей частей макета.
Выбор материала и подготовка заготовок для макета дома. 1ч. ( практические занятия 3 ч.)
Выбор подходящего материала который будет соответствовать таким критериям как: простота и лёгкость обработки, прочность, экологичность.
Выбор материала для изготовления окон и дверей будущего макета. 1ч. (практические занятия 1 ч.)
Выбор материала для отделки макета здания (1 ч.) (практические занятия 2 ч.)
Сборка макета. Сборка стен, установка окон, дверей и кровли. ( теоритическая часть 1 ч. практическое занятие 9 ч.)
Отделка макета. Оклейка. ( теоретическая часть 1 ч. практическое занятие 7 ч.)
Итоговое занятие (2 ч.)
Выставка работ учащихся. Подведение итогов о проделанной работе за год.
Методическое обеспечение.
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению истории авиатехники, подготовка и проведение общих выставок, совместные посещения библиотеки с целью поиска новых материалов (сведений, чертежей, литературы).
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога - создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, чувствовать себя частью единого целого.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные беседы, поручения, а также помощь товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.
Литература для педагога
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и
дополнениями)
2.Конституция РФ.
3.Конвенция ООН о правах ребёнка.
4.Федеральная программа образования на 5 лет.
5.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителейи руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
6.Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юныхтехников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.
7.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.:«Просвещение», 1971.
8.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.:Просвещение, 1982.
9.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.
10.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
11.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.
12.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательныхшкол. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение , 1988
13.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
14.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2003.
15.Методист. Научно - методический журнал . № № 1,2,3,4,5 2008.
16.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З 2008.
17. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.
Литература для обучающихся
«Введение в архитектурное проектирование», Москва, «Стройиздат», 1974
Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина, Художественное проектирование, Москва, «Просвещение», 1979
В.П. Шимко, Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории., Москва, «Архитектура», 2004
Д. Рябцев, «Дизайн помещений и интерьеров», СПб, 2006
М.В. Великотная, «Искусство создания цветников», Москва, «Вече», 2005
Полин Б. Гантлоу, «Дизайн уютного дома», Ростов-на-Дону, 2005
О.Б. Бондарева, «Клумбы и живые изгороди», «Сталкер», 2004
Л.Г. Павленко, «Ландшафтное проектирование. Дизайн сада», Ростов-на-Дону, 2005
С.Е. Беляева, «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Москва, «Академия», 2007
Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.
Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
Интернет ресурсы.
https://masteraero.ru
http://sekret-mastera.ru
http://www.parkflyer.ru
10