СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Програма дополнительного образования кружок "Юный моделист"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в изучении личности каждого обучающегося и подборе методов, форм и приёмов изучения направленных на развитие творческо-конструкторских способностей обучающихся в разнообразии различных макетов. Создания условий для вхождения в мир макетирования широкому кругу детей с различными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими обучающимися кружка.

Просмотр содержимого документа
«Програма дополнительного образования кружок "Юный моделист"»


муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова

Дзержинского района Волгограда»


Введена в действие Утверждена

приказом директора МОУ лицея №9 экспертным советом МОУ лицея №9

«__»_____2016. №________ Протокол от «__»_____2016г. №__


___________Жигульская И.В.


«__»______2016г.





Программа


дополнительного образования


кружок «Юный моделист»


на 2016-2017 учебный год

учащихся 5-8 классов (68 ч.)


Срок реализации 1 год


Направление: научно-техническое









Автор: Чекунов Михаил Викторович

Учитель технологии МОУ лицей №9












г. Волгоград, 2016г.

Пояснительная записка.

Иску́сство (от искусы - творити) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Понятие искусство крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий и есть творческое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования.

Способность учеников к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, называется креативностью.

К показателям креативности относятся: способность к созиданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения), который отличается оригинальностью, выразительностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели креативности относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности.

Новизна продукта деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ученика.

С креативностью неразрывно связана способность личности к инициативности. Инициативность ученика- необходимое качество его личности. Оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, в игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта. Ее развитие является непременным условием совершенствования креативности и компетентности.

Одним из главных резервов становления личности являются огромные возможности эстетического развития.

Широкое понятие эстетического развития включает в себя в качестве основных составляющих формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего культурного пространства и художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности.

Одной из главных задач, например, художественного развития является формирование у учеников системы художественных специальных способностей к изобразительной деятельности.

Совершенствуются технические навыки и умения: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа.

На занятиях по ручному труду и конструированию развивается воображение учеников, умение внимательно вглядываться в природный мир, окружающий мир, видеть в природном и бросовом материале интересные объекты, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используя разнообразные инструменты. Учащиеся учатся планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и в коллективном творчестве.

Макетирование способствует развитию учеников. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, изучают различные явления и объекты природы, рассуждают над техническими объектами, тем самым пополняют свои знания о технике и труде.

Тесная связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.

Большое значение макетирование имеет в развитии игрового творчества. Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются учениками как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития учеников: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Кружок рассчитан на 68 часов, из которых: 16 часов отводится на теоретические занятия и 52 часа на практические занятия где на каждом занятии доводиться до учащихся техника безопасности в учебных мастерских.

Кружок рассчитан на учащихся 5-9 классов и ориентирован на воспитание у детей творческо-конструкторских способностей при создании макетов различных предметов будь то здание или различные авиационные модели. Учащиеся на занятиях научаться основным способам макетирования. На кружке ребята ознакомятся с историей возникновения макетирования, а так же с историей и основными видами самолётов. Ребята смогут углубить свои знания в архитектурном строительстве и авиамоделизме а так же получат новые знания в области макетирования и отделки макета в целях придания макету эстетического вида. Работа в кружке даст учащимся основные понятия в архитектуре, самолётостроении и позволит подойти к процессу макетирования именно с точки зрения конструктора.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в изучении личности каждого обучающегося и подборе методов, форм и приёмов изучения направленных на развитие творческо-конструкторских способностей обучающихся в разнообразии различных макетов. Создания условий для вхождения в мир макетирования широкому кругу детей с различными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими обучающимися кружка.

Актуальность и педагогическая целесообразность заключается в получении учащимися новых знаний, умений и навыков при создании различных макетов. Курс макетирования поможет обучающимся легче адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни: учиться в различных строительных университетах, технических вузах страны.

Цель программы:

  • Гармоническое развитие личности ребенка средствами трудового обучения и воспитания;

  • Военно-патриотическое и эстетическое воспитание;

  • Развитие пространственного мышления и творческого потенциала.

Задачи программы:

  • Содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству;

  • Создать условия для усвоения ребенком практических навыков работы с картоном, ПВХ и другими материалами;

  • Воспитывать творческую активность;

  • Развивать групповое сотрудничество детей при создании сложных композиций;

  • Вовлекать детей в соревновательную и игровую деятельность;

  • Развивать у детей конструкторские способности, творческое и техническое мышление;

  • Содействовать в самоопределении, социальной адаптации;

  • Формировать духовно-нравственные качества личности;

  • Вырабатывать социально ценные навыки поведения, общения.


Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (технологии, истории, окружающему миру).


Срок реализации программы : 1 год.


Формы и методы обучения.

Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым учащимся. Теоретические знания учащиеся получают во время практических занятий. Предусмотрено использование элементов развивающего обучения. Большое внимание уделяется проблемному методу обучения, когда перед учащимися ставится проблема, а они совместно должны решить её, найти наиболее оптимальный вариант. Проектная деятельность.

Режим занятий один раз в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут.

В результате освоения программы «Юный моделист» обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Правила безопасности при работе с ручными инструментами;

  • Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для пвх и картона;

  • Условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

  • Понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертёже.

  • Способы и приёмы обработки пвх и картона, сборки макетов путём склеивания;

  • Названия и назначение ручных инструментов для обработки пвх и картона, правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов;

  • Названия и применение специальных инструментов столяра и плотника;

  • Отдельные произведения художественной литературы, связанные с различными видами профессий;

  • Модели самолетов и имена известнейших летчиков, особенно отечественных;

  • Принципы работы и устройство некоторых несложных технических объектов;

  • Значение коллективной работы, взаимоотношения людей на производстве;


уметь:

  • Правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  • Трезво оценивать свои силы и возможности;

  • Воспитать в себе такие качества как отзывчивость, дружелюбие, бережливость,

  • стремление помочь; чувство собственного достоинства;

  • Бережно и уважительно относиться к плодам своего и чужого труда;

  • Ориентироваться в авиационной технике разных периодов и стран, различать её

  • назначение;

  • По чертежу представить внешний вид прототипа и воплотить это представление в виде

  • модели.

  • Изготавливать простейшие модели скоростных самолётов, ракет, макетов космической

  • техники будущего по собственному замыслу из бумаги и картона.

  • Изготавливать транспортные устройства, модели технических объектов из набора

  • готовых деталей конструктора;

  • Применять эти навыки в быту, передавать свои знания сверстникам.


Формы контроля:

Для определения результативности образовательного процесса применяются входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.

Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).

Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи соревнований, конкурсов. Применяются «контрольные задания», составленные в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.

Работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Итоговый: Выставка детских работ, в которой принимают участие все кружковцы. Она позволяет не только оценить знания, умения учащихся, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.

Оценка знаний и умений детей - это не самоцель, а вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в кружке, детском коллективе с особой средой, где дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации.


Содержание программы.

Раздел 1. Авиамоделирование.

  1. Вводное занятие (1 ч.)

Задачи и примерный план работы кружка. Беседа по технике безопасности и правилам поведения в кружке. Инструменты и приспособления, применяемые в кружке, их назначение. Безопасные приемы работы. Литература, рекомендуемая для чтения.

  1. Простейшие модели. Изготовление макетов, моделей и игрушек из плоских деталей. (2 ч.)

Практическая работа (6 ч.) Знакомство обучающихся с разнообразными шаблонами, с помощью которых можно изготовить выкройки различных поделок. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Изготовление изделий и отдельных деталей из картона и пвх. Соединение (сборка) плоских деталей между собой (при помощи клея, при помощи щелевидных соединений в «замок»). Правила безопасной работы с ножницами.

  1. Изготовление простейших объёмных макетов и игрушек. Игры и соревнования. (1 ч.)

Практическая работа. (6 ч.) Постройка простейшего змея — плоского «русского змея». Постройка коробчатого ромбического змея. Постройка «воздушного почтальона». Запуск построенных змеев.

  1. Планеры. Модели планеров (1 ч.)

Краткий исторический очерк. Создание планера О. Ли-лиенталем и его полеты. Первые отечественные планеры. Рекордные полеты отечественных планеристов. Использование планеров в Великой Отечественной войне. Развитие дельтапланеризма. Силы, действующие на планер в полете. Дальность и угол планирования. Скорость снижения. Парение планеров.

Практическая работа (6 ч.). Изготовление летающих моделей: простейшего планера, планера с подкосами или со свободнонесущим крылом. Соревнования с построенными моделями. Постройка схематических моделей планеров. Профиль и установочный угол крыла. Изготовление деталей и частей модели. Сборка крыла. Изготовление хвостового оперения. Изготовление рейки-фюзеляжа. Обтяжка и сборка моделей. Регулировочные запуски. Организация тренировок и соревнований с построенными моделями.

  1. Самолеты. Вертолёты. Модели самолетов и вертолётов.(2 ч.)

Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета: А. Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации в послевоенные годы. Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол «У», угол атаки. Способы летания в природе. Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства. Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете. Работа воздушного винта.

Практическая работа. (12 ч.) Изготовление схематических моделей самолетов и вертолётов. Изготовление деталей и частей моделей: рейки фюзеляжа, кромок и нервюр крыла, киля и стабилизатора. Изготовление воздушного винта. Регулировочные запуски построенных моделей. Организация кружковых соревнований.

  1. Проведение технических игр, соревнований, олимпиад (2 ч.)

Организация отчетной выставки, показательные запуски построенных моделей.


Раздел 2. Архитектурное макетирование.

  1. Введение в архитектуру и классификация зданий. (2 ч.)

Знакомство обучающихся с разнообразными видами архитектурных сооружений и классификации зданий. Основы проектирования и требования к зданиям и сооружениям. Техника безопасности при работах с ручным инструментом при обработке материалов используемых при макетировании.

  1. Выбор здания для создания макета. Создание рабочих чертежей. 1 ч. ( Практические занятия 5 ч.)

Выбор оптимального варианта здания для создания макета которое будет по силам учащихся. Создание чертежей частей макета.

  1. Выбор материала и подготовка заготовок для макета дома. 1ч. ( практические занятия 3 ч.)

Выбор подходящего материала который будет соответствовать таким критериям как: простота и лёгкость обработки, прочность, экологичность.

  1. Выбор материала для изготовления окон и дверей будущего макета. 1ч. (практические занятия 1 ч.)

  2. Выбор материала для отделки макета здания (1 ч.) (практические занятия 2 ч.)

  3. Сборка макета. Сборка стен, установка окон, дверей и кровли. ( теоритическая часть 1 ч. практическое занятие 9 ч.)

  4. Отделка макета. Оклейка. ( теоретическая часть 1 ч. практическое занятие 7 ч.)

  5. Итоговое занятие (2 ч.)

Выставка работ учащихся. Подведение итогов о проделанной работе за год.


Методическое обеспечение.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению истории авиатехники, подготовка и проведение общих выставок, совместные посещения библиотеки с целью поиска новых материалов (сведений, чертежей, литературы).

Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога - создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, чувствовать себя частью единого целого.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные беседы, поручения, а также помощь товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.
































Литература для педагога

1.Закон    Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и

дополнениями)

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Федеральная программа образования на 5 лет.

5.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителейи руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

6.Архипова Н.А.  Методические рекомендации.      М.:  Станция  юныхтехников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

7.Боровков   Ю.А.   Технический   справочник   учителя   труда.        М.:«Просвещение», 1971.

8.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:Пособие для учителей  нач.  классов     по  внеклассной работе.      М.:Просвещение, 1982.

9.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.

10.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

11.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.      

12.Программы  для внешкольных учреждений  и         общеобразовательныхшкол. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение ,  1988

13.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений  сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2004.  

14.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений  / Под  ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС , 2003.     

15.Методист. Научно -  методический журнал . № № 1,2,3,4,5     2008.   

16.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № №  1,2,З      2008.

17. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.





Литература для обучающихся

  1. «Введение в архитектурное проектирование», Москва, «Стройиздат», 1974

  2. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина, Художественное проектирование, Москва, «Просвещение», 1979

  3. В.П. Шимко, Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории., Москва, «Архитектура», 2004

  4. Д. Рябцев, «Дизайн помещений и интерьеров», СПб, 2006

  5. М.В. Великотная, «Искусство создания цветников», Москва, «Вече», 2005

  6.  Полин Б. Гантлоу, «Дизайн уютного дома», Ростов-на-Дону, 2005

  7. О.Б. Бондарева, «Клумбы и живые изгороди», «Сталкер», 2004

  8. Л.Г. Павленко, «Ландшафтное проектирование. Дизайн сада», Ростов-на-Дону, 2005

  9. С.Е. Беляева, «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Москва, «Академия», 2007

  10. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

  11. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

  12. Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.



Интернет ресурсы.

  1. https://masteraero.ru

  2. http://sekret-mastera.ru

  3. http://www.parkflyer.ru






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!