«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Смольянская средняя общеобразовательная школа» Брянского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
5 класс
2019-2020 учебный год
Количество часов за курс: 35
Количество часов в неделю: 1
Учебно-методических комплект учащихся: русский родной язык. 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, и др. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2020
Учитель : Капыро Наталия Николаевна
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для пятого класса составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (В редакции приказа МИНобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577).
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения.
Рабочая программа по «Родному русскому языку» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с учебным планом «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Смольянская средняя общеобразовательная школа» Брянского района.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том. Какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета 2Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии
обучающийся научится:
«Язык и культура»
понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык – развивающееся явление, приводить примеры исторических изменений значений и форм слов ;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуация речевого общения;
понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их с современных ситуациях речевого общения;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а так же имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;
понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи и уметь ими пользоваться;
«Культура речи»
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;
определять род заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а (-я),-ы (-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «Он» в ситуациях диалога и полилога;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативного произношения слова;
вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов;
использовать грамматические слова и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетаний и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст »
использовать различные виды слушания (выборочное, ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования;
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание;
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение);
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;
строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи(ответ на уроке);
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
анализировать прослушанный и прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количество микротем;
устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);
владеть приемами работы с заголовком текста;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;
создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
«Русский РОДНОЙ язык»
Пятый год обучения (35 ч)
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1.Из этимологии фразеологизмов.
2.Из истории русских имён.
3.Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
4.О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
5.Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
6.Календарь пословиц о временах года.
7. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
8.Мы живем в мире знаков.
9.Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
10.Понимаем ли мы язык Пушкина?
11.Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
12.Футбольный сленг в русском языке.
13.Компьютерный сленг в русском языке.
14.Названия денежных единиц в русском языке.
15.Интернет-сленг.
16.Как назвать новорождённого?
17.Межнациональные различия невербального общения.
18.Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
19.Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
20.Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и культура |
1 | Наш родной русский язык. | 1 | | |
2 | Из истории русской письменности. | 1 | | |
3 | Язык- волшебное зеркало мира и национальной культуры. | 1 | | |
4-5 | История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды. | 2 | | |
6 | История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. | 1 | | |
7 | Образность русской речи: метафора, олицетворение. | 1 | | |
8-9 | Живое слово русского фольклора. | 2 | | |
10 | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. | 1 | | |
11 | О чем могу рассказать имена людей. | 1 | | |
12 | Карта «Интересные названия городов Брянской области». | 1 | | |
13 | Защита проектов. | 1 | | |
Культура речи |
14 | Современный русский литературный язык. | 1 | | |
15 | Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 1 | | |
16 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. | 1 | | |
17 | Стилистическая окраска слова. | 1 | | |
18 | Речь правильная. Основные грамматические нормы. | 1 | | |
19-20 | Речевой этикет: нормы и традиции. | 2 | | |
21 | Защита проектов. | 1 | | |
Речь. Текст |
22 | Язык и речь | 1 | | |
23 | Средства выразительности устной речи. | 1 | | |
24 | Формы речи : монолог и диалог. | 1 | | |
25 | Текст и его строение. | 1 | | |
26 | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. | 1 | | |
27 | Средства связи предложений и частей текста. | 1 | | |
28 | Функциональные разновидности языка. | 1 | | |
29 | Разговорная речь. Просьба, извинение. | 1 | | |
30 | Официально-деловой стиль. Объявление. | 1 | | |
31 | Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. | 1 | | |
32 | Публицистический стиль. Устное выступление. | 1 | | |
33 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | 1 | | |
34 | Особенности языка фольклорных текстов. | 1 | | |
35 | Защита проектов. | 1 | | |