СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа 5 класс родной русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа 5 класс родной русский язык»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Смольянская средняя общеобразовательная школа» Брянского района







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

5 класс


2019-2020 учебный год






Количество часов за курс: 35

Количество часов в неделю: 1

Учебно-методических комплект учащихся: русский родной язык. 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, и др. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2020



















Учитель : Капыро Наталия Николаевна



Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для пятого класса составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (В редакции приказа МИНобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577).

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Место учебной дисциплины в учебном плане образовательного учреждения.

Рабочая программа по «Родному русскому языку» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с учебным планом «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Смольянская средняя общеобразовательная школа» Брянского района.


Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.


  • Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

  • Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.


Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том. Какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета 2Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии

обучающийся научится:

«Язык и культура»

  • понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

  • понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

  • понимать, что язык – развивающееся явление, приводить примеры исторических изменений значений и форм слов ;

  • объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;

  • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

  • распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуация речевого общения;

  • понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;

  • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов- символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их с современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а так же имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;

  • понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

  • понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи и уметь ими пользоваться;



«Культура речи»

  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

  • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

  • соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;

  • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  • употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;

  • определять род заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а (-я),-ы (-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  • различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

  • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «Он» в ситуациях диалога и полилога;

  • соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативного произношения слова;

  • вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

  • использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов;

  • использовать грамматические слова и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетаний и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;


«Речь. Речевая деятельность. Текст »

  • использовать различные виды слушания (выборочное, ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного, выразительного словоупотребления и интонирования;

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание;

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение);

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;

  • строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи(ответ на уроке);

  • участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

  • анализировать прослушанный и прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количество микротем;

  • устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);

  • владеть приемами работы с заголовком текста;
    уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

  • создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;

  • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

  • анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

  • владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

  • знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.


Содержание учебного предмета

«Русский РОДНОЙ язык»

Пятый год обучения (35 ч)

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.


Раздел 2. Культура речи (10 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.


Примерные темы проектных и исследовательских работ

1.Из этимологии фразеологизмов.

2.Из истории русских имён.

3.Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

4.О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

5.Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

6.Календарь пословиц о временах года.

7. Карта «Интересные названия городов моего края/России».

8.Мы живем в мире знаков.

9.Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

10.Понимаем ли мы язык Пушкина?

11.Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

12.Футбольный сленг в русском языке.

13.Компьютерный сленг в русском языке.

14.Названия денежных единиц в русском языке.

15.Интернет-сленг.

16.Как назвать новорождённого?

17.Межнациональные различия невербального общения.

18.Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

19.Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

20.Девизы и слоганы любимых спортивных команд.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Язык и культура

1

Наш родной русский язык.

1



2

Из истории русской письменности.

1



3

Язык- волшебное зеркало мира и национальной культуры.

1



4-5

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды.

2



6

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

1



7

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

1



8-9

Живое слово русского фольклора.

2



10

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

1



11

О чем могу рассказать имена людей.

1



12

Карта «Интересные названия городов Брянской области».

1



13

Защита проектов.

1



Культура речи

14

Современный русский литературный язык.

1



15

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

1



16

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

1



17

Стилистическая окраска слова.

1



18

Речь правильная. Основные грамматические нормы.

1



19-20

Речевой этикет: нормы и традиции.

2



21

Защита проектов.

1



Речь. Текст

22

Язык и речь

1



23

Средства выразительности устной речи.

1



24

Формы речи : монолог и диалог.

1



25

Текст и его строение.

1



26

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

1



27

Средства связи предложений и частей текста.

1



28

Функциональные разновидности языка.

1



29

Разговорная речь. Просьба, извинение.

1



30

Официально-деловой стиль. Объявление.

1



31

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.

1



32

Публицистический стиль. Устное выступление.

1



33

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

1



34

Особенности языка фольклорных текстов.

1



35

Защита проектов.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!