Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 30 марта 2023 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 30 марта 2023 г. | | | | |
Дополнительная обЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа
«Английский ЯЗЫК для пУтешествий»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | социально-педагогическая |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 18+ |
Зайниев Евгений Евгеньевич,
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Английский язык для путешествий» социально-педагогической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Данная программа является результатом комбинации разных учебных пособий и личной практики. Именно благодаря этому была выработана легкоусвояемая программа для изучения японского языка. Которая модернизировано под с учетом местных условий.
Актуальность программы.
Английский язык - международный язык современности! Последние 20 лет английский язык занимает лидирующее место среди изучаемых иностранных языков, является языком мирового общения, бизнеса и туризма, массовой культуры и Интернета. Соответственно выросла потребность в знаниях, связанных с туристическим бизнесом, гостиничным и ресторанным обслуживанием.
Программа предусматривает накопление лингвистических знаний, позволяющих учащимся не только умело пользоваться английским языком, но и осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления английского языка с русским; способствует формированию знаний о культуре, реалиях и традициях англоязычных стран.
Ничто так не повышает мотивацию изучения иностранного языка, как возможность его практического применения. Быстрое развитие индустрии туризма в нашей стране позволяет учащимся много путешествовать. Вполне оправданно их желание владеть иностранным языком на уровне независимого пользователя. Английский язык, будучи универсальным языком общения, позволяет путешествовать без проблем в общении не только в англоговорящих, но и в других европейских странах. Таким образом, подготовка учащихся к реальному диалогу культур из идеальной цели обучения переходит в разряд чисто практической необходимости.
Однако базовый курс английского языка, при всей его сложности и существующем многообразии учебных пособий, не всегда удовлетворяет потребностям обучающихся и предоставляет необходимые для путешествий знания фрагментарно. В связи с этим возникла объективная необходимость обобщить и систематизировать знания базового курса английского языка, расширить словарный запас за счет специфической лексики и разработать программу «Английский язык для путешествий» для населения 18+.
Цель: обучение практическому владению разговорно- бытовой речью и деловым языком для коммуникативной независимости за рубежом и активного применения как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности в сфере туризма.
Задачи курса:
1. Расширить словарный запас за счет овладения современной терминологией, широко используемой в сфере туризма.
2. Активизировать знания, умения и навыки, полученные на ранних этапах изучения английского языка за счет их тренировки в диалогической речи.
3. Развивать познавательный интерес к изучению английского языка через практическое применение полученных знаний.
Программа призван соединить воедино лексические, грамматические, фонетические умения и навыки, полученные в ходе изучения базового курса английского языка, и вывести их на новый уровень овладения, применительно к новым практическим задачам общения.
Помимо решения образовательных задач программа имеет большое воспитательное и развивающее значение.
Воспитательные цели:
1. Воспитание грамотного туриста, учитывающего статус собеседников в разных ситуациях общения и использующего речь, адекватную ситуации общения.
2. Воспитание потребности в приобщении к мировой культуре и способности понимать образ жизни других народов и поведение людей другой культуры.
3. Формирование нравственных навыков общения и поведения в обществе.
4. Формирование самостоятельности и способности находить выход из трудной ситуации.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Развивающие цели:
1. Развитие умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное.
2. Развитие речемыслительных способностей и мыслительных операций (способность к догадке, различению, способность логически излагать).
Развивающее обучение достигается за счет личностной вовлеченности обучающихся в учебную деятельность.
В программу отобраны наиболее вероятные темы и лексико-грамматический материал, необходимые для общения и решения коммуникативных задач, с учетом следующих принципов:
постоянного речевого взаимодействия,
избыточности предлагаемого языкового материала,
избирательности в использовании предлагаемого материала в зависимости от речевой задачи и ситуации.
Диалоги, как основа кружка, представляют собой образцы устной речи в британском варианте английского языка. Грамматический и лексический материал занятий отобран с учетом практической цели обучения и отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении. Материал направлен на повышение общей и коммуникативной культуры учащихся, совершенствование коммуникативных умений и навыков и повышение мобильности обучающихся.
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 18 +.
Наполняемость группы –15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 учебных часа (72 часа в год).
Продолжительность учебного часа - 40 минут.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Формы контроля
Контроль усвоения осуществляется посредством решения речемыслительных задач языкового, речевого, социокультурного характера, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. В зависимости от условий и уровня группы можно варьировать формы и виды контроля, используя:
драматизацию диалогов,
сюжетно-ролевые игры,
прослушивание аутентичных высказываний с целью извлечения нужной информации,
лексико-грамматические упражнения на подстановку и трансформацию.
Ожидаемые результаты
Предметные
В результате освоения программы обучающиеся должны:
знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
признаки изученных грамматических явлений;
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
роль владения иностранными языками в современном мире;
уметь:
в области говорения:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу;
делать краткие сообщения, описывать события/явления, передавать основную мысль прочитанного или услышанного;
в области аудирования:
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию;
понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи;
в области чтения:
ориентироваться в тексте на английском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации.
Метапредметные
уметь:
строить логические рассуждения;
создавать самостоятельный алгоритм действия в условиях речевой ситуации;
расширять границы познавательной деятельности.
Личностные УУД
формирование коммуникативной компетенции в процессе сотрудничества со сверстниками,
интеграция знаний о культуре, реалиях и традициях англоязычных стран изучаемого языка.
Оценка результативности
Проверка результатов усвоения обучающимися реализуемой программы проводится по итогам изучения каждой темы, как в письменной, так и в устной форме: выполнение контрольно-тестовых заданий; участие в конкурсах, викторинах, лексических играх; разработки проектов.
Критерии оценки результативности обучения:
коммуникативные навыки,
культура организации практической деятельности (дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность),
творческий подход к деятельности (креативность),
уровень усвоения учебного материала.
Результативность обучения
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Теоретическая подготовка | Обучающийся освоил теоретический объём знаний на 80-100%: тематическую лексику, языковые средства, коммуникативные типы речи. | Обучающийся владеет продуктивным лексическим минимумом, в целом различает коммуникативные типы речи. Уровень знаний 50-79%. | Обучающийся овладел менее 50% объёма знаний, предусмотренных программой. |
Практическая подготовка | Практическая деятельность обучающегося соответствует реализуемой программе: объем умений и навыков составляет 80-100% содержания: речь – логически выстроенное сообщение на определённую тему, взаимопонимание в процессе диалога – достигнуто, практические задания выполнены самостоятельно, раскрыт творческий потенциал. | Практическая деятельность обучающегося и её результаты в основном соответствуют требованиям реализуемой программы: обучающийся владеет умениями и навыками в объеме 50-79% содержания, допускает неточности в выборе языковых средств, выстраивании алгоритма действий; индивидуальные задания выполняет с помощью педагога. | Практическая деятельность обучающегося и её результаты частично соответствуют требованиям реализуемой программы: объём умений и навыков менее 50%. Обучающийся испытывает серьезные трудности при выполнении практического задания, не преодолевает психологические барьеры в общении. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
| Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | диагностика, анкетирование |
1. | Транспорт | 12 | 1 | 11 | лексическая викторина, памятка «Советы путешественникам, тестирование |
2. | Обращение за помощью | 14 | 3 | 11 | лексическая игра, кроссворд, индивидуальный проект, тестирование |
3. | В гостинице | 14 | 5 | 9 | рекламный буклет, формальное письмо, контроль диалогической речи, проектирование постеров, «Незабываемый отпуск!», тестирование |
4. | Покупки | 14 | 4 | 10 | онлайн игра, групповой проект «Модный приговор», тестирование |
5 | В ресторане | 14 | 3 | 11 | викторина, конкурс, тестирование |
| Заключительное занятие | 2 | - | 2 | анкетирование |
| Итого: | 72 | 17 | 55 | |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: организационные вопросы, инструктаж по охране труда, правила поведения.
Практика: анкетирование.
Тема 1. Транспорт
Тема 1.1. Городской транспорт. Лексика
Теория: обогащение словарного запаса по теме «Поездка на метро, автобусе, такси, авто». Употребление предлогов, глаголов движения.
Практика: прослушать запись и составите диалог «Заказ такси».
Тема 1.2. Билеты и расписание движения.
Практика: аудирование “Welcome to Edinburgh!”, работа с путеводителем, планирование поездки за рубеж.
Тема 1.3. Вопросительные предложения
Теория: повторение выражений Where can I get a taxi to …? How long does it take to get to …? What’s better? Underground or taxi? Do you have any luggage?
Практика: прослушать диалоги; задать вопросы собеседнику, используя речевые клише. Кроссворд.
Тема 1.4. Способы выражения будущего действия
Теория: Present continuous, Future Simple, to be going to, be about to, be on the point of: случаи употребления и правила построения предложений.
Практика: прослушайте диалоги и выберите правильные глагольные формы.
Тема 1.5. Win a free flight!
Практика: Лексическая викторина: выполнить задания-условия авиакомпании, которая предлагает своим пассажирам бесплатный билет.
Тема 1.6. Тест № 1
Тема 1.7. Повторение
Практика: составить памятку «Советы путешественникам» на английском языке, используя изученную лексику.
Тема 2. Обращение за помощью
Тема 2.1. Просим нам помочь. Лексические единицы
Теория: расширение лексического запаса: passport, driving license, ID, emergency services, lost property, get lost, ambulance, break down service, accident, to be robbed.
Практика: прослушать диалоги и написать обращение за помощью по представленным проблемам.
Тема 2.2. Сообщаем о потере.
Практика: прослушать диалог, описать подробности потери собственности (кошелька, паспорта, багажа).
Тема 2.3. Оказываем помощь.
Практика: прослушать телефонный разговор, составить диалог “I’ve lost my driving licence”.
Тема 2.4. Настоящее совершённое время
Теория: случаи употребления, правила образования Present Perfect.
Практика: прослушать телефонный разговор; cоставить диалог «Обращение в автосервис», используя Past Simple и Present Perfect.
Тема 2.5. Лексическая игра по теме “Giving help”
Теория: повторение выражений What has happened? Could you help me? Can you tell me the way? I need help.
Практика: чтение и драматизация диалогов, решение кроссворда.
Тема 2.6. Тест № 2
Тема 2.7. Повторение
Практика: индивидуальный проект «Обращение в бюро находок». Cоставить заявления о пропаже зонта.
Тема 3. В гостинице
Тема 3.1. Выбор гостиницы. Choosing a hotel
Теория: расширение лексического запаса: reception, reservation, single room, form, double room, twin room, B&B, high season, accommodation, fully booked, pay in cash, check in, check out, tip. Чтение текста о гостиничных услугах.
Практика: прослушать запись, составить рекламный гостиничный буклет.
Тема 3.2. Как забронировать номер. Can I book a hotel room?
Теория: описание действия в будущем, чтение формального письма.
Практика: составить факс с просьбой забронировать номер в гостинице/ заполнить бланк письма в администрацию гостиницы.
Тема 3.3. Регистрация в гостинице/ выписка из гостиницы. Оплата. Checking in/ checking out. Paying
Теория: употребление глагола can: вопрос, отрицание.
Практика: работа с аудиотекстами, драматизация диалога «Заселение в гостиницу».
Тема 3.4. Выражение необходимости.
Теория: продвинутая грамматика: глаголы must, mustn’t, have to, need, needn’t, may.
Практика: тренировка перевода, проектирование постеров о правилах поведения.
Тема 3.5. Пребывание в гостинице. Staying in a hotel
Теория: расширение лексики, количественные и порядковые числительные.
Практика: прослушать диалоги о гостиничных услугах, составить и драматизировать диалог «Звонок в службу гостиницы». Лексическая викторина “Hotels”.
Тема 3.6. Тест № 3
Тема 3.7. Повторение
Практика: составление и драматизация диалога-расспроса «Незабываемый отпуск!».
Тема 4. Покупки
Тема 4.1. Food and drink
Теория: расширение лексического запаса, единицы измерения.
Практика: отработка произношения лексических единиц, прослушивание диалогов, составление списка покупок.
Тема 4.2. Определение количества. How many/ how much?
Теория: исчисляемые/ неисчисляемые существительные, употребление a, an, some.
Практика: онлайн игра “Trolley Dash”
Тема 4.3. You look smart today!
Теория: размеры одежды, речевые клише.
Практика: прочитать и прослушать текст о дизайнере моды, ответить на вопросы.
Тема 4.4. Present simple/ Present Continuous
Теория: настоящее длительное время: случаи употребления, образование. Выражения It’s worth it, It’s a real bargain, The goods are…, damaged goods.
Практика: драматизация диалогов «В магазине одежды», «В супермаркете».
Тема 4.5. Ordering clothes by mail.
Практика: прочитать текст, заполнить бланк заказа, используя правила составления официального письма.
Тема 4.6. Тест № 4
Тема 4.7. Повторение
Практика: защита группового проекта «Модный приговор».
Тема 5. В ресторане
Тема 5.1. At the restaurant. Menu.
Теория: расширение лексического запаса: takeaway, starters, main courses, side dishes, desserts, soft drink, to book.
Практика: составить меню ресторана. Викторина “Food”.
Тема 5.2. Booking a table
Практика: прослушать разговор, и восстановить диалог между официантом и клиентом.
Тема 5.3. Ordering from a menu.
Практика: драматизация диалогов
Тема 5.4. Глагол to have
Теория: образование отрицательных и вопросительных предложений. Выражения с глаголом have.
Практика: прослушать запись, дополнить диалоги, используя have/has/ would like.
Тема 5.5. Dining out – for work and pleasure!
Теория: расширение словарного запаса: dine out, service, in advance, reasonable, fresh, variety.
Практика: изучить меню 3-х ресторанов, определить, какую национальную кухню представляет каждый из них.
Тема 5.6. Тест № 5
Тема 5.7. Повторение
Практика: конкурс на лучший отзыв о ресторане.
Заключительное занятие
Практика: анкетирование.
Список литературы для педагога
1. Murphy R. English Grammar in Use Supplementary Exercises. – Cambridge University Press, 2019.
2. Vince M. First Certificate Language Practice. – Macmillan, 2022.
Список литературы для обучающихся
1. Speak Out. – Журнал для изучающих английский язык.
2. Англо-русский словарь.
3. Голицинский Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений. – СПб.: Каро, 2006.
4. Клементьева Т.Б. Лото «Счастливый английский» (дидактическое пособие). – М.: Глосса – Московский лицей, 2019.
5. Русско-английский словарь.