СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для нормального разрешения кризиса 3-х лет « Детско-родительские отношения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст 2-3 года - крайне важный и сложный период в жизни ребенка, в это время меняется характер отношений с взрослыми, меняется роль мамы и степень свободы ребенка. Пресловутый кризис трех лет также происходит именно в это время. Ребенок  возраста 2-3 года уже не знакомится с миром, а скорее, учится предъявлять окружающим самого себя. Это время отстаивания себя и своих интересов. Ребенок пытается заявить миру, что он – личность! У родителей в это время появляется ощущение, что они не справляются со своим ребенком, теряют контроль над ним и над ситуацией, может появиться противоборство, или напротив, необдуманное удовлетворение всех желаний малыша, когда прихоти ребенка становятся самыми важными в семье. Родители все чаще задают себе вопрос: «Правильно ли мы поступаем?»  

Просмотр содержимого документа
«Программа для нормального разрешения кризиса 3-х лет « Детско-родительские отношения»»

















Программа для нормального разрешения кризиса 3-х лет

« Детско-родительские отношения»













































Пояснительная записка

Возраст 2-3 года - крайне важный и сложный период в жизни ребенка, в это время меняется характер отношений с взрослыми, меняется роль мамы и степень свободы ребенка. Пресловутый кризис трех лет также происходит именно в это время. Ребенок  возраста 2-3 года уже не знакомится с миром, а скорее, учится предъявлять окружающим самого себя. Это время отстаивания себя и своих интересов. Ребенок пытается заявить миру, что он – личность! У родителей в это время появляется ощущение, что они не справляются со своим ребенком, теряют контроль над ним и над ситуацией, может появиться противоборство, или напротив, необдуманное удовлетворение всех желаний малыша, когда прихоти ребенка становятся самыми важными в семье. Родители все чаще задают себе вопрос: «Правильно ли мы поступаем?»

В этот момент очень важно почувствовать "золотую середину", найти взаимопонимание с ребенком. Важно научиться контактировать со своим ребенком не путем бесконечной критики или бесконтрольного попустительства, а путем дружбы, любви и партнерских отношений.

Мы хотим, чтобы родители с удовольствием проводили время вместе со своими детьми, приходили на нашу программу за вдохновением, спокойствием и поддержкой. 

Цель программы для детей: создание условий для построения позитивных детско-родительских отношений, как необходимой основы для гармоничного развития малыша.

Задачи:

  • развитие социальных и коммуникативных навыков у детей в возрасте 2-3 года;

  • развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики);

  • развитие эмоциональной сферы детей;

  • развитие познавательной активности детей;

Предполагаемые результаты для ребенка:

  • Развитие инициативности общения.

  • Осознание ребенком себя и своих желаний.

  • Стремление к самостоятельности.

  • Формирование автономной позиции.

  • Способность подчиняться общественно принятым нормам: «можно», «нельзя», осознанно принимать простые правила.

  • Снижение агрессивности (использование в конструктивных целях, например, в игре).

Предполагаемые результаты для родителей:

  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

  • Умение уважать желания и потребности малыша

  • Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми.

Форма программы работы с детьми: комплексные развивающие групповые детско-родительские занятия


Структура занятия:

 

Приветствие (развиваются навыки знакомства, поддерживания контакта, общения) (1 - 2 мин.)

Развитие двигательной активности (10 - 15 мин).

  • Развитие общей моторики, координации движения - игровой комплекс, направленный на развитие основных физических движений (бег, разные виды ходьбы, прыжки, лазание, ползание, бросание, танцевальные упражнения). Так же упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

  • Развитие мелкой моторики - это комплекс упражнений на развитие мелких движений кисти, развитие подвижности пальцев, тактильной чувствительности. Развитие мелкой моторики проводится с помощью специальных пальчиковых игр и упражнений, а также с помощью занятий лепкой, рисованием и аппликацией.( Приложение 1)

  • Элементы массажа (в т.ч. точечный), дающие энергетическую зарядку детскому организму.

  • Релакс-массаж (отдых и расслабление на ковриках в конце занятия).

 

Развитие эмоциональной сферы.

  • Сказки, потешки, творчество и общение. Сказки, потешки, песенки - первые литературные произведения, которые слышат малыши. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учиться быть честным, справедливым, отзывчивым. Слушая сказку, ребенок знакомится с эмоциями, переживаниями и чувствами. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной или показанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим удовольствием помогают героям, нуждающимся в их поддержке: лепят печенье для голодного котёнка, «строят» для зверей теремок, который развалил медведь и т.д. (10 - 15 мин.)

  • Игры, снимающие эмоциональное и мышечное напряжение, способствующие снятию излишней агрессии, преодолению страхов (5 - 7 мин.). (Приложение 1)

  • Сюжетные и сюжетно-ролевые игры - ребенок проигрывает понятные и знакомые для него ситуации («Доктор для мишки», «Кот проголодался» и др.) (5 - 7 мин.). (Приложение 1)

 

Упражнения, направленные на развитие социальных и коммуникативных навыков. На занятиях у малыша появляется возможность общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, осваивая навыки общения, социальные нормы и правила. (Приложение 1)

 

Совместные занятия творчеством (15 - 20 мин.).  Помогают ребенку овладеть элементарными приемами лепки, рисования и аппликации, благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение. Совместные занятия ребенка и родителя лепкой, рисованием, аппликацией - это не только освоение навыков, но и увлекательное общение родителя с ребенком, возможность лучше узнать своего малыша.

 

Познание окружающего мира. Каждое занятие содержит сведения об окружающем мире (о временах года, о погодных явлениях, о животных, птицах, и их особенностях, и пр.), на основе которых строятся игры и многие упражнения. (Приложение 1)

 

Психогимнастические упражнения, направленные на развитие основных психических процессов (5 - 7 мин.).

  • Работа с умением выражать и понимать позитивные и негативные эмоции. (Приложение 1)

  • Также, в каждое занятие включены упражнения, в которых ребенок знакомится с понятием противоположностей: большой - маленький, легкий - тяжелый, высокий - низкий, быстрый - медленный, тихий - громкий, веселый - грустный, твердый - мягкий, и пр. (Приложение 1)

  • Обязательны игры на развитие внимания, памяти, мышления, произвольности и речи. На занятиях также предлагается   конструирование, знакомство с цветом и формой предмета. (Приложение 1)

В работе с родителями проводится блок диагностических мето­дик:

  • методика диагностики родительских отношений (ОРО) А,Я. Вар­га и В.В. Столина (тест-опросник);

  • рисунок «Я и мой ребенок» для воспитывающих взрослых и других членов семьи (с целью выявить отношение каждого воспитывающего взрослого к ребенку, позицию взрослых во взаимодействии с ребенком) (приложение 1);

  • тест АСВ (анкета семейного воспитания) с целью выявить осо­бенности воспитания каждого воспитывающего взрослого.


Подведение итогов. В конце каждого занятия имеет смысл выделить несколько минут (5-7 минут), чтобы подвести итоги. Родители, вспоминая прошедшее занятие, отмечают, что получилось у ребенка во время занятия. Такое подведение итогов - это  возможность поддержать малыша, укрепить позитивные детско-родительские отношения.









































Приложение 1

Упражнения на релаксацию и дыхание

"Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

"Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь". После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"

"Штанга"

Цель: расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

"Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук. "Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

"Насос и мяч"

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение." Затем играющие меняются ролями.

Упражнения, направленные на повышение самоуважения, развитие спонтанности

«4 вопроса — 4 рисунка»

Цель:  помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Ведущий раздает всем детям листы, разделенные на 4 равные части. Правила игры следующие: ведущий задает детям 4 вопроса (например: «Что в тебе нравится твоей маме?», «Что ты любишь делать вечером?»), на которые те отвечают маленькими рисун­ками. Затем дети по очереди показывают свои рисунки группе, которая пытается догадаться, какие рисунки соответствуют ка­ким вопросам. При этом дети обсуждают содержание своих ри­сунков, сравнивают их между собой, находят общее и отличное в рисунках разных детей.

«Слова»

Цель:  помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме.

Дети по очереди берут из колоды карточки, на которых на­писаны слова, значимые для них, например: «Злость», «Пятерка», «Опоздание», «Наказание», «Страх», «Двойка» и т.п. Затем они придумывают, что значат для них эти слова. Например, дети го­ворят: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т.п.

«Портрет моего хорошего Я»

Цель: к способствовать осознанию детьми своих положи­тельных качеств.

Для каждого ребенка заранее готовится лист бумаги, оформ­ленный как рамка для фотографии (можно использовать для этого рис. 4 — см. Приложение). Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества. Пос­ле занятия он уносит этот лист с собой, чтобы показать его маме.

«Волшебный попугай»

Цель: способствовать повышению уверенности в себе.

Для игры ведущий заранее готовит «билетики», на которых пишет ободряющие высказывания, адресованные детям. Напри­мер: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Другие дети скоро будут уважать тебя еще больше», и т.п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай, который будет «выдавать детям билети­ки». В процессе игры каждый ребенок вытягивает у попугая би­летик и решает, кому подходит то или иное высказывание.

«Каким я буду, когда вырасту?»

Цель: способствовать повышению самоуважения.

Детям дается инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делае­те, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, ког­да вырастете? Какие ваши качества будут нравиться окружаю­щим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.

Упражнения и игры, направленные на практическое определение направлений

Упражнение «Парные детали». На противоположных сторонах листа (правой и левой или верхней и нижней) размещаются пары деталей (пара «кругов», пара «квадратов», пара «овалов» и т. п.) — по одной детали из каждой пары на противоположных сторонах. По словесной инструкции педагога воспитанник должен подать ему одну деталь из пары:

«Дай мне деталь с треугольником, которая лежит слева», «Дай деталь с кругом, которая лежит внизу» и т. п. В случае затруднений внимание ребенка обращается на условные ориентиры, задаются наводящие вопросы, которые могли бы подтолкнуть его к верному решению («Где у тебя правая рука?» и т. п.) После выбора детали взрослый обязательно фиксирует в речи определенное ребенком направление; постепенно нужно вовлекать детей в самостоятельное словесное оформление осуществляемых действий.

Игра «Найти спрятанный предмет». В ходе игры ребенок и взрослый исполняют роли двух персонажей (кошки и мышки, собачки и птички и т.п.), картинки с изображением которых поочередно прячутся под деталями конструктора, расположенными на листе «в середине», «внизу», «слева» и т.д.

Зрительный диктант используется с целью воспроизведения ребенком предметно-пространственной ситуации в соответствии с образцом. На образце могут быть изображены расположенные в различных местах листа детали конструктора или небольшие плоскостные конструкции (домик, дерево, рыбка и т.п.). Ребенок должен точно воспроизвести эти пространственные ситуации и обозначить те направления на плоскости, в которых расположены объекты.

Игры на перемещение объектов по плоскости в соответствии с указанным направлением. Например, можно организовать «езду» ребенка на маленькой игрушечной машинке, перемещал ее по листу в соответствии с направлениями, указанными взрослым: «справа налево», «от середины вверх» и т. д. Можно также дать упражнения на выкладывание деталей конструктора в определенном направлении: к примеру, построить дорожку из деталей-квадратов, выкладывая их справа налево. Эти упражнения организуются по словесной инструкции.

Обучение умению ориентироваться в промежуточных направлениях пространства и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и упражнений легко и непринужденно.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

Мозаичный рисунок

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: Цветной или белый картон, ножницы, клей ПВА, цветная бумага, простой карандаш, булавка для шитья, иголка с шариком на тупом конце), два неглубоких блюдца, чистые губки.

Рекомендации: приготовьте совместно с ребенком необходимые детали для проведения игры.

Ход игры: на детском столе положите картон, нарисуйте на нем фигуру (например, квадрат) простым карандашом (первое время лучше выбирать прямоугольники, квадраты). На одно блюдце нарежьте вместе с ребенком из цветной бумаги различной формы фигурки (проследите, чтобы малыш правильно пользовался ножницами). В другое блюдце налейте немного клея.

Выполнение задания: необходимо наколоть на булавку фигурку из цветной бумаги, осторожно погрузить ее в клей нижней стороной и приклеить на лист картона туда, где нарисована основная фигура (в нашем случае квадрат). Затем нужно вновь наколоть на булавку цветную фигурку и проделывать все операции до тех пор, пока не заполнится вся фигура. Излишки клея убираются чистой губкой. Для того чтобы цветные фигурки лучше приклеивались, необходимо прижимать их к картону пальцами, используя чистую ткань. Работа кропотливая, требует усидчивости и повышенного внимания. Если вы чувствуете, что ребенок нервничает по поводу того, что у него что- то не получается, отвлеките его и переключите на другой вид деятельности (малыш может побегать, попрыгать), после чего вновь приступите к выполнению задания.

Старайтесь не подсказывать, как лучше подобрать фигурки, чтобы заполнить квадрат, дайте ребенку возможность проявить самостоятельность и возможность найти рациональное решение.

После игры вместе уберите рабочее место, руки ребенок должен вымыть самостоятельно. Готовый мозаичный рисунок положите сушиться. После тоге как он высохнет, им можно украсить комнату малыша. В дальнейшем игра может усложниться, если базовую фигурку сделать более сложной.

Панно из листьев

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления, воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: цветной или белый картон, листья различных деревьев, клей (лучше ПВА), кисточка, неглубокое блюдце, чистые тряпки.

Рекомендации: во время прогулки соберите вместе с малышом опавшие листья различных деревьев.

Ход игры: на детском столе положите картон, налейте в блюдце клей, покажите ребенку, как можно применить листья для того, чтобы сделать панно. Предложите ему сделать панно самостоятельно. Старайтесь не вмешиваться в творческий процесс, откликайтесь только на просьбы технического плана (прижать лист к картону, намазать лист клеем), но не берите всю работу на себя, пусть ребенок учится работать с незнакомыми и необычными материалами. Прижимать листья стоит ладонью через чистую тряпку. После того как панно будет готово, дайте ему высохнуть, после чего им также можно украсить комнату малыша.

Когда малыш освоит работу с листьями, можно применять для составления панно цветы, мох, шляпки желудей, травинки и т. д.

Хвалите ребенка за выдумку и терпение. После окончания игры необходимо убрать рабочее место малыша. Приучайте его к тому, что он будет делать это самостоятельно. После уборки ребенок должен вымыть руки.

Пальчик с пальчиком соедини

Цели игры: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: свисток, негромкая музыка, секундомер.

Рекомендации: сначала темп медленный, в дальнейшем ускоряется. Отсчет пальцев идет от большого пальца (он № 1).

Ход игры: с помощью считалочки выберите ведущего игры, разбейтесь парами. Каждый игрок сидит или стоит (по желанию), несколько вытянув перед собой правую руку. Включается негромкая ритмичная музыка, по свистку ведущего игроки начинают соединять пальцы в том порядке, который устанавливает ведущий: 1-5,1-4,1-3,1-2, или: 1-2,1-3,1-4,1-5. Выигрывает тот, кто быстро и без ошибок выполняет задания. В дальнейшем можно темп несколько ускорить.

Когда ребенок освоился с игрой, можно несколько усложнить задание.

1-й вариант: выполнять задания ведущего, соединяя пальцы на обеих руках.

2-й вариант: выполнить задания ведущего: соединить пальцы в следующей последовательности: 1-3, 1-2,1-4, 1-5 и т. д. (варианты различные на усмотрение ведущего).

Если партнеров у ребенка для игры нет, можно воспользоваться секундомером. Заранее придумайте задание из 2 повторений с различной последовательностью соединения пальцев. По свистку пустите в ход секундомер, и пусть ребенок выполняет предложенное ему задание. Каждый раз отмечайте время выполнения упражнений. Хвалите ребенка за улучшение результатов. Можно вести таблицу достижений, где отмечаются результаты малыша, а наилучшие результаты отмечаются ярким карандашом.

Соедини волшебные точки. Волшебные линии

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, внимания, контроля над своими движениями, умения доводить начатое дело до конца.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь в клеточку, альбом, цветные карандаши.

Рекомендации: первое время для ребенка более удобно рисовать или выполнять задания в тетради в клеточку.

Ход игры: сядьте рядом с малышом за стол. Предложите сыграть в игру «волшебные точки». Прежде чем приступить к игре, расскажите ему историю о точках, которые раньше жили все вместе в одной коробочке, но ветер-проказник открыл коробочку, и все точки разлетелись по листу бумаги. Им может помочь человек, который соединит их вместе и тем самым укажет дорогу домой.

Предложите ребенку соединить разбросанные точки и посмотреть, что нарисовали точки. Имейте в виду» что последовательность соединения может быть не соблюдена, тем интереснее, потому что в этом заданий большой потенциал для развития воображения. Ребенок в своих линиях может найти скрытые фигуры» что пробуждает интерес и игровой азарт. Попробуйте вместе с малышом отыскать нарисованные им предметы.

Хвалите ребенка за смекалку и творческий подход к решению заданий.

Игра «Волшебные линии». Попросите ребенка нарисовать небольшую прямую линию. Вряд ли она сразу получится безукоризненной. Объясните, что линия закапризничала, ей надоело быть прямой, и она решила немного поломаться, повела карандаш немного вверх, затем налево и вниз. Спросите у ребенка: «На что стала похожа линия?»

В зависимости от того, как он понял ваши комментарии к заданию, могут быть нарисованы различные фигуры, но правильное изображение должно напоминать четырехугольник. Подобным образом можно рисовать другие фигуры, более замысловатые и фантастические. В конце игры обязательно похвалите малыша за внимание и терпение, за умение доводить дело до конца.

Какой формы предмет (или жмурки на месте)

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, платок, пустые ящики или коробки.

Ход игры: завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном — в левый. В конце игры посчитайте количество правильных и неудачных ответов.

Каждый раз, когда вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать воображение малыша.

Наиболее весело проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок.

Хвалите ребенка, подбадривайте, вселяйте ему уверенность в собственных силах.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. последовательности, комментируя свои действия. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности.

Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

День рождения Степашки
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Познание окружающего мира

Через знакомство с родословной,с историей своей семьи (откуда приехали в данный населенный пункт, какими игрушками и в какие игры играли их бабушки и дедушки, какую носили одежду, какие блюда ели и т.п.) дети знакомятся с историей России и это не проходит поверхностно, а, учитывая практические занятия, накладывает отпечаток на душу ребенка, который чувствует себя частичкой истории. И, кто знает, может, благодаря такому воспитанию, маленькие россияне 21 века, став взрослыми, будут гордиться не только своим родным краем, но и великой Россией!

Создайте с детьми альбом "История семьи".

Родители вместе с детьми собирают материалы о своих родных и близких, об их прошлом и рассказывают детям о:.

•  генеалогическом древе;

•  эпохе, когда бабушки и дедушки дошкольников были молодыми (узнать про игры, в которые они играли, нарисовать одежду, в которой они ходили и т.п.);

•  происхождении имен и фамилий детей;

•  истории города и микрорайона, в котором они живут;

В самом альбоме, который часто становится семейной реликвией помещаются:

фотоархив семьи;

история семьи;

ромашка имен "Как меня называют дома";

герб семьи, созданный ребенком и родителями;

генеалогическое древо семьи;

рисунок семьи

рисунок друзей;

рассказ "О чем я мечтаю!"

Такой альбом действительно становится семейной реликвией, потому что создан руками всех членов семьи.

Можно знакомить детей с картами, схемами, таблицами и т.п. Карты (физическая, природные зоны, населенного пункта, региона, где расположен детский сад и дом) должны висеть на стене в доступном для детей месте постоянно.

Формы работы с картами могут быть самыми разнообразными, например:

- кто где живет (на карте населенного пункта флажками отмечаются дома, в которых живут сами дети, улицы, на которых живут бабушки, дедушки, сестры и т.п.);

- где живут мои родные (работа с картой России, стран СНГ, мира - могут быть различные варианты):

*  на карте России отметить города, где проживают родные;

*   на карте отметить все населенные пункты, где побывали

В любом случае дети узнают много нового и интересного:

- неизвестные до этого названия улиц и городов;

- неожиданно выясняют, чьи родные живут рядом друг с другом и т.п.;

- отметив на карте, где проживают родственники - можно (используя карту природных зон) поговорить о том, какой климат в данной местности, какие животные проживают, какие растут деревья - темы для разговора могут быть любые, главное, чтобы дети могли связать знания, полученные через карту, с жизнью. Учитывая, что знания детям будут даваться не только теоретически - ребенок лучше усвоит их. Ведь гораздо интереснее рассуждать о том, какие животные живут в Крыму, откуда родом мама и папа, чем абстрактных животных жарких стран.

- в каком районе и на какой улице города я хотел бы жить ;

- куда бы я хотел поехать путешествовать.

Главное условие - карта со всеми отметками постоянно находится перед глазами детей, которые  в любой момент могут подойти к ней и что-то исправить, о чем спросить родных или товарища, просто "попутешествовать" по какой-либо реке или пустыне.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!