Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Согласовано Утверждаю
Замдиректора по УВР Директор МБОУ СОШ №9
___________Атарский А.Н. _____________Мачнева М.П.
«___» августа 2018 года «_____» августа 2018 года
Рабочая программа
для учащихся 8-ых классов
с заболеванием Сахарный диабет.
Программу составила
Прокофьева Диана Владимировна
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Сахарный диабет является одной из самых значительных медицинских и социальных проблем. Это обусловлено огромной и возрастающей с каждым годом численностью больных. В России зарегистрировано 2 миллиона диабетиков, но с учетом выборочных эпидемиологических исследований количество больных уже сегодня достигает 10 млн. человек и такое же число составляют лица с нарушенной толерантностью к глюкозе, т.е. потенциальные больные, у которых клинические признаки диабета могут скоро появиться. Катастрофически растет заболеваемость сахарным диабетом среди детского населения - на сегодняшний день в России более 20000 детей и подростков страдают сахарным диабетом. К сожалению, некоторые дети, посещающие Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 9» г. Владимира, страдают этим тяжелым заболеванием. Поэтому главной целью педагогов является формирование у детей, страдающих сахарным диабетом сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Работа по формированию у детей, страдающих сахарным диабетом сознательного и грамотного отношения к своей болезни - процесс длительный и сложный, она не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Эта работа должна проходить в основном в совместной деятельности. Реализация такой системы образования невозможна без знаний особенностей течения заболевания. Таким образом, обучение больных детей грамотному самоконтролю заболевания при тесной взаимосвязи с лечащим врачом имеет огромное практическое значение. Не вызывает сомнения тот факт, что без заинтересованного и грамотного участия детей, страдающих сахарным диабетом в своем лечении достижение хорошей и длительной компенсации сахарного диабета является нереальным. Поэтому обучение их самоконтролю заболевания, включающему самостоятельное определение уровня сахара крови, становится сегодня одним из важнейших звеньев лечения диабета.
Изучив научную литературу, я разработала свою программу по ознакомлению детей школьного возраста с таким заболеванием как сахарный диабет. Эта программа разработана в соответствии: - С концепцией содержания непрерывного образования, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 г.; - Письмом Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей среднего звена, воспитывающихся в семье»; - Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы школьного образования».
Главная идея программы показать детям и их родителям, что жизнь с диабетом возможна, что главный тезис «Диабет - не болезнь, а образ жизни» - не просто фраза, а реальность для них.
Цель Программы:
1. Формирование у детей, страдающих сахарным диабетом сознательного и грамотного отношения к своей болезни.
2. Обеспечение эффективной системы профилактики, ранней диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
3. Совершенствование методов реабилитации больных сахарным диабетом.
Задачи: Передать детям, страдающим сахарным диабетом, в доступной форме максимальный объем информации о:
Болезни, о принципах лечения, режиме питания, отдыха. Обучить детей больных диабетом методам самоконтроля, "управления" своей болезнью.
Упражнения-тренинги.
Развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни.
Формирование у учащихся навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Учащийся должен знать/понимать: основы истории развития физической культуры в России; особенности развития избранного вида спорта; педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий; биодинамические особенности и содержание физических упражнений; физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; возрастные особенности ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма; укрепления здоровья и повышение физической подготовленности; способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила пользования спортивным инвентарем; правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи.
уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вид спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Коррекционный компонент.
Учебный процесс строится с учетом психофизических особенностей учащегося: обязательное использование нетрадиционных форм работы на уроках для профилактики переутомления.
Создание специальных условий:
Питание детей, строгое соблюдение диеты;
Разработка специального меню;
Гибкий режим, подстроенный под медицинские процедуры (замер сахара, инсулинотерапия);
Лечебная физкультура;
Валеология;
Физкультурно- оздоровительная работа на группах;
Создание благоприятных, психологических условий специалистами ОУ.