Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено | | Согласовано | | Утверждаю |
на заседании МО учителей | | зам. директора по УВР | | директор МБОУ «ООШ № 8» |
| | | | |
Рук. МО | | | | | | | |
Протокол № | | от | | | | |
«_____»_______20__ г. | | «_____»_________20__ г. | | «_____»________20__ г. |
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление - общеинтеллектуальное
________ класс
на 2019 - 2020 учебный год
количество часов - 34
Составитель: _____________________
учитель ______________
г. Советск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.
Место курса в образовательной системе:
• курс включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению;
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать до-ходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, про-центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распре-делении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни об-щества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учебно-тематический план
Номер темы | Тема занятия | Вид занятия | Кол-во часов |
5–6 классы |
Введение в курс «Финансовая грамотность» | 4 |
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | Мастерская портфолио | 1 |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | Постановка учебной задачи | 1 |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | Постановка учебной задачи | 1 |
4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение | Постановка учебной задачи | 1 |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи | 15 |
5 | Деньги: что это такое | Практикум | 1 |
6 | Учебные мини-проекты «Деньги» | Защита проектов | 1 |
7 | Из чего складываются доходы семьи | Практикум | 1 |
8 | Учимся считать семейные доходы | Практикум | 1 |
9 | Исследуем доходы семьи | Мини-исследование | 1 |
10 | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | Защита проектов | 1 |
11 | Как появляются расходы семьи | Практикум | 1 |
12 | Учимся считать семейные расходы | Практикум | 1 |
13 | Исследуем расходы семьи | Мини-исследование | 1 |
14 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | Защита проектов | 1 |
15 | Как сформировать семейный бюджет | Практикум | 1 |
16 | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | Занятие-игра | 1 |
17 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | Защита проектов | 1 |
18 | Обобщение результатов изучения модуля 1 | Контроль знаний | 1 |
19 | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | Выставка портфолио | 1 |
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 10 |
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | Практикум | 1 |
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | Практикум | 1 |
22 | Что и как можно страховать | Практикум | 1 |
23 | Ролевая игра «Страхование» | Занятие-игра | 1 |
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | Мини-исследование | 1 |
25 | Как определить надёжность страховых компаний | Практикум | 1 |
26 | Как работает страховая компания | Учебная экскурсия | 1 |
27 | Учебные мини-проекты «Страхование» | Защита проектов | 1 |
28 | Обобщение результатов изучения модуля 2 | Контроль знаний | 1 |
29 | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | Выставка портфолио | 1 |
30-34 | Резервные часы | | 5 |
Всего | 34 |
7 класс |
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 |
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | Постановка учебной задачи | 1 |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | Практикум | 1 |
3 | Какие бывают налоги | Практикум | 1 |
4 | Учимся считать налоги | Практикум | 1 |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | Занятие-игра | 1 |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | Практикум | 1 |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | Мини - исследование | 1 |
8 | Как работает налоговая служба | Учебная экскурсия | 1 |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | Защита проектов | 1 |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | Практикум | 1 |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | Практикум | 1 |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | Занятие-игра | 1 |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | Мини исследование | 1 |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | Защита проектов | 1 |
15 | Обобщение результатов изучения модуля 3 | Контроль знаний | 1 |
16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | Выставка портфолио | 1 |
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 17 |
17 | Для чего нужны банки | Практикум | 1 |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | Практикум | 1 |
19 | Какие бывают вклады | Практикум | 1 |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | Практикум | 1 |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | Практикум | 1 |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | Мини-исследование | 1 |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | Практикум | 1 |
24 | Как работает банк | Учебная экскурсия | 1 |
25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» | Защита проектов | 1 |
26 | Что мы знаем о бизнесе | Практикум | 1 |
27 | Как открыть фирму | Практикум | 1 |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | Учебная экскурсия | 1 |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | Занятие-игра | 1 |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | Практикум | 1 |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | Практикум | 1 |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | Контроль знаний | 1 |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | Выставка портфолио | 1 |
Заключение | 1 |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | Итоговый контроль | 1 |
Итого | 34 |
Всего | 68 |
Содержание курса
5–6 КЛАССЫ
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; • самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
От чего зависит благосостояние семьи.
Учимся оценивать финансовое поведение людей.
Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
называть основные источники доходов семьи;
составлять задачи, требующие денежных расчётов;
считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
описывать свойства предмета, играющего роль денег;
объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
объяснять, из чего могут складываться планируемые и не-предвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий
Деньги: что это такое.
Учебные мини-проекты «Деньги».
Из чего складываются доходы семьи.
Учимся считать семейные доходы.
Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
Как появляются расходы семьи.
Учимся считать семейные расходы.
Исследуем расходы семьи.
Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
Как сформировать семейный бюджет.
Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
Обобщение результатов изучения модуля 1.
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
соотносить вид страхования и его цель;
рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на
сайте страховой компании;
находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
описывать виды страхования;
приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
Темы занятий
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
Что такое страхование и для чего оно необходимо.
Что и как можно страховать.
Ролевая игра «Страхование».
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
Как определить надёжность страховых компаний.
Как работает страховая компания.
Учебные мини-проекты «Страхование».
Обобщение результатов изучения модуля 2.
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества как человек может от этого защититься».
Резервные часы – 5 ч.
7 КЛАСС
МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО:
КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
различать прямые и косвенные налоги; ¸ считать сумму налога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения пред-метных УУД):
объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов которые выплачиваются семьёй и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину
приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
Что такое налоги и почему их надо платить.
Какие бывают налоги.
Учимся считать налоги.
Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
Сравниваем налоги граждан разных стран.
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
Как работает налоговая служба.
Учебные мини-проекты «Налоги».
Что такое социальные пособия и какие они бывают.
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
Обобщение результатов изучения модуля 3.
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
знать свои основные права и обязанности как потребителя;
находить актуальную информацию об услугах банков;
пользоваться пластиковой картой в банкомате;
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
находить и анализировать информацию о курсе валют;
проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
объяснять причины существования различных валют;
называть основные мировые валюты и страны их использования;
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
сравнивать различные финансовые предложения;
оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;
брать на себя ответственность;
оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
Для чего нужны банки.
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
Какие бывают вклады.
Что такое кредиты и надо ли их брать.
Изучаем сайт Центрального банка РФ.
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
Как работает банк.
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
Что мы знаем о бизнесе.
Как открыть фирму.
Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
Ролевая игра «Открываем фирму».
Что такое валюта и для чего она нужна.
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
Обобщение результатов изучения модуля 4.
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций собственный бизнес».
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления своих достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов, рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств.
5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений области финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованы следующие ситуации:
индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных «ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально приближена к реальной, но является упрощённой.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы доступны и для учащихся 5 класса.
В 6—7 классах возможна организация более полного исследования, которое предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы «семьи» в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной основе и т. д., возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (на пример: а) изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: «родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети роли родителей, какова общая цель, какие ситуации предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу или заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т. д.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретённого опыта.
Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, мета-предметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»:
личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования
учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов порт фолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступления, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа
освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Ак-тивные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Ма-риинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Исполь-зование инновационных образовательных технологий для форми-рования компетентностных образовательных результатов школьни-ков: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требова-нию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. 31 «Учимся разумному финансовому поведению».)
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьни-ков. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семей-ный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел-лект-Центр, 2010.
Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики инте ресным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономи-ка») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.
Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru
Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их харак-теристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания эконо-мических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образова-тельном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-ме-тодическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. за-ведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики школе. Режим доступа: http://www.hse.ru
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru
Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru
Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Ре-шение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru
Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Дополнительная литература
Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com
Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск Изд-во ТУСУР, 2011. 180 c.
Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и методические рекомендации для учите-ля / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.
Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.
Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: По- 33 пурри, 2006. 160 с.
Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012. 112 с.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс; Триада, 1992. 336 с.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.
Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.
Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.: Добрая книга, 2007. 386 с.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192 с.
Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.
Интернет-источники
https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБиз-несКонсалтинг».
https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
ww.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».
www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
ww.taxru.com — сайт «Налоги России».
www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».