СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО "Разноцветная мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа художественной направленности

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО "Разноцветная мозаика"»

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области



Филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева»

Ржаксинского района Тамбовской области

в с. Каменка


Утверждена

приказом МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2

им. Г.А. Пономарёва»

от 02.05.2023 № 70/1

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению Методическим Советом

протокол от 02.05.2023г. №4



Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Разноцветная мозаика»

(стартовый уровень)


Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель программы:

Михеева Наталия Васильевна,

педагог дополнительного образования
















с. Каменка, 2023 год




Информационная карта программы

1.Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная

школа № 2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева»

Ржаксинского района Тамбовской области в с. Каменка

2.Полное название

программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветная мозаика» (стартовый уровень)

3.Сведения об авторе-составителе:

3.1.Ф.И.О., должность

Михеева Наталия Васильевна,

педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе:

4.1.Нормативная база

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г № 196 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

-Устав МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А. Пономарёва» Ржаксинского района Тамбовской области

4.2.Область применения

Дополнительное образование

4.3.Направленность

Художественная

4.4.Тип программы

Общеразвивающая

4.5.Вид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

4.6.Возраст учащихся

7-10 лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты








1.Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной программы.

1.1. Пояснительная записка.

Программа носит художественную направленность. В ходе ее освоения учащиеся приобщаются к изобразительному искусству, получают первоначальные практические навыки в области художественного творчества.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических, общекультурных качеств личности человека. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приемам художественно – творческих действий.

Педагогическая целесообразность заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для их творческого роста и способствует социализации детей.

Отличительной особенностью программы является  ориентация на систематизированное образование, основанное на изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Охват больших направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений) формирует у детей ложную разносторонность при поверхностных знаниях и умениях. Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определенные знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Отличительной особенностью программы также является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Адресат программы

Программа адресована учащимся 1-4 классов в возрасте 7-10лет.

Состав группы – 8- 10человек.

Условия набора учащихся

Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Разноцветная мозаика» принимаются все учащиеся, проявляющие интерес к изобразительному искусству.

Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством учебных часов – 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы обучения и режим занятий

Обучение по программе «Разноцветная мозаика» стартового уровня проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Самостоятельная работа учащихся включает выполнение творческих проектов.

Форма занятий - групповые и индивидуальные: со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки навыков художественного творчества.

Виды занятий:

-беседа;

-игра;

-практическое занятие;

-конкурс;

-мастерская;

-викторина;

-КВН.


Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

10

2

1x2 (40мин)

2

72

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

-формировать понятия об основных и дополнительных цветах, цветовой гамме;

-формировать понятия о свойствах красок и графических материалах;

-обучить основам симметрии, композиции, компоновки предметов на плоскости;

-обучить азам воздушной перспективы.

-обучить основам смешивания цвета на палитре, получения нужные цветовых оттенков.

Развивающие:

-развивать мотивацию к занятию изобразительным творчеством;

-развивать эстетическое восприятие мира;

-развивать мелкую моторику рук, глазомер;

-развивать творческие способности.

Воспитывающие:

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие;

-воспитывать коммуникативные навыки общения;

-воспитывать ответственность при выполнении работ.

1.3 Содержание программы.

Учебно-тематический план.

(первый год обучения)



№ п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля


«Введение»

3

3

-


1.

Добро пожаловать в мир художника.

1



1


-

Текущий контроль (опрос)

2.

Добро пожаловать в мир художника.

1

1

-

Текущий контроль (игра)

3.

Правила техники безопасности

1

1

-

Текущий контроль (опрос)


«Королева Живопись»

15

3

12


4-8.

Гармония цвета

5

1

4


Текущий контроль (игра)

9-13.

Контраст цвета

5

1

4

14-18.

Цветные кляксы

5

1

4


«Азбука рисования»

12

3

9


19-22.

Пропорции

4

1

3


Текущий контроль (творческая работа)

23-26.

Плоскостное и объёмное изображение

4

1

3

27-30.

Рисование с натуры и по памяти

4

1

3


«Пейзаж»

22

4

18


31-36.

Образ дерева

6

1

5


Текущий контроль (практическое занятие, викторина)

37-42.

Живописная связь неба и земли

6

1

5

43-52.

Времена года

10

2

8


«Бумажная пластика»

3

-

3


53.

Полуплоскостные изделия

1

-

1

Текущий контроль (выставка)

54.

Объёмные композиции

1

-

1

55.

Сувенирные открытки

1

-

1


«Азы композиции»

10

3

7


56-58.

Линия горизонта

3

1

2


Текущий контроль (собеседование)

59-62.

Композиционный центр

4

1

3

63-65.

Ритм и движение

3

1

2


«История искусства»

1

1

-


66.

Виды и жанры изобразительного искусства

1

1

-

Текущий контроль (опрос)


«Знакомство с творчеством художников»

2

2

-


67.

Творчество И.Шишкина

1

1

-

Текущий контроль (проект)


68.

Творчество В.Грабаря

1

1

-

69-72.

Итоги года

4

-

4

Промежуточный контроль (выставка)


Итого:

72

19

53



Первый год обучения

Раздел 1. Введение – 3 часа

Тема 1.1-1.3 Добро пожаловать в мир художника. Правила техники безопасности

Теория. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Раздел 2. Королева Живопись – 15 часов

Тема 2.1-2.5 Гармония цвета

Теория. Основы цветоведения. Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практика: выполнение заданий: «Дары осени», «Осенний дождь», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Тема 2.6-2.10 Контраст цвета

Теория. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практика: выполнение заданий «Огни цирка», «Сказочная птица», «Первые заморозки», «Теремок».

Тема 2.11-2.15. Цветные кляксы

Теория. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практика: выполнение заданий «Цветные сны», «На рассвете», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

Раздел 3. Азбука рисования – 12 часов

Тема 3.1-3.4. Пропорции

Теория. Пропорции – соотношение частей по величине.

Практика: выполнение заданий «Пропорции в изображении предметов и живых объектов».

Тема 3.5-3.8. Плоскостное и объёмное изображение

Теория. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практика: выполнение заданий «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема 3.9-3.12. Рисование с натуры и по памяти

Теория. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практика: выполнение заданий «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц», «Моя комната».

Раздел 4. Пейзаж – 22 часа

Тема 4.1-4.6 Образ дерева

Теория. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практика: выполнение заданий «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 4.7-4.12. Живописная связь неба и земли

Теория. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практика: выполнение заданий «Закат», «Пасмурный день», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема 4.13-4.22. Времена года

Теория. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практика: выполнение заданий «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима», «Первая вода», «Яркое лето».

Раздел 5. Бумажная пластика – 3 часа

Тема 5.1. Полуплоскостные изделия

Практика: выполнение задания «Подводный мир». Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъемных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.

Тема 5.2. Объёмные композиции

Теория. Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.

Практика: выполнение заданий «Ваза с фруктами», «Снеговик».

Тема 5.3. Сувенирные открытки

Теория. Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

Практика: выполнение заданий «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».

Раздел 6. Азы композиции – 10 часов

Тема 6.1-6.3. Линия горизонта

Теория. Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практика: выполнение заданий «Восход солнца», «Полёт птиц», «Морской простор», «На рыбалке», «Горный замок».

Тема 6.4-6.7. Композиционный центр

Теория. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практика: выполнение заданий «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема 6.8-6.10. Ритм и движение

Теория. Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практика: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки», «Игра в мяч», «На уроке танцев».

Раздел 7. История искусства – 1 час

Теория. Знакомство с различными видами искусства, рассказы о крестьянском быте, отдельных народных промыслах.

Раздел 8. Знакомство с творчеством художников – 2 часа

Тема 8.1-8.2. Теория. Знакомство с творчеством художников (И.Шишкин)

Теория. Знакомство с творчеством художников( В.Грабарь).

Раздел 9. Итоги года – 4часа

Тема 9.1-9.4. Практика. Промежуточный контроль универсальных учебных действий учащихся. Тестирование, собеседование, выполнение контрольного упражнения, творческое задание Подведение итогов освоения первого года программы.

1.4. Планируемые результаты

По итогам реализации дополнительной программы стартового уровня «Разноцветная мозаика» ожидаются следующие результаты.

1. Личностные:

-развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

-развитие мотивации познавательных интересов;

-развитие самооценки собственной творческой деятельности;

-творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения;

-рост творческого мастерства;

-формирование творческого портфолио учащегося.

2. Предметные: формирование базовых компетенций учащихся в области изобразительного искусства.

3. Метапредметные:

-развитие речевых навыков при обсуждении композиционных замыслов и эскизов рисунков;

-повышение интереса к музыке как способу выражения настроения и чувств;

-повышение интереса к природе родного края;

-развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами.

Учащиеся первого года обучения

1. должны знать:

-контрасты и гармонию цвета;

-азы композиции (статика, движение);

-пропорции плоскостных и объёмных предметов;

-виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;

-выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

-конкретные произведения выдающихся художников.

2. должны уметь:

-работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;

-работать с натуры, наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;

-понимать особенностей образного языка разных видов искусства;

-анализировать произведения искусства, приобретают знания;

-выполнять изображения предметного мира, природы, животных;

-использовать художественные термины и понятия. выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

-анализировать и оценивать созданные работы;

-самостоятельно выбирать сюжет и изобразительные средства при создании рисунка;

-составлять эскизы для работы.

2.Комплекс организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Разноцветная мозаика»:

-для учащихся первого года обучения начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая;


Учебный

триместр

Даты

начала

и окончания триместра

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе


Первый год обучения

Первый триместр

01.09 – 19.11

20.11– 26.11

10

22

22

Второй триместр

27.11 – 16.02

19.02 – 23.02

12

24

24

Третий триместр

26.02 – 31.05

31.05 – 31.08

12

26

26


2.2. Условия реализации программы. Материально-технические условия.

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 7-10 лет);

-Госпожнадзора.

2. Оборудование

-учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 10 шт., шкафы – 4 шт.;

-доска;

-инструменты и приспособления (кисти, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, сангина, уголь, бумага для акварели формата А3, А2).

-таблица по цветоведению;

-таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;

-демонстрационные модели;

-наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

-репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

-интернет-ресурсы;

-презентационные и видеоматериалы по тематике разделов.

3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение

Диагностические материалы:

-диагностика «Направленность на творчество»;

-диагностика «Склонность к творчеству»;

-диагностика «Твои таланты»;

-тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс);

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

Методические разработки:

-методические рекомендации для педагогов по рисунку;

-методические рекомендации для педагогов по живописи;

-методические рекомендации для педагогов по композиции;

-методические рекомендации для педагогов по организации пленэрных занятий;

-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы учащихся;

-методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности;

-экскурсии в музеи и художественные галереи.

Кадровое обеспечение

Педагог, организующий образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Разноцветная мозаика», должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с изобразительным творчеством. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.

2.3. Формы аттестации

Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Разноцветная мозаика » применяется:

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия. Формы проверки: опрос, собеседование, наблюдение, выполнение упражнений, просмотр работ учащихся.

Промежуточный контроль – проводится в конце учебного года (май). Формы контроля универсальных учебных действий:

- тестирование, собеседование, выполнение контрольного упражнения; выполнение творческого задания, предоставление на выставку не менее трех работ.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения «Юный художник»;

-работы, выполненные учащимися в ходе освоения программы;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

-протоколы по итогам конкурсов изобразительного творчества учащихся на уровне учреждения и муниципальном уровне;

-приказы органов управления образования об итогах конкурсов изобразительного творчества учащихся муниципального и регионального уровней.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

-итоговые творческие работы по результатам освоения образовательной программы;

-творческие работы, учащихся подготовленные для участия в конкурсах изобразительного творчества различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);

-грамоты и дипломы учащихся;

-персональные выставки учащихся на уровне учреждения и муниципалитета.

2.4. Оценочные материалы

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Разноцветная мозаика» применяются следующие критерии:

- критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области рисунка, живописи, композиции;

- тестовые задания для определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Разноцветная мозаика»

2.5. Методические материалы. Принципы реализации программы:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

- творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
- индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); 
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры);.

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей).

При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, анализ);

-наглядный (демонстрация схем, рисунков, таблиц, видеоматериалов, изобразительных работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);

-практический (выполнение рисунков, набросков, этюдов, совершенствование учебных действий);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

-репродуктивный (воспроизводящий);

-творческий.

При реализации программы используется следующие методы воспитания:

-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).

Основными формами образовательного процесса являются практические и самостоятельные работы.

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень имеющихся образовательных компетенций.

Методическое обеспечение программы

Второй год обучения

1.

Введение

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

(работа по образцам), творческий


Материалы и инструменты для рисования (акварельные краски, бумага, мелки), инструкция по технике безопасности

Текущий контроль (наблюдение, собеседование)

2.

Королева

Живопись

Беседа, демонстрация, творческая мастерская

Словесный, наглядный, репродуктивный

(работа по образцам), творческий


Акварельные краски, гуашь; ватные палочки; поролоновые печатки; губка, пробка; кисти; бумага для рисования и аппликации

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

3.

Азбука

рисования

Беседа, игра, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

(работа по образцам), творческий

Акварельные краски, гуашь; кисти; бумага для рисования

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

4.

Пейзаж

Беседа, игра, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

(работа по образцам), творческий

Акварельные краски, гуашь; кисти; бумага для рисования

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

5.

Бумажная

пластика

Беседа, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

(работа по образцам), творческий

Акварельные краски, гуашь; ватные палочки, кисти; бумага для рисования и аппликации

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

6.

Азы

композиции

Беседа, конкурс, демонстрация, практическая работа

Словесный, наглядный, репродуктивный

(работа по образцам), творческий

Акварельные краски, гуашь; кисти; бумага для рисования

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

7.

История

искусства

Беседа, демонстрация

Словесный, наглядный

Репродукции картин

Текущий контроль (опрос)

8.

Знакомство

с творчеством художников

Беседа, демонстрация

Словесный, наглядный

Репродукции картин

Текущий контроль (опрос)

9.

Итоги года

Самостоятельная работа

Репродуктивный, творческий


Бланки заданий

Промежуточный контроль УУД (тестирование, собеседование, контрольное упражнение, творческое задание)

Список литературы

Для педагога:

1.Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2015.

2.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 2015.

3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.

4.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2015.

5.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 2015.

6.Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2015.

7.Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2016.

8.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2015.

9.Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2015.

10.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2015.

11.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2015.

12.Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 2017.

Для учащихся:

1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2015.

2.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2015.

3.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2015.

4.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник,2015.

5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2015.

6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2015.

7.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2015.

8.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 2016.

9.Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2015.

10.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2016.

11.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2015.

Для родителей:

1.Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,2015.

2.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2015.

3.Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2015.

4.Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2015.

Глоссарий

Абрис - линейные сочетания изображаемой фигуры, ее контуры.

Абстрагирование – один из основных способов мышления. В изобразительном искусстве – процесс стилизации природных форм.

Акварельные краски – водно-клеевые из тонко растертых пигментов. Акварелью можно писать по сухой и по сырой бумаге. Иногда акварелью пользуются в сочетании с гуашью, темперой, углем.

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом, линией и т.п. какой-нибудь детали, предмета, на которые нужно обратить внимание.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной человеческой жизни.

Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом.

Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.

Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.

Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) – однотонная монохромная живопись.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Детализация – тщательная проработка деталей изображения.

Деталь – элемент, подробность, уточняющая характеристику, менее значительная часть произведения, фрагмент.

Динамичность (в изобразительном искусстве) – движение, отсутствие покоя.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира.

Законченность – стадия в работе над произведением, когда достигнута полнота воплощения творческого замысла, или в более узком смысле, когда выполнена определенная изобразительная задача.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
Интерьер – внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью и т.д.

Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению.

Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения.

Композиция – структура произведения, согласованность его частей, отвечающая содержанию, поиски путей и средств создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника.

Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.

Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.

Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).

Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т.п.
Образ – форма отражения явлений действительности в искусстве, форма художественного воспроизведения действительности.

Объект – изображение трехмерности формы на плоскости.

Оттенок – изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды, небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому фону, различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.

Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии; наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости. Использование законов перспективы помогает изображать предметы такими, какими мы их видим в реальном пространстве.

Пленэр – работа на открытом воздухе в естественных условиях, а не в стенах мастерской.

Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и т.д.).

Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому.

Профиль – вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.
Ракурс – перспективное сокращение живых предметов и предметных форм, значительно изменяющее их внешний вид.

Рефлекс – в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов; в рисунке отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.

Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.
Сравнение – метод определения пропорций, тональных и цветовых отношений и др.

Статичность – в противоположность динамичности – состояние покоя, неподвижность. Статичность может соответствовать замыслу образного решения произведения.

Сюжет – любой объект живой натуры или предметного мира, взятый для изображения, в том числе и единичный предмет. В сюжетной картине – конкретное событие или явление, изображенное в произведении.

Техника (в искусстве) – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).

Форма внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения.

Формат – форма плоскости, на которой выполняется изображение (прямоугольная, овальная, круглая – рондо и т.д.). Выбор формы зависит от содержания и настроения, выраженного в произведении. Формат картины всегда должен соответствовать композиции изображения.

Художественные средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д.

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. К основным качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.); светосила (светлые и более темные цвета); насыщенность (интенсивность цвета).

Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.

Этюд – работа, выполненная с натуры. Этюды могут служить вспомогательным и подготовительным материалом при создании произведений. С помощью этюда художник конкретизирует замысел произведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатывает детали.

Диагностические материалы

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

Меня зовут_____________________________________________________________

Мне_________________________________________________________________

Я выбрал кружок____________________________________________________

Я узнал об объединении (нужное отметить):

  • Из газет;

  • От учителя;

  • От родителей;

  • От друзей;

  • Свой вариант___________________________________________________

Я пришел в этот  кружок, потому что (нужное отметить):

  • Хочу заниматься любимым делом;

  • Надеюсь найти новых друзей;

  • Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;

  • Нечем заняться;

  • Свой вариант___________________________________________________

Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):

  • Определиться с выбором профессии;

  • С пользой проводить свободное время;

  • Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;

  • Свой вариант__________________________________________________

Приложение№2 Определение уровня творческих способностей: «Диагностика цветового восприятия»

Цель: определение способности к различным видам цветоразличения у детей. Детям раскладываются карточки от темного до самого светлого цвета. Ребенку предлагают 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка. Задача: разложить карточки по порядку от менее до более желтых. Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовосприятия. Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.

Цветовосприятие. Методические рекомендации М/О

Приложение№3 «Уровень воспитанности детей»

№п/п Ф.И.О. Соблюдение норм поведения Взаимоотношения Я - концепция На занятиях, В семье На мероприятиях со сверстниками, со взрослыми. Умение аргументировать самокритичность. Уверен н ость в себе лидерские качества 1.

Приложение№4 «Критерии воспитанности» Отношение к старшим; Вежливость в общении; Послушание в выполнении заданий; Оказание посильной помощи нуждающимся в ней; Доброжелательное отношение к старшим; Отношение к сверстникам; Активное участие в совместной деятельности и играх; Чувство эмпатии. Отношение к сверстникам: Умение аргументировать свою позицию; Самокритичность; Уверенность в себе; Лидерские качества. Поведение в семье: Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам; Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости; Выполняет ли поручения; Проявляет заботу о членах семьи; Правильно реагирует на замечания; Вежлив ли в общении со всеми членами семьи. Методические рекомендации М/О

Приложение№5 «Карта анализа поведения ребенка на занятиях»

Критерии и возраст ,особенности поведения ,как оценивает полученный результат, Ф.И.О ученика

  • Слушает внимательно (В) или выполняет задания сосредоточенно или самостоятельно от начала до конца. Подражает другому. Работает быстро (Б) ,медленно (М) .Увлечен занятием (да. нет) Выполняет быстро, успевает закончить(З)

Приложение№6 «Критерии оценки работ учащихся»

1.Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога. 2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы. 3.Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков; 4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла. 5.Качество исполнения: изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты. 6.Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность. Методические рекомендации М/о

Приложение№7 Анкета для родителей

Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения. 1.Ф.И.О.родителей__________________________________________________ 2.Ф.И. ребенка___________________________________________________________

3. Состав семьи___________________________________________________________

4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье: Всегда вежлив и учтив; Вежлив, но иногда проявляет неуважение; Чаще всего проявляет неуважение;

Ваш вариант_________________________________________________________ 5.Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?

7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Результаты диагностического контроля

№п/п

Ф.И.О.учащегося

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

1.














2.














3.














Низкий уровень - 1-3 баллов;

Средний уровень - 4-7 баллов;

Высокий уровень -  8-10 баллов.

Приложение№8 Результаты диагностического контроля

№ п/п Ф.И.О.уч а щ е г о с я

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

  • Уровень мотивации и интереса

  • Уровень творческих способностей

  • Уровень воспитанности

  • Отношение к труду

1-3 баллов; 4-7 баллов, 8-10 баллов

Диагностическая карта

  • Ф. И. О. учащегося

  • Интерес ребёнка к занятиям изобразительным и декоративно - прикладным искусством

  • Умение компоновать на большом листе, в различные геометрически е фигуры

  • Умение использовать в работе оттенки основных цветов

  • Умение смешивать краски

  • Умение правильно пользоваться клеем

  • Умение проводить кистью тонкие и толстые линии

  • Уровень лепки простых фигур

  • Уровень владения ножницами (Умение вырезать из бумаги по контуру простые фигуры)

Критерии оценки основных параметров диагностической карты.

Интерес ребёнка к занятиям изобразительным и декоративно-прикладным искусством: В – ребёнок с удовольствием посещает занятия, активен, позитивно настроен. С – ребёнок проявляет среднюю активность на занятии. Н- ребёнок посещает занятия без интереса.

  • Умение компоновать на большом листе, в различные геометрические фигуры: В – ребёнок хорошо чувствует формат листа, грамотно компонует предметы в лист и различные геометрические фигуры без помощи педагога. С - ребёнок не всегда чувствует формат листа, испытывает сложности с компоновкой предметов в лист и различные геометрические фигуры, требуется помощь педагога. Н – ребёнок не чувствует формат листа, плохо компонует предметы в лист и различные геометрические фигуры, требуется значительная помощь педагога

  • Умение использовать в работе оттенки основных цветов: В – ребёнок хорошо знает понятия: основные цвета, грамотно использует оттенки основных цветов. С – ребёнок иногда использует оттенки основных цветов, а иногда рисует только готовыми цветами из баночки или кюветки. Н- ребенок путается в понятиях - основные цвета, не использует оттенки, рисует только готовыми цветами из баночки или кюветки.

  • Умение смешивать краски: В – ребёнок хорошо смешивает краски, используя палитру. С – ребёнок иногда смешивает краски, пользуясь палитрой, но в основном пытается использовать готовые цвета, либо смешивает прямо на картине. Н – ребёнок плохо смешивает краски, использует открытые готовые цвета, не пользуется палитрой.

  • Умение правильно пользоваться клеем: В – ребёнок правильно пользуется клеем, работу не пачкает, аппликация хорошо держится без помощи педагога. С – ребёнок не очень аккуратно пользуется клеем, на работе остаются пятна, детали аппликации не всегда крепко приклеены к основе. Н – ребёнок испытывает сложности при самостоятельной работе с клеем, работа получается неаккуратной, с пятнами клея, детали аппликации могут отваливаться от основы.

  • Умение проводить кистью тонкие и толстые линии: В – ребёнок хорошо владеет кистью, правильно подготавливает консистенцию краски, умеет без напряжения проводить кистью тонкие и толстые линии С – ребёнок не достаточно хорошо владеет кистью, линия неровная, прерывистая. Н – ребёнок плохо владеет кистью, умеет проводить только толстые линии, используя либо слишком густую, либо жидкую краску.

  • Уровень лепки простых фигур: В – ребёнок хорошо лепит различные фигуры и рельефы, хорошо знаком с приемами лепки, соединяет в работе плоские и объемные фигуры, умеет пользоваться стекой, может выполнять задания без практической помощи педагога. С – ребёнок хорошо лепит простые фигуры, неумело соединяет в работе плоские и объемные фигуры, редко пользуется стекой, не может выполнить работу полностью самостоятельно без помощи педагога. Н – ребёнок испытывает сложности при самостоятельной работе, не использует стеку в работе, лепит только с помощью педагога.

  • Уровень владения ножницами: В - ребёнок умеет вырезать из бумаги сложные и симметричные формы. С – ребёнок вырезает из бумаги сложные и симметричные формы не очень аккуратно, нарушая контур формы, не всегда справляется с симметричными формами. Н - ребёнок плохо владеет ножницами, выходит за контур.

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

форма передана точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

части расположены, верно;

есть незначительные искажения;

части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

пропорции предмета соблюдаются;

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

по всему листу;

на полосе листа;

не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

есть незначительные искажения;

пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

движение передано достаточно чётко;

движение передано неопределённо, неумело;

изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

передан реальный цвет предметов;

есть отступления от реальной окраски;

цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

слитная

линия прерывистая;

дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

средний;

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная);

отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).







Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветная мозаика» (стартовый уровень)

Первый год обучения

Дата

проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Место

Проведе-ния

Форма

контроля

1. Введение– 3 часа

1


Добро пожаловать в мир художника. Правила техники безопасности

1

Беседа

Учебный кабинет

Собеседование, вводный контроль

2


Добро пожаловать в мир художника. Правила техники безопасности

1

Беседа

Учебный кабинет

Собеседование, вводный контроль

3


Добро пожаловать в мир художника. Правила техники безопасности

1

Беседа

Учебный кабинет

Собеседование, вводный контроль

2.Королева Живопись -15часов

4


Гармония цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

5


Гармония цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

6


Гармония цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

7


Гармония цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

8


Гармония цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

9


Контраст цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

10


Контраст цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

11


Контраст цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

12


Контраст цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

13


Контраст цвета

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

14


Цветные кляксы

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

15


Цветные кляксы

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

16


Цветные кляксы

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

17


Цветные кляксы

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

18


Цветные кляксы

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

3.Азбука рисования-12 часов

19


Пропорции

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

20


Пропорции

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

21


Пропорции

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

22


Пропорции

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

23


Плоскостное и объёмное изображение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

24


Плоскостное и объёмное изображение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

25


Плоскостное и объёмное изображение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

26


Плоскостное и объёмное изображение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

27


Рисование с натуры и по памяти

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

28


Рисование с натуры и по памяти

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

29


Рисование с натуры и по памяти

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

30


Рисование с натуры и по памяти

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка)

4. Пейзаж – 22 часа

31


Образ дерева

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

32


Образ дерева

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

33


Образ дерева

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

34


Образ дерева

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

35


Образ дерева

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

36


Образ дерева

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

37


Живописная связь неба и земли

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

38


Живописная связь неба и земли

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

39


Живописная связь неба и земли

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

40


Живописная связь неба и земли

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

41


Живописная связь неба и земли

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

42


Живописная связь неба и земли

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

43


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

44


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

45


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

46


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

47


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

48


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

49


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

50


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

51


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

52


Времена года

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

5.Бумажная пластика – 3 часа

53


Полуплоскост-

ные изделия

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

54


Объёмные композиции

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

55


Сувенирные открытки

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

6.Азы композиции – 10 часов

56


Линия горизонта

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

57


Линия горизонта

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

58


Линия горизонта

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

59


Композиционный центр

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

60


Композиционный центр

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

61


Композиционный центр

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

62


Композиционный центр

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

63


Ритм и движение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

64


Ритм и движение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

65


Ритм и движение

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

7.История искусства- 1 час

66


Виды и жанры изобразительного искусства

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ, выставка

8.Знакомство с творчеством художников – 2 часа

67


Творчество И.Шишкина

1

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

68


Творчество В.Грабаря

1

Беседа, демонстрация, практическая работа


Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

9.Итоги года - 4 часа


69


Итоговый контроль УУД

1

Практическая работа

Учебный кабинет

Итоговый контроль УУД (тестирование, контрольное упражнение, творческое задание)

Практическая работа

70


Итоговый контроль УУД

1

Практическая работа

Учебный кабинет

Итоговый контроль УУД (тестирование, контрольное упражнение, творческое задание)

Практическая работа

71


Итоговый контроль УУД

1

Практическая работа

Учебный кабинет

Итоговый контроль УУД (тестирование, контрольное упражнение, творческое задание)

Практическая работа

72


Итоговый контроль УУД

1

Практическая работа

Учебный кабинет

Итоговый контроль УУД (тестирование, контрольное упражнение, творческое задание)

Практическая работа

Итого: 72 часа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!