МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,
ул. Мира, 16
Телефон: (886386) 35-2-48, 35-3-08
Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №1 от 23.08.2022 г. ______________ Руководитель МО Ершова Л.Н. | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР Куликовой И.Е. (Подпись) 23.08.2022 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от 23.08.2022г. Председатель __________ С. О. Звягинцева | УТВЕРЖДАЮ Директор С.О. Звягинцева Приказ от 23.08.2022г. № 155 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
кружка
«Физика вокруг нас»
Уровень общего образования, возраст: основное общее, учащиеся 13-15 лет
Направление деятельности: естественно-научное
Количество часов в неделю: 1 час
Педагог дополнительного образования: Калашникова Т.И.
Квалификационная категория: нет
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-рСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21 Санитарные правила и нормы…»);
Устава МБОУ Дячкинской СОШ;
Основной образовательной программы ООО МБОУ Дячкинской СОШ, учебным планом дополнительного образования детей МБОУ Дячкинской СОШ на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 23.08.2022 № 155, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенции базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности – творческая активность – предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного. Владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7-9 классов, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, ОБЖ, географии и других. Занятия кружкового объединения способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создадут условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей обучающихся является метод проектно-исследовательской деятельности. Используя его в своей работе, учитель научит обучающихся решать проблемы и задачи не только возникающие на уроке, но и в жизни. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к физике.
Цель и задачи кружка «Физика вокруг нас»
Цель:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности для развития личности обучающегося.
Задачи
Образовательные:
способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики;
развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки и техники;
научить решать задачи нестандартными методами;
развивать познавательные интересы при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные:
воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие:
развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;
развивать творческие способности;
формировать активность, инициативу и самостоятельность у обучающихся;
Виды деятельности:
Решение разных типов задач.
Занимательные опыты по разным разделам физики.
Конструирование простейших приборов, используемых в учебном процессе.
Применение ИКТ.
Занимательные «экскурсии» в область истории физики.
Применение физических законов на практике.
Формы проведения занятий кружка:
Беседа.
Практикум.
Исследовательская работа.
Проектная работа.
Ожидаемые результаты:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера.
Навыки решения разных типов задач.
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации
Результаты реализации программы
Достижения обучающихся.
Повышение качества знаний.
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год : 34 часа
Данная программа кружка «Физика вокруг нас» будет реализована с помощью оборудования «Точки Роста»
Содержание тем курса
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Фронтальные лабораторные работы и экспериментальные задания | Демонстрации |
1 | Введение Физика в природе. Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Масштабы физических явлений на Земле и во Вселенной. Физика – основа техники. Физика и научно-технический прогресс. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. | 4 | Определение толщины листа бумаги линейкой, микрометром, штангенциркулем. Измерение объема твердого тела и жидкости мензурками с разной ценой деления. Измерение максимальной и минимальной температуры в течение суток. | Демонстрация радиоуправляемой моделью машины. Демонстрация измерительных приборов (7 класс: линейка, секундомер, мензурка. 8 класс: термометр, амперметр, вольтметр. 9 класс: ваттметр, осциллограф). Видеофрагмент «Знаете ли вы измерительные приборы» Видеофрагмент: «Микрометр» Видеофрагмент «Измерение температуры» |
|
2 | Строение и свойства вещества. Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строении вещества. Размеры и масса молекул. Движение и взаимодействие молекул в газах. Жидкостях и твердых (кристаллических) телах. Атом. Молекула. Вещество. Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории вещества. | 8 | Наблюдение явления диффузии. Изучение коллекции горных пород и минералов. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ (на модели) | Силы взаимодействия молекул. Уменьшение объема при смешивании воды и спирта Диффузия газов Занимательные опыты. |
3 | Движение тел. Относительность движения и покоя. Мгновенная и средняя скорости. Методы измерения скорости тела. Скорости, встречающиеся в природе и технике. | 6 | Измерение плотности жидкости. Определение плотности тела человека Определение средней скорости движения заводного автомобиля. | Демонстрация взаимодействия двух тел (двух динамометров, двух тележек). Наблюдение относительности покоя и движения тел. Определение мгновенной скорости с помощью электрического счетчика-секундомера. Демонстрация невесомости. |
4 | Силы в природе. Взаимодействие тел и инертность. Масса. Сила. Деформация. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах. Сила трения. | 4 | Изучение зависимости результата действия силы на тело от ее значения и точки приложения. Сравнение сил трения при скольжении и качении. Вычисление равнодействующей двух (7 класс) и более (8-9 классы) сил. | Демонстрация сил трения качения, скольжения и покоя. |
5 | Гидро- и аэростатика. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды с разными жидкостями. Водопровод. Гидростатический парадокс. Гидравлический тормоз. Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки. Батискаф и акваланг. История развития гидростатики и аэростатики. (Герике. Архимед. Паскаль. Торричелли.) | 5 | Вычисление силы атмосферного давления. Определение плотности сплошного тела методом гидростатического взвешивания. Устройство и применение аэрометров. Наблюдение плавания тел в зависимости от: плотности вещества; формы тела, плотности жидкости. | Наблюдение равновесия неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах. Гидростатический парадокс. Демонстрация модели гидравлического пресса. Наблюдение действия атмосферного давления. Артезианский водолаз. |
6 | Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы. «Золотое правило механики». Подвижный и неподвижный блоки. Ворот. Наклонная плоскость. Винт. Подъемный кран. Виды механической энергии. Формула кинетической энергии (без вывода). Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. | 4 | Определение работы при перемещении тела. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Вычисление выигрыша в силе инструментов, в которых применяется рычаг (ножницы, кусачки, плоскогубцы). Вычисление потенциальной энергии поднятого тела. Вычисление кинетической энергии движущегося тела (автомобиля). | Простые механизмы (блок, ворот, наклонная плоскость). Наблюдение за поднятием тела при помощи подвижного и неподвижного блока. Работа сил. Принцип действия крана. |
7 | Волны. Виды волн. Звуковые волны. Электромагнитные волны. | 1 | Исследование «Нем, как рыба!» | Поперечные и продольные волны. Волны на поверхности воды. |
8 | Оптика. Да будет свет! Как видит человек. Зрение. Дефекты зрения. | 1 | Измерение остроты зрения. | Модель глаза. |
9 | Проектная работа. «А нам летать охота!» | 1 | Представление проектов | |
Тематическое планирование кружка
№ занятия | Тема занятия кружка | Кол-во часов | Формы проведения кружка | Дата Занятия план/факт |
| Введение | 4 | | |
1 | Организационное занятие. Техника безопасности. Физика в природе. | 1 | Беседа | 6.09 |
2 | Рассказы о физиках. Среди книг, журналов и справочников. | 1 | Беседа Сообщения учащихся | 13.09 |
3 | Цена деления измерительного прибора. «Физика начинается там, где начинают измерять…» | 1 | Практическая работа | 20.09 |
4 | Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. Физики – лауреаты Нобелевской премии. | 1 | Беседа Сообщения учащихся | 27.09 |
| Строение и свойства вещества | 8 | | |
5 | Молекулы и атомы. Модели молекул. Деление молекул. | 1 | Беседа Практическая работа | 4.10 |
6 | Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. Молекулярное строение жидкостей. | 1 | Практическая работа | 11.10 |
7 | Молекулярное строение твёрдых тел. Молекулярное строение газов. | 1 | Беседа Практическая работа | 18.10 |
8 | Взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твёрдых кристаллических телах. Рост кристаллов. | 1 | Практическая работа | 25.10 |
9 | Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. | 1 | Беседа Сообщения учащихся | 8.11 |
10 | Диффузия. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах. | 1 | Беседа Практическая работа | 15.11 |
11 | Смачивание и несмачивание. | 1 | Практическая работа | 22.11 |
12 | Занимательная физика «Ох, уж эти молекулы!» | 1 | Викторина. Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи) | 29.11 |
| Движение | 6 | | |
13 | Относительность движения и покоя. Методы измерения скорости. | 1 | Практическая работа | 6.12 |
14 | Скорости в природе и технике. «Мы едем, едем, едем…» | 1 | Практическая работа | 13.12 |
15 | Взаимодействие тел и инертность. Масса. Объём. | 1 | Беседа Практическая работа | 20.12 |
16 | Измерение объема твёрдых тел правильной формы разными методами. Измерение объема твёрдых тел неправильной формы. | 1 | Практическая работа | 27.12 |
17 | Плотность тел. Решение задач на тему «Плотность тел». | 1 | Беседа. Решение задач | 10.01 |
18 | «Определение плотности тел». Определение плотности тела человека. | 1 | Практическая работа | 17.01 |
| Силы в природе | 4 | | |
19 | Сила. Деформации. Упругие силы. | 1 | Беседа | 24.01 |
20 | Деформации растяжения и сжатия. Закон Гука. Деформации сдвига, изгиба и кручения. | 1 | Исследование Решение задач | 31.01 |
21 | Решение занимательных задач. Сила тяжести на других планетах. | 1 | Сообщения учащихся Решение задач | 7.02 |
22 | Сила трения. Трение в быту. Трение в природе и технике. | 1 | Беседа | 14.02 |
| Гидро- и аэростатика | 5 | | |
23 | Что-то где-то давит! Давление в жидкости. Зависимость давления жидкости от физических параметров. | 1 | Практическая работа | 21.02 |
24 | Давление газов. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. | 1 | Беседа Практическая работа | 28.02 |
25 | Сообщающиеся сосуды .Шлюзы. | 1 | Беседа | 7.03 |
26 | Почему мы умные люди? | 1 | Решение задач | 14.03 |
27 | Гидростатический парадокс. Водопровод. Гидравлический тормоз. Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг. | 1 | Сообщения учащихся Беседа | 4.04 |
| Работа, мощность, энергия | 4 | | |
28 | Простые механизмы. Механическая работа. Зависимость механической работы от физических параметров. Расчет выполнения механической работы. | 1 | Исследование Решение задач | 11.04 |
29 | Мощность. Мощность, которую развивает человек. Мощность современных машин. «Золотое правило механики». | 1 | Решение задач Беседа | 18.04 |
30 | КПД простых механизмов. Простые механизмы. КПД наклонной плоскости. | 1 | Практическая работа | 25.04 |
31 | Виды механической энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. Решение занимательных задач. | 1 | Беседа Решение задач | 2.05 |
| Волны | 1 | | |
32 | Звуковые волны. Виды волн. Занимательные опыты. Нем, как рыба! (опровержение) | 1 | Беседа Практическая работа | 16.05 |
| Оптика | 1 | | |
33 | Да будет свет! Что такое свет. «Сломанная ложка». Занимательные опыты по оптике. | 1 | Беседа Демонстрация и объяснение опытов | 23.05 |
| Проектная деятельность | 1 | | |
34 | «А нам летать охота…» | 1 | Защита проектов | 30.05 |
| ИТОГО | 34 | | |
Список литературы:
Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина, Москва, «Просвещение», 1983 г.
Физические викторины. Б.Ф.Билимович. Москва, «Просвещение», 1977 г.
Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. – Москва: Наука, 1975.
Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – Москва: Наука, 2001.
Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И.– М.: Просвещение, 1981.
Занимательные опыты по физике в 6–7 классах средней школы. Горев Л. А. – М.: Просвещение, 1985.
образовательные ресурсы по физике:
http://www.alleng.ru/edu/phys
http://festival.1september.ru