Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Толстовская средняя общеобразовательная школа»
Каменский район Алтайский край
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
__________ Шевлякова Л.В.
«__» _______ ______ год
Программа «Учись и познавай»
профильного детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Радуга»
Возраст: 7-17 лет
Срок реализации: 21 рабочий день
Программу составили:
Буслаева Л.С. – начальник лагеря,
Бирюкова С.А. – воспитатель.
2023 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. | Название программы | Программа «Учись и познавай» профильного детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» |
2. | Автор программы | Буслаева Л.С. – начальник лагеря Бирюкова С.А. – воспитатель. |
3. | Руководитель ОО | Директор МБОУ «Толстовская СОШ» Шевлякова Лидия Викторовна |
4. | Полное наименование ОО | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Толстовская средняя общеобразовательная школа» |
5. | Адрес организации, телефон, эл.почта | 658731, Алтайский край, Каменский район, п.Толстовский, ул.Центральная, 47 8(385)8474367 [email protected] |
6. | Форма проведения | Профильный детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей |
7. | Цель и задачи программы | Цель: организация отдыха и развития творческого потенциала детей в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность. Задачи: Организационные: Разработать программу смены и скорректировать ее в соответствии с условиями лагеря. Подобрать кадры для реализации программы смены. Обеспечить информационно-методическое сопровождение программы для педагогического коллектива. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Воспитательные: Через игровую модель смены познакомить участников с профессией педагог. Расширить опыт общения, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Способствовать повышению инициатив детей к участию в массовых мероприятиях в роли активного участника / организатора. Дать возможность участникам смены проявить себя, создать условия для раскрытия и реализации творческого потенциала детей. Оздоровительные: Создать условия для укрепления здоровья. Сформировать осознанное отношение к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности. Обеспечить сбалансированное питание учащихся. |
8. | Направленность программы | Социально - педагогическая |
9. | Сроки проведения | 1 смена: 01.06 – 09.06.2023 г. 2 смена: 13.06 – 21.06.2023 г. 3 смена: 22.06 – 30.06.2023 г. |
10. | Место проведения | МБОУ «Толстовская СОШ» |
11. | Официальный язык программы | Русский |
12. | География участников | Учащиеся МБОУ «Толстовская СОШ» |
13. | Условия участия в программе | По заявлениям родителей |
14. | Условия размещения участников | Учебные кабинеты 1 и 3 классов (игровая, мастерская), спортивный зал, актовый зал, площадки для игр на открытом воздухе. Санузлы, соответствующие нормам. Столовая. |
15. | Приоритетные направления деятельности: | спортивно-оздоровительное образовательно – досуговое эстетическое патриотическое правовое экологическое |
1. Пояснительная записка
2023 год Указом Президента России объявлен Годом Педагога и Наставника. По традиции Смены профильного ДОЛ «Радуга» посвящены тематике года. Также в Российском движении детей и молодежи «Движение первых» присутствует направление образования и знания «Учись и познавай!». Поэтому тематическое название летней смены так и звучит «Учись и познавай».
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот время наиболее благоприятно для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, новая деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры - чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навык. Наряду с овладением правил гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно - правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ
«О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Цели и задачи программы:
Цель программы - организация отдыха и развития творческого потенциала детей в летний период через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную деятельность.
Задачи:
Организационные:
Разработать программу смены и скорректировать ее в соответствии с условиями лагеря.
Подобрать кадры для реализации программы смены.
Создать благоприятную психологическую атмосферу.
Воспитательные:
Через игровую модель смены познакомить участников с профессией педагог.
Расширить опыт общения, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Способствовать повышению инициатив детей к участию в массовых мероприятиях в роли активного участника / организатора.
Дать возможность участникам смены проявить себя, создать условия для раскрытия и реализации творческого потенциала детей.
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья.
Сформировать осознанное отношение к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности.
Обеспечить сбалансированное питание учащихся.
Предполагаемый результат
Организационные:
Наличие программы смены.
Наличие квалифицированных кадров.
Воспитательные:
Развитие элементов коммуникативных компетенций в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Личностный рост: узнал (знаю), научился (умею), могу (действую), участник, организатор, инициатор.
Сформированность позитивных установок на активную творческую деятельность детей и подростков, предоставляя ему право выбора роли и степени ответственности.
Привитие навыков самообслуживания.
Повышение чувства патриотизма.
6.Уважение к родной природе Оздоровительные:
Приобретение навыков здорового образа жизни;
Позитивная динамика оздоровительного эффекта;
Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Принципы реализации программы
Принцип гуманных отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Методы реализации программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, импровизации, сценки)
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности.
Формы организации деятельности детей
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием:
традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);
метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии), в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.
Система мотивации и стимулирования
Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, организацию жизни лагеря.
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в творческие, развивающие, интеллектуальные виды деятельности.
Информирование о результатах конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Организация различных видов стимулирования детей, многообразие предлагаемых видов деятельности.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка.
Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
Образовательная деятельность в рамках программы
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с Годом Педагога и наставника.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Спортивно - оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре.
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно - досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музеев.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Голубь мира», «Красная гвоздика», «День памяти», «День России».
Экологическая деятельность включает в себя воспитание бережного отношения к природе. Обеспечение развития экологического мышления:
стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде; раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения.
Календарно – тематическое планирование
профильного ДОЛ «Радуга»
№ дня дата | Тема дня | Мероприятие |
1 день 1 июня 2023 | Открытие лагерной смены «Учись и познавай» «День Первых» | Открытие лагеря (1 смена) Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Выбор актива, оформление отрядного уголка: название отряда, речёвка, девиз, эмблема. Игры на сплочение коллектива. Проведение инструктажа по ТБ. |
2 день 2 июня 2023 | «Путешествие на остров русских традиций» | Презентация «Русские традиции» Мастер – классы. Игры на свежем воздухе. Минутка безопасности «Мы и дорога». |
3 день 5 июня 2023 | «Мои финансы поют романсы» | Уроки финансовой грамотности «Моя финансовая безопасность». Беседа – «Добрые правила жизни» (хорошие и плохие поступки). Минутка безопасности «Мы и дорога». |
4 день 6 июня 2023 | «У Лукоморья дуб зе- леный» - День рожде- ния А.С. Пушкина | Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Театрализованное представление любимой сказки. Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. Игры на сплочение коллектива. Диагностика здоровья. Минутка безопасности «Мы и дорога». |
5 день 7 июня 2023 | Спортивная программа «Мы за ЗОЖ» | Спортивные соревнования, эстафеты, игры на свежем воздухе. Просмотр мультфильмов о спорте Минутка безопасности «Мы и дорога». |
6 день 8 июня 2023 | «Зеленая планета» | Викторина «Зеленая аптечка», «Зеленые страницы». Конкурс поделок из природного материала. Трудовой десант: уборка школьной территории. Информационная беседа «Что такое Телефон доверия». Минутка безопасности «Мы и дорога». |
7 день 9 июня 2023 | «В дружбе наша сила» | 9 июня – Международный день друзей. Игра – викторина «В дружбе наша сила» Просмотр мультфильмов о дружбе. Спортивные игры на свежем воздухе. Конкурс рисунков «Мой любимый мульт – герой» Минутка безопасности «Мы и дорога». Закрытие 1 смены. |
8 день 13 июня 2023 | «Я в России рождён!» «День Первых» | Открытие 2 смены. 12 июня – день независимости России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия». «Русь, Россия, Родина моя» - конкурс чтецов. Посещение школьной музейной комнаты. Конкурс фотографии «Природа моего поселка .Минутка здоровья «Польза витаминов». Минутка безопасности «Мы и дорога». |
9 день 14 июня 2023 | «День туриста» | Квест «Туристическая тропа». Конкурс поделок «Наше лето» Минутка безопасности «Чтобы не было беды — будь осторожен у воды». Минутка безопасности «Мы и дорога». |
10 день 15 июня 2023 | «Время открытий» | «Время открытий продолжается» - интересные факты из науки, истории России. Игры на свежем воздухе. Выставка поделок «Моё изобретение» Минутка безопасности «Дверь незнакомцам не открывай, словам и подаркам не доверяй!» Минутка безопасности «Мы и дорога». |
11 день 16 июня 2023 | «День пешехода» | Игровая программа “Знаем правила движения, как таблицу умножения” Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Конкурс рисунков: “Если знаешь ПДД-нет проблем с ГИБДД” |
12 день 19 июня 2023 | «День отца» | Калейдоскоп мужских профессий. Презентация профессии отца, дедушки, брата. Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» Минутка безопасности «Опасные соседи – клещи и змеи». Минутка безопасности «Мы и дорога». |
13 день 20 июня 2023 | «Это славное слово учитель» | Презентация «Великие педагоги России» / «Учителя нашей школы». Конкурс поделок «Подарок моему учителю» Посещение сельской библиотеки. Минутка здоровья «Берегите глаза». Минутка безопасности «Мы и дорога». |
14 день 21 июня 2023 | «День музеев» | Виртуальная экскурсия «По музеям мира» Посещение Каменского краеведческого музея. Минутка безопасности «Мы и дорога». Закрытие 2 смены. |
15 день 22 июня 2023 | «Мы, дети, против войны на планете!» | Открытие 3 смены. Просмотр документального фильма, посвященного началу Великой Отечественной Войны. Торжественная линейка и возложение цветов к памятнику воинов, погибших в годы ВОВ. Конкурс рисунков «Мы за мир на всей планете». Посещение школьной музейной комнаты. Минутка безопасности «Мы и дорога». |
16 день 23 июня 2023 | «В спорте сила» | Спортивно-развлекательное мероприятие «Русские народные игры». Презентация «Они достигли успехов в спорте». Минутка здоровья «Гигиена полости рта». Минутка безопасности «Мы и дорога». |
17 день 26 июня 2023 | «День кино» | Костюмированная игровая программа «Мир кино» Посещение кинотеатра. Минутка безопасности «Мы и дорога». |
18 день 27 июня 2023 | «День патриотов» «День Первых» | Военно-спортивная игра «Зарничка» Конкурс поделок «Военная техника» Минутка безопасности «Мы и дорога». |
19 день 28 июня 2023 | «День цветов» | Беседа «По страницам Красной книги» Викторина о цветах. Мастер-класс по изготовлению цветов в технике оригами. Минутка безопасности «Мы и дорога». |
20 день 29 июня 2023 | «День спорта» | Спортивно – исторический квест «Путешествие в прошлое «Олимпийские игры» Игры на свежем воздухе Минутка безопасности «Мы и дорога». |
21 день 30 июня 2023 | День закрытия летнего лагеря (3 смена) | Акция «Почта пожеланий». Конкурсно - игровая программа «Лето продолжается». Праздничная дискотека. Подведение итогов. Минутка безопасности «Мы и дорога», «Безопасность на воде». Закрытие лагеря. |