СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленностьпрограммы туристско-краеведческая. Программа направлена на то, чтобы ознакомить учащихся с областью лингвистического краеведения – топонимикой. На занятиях учащиеся получат топонимические знания, познакомятся с историей родного края, его уникальным прошлым, с происхождением географических наименований, с историей их возникновения. Для топонимических исследований будут привлечены архивные материалы, документальная, научно-популярная и художественная литература о родном крае, географические карты, карты-схемы, словари и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»



Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени

Героя Советского Союза Н.М.Фролова»

Ржаксинского района Тамбовской области


Рекомендовано

на заседании

методического совета

Протокол от ______________ №___


УТВЕРЖДАЮ Директор школы___________

А.В. Леонов

Приказ от _____________ №______




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности


«Лингвистическое краеведение»


Базовый уровень


Возраст детей: 13 – 15 лет

Срок реализации: 2 года


Автор-составитель: Нефедов Сергей Александрович ,

педагог дополнительного образования















Р.п. Ржакса, 2019 г





ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ



1. Учреждение

МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая


программа «Лингвистическое краеведение»

3. Сведения об авторах:


3.1. Ф.И.О., должность

Нефедов Сергей Александрович, педагог дополнительного


образования



4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ


«Об образовании в Российской Федерации»;


Концепция развития дополнительного образования детей


(утверждена распоряжением Правительства Российской


Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);


Порядок организации и осуществления образовательной


деятельности по дополнительным


общеобразовательным программам (утвержден Приказом


Министерства образования и науки Российской Федерации


(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;



Требованияк дополнительным

общеобразовательным общеразвивающимпрограммам и программам летних оздоровительных смен (методические рекомендации, разработанныеУправленим образования и науки Тамбовской области, Тамбовское областное государственное бюджетноеобразовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»)

Тамбов, 2016




Постановление Главного государственного санитарного


врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г.


Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14


«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,


содержанию и организации режима работы образовательных


организаций дополнительного образования детей»

Устав МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

туристско-краеведческая

4.4. Уровень освоения

базовый

программы


4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по

13-15 лет

программе


4.7. Продолжительность

2 года

обучения
















Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»



1.1Пояснительная записка

Направленностьпрограммы туристско-краеведческая. Программа направлена на то, чтобы ознакомить учащихся с областью лингвистического краеведения – топонимикой. На занятиях учащиеся получат топонимические знания, познакомятся с историей родного края, его уникальным прошлым, с происхождением географических наименований, с историей их возникновения. Для топонимических исследований будут привлечены архивные материалы, документальная, научно-популярная и художественная литература о родном крае, географические карты, карты-схемы, словари и т.д.

Уровень освоения программы – базовый. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Тамбовской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области.

Новизна программы в том, что дети не только изучают родной край с различных позиций, но и выполняя проекты по составлению туристического маршрута, учатся рассказывать о своем поселке как маленьком уникальном объекте большой страны, о своих земляках и их вкладе в развитии России.

Актуальность программы

В настоящее время воспитание патриотизма и гражданственности стало задачей государственной важности. Патриотическое воспитание играет огромную роль в учебном и воспитательном процессе. Воспитание любви к Родине начинается с формирования любви к своей «малой» Родине, к родному краю. И в этом большое значение отводится краеведению.

    • каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь

  • природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл программы.

Лингвистическое краеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая может состоять в изучении языковых традиций, характерных языковых особенностей родного края. Необходимо отметить, что обращение к топонимике как важнейшему источнику изучения истории и культуры народа важно, так как предполагает пробуждение интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Воспитывая в учащихся любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному посёлку и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования.

В связи с этим разработана программа Лингвистическое краеведение»,

являющаяся частью патриотического воспитания детей и подростков на территории Ржаксинского района Тамбовской области.


Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь педагогу расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. В процессе работы решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, но и идет процесс воспитания, формирования просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу села, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучив историю села, края, получив о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.



Отличительные особенности программы отмечаются в том, что онаносит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованиюРжаксинский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к краеведческому материалу.Объектами лингвистического краеведения выступают диалектная лексикаи фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов, как развитых в прежнее время, так существующих и теперь.



Адресат программы – учащиеся 13-15 лет, интересующиеся историейрусского языка, желающие углубленно изучать историю своей малой родины, происхождение названий сел, деревень, рек, историю фамилий и прозвищ жителей Ржаксинского района.

Условия набора в учебную группу

В группы принимаются все учащиеся, желающие заниматься изучением лингвистического краеведения своей малой родины.

Количество учащихся в группе Наполняемость учебной группы: 15 человек.



Объем и срок освоения программы

2 года обучения – 144 часа

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 72 часа;

2 год обучения – 72 часа.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:экскурсии;исследовательская деятельность; театрализованные обрядовые действа; походы по родному краю; защита творческой работы.



Учащиеся по данной лингвистической краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.

1.2Цель и задачи программы

Цель: формирование у учащихся краеведческих знаний, целостногопредставления об истории своей малой родины.



Задачи программы:



Образовательные (предметные):



  • познакомить учащихся с историей становления и развития лингвистического краеведения,

  • познакомить с историей и современной жизнью муниципального образования Ржаксинский район Тамбовской области;

  • сформировать навыки исследовательской деятельности учащихся по изучению лингвистических особенностей своей малой родины;

  • развить умения собирать и систематизировать материалы о родном крае;

  • развить навыки анализа стилистических особенностей текста;

  • развить творческие способности учащихся по созданиютекстовкраеведческой направленности;

  • привить устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в

ходе изучения истории и культуры родного края.



Воспитательные:



  • способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для изучения истории Ржаксинского района через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы;

  • воспитать чувство гордости и уважения к языковой культуре, истории родного края как неотъемлемой части духовной культуры России;

  • воспитать гражданское сознание и патриотизм учащихся на основе изучения родного края.



Развивающие:



  • сформировать личностно-ценностные отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • развить умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего своего края, определять свое отношение к ним;

  • развить интеллектуальные и творческие способности для участия в конкурсах, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае.



1.3. Содержание программы

Учебный план

1-й год обучения

Название раздела, темы

Всего часов

Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности)

Форма аттестации (контроля)

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение

1

1


Анкетирование

«Введение в краеведение»

3

2

1


1.1

Основные понятия лингвистического краеведения

1

1


Опрос

1.2

Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают лингвисту-краеведу

2

1

1

Тестирование

«Экспедиция к имени. Основы ономастики»

10

4

6


2.1

История и значение имен. Производные от имен. Имена у разных народов. Мое имя. Почему меня так назвали.

3

1

2

Викторина

2.2

Имя и прозвище

3

1

2

Исследовательская работа

2.3

Фамилия. Значение и происхождение некоторых фамилий

4

2

2

Индивидуальные сообщения

«Путешествие к истокам»

12

3

9


3.1

Понятие «родословие». Виды родословных. Знакомство с понятием «генеалогия» и «генеалогическая карточка».

3

1

2

Опрос

3.2

Мои родственники. Степени родства. Составление генеалогических карточек.


4

1

3

Составление генеалогических карточек

3.3

Составление родословного древа.

3

1

2

Выставка работ

3.4

Сочинение «На кого я хочу быть похожим из своих родственников»

2


2

Сочинение

«Мой край родной. История поселка Ржакса»

16

7

9


4.1

Ржакса на карте Тамбовской области

2

1

1

Зачет

4.2

История поселка. Экскурсия в школьный музей

4

2

2

Подготовка сообщений

4.3

Улицы родного поселка (происхождение исторических названий)

6

2

4

Исследовательская работа

4.4

Слова заповедные

4

2

2

Творческая работа

«Художественная культура родного края»

12

6

6


5.1

Устное народное творчество (легенды, пословицы, загадки, традиции, игры и обряды)

4

2

2

Индивидуальные сообщения

5.2

Культура и искусство жителей Тамбовской области

4

2

2

Презентация

5.3

Декоративно-прикладное искусство, промыслы

4

2

2

Презентация

«Историческое прошлое»

18

7

11


6.1

История гражданской войны и «антоновское движение» в Ржаксинском районе. (Лексика)

5

2

3

Тестирование

6.2

Ржаксинский район в 20 – 30 – е годы XX века

5

2

3

Исследовательская работа

6.3

Ржаксинский район в годы Великой Отечественной войны

4

1

3

Исследовательская работа

6.4

Контрольное занятие «Моя земля в годы Великой Отечественной войны»

4

2

2

Сочинение


ИТОГО

72

30

42








Содержание учебного плана

1-й год обучения

Введение в программу. Входная диагностика. Вводный инструктаж

Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметомизучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время экскурсий по селу. Знакомство с детьми, их интересами.

Практика: Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините,обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».

Раздел 1 Знакомство с термином «Краеведение»

Тема 1.1. «Введение в краеведение»



Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение(географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Что такое топонимика. Как изучать местные названия своего села. Происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Основные задачи по изучению местных топонимов. Методика изучений местных географических названий, сбор фактического материала.

Практика: Карта. Отличительные особенности и условные знакигеографической и исторической карты. Как «читать» историческую карту. Устные источники краеведения. Топонимика и антропонимика села. Встречи и беседы со старожилами села. Информация об особенностях местных, географических, топонимических названий, их историческое прошлое.

Тема 1.2. Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогаютисторику – краеведу.



Теория: Знакомство с понятиями: хронология – одна из вспомогательныхдисциплин краеведа; историческое время, единицы измерения времени. Объяснение понятию «документ» во всем его многообразии. Остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах. «Исторический источник». Какие бывают источники: письменные, вещественные, устное народное творчество.



Практика: Работа с документами, музейными предметами. Работа с«лентой времени».

Раздел 2. Экспедиция к имени. Основы ономастики

Тема. 2.1. История имён

Теория: Имя и прозвище. История человека, семьи, рода всегда связана сего именем. Науки, изучающие происхождение имен, фамилий, прозвищ - ономастика, антропонимика, топонимика. Имя – это личное название, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. Практика: Исследование истории происхождения своего имени учащимися.Составление листа с описанием значения своего имени. Сбор и анализ информации об именах и прозвищах жителей села.

Тема. 2.1. Фамилия, значение и происхождение некоторых фамилий

Теория: Фамилия – прибавляемое к имени наследственное семейноенаименование, устойчивое не менее чем в трех поколениях. Отчество – это наименование по личному имени отца, состоящее из основы имени отца и

окончаний:– ович, - евич, - овна, - евна,- ич, -ична.

Практика: Исследование истории происхождения необычных фамилийучащимися. Составление листа с описанием значения фамилий. Сбор и анализ информации о фамилиях и прозвищах жителей села.



Раздел 3. Раздел Путешествие к истокам

Тема 3.1 Понятие «родословие»

Теория: История рода. Род, родня, родные. Понятия «поколение»,«потомки», «предки». Кто кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Смена поколений. Преемственность в семье.



Практика: Работа с фотографиями. Анкетирование.

Тема 3.2. Мои родственники

Теория: Степени родства в семье. Семейные традиции.

Практика: Работа с информационными источниками. Фотовернисаж.

Тема 3.3. Родословное древо

Теория: Работа с архивом семьи.

Практика: Составление генеалогического древа семьи.



Тема 3.4. Сочинение «На кого я хочу быть похожим из своихродственников»

Практика: Написание сочинения.



Раздел 4. «Мой край родной. История поселка Ржакса»

Тема 4.1. Ржакса на карте Тамбовской области



Теория: Географическое расположение п. Ржакса и Ржаксинского района на карте Тамбовской области.

Практика: Работа с картами.

Тема 4.2. История поселка. Экскурсия в школьный музей

Теория: Сообщение об истории поселка. Происхождение названия.

Исторические корни нашего поселка. Легенды и предания.

Практика: Экскурсия в школьный музей. Работа с архивнымидокументами.

Тема 4.3. Улицы родного поселка (происхождение исторических названий)

Теория: Русские деревни. Коренные жители села и их рассказы опрошлом. Этимологическая расшифровка названий улиц. (Знакомство с терминами топонимики. Топонимы, образованные от имен, прозвищ, фамилий. Что значит твое имя, фамилия? Короткие сведения об антропонимике.



Практика: Экскурсии по улицам родного села. Составление вопросов интервью по теме. Беседы со старожилами по опроснику. Запись собранного материала. Сбор топонимов – названий деревень. Оформление результатов исследования в форме выступления на занятии. Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.





Тема 4.4. Слова заповедные

Теория: Мой учитель – живой русский язык. В поход за словом. Такговорят в нашем селе. Методы изучения диалектов и приемы лексикографической обработки материалов.

Практика: Устный журнал о деятельности Даля В.И. Работа с научно-популярной литературой о языке. Сбор диалектологического материала. В поход за словом. Беседа с информантами. Заполнение диалектологических карточек. Использование материалов экспедиций на уроке русского языка. Творческая работа: «Сборник диалектов».





Раздел 5. «Художественная культура родного края»

Тема 5.1. Устное народное творчество (легенды, пословицы, загадки, традиции и игры, обряды)

Теория: Традиции празднования престольных праздников. Посиделки.



Досуг молодёжи. Особенности свадебного обряда. Протяжные песни.

Частушки. Особенности речи.

Практика: Беседы со старожилами. Запись воспоминаний о гуляньях ипосиделках. Проведение посиделок. Урок-концерт с приглашением частушечников (при взаимодействиях с работниками дома культуры). Творческие работы: «Сборник популярных частушек деревень»

Тема 5.2. Культура и искусство жителей Тамбовской области

Теория: Обзор исторического и литературного краеведения.

Практика: Работа с литературными источниками. Проведение литературной гостиной «Тамбовщина в литературе и искусстве». Презентация работ.

Тема 5.3. Декоративно-прикладное искусство, промыслы Теория: Информация о творчестве жителей нашего села.



Практика: Изучение изделий народного творчества; беседа одекоративно-прикладном искусстве, о технике исполнения изделий.





Раздел 6. «Историческое прошлое»

Тема 6.1. История гражданской войны и «антоновского движения в Ржаксинском районе» (лексика)

Теория: Изучение истории Ржаксинского района в период гражданскойвойны, коллективизации, антоновского движения.

Практика: Изучение архивных документов. Работа в библиотеке. Сборинформации о знаменитых земляках. Экскурсия памятнику погибшим в гражданскую войну.

Тема 6.2. Ржаксинский район в 20 – 30 – е годы XX века

Теория: Знаменитые земляки. Номенклатурные термины.

Практика: Сбор информации о достопримечательностях села, развитиимедицины, образования в 20-30 годы прошлого века. Подготовка сообщений по выбранным темам.

Тема 6.3. Ржаксинский район в годы Великой Отечественной войны Теория: Работа с документами периода Великой Отечественной войны.

Фольклор. Топономика. Старые названия улиц. Особенности архитектурной застройки тех лет.

Практика: Практическая работа по сбору и обработкелингвокраеведческого материала. Беседы с коренными жителями, в особенности старшего поколения. Сбор информации об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Оформление альбомов, фотовыставок, презентаций.



Тема 6.4. Контрольное занятие «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Теория: Работа с историческими документами.

Практика: экскурсия в школьный музей.

















Учебный план

2-й год обучения




Название раздела, темы


Всего часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«Топонимика Ржаксинского района. История и происхождение местных географических названий»

7

4

3


1.1

Ученые-топонимисты, совершившие вклад в развитие топонимики

4

2

2

Опрос

1.2

Использование топонимики для изучения своей местности

3

2

1

Практический контроль

«Ржаксинский район сегодня»

27

11

16


2.1

Современные названия улиц (одонимы)

3

2

1

Сообщение

2.2

Предприятия и организации нашего района. (Названия, слова-профессионализмы)

4

1

3

Оформление альбома

2.3

История бортничества в районе

4

2

2

Сообщение

2.4

Достопримечательности и памятные места нашего района

4

1

3

Исследовательская работа

2.5

Названия полей и лугов (агронимы)

4

2

2

Опрос

2.6

Названия рощ, посадок (дримонимы)

4

2

2

Опрос

2.7

Названия водоемов нашего района

4

1

3

Сообщение

«Научно-исследовательская деятельность»

6

3

3


3.1

Введение в учебно-исследовательскую деятельность

6

3

3

Опрос, выбор темы зачетного проекта

«Ржаксинский район –моя малая родина»

26

11

15


4.1

История развития Ржаксинского района

6

2

4

Тестирование

4.2

Этимологическая расши-фровка названий деревень


4

2

2

Составление карты деревень

4.3

Топонимика исчезнувших деревень

5

2

3

Исследовательская работа

4.4

Календарно-обрядовый фольклор деревень

5

3

2

Тестирование

4.5

Экспедиции по Ржаксинскому району. Сбор фольклорного материала


6

2

4

Презентация

«Я в этом селе живу, я это село знаю»

6

1

5


5.1

Подготовка к защите проекта «Лингвистические особенности моей малой родины»

3

1

2

Презентация

5.2

Экскурсия вМУК «Ржаксинский краеведческий музей»

1


1


5.3

Итоговое занятие. Защита проекта

2


2

Защита исследовательских проектов


ИТОГО

72

30

42




Содержание учебного плана

2-й год обучения

Раздел 1. Топонимика Ржаксинского района. История и происхождение местных географических названий

Тема 1.1. Учёные-топонимисты, сделавшие вклад в развитие топонимики Тамбовской области



Теория: Вклад в развитие топонимики тамбовских ученых: С.В.Пискуновой, В.Г. Руделева, Л.И. Дмитриевой, А.С. Щербак

Тема 1.2. Использование топонимики для изучения своей местности Теория: История и освоение хозяйственной деятельности человека.

Особенности природы своей местности. Название природных объектов края, образованных от фамилий и прозвищ людей, промыслов жителей, названий животных, растений и т.д.





Раздел 2. «Ржаксинский район сегодня»

Тема 2.1. Современные названия улиц. Символика села: герб, флаг

Практика: Встреча с работниками районной администрации. Работа сархивными документами. Оформление собранного материала. Выполнение поисковых заданий. Написание творческих работ.

Тема 2.2. Предприятия и организации нашего села

(Названия, слова-профессионализмы)



Теория: История образования в селе (известные педагоги и выпускники.)

Почетные граждане нашего села. Трудовые династии. Профессинализмы. Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотрпрезентации. Просмотр фотоматериалов. Профориентационная работа. Знакомство с профессиями родителей. Оформление альбома о профессиях.

Тема 2.3. История бортничества в селе

Теория: Термины, связанные с пчеловодством. История пчеловодства в Ржаксинском районе.

Практика: Встреча с местными пчеловодами.

Тема 2.4 Достопримечательности и памятные места нашего района Теория: Памятники истории, культуры и архитектуры. Их значениенаучное, художественное, историческое. История их создания, авторы. Понятия «архитектура», «памятник», «скульптура». Скульптурные памятники, находящиеся на территории микрорайона. Основные элементы скульптурных памятников: пьедестал, постамент, бюст, барельеф и др.

Практика: знакомство со скульптурными памятниками города. Рассказоб истории создания скульптурных памятников.

Тема 2.5 Названия полей и лугов (агронимы)

Теория: Виды агронимов и их классификация.

Практика: Систематизация названий по видам агронимов. Выяснениеэтимологии. Экскурсия в ООО «Ленина». Работа с картами полей и лугов.

Тема 2.6 Названия рощ, посадок (дримонимы)

Теория: Виды дримонимов и их классификация.

Практика: Запись легенд и историй, связанных с названиями. ВыяснениеЭтимологии. Экскурсия на местность.

Тема 2.7 История названий водоёмов нашего края



Теория: Знакомство с водными объектами, расположенными натерритории района. Растительный и животный мир водоемов. Значение и охрана водоемов.

Практика: Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составлениерассказа о водоеме. Составление правил поведения на водоемах.

Экскурсия на водоем (реку или пруд в зависимости от погодныхусловий).

Раздел 3. «Учебно-исследовательская деятельность»

Тема 3.1 Введение в учебно-исследовательскую деятельность Теория: Знакомство с методикой оформления учебно-исследовательских

работ. Определение и формулировка тем исследований, определение сущности и алгоритма исследовательской деятельности.

Практика: Подготовка исследовательских проектов.



Раздел 4.Ржаксинскийрайон – моя малая родина Тема 4.1 История развития Ржаксинского района



Теория: Этимологическая расшифровка названия. Историявозникновения поселка и района.

Практика: Анализ статистических данных. Составление карты деревень.



Классификация карточек-названий деревень. Анализ названий. Положение Ржаксинского района на физической, административной картах Тамбовской области.

Практикум на местности. Составление простейшего плана центральной площади района.

Тема 4.2 Этимологическая расшифровка названий деревень

Теория: Легенды, предания, связанные с происхождением названийдеревень.

Практика: Экскурсии в деревни. Составление вопросов интервью по теме. Беседы со старожилами по опроснику. Запись собранного материала. Сбор топонимов – названий деревень. Оформление результатов исследования в форме выступления на занятии.

Тема 4.3 Топонимика исчезнувших деревень.

Теория Легенды, предания, связанные с происхождением названийдеревень, микротопонимов. Географические имена – свидетели прошлого.

Практика: Экспедиции в деревни.Беседы со старожилами. Запись воспоминаний и лексикографическая

обработка материала. Подготовка к конференции. Составление карты (нанесение исчезнувших деревень на карту). Классификация карточек-названий деревень по их этимологическому значению: природа, имя, деятельность человека и т.д.

Тема 4.4 Календарно-обрядовый фольклор деревень

Теория: Фольклор – духовное богатство народа. Жанры и виды русскогонародного творчества. Народные традиции в фольклоре. Ржаксинский район в песенном и устном народном творчестве.

Практика: Оформление альбома «Фольклор – духовное богатство народа».Прослушивание в записи и в исполнении педагога частушек, песен, сказок, поговорок, пословиц и др. Чтение и обсуждение пословиц.



Тема 4.5 Экспедиции по Ржаксинскомурайону. Сбор фольклорного материала

Теория: Знакомство с геологической историей села, с происхождениемего названия.

Практика: Экспедиции по Ржаксинскому району. Сбор фольклорногоматериала. Составление вопросов интервью по теме. Беседы со старожилами по опроснику. Запись собранного материала. Сбор топонимов – названий деревень. Оформление результатов исследования в форме выступления на занятии.









Раздел 5. «Я в этом селе живу, я это село знаю»



Тема 5.1 «Лингвистические особенности моей малой родины» Теория: Углубление понятий об ономастике и её отраслях. Повторение

ономастической терминологии. Топонимика как часть ономастики.

Практика: Презентация проекта «Лингвистические особенности моей малой родины». Публичные выступления. Защита проектов.



Тема 5.2 Экскурсия вМУК «Ржаксинский краеведческий музей» Практика: Экскурсия вМУК «Ржаксинский краеведческий музей».



5.3 Итоговое занятие. Защита исследовательских работ

Практика: Защита исследовательских работ. Награждение учащихся заактивное участие в жизни творческого объединения.

1.4. Планируемые результаты

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

знать:



  • отражение в фольклоре истории и быта народа, наблюдательности человека;

  • происхождение загадок и частушек жителей Ржаксинского района, их тематику;

  • методы изучения диалектов и приемы лексикографической обработки материалов;

  • термины ономастика, антропонимика, топонимика;

уметь:

  • проводить исследовательскую и поисковую работу по изучению истории и культуры родного края, обрабатывать полученные материалы;

  • оформить свою родословную;

  • составлять мини-экскурсии по теме «Я в этом селе живу, я это село знаю»;

приобрести навыки:

  • участия в проведении практических занятий;

  • участия в проведении опросов жителей;

  • работать с архивными документами;

  • подготовки экскурсии по залу школьного музея;

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

знать:

  • историю своего родного села;

  • основы поведения в музее, функции музея;

  • деятельность наших предков;

  • историю возникновения сел Ржаксинского района Тамбовской области;

уметь:

  • уметь анализировать стилистические особенности текста;

  • применять творческие способности по созданию текстов краеведческой

  • направленности;

  • уметь собирать и систематизировать материалы о родном крае;

  • применять творческие способности по созданию текстов краеведческой направленности;

приобрести навыки

  • разрабатывать экскурсионные маршруты по муниципальному образованию Ржаксинсий район;

  • сбора материала по этнографии.



Личностными результатами освоения программы являются



  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;



  • формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;



  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;



  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.



Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;



  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;


  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Тамбовской области.



Познавательные УУД:



  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;



  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;



  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;



  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;



  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета



Коммуникативные УУД:



  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



  • умение координировать свои усилия с усилиями других;



  • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



  • задавать вопросы;



  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;



  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;



  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;



  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;



  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.







Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»



2.1.Календарный учебный график



Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 180

Начало занятий групп – с 1 сентября, окончание занятий – 30 мая.

Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингвистическое краеведение» (базовый уровень)

Год обучения: 1

Группа:1







п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




Беседа

1

Введение

Классная комната

Анкетирование

2




Опросы

1

Основные понятия лингвистического краеведения

Классная комната

Опрос

3-4




Опросы

2

Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают лингвисту-краеведу

Классная комната

Тестирование

5-7




Опросы, исследовательская деятельность

3

История и значение имен. Производные от имен. Имена у разных народов. Мое имя. Почему меня так назвали.

Классная комната

Викторина

8-10




Опросы, исследовательская деятельность

3

Имя и прозвище

Классная комната, библиотека

Исследовательская работа

11-14




Опросы, исследовательская деятельность

4

Фамилия. Значение и происхождение некоторых фамилий

Классная комната

Индивидуальные сообщения

15-17




Опросы, исследовательская деятельность

3

Понятие «родословие». Виды родословных. Знакомство с понятием «генеалогия» и «генеалогическая карточка».

Классная комната, библиотека, компьютерный класс

Опрос

18-21




Опросы, исследовательская деятельность

4

Мои родственники. Степени родства. Составление генеалогических карточек.

Классная комната

Составление генеалогических карточек

22-24




Опросы, научно-исследовательская деятельность

3

Составление родословного древа.

Классная комната

Выставка работ

25-26




Опросы, написание творческих работ

2

Сочинение «На кого я хочу быть похожим из своих родственников»

Классная комната

Сочинение

27-28




Опросы

2

Ржакса на карте Тамбовской области

Библиотека

Зачет

29-32




Работа с архивными документами

4

История поселка. Экскурсия в школьный музей

Классная комната, библиотека

Подготовка сообщений

33-38




Беседы со сторожилами, экскурсия

6

Улицы родного поселка (происхождение исторических названий)

Работа на местности

Исследовательская работа

39-42




Беседы со сторожилами, экскурсия

4

Слова заповедные

Работа на местности

Творческая работа

43-46




Опросы, научно-исследовательская деятельность

4

Устное народное творчество (легенды, пословицы, загадки, традиции, игры и обряды)

Классная комната, работа на местности

Индивидуальные сообщения

47-50




Научно- исследовательская деятельность

4

Культура и искусство жителей Тамбовской области

Классная комната

Презентация

51-54




Опросы, исследовательская деятельность

4

Декоративно-прикладное искусство, промыслы

Классная комната, школьный музей

Презентация

55-59




Работа с архивными документами, исследовательская деятельность, опросы

5

История гражданской войны и «антоновское движение» в Ржаксинском районе. (Лексика)

Классная комната, школьный музей

Тестирование

60-64




Работа с архивными документами, исследовательская деятельность, опросы

5

Ржаксинский район в 20 – 30 – е годы XX века

Классная комната, школьный музей, библиотека

Исследовательская работа

65-68




Работа с архивными документами, исследовательская деятельность, опросы

4

Ржаксинский район в годы Великой Отечественной войны

Классная комната, школьный музей, библиотека

Исследовательская работа

69-72




Написание сочинения

4

Контрольное занятие «Моя земля в годы Великой Отечественной войны»

Классная комната

Сочинение







Год обучения:2, группа 1

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-4




Опросы

4

Ученые-топонимисты, совершившие вклад в развитие топонимики

Классная комната

Опрос

5-7




Опросы, заполнение топонимических карточек

3

Использование топонимики для изучения своей местности

Классная комната

Практический контроль

8-10




Опросы, интервью, заполнение топонимических карточек

3

Современные названия улиц (одонимы)

Классная комната, компьютерный класс

Сообщение

11-14




Опросы, интервью

4

Предприятия и организации нашего района. (Названия, слова-профессионализмы)

Библиотека, работа на местности

Оформление альбома

15-18




Опросы, интервью, заполнение топонимических карточек

4

История бортничества в районе

Библиотека, работа на местности

Сообщение

19-22




Опросы, интервью, заполнение топонимических карточек

4

Достопримечательности и памятные места нашего района

Библиотека, работа на местности

Исследовательская работа

23-26




Опросы, интервью, заполнение топонимических карточек

4

Названия полей и лугов (агронимы)

Библиотека, работа на местности

Опрос

27-30




Опросы, интервью, заполнение топонимических карточек

4

Названия рощ, посадок (дримонимы)

Библиотека, работа на местности

Опрос

31-34




Опросы, интервью, заполнение топонимических карточек

4

Названия водоемов нашего района

Библиотека, работа на местности

Сообщение

45-40




Лекция

6

Введение в учебно-исследовательскую деятельность

Классная комната

Опрос, выбор темы зачетного проекта

41-46




Работа с архивными документами, экспедиция

6

История развития Ржаксинского района

Классная комната, компьютерный класс, библиотека

Тестирование

47-50




Работа с архивными документами, экспедиция

4

Этимологическая расши-фровка названий деревень


Классная комната, компьютерный класс, библиотека

Составление карты деревень

51-55




Опросы, интервью, исследовательская работа

5

Топонимика исчезнувших деревень

Работа на местности

Исследовательская работа

56-60




Опросы, исследовательская работа

5

Календарно-обрядовый фольклор деревень

Классная комната, работа на местности

Тестирование

61-66




Опросы, экспедиция

6

Экспедиции по Ржаксинскому району. Сбор фольклорного материала

Работа на местности

Презентация

67-69




Научно-исследовательская работа

3

Подготовка к защите проекта «Лингвистические особенности моей малой родины»

Классная комната

Презентация

70




Экскурсия

1

Экскурсия вМУК «Ржаксинский краеведческий музей»

Музей


71-72




Защита проекта

2

Итоговое занятие. Защита проекта

Классная комната

Защита исследовательских проектов



2.2Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы



Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование, компьютер, диктофон.


Тематика и формы методических материалов по программе

(пособия, оборудование)

п/п




Наименование объекта

Количество

Назначение

Компьютер


1

Для оформления работ, поиска информации



Мультимедиапроектор

1

Для демонстрации видеоматериалов

Экран

1

Для демонстрации видеоматериалов, презентаций и т.д.

Дидактический материал на бумажных носителях по темам программы

20

Для отработки ЗУН



Методическое обеспечение программы

  • раздаточный материал;

  • наглядные пособия;

  • краеведческая литература для чтения;



  • сведения из интернета (краеведческих сайтов по Тамбовской области) книги, брошюры, газетные материалы;

  • картографические пособия по родному краю;

  • разработанные тексты экскурсий по муниципальному образованию Ржаксинский район;

  • фотографии;

  • тесты, кроссворды по темам;

  • видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;

  • компьютерные презентации по темам;

  • аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.

2.3 Формы аттестации


  1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии,мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

  2. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.

  3. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.



  1. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущиймероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).



  1. Викторины, выставки в рамках программы «Тамбовский край – земля родная».

  2. Организация и проведение экскурсий: экскурсионный маршрут помуниципальному образованию Ржаксинский район.

    1. Оценочные материалы

Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

Если ученик запоминает небольшую часть правила, определения, формулировки, но объяснить ничего не может (механическое запоминание);

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Ученик объясняет отдельные положения усвоенной теории, выполняя при этом мыслительные операции анализа и синтеза. Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Легко выполняет практические задания творческого уровня, свободно оперируя усвоенной теорией. Оригинально, нестандартно применяет знания, полученные на практике.


    1. Методические материалы

1-й год обучения

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1

Введение

Иллюстрации, компьютер

Занятие-путешествие

Словесные, наглядные: рассказ, беседа

Анкетирование

2

«Экспедиция к имени. Основы ономастики»

Фотографии, компьютер

Заполнение топонимических карточек. Проблемно-поисковый: выполнение творческих заданий, проектная деятельность, импровизация

Викторина, исследовательская работа

3

«Путешествие к истокам»

Компьютер, сведения из Интернета, газетные материалы

Занятие-игра. Проблемно-поисковый: проведение исследования, оформление результатов

Практический контроль

4

«Мой край родной. История поселка Ржакса»

Фотографии, документальные фильмы о ВОВ, наглядные пособия, альбомы, карты-схемы

Лекции, изучение архивных материалов, работа с «Книгой памяти Тамбовской области»

Исследовательская работа, оформление альбомов

5

«Художественная культура родного края»

Компьютер, сведения из Интернета, наглядные пособия

Проблемно-поисковый: проведение исследования, оформление результатов

Презентация

6.

«Историческое прошлое»

Компьютер, проектор, газетные материалы, аудиозаписи с народными и патриотическими песнями

Работа с библиотечным фондом и электронными носителями, проведение исследования, оформление результатов

Исследовательская работа, опрос





Методические материалы

2-й год обучения


Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1

«Топонимика Ржаксинского района. История и происхождение местных географических названий»

Сведения из Интернета, картографические пособия по родному краю, диктофон

Занятие-экспедиция. Беседа, работа с библиотечным фондом и электронными носителями

Практический контроль, оформление альбома

2

«Ржаксинский район сегодня»

Компьютер, проектор, газетные материалы

Работа с архивными документами, проведение исследования, оформление результатов


Презентация

3

«Научно-исследовательская деятельность»

Компьютер, проектор

Беседа, проведение исследования, оформление результатов

Опрос, выбор темы зачетного проекта

4

«Ржаксинский район –моя малая родина»

Фотоаппарат, компьютер проектор

Занятие-экспедиция. Компьютер, проектор, картографические пособия по родному краю

Опрос, презентация

5

«Я в этом селе живу, я это село знаю»

Компьютер, проектор, газетные материалы

Научно-исследовательская работа

Защита проекта



В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.

Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.

Программа предполагает использование различных приемов и видовработ:

    • Опросы;

    • Интервью;

    • Беседы со старожилами;

    • Экскурсии в музеи;

    • Работа с архивными документами;

    • Экспедиции в ближние села или вокруг своего поселения;

    • Заполнение топонимических карточек;

    • Обработка материала;

    • Написание творческих работ (сочинений);

    • Научно-исследовательская работа.

    • Оформление творческих альбомов.



Для реализации программы используются следующие методы:

  • методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, мозговой штурм);

  • словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог);

  • наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование, экскурсии);

  • проектирования (создание проектного продукта);

  • исследовательский (проведение исследования, оформление результатов);

  • информационные (работа с библиотечным фондом и электронными

  • носителями, посещение библиотеки, поиск материала в Интернете); практические (оформление документов, таблиц, буклетов, презентаций на

  • компьютере);

  • наглядность (фотографии, презентации, схемы, таблицы);

  • стимулирования и мотивации (убеждение, пример, поощрение размещение работ учеников на сайте класса, в сетевых региональных проектах, публикации в СМИ).









2.6.Список литературы

Для педагога:



    1. Ашурков В.Н. «Историческое краеведение». – М., 1980 г.

    2. Барашков В.Ф. «Лингвистическое краеведение в сельской школе». – Ульяновск, 1979 г.

    3. Бондалетов В.Д. «Русская ономастика». – М., 1983 г.

    4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» (любое издание)

    5. Никонов В.А. «Введение в топонимику». – М., 1965 г.

    6. Суперанская А.В. «Словарь русских личных имен». – М., 1998 г.

    7. Федосюк Ю.А. «Русские фамилии». – М., 1996 г.

    8. Журнал «Русский язык в школе». – 4/2000.

    9. Тайорова Т.М. «Ономастика в лингвокраеведческой работе».

    10. Кузнецова Э.Т. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. - М.: Аквариум, 2000.-240 с.





Для учащихся:



    1. Ладыженская Т.А. Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.Просвещение, 1997г.

    2. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? История некоторых названий, или Вот так сказанул. Издательство: Центрполиграф, 2014 г.

    3. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Истории происхождения слов увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива. Издательство: Центрполиграф, 2014 г.

    4. Аксёнова М.Д. Знаем ли мы русский язык? Используйте

    5. крылатые выражения, зная историю их возникновения. Издательство: Центрполиграф, 2014 г.

    6. Пенькова О.П. Культурные традиции русского дворянства. Тамбов, 2008.



    1. Махрачев С.Ф. Фомина Л.М. Школьный музей. Тамбов, 2007.

    2. Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи;

    3. Травы; Заговорные слова.- М.: Дружба народов, 1992.

    4. Агапова И. А., Давыдова М. А.: Фольклорные праздники в школе. Зима и осень.– Волгоград, Учитель, 2008.

    5. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1984.

    6. Забылин М.В. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1999.

Интернет источники:

https://www.youtube.com/watch?v=7hZ1Ufx3o8g https://vk.com/video276094997_456239026?list=fce8822e..

2.7 Глоссарий (понятийный аппарат)

Агглютинацияилисклеивание. Форма трансформации топонимов. Заключается в соединении двух или нескольких слов. Устюг из Усть-ЮгУшачи из Усть-Шача.

Адресная функция топонима -ключевая функция, которая заключается в выделении единичного объекта из множества однотипных.

Агоронимы(греч. Άγορα – «рыночная площадь», ονομά – «имя») - вид урбанонимов, название городской площади, рынка. Площадь Независимости, Тяньаньмынь, Комаровский рынок.

Агрооним (от греческого греч.άγρος – «пашня», ονομά – «имя») - класс топонимов, название земельного надела, пашни, сельскохозяйственной земли. Поле Клин, Монастырское поле, Петрова полоса, Иванов шнур.

Антропоним (из греческого άνθροπος –«человек», ονομά – «имя») - личное имя собственное человека: имя, отчество, фамилия, отчество, кличка, прозвище, псевдоним и т.д.

Антропотопоним (из греческого άνθροπος –«человек», τοπος – «место», ονομά – «имя») - географическое название, образованное от антропонима. Ивановка, Хабаровск, Александрия, Берингово море. Антропотопонимы делятся на патронимы и мемориальные.

Апеллятив (из латинского appelare – «называть») - имя нарицательное в противоположность имени собственному. Такие слова языка, как гора, холм, озеро – нарицательные слова, но названия населенных пунктов Гора, Холм, Озеро – имена собственные.

Астионим(из греческого άστείος – «городской», ονομά – «имя») – вид ойконима, название города. Минск, Гомель, Береза.

Астроним(из греческого άστήρ – «звезда», ονομά – «имя») – название любых небесных тел, в том числе звезд, планет, астероидов, комет, созвездий и т.д. Сириус, Венера, комета Галлея, Большая Медведица, туманность Андромеды. Астроним не является географическим названием, т.к. не относится к объектам на Земле.

Некоторые специалисты полагают, что астронимами следует считать только названия звезд, а для других небесных тел есть иные термины (космонимы, планетонимы и т.д.)

Вторичный топоним –название, возникшее врезультате использования уже имеющегося топонима. Вторичные топонимы по строению и составу слова могут полностью соответствовать первичным (река Обь – станция Обь, река Уругвай – страна Уругвай) или образуются от первичных при помощи формантов (река Пина – город Пинск, река Случь – город Слуцк).

Гелоним(от греческого έλος – «болото») - класс топонимов, названия болот. Мох, Пинские болота.

Географическая номенклатура (от латинского nomenklatura – «список имен») - совокупность географических названий определенной территории. Является аналогом термина топонимия. Географическая номенклатура Европы, Беларуси, Брестской области.

Гидроним(отгреческогоύδωρ – «вода», ονομά – «имя») - класс топонимов, названия всех водных объектов. Днепр, Нарочь, Черное море, Тихий океан.

Годоним(отгреческогоόδος – «улица», ονομά – «имя») - вид урбанонимов, название линейного внутригородского объекта – улицы, переулка, проспекта, набережной и т.д Улица Кропоткина, переулок Железнодорожный, Бульвар Шевченко, 5-я авеню, Уолл-Стрит, Елисейские поля.

Дримоним(отгреческого греч. δρΰμος – «роща, лес») - класс топонимов, название леса и его части. Зеленый бор, Горелый лес, Темный гай.

Дромоним(отгреческогоδρομος- «путь», ονομά – «имя») - класс топонимов, названия транспортных путей. Великий шелковый путь, Аппиева дорога, Козий Брод, авиалиния Минск – Нью-Йорк.

Зоотопоним(отгреческогоζώονη – «животное», τοπος – «место», ονομά – «имя») – географическое название, образованное от названия животного. Река Бобрик, Азорские острова (португальское – «ястребиные») и т.д.

Комоним(отгреческогоκώμη – «село», ονομά – «имя») - вид ойконимов, название сельского поселения. Деревня Дубки, село Великая Гать, аул Ак-Булак.

Лимноним(отгреческогоλίμνή – «озеро», ονομά – «имя») - вид гидронимов, название озер, прудов. Свитязь, Нарочь, Титикака, Долгий пруд.

Мемориальныетопонимы(из латинского memoria – «память») - вид географических названий (антропотопонимов),образованных от личных имен и фамилий личностей, известных в различных сферах человеческой деятельности. Эти топонимы увековечивают имена выдающихся либо просто знаменитых людей – первооткрывателей, путешественников, ученых, политических деятелей. Колумбия, Боливия, Земля Эндерби, водопад Виктория.

Метафора (от греческогоμεταφορα – «перемещениеперенос», «употреблениесловавдругомзначении») - в топонимике основана на сходстве, ее признаки весьма разнообразны. Метафора подразумевает сравнение и предполагает перенос значения названия благодаря воображаемому сходству. Рог животного – гора Рог, котел – впадина Котел, голова – гора Сахарная Голова.

Микротопоним(от греческого μίκρος – «малый», ονομά – «имя») - географическое название незначительных местных объектов, известных узкому кругу людей. Микротопоним может обозначать как объект природы, так и деятельности человека. Урочище Лесное, сторожка Петрова, ручей Струмень.

Морфологическая трансформация -вид трансформации топонимов, который является следствием адаптации географических названий в различных языках на протяжении значительного исторического периода. При морфологической трансформации исходный вариант топонима может видоизмениться до неузнаваемости. Карт-Хадашт – Картаго – Картаджанна – Карфаген, БеллумВадум – Бельвадо – Бильбао, Посониум – Преслав – Бреславбург – Пресбург – Братислава и т.д.

Народныйгеографическийтермин – слово, определяющее характер географического объекта, его род и вид. Гора, река, озеро, балка. В результате топонимизации переходит в топоним. Гора – с. Горск, река – д. Заречье, озеро – с. Озерцы, балка – урочище Глухая Балка.

Народная (ложная) этимология -массовое языковое явление, заключающееся в объяснении неясных для местного населения географических названий на основании смысловых ассоциаций, возникающих из-за звукового сходства между словами и сопровождающееся изменением фонетики слова и его морфологии. Го-го-Мель – Гомель.

Объекты номинации (латинское nominatio – «называние») - все географические объекты, которые имеют или могут иметь собственные названия.

Ойконим(отгреческогоοϊκος – «обитель», ονομά – «имя») - класс топонимов, название любого населенного пункта. Чикаго, хутор Дальний, деревня Борки.

Океаноним(отгреческогоΩκεανος – «бог Океан, беспредельное море», ονομά – «имя») - видгидронимов, название океана. Тихий,Индийский океаны.

Ономастика (от греческого όνομαστική – «искусство давать имена») - раздел языкознания, изучающий имена собственные (онимы). Ономастика изучает имена людей (антропонимы), клички и имена животных (зоонимы), имена небесных тел (астронимы), имена племен и народов (этнонимы), названия растительности (фитонимы), названия организаций и учреждений (эргонимы), географические названия (топонимы).

Ороним(отгреческогоορος – «гора», ονομά – «имя») - класс топонимов, название форм рельефа (объектов орографии). Анды, Аконкагуа, Пантанал, Полесская низменность.

Патронимическиетопонимы(от греческого πατρωνυμος – «носящий имя отца»)- географические названия, которые возникли на основе имен, фамилий и прозвищ первопоселенцев, землевладельцев и иных категорий людей. Вид антропотопонимов. Ивановка, Петровское, Васильево.

Пелагоним(отгреческого πέλαγος – «море», ονομά – «имя») - вид гидронимов, название моря или другой части океана (залива, пролива и т.д.) Красное море, Бенгальский залив, пролив Босфор.

Первичный топоним –географические названия, которые возникают независимо от уже существующих.

Переводиликалька (от французского calque –«копия») - перевод топонима с одного языка на другой с изменением формы, но сохранением этимологии – один из видов трансформации топонимов. Русское Белгород – молдавское Четатя-Альба – турецкое Аккерман, китайское Хуанхэ – Желтая река, тюркское Джетысу – Семиречье.

Переосмысление – вид трансформации топонимаВ результате название изменяет и внешний облик, и значение. Переосмысление – это ошибочное понимание и объяснение неясного значения топонима по звуковому сходству. Сарысу (по-тюркски «желтая вода») – Царица – Царицын.

Перифразы (греческое περι– «вокруг, около» и φράζο – «говорю») - заменители собственных имен, представленные словосочетаниями или предложениями, описательно или иносказательно характеризующих объект. Город на семи холмах, северная Венеция, Черный континент.

Потамоним(отгреческого ποταμός – «река», ονομά – «имя») - вид гидронимов, название рек, ручьев. Дунай, Уша, Ясельда, речей Каменка.

Собственное имяилионим(отгреческогоονομά – «имя») - слово, которое относится только к одному предмету или объекту, именуя единственные в своем роде предметы, объекты и существа. Иван Иванович, Джон Джонсон, Лондон, Москва, алмаз Кулинан, ураган Катрина, созвездие Орион, Земля, «Барселона», магазин «Мономах».

Спелеоним(отгреческого ςπήλαιον – «пещера, грот», ονομά – «имя) - вид оронимов, название подземного природного образования - пещеры, грота, пропасти, лабиринта и т.д. Мамонтова пещера, Фингалов грот.

Стандартизациятопонимии – это утверждение официальным органом по географическим названиям для конкретного географического объекта одного или более названий и их точной письменной формы, а также условий их использования.

Субстантивация(из латинского substantivum – «имя существительное)- обязательный переход любой части речи в существительное при топонимизации. Река Белая, ручей Темный, гора Три Камня.

Топоним(от греческого τοπος – «место» и ονομά – «имя», т.е. имя места) - название любого географического объекта – материка, океана, страны, равнины, города, села, реки и т.д. Евразия, Минск, Белорусская гряда, Нигер, Бразилия, урочище Дубы.

Топонимизация – процесс перехода нарицательного слова, словосочетания или другого онима в топоним. Дуб – село Дуб, клин – г. Клин, долгая щель – с. Долгощелье, Хабаров – Хабаровск.

Топонимика – (от греческого τοπος – «место» и ονομά – «имя», т.е. имя места) - научная дисциплина, которая изучает географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, смысловое значение, написание и произношение.

Топонимист - ученый, занимающийся топонимикой.

Топонимия – (от греческого τοπος – «место» и ονομά – «имя», т.е. имя места) - совокупность географических названий определенной территории. Тоже, что географическая номенклатура. Топонимия Африки, Беларуси, Брестского района.

Топонимический класс (класс топонимов, топонимическая группа)– сумма названий однотипных географических объектов. Все топонимы можно разделить на классы (группы) в зависимости от специфики объекта номинацииГидронимы – названия водных объектов, ойконимы – названия населенных пунктов и т.д.

Топонимическийформант, топоформант (от латинского formans –«образующий») – словообразующий элемент, самостоятельно не употребляющийся в языке, состоящий из суффикса, окончания, иногда – префикса (приставки). Наиболее распространенными топонимическими формантами в Беларуси являются «-ов, -ово, -ев, -ево» - Борисов, Соколово, Рогачев, Шерешево; «-ин, -ино» - Волчин, Рогозино; «-вль» - Заславль, Мстиславль; «-ея» - Городея, Дабея, Весея, Рудея; «-ск» - Минск, Пинск, Глуск; «-ец» - Городец, Студенец, Островец; «-ица» - Кокорица, Лошица, Хвоевица, Быстрица; «-ичи» - Барановичи, Ивацевичи, Ляховичи.

Топонимическаяметонимия- явление контактного переноса географического названия с одного объекта на другой, смежный с ним.Река Камчатка дала целый ряд производных топонимов: полуостров Камчатка, Камчатский хребет, гора Камчатская, сопка Камчатская Вершина, город Петропавловск – Камчатский, Камчатская область.

Топоним-композит - (от греческого τοπος – «место» и ονομά – «имя», из латинского composition – «составление») - географическое название, образованное в результате сложения нескольких слов или корней слова. Магнитогорск, Солигорск, Дюссельдорф, Хуанхэ, Каракум.

Топоним – мигрант - двойник уже существующих географических названий. Различают два пути миграции топонимов:1) когда миграция населения на новое место жительства способствует переносу топонимов оставленной Родины; 2) когда топонимы-мигранты появляются как результат подражания известным, ярким и благозвучным названиям. Карфаген – Картахена (Испания) – Картахена (Колумбия), Ньюкасл (Англия) – Ньюкасл (Австралия) и т.д.

Топоном– слово, образованное от географического названия. Персик, гречиха, евро.

Трансформациягеографическогоназвания – изменение топонима в процессе исторического употребления. Выделяют несколько видов трансформации топонимов: сокращение,аббревиатура или акроним,агглютинацияилисклеивание, фонетическаятрансформация, морфологическаятрансформация, переосмысление, перевод или калька официальноепереименование.

Урбаноним (из латинского urbanus – «городской», греч.ονομά – «имя».) – класс топонимов, названия любых внутригородских объектов – улиц, переулков, площадей и т.д.

Фитотопоним – (отгреческогоφύτος – «растение», τοπος – «место», ονομά – «имя») – географическое название, образованное от наименования растений. Дубровка, Лесное, Хойники.

Фонетическаятрансформация - возникает как результат адаптации географического названия, чаще иноязычного, к нормам близкого языка или чужого языка. Большинство иноязычных названий в русском языке отличаются произношением от исходного варианта (Париж и Пари, Лондон и Ландон, Бухарест и Букурешти и т.д.)

Хороним(отгреческогоόρος – «межевой знак, граница», ονομά – «имя») - класс топонимов, название любой значительной территории, региона, области (природной, административной). Краснодарский край, Невада, Бавария, Сибирь.

Эпотопонимы(от греческого έπώνυμος – «дающий имя чему-нибудь») - географические названия, послужившие основой для образования нарицательных слов. Брюгге – брюки, Шампань – шампанское, Коньяк – коньяк.

Этимология(от греческого έτύμον – «истина, подлинный смысл» и λογος– «учение») - происхождение имени собственного.

Этнотопоним–(от греческого έθνος - «народ», τοπος – «место», ονομά – «имя») – географическое название, образованное от наименования любой этнической единицы – племени, народа и т.д. Чехия, Швеция, Литвинка.











































Приложени №1

Примерные вопросы для устного опроса

  1. Какие этносы проживают на Тамбовщине?

  2. Какие коренные этносы Тамбовской области вам известны?

  3. Каковы особенности языковой ситуации на Тамбовщине?

  4. Каковы особенности диалектного ландшафта нашего края?

  5. Каковы отличия диалектных словарей от словарей литературного языка с точки зрения содержания (предмета лексикографирования), целей и задач.

  6. Какие типы диалектных словарей в зависимости от целей и задач составителей вам знакомы?

  7. Чем отличаются полные и дифференциальные словари говоров?

  8. Какой исторический диалектный словарь вам известен и каковы его особенности?

  9. Как вы понимаете термин диалектная личность? Какой словарь диалектной личности вам известен?

  10. Какие региональные диалектные словари вы знаете?


Примерные задания для контрольной работы по темам


Контрольная работа № 1


Работа включает домашние задания и одно задание аудиторное в

составе группы.

Задание:


  1. Изучив вступительные статьи к указанным региональным словарям, напишите краткую справку о каждом словаре по схеме: предмет лексикографирования, задачи составителей, тип словаря, система справок в словарной статье. Справку составьте в жанре аннотации для школьников, ясно излагая необходимые им сведения о словаре.


  1. Из всех словарей выбрать для анализа 3 словарные статьи, которые могут быть использованы в качестве иллюстративного материала в школе на уроках русского языка. Оформить в виде картотеки: на одной стороне карточки расположить библиографические данные словаря, на другой – образец словарной статьи, определив внутри ее содержания зоны лексикографической информации.


Контрольная работа № 2


Задание: выполните анализ диалектного текста с учетом изученного теоретического материала по разделу 3-му. Определите вид тамбовского говора, укажите его фонетические и грамматические особенности. Проанализируйте лексику. Определите тематику текста.



[Рад’илАсь jа в двянАцътм гадУ. З д’иситИ л’эт св’ин’Эj паслА. А ф шаснАцат’ л’эт м’ин’Я прасвАтал’и. Н’э шИпкъ-тъ он мн’э нрАвилс’и. ТОл’къ он дарОгу п’иръгарОд’ит, н’и кудЫ н’и д’Эн’ис’и. Ды и стЫдна у радИт’ел’еф на шеи с’ид’Эт’. А жин’Ил’ися – сваИм дОмъм зажИл’и. А пЭрв’инца jа САшкъj назвалА, мы ф тОт гОт гар’Эл’и. Ну и тАк jа п’итирЫх вЫръст’ила. Муш мин’Э шИпка жил’Эл, ды и jа кадЫ чавО ни абижАлас’.]







Примерные тестовые задания

для текущей аттестации


  1. Предметом изучения региональной этнолингвистики является

а) диалект;

б) этнос;

в) диалектные (локальные) культуры;

г) история этноса;


  1. Основателем методологии Московской школы этнолингвистики является


а) А.А. Потебня;

б) А.А. Шахматов;

в) Ф.П. Филин;

г) Н.И. Толстой;


  1. В рамках этнолингвистики диалект рассматривается как


а) сельский тип коммуникации

б) способ вербализации ценностей народной традиции

в) речь необразованного населения

г) территориально ограниченная разновидность национального языка


  1. Говор – это


а) речь языкового коллектива на определенной территории (село, деревня, хутор);

б) речь городских и сельских жителей;

в) литературная речь;

г) молодёжный сленг;


  1. Выделяют наречия


а) восточнорусское и севернорусское;

б) севернорусское и южнорусское;

г) южнорусское и западнорусское;

д) западнорусское и восточнорусское;


  1. Говоры с точки зрения их происхождения бывают:

а) переходного типа;

б) исконные (архаичные) и вторичного образования;

в) территориальные и социальные;

г) севернорусские и южнорусские;


7. Оканье – это:


а) различающий ударный мягкий вокализм;

б) безударный различающий твердый вокализм;

в) безударный различающий мягкий вокализм;

г) безударный неразличающий твердый вокализм;



8. Аканье – это:

а) различающий ударный мягкий вокализм;

б) безударный различающий твердый вокализм;

в) безударный различающий мягкий вокализм;

г) безударный неразличающий твердый вокализм;


  1. У них двоя работъют, пъмогают. Этому говору присущ безударный твердый вокализм:


а) полное оканье;

б) аканье без редукции;

в) литературное аканье (2 степени редукциии);

г) неполное оканье;

10.В каком случае можно говорить об отсутствии в говоре фонем ф

  • ф'?

А) тиф, фунт, кофта, Ефим, конфеты и т.д.

Б) карова, звать, свякрофь, афца, авин, мазгоф и т. д.

В) сърахван, кохточки, хвамилия, на хвэрми и т. д.

Г) ходиу, жэниуся, пlохо и т. д.

11Оканье, различающий мягкий вокализм, цоканье, г, в, ж'. ш', долгие твердые шипящие, ф, ф' - это особенности

а) литературного языка

б) среднерусских говоров

в) южнорусских говоров

г) севернорусских говоров


  1. Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже.

А) это авторский текст

Б) разговорная речь

В) диалектная речь

Г) сленг

Примерные задания


для самостоятельной работы обучающийся


  1. Составьте таблицу «Типы вокализмов в первом предударном слоге в Тамбовских говорах»

  2. Выпишите из Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля диалектные слова с пометкой (тмб.)

  3. Прослушайте фрагмент песни «Старый дед» и затранскрибируйте 1 куплет.

  4. Выберете 3 страницы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и выпишите лексические диалектизмы (не менее 20 слов)















Приложение №2

Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся

в группе________ педагога _______________________________________

Дата проведения контроля __________________________

Цель диагностики ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика заданий

Краткое описание задания















Краткий анализ выполнения заданий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Результаты диагностики

ФИО учащихся

Итоговый балл













































Анализ результатов

Количество учащихся по списку

Количество учащихся, выполнявших работу

Всего получено баллов

Уровень усвоения программы в %

Уровень качества знаний в %



7-10

5-6

3-4

1-2





























Уровень усвоения программного материала определяется путем умноженияобщего количества учащихся, получивших от 4 до 10 баллов на 100% и деления результата на количество выполнявших работу.

Качество усвоения программного материала определяется путемумножения общего количества учащихся, получивших от 5 до 10 баллов на 100% и деления результата на количество выполнявших работу.













Критерии оценки знаний

Баллы

Критерии

% выполнения тестовых/контрольных заданий

1 балл

Присутствует на занятиях, слушает,

смотрит, записывает под

диктовкуучителя

переписывает с доски; отвечать персонально

отказывается

менее 25%

2 балла

Отличаетаналогичные

процессы, объекты друг от друга только

том случае, когда

их предъявляют

ему в готовом

виде; может найти

необходимый текст, «скачать» из Интернета

т.п.

25%-44%

3 балла

Запоминает небольшую часть текста, правила,

определения,

формулировки,

но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Изложение чаще

сумбурное.

45%-64%

4 балла

Полностью воспроизводит

изученные правила, формулировки; узнает правильное среди неправильного

(запоминает)

65%-74%

5 баллов

Объясняет отдельные положения усвоенной теории; иногда

выполняет при этом мыслительные операции анализа и синтеза. Изложение в основном логичное


75%-79%

6 баллов

Отвечает на

большинство

вопросов по

содержанию теории; демонстрирует

осознанность

усвоения

теоретических

знаний; способен к самостоятельным выводам. Действует по

алгоритму

80%-84%

7 баллов

Четко и логично

излагаеттеоретический

материал, свободно владеет понятиями и

терминологией, может обобщить изложенную

теорию, хорошо видит связь теории с практикой, применяет теорию в простейших случаях

85%-89%

8 баллов

Понимает суть

изученной теории и

применяет ее на

практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет практические задания, иногда допуская

незначительные

ошибки, которые сам и

исправляет. Применяет ранее освоенные действия для

решения нетиповой задачи, умеет

самостоятельно

получать знания

90%-94%

9 баллов

Легко выполняет

практические задания творческого уровня, свободно оперируя

усвоенной теорией


95%-99%

10 баллов

Оригинально,

нестандартно

применяет на практике полученные знания; на базе приобретенных

ранее знаний; самостоятельно

вырабатывает новые умения

100%









Краткие выводы____________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________







Подпись ________________________ Дата ______________

Сводный отчет

по итогам диагностики ЗУН в группах

педагога_____________________________________________________

за ________________________ учебный год



Дата проведения диагностики _____________________________________________

Цель диагностики ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат диагностики



Группа

Количество учащихся по списку

Количество учащихся, выполнявших работу

Всего получено баллов

Уровень усвоения программы в %

Уровень качества знаний в %




7-10

5-6

3-4

1-2





























































































Средний показатель уровня усвоения программы и качества ЗУН



Краткий анализ результатов диагностики _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________



Вывод, рекомендации_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________



Показатели уровня усвоения программы и качества знаний:

Уровень

Усвоение программы

Качество ЗУН

Оптимальный

100%

75

– 100%

Достаточный

80 – 99%

50

– 74%

Допустимый

75 – 79%

30

– 49%

Недопустимый

Менее 75%

Менее 30%

Подпись____________________

Дата ______________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!