СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа знакомит с календарно-тематическим планированием и представлена театрализованной  деятельностью младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»



Тогучинский район Новосибирской области

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Степногутовская средняя школа»







Принята на заседании педагогического совета

от « » Протокол №

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «__»______________2023г.

Директор МКОУ

Тогучинского района «Степногутовская средняя школа»

ФИО






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направленность: художественная

ознакомительный уровень

«Театр дяди Стёпы»



Возраст обучающихся: 7 -12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель программы:

Бормотова Дарья Викторовна,

учитель изобразительного искусства.

Стаж работы – 2 года.





с. Степногутово, 2023 год





Внутренняя экспертиза проведена.

Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения.

Зам. директора по ВР

Семагина Е.Н. /____________/

Ф.И.О. подпись

«____» _________ 2023г










































ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Театр дяди Стёпы»

( 2023 г.)





1.

Полное

наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр дяди Стёпы»

2.

Публичное наименование программы

Программа «Театр дяди Стёпы»




3.

Краткое описание программы

Настоящая программа создает условия для творческой и социальной самореализации формирующейся личности младшего школьника.





4.



Описание программы

Актуальность программы заключается том, что школьный театр – один из приоритетных трендов инновационного образования Российской Федерации, а также, несомненно, играет большую роль в формировании личности ребенка, привлекает своей эмоциональной яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей.


Отличительная особенность программы

Театральные занятия - не уроки, они не учат вас, ребята, быть актерами. Они помогут вам быть самими собой. Через совместную театральную деятельность вы раскроете свой скрытый творческий потенциал и создадите неповторимые авторские роли.

Стесняетесь отвечать учителю на уроках? Стесняетесь своей речи? В программу включены занятия на развитие артикуляционного аппарата. Мы будем учиться говорить красиво и грамотно и овладеем ораторским мастерством как древнеримский политик Цицерон. В том числе узнаете подробнее о жизни великих ораторов. Через цикл бесед получите представление о театре как виде искусства, познакомитесь с его основами и историей. Совместные работы над постановкой спектакля заставят вашу фантазию импровизировать и создавать образы героев. 

Новизна программы Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Дети самостоятельно придумывают свои рассказы, сценарии. Программа способствует развитию у детей наблюдательности. Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать свое мнение.



5.



Учебный план

Учебный план:

1. Вводное занятие - 1 час;

2. Выбор репертуара - 1 час;

3. Основы сценического движения - 4 часа;

4. Основы сценической речи - 4 часа;

5. Актерское мастерство и основы сценической культуры - 4 часа;

6. История театра - 2 часа;

7. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах - 4 часа;

8. Музыка в спектакле - 2 часа;

9. Работа с текстом - 24 часа;

11. Учимся говорить красиво - 6 часов;

12. Работа над ролью - 8 часов;

13. Репетиция на сцене - 8 часов;

14. Показ спектакля - 2 часа.

ИТОГО: 70 часов.


6.


Цель программы

Цель: развитие творческой личности ребенка посредством театральной деятельности.

Задачи:

Предметные:

1) обучить необходимым основам и приемам актёрского мастерства;

2) расширить кругозор детей в области театра;

3) научить действовать в сценических условиях;

4) помочь обучающимся освоить основные театральные и сценические термины;

5) научить использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств.

Метапредметные:

1) развить фантазию, воображение, память, внимание;

2) формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

3) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

1) уважительное отношение к культурным ценностям своей страны;

2) формирование общей культуры обучающихся;

3) привитие прилежания, трудолюбия, взаимопонимания, уважения, доброжелательности;

4) формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и чувства гордости за свою Родину.







7.




Ожидаемые результаты

Предметные:

  1. Получат знания о театре как виде искусства, познакомятся с его историей.

  2. Научатся техническим приемам актерского мастерства и сценическому взаимодействию, практическому применению специальных знаний, умений и навыков.

  3. Будет сформирована устойчивая мотивация к деятельности через приобщение к театрально-сценическому искусству.

Метапредметные:

  1. Будут развиты воображение и творческий потенциал обучающихся.

  2. Будут развиты способности к анализу и рефлексии в процессе деятельности управления своим состоянием и настроением в процессе работы над ролью.

Личностные:

  1. Будут сформированы навыки коммуникативной и социальной культуру поведения, внимание и уважение к другим, способность действовать в команде.

  2. Будут сформированы способности анализировать и соотносить результаты собственного творчества с работами других обучающихся.


8.


Особые условия

Нет







9.







Преподаватель

Реализация программы «Театр дяди Стёпы» будет осуществляться педагогом МКОУ Тогучинского района «Степногутовская средняя школа» - Бормотовой Дарьей Викторовной,

учителем изобразительного искусства.


10.

Материально-

техническая база

Для реализации программы «Театр дяди Стёпы» помещение соответствует следующим характеристикам:

Показатель

Наименование

Количество

Сведения о помещении

кабинет

№10

площадь кабинета

72 кв.м

Перечень оборудования


Типовая мебель

16 мест

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий

Столы

стулья

8

16

Перечень материалов, необходимых для проведения занятий


  1. 1. Декорации

  2. 2.Тексты сценариев

  3. 3. Перчаточные куклы

Перечень технических средств обучения

компьютер

1

проектор

1

колонки

1

Учебный комплект для каждого обучающегося

Ручка

1

Тетрадь

1


Информационное обеспечение:


Электронные образовательные ресурсы:


1. Электронная школа (09.08.2022 );

2. Навигатор дополнительного образования (09.08.2022)


Библиотека литературы по искусству: отдел в школьной библиотеке.



11.



Обложка

Представлена на сайте «Навигатор дополнительного образования»

12.

Галерея

дополнительные фотографии с занятий представлены на сайте «Навигатор дополнительного образования»




13.



Видеоматериал

загружается с канала YouTube. Код вставки видео вставляется в раздел Основное - Код видео (под

разделом Описание расписания) уже в сохраненной программе.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Театр дяди Стёпы» имеет художественную направленность. В программе занятий детский театр рассматривается не только как средство достижения художественного результата, т.е. создание спектакля, но и как средство пробуждения познавательного интереса, фантазии и воображения. Обучающиеся не получают готовых знаний, они их добывают, строят сами.

Актуальность программы заключается в том, что театр играет большую роль в формировании личности ребенка, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействием на зрителей. Атмосфера доверия, сотрудничества будет способствовать развитию индивидуальности ученика.

Отличительная особенность программы Театральные занятия не уроки, они не учат ребят быть актерами. Они помогут им быть самими собой. Через совместную театральную деятельность дети раскроят свой скрытый творческий потенциал и создадут неповторимые авторские роли.

Дети стесняются отвечать учителю на уроках? Стесняются своей речи? В программу включены занятия на развитие артикуляционного аппарата. Мы будем учиться говорить красиво и грамотно и овладеем ораторским мастерством как древнеримский политик Цицерон. В том числе узнаем подробнее о жизни великих ораторов. Через цикл бесед обучающиеся получат представление о театре как виде искусства, познакомятся с его основами и историей. Совместные работы над постановкой спектакля заставят детскую фантазию импровизировать и создавать образы героев. 

Новизна программы. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Дети самостоятельно придумывают свои рассказы, сценарии. Программа способствует развитию у детей наблюдательности. Важно научить ребенка думать, размышлять, не боятся высказывать свое мнение.

Адресат программы

Программа адресована обучающимся 7-12 лет без предварительного отбора. Могут заниматься дети с ОВЗ. По составу группы не всегда являются постоянными. Для обучения принимаются все желающие. Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся. Количество обучающихся в одной группе – до 12 человек.

Уровень программы

По целевому ориентированию и уровню сложности данная общеразвивающая программа является программой базового уровня.


Объем и срок освоения программы

Объем программы- 70 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

1 год обучения: 70 часов в год, 2 раза в неделю по 1 часу каждое занятие.

Каникулярный период запланирован в соответствии с годовым учебным графиком МКОУ Тогучинского района «Степногутовская средняя школа» на 2023-2024:

01.11.22-07.11.22 – осенние каникулы;

30.12.22- 09.01.23 зимние каникулы;

24.03.23-30.03.23– весенние каникулы;

01.06.23-31.08.23 летние каникулы.


Форма обучения: очная.

Уровень обучения: стартовый (ознакомительный).


Особенности организации образовательного процесса:


Форма реализации образовательной программытрадиционная.


Организационная форма обучения- групповая. Группы формируются смешанного типа. Состав группы - постоянный.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность, заинтересованность и дает определенные результаты.

Режим занятий:

Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных особенностей допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2)

Общее количество часов в год – 70 часов. Количество часов в неделю – 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.

Состав группы - смешанный.


1.2. Цели и задачи программы

Цель: развитие творческой личности ребенка посредством театральной деятельности.

Задачи:

Предметные:

1) обучить необходимым основам и приемам актёрского мастерства;

2) расширить кругозор детей в области театра;

3) научить действовать в сценических условиях;

4) помочь обучающимся освоить основные театральные и сценические термины;

5) научить использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств;

Метапредметные:

1) развить фантазию, воображение, память, внимание;

2) формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

3) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

1) уважительное отношение к культурным ценностям своей страны;

2) формирование общей культуры обучающихся;

3) привитие прилежания, трудолюбия, взаимопонимания, уважения, доброжелательности;

4) формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и чувства гордости за свою Родину.


1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

План работы. Техника безопасности

2

1

0

Анкетирование

2

Основы сценического движения и речи

10

2

8

Игра, Декламация

3.

Актерское мастерство и основы сценической культуры

4

3

1

пьеса

4.

История театра

2

2

0

Презентации, беседы

5.

Знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах. Музыка в спектакле

6

3

3

Игра. Этюды

6.

Работа с текстом. Работа над ролью. Репетиция на сцене. Показ спектакля

46

5

42

Сценарии, спектакль


ИТОГО:

70

16

54



Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. План работы. Техника безопасности. (2 часа)

Теория: Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Основы сценического движения и речи (10 часа)

Теория: Понятие мизансцены. Знакомство с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

Практика: Научить ориентироваться в сценическом пространстве. Развитие четкой, ясной дикции. Научить сочинять небольшие рассказы и сказки; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Раздел 3. Актерское мастерство и основы сценической культуры (4 часа)

Теория: Умение сочинять этюды по сказкам, строить диалог с партнёром на заданную тему.

Практика: Выделять голосом ключевые слова в отдельных фразах и предложениях; развивать умение пользоваться интонациями.

Раздел 4. История театра. (2часа)

Теория: Знакомство с театральной терминологией; основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Практика-

Раздел 5. Знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах. Музыка в спектакле (6 часов)

Теория: Знакомство с репродукциями картин, близкими по содержанию с постановочным материалом

Практика: Умение слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.

Раздел 6. Работа с текстом. Работа над ролью. Репетиция на сцене. Показ спектакля. Итоги года (46 часов)

Теория: Культура поведения актера и зрителя. Знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой

Практика: Научить ориентироваться в сценическом пространстве, строить диалог с партнёром на заданную тему; способность запоминать слова героев в спектакле, развивать внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, отрабатывать дикцию.

Подведение итогов работы кружка. «Что мы умели, чему мы научились». Фотовыставка 2022-2023.

1.4. Планируемые результаты

В результате освоения программы у обучающихся будут развиты следующие результаты:

Предметные:

  1. Получат знания о театре как виде искусства, познакомятся с его историей.

  2. Научатся техническим приемам актерского мастерства и сценическому взаимодействию, практическому применению специальных знаний, умений и навыков.

  3. Будет сформирована устойчивая мотивация к деятельности через приобщение к театрально-сценическому искусству.

Метапредметные:

  1. Будут развиты воображение и творческий потенциал обучающихся.

  2. Будут развитие способности к анализу и рефлексии в процессе деятельности управления своим состоянием и настроением в процессе работы над ролью.

Личностные:

  1. Будут сформированы навыки коммуникативной и социальной культуру поведения, внимание и уважение к другим, способность действовать в команде.

  2. Будут сформированы способности анализировать и соотносить результаты собственного творчества с работами других обучающихся.



Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график


Год обучения

(уровень)

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режимзанятий

1 год обучения

1

сентября2022г.

31 мая 2023г.

34

35

70

академических часов

2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.



2.2. Условия реализации программы


Наличие в МКОУ Тогучинского района «Степногутовская средняя школа» учебного помещения для проведения занятий, соответствующее СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2)

Материально-техническое обеспечение:


Для реализации программы «Театр дяди Стёпы» помещение соответствует следующим характеристикам:

Показатель

Наименование

Количество

Сведения о помещении

кабинет

№10

площадь кабинета

72 кв.м

Перечень оборудования


Типовая мебель

16 мест

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий

Столы

стулья

8

16

Перечень материалов, необходимых для проведения занятий


  1. 1. Декорации

  2. 2.Тексты сценариев

  3. 3. Перчаточные куклы

Перечень технических средств обучения

компьютер

1

проектор

1

колонки

1

Учебный комплект для каждого обучающегося

Ручка

1

Тетрадь

1


Информационное обеспечение:


Электронные образовательные ресурсы:


1. Электронная школа (09.08.2022 );

2.Навигатор дополнительного образования (09.08.2022)

3. Библиотека литературы по искусству: отдел в школьной библиотеке.

Кадровое обеспечение.

Реализация программы «Театр дяди Стёпы» будет осуществляться педагогом МКОУ Тогучинского района «Степногутовская средняя школа» - Бормотовой Дарьей Викторовной,

учителем изобразительного искусства. Бормотова Дарья Викторовна, учитель изобразительного искусства.

Курсы повышения квалификации "Адаптация образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении" (72 часа; 28.11.2021 год).

Онлайн- курс "Развитие творческих способностей по ФГОС" (2 часа; 2022 год).

Онлайн- курс "Инновации в образовании: новые подходы к форматам обучения" (16 часов; 2022 год).

Курсы повышения квалификации "Быстрый старт в искусственный интеллект" (72 часа; 04.10.2022 год).

Автор –составитель программы -

Тутынина Валентина Егоровна, учитель ОРКСЭ МКОУ Тогучинского района «Степногутовская средняя школа», первой квалификационной категории.

2.3. Формы аттестации


Для оценки результативности освоения учебного материала по дополнительной общеразвивающей программе предусмотрены следующие формы аттестации:

- текущий контроль: выполнение заданий педагога, тестирование, участие в школьных мероприятиях;

- промежуточная аттестация: участие в постановочных спектаклях, конкурсах и викторинах.


Данные виды контроля позволяют педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, стимулирует развитие интереса к театральной деятельности, удовлетворяет потребность обучающихся в самовыражении.

Уровень усвоения программы определяется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, уровнем заинтересованности театральным искусством.



Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе являются:

 журнал учета работы педагога дополнительного образования;

участие обучающихся в спектаклях на различных уровнях и их результат

 отзывы родителей о работе творческого объединения в ИС Навигатор.


2.4. Характеристика оценочных материалов

Результаты

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля/ промежуточной аттестация

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

личностные

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию)

Ребенок постоянно действует под контролем извне; 1 б

Периодически контролирует себя сам; 5б Постоянно контролирует себя сам;10 б

Наблюдение


Самооценка

Способность оценить себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

Нормальная

Анкетирование


Тип сотрудничества

Умение работать в коллективе

Пассивен 1б

Сотрудничает иногда 5б

Активен 10 б

Наблюдение

метапредметные

Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога 1б

Средний уровень – работает с помощью педагога 5б

Максимальный уровень - работает самостоятельно, не испытывает затруднения. 10 б



Наблюдение


Учебно- организационные навыки и умения


Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков 1б

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2; 5 б

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период 10 б

Наблюдение

предметные

Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний. 1б

Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов. 5 б

Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний. 10 б


Тестирование, контрольный опрос


Театральные навыки

Умение перевоплощения, вживаться в роль, чувство сцены и зрителя.

Минимальный уровень 1б

Наблюдение




Средний уровень 5б






    1. Методические материалы

При реализации программы «Театр дяди Стёпы» используются разнообразные методы:

  • Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др;

  • Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации образовательного процесса - групповая.

Формы организации учебного занятия - беседа, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, использование интернет - технологий, сочинение собственных произведений.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности.

    1. Рабочая программа воспитания

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы являются обязательными структурными элементами общеобразовательной программы «Театр дяди Стёпы». Так как программа реализуется на базе МКОУ Тогучинского района «Степногутовская средняя школа», то цели и задачи составлены в соответствии с требования вопросов воспитания данной образовательной организации.

Общая цель воспитания в общеобразовательной организации- личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе ценностей;

2) в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям;

3) в приобретении ими соответствующего ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношении на практике.


Задачи воспитания:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа;

2) вовлекать детей на обучение по программе дополнительного образования;

3) использовать в воспитании детей возможности школы и поддерживать использование на учебных занятиях интерактивные формы;

4) организовывать для детей экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

5) организовать работу с семьями детей, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.


Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную и осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

-освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно - практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;

- вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;

- овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.


Результат:

• воспитать ценностное отношение к России, своему народу, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям;

• дать знания об основных положениях Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• сформировать системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• сформировать понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.


3. Список литературы:

3.1. Нормативно - правовое обоснование для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:



  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции);

  2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

  4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28, «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);

  7. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция);

  8. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.;

  9. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

  12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);

  13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель);

  14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

  15. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы, разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ в «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

  16. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

  17. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru ).

3.2. Литература для педагога

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

  7. Методические рекомендации по разработке и реализации «Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные)», г.Новосибирск, 2021

  8. Буйлова Л. Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272 с.

  9. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации/ Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2016.- 192 с.

Календарно-учебный план. «Театр дяди Стёпы».

Тема занятий

К-во ч.

план

фафакт


Сентябрь

8



1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Серпантин идей: игровая программа.

1


 

2

Игры – превращения, установление дружеских отношений в коллективе.

1


 

3

Подготовка к этюдам «Осень идет». (стихи русских поэтов: драматизации)

1


 

4

Отработка этюдов « Осень идет».

1


 

5

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда

1


 

6

Работа над постановочным материалом (выбор сказки для постановки – работа руководителя).

1



7

Знакомство со сценарием сказки «Осенняя сказка» Распределение ролей с учетом пожелания и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.)

1


 

8

Выразительное чтение сказки по ролям.

1


 


Октябрь

8



1

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическом ударении, изготовлении декораций)

1


 

2

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическом ударении, изготовлении декораций)

1


 

3

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическом ударении, изготовлении декораций)

1


 

4

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки

(Работа руководителя)

1


 

5

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

1


 

6

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1


 

7

Серпантин идей: общение, игры

1


 

8

Общая культура человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

1


 


Ноябрь

8



1

Серпантин идей: Открытка маме.

1


 

2

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

1


 

3

Привычки дурного тона. (Этикет)

1


 

4

Репетиция этюда. Подарок маме.

1


 

5

Репетиция этюда. Подарок маме.

1


 

6

Сценический этюд «Очень большая картина» (подарок маме)

1


 

7

Порядок в театре. Общее дело.

1


 

8

Театральное кафе (этикет)

1




Декабрь

8



1

Театральная игра

1


 

2

Театральная игра. Работа над образом.

1


 

3

Знакомство со сценарием сказки. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.).

1


 

4

Репетиция отдельных сцен.

1


 

5

Репетиция. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

1


 

6

Репетиция пантомимных движений.

1


 

7

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

1


 

8

Выступление перед учащимися. Анализ выступления.

1


 


Январь

6



1

Театральное кафе. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1


 

2

Сценические этюды «Автобус», «Критика», «Спор»)

1


 

3

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

1


 

4

Нормы общения и поведения.

1


 

5

Сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

1


 

6

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

1


 

7

Сценический этюд.

1




Февраль

8



1

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Игра.

1


 

2

Этюды

1


 

3

Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

1


 

4

Генеральная репетиция

1


 

5

Выступление: творческий отчет на родительском собрании).

1


 

6

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

1


 

7

Игры по развитию четкой дикции, логике речи.

1


 

8

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1




Март

8



1

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

1


 

2

Игры по развитию четкой дикции, логики речи.

1


 

3

Инсценировка басен И. А. Крылова. Сценические этюды.

1


 

4

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

1


 

5

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

1


 

6

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге.

1



7

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

1


 

8

Премьера, анализ выступления.

1


 


Апрель

8



1

Этюды на оценку различных ситуаций.

1


 

2

Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1


 

3

(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

1


 

4

Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

1


 

5

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

1


 

6

Сценические этюды на воображение.

1


 

7

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

1


 

8

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Репетиция

1


 


Май

7



1

Знакомство со сценарием детского спектакля.

1


 

2

Репетиция отдельных эпизодов. Игры. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

1


 

3

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

1


 

4

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

1


 

5

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

1


 

6

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Премьера спектакля.

1


 

7

Театр общения. Анализ работы за год

1


 


Всего

70



Настоящая программа создает условия для творческой и социальной самореализации формирующейся личности младшего школьника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!