СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образвательная программа дополнительного образования художественной направленности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»

Муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Старомайнский район»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Старомайнский Центр творчества и спорта»

муниципального образования «Старомайнский район»



Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета Директор МБУ ДО ЦТиС

Протокол № 01 ___________

от сентября г. «__» ____________ г

Приказ № « » сентября г.





Образовательная программа

дополнительного образования детей

художественной направленности

детского образовательного объединения

« ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся 6 -10 лет

Срок реализации программы – 1 год

Всего-144 часа





Рассмотрена на заседании Программу разработала

методического совета педагог дополнительного

Протокол № образования МБУ ДО ЦТиС

от « »______ г. Горбунова Анфиса

Васильевна








р. п. Старая Майна,


РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

стр

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи программы

5

1.3. Содержание программы


Учебный план

7-11

Содержание учебно-тематического плана

11-20

1.4. Планируемы результаты

20-23

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график

27-38

2.2. Условия реализации программы

38

2.3. Формы контроля

38-39

2.4. Методические материалы

39

РАЗДЕЛ 3. Список литературы


3.1. Список литературы

40























  1. «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка

Программа «Юный художник» является дополнительной общеобразова­тельной общеразвивающей программой художественной направленно­сти и предназначена для обучения детей 6-10 летнего возраста в учреждении дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Международной конвенции ООН о правах ребёнка;

- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Россий­ской Федерации»;

- Устава и локальных актов МБУ ДО ЦТиС.

Данная программа является модифицированной по степени авторства, в ней разработан комплекс основных характеристик на основе многолетнего педагогического опыта с использованием современной методической литературы по данному виду деятельности.

Программа дополнительного образования является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Один из путей создания условий для развития творческих способностей – кружок «Юный художник».

Образовательная программа кружка «Юный художник» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Программа «Юный художник» предназначена для обучающихся в начальной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.

В основе формирования способности к изобразительной деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Юный художник» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений.

Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает стартовый уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.


1.2 Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной

– формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;

- восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

-воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

-воспитание аккуратности

художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

-развитие колористического видения;

-развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

технической освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

-улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

-овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;


В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).


Режим занятий



Возраст обучающихся участвующих в реализации данной образовательной программы 6 –10 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПин 2.3.3.3172-14 от 04.07.2014. согласно возрасту детей.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Первый год является стартовым и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Учебный план

№ п/п

раздела

занятия

Наименование разделов

Все

го

Учебных

Т


Резервные

П

Контрольных

1

1-4

Введение

4

2

2


2

5-12

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка

8

2

6


3

13-20

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

8

2

6


4

21-38

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

18

3

14

1

5

39-46

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении

8

2

6


6

47-52

Орнамент. Стилизация.

6

1

5


7

53-80

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

28

6

20

2

8

81-106

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

26

4

20

2

9

107-120

Тематическое рисование

14

3

11


10

121-130

Оформительские, творческие и выставочные работы.

10


10


11

131-144

Воспитательная работа

14


12

2



Итого:

144

25

112

7



Учебно-тематический план

заня­тий

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

контроль

1-2




Введение.

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

2

1

1

-

-

3-4

Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

2

1

1

-

-

5-6

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.

2

1

1

-

-

7-8

Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном»


2

1

1

-

-

9-10

Инструктаж по пожарной безопасности. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.

2

-

2

-

-

11-12

«Изображать можно в объёме»

2

-

2

-

-

13-14

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

Первичные цвета. Цветовая гамма.

2

1

1

-

-

15-16

Красоту нужно уметь замечать.

2

-

2

-

-

17-18

Рисуем дерево тампованием

2

1

1

-

-

19-20

«Узоры на крыльях»

2

-

2

-

-

21-22

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

Выполнение линейных рисунков трав.

2

1

1

-

-

23-24

В гостях у осени.

2


2

-

Выставка

25-26

Изображение осеннего букета.

2

1

1

-


27-28

Красивые рыбы.

2


2

-

-

29-30

Украшение птиц.

2

1

1

-

-

31-32

Объёмное изображение животных в различных материалах

2


1

1


33-34

«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»


2

-

2

-

-

35-36

Красота формы листьев.

2

-

2

-

-

37-38

Мы в цирке.

2

-

2

-

-




39-40

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении

Узор из кругов и треугольников

2

1

1

-

--

41-42

Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами»

2

-

2

-

-

43-44

«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек»

2

1

1

-

-

45-46

«Праздничные краски узоров дымковской игрушки»

2

-

2

-

Выставка

47-48

Орнамент. Стилизация.

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»

2

1

1

-

-

49-50

Орнамент из геометрических фигур.

2

-

2

-

-

51-52

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

2

-

2

-

-

53-54

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

Сказка в декоративном искусстве.

2

1

1


-

55-56

Красивые цепочки.

2


1

1

-

57-58

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

2


2

-

-

59-60

Орнамент «Чудо-платье»

2


2

-

-

61-62

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка

2

1

1

-

-

63-64

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора

2


2

-

-

65-66

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».

2


2

-

-

67-68

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе»

2

1

1

-

-

69-70

Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».

2

1

1

-

-

71-72





«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)

2

1


1

-

73-74

Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам)

2

1

1

-

-

75-76

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

2


2

-

-

77-78

Хохлома. Золотые узоры.

2


2

-

-

79-80

«Русская матрешка в осеннем уборе»

2


2

-

Выставка

81-82

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».


2

1

1

-

-

83-86

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

4


3

1

-

87-90

«Городские и сельские стройки»

4

1

3

-

-

91-92

Фигуры человека.

2


2

-

-

93-94

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта

2


1

1

-

95-98

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

4

1

3

-

Конкурс

99-102

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей.

4

1

3

-

-

103-106

Натюрморт из геометрических тел.

4

-

4

-

-

107-108

Тематическое рисование

Красота народного костюма.

2

1

1

-

-

109-110

Составление мозаичного панно «Спящая красавица»

2


2

-

-

111-114

Рисование на тему «Закат солнца»

4

1

3

-

-

115-118

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

4

1

3

-

-

119-120

«В сказочном подводном царстве»

2


2

-

Конкурс

121-124

Оформительские, творческие и выставочные работы.

Мы – юные дизайнеры

4


4

-

-

125-126

Искусство оформление книги.

2


2


-

127-128

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.


2


2

-

-

129-130

Итоговое занятие

2


2

-

Конкурс

131-144

Воспитательная работа

14


12

2

Выставка





Содержание учебно-тематического плана

Раздел I.

Введение. Организационный сбор

Цель: Формирование обучаемой группы.

Задачи:

- Знакомство с обучаемыми.

-Определение необходимых первоначальных задач.

Теория: Введение в курс по изучению основ изобразительного искусства

Практика:

- Установление личных доброжелательных отношений с обучаемыми.

- Запись в журнал данных об обучаемых.

-Ознакомление с расписанием и местом занятий.

- Ознакомление с программой по изучению основ изобразительного искусства

Оборудование: альбом, карандаши, краски, кисти, фломастеры, ластик, инструкции

Методы и формы подачи материала:

-Рассказ с элементами беседы.

-Беседа,, наблюдение, рисование на свободную тему.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

- Знание о форме, месте и расписании занятий

-Формирование умений, навыков соблюдения учебной дисциплины.

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

Текущий контроль;

Контрольные вопросы.


Раздел 2.

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.( 8 часов)

Задачи:

-Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

- Углубить интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

- Научить видеть красоту в жизни.

- Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы

Теория:

Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.

Практическая часть.

- Пользование рисовальными материалами;

- Правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;

- Передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;

- Выполнять зарисовки и наброски.

- Лепка.

Оборудование: Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть, мелки, фломастер. Пластилин, стеки, дощечка , иллюстрации.

Методы и формы подачи материала:

-Беседа.

-Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.

- Самостоятельные работы.

- Рассказ с элементами беседы.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.


Раздел 3.

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.(8 часов)

Задачи:

- Обогащение восприятия окружающего мира.

- Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.

- Умение ценить то, что создано руками человека и природой.

- Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов

Теория:

Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Практическая часть.

-Правильное обращение с художественными материалами;

-Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;

-Получение различных цветов и их оттенков;

-Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

- Изображение с натуры, по памяти и воображению

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература, тампоны, карточки

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

-Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.


Раздел 4.

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.(18 часов)

Задачи:

- Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

- Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.

- Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц.

- Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в произведении отношения к природе.

-Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания.

Теория:

-Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

-Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников

-Виды и жанры изобразительных искусств

Практическая часть.

-Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).

- Лепка листьев деревьев (глина или пластилин).

- Рисование с натуры и по представлению жизни природы.

- Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.

-Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература, глина или пластилин, солёное тесто, фольга.

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Вести наблюдения в окружающем мире.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.

-Зачет


Раздел 5.

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.(8 часов)

Цель: Воспитание любви к изобразительному искусству.

Задачи:

- Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

- Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

- Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

- Ознакомление с произведениями современных художников в России Прививать любовь к произведениям искусства.

Теория:

-Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра

-Совершенствование навыка грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

- Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;

Практическая часть.

- Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;

- Лепка корзины с грибами и овощами по памяти или по представлению, с натуры.

- Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

- Правильное обращение с художественными материалами;

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.

Солёное тесто, фольга, дополнительная литература, иллюстрации.

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.



Раздел 6 .

Орнамент. Стилизация. (6 часов)

Цель: Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.

Задачи:

- Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

- Использование различных художественных техник и материалов в аппликации

- Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

- Прививать любовь к произведениям искусства.

Теория:

-Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;

-Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;

-Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Практическая часть.

- Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира, применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.

- Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература, ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.



Раздел 7

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

(28 часов)

Цель: Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Использование различных материалов

Задачи:

- Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства; знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства

- Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

- Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды, посуды.

- Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

- Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления.

Теория:

- Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах.

- Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.

Практическая часть.

-Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

-Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров.

-Составление красочной народной росписи в украшении одежды.

-Лепка дымковской барыни, птиц, зверей по памяти и по представлению.

-Выполнение узора в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда

- Роспись посуды под хохлому.

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература, пластилин, ножницы, клей, цветная бумага, иллюстрации

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.



Раздел 8

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

(26 часов)

Цель:

-Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

-С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.

-Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям художественной литературы.

-Воспитание любви к Родине, её историческому прошлому

Задачи:

-Формирование у детей навыков последовательной работы над тематическим рисунком.

-Работа в художественно-конструктивной деятельности.

-Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.

-Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения.

-Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Теория:

-Натюрморт как жанр изобразительного искусства.

-Работа над развитием чувства композиции.

-Первичные навыки рисования с натуры человека.

-Произведения живописи русских художников.

Практическая часть.

-Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

-Рисование на основе наблюдений или по представлению.

-Рисование с натуры.

-Лепка по представлению

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература, пластилин, репродукции.

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.

-Конкурс.


Раздел 9

Тематическое рисование (14 часов)

Цель:

-Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.

-Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

-Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.

Задачи:

-Обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки.

-Работа над выразительными средствами в рисунке.

-Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

-Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.

Теория:

-Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.

-Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы.

-Виды орнамента. Использование орнамента для украшения народной одежды..

Практическая часть.

-Выполнение эскиза русского национального (народного) костюма.

-Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

-Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература, яичная скорлупа, клей ПВА, ножницы, цветная бумага.

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.

-Конкурс.


Раздел 10

Оформительские, творческие и выставочные работы. (10 часов)

Цель:

-Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

-Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному миру.

-Воспитание любви к изобразительному искусству.

Задачи:

-Познакомить дизайном, как областью искусства предметного мира, критериями, ценностями дизайнерских разработок.

-Познакомить с книгой, как формой полиграфической продукции, элементами оформления книги, стилевым единством изображения и текста, художниками- иллюстраторами.

-Познакомить видом письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Теория:

-Дизайн как область искусства предметного мира.

-Книга как форма полиграфической продукции.

-Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Практическая часть.

-Дизайнерское оформление работ.

-Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Игра. Сообщение «История книги».

Оборудование: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Методы и формы подачи материала:

- Рассказ с элементами беседы.

- Теоретические сведения с последующей практической работой.

Виды и способы работы с детьми:

- Инструктаж;

-Практическая работа.

-Выставка работ

-Сообщение «История книги».

Форма контроля, проверки усвоения ЗУН:

-Текущий контроль;

-Контрольные вопросы.

-Конкурс.


1.4Планируемыерезультаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть:
занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизация, занятия -
образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия - праздники,
занятия - эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с
интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.

Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.

В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

- названия основных и составных цветов;

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник,
линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт,
пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

- пользоваться материалами.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

  2. Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

  3. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

  4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

  5. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.

  6. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.



Программное обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение программы

1.Журнал (инструкции по технике безопасности)

2.Инструкция: правила противопожарной безопасности и санитарные нормы.

Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет.

  2. Рабочий стол, стулья, доска,

  3. Шкаф и полки для книг и инструмента.

  4. Бумага: ватман, картон, альбомы для рисования;

  5. Набор цветной бумаги;

  6. Акварельные и гуашевые краски, тушь;

  7. Кисти, перья, карандаши, мелки, пластилин, ножницы, клей.

  8. Проектор, ноутбук, кассеты с записями музыки.

Программно-методическое обеспечение.

  1. Необходимые учебные пособия по данной программе.

  2. Методическая литература.

  3. Таблицы, схемы с теоретическим материалом, иллюстрации, репродукции картин.

Работа с родителями:

-Консультации для родителей;

-Выставки, конкурсы;

-Участие в родительских собраниях и подготовке к конкурсам;

-Оформление стенда.

Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

-Показ;

-Объяснение;

-Инструктаж;

-Разъяснение;

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

-Самостоятельная работа;

-Иллюстрация;

Методы стимулирования познания и деятельности:

-Поощрение;

-Контроль;

-Самоконтроль;

-Оценка;

-Самооценка;

-Вручение подарка;

-Одобрение словом;

Методы поощрения:

-Благодарность;

-Благодарственное письмо родителям;

-Устное одобрение.




Уровни и критерии с диагностикой ЗУН обучающихся


Тема раздела

Высокий

(8-10 баллов)

Средний

(7-4 баллов)

Низкий

( 3-1 балла)

Знания, умения, навыки (ЗУН)

Овладение специальными знаниями, умениями, навыками

Владение основами знаний

Знакомство с образовательной областью

Мотивация к знаниям

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться высоких результатов.

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Неосознанный интерес, навязанный из вне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный.

Творческая активность

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Эмоционально-художественная настроенность

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса,

включаясь в художественный образ. Есть

устойчивая

потребность в г восприятии или исполнении

произведений искусства.


Замечает разные

эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в

художественный образ. Есть

потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда

Подавленный, напряженный. Бедные маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства.

Достижения

Значительные результаты на уровне школы, района, области.

Активное участие в делах отдела, учреждения.

Пассивное участие в делах объединения.









Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

Реализовано полностью – 2 балла

Реализовано частично – 1 балл

Не реализовано – 0

Контроль результатов обучения

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:

  1. Вводный контроль:

- Фронтальная и индивидуальная беседа

- Тестирование

1. Промежуточный контроль:

- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности

- Игровые формы контроля

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах рисунков разного уровня: внутри МКОО Жедяевская СШ, районных, областных, межрегиональных.

2. Итоговый контроль:

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в объединении, а также предусматривает выполнение творческой работы.





Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график 1-го года обучения

Вторник 13.00.-13.45.

13.55 -14.40.

четверг 13.00.-13.45.

13.55 -14.40.

Начало учебного года – 10 сентября

Конец учебного года – по окончанию реализации учебного плана в полном объёме



п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля


1

Сентя

брь

11

13.00.-13.45.

13.55 -14.40.


Беседа.

Практическая работа.

2

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

МКОО Жедяевская СШ

Устный опрос.


2

Сентя

брь

13

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

МКОО Жедяевская СШ

Тестирование (вводная диагностика).


3

Сентя

брь

18

13.00.-13.45.

13.55 -14.40


Беседа.

Практическая работа.

2

Изобразительные средства рисунка. Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


4

Сентя

брь

20

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном»


МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


5

Сентя

брь

25

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Инструктаж по пожарной безопасности. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


6

Сентя

брь

27

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Изображать можно в объёме»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


7

Октя

брь

2

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

Первичные цвета. Цветовая гамма.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


8

Октя

брь

4

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Красоту нужно уметь замечать.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


9

Октя

брь

9

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Рисуем дерево тампованием

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


10

Октя

брь

11

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Узоры на крыльях»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


11

Октя

брь

16

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Выполнение линейных рисунков трав.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


12

Октя

брь

18

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

В гостях у осени.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога. Выставка


13

Октя

брь

23

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Изображение осеннего букета.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


14

Октя

брь

25

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Красивые рыбы.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


15

Октя

брь

30

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Украшение птиц.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


16

ноябрь

1

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Объёмное изображение животных в различных материалах

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


17

ноябрь

6

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»


МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


18

ноябрь

8

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Красота формы листьев.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


19

ноябрь

13

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Мы в цирке.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


20

ноябрь

15

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Узор из кругов и треугольников

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


21

ноябрь

20

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


22

ноябрь

22

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


23

ноябрь

27

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Праздничные краски узоров дымковской игрушки»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.

Выставка


24

ноябрь

29

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


25

Дека

брь

4

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Орнамент из геометрических фигур.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


26

Дека

брь

6

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


27

Дека

брь

11

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Сказка в декоративном искусстве.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


28

Дека

брь

13

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Красивые цепочки.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


29

Дека

брь

18

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


30

Дека

брь

20

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Орнамент «Чудо-платье»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


31

Дека

брь

25

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


32

Дека

брь

27

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


33

январь

8

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


34

январь

10

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


35

январь

15

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


36

январь

17

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Барыня» (лепка, дымковская игрушка

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


37

январь

22

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам)

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


38

январь

24

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


39

январь

29

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Хохлома. Золотые узоры.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


40

январь

31

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Русская матрешка в осеннем уборе»

МКОО Жедяевская СШ

Выставка


41

Фев

раль

5

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».


МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


42

Фев

раль

7






13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


43

Фев

раль

12

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


44

Фев

раль

14


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Городские и сельские стройки»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


45

Фев

раль

19

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«Городские и сельские стройки»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


46

Фев

раль

21

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Фигуры человека.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


47

Фев

раль

26

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


48

Фев

раль

28


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.



49

март

5

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.

Конкурс


50

март

7


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


51

март

12

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.

52

март

14


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Натюрморт из геометрических тел.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


53

март

19

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Натюрморт из геометрических тел.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


54

март

21

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Красота народного костюма.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


55

март

26

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Составление мозаичного панно «Спящая красавица»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


56

март

28


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Рисование на тему «Закат солнца»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


57

апрель

2

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Рисование на тему «Закат солнца»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


58

апрель

4


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


59

апрель

9

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


60

апрель

11

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

«В сказочном подводном царстве»

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.

Конкурс


61

апрель

16


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Мы – юные дизайнеры

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


62

апрель

18

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Мы – юные дизайнеры

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


63

апрель

23

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Искусство оформление книги.

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


64

апрель

25

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.


МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.


65

апрель

30

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Итоговое занятие

МКОО Жедяевская СШ

Конкурс


66

май

7


13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.



67

май

14

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.



68

май

16

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.



69

май

21

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.



70

май

23

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.



71

май

28

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.

Выставка


72

май

30

13.00.-13.45.

13.55 -14.40

Беседа.

Практическая работа.

2

Воспитательная работа

МКОО Жедяевская СШ

Наблюдение педагога.






2.2 Условия реализации программы.



Для обеспечения занятий необходимо:

- учебный кабинет;

- столы и стулья по количеству детей;

- демонстрационная доска;

- мультимедийная установка;

- методическая и справочная литература.

Реализация данной программы возможна лишь при создании образовательной среды, наиболее благоприятной для совместного с детьми достижения образовательных целей (поддержка учащихся, оптимизация условий обучения, особый психологический климат принятия каждого ученика, его неповторимости и одаренности от природы).

2.3 Формы контроля

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне МБУ ДО ЦТиС, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.

На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.



2.4 Методический материал:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

3. Литература для педагога


1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.

2. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. —

М., 1961.

3. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н. С.

Боголюбов. — М., 1986.

4. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977.

5. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

6.Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

7.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности

/ А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1981.

8.Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9.Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.

10.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

11.Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.



Литература для обучающихся и родителей



  1. Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 1929.

  2. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / Г.

Кершенштейнер. — М., 1914.

  1. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. — М., 1979.

  2. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное

развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. —

М., 1987.

5.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.М.Астрель 2010г

6.Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!