СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Бусинка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Бусинка"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа

Сампурского района Тамбовской области













Программа дополнительного образования


«БУСИНКА»


для младшего школьного возраста

( срок реализации – 1 год)









Составитель: Даньшова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов










с. Ивановка

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Достаточная степень развития тонких движений пальцев и готовность руки к выполнению точных и сложных движений являются одним из важных условий полноценного овладения ребенком в начальный период обучения учебными навыками и, в первую очередь, навыками письма.

Большим потенциалом, с точки зрения развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки, обладают как традиционные виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, шитье, вязание и т.п.), так и нетрадиционные – оригами, выкладывание мозаики, нанизывание бус и т.п. В то же время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.

Искусство изготовления поделок и украшений из мелких бус, бисера и стекляруса – низание – один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества, который в настоящее время обретает новую жизнь.

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Но интересной и необходимой она становится, только тогда, когда в ней есть возможность выразить и проявить себя, когда в ней есть место творчеству. Бисер обладает уникальными декоративными возможностями, что позволяет детям проявить творчество даже при использовании для изготовления готовых рисунков.

Программа обучения бисероплетению ставит своей целью не только приобщить детей к этому тонкому художественному рукоделию и формировать восприимчивость к миру прекрасного, но и способствовать общему развитию детей посредством развития мелкой моторики. Еще В.Сухомлинский говорил, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев».


Цель программы:

  • нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности.

Обучение учащихся изготовлению изделий из бисера предполагает решение следующих основных задач:

  • познакомить с историей развития бисероплетения в России;

  • формировать интерес к истории и традициям своего народа;

  • научить технике выполнения различных видов плетения на проволоке и леске;

  • учить выполнять плетение на проволоке и леске, используя схему изделия;

  • учить подбирать цветовую гамму изделий, составлять миниатюрные композиции.

  • способствовать сплочению детского коллектива;

  • развивать координированные движения правой и левой руки с одновременным разграничением их функций;

  • развивать художественного вкуса;

  • развивать речи и обогащать эмоциональный мир каждого ребенка.


В результате изучения программы учащиеся должны:

знать:

  • организацию рабочего места и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • инструменты и приспособления для работы с бисером и обработки материалов;

  • гармонию сочетания цветов и гармонию контрастных цветов;

  • технологические приемы бисероплетения;

  • правила подбора и хранения материалов;

  • родословную стеклянной бусинки;


уметь:

  • правильно организовать рабочее место и выполнять правила техники безопасности;

  • выполнять основные приемы низания бисера на проволоке и леске;

  • выполнять технологические операции с различными материалами;

  • подбирать цветовую гамму;

  • составлять простейшие композиции;

  • работать со схемой изделия;

  • выполнять поделки по своему замыслу;

  • работать индивидуально и коллективно;

  • анализировать свои работы и давать оценку другим работам.


Диагностический инструментарий

Участие ребёнка в выставках творческих работ является критерием успешности освоения им программы по бисероплетению.



Структура занятий:

1-й час

I. Организационная часть (2-3 минуты).

Объявление темы. Организация рабочего места.

II. Теоретическая часть (10-18 минут).

Беседа или рассказ по теме урока (3-7 минут).

Анализ изделия (3-5 минут).

Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (в зависимости от новизны – 3-10 минут)

III. Пальчиковый игротреннинг (7-8 минут) – даны в приложении.

IV. Практическая часть (15-25 минут).

Работа по графическим схемам или творческая работа.


2-й час

V. Практическая часть. Продолжение (20-25 минут).

VI. Пальчиковый игротреннинг (7-8 минут).

VII. Заключительная часть (10-12 минут).

Подведение итогов занятия. Оценивание работ. Уборка рабочих мест.


Программа рассчитана на 1 год обучения (72 учебных часа). Программа художественно-эстетической направленности, она предполагает освоение бисероплетения в коллективе постоянного состава.

Зачисляются дети в кружок по желанию. Занятия, продолжительностью 90 минут (2 урока по 45 минут с 10-минутным перерывом) проходят 1 раз в неделю со всей группой. Возможны индивидуальные занятия с одаренными или отстающими детьми, при подготовке к выставкам.



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них:

теория

практика

1.


Вводное занятие. Диагностика.


2


1


1


2.

О бисере. История развития бисерного рукоделия в России.


4


3

1

3.


Материалы и инструменты


2

2

-

4.


Первые шаги.

Бисер на проволоке.


20

2

18

5.


Объёмные миниатюры.


6

1

5

6.

Украшения своими руками.

6.1. Украшения в нашей жизни

(беседы).

6.2. Плетение на леске в одну нить.

6.3. Плетение на двух нитях.

6.4. Плетение на трех и более

нитях.


3


8

5

4






0,5

0,5

0,5





7,5

4,5

3,5

7.


Вышивка бисером.


10

2

8

8.


Хранение и восстановление изделий.

2

1

1

9.

Выставки


4

1

3

10.


Итоговое занятие. Диагностика.


2

1

1

Всего часов:

72

18

54






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Теоретическая часть.

Программа, содержание работы и задачи объединения «Бусинка». Показ готовых работ, изготовленных педагогом. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Правила дорожного движения.

Практическая часть.

Диагностика уровня развития у детей мелкой моторики.


2. О БИСЕРЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИСЕРНОГО РУКОДЕЛИЯ

Теоретическая часть.

Демонстрация видеофильма «Бисер». Беседы: «Родословная стеклянной бусинки», «Золотой век русского бисера». Гармония цвета и гармония контрастных цветов.

Практическая часть.

Викторины по темам «Родословная стеклянной бусинки», «Золотой век русского бисера». Творческое задание: «Нарисовать осенний лист клёна на контрастном фоне (на гармонирующем фоне)».


3. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Теоретическая часть.

Инструменты, приспособления, материалы для работы. Фурнитура. Виды бисера. Назначение каждого инструмента, приспособления, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ними. Хранение бисера.

Практическая часть.


4. ПЕРВЫЕ ШАГИ. БИСЕР НА ПРОВОЛОКЕ

Теоретическая часть.

Беседа «Природоведение на занятиях бисерного рукоделия».

Беседа « Моя любимая игрушка».

Проволока для плетения. Как набирать бисер?

Как завершить плетение? Варианты подплетения новой проволоки.

Что делать при обрыве проволоки? Меры предосторожности.

Цветовая гамма. Схема изделия: условные обозначения.

Практическая часть.

Низание игрушек (насекомые, птицы, рыбы, животные, сказочные герои); растений (цветы, ягоды, листья, фрукты, овощи).

Творческая работа: составление схемы собственного изделия и плетение его; составление композиций для аппликации «Аквариум», иллюстрации к сказкам «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха» и др..

Форма контроля: выставка творческих работ


5. ОБЪЁМНЫЕ МИНИАТЮРЫ

Теоретическая часть.

Использование техник плетения при изготовлении объемного изделия из проволоки: плоское плетение, объемное плетение.

Практическая часть.

Плоское плетение:

Коллективная работа: изготовление миниатюр с использованием объемной техники плетения «Весёлый зоопарк», «Кукольный домик», «Этот загадочный космос».

Оформление творческой работы.

Форма контроля: выставка готовых изделий.


6. УКРАШЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ

6.1. Украшения в нашей жизни.

Теоретическая часть.

Беседы «Украшения в нашей жизни», «История украшений», «Бисер и

стеклярус в русском традиционном народном костюме».

6.2. Плетение на леске в одну нить.

Теоретическая часть.

Плетение на леске в одну нить («с веточками», «с шишечками», «с

листиками», «с цветочками из 6 и 8 лепестков»).

Практическая часть.

Изготовление фенечек, цепочек, колечек, используя технику плетения

на леске в одну нить.


6.3. Плетение на двух нитях.

Теоретическая часть.

Плетение на двух нитях («крестик», «жучок», «колечки», «змейка»,

«треугольнички», «зигзаг», «колючка», «лесенка», « широкая

фенечка», «мозаика»).

Практическая часть.

Изготовление фенечек, цепочек, колечек, серёг на любой вкус, используя технику плетения на двух нитях.


6.4. Плетение на трех и более нитях.

Теоретическая часть.

Цепочка «Ложный жгут», «Восьмерка». Плетение на трех и более

нитях.

Практическая часть.

Колье «Нежность», колье с фестонами. Двусторонний браслет и

браслет «Очарование».





7. ВЫШИВКА БИСЕРОМ

Теоретическая часть.

История вышивки бисером, подготовка рабочего места, материалы и инструменты, техника вышивания бисером по свободному контуру, техника вышивания стеклярусом, техника вышивания блесками (пайетками). Оформление вышитых изделий в рамку.

Практическая часть.

Вышивка на ткани (свободная тематика).


8. ХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ

Теоретическая часть.

Правила хранения (где и как хранить) и восстановления изделий из бисера (рекомендации).

Практическая часть.

Восстановление собственных изделий.


9. ВЫСТАВКИ


10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДИАГНОСТИКА

Практическая часть.

Просмотр изделий, выполненных воспитанниками за год, их оценка, отбор лучших работ на выставку. Изготовление изделий для выставки. Организация выставки, обсуждение её итогов.

Беседы на темы: «Чему мы научились во время работы с бисером?»,

«Что мне больше всего понравилось?», «Мои любимые изделия».

Повторное исследование уровня развития у детей мелкой моторики в сравнении с первой диагностикой.




















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Условия реализации программы.

Для занятий с воспитанниками бисероплетением не требуется специального сложного оборудования, технологический процесс легко поддается освоению.

Специфика детской физиологии и психики требует периодической смены видов техники плетения, и поэтому при организации обучения обеспечивается плавный переход – от обучения приемам низания изделий, изготовления фигурок, цветов, вышивки бисером до самостоятельного составления схем, композиций, выбора цветового решения. Перед детьми ставятся только такие цели, которые дадут реально достижимый результат; цель разделяется на более мелкие задачи, которые обращаются в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы. На занятиях создается положительная установка на предстоящую деятельность, и используются различные методы ее стимулирования (состязание, поощрение, создание ситуации успеха, четкое определение требований к выполнению задания).

Материально-технические условия:

  • учебный кабинет с постоянным температурным, световым, водным режимом пригодным для занятий с учётом возрастных особенностей учащихся и характера учебного заведения;

  • рабочие столы и стулья, шкафы для хранения материала и детских работ;

  • материалы и инструменты для работы с бисером;

  • видео- и аудиоаппаратура.

Методические условия.

Необходимо иметь комплекты наглядных и дидактических пособий (рисунки; репродукции; таблицы, в которых показаны основные приемы бисероплетения; схемы изделий; образцы изделий), видео- и аудиопособия.



Внешние условия.

Необходима постоянная работа с классными руководителями и администрацией школ, в которых обучаются кружковцы.

Занятия с бисером способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему. Работа с бисером имеет большое воспитательное значение, так как вырабатывает трудовые и общественно-полезные навыки, приобщает детей к созданию и украшению вещи, к современному оформлению быта. Развивается чувство прекрасного, формируются высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Однако, при выполнении низания, также как и в повседневной жизни, используются, в основном, движения первых трех пальцев; два последних – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны руки.

Если обратимся к «гомункулюсу Пенфильда» (см. рисунок), то станет ясно, что, не используя в упражнениях эти два пальца, мы на треть снижаем эффективность занятий по развитию моторики.

Поэтому, возникла необходимость включения в программу обучения декоративно-прикладному искусству бисероплетения игр и упражнений для пальцев и кистей рук «Пальчиковый игротреннинг», тем самым усиливая эффект развития ручной умелости и совершенствования точных, сложнокоординированных движений руки.

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с учащимися обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Кроме того, включение в занятие или урок пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.


К числу достоинств пальчиковых игр и упражнений относится простота, универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для их проведения и безопасность.

Они несложны по технике, но при регулярном использовании «обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц к письму, оказывают неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения» (Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей)







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.




Литература для педагога.


1. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротреннинг. – СПб,1998.

2. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ

Сфера, 2003.

3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: ЗАО Изд-

во Центрполиграф, 2002.


Литература для детей.


1. Берлина Н.А. Игрушечки. – Культура и традиции, 2003.

2. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2004.

3. Фенечки для девочек./Сост. В.Иванова./ - М.: «Премьера», 1999.

4. Фигурки из бисера./Под ред. Л.Мартыновой./ - 2003.




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!