МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА»
СОГЛАСОВАНО Отдел дополнительного образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики | УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики От « ____» ____________2018 г. № ___ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СЕКЦИИ «БУШИДО – ПУТЬ ВОИНА»
ПРЕДМЕТ: «КАРАТЭ-ДО»
Возраст детей от 5 до 17 лет
Срок реализации программы: 6 лет
Авторы:
Мельников Артем Николаевич,
Кучеренко Вера Сергеевна,
педагоги дополнительного образования
Донецк -2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Каратэ-до» дополнительного образования детей по направленности является физкультурно-спортивной.
Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС от 19.06.2015 г.).
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 327 от 17.07.2015 г.).
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 8 от 19.01.2015 г.).
Требования к программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 392 от 11.08.2015 г.).
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322 от 17.06.2015 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016 г.).
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 815 от 03.08.2016 г.).
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г.).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793).
Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.09.2015 года № 570).
Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» (Приказ управления образования администрации г. Донецка № 331 от 21.06.2016 г.).
При разработке программы за основу учтена аттестационная программа тестирования на разряды по традиционному каратэ-до.
Программа составлена на основе обобщения 10-ти летнего учебно-тренировочного опыта работы тренерско-преподавательского состава спортивного клуба «Бушидо»на базе общеобразовательной школы № 91г. Донецка по подготовке спортсменов-каратеистов различной квалификации и опыта учебно-воспитательной работы ведущих специалистов дополнительного образования России и Донецкой Народной Республики.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность
Традиционно каратэ пользуется популярностью со стороны детей и их родителей т.к. способствует развитию физических и морально-волевых качеств обучающихся. Сегодня наше государство предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности с сформированной устойчивой гражданской позицией.
Новизна
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание комплексности физического воспитания и формирования волевой личности, с активной гражданской позицией.
Используя полученный опыт ведущих тренеров, спортсменов, а, также используя литературные данные по построению тренировочного процесса в различных видах единоборств, в течение ряда лет, проводилась нетрадиционная методика тренировок, где основной упор в ранней специализации делался на обучение основам техники каратэ-до посредством игр, которые подбирались таким образом, что обучающийся играя, одновременно развивал необходимые физические качества и осваивал базовую технику каратэ-до.
Педагогическая целесообразность
Данная программа дополнительного образования детей педагогически целесообразна,так как предполагает одновременное физическое развитие с приобретением спортивно-соревновательных навыков посредством изучения каратэ-до,каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие.
Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различных уровней.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы, ее отличительные особенности
Основной целью программы является - формирование и развитие физически развитой личности, имеющей активную гражданскую позицию, ориентированную на защиту Родины.
Задачи программы
Образовательные:
- ознакомить с историей развития каратэ;
- обучить приемам каратэ на уровне умений и навыков;
- изучить основы правил соревнований;
- приобщить к соревновательной деятельности; способствовать приобретению соревновательного опыта;
- сформировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности;
- ознакомить с правилами по технике безопасности при проведении занятий;
- ознакомить с особенностями оказания первой медицинской помощи при различных условиях обучения (в спортивном зале, на открытой площадке, в походе);
Развивающие:
- развить мышечную, зрительную память и образное мышление;
- развить физические качества такие - как сила, скорость, гибкость, ловкость, координация движений, выносливость;
- способствовать развитию и совершенствованию психофизиологических способностей, качеств и свойств личности.
Воспитательные:
- мотивировать устойчивую потребность выбора здорового образа жизни, физического совершенствования и самовоспитания;
- сформировать сознательное отношение к занятиям спортом и физической культурой;
-сформировать навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;
- развить морально – волевые качества личности;
Отличительные особенности данной образовательной программы
На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами каратэ-до, как вида спорта, но и с культурами других народов и стран. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения, как Западных, так и Восточных школ.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники каратэ-до, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).
Срок реализации, возраст обучающихся, формы и режим занятий
Срок реализации дополнительной образовательной программы
«каратэ-до» - 6 лет.
Возраст обучающихся от 5 до17 лет. В одной возрастной группе могут заниматься одновременно мальчики и девочки. В связи с использованием принципа «взаимообучения и взаимопомощи»группах могут возможно формирование разно возрастных групп. В секцию принимаются дети с различным уровнем физической подготовки. При приеме на 1 год обучения обучающиеся тестируются для определения исходного уровня физической подготовленности.
Прием детей в группы первого и второго годов обучения осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Прием в такие группы проходит без конкурса ‒ ребенку достаточно иметь желание заниматься физическими упражнениями. Группы формируются по возрастному принципу.
Прием в группы третьего и последующих годов обучения осуществляется после пробного занятия. Целью которого, является выявление физических данных, двигательных навыков, координации движений. Дети, у которых на пробном занятии педагог выявил достаточную физическую подготовку, зачисляются в группы третьего и последующих годов обучения. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения, за счет организации наставничества опытных воспитанников над новичками.
При приеме в группы третьего и последующих годов обучения письменное заявление родителей и медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка также обязательны. В процессе обучения и по мере освоения программного материала допускается перевод обучающихся из одной группы в другую по рекомендации педагогов и с согласия родителей.
Программа делится на 3 этапа обучения.
Режим занятий, наполняемость учебной группы
по этапам и годам обучения
Год обучения | Возраст обучающихся | Кол-во обучающихся в группе | Кол-во занятий в неделю (раз) | Длительность занятия (часов) | Кол-во учебных часов в неделю |
I этап обучения (ознакомительный) |
1 | 5-12 лет | 8-15 | 2-3 | 2 | 4-6 |
2 | 6-13лет | 15 | 2-3 | 2 | 4-6 |
II этап обучения (базовый) |
3 | 7-14 лет | 15-20 | 4 | 2 | 12 |
4 | 8-15 лет | 15-20 | 4 | 2 | 12 |
III этап обучения (углубленный) |
5 | 9-16 лет | 10-12 | 4 | 3 | 12 |
6 | 10-17 лет | 8-12 | 4 | 3 | 12 |
С учетом физиологических особенностей обучающихся разных возрастовпродолжительность занятий:
I этап 1-й год обучения – 30 мин., для детей 5-6 лет;
I этап 2-й год обучения – 45 мин.,для детей 7 лет и более;
II, III этапы обучения – 45 мин.
Между занятиями одной группы и между группами предусматривается 10 минутный перерыв на отдых и проветривание помещения.
Каждый этап обучения по программе для всех предметов разработан с учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся конкретной возрастной группы.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебно-тренировочное занятие.
Типовое занятие строится из упражнений и видов деятельности разных разделов программы. В процессе занятия осваиваются знания, умения, формируются навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного достижения результата в подготовке, оптимального уровня физического развития и технического мастерства.
Для достижения цели и задач данной образовательной программы в рамках учебно-воспитательного процесса предусматриваются следующие формы проведения занятий:
теоретические занятия; лекции; беседы; показы; практические учебно-тренировочные занятия; мастер-классы; семинары; учебно-тренировочные сборы; соревнования; конкурсы; экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий; уроки мужества; спортивно-массовые мероприятия.
К вариативной части программы относятся индивидуальные занятия (до 5 человек) с обучающимися второго и третьего этапов обучения. Индивидуальная работа организуется с воспитанниками, проявившими способности к соревновательной деятельности с целью создания соревновательных индивидуальных и командных программ.
Организационно-педагогические основы образовательного процесса
Традиционное каратэ-до является основным предметом в комплексной программе. Современное каратэ - это самостоятельный вид спорта, форма физического воспитания детей и подростков, система приемов самообороны. Каратэ включает в себя технику ударов и блоков, стоек и перемещений, комбинационную технику, способы реакции на действия противника или противников, тактику ведения поединка с одним или несколькими противниками. В системе подготовки бойца присутствуют следующие разделы: базовая техника (кихон), базовый поединок, формальные упражнения (ката), комбинации свободного спарринга (учи-коми), бункай ката, самооборона, свободный бой, поединок с судейством.
Каратэ-до представляет собой выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Данная система движений призвана сделать тело спортсмена дисциплинированным и прекрасным; превращает его в чуткий инструмент, послушный воле самого спортсмена; развивает физические данные обучающихся; формирует необходимые технические навыки; является источником высоко точной техники выполнения; развивает координационные способности и задает необходимый уровень физических нагрузок.
Ожидаемые результаты обучения по программе«каратэ-до» после прохождения полного курса обучения
Воспитанники будут знать:
историю развития каратэ-до;
особенности оздоровительного, спортивного и прикладного направлений тренировки;
специальнуюи спортивную терминологию;
- технику и тактику каратэ;
- правила соревнований по каратэ;
- технику безопасности на занятиях;
Воспитанники будут:
уметь обращаться со спортивным инвентарем;
иметь максимально развитые физические качества: сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость;
иметь развитые зрительную, слуховую и мышечную память, быстроту реакции, внимание, образное мышление, ассоциативную фантазию, воображение;
- владеть навыками саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;
Воспитанники будут проявлять общеучебные умения и личностные качества:
познавательный интерес и ценностное отношение к физическому воспитанию и спорту;
стремление к творческой деятельности в разных сферах жизни, к самосовершенствованию и здоровому образу жизни;
позитивные морально-волевые качества личности (целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей);
чувство коллективизма и товарищества;
дисциплинированность, ответственность, отзывчивость, доброту, чуткость, трудолюбие;
проявлять признаки позитивной социализации: уметь выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, быть успешным в разных сферах жизни, быть ориентированным на будущую профессию, обладать хорошим психическим и соматическим здоровьем личности;
иметь сформированные навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации личности.
Формы и способы проверки результативности программы
Виды контроля: исходный, текущий, итоговый.
Формы контроля: групповой, индивидуальный.
Формы представления результативности программы:
- открытые и итоговые занятия,
- соревнования;
- показательные выступления,
- спортивные праздники.
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- собеседование с обучающимися;
- медицинское обследование;
- медицинский контроль и самоконтроль;
- мониторинг результативности деятельности воспитанников;
- видеоматериал открытых занятий, соревновательных и показательных выступлений;
- фото отчет.
Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования, походы, опросы, педагогическое наблюдение, открытые занятия, учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивные праздники, показательные выступления.
Программа предусматривает проведение постоянного мониторинга мастерства каратэ-до и успешности развития и воспитания обучающихся.
Степень сформирования предметных знаний, умений навыков, приобретенных личностных качеств оценивается по параметрам, представленным в таблице 2. Низкий уровень знаний, умений и качеств соответствует 1 баллу, средний – 2 баллам, высокий – 3 баллам. Таблица мониторинга индивидуальной результативности деятельности обучающихся представлена в таблице 3.
Ранжирование успешности обучения:
высокий уровень (отлично): 9 - 8 баллов;
средний уровень (хорошо): 7 - 5 баллов;
низкий уровень (удовлетворительно): 4 - 3 балла.
Ранжирование успешности развития и воспитания:
– высокий уровень (отлично): 18 - 15 баллов;
– средний уровень (хорошо): 14 - 10 баллов;
– низкий уровень (удовлетворительно): 9 баллов и меньше.
Система отслеживания результатов реализации программыТаблица 2
Измеряемые параметры | Критерии оценивания |
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Высокий уровень (3 балла) |
Результативность обучения |
Знание специальнойи спортивной терминологий | путается в определении специальнойи спортивной терминологий | хорошо ориентируется, иногда допускает ошибки в определении специальнойи спортивной терминологий | Свободно ориентируется, определении специальнойи спортивной терминологий |
физические качества | овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений -низкие | овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений -средние | овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений -высокие |
Знание техники и тактики каратэ-до | исполнение движений и связок с большим количеством недочетов (неточное, невыразительное исполнение; неумение анализировать свое действие) | грамотное исполнение движений и связок с небольшими недочетами как в техническом плане, так и в тактическом | технически и тактически качественное и осмысленное исполнение связок, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
Результативность воспитания (личностные качества) |
Решительность | не своевременно принимает обоснованное решение | не всегда своевременно принимает обоснованное решение | своевременно принимает обоснованное решение, при необходимости немедленно; умеет прекратить осуществление принятого решения по объективной причине |
Сообразитель- ность | находит решение в нестандартной ситуации, только с помощью | находит решение в нестандартной ситуации, но медленно протекают мыслительные операции | быстро находит решение в нестандартной ситуации и выход из любого положения |
Креативность (самостоятельность) | не проявляет самостоятельность | иногда проявляет самостоятельность, чаще обращается за помощью к педагогу | самостоятельный, помогает преподавателю в разминке для младших групп |
Отзывчивость | оказывает помощь по указанию; вообще не учитывает состояние другого | оказывает помощь по указанию; понимает состояние другого; не умеет сочувствовать беде | помогает людям по своей инициативе; сочувствует беде; понимает состояние другого |
Правдивость | не всегда выполняет обещания; признается в проступках только вынужденно; не искренен | всегда выполняет обещания; не всегда признается в проступках; требует правдивости с других | всегда выполняет обещания; добровольно признается в проступках; требует правдивости с других |
Коммуникативность | обращается за помощью только тогда, когда совсем заходит в тупик | легко общается с людьми, но не всегда обращается за помощью при затруднениях в работе | всегда обращается за помощью при затруднениях и сам готов помочь товарищам, легко общается с людьми |
Таблица 3
Мониторинг индивидуальной результативности обучающихся по образовательной программе «каратэ-до»
№ п/п | Измеряемые параметры Фамилия, имя | Знание специальнойи спортивной терминологий | физические качества | Знание техники и тактики каратэ-до | ИТОГО | Уровень результативности обучения (оценка) | Решительность | Сообразительность | Креативность | Отзывчивость | Правдивость | Коммуникативность | ИТОГО | Уровень результативности воспитания (оценка) |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый этап обучения. Первый и второй годы обучения
№ п/п | Название базовой темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие. Тестирование исходного уровня физической подготовки. | 1 | 1 | 2 |
2 | Теоретическая подготовка. | 4 | | 4 |
3 | Общая физическая подготовка | 2 | 20 | 22 |
4 | Специальная физическая подготовка | 2 | 22 | 24 |
5 | Тактико-технические действия | 2 | 28 | 30 |
6 | Обще-развивающие игры | | 10 | 10 |
7 | Восстановительные мероприятия. | 2 | 6 | 8 |
8 | Контрольные нормативы. Тестирование технической и физической подготовки. | 2 | 4 | 6 |
9 | Итоговое занятие | | 2 | 2 |
| Итого: | 15 | 93 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый этап обучения. Первый и второй годы обучения
Охватывает учеников подготовительных и начальных классов; возраст занимающихся в группе начальной подготовки составляет не менее 5 и не более 11 лет. За период начальной подготовки занимающиеся должны освоить технику каратэ в соответствии с аттестационной программой (приложение № 1) до уровня желтого пояса(9, 8, 7 кю), а так же по уровню физической подготовки соответствовать указанным ниже нормативам (нормы ГТО приложение № 2).
Этап начальной подготовки несет спортивно – оздоровительную направленность и решает следующие образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи:
- формирование интереса к занятиям спортом;
- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и- освоение техники подвижных игр;
- развитие и совершенствование общих физических качеств;
- выбор специализации в дальнейшем занятии спортом;
- знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены;
- социализация детей и подростков;
- укрепление здоровья и расширение функциональных возможностей организма;
- улучшение показателей физической подготовленности занимающихся;
- освоение базовой техникой каратэ;
- привитие норм личной гигиены и самоконтроля. Самоконтроль осуществляется с помощью ведения «индивидуальной учетной тетради спортсмена» обучающимися (приложение № 3).
Вводное занятие. (2 часа)
Собеседование. Знакомство с учащимися. Программа и расписание занятий. Техника безопасности. Правила поведения. Инвентарь и снаряжение для занятий каратэ. Даны каратэ или система степеней. Этикет. Ознакомление с местом занятий. Тестирование исходного уровня физической подготовленности.
Теоретическая подготовка. (4 часа)
Теория:
- зарождение и история развития каратэ;
- техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Общая физическая подготовка. (22 часа)
Теория:(2 часа)
- роль физической культуры и спорта в жизни человека;
- понятие об общей физической подготовке.
Практика:(20 часов)
- комплексы обще-развивающих упражнений для рук, ног, шеи, туловища.
- комплексы упражнений в парах.
Акробатика.
Перекаты назад из упора присев.
Кувырок вперед из упора присев.
Кувырок назад из упора присев.
Стойка на лопатках (берёзка)- переход в кувырок назад.
Легкая атлетика.
Медленный бег, бег с приставным шагом, бег с высоким выносом бедра,
с захлестом голени, махом прямых ног. Прыжки в длину с места.
Упражнения для развития быстроты.
Бег, прыжки.
Упражнения для развития ловкости и координации движений.
Челночный бег 4х9 м.
Прыжки с поворотом на 180 градусов (вправо, влево).
Прыжки на скакалке.
Специальная физическая подготовка.(24 часов)
Теория:(2 часа)
- история развития каратэ;
- понятия о специальной физической подготовке;
- изучение спортивной терминологии.
Практика:(22 часов)
- выполнение приемов самостраховки;
- выполнение выведения из равновесия;
- выполнение самостраховки;
Тактико-технические действия:(30 часов)
Прямые удары руками и ногами.
Защитные действия (блоки).
Стойки и перемещения.
Упражнения в парах.
Формальные упражнения.
Обще-развивающие игры:(10 часов)
Подвижные игры и эстафеты. « Охотник и утки» («круговая лапта»)
Восстановительные мероприятия:(8 часов)
Использование восстановительного комплекса общефизических упражнений на каждом учебно-тренировочном занятии: расслабляющая ходьба, бег, упражнения на растяжку мышц, корригирующие упражнения для позвоночника и стоп, дыхательные упражнения.
Контрольные нормативы:(6 часов)
(Приложение № 1, приложение №2, текущий контроль с помощью тетради спортсмена).
Итоговое занятие: (2 часа)
Подведение итогов, тестирование, опросы.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся должны знать правила техники безопасности и иметь начальные знания, умения и навыки по технике и тактике каратэ.
- ориентироваться в спортивном зале;
- самостоятельно выполнять строевые упражнения и перестроения;
- знать технику каратэ соответственно начального уровня обучения (9-7 кю);
- уметь наносить и блокировать удары, знать приёмы самозащиты;
- иметь начальный опыт соревновательной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй этап обучения. Третий и четвертый годы обучения.
№ п/п | Название базовой темы | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Вводное | 1 | 1 | 2 |
2 | Теоретическая подготовка | 1 | 1 | 2 |
3 | Общая физическая подготовка | - | 38 | 38 |
4 | Специальная физическая подготовка | 1 | 40 | 41 |
5 | Технико-тактическая подготовка | 1 | 40 | 41 |
6 | Психологическая подготовка | - | 2 | 2 |
7 | Восстановительные мероприятия | - | 4 | 4 |
8 | Обще-развивающие игры | | 6 | 6 |
9 | Контрольные нормативы | - | 4 | 4 |
10 | Итоговое занятие, показательные выступления | - | 4 | 4 |
| Итого: | 4 | 140 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй этап обучения. Третий и четвертый годы обучения.
Охватывает учеников 4-6 классов возраста от 9 до 12 лет. В течение данного периода подготовки занимающиеся должны овладеть умениями и навыками, соответствующими программе 6-5 кю. Этап УТП решает следующие задачи:
- совершенствование физической и функциональной подготовленности;
- совершенствование технико-тактического мастерства и приобретение соревновательного опыта;
- формирование морально-волевых качеств;
- освоение теоретического раздела программы;
Вводное занятие.(2 часа)
Основная задача программы - обучить каждого ученика технике каратэ и тактике ведения поединка. Для этого занимающиеся должны овладеть основными элементами техники каратэ. К ним относятся страховка (укэми) — умение падать после бросков, не повредив партнера и себя; перемещение и подшагивание; умение выбирать верную стойку и правильную дистанцию; все способы выведения из равновесия противника и подсечки, уходы с линии атаки (тайсабаку). Основными элементами поединка в каратэ являются удары ногами и раками, одиночные и комбинированные, а так же способы реакции на действия противника. Необходимо применять индивидуальный подход к обучению каждого ученика, учитывать его физические и морфологические данные.
Теоретическая подготовка.(2 часа)
В теоретическую подготовку входят следующие тематические разделы:
1.Физическая культура и спорт в Донецкой Народной Республике. Сжатый осмотр развития каратэ.
2.Сжатые сведения о влиянии физических упражнений на организм человека.
3.Гигиенические знания и основные навыки врачебного контроля и профилактики травм.
4.Общие сведения по технике и тактике каратэ.
5.Правила соревнований и судейство.
6.Техника безопасности, организация и место проведения занятий.
Общая физическая подготовка.(38 часов)
Теория:
- роль физической культуры и спорта в жизни человека;
- понятие об общей физической подготовке.
Практика:
- комплексы общеразвивающих упражнений для рук, ног, шеи, туловища.
- комплексы упражнений в парах.
Акробатика.
Перекаты назад из упора присев.
Кувырок вперед из упора присев.
Кувырок назад из упора присев.
Колесо.
Рондад.
Легкая атлетика.
Медленный бег, бег с приставным шагом, бег с ускорением.
Прыжки в длину с места.
Подвижные игры и эстафеты.
Упражнения для развития быстроты.
Бег 15 м., 30 м.,
Упражнения для развития ловкости и координации движений.
Челночный бег 4х9 м.
Прыжки с поворотом на 180 градусов (вправо, влево).
Специальная физическая подготовка.(41 час)
Теория:(1 час)
- приветствие в каратэ, правила поведения в зале каратэ;
- история развития каратэ;
- понятия о специальной физической подготовке;
- изучение спортивной терминологии.
Практика:(40 часов)
- проведение поединков с противниками, способными длительное время сохранять работоспособность, выполнять приемы длительное время (1-2 мин.);
- выполнение вновь изученных приемов в условиях поединка;
- имитационные упражнения с набивным мячом.
Технико-тактическая подготовка:(41 час)
Теория:(1 час)
- завязывание пояса;
- приветствия в каратэ, правила поведения в зале каратэ;
- изучение терминологии каратэ;
-складывание кимоно;
- постановка цели поединка.
Практика:(40 часов)
- стойки, перемещения;
- основы техники и тактики каратэ;
- прямые и непрямые удары ногами и руками; блоки, подсечки, броски.
- программа технических действий согласно 6-4 кю (приложение №1).
Психологическая подготовка:(2 часа)
- упражнения для развития волевых и нравственных качеств по средствам каратэ- решительность, настойчивость, выдержка, смелость, трудолюбие,
взаимопомощь, дисциплинированность, инициативность;
- тренировка способности расслабляться, концентрации внимания, повышения внимания, умения устранять стресс, развития уверенности, повышения мотивации;
- упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятия решения, коррекция самооценки;
- упражнения на повышение вестибулярной устойчивости;
- упражнения на координацию движений;
- упражнения на распределение внимания, способности к произвольному переключению внимания;
- изучение спортивного коллектива;
Упражнения для совершенствования выдержки.
Задержка дыхания (не более 1,5 минут).
Преодолевать чувство жажды – не пить в процессе учебно-тренировочных занятий.
Не есть в период за 2 часа до учебно-тренировочных занятий и 1 час после.
Преодолевать чувство бодрости и ложиться спать в намеченное время.
Преодолевать чувство интереса (кино, телевидение, Интернет и др.) и вовремя ложиться спать, систематически посещать занятия, соблюдать режим.
Преодолевать чувство боли. При случайных ударах во время упражнений сдерживать это чувство.
Преодолевать чувство сонливости (не засыпать во время рассказа, лекции, собрания и т.п.).
Преодолевать чувство усталости.
Преодолевать чувство зависти. Не брать у партнера что-то понравившееся.
Преодолевать жадность.
Преодолевать чувство обиды, сдерживать себя, когда партнер обидел словом или действием.
Сдерживать азарт. Прекращать игру или схватку по сигналу тренера-преподавателя.
Упражнения для преодоления чувства страха.
Преодолевать чувство страха при падении.
Преодолевать чувство страха, выходя на схватку с сильным противником.
Релаксационные занятия.
Восстановительные мероприятия.(4 часа)
Для восстановления работоспособности обучающихся необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, медико-биологических).
Основными являются педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочного занятия, соответствие его объема и интенсивности, необходимое оптимальное соотношение нагрузок и отдыха.
К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе, режим дня, питание, витаминизация.
Из медико-биологических средств восстановления:витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная и сауна.
Использование восстановительного комплекса общефизических упражнений на каждом учебно-тренировочном занятии: расслабляющая ходьба, бег, упражнения на растяжку мышц, корригирующие упражнения для позвоночника и стоп, дыхательные упражнения.
Использование контрастного душа.
Использование лыжных прогулок.
Обще-развивающие игры.(6 часов)
Контрольные нормативы на 6-4 кю.(4 часа) (см. приложение № 1).
Итоговое занятие: (4 часа)
Подведение итогов, тестирование, опросы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий этап обучения. Пятый и шестой годы обучения.
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Теоретическая подготовка. | 2 | 6 | 8 |
2 | Специальная физическая подготовка. | 2 | 30 | 32 |
3 | Общая физическая подготовка. | 1 | 17 | 18 |
4 | Техника,тактика каратэ. | 6 | 46 | 52 |
5 | Подготовка и тестирование. | 1 | 19 | 20 |
6 | Выездные тренировки, сборы, аттестации, семинары, соревнования. | 2 | 12 | 14 |
Всего: | 14 | 130 | 144 |
Занятия проходят трижды в неделю согласно расписанию. На каждом занятии осуществляется повторение ранее изученного материала в усложненной форме, материал дополняется новыми элементами, более сложными комбинациями.
В первой части тренировочного занятия развиваются физические качества и кондиции, во второй - совершенствуются технические и тактические умения, формируются навыки. В заключительной части выполняются упражнения на гибкость, внимание и восстановление. Охватывает учеников 8-11 классов с 14 лет до 17.
- совершенствованиеспециальной физической подготовленности;
- совершенствование технико-тактического мастерства (применение ударной и бросковой техники в различных условиях);
- динамики спортивно-технических показателей;
- достижение высоких результатов выступлений на соревнованиях;
Итоговый уровень подготовки по разделу каратэ должен соответствовать
- совершенствование технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей;
- совершенствование функциональной и морально-волевой подготовленности;
- формирование специализированных знаний;
- достижение высоких результатов выступлений на соревнованиях;
- отбор в состав сборных команд школы, района и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий этап обучения. Пятый и шестой годы обучения.
Теоретическая подготовка.(2 часа)
1.Гигиена. Режим дня и питание спортсмена. Закаливание. Личная гигиена. Гигиена одежды, снаряжения. Гигиена жилищ и мест занятий. Гигиеническое значение водных процедур. Вредное влияние на организм курения и употребление спиртных напитков. Режим учёбы и отдыха. Питание спортсмена. Значение витаминов и др. питательных веществ, для жизнедеятельности организма. Питьевой режим во время и после тренировок, соревнований. Гигиена сна. Механизм закаливания. Методика закаливания.
2.Правила соревнований. Понятие о тактической правоте. Правила выполнения атак, защит и др. действий. Запрещённые действия. Оценивающие действия. Площадка, её разметка. Судейство. Термины судьи. Требования к спортивной форме (каратэги).
Специальная физическая подготовка.(32 часов)
Теория:(2 часа)
- приветствие в каратэ, правила поведения в зале каратэ;
- история развития каратэ;
- понятия о специальной физической подготовке;
- изучение спортивной терминологии.
Практика:(30 часов)
- проведение поединков с противниками, способными длительное время сохранять работоспособность, выполнять приемы длительное время (1-2 мин.);
- выполнение вновь изученных приемов в условиях поединка;
- имитационные упражнения с набивным мячом.
Общая физическая подготовка.(18 часов)
Теория:(1час)
- значение и место ОФП в процессе тренировки каратеиста.
- контрольные нормативы;
- характеристика средств, применяемых для повышения уровня ОФП и развития двигательных качеств.
Показатели ОФП | Этапы подготовки |
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Бег 100м | | | | 17,00 | 16,00 | 15,7 | 14,0 | 13,8 | 13,2 |
Бег 30 м. | | | | | | | | | |
Челночный бег 4х10м | 12, 3 | 12,1 | 11,9 | 11,5 | 11,3 | 11,0 | 10,7 | 10,5 | 10,5 |
Бег 1000м | б/у времени | 4,30 | 3,30 | 3,20 | 3,10 | 3,10 | 3,10 | 3,10 |
Бег 2000м | б/у времени | 9,40 | 9,20 | 9,00 | |
Бег 3000м | б/у времени | 13,10 | 12,45 | 12,3 5 | 12,2 | 12,0 | 11,5 |
Отжимание от пола | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
Подтягивание | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | 9 | 12 | 15 | Св.15 |
Приседание за 2 мин. | 100 - б/у времени | 100 | 105 | ПО | 115 | | 95 | 100 |
Подъем туловища за 2 мин | 40 | 45 | 50 | 60 | 65 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Кувырок вперед -назад | 3 | 3x3 | 4x4 | 3x3 | 4x4 | 5x5 | 5x5 | 6x6 | 7x7 |
Гибкость, оценка в баллах | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Показатели СФП | |
Аттестационные требования стилевых | 9кю | 8 кю | 7 кю | 6 кю | 5 кю | 4 кю | 3 кю | 2 кю | 1кю, 1 дан |
Практика:(17 часов)
Обще-развивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, из различных исходных положений (в стойке, на коленях, сидя, лёжа); движения руками - сгибание и разгибание, вращения, махи, отведение и приведение, рывки. Упражнения для мышц ног: приседания, выпрыгивание из приседа, подскоки из различных положений, прыжки, пружинистые покачивания в выпадах, маховые движения ногами. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы, наклоны, повороты, круговые движения туловищем, поднимание ног в положении лёжа на спине. Упражнения с партнёром в сопротивлении, переноске, на гимнастической скамейке и стенке. Упражнения с предметами: резиновый жгут, набивной мяч, гантели (0,5 кг), скакалки. Упражнения и задания на боксёрских мешках, лапах, грушах.
Элементы акробатики: страховка, самостраховка, кувырки, перекаты, перевороты, «мост», «рондат», «курбет», «фляг».
Лёгкая атлетика: бег на короткие дистанции - 30, 60м, кроссы, прыжки в высоту и длину с разбега и с места, метание набивных мячей /до 2 кг/, метание теннисных мячей.
Плавание: вольный стиль на 25, 50м б/учёта времени.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, регби.
Подвижные игры: «Перестрелка», «мяч по кругу», «третий лишний», «мяч на ловле», эстафеты с преодолением препятствий, передачей мяча, различными способами передвижения и др.
Совершенствование техники и тактики каратэ.(52 часов)
Теория:(6 часов)
Понятие о технике и тактике. Связь техники и тактики в обучении, тренировке и соревнованиях. Значение своевременного усвоения основ техники. Боевая стойка: левосторонняя, правосторонняя, положение ног, расстояние между стопами, положение колен, центр тяжести тела, положение рук. Шаги вперёд и назад, сохранение равновесия в боевой стойки после шагов. Двойные шаги, челнок. Вход и выход из атаки и положение туловища, рук, ног при этом. Скорость входа и выхода из атаки.
Простейшие удары руками (верхний, средний, нижний уровни) передней рукой, задней рукой. Правило выполнения «реверса» при ударах руками. Правильное положение кисти и сжатого кулака при ударах. Сочетание длины атаки с дистанцией до противника.
Практика:(46 часов)
Боевая стойка. Приседания, выпрыгивание в стойке, не изменяя центра тяжести и положения ног. Челнок, - движение вперёд, движение назад. Переход из одной стойки в другую и обратно. Короткий и длинный вход в атаку и выход из неё. Выполнение входа и выхода с различной скоростью. Уход от прямой атаки рукой (голова, корпус). Кихон ( основная базовая техника каратэ): совершенствование техники перемещений в стойках, смена одной стойки в другой.
Совершенствование техники нанесения прямых ударов рукой (чоку-цуки,
гьяку-цуки, ой-цуки, кидзами – цуки, ой – коми – цуки). Совершенствование техники нанесения удара ногой (маи-гери, маваши-гери, ёко-гери, уширо – гери, урамаваши).
Совершенствование техники выполнения блоков (аге-уке, учи-уке, сото – уке, гедан-барай, шуто-уке) и др.
Резкое акцентированное выполнение ударов и блоков с фиксацией в конечной фазе (с кимэ) в ритме 1 удар в секунду с интервалом между каждым приёмом по 30-69 секунд - 10 раз каждой рукой или ногой. Простейшие комбинации ударов руками и ногами в два, в три движения, в два движения плюс маваши-гери, применение активной защиты (сбивы рук противника наружу и вовнутрь) с последующей атакой. Простейшие атаки разной длины в зависимости от изменяющейся дистанции. Встречные атаки (гьяку-цуки, ой-цуки). Упреждающие удары. Отработка простых атак в парах, уход от этих атак и контратаки.
Изучение формальных комплексов (ката): ХЕЙАН № 1-5.
Простые обманные движения, смена уровней атаки в нападении, то же в защите. Значение правильной стойки для лёгкого ибыстрого передвижения. Уход от атаки ногой в сторону и блокировка с последующей контратакой. Повторные атаки руками и ногами на различных уровнях.
Подготовка и тестирование,(20 часов)
Контрольные нормативы на 3-1 кю(Приложение № 1, приложение №2, текущий контроль с помощью тетради спортсмена).
Выездные тренировки, сборы, аттестации, семинары, соревнования,(14 часов)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При работе с обучающимися используются различные формы и методы обучения:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и медицинский контроль;
- участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;
- инструкторская и судейская практика.
Педагогические технологии,элементы которых используются при организации учебно-воспитательного процесса в физкультурно-спортивной военно-патриотической секции «Бушидо – путь воина»:
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального развития. Отношение к воспитаннику как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.
Технология коллективного творческого дела рассматривается как эффективный способ формирования детского коллектива.
Технология «создания ситуации успеха» ‒моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Игровая технология – используется преимущественно на первом этапе обучения. Объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков.
Мультимедийные технологии – применяются для визуального отслеживания качества технического мастерства обучающихся, иллюстрирования теоретического материала, визуального показа образцов технического, спортивного мастерства (видео материалы соревнований высокого уровня, мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций).
Педагогические принципы, лежащие в основе обучения
Принцип «доступности материала» возрастному и физическому развитию обучающихся, их технической подготовленности.
Принцип «наглядности» предполагает не только объяснение, но и грамотный показ движений, технических действий, понятий.
Принцип «последовательного изучения» – обучение от простого к более сложному, подготавливает ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
Принцип «сотрудничества» подразумевает равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Принцип «взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.
Принцип «сознательности и активности обучающихся» вытекает из целей и задач дополнительного образования, определяет главную форму познавательной деятельности обучающихся.
Принцип «взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.
Принцип «здоровьесбережения» – следование стратегии улучшения здоровья обучающихся, применение системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и формирование у них знаний и навыков по здоровьесбережению.
Обеспечение методическими разработками:
1.Экзаменационная программа по каратэ – до. Приложение № 1.
2. Контрольные нормативы по «Готов к труду и обороне» (ГТО). Приложение № 2.
3. Тесты по военно-прикладному воспитанию. Приложение № 4.
4.Контрольные нормативы по ОФП для зачисления в группу. Приложение № 6.
5. Список спортивно – массовых мероприятий на 2016 – 2017 год. Приложение № 7.
6.Словарь – классификатор японских терминов. Приложение № 8.
7.Примерные величины ЧСС и АД (школьники). Приложение № 10.
8.Методические рекомендации для руководителя секции. Приложение № 11.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 2003.
Войцеховский С.М. Книга тренера.‒ М.: Физкультура и спорт, 1971.
Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: меодология, теория, практика: учеб. пособие / Под ред. Н.Н.Маликова. ‒ М.: академия, 2009.
Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: меодология, теория, практика: учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Маликова. ‒ М.: академия, 2009.
Белякова, Р. Н. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р. Н. Белякова, Г. А. Боник, И. А. Мотевич - Минск, 2004.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. ‒ М.: Физкультура и спорт, 2006. ‒ 340 с.
Гандельсман А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки А.Б. Гандельсман, К.М.Смирнов. ‒ М.: Физкультура и спорт, 2008. ‒ 232 с.
Гаськов А.В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах / А.В. Гаськов.- Улан-Удэ, 2007. - 210 с.
Джероян, Г. О. Тактическая подготовка боксера. ‒ М.: Физкультура и спорт, 1971.
Дубровский В.И. Реабилитация в спорте М.: Физкультура и спорт, 1991.
Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2008. ‒ 280 с.
Ильин Е.П. Психология спорта. ‒ СПб.: Питер, 2008. ‒ 352 с.
Коц Я.М. Спортивная физиология. (Учебник для институтов физической культуры).‒ М.: Физкультура и спорт, 1986.
Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. ‒ М.: Советский спорт, 2003.
Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. ‒ М.: Советский спорт, 2005.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991.
Микрюков В.Ю. Каратэ. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Накаяма М. Лучшее каратэ. ‒ Издательство: Физкультура и спорт, Спутник туриста, Москва, 1969.
Панченко К.Л., Григорьев А.М., Попов А.А. Бокс. Техническая и тактическая подготовка.
Романова, Н. Познавательно-речевое развитие: [методика ‒ воспитание любви к родному краю] / Н. Романова // Дошкольное воспитание. ‒ 2010. ‒ № 3. ‒ С. 41-44.
Филимонов В.И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств) / В.И. Филимонов Р.А. Нигмедзянов М.: ИНСАН,2007. ‒ 416 с.
Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин М.: Физкультура и спорт,2006. ‒ 120 с.
.Харре Д. Учение о тренировке. ‒ М: Физкультура и спорт, 2005. ‒ 328 с.