СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования детей "БУШИДО. КАРАТЭ-ДО"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования детей

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей "БУШИДО. КАРАТЭ-ДО"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА»



СОГЛАСОВАНО


Отдел дополнительного образования

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики


УТВЕРЖДЕНО


Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики От « ____» ____________2018 г. № ___




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


СЕКЦИИ «БУШИДО – ПУТЬ ВОИНА»


ПРЕДМЕТ: «КАРАТЭ-ДО»





Возраст детей от 5 до 17 лет

Срок реализации программы: 6 лет




Авторы:

Мельников Артем Николаевич,

Кучеренко Вера Сергеевна,

педагоги дополнительного образования






Донецк -2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа «Каратэ-до» дополнительного образования детей по направленности является физкультурно-спортивной.


Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС от 19.06.2015 г.).

  • Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 327 от 17.07.2015 г.).

  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 8 от 19.01.2015 г.).

  • Требования к программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 392 от 11.08.2015 г.).

  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322 от 17.06.2015 г.).

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016 г.).

  • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 815 от 03.08.2016 г.).

  • Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г.).

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793).

  • Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.09.2015 года № 570).

  • Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» (Приказ управления образования администрации г. Донецка № 331 от 21.06.2016 г.).


При разработке программы за основу учтена аттестационная программа тестирования на разряды по традиционному каратэ-до.

Программа составлена на основе обобщения 10-ти летнего учебно-тренировочного опыта работы тренерско-преподавательского состава спортивного клуба «Бушидо»на базе общеобразовательной школы № 91г. Донецка по подготовке спортсменов-каратеистов различной квалификации и опыта учебно-воспитательной работы ведущих специалистов дополнительного образования России и Донецкой Народной Республики.


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность

Традиционно каратэ пользуется популярностью со стороны детей и их родителей т.к. способствует развитию физических и морально-волевых качеств обучающихся. Сегодня наше государство предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности с сформированной устойчивой гражданской позицией.


Новизна

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание комплексности физического воспитания и формирования волевой личности, с активной гражданской позицией.

Используя полученный опыт ведущих тренеров, спортсменов, а, также используя литературные данные по построению тренировочного процесса в различных видах единоборств, в течение ряда лет, проводилась нетрадиционная методика тренировок, где основной упор в ранней специализации делался на обучение основам техники каратэ-до посредством игр, которые подбирались таким образом, что обучающийся играя, одновременно развивал необходимые физические качества и осваивал базовую технику каратэ-до.


Педагогическая целесообразность

Данная программа дополнительного образования детей педагогически целесообразна,так как предполагает одновременное физическое развитие с приобретением спортивно-соревновательных навыков посредством изучения каратэ-до,каждый воспитанник формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие.

Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различных уровней.


Цель и задачи дополнительной образовательной программы, ее отличительные особенности

Основной целью программы является - формирование и развитие физически развитой личности, имеющей активную гражданскую позицию, ориентированную на защиту Родины.

Задачи программы

Образовательные:

- ознакомить с историей развития каратэ;

- обучить приемам каратэ на уровне умений и навыков;

- изучить основы правил соревнований;

- приобщить к соревновательной деятельности; способствовать приобретению соревновательного опыта;

- сформировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности;

- ознакомить с правилами по технике безопасности при проведении занятий;

- ознакомить с особенностями оказания первой медицинской помощи при различных условиях обучения (в спортивном зале, на открытой площадке, в походе);


Развивающие:

- развить мышечную, зрительную память и образное мышление;

- развить физические качества такие - как сила, скорость, гибкость, ловкость, координация движений, выносливость;

- способствовать развитию и совершенствованию психофизиологических способностей, качеств и свойств личности.


Воспитательные:

- мотивировать устойчивую потребность выбора здорового образа жизни, физического совершенствования и самовоспитания;

- сформировать сознательное отношение к занятиям спортом и физической культурой;

-сформировать навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;

- развить морально – волевые качества личности;



Отличительные особенности данной образовательной программы

На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами каратэ-до, как вида спорта, но и с культурами других народов и стран. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения, как Западных, так и Восточных школ.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники каратэ-до, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).


Срок реализации, возраст обучающихся, формы и режим занятий

Срок реализации дополнительной образовательной программы

«каратэ-до» - 6 лет.

Возраст обучающихся от 5 до17 лет. В одной возрастной группе могут заниматься одновременно мальчики и девочки. В связи с использованием принципа «взаимообучения и взаимопомощи»группах могут возможно формирование разно возрастных групп. В секцию принимаются дети с различным уровнем физической подготовки. При приеме на 1 год обучения обучающиеся тестируются для определения исходного уровня физической подготовленности.

Прием детей в группы первого и второго годов обучения осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Прием в такие группы проходит без конкурса ‒ ребенку достаточно иметь желание заниматься физическими упражнениями. Группы формируются по возрастному принципу.

Прием в группы третьего и последующих годов обучения осуществляется после пробного занятия. Целью которого, является выявление физических данных, двигательных навыков, координации движений. Дети, у которых на пробном занятии педагог выявил достаточную физическую подготовку, зачисляются в группы третьего и последующих годов обучения. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения, за счет организации наставничества опытных воспитанников над новичками.

При приеме в группы третьего и последующих годов обучения письменное заявление родителей и медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка также обязательны. В процессе обучения и по мере освоения программного материала допускается перевод обучающихся из одной группы в другую по рекомендации педагогов и с согласия родителей.

Программа делится на 3 этапа обучения.


Режим занятий, наполняемость учебной группы

по этапам и годам обучения

Год обучения

Возраст обучающихся

Кол-во обучающихся в группе

Кол-во занятий в неделю

(раз)

Длительность занятия

(часов)

Кол-во учебных часов в неделю

I этап обучения (ознакомительный)

1

5-12 лет

8-15

2-3

2

4-6

2

6-13лет

15

2-3

2

4-6

II этап обучения (базовый)

3

7-14 лет

15-20

4

2

12

4

8-15 лет

15-20

4

2

12

III этап обучения (углубленный)

5

9-16 лет

10-12

4

3

12

6

10-17 лет

8-12

4

3

12


С учетом физиологических особенностей обучающихся разных возрастовпродолжительность занятий:

I этап 1-й год обучения – 30 мин., для детей 5-6 лет;

I этап 2-й год обучения – 45 мин.,для детей 7 лет и более;

II, III этапы обучения – 45 мин.

Между занятиями одной группы и между группами предусматривается 10 минутный перерыв на отдых и проветривание помещения.

Каждый этап обучения по программе для всех предметов разработан с учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся конкретной возрастной группы.

Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебно-тренировочное занятие.

Типовое занятие строится из упражнений и видов деятельности разных разделов программы. В процессе занятия осваиваются знания, умения, формируются навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного достижения результата в подготовке, оптимального уровня физического развития и технического мастерства.

Для достижения цели и задач данной образовательной программы в рамках учебно-воспитательного процесса предусматриваются следующие формы проведения занятий:

теоретические занятия; лекции; беседы; показы; практические учебно-тренировочные занятия; мастер-классы; семинары; учебно-тренировочные сборы; соревнования; конкурсы; экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий; уроки мужества; спортивно-массовые мероприятия.

К вариативной части программы относятся индивидуальные занятия (до 5 человек) с обучающимися второго и третьего этапов обучения. Индивидуальная работа организуется с воспитанниками, проявившими способности к соревновательной деятельности с целью создания соревновательных индивидуальных и командных программ.


Организационно-педагогические основы образовательного процесса

Традиционное каратэ-до является основным предметом в комплексной программе. Современное каратэ - это самостоятельный вид спорта, форма физического воспитания детей и подростков, система приемов самообороны. Каратэ включает в себя технику ударов и блоков, стоек и перемещений, комбинационную технику, способы реакции на действия противника или противников, тактику ведения поединка с одним или несколькими противниками. В системе подготовки бойца присутствуют следующие разделы: базовая техника (кихон), базовый поединок, формальные упражнения (ката), комбинации свободного спарринга (учи-коми), бункай ката, самооборона, свободный бой, поединок с судейством.

Каратэ-до представляет собой выработанную сис­тему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Данная система движений призвана сделать тело спортсмена дисциплинированным и прекрасным; превращает его в чуткий инструмент, послушный воле самого спортсмена; развивает физические данные обучающихся; формирует необходимые технические навыки; является источником высоко точной техники выполнения; развивает координационные способности и задает необходимый уровень физических нагрузок.


Ожидаемые результаты обучения по программе«каратэ-до» после прохождения полного курса обучения

Воспитанники будут знать:

  • историю развития каратэ-до;

  • особенности оздоровительного, спортивного и прикладного направлений тренировки;

  • специальнуюи спортивную терминологию;

- технику и тактику каратэ;

- правила соревнований по каратэ;

- технику безопасности на занятиях;


Воспитанники будут:

  • уметь обращаться со спортивным инвентарем;

  • иметь максимально развитые физические качества: сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость;

  • иметь развитые зрительную, слуховую и мышечную память, быстроту реакции, внимание, образное мышление, ассоциативную фантазию, воображение;

- владеть навыками саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;

Воспитанники будут проявлять общеучебные умения и личностные качества:

  • познавательный интерес и ценностное отношение к физическому воспитанию и спорту;

  • стремление к творческой деятельности в разных сферах жизни, к самосовершенствованию и здоровому образу жизни;

  • позитивные морально-волевые качества личности (целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей);

  • чувство коллективизма и товарищества;

  • дисциплинированность, ответственность, отзывчивость, доброту, чуткость, трудолюбие;

  • проявлять признаки позитивной социализации: уметь выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, быть успешным в разных сферах жизни, быть ориентированным на будущую профессию, обладать хорошим психическим и соматическим здоровьем личности;

  • иметь сформированные навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации личности.


Формы и способы проверки результативности программы

Виды контроля: исходный, текущий, итоговый.

Формы контроля: групповой, индивидуальный.



Формы представления результативности программы:

- открытые и итоговые занятия,

- соревнования;

- показательные выступления,

- спортивные праздники.


Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- собеседование с обучающимися;

- медицинское обследование;

- медицинский контроль и самоконтроль;

- мониторинг результативности деятельности воспитанников;

- видеоматериал открытых занятий, соревновательных и показательных выступлений;

- фото отчет.


Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования, походы, опросы, педагогическое наблюдение, открытые занятия, учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивные праздники, показательные выступления.

Программа предусматривает проведение постоянного мониторинга мастерства каратэ-до и успешности развития и воспитания обучающихся.

Степень сформирования предметных знаний, умений навыков, приобретенных личностных качеств оценивается по параметрам, представленным в таблице 2. Низкий уровень знаний, умений и качеств соответствует 1 баллу, средний – 2 баллам, высокий – 3 баллам. Таблица мониторинга индивидуальной результативности деятельности обучающихся представлена в таблице 3.

Ранжирование успешности обучения:

  • высокий уровень (отлично): 9 - 8 баллов;

  • средний уровень (хорошо): 7 - 5 баллов;

  • низкий уровень (удовлетворительно): 4 - 3 балла.

Ранжирование успешности развития и воспитания:

– высокий уровень (отлично): 18 - 15 баллов;

– средний уровень (хорошо): 14 - 10 баллов;

– низкий уровень (удовлетворительно): 9 баллов и меньше.


Система отслеживания результатов реализации программыТаблица 2

Измеряемые параметры

Критерии оценивания

Низкий уровень

(1 балл)

Средний уровень

(2 балла)

Высокий уровень

(3 балла)

Результативность обучения

Знание специальнойи спортивной терминологий

путается в опреде­лении специальнойи спортивной терминологий

хорошо ориентиру­ется, иногда допус­кает ошибки в опреде­лении специальнойи спортивной терминологий

Свободно ориенти­руется, опреде­лении специальнойи спортивной терминологий

физические качества

овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений -низкие

овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений -средние

овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений -высокие

Знание техники и тактики каратэ-до

исполнение дви­жений и связок с большим количе­ством недочетов (неточное, невыра­зительное испол­нение; неумение анализировать свое действие)




грамотное исполне­ние движений и связок с небольшими недо­четами как в техни­ческом плане, так и в тактическом

технически и тактически каче­ственное и осмыслен­ное исполнение свя­зок, отвечаю­щее всем требова­ниям на данном этапе обучения

Результативность воспитания (личностные качества)

Решитель­ность

не своевременно принимает обосно­ванное решение

не всегда своевре­менно принимает обоснованное реше­ние

своевременно при­нимает обоснован­ное решение, при необходимости не­медленно; умеет прекратить осу­ществление приня­того решения по объективной при­чине

Сообразитель-

ность

находит решение в нестандартной си­туации, только с помощью



находит решение в нестандартной ситу­ации, но мед­ленно протекают мысли­тельные опе­рации

быстро находит решение в нестан­дартной ситуации и выход из любого положения

Креативность (самостоя­тельность)

не проявляет само­стоятельность

иногда проявляет самостоятельность, чаще обра­ща­ется за помощью к педагогу

самостоятельный, помо­гает преподава­телю в разминке для млад­ших групп

Отзывчивость

оказывает помощь по указанию;

вообще не учиты­вает состояние другого

оказывает помощь по указанию; пони­мает состояние дру­гого; не умеет со­чувствовать беде

помогает людям по своей инициативе; сочувствует беде; понимает состоя­ние другого

Правдивость

не всегда выпол­няет обещания; признается в про­ступках только вы­нужденно;

не искренен

всегда выполняет обещания; не всегда признается в про­ступках; требует правдивости с дру­гих

всегда выполняет обещания; добро­вольно признается в проступках; тре­бует правдивости с других

Коммуникатив­ность

обращается за помощью только тогда, когда совсем заходит в тупик

легко общается с людьми, но не все­гда обращается за помощью при за­труднениях в работе

всегда обращается за помощью при затруднениях и сам готов помочь това­рищам, легко общается с людьми

Таблица 3

Мониторинг индивидуальной результативности обучающихся по образовательной программе «каратэ-до»

п/п


Измеряемые параметры






Фамилия,

имя


Знание специальнойи спортивной терминологий

физические качества

Знание техники и тактики каратэ-до

ИТОГО

Уровень результативности обучения (оценка)

Решительность

Сообразительность

Креативность

Отзывчивость

Правдивость

Коммуникативность

ИТОГО

Уровень результативности воспитания (оценка)





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый этап обучения. Первый и второй годы обучения

п/п


Название базовой темы


Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Тестирование исходного уровня физической подготовки.

1

1

2

2

Теоретическая подготовка.

4


4

3

Общая физическая подготовка

2

20

22

4

Специальная физическая подготовка

2

22

24

5

Тактико-технические действия

2

28

30

6

Обще-развивающие игры


10

10

7

Восстановительные мероприятия.

2

6

8

8

Контрольные нормативы. Тестирование технической и физической подготовки.

2

4

6

9

Итоговое занятие


2

2


Итого:

15

93

108


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый этап обучения. Первый и второй годы обучения

Охватывает учеников подготовительных и начальных классов; возраст занимающихся в группе начальной подготовки составляет не менее 5 и не более 11 лет. За период начальной подготовки занимающиеся должны освоить технику каратэ в соответствии с аттестационной программой (приложение № 1) до уровня желтого пояса(9, 8, 7 кю), а так же по уровню физической подготовки соответствовать указанным ниже нормативам (нормы ГТО приложение № 2).

Этап начальной подготовки несет спортивно – оздоровительную направленность и решает следующие образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи:

- формирование интереса к занятиям спортом;

- овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и- освоение техники подвижных игр;

- развитие и совершенствование общих физических качеств;

- выбор специализации в дальнейшем занятии спортом;

- знакомство с требованиями спортивного режима и гигиены;

- социализация детей и подростков;

- укрепление здоровья и расширение функциональных возможностей организма;

- улучшение показателей физической подготовленности занимающихся;

- освоение базовой техникой каратэ;

- привитие норм личной гигиены и самоконтроля. Самоконтроль осуществляется с помощью ведения «индивидуальной учетной тетради спортсмена» обучающимися (приложение № 3).


Вводное занятие. (2 часа)

Собеседование. Знакомство с учащимися. Программа и расписание занятий. Техника безопасности. Правила поведения. Инвентарь и снаряжение для занятий каратэ. Даны каратэ или система степеней. Этикет. Ознакомление с местом занятий. Тестирование исходного уровня физической подготовленности.


Теоретическая подготовка. (4 часа)

Теория:

- зарождение и история развития каратэ;

- техника безопасности на учебно-тренировочных занятиях.


Общая физическая подготовка. (22 часа)

Теория:(2 часа)

- роль физической культуры и спорта в жизни человека;

- понятие об общей физической подготовке.

Практика:(20 часов)

- комплексы обще-развивающих упражнений для рук, ног, шеи, туловища.

- комплексы упражнений в парах.

Акробатика.

Перекаты назад из упора присев.

Кувырок вперед из упора присев.

Кувырок назад из упора присев.

Стойка на лопатках (берёзка)- переход в кувырок назад.

Легкая атлетика.

Медленный бег, бег с приставным шагом, бег с высоким выносом бедра,

с захлестом голени, махом прямых ног. Прыжки в длину с места.

Упражнения для развития быстроты.

Бег, прыжки.

Упражнения для развития ловкости и координации движений.

Челночный бег 4х9 м.

Прыжки с поворотом на 180 градусов (вправо, влево).

Прыжки на скакалке.


Специальная физическая подготовка.(24 часов)

Теория:(2 часа)

- история развития каратэ;

- понятия о специальной физической подготовке;

- изучение спортивной терминологии.


Практика:(22 часов)

- выполнение приемов самостраховки;

- выполнение выведения из равновесия;

- выполнение самостраховки;


Тактико-технические действия:(30 часов)

Прямые удары руками и ногами.

Защитные действия (блоки).

Стойки и перемещения.

Упражнения в парах.

Формальные упражнения.


Обще-развивающие игры:(10 часов)

Подвижные игры и эстафеты. « Охотник и утки» («круговая лапта»)


Восстановительные мероприятия:(8 часов)

Использование восстановительного комплекса общефизических упражнений на каждом учебно-тренировочном занятии: расслабляющая ходьба, бег, упражнения на растяжку мышц, корригирующие упражнения для позвоночника и стоп, дыхательные упражнения.


Контрольные нормативы:(6 часов)

(Приложение № 1, приложение №2, текущий контроль с помощью тетради спортсмена).

Итоговое занятие: (2 часа)

Подведение итогов, тестирование, опросы.


Ожидаемые результаты:

- обучающиеся должны знать правила техники безопасности и иметь начальные знания, умения и навыки по технике и тактике каратэ.

- ориентироваться в спортивном зале;

- самостоятельно выполнять строевые упражнения и перестроения;

- знать технику каратэ соответственно начального уровня обучения (9-7 кю);

- уметь наносить и блокировать удары, знать приёмы самозащиты;

- иметь начальный опыт соревновательной деятельности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй этап обучения. Третий и четвертый годы обучения.

п/п


Название базовой темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное

1

1

2

2

Теоретическая подготовка

1

1

2

3

Общая физическая подготовка

-

38

38

4

Специальная физическая подготовка

1

40

41

5

Технико-тактическая подготовка

1

40

41

6

Психологическая подготовка

-

2

2

7

Восстановительные мероприятия

-

4

4

8

Обще-развивающие игры


6

6

9

Контрольные нормативы

-

4

4

10

Итоговое занятие, показательные выступления

-

4

4


Итого:

4

140

144




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй этап обучения. Третий и четвертый годы обучения.

Охватывает учеников 4-6 классов возраста от 9 до 12 лет. В течение данного периода подготовки занимающиеся должны овладеть умениями и навыками, соответствующими программе 6-5 кю. Этап УТП решает следующие задачи:

- совершенствование физической и функциональной подготовленности;

- совершенствование технико-тактического мастерства и приобретение соревновательного опыта;

- формирование морально-волевых качеств;

- освоение теоретического раздела программы;


Вводное занятие.(2 часа)

Основная задача программы - обучить каждого ученика технике каратэ и тактике ведения поединка. Для этого занимающиеся должны овладеть основными элементами техники каратэ. К ним относятся страховка (укэми) — умение падать после бросков, не повредив партнера и себя; перемещение и подшагивание; умение выбирать верную стойку и правильную дистанцию; все способы выведения из равновесия противника и подсечки, уходы с линии атаки (тайсабаку). Основными элементами поединка в каратэ являются удары ногами и раками, одиночные и комбинированные, а так же способы реакции на действия противника. Необходимо применять индивидуальный подход к обучению каждого ученика, учитывать его физические и морфологические данные.


Теоретическая подготовка.(2 часа)

В теоретическую подготовку входят следующие тематические разделы:

1.Физическая культура и спорт в Донецкой Народной Республике. Сжатый осмотр развития каратэ.

2.Сжатые сведения о влиянии физических упражнений на организм человека.

3.Гигиенические знания и основные навыки врачебного контроля и профилактики травм.

4.Общие сведения по технике и тактике каратэ.

5.Правила соревнований и судейство.

6.Техника безопасности, организация и место проведения занятий.


Общая физическая подготовка.(38 часов)

Теория:

- роль физической культуры и спорта в жизни человека;

- понятие об общей физической подготовке.

Практика:

- комплексы общеразвивающих упражнений для рук, ног, шеи, туловища.

- комплексы упражнений в парах.

Акробатика.

Перекаты назад из упора присев.

Кувырок вперед из упора присев.

Кувырок назад из упора присев.

Колесо.

Рондад.

Легкая атлетика.

Медленный бег, бег с приставным шагом, бег с ускорением.

Прыжки в длину с места.

Подвижные игры и эстафеты.

Упражнения для развития быстроты.

Бег 15 м., 30 м.,

Упражнения для развития ловкости и координации движений.

Челночный бег 4х9 м.

Прыжки с поворотом на 180 градусов (вправо, влево).


Специальная физическая подготовка.(41 час)

Теория:(1 час)

- приветствие в каратэ, правила поведения в зале каратэ;

- история развития каратэ;

- понятия о специальной физической подготовке;

- изучение спортивной терминологии.

Практика:(40 часов)

- проведение поединков с противниками, способными длительное время сохранять работоспособность, выполнять приемы длительное время (1-2 мин.);

- выполнение вновь изученных приемов в условиях поединка;

- имитационные упражнения с набивным мячом.



Технико-тактическая подготовка:(41 час)

Теория:(1 час)

- завязывание пояса;

- приветствия в каратэ, правила поведения в зале каратэ;

- изучение терминологии каратэ;

-складывание кимоно;

- постановка цели поединка.

Практика:(40 часов)

- стойки, перемещения;

- основы техники и тактики каратэ;

- прямые и непрямые удары ногами и руками; блоки, подсечки, броски.

- программа технических действий согласно 6-4 кю (приложение №1).


Психологическая подготовка:(2 часа)

- упражнения для развития волевых и нравственных качеств по средствам каратэ- решительность, настойчивость, выдержка, смелость, трудолюбие,

взаимопомощь, дисциплинированность, инициативность;

- тренировка способности расслабляться, концентрации внимания, повышения внимания, умения устранять стресс, развития уверенности, повышения мотивации;

- упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятия решения, коррекция самооценки;

- упражнения на повышение вестибулярной устойчивости;

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на распределение внимания, способности к произвольному переключению внимания;

- изучение спортивного коллектива;

Упражнения для совершенствования выдержки.

Задержка дыхания (не более 1,5 минут).

Преодолевать чувство жажды – не пить в процессе учебно-тренировочных занятий.

Не есть в период за 2 часа до учебно-тренировочных занятий и 1 час после.

Преодолевать чувство бодрости и ложиться спать в намеченное время.

Преодолевать чувство интереса (кино, телевидение, Интернет и др.) и вовремя ложиться спать, систематически посещать занятия, соблюдать режим.

Преодолевать чувство боли. При случайных ударах во время упражнений сдерживать это чувство.

Преодолевать чувство сонливости (не засыпать во время рассказа, лекции, собрания и т.п.).

Преодолевать чувство усталости.

Преодолевать чувство зависти. Не брать у партнера что-то понравившееся.

Преодолевать жадность.

Преодолевать чувство обиды, сдерживать себя, когда партнер обидел словом или действием.

Сдерживать азарт. Прекращать игру или схватку по сигналу тренера-преподавателя.

Упражнения для преодоления чувства страха.

Преодолевать чувство страха при падении.

Преодолевать чувство страха, выходя на схватку с сильным противником.

Релаксационные занятия.


Восстановительные мероприятия.(4 часа)

Для восстановления работоспособности обучающихся необходимо использовать широкий круг средств и мероприятий (педагогических, гигиенических, медико-биологических).

Основными являются педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-тренировочного занятия, соответствие его объема и интенсивности, необходимое оптимальное соотношение нагрузок и отдыха.

К гигиеническим средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе, режим дня, питание, витаминизация.

Из медико-биологических средств восстановления:витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная и сауна.

Использование восстановительного комплекса общефизических упражнений на каждом учебно-тренировочном занятии: расслабляющая ходьба, бег, упражнения на растяжку мышц, корригирующие упражнения для позвоночника и стоп, дыхательные упражнения.

Использование контрастного душа.

Использование лыжных прогулок.


Обще-развивающие игры.(6 часов)

Контрольные нормативы на 6-4 кю.(4 часа) (см. приложение № 1).


Итоговое занятие: (4 часа)

Подведение итогов, тестирование, опросы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий этап обучения. Пятый и шестой годы обучения.

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1

Теоретическая подготовка.

2

6

8

2

Специальная физическая подготовка.

2

30

32

3

Общая физическая подготовка.

1

17

18

4

Техника,тактика каратэ.

6

46

52

5

Подготовка и тестирование.

1

19

20

6

Выездные тренировки, сборы, аттестации, семинары, соревнования.

2

12

14

Всего:

14

130

144


Занятия проходят трижды в неделю согласно расписанию. На каждом занятии осуществляется повторение ранее изученного материала в усложненной форме, материал дополняется новыми элементами, более сложными комбинациями.

В первой части тренировочного занятия развиваются физические качества и кондиции, во второй - совершенствуются технические и тактические умения, формируются навыки. В заключительной части выполняются упражнения на гибкость, внимание и восстановление. Охватывает учеников 8-11 классов с 14 лет до 17.

- совершенствованиеспециальной физической подготовленности;

- совершенствование технико-тактического мастерства (применение ударной и бросковой техники в различных условиях);

- динамики спортивно-технических показателей;

- достижение высоких результатов выступлений на соревнованиях;

Итоговый уровень подготовки по разделу каратэ должен соответствовать

- совершенствование технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей;

- совершенствование функциональной и морально-волевой подготовленности;

- формирование специализированных знаний;

- достижение высоких результатов выступлений на соревнованиях;

- отбор в состав сборных команд школы, района и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий этап обучения. Пятый и шестой годы обучения.

Теоретическая подготовка.(2 часа)

1.Гигиена. Режим дня и питание спортсмена. Закаливание. Личная гигиена. Гигиена одежды, снаряжения. Гигиена жилищ и мест занятий. Гигиеническое значение водных процедур. Вредное влияние на организм курения и употребление спиртных напитков. Режим учёбы и отдыха. Питание спортсмена. Значение витаминов и др. питательных веществ, для жизнедеятельности организма. Питьевой режим во время и после тренировок, соревнований. Гигиена сна. Механизм закаливания. Методика закаливания.

2.Правила соревнований. Понятие о тактической правоте. Правила выполнения атак, защит и др. действий. Запрещённые действия. Оценивающие действия. Площадка, её разметка. Судейство. Термины судьи. Требования к спортивной форме (каратэги).


Специальная физическая подготовка.(32 часов)

Теория:(2 часа)

- приветствие в каратэ, правила поведения в зале каратэ;

- история развития каратэ;

- понятия о специальной физической подготовке;

- изучение спортивной терминологии.

Практика:(30 часов)

- проведение поединков с противниками, способными длительное время сохранять работоспособность, выполнять приемы длительное время (1-2 мин.);

- выполнение вновь изученных приемов в условиях поединка;

- имитационные упражнения с набивным мячом.

Общая физическая подготовка.(18 часов)

Теория:(1час)

- значение и место ОФП в процессе тренировки каратеиста.

- контрольные нормативы;

- характеристика средств, применяемых для повышения уровня ОФП и развития двигательных качеств.



Показатели ОФП



Этапы подготовки

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Бег 100м




17,00

16,00

15,7

14,0

13,8

13,2

Бег 30 м.










Челночный бег 4х10м

12, 3

12,1

11,9

11,5

11,3

11,0

10,7

10,5

10,5

Бег 1000м

б/у времени

4,30

3,30

3,20

3,10

3,10

3,10

3,10

Бег 2000м

б/у времени

9,40

9,20

9,00


Бег 3000м

б/у времени

13,10

12,45

12,3

5

12,2

12,0

11,5

Отжимание от пола

15

20

25

30

40

45

50

55

60

Подтягивание

2

3

5

6

8

9

12

15

Св.15

Приседание за 2 мин.

100 - б/у времени

100

105

ПО

115


95

100

Подъем туловища

за 2 мин

40

45

50

60

65

70

80

90

100

Кувырок вперед -назад

3

3x3

4x4

3x3

4x4

5x5

5x5

6x6

7x7

Гибкость, оценка в баллах

3

4

4

5

5

5

5

5

5

Показатели СФП


Аттестационные

требования

стилевых

9кю

8 кю

7 кю

6 кю

5 кю

4 кю

3 кю

2 кю

1кю,

1 дан


Практика:(17 часов)

Обще-развивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, из различных исходных положений (в стойке, на коленях, сидя, лёжа); движения руками - сгибание и разгибание, вращения, махи, отведение и приведение, рывки. Упражнения для мышц ног: приседания, выпрыгивание из приседа, подскоки из различных положений, прыжки, пружинистые покачивания в выпадах, маховые движения ногами. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы, наклоны, повороты, круговые движения туловищем, поднимание ног в положении лёжа на спине. Упражнения с партнёром в сопротивлении, переноске, на гимнастической скамейке и стенке. Упражнения с предметами: резиновый жгут, набивной мяч, гантели (0,5 кг), скакалки. Упражнения и задания на боксёрских мешках, лапах, грушах.


Элементы акробатики: страховка, самостраховка, кувырки, перекаты, перевороты, «мост», «рондат», «курбет», «фляг».


Лёгкая атлетика: бег на короткие дистанции - 30, 60м, кроссы, прыжки в высоту и длину с разбега и с места, метание набивных мячей /до 2 кг/, метание теннисных мячей.


Плавание: вольный стиль на 25, 50м б/учёта времени.


Спортивные игры: баскетбол, футбол, регби.


Подвижные игры: «Перестрелка», «мяч по кругу», «третий лишний», «мяч на ловле», эстафеты с преодолением препятствий, передачей мяча, различными способами передвижения и др.


Совершенствование техники и тактики каратэ.(52 часов)

Теория:(6 часов)

Понятие о технике и тактике. Связь техники и тактики в обучении, тренировке и соревнованиях. Значение своевременного усвоения основ техники. Боевая стойка: левосторонняя, правосторонняя, положение ног, расстояние между стопами, положение колен, центр тяжести тела, положение рук. Шаги вперёд и назад, сохранение равновесия в боевой стойки после шагов. Двойные шаги, челнок. Вход и выход из атаки и положение туловища, рук, ног при этом. Скорость входа и выхода из атаки.

Простейшие удары руками (верхний, средний, нижний уровни) передней рукой, задней рукой. Правило выполнения «реверса» при ударах руками. Правильное положение кисти и сжатого кулака при ударах. Сочетание длины атаки с дистанцией до противника.

Практика:(46 часов)

Боевая стойка. Приседания, выпрыгивание в стойке, не изменяя центра тяжести и положения ног. Челнок, - движение вперёд, движение назад. Переход из одной стойки в другую и обратно. Короткий и длинный вход в атаку и выход из неё. Выполнение входа и выхода с различной скоростью. Уход от прямой атаки рукой (голова, корпус). Кихон ( основная базовая техника каратэ): совершенствование техники перемещений в стойках, смена одной стойки в другой.

Совершенствование техники нанесения прямых ударов рукой (чоку-цуки,

гьяку-цуки, ой-цуки, кидзами – цуки, ой – коми – цуки). Совершенствование техники нанесения удара ногой (маи-гери, маваши-гери, ёко-гери, уширо – гери, урамаваши).

Совершенствование техники выполнения блоков (аге-уке, учи-уке, сото – уке, гедан-барай, шуто-уке) и др.

Резкое акцентированное выполнение ударов и блоков с фиксацией в конечной фазе (с кимэ) в ритме 1 удар в секунду с интервалом между каждым приёмом по 30-69 секунд - 10 раз каждой рукой или ногой. Простейшие комбинации ударов руками и ногами в два, в три движения, в два движения плюс маваши-гери, применение активной защиты (сбивы рук противника наружу и вовнутрь) с последующей атакой. Простейшие атаки разной длины в зависимости от изменяющейся дистанции. Встречные атаки (гьяку-цуки, ой-цуки). Упреждающие удары. Отработка простых атак в парах, уход от этих атак и контратаки.

Изучение формальных комплексов (ката): ХЕЙАН № 1-5.

Простые обманные движения, смена уровней атаки в нападении, то же в защите. Значение правильной стойки для лёгкого ибыстрого передвижения. Уход от атаки ногой в сторону и блокировка с последующей контратакой. Повторные атаки руками и ногами на различных уровнях.


Подготовка и тестирование,(20 часов)

Контрольные нормативы на 3-1 кю(Приложение № 1, приложение №2, текущий контроль с помощью тетради спортсмена).


Выездные тренировки, сборы, аттестации, семинары, соревнования,(14 часов)




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


При работе с обучающимися используются различные формы и методы обучения:

- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и медицинский контроль;

- участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

- инструкторская и судейская практика.


Педагогические технологии,элементы которых используются при организации учебно-воспитательного процесса в физкультурно-спортивной военно-патриотической секции «Бушидо – путь воина»:

Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального развития. Отношение к воспитаннику как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

Технология коллективного творческого дела рассматривается как эффективный способ формирования детского коллектива.

Технология «создания ситуации успеха» ‒моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями.

Игровая технология – используется преимущественно на первом этапе обучения. Объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков.

Мультимедийные технологииприменяются для визуального отслеживания качества технического мастерства обучающихся, иллюстрирования теоретического материала, визуального показа образцов технического, спортивного мастерства (видео материалы соревнований высокого уровня, мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций).


Педагогические принципы, лежащие в основе обучения

Принцип «доступности материала» возрастному и физическому развитию обучающихся, их технической подготовленности.

Принцип «наглядности» предполагает не только объяснение, но и грамотный показ движений, технических действий, понятий.

Принцип «последовательного изучения» – обучение от простого к более сложному, подготавливает ребёнка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип «сотрудничества» подразумевает равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Принцип «взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.

Принцип «сознательности и активности обучающихся» вытекает из целей и задач дополнительного образования, определяет главную форму познавательной деятельности обучающихся.

Принцип «взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.

Принцип «здоровьесбережения» – следование стратегии улучшения здоровья обучающихся, применение системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и формирование у них знаний и навыков по здоровьесбережению.


Обеспечение методическими разработками:

1.Экзаменационная программа по каратэ – до. Приложение № 1.

2. Контрольные нормативы по «Готов к труду и обороне» (ГТО). Приложение № 2.

3. Тесты по военно-прикладному воспитанию. Приложение № 4.

4.Контрольные нормативы по ОФП для зачисления в группу. Приложение № 6.

5. Список спортивно – массовых мероприятий на 2016 – 2017 год. Приложение № 7.

6.Словарь – классификатор японских терминов. Приложение № 8.

7.Примерные величины ЧСС и АД (школьники). Приложение № 10.

8.Методические рекомендации для руководителя секции. Приложение № 11.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 2003.

  2. Войцеховский С.М. Книга тренера.‒ М.: Физкультура и спорт, 1971.

  3. Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: меодология, теория, практика: учеб. пособие / Под ред. Н.Н.Маликова. ‒ М.: академия, 2009.

  4. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: меодология, теория, практика: учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Маликова. ‒ М.: академия, 2009.

  5. Белякова, Р. Н. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р. Н. Белякова, Г. А. Боник, И. А. Мотевич - Минск, 2004.

  6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. ‒ М.: Физкультура и спорт, 2006. ‒ 340 с.

  7. Гандельсман А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки А.Б. Гандельсман, К.М.Смирнов. ‒ М.: Физкультура и спорт, 2008. ‒ 232 с.

  8. Гаськов А.В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах / А.В. Гаськов.- Улан-Удэ, 2007. - 210 с.

  9. Джероян, Г. О. Тактическая подготовка боксера. ‒ М.: Физкультура и спорт, 1971.

  10. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте М.: Физкультура и спорт, 1991.

  11. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994.

  12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2008. ‒ 280 с.

  13. Ильин Е.П. Психология спорта. ‒ СПб.: Питер, 2008. ‒ 352 с. 

  14. Коц Я.М. Спортивная физиология. (Учебник для институтов физической культуры).‒ М.: Физкультура и спорт, 1986.

  15. Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. ‒ М.: Советский спорт, 2003.

  16. Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. ‒ М.: Советский спорт, 2005.

  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  18. Микрюков В.Ю. Каратэ. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  19. Накаяма М. Лучшее каратэ. ‒ Издательство: Физкультура и спорт, Спутник туриста, Москва, 1969.

  20. Панченко К.Л., Григорьев А.М., Попов А.А. Бокс. Техническая и тактическая подготовка.

  21. Романова, Н. Познавательно-речевое развитие: [методика ‒ воспитание любви к родному краю] / Н. Романова // Дошкольное воспитание. ‒ 2010. ‒ № 3. ‒ С. 41-44.

  22. Филимонов В.И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств) / В.И. Филимонов Р.А. Нигмедзянов М.: ИНСАН,2007. ‒ 416 с.

  23. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин М.: Физкультура и спорт,2006. ‒ 120 с.

  24. .Харре Д. Учение о тренировке. ‒ М: Физкультура и спорт, 2005. ‒ 328 с. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!