СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования для детей 4-6 классов кукольный театр " От создания куклы до спектакля"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа дополнительного образования познакомит детей с устным народным творчеством народов Дагестана , особенностями национальных костюмов  народов Дагестана и позволит узнать и научиться изготавливать разные куклы многих видов кукольного театра.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования для детей 4-6 классов кукольный театр " От создания куклы до спектакля"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНАХ ОТГОННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА

Утверждена директором

ГКОУДОРД «РЦДО ЗОЖ»

С.С.Гимбатов _____________

2016 г



ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «АРЛЕКИНО»



«ОТ СОЗДАНИЯ КУКЛЫ ДО СПЕКТАКЛЯ»



Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа - от 9-13 лет



Срок реализации дополнительной образовательной программы- 2 года

Автор: Гаджиева Елена Семеновна-учитель ИЗО

село Щедрин Тляратинского района

2016г

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие с детства игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств: как речевых, так и созидательных. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: • художественным образованием и воспитанием детей; • формированием эстетического вкуса; • нравственным воспитанием; • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); • воспитанием воли, развитием памяти, творческого воображения, инициативности, воплощении фантазии учеников через создании национальной игрушки , речи (диалога и монолога); • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Пояснительная записка.

Пояснительная записка

По своей направленности образовательная программа «Кукольный театр» относится к художественно-прикладному направлению. Тип программы – модифицированная.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем , что на протяжении многих лет и в настоящее время педагоги и методисты решали и решают вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу? Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной ,творческой. Данная программа предоставляет такую возможность.

Программа ориентирована на создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Данная программа направлена на гуманизацию и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка и основана на психологических особенностях развития школьников.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, а если дети сами создают тот или иной персонаж это не только развивает творческие способности детей, но и креатические качества личности . Вот почему ребята так быстро включаются в изготовление кукол для спектакля: так как это дает им возможность воплотить свою фантазию в реальную куклу.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, созданная ребенком, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, как мировой ,так и сказкам Дагестанского народа, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям. Театральная деятельность учащихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей.

Новизна

В данной программе систематизированы средства и методы театрально-изобразительной деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Программа предоставляет детям большую возможность углубленного познавания сказок Дагестанского народа , тех адатов, которые близки ему с самого рождения. Эта программа позволяет ребенку научиться самому создавать дагестанскую куклу от самой простой- из бумаги, до самой сложной- тростевой, действовать ими , разговаривать с помощью кукол со зрителем . Учащиеся впервые знакомятся с национальным костюмом не только аварцев, но и с другими народностями Дагестана, России и мира.

Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс работы над национальной куклой, процесс творческого переживания и воплощения фантазии в реальную куклу народов Дагестана, передача ее характерных для сказки особенностей, дает хороший конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, национальный патриотизм. Происходит усвоение социальных(присущих Дагестанскому народу) норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над куклами не менее важна, чем сам спектакль.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что дети по своей природе любят сказки, куклы с которыми они играют .Увиденное и пропущенное через себя яркие моменты спектакля в театре кукол расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках, при изготовлении декораций колорит природы Дагестана, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены, педагог решает задачи патриотического, художественно – эстетического и умственного, физического воспитания детей . Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.  

                            Цель и задачи  образовательной программы.

Цель:

Приобщение учащихся к народному прикладному. художественному творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.


Задачи:

Образовательные:

  • формирование творческих навыков, эстетического вкуса при самостоятельном изготовлении кукол для кукольного театра.

-познакомить с историей кукольного театра;

-пробуждать интерес к чтению сказок , притчей народов Дагестана, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство .

-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие:

 --развивать художественно-эстетический вкус и индивидуальный творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

-развивать воображение, пространственное мышление детей;

-способствовать развитию трудовых умений и навыков.

Воспитательные:

-воспитывать через эпос народов Дагестана уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

- воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

;-воспитывать коммуникативные навыки.


Возраст участников программы

От 9 до 13 лет. Дети этого возраста способны на хорошем уровне выполнять предлагаемые задания (пошив куклы, изготовление бутафорий и т.д.). особенностями данного возраста еще живут сказками, рассказанными им в детстве, но уже у них сформирован навык владения иглой, что так необходим им в создании своих кукол разных видов кукольного театра Это обеспечивает результативность выполнения данной программы

Сроки реализации программы  2 года

Ожидаемый результат

В результате освоения данной программы учащиеся приобретают представления:

  • Об эпосе дагестанского народа: сказки, притчи и т.д.

  • об истории театральной куклы;

  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

  • о костюмах разных народов Дагестана ,России и мира

  • приобретут      знания о     принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расшириться общий кругозор, пополнится словарный запас;


Практические результаты

  • водить куклу над ширмой;

  • изготавливать театральную, национальную куклу из различных материалов;

  • создавать декорации и афиши для спектаклей;

Критерии оценки результативности по программе можно определить по следующим параметрам:

1.Умение разработать и изготовить куклу и предметы бутафории  разной сложности.

2. Владение приемами работы с куклой, с ширмой.

3.Умение грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.

4.Умение самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.

5. Умение ставить перед собой определенные цели и задачи.

6.Развитие потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.

    Практическим результатом  при изготовлении куклы  и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых ( пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)

    Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов ( герои стихов, прибауток), потом более сложных ( герои сказок , притчей ,пьес и т.д.).

   

Способы отслеживания и контроля результатов.

  В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение педагога должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

    Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов.

     Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.

     Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.

      Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

      Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители, в каждой группе награждаются

Учебно-тематический план.

Связь программы с жизнью, общеучебными предметами.

Программа предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и пение, информатика.


Форма занятий:

  • коллективная;

  • индивидуально – групповая.


Условия реализации образовательной программы.

 Программа адресована учащимся начальной и средней школы, направлена на развитие и коррекцию высших псических функций





Содержание программы.

Первый раздел - Сценическая речь - объединяет игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Второй раздел - Театральная игра  -подготовительный этап к репетиции спектакля, направленный на формирование готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Третий раздел – Основы театральной культуры. - знакомство с основными понятиями и терминами театрального искусства. Данный раздел включает рассмотрение шести основных тем.

А) Особенности театрального искусства.

Разъяснения того, что театр объединяет разные виды искусства – литературу, живопись, хореографию, музыку. На практике дети познают, что театральное искусство коллективный вид творчества.

Б) Различные виды театрального искусства.

Разговор должен происходить только после просмотра видеозаписей кукольного, драматического, балетного, оперного спектаклей. После просмотра выполняются упражнения: Расскажи сказку, используя  разные виды театра.

В) Рождение спектакля.

Формирование представлений о театральных профессиях, о спектакле глазами зрителей и актеров.

Г) Театр снаружи и изнутри.

С помощью фотографий и слайдов знакомство с устройством здания театра.

Д)  Культура поведения в театре.

Правила поведения в театре.

Е) знакомство с историей развития кукольных театров.

Используются видеоматериалы, ресурсы интернет, фотографии, статьи в журналах.

Четвертый раздел – Создание кукол. Прикладное творчество. –   выбор кукол для спектакля. Дети предлагают конструкцию кукол, их вид, костюм того или иного народа. Изучают по фото, ресурсов интернет, особенности того или иного национального костюма. После этого определяется материал для изготовления кукол, декораций и начинается их изготовление, после создания эскизов, определения их характера.  Костюм куклы должен быть лаконичным, без излишних деталей, чтобы видеть куклу как единое целое, а не как цветовое пятно

Пятый раздел - Кукловождение – дети знакомятся с различными видами кукол (верховые: перчаточные, тростевые; марионетки, планшетные, бумажные и др.), их устройством, и понимают, что система управления куклами зависит от их конструкции. Существуют общие правила ведения кукол, которые дети отрабатывают на занятиях. Главная задача раздела – не только познакомить детей с различными видами кукол, но и добиться гармоничного слияния актера с куклой. Важно, чтобы ребенок не просто «махал» на сцене куклой, а понимал значение каждого жеста, знал основные правила работы с куклой.

Шестой раздел. – Творческие проекты. Работа над спектаклем.- выбор спектакля, анализ, обсуждение. Ребенок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка-кульминация-развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе, какие события являются главными, а какие промежуточными. Это помогает определить сверхзадачу, сквозные действия, жанр спектакля.

Итоговое занятие-  подведение итогов работы за год.

Итого – 144 часа 1 год обучения,

216 часов 2 год обучения.

Материально- техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение.

  1. Материалы для изготовления кукол и декораций: картон, цветная бумага, ткань клей, ножницы, швейные принадлежности, фломастеры, цветные карандаши  – по количеству учащихся;

  2. Компьютер, сканер, принтер, проектор;

  3. Интернет- ресурсы по темам занятий;

4 Фотоаппарат.

Учебно-тематический план 



Программа первого года обучения:
- 144 часа

Название раздела программы

Тема занятия

Общее количество часов

Количество

часов

теория

практика

1

Сценическая речь

Здравствуй театр!

2

2

-

2

Основы театральной культуры

Из чего складывается кукольный театр 

2

2

-

3

История появления кукольного театра

6

6


4

Театральная игра 

Секреты сценического мастерства 

2



5

Сценическая речь.

Речевое дыхание и правильная артикуляция

3


3

6

Интонация.

Дикция.

3


3

7

Диалог. Монолог.

2

1

1

8

Театральная игра 

Импровизация

3

-

3

9

Основы театральной культуры.

Театр теней. Особенности ширмы теневого театра.

Дагестанская сказка «Лиса и змея»

4

2

2

10



Создание кукол. Прикладное творчество. 

Изготовление бумажных декораций к театру теней Дагестанская сказка «Лиса и змея»

3

-

3


11

Кукловождение 

Театр теней.


Вождение кукол театра теней.

Дагестанская сказка «Лиса и змея»

2

-

2

12

Основы театральной культуры.

Театр теней.

Дагестанская сказка «Охотники и их чарыки»

4

2

2

13

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Изготовление бумажных декораций к театру теней Дагестанская сказка «Охотники и их чарыки»

3


3

14

Кукловождение Дагестанская сказка «Охотники и их чарыки»


Кукловождение кукол теневого театра Дагестанская сказка «Охотники и их чарыки» .

2


2

15

Основы театральной культуры.

Театр на фланелеграфе.

«Из лезгинских каравели»


2

2


16

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Создание бумажных кукол театра на фланелеграфе.

«Из лезгинских каравели»

( особенности создания костюма лезгинского народа)

5

1

4

17

Кукловождение 

Театр на фланелеграфе.


Театр на фланелеграфе.

«Из лезгинских каравели»


3

1

2

18

Основы театральной культуры. Баночный театр

Знакомство с баночным театром.

«Кот и мыши» Дагестанская сказка

3

2

1

19

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Изготовление кукол баночного театра,

декораций и бутафорию к спектаклю «Кот и мыши» Дагестанская сказка

6

2

4

20

Изготовление ширмы для домашнего театра

3

1

2

21

Кукловождение 

Баночный театр .


Особенности вождения кукол из банок

3

1

2

22

Основы театральной культуры. Кукла из платка.

Кукла из платка.

Дагестанская сказка «Девушка и нарты»

3

1

2

23

Создание кукол. Прикладное творчество

Кукла из платка.

Создание кукол и бутафорий к Дагестанской сказке «Девушка и нарты» андийский костюм

8

1

7

24

Кукловождение 

Куклы из платка.


Особенности вождения кукол из платка. Работа с ширмой. Дагестанская сказка «Девушка и нарты»

5

1

4

25

Основы театральной культуры. Перчаточные куклы

Перчаточные куклы.

История развития театра. Особенности перчаточных кукол.

5

3

2

26

Создание кукол. Прикладное творчество. Перчаточные куклы

Эскизы кукол. Создание кукол из чулочка, кукол варежек.

10

2

8

27

Основы театральной культуры. Конусный театр

Знакомство с театром конусов. Люди, создающие театр. Дагестанская сказка «О пользе сказки, или как сын мельника обманул».

5

3

2

28

Создание кукол. Прикладное творчество. конусный театр.

Создание куклы конусного театра. Народный костюм рутульцев

9

2

7

29

Кукловождение 


Работа с ширмой. Вождение кукол конусного театра

5



30

Основы театральной культуры. Пальчиковый театр

Пальчиковый театр. Особенности пальчикового театра. История. Язык жестов. Русские сказки « Теремок», «Репка», « Кот, петух и лиса»

4

3

1


31

Создание кукол. Прикладное творчество. Пальчиковые куклы

Создание кукол пальчикового театра к русским сказкам из разных материалов. Что такое папье маше?

8

2

6

32

Творческие проекты. Работа над спектаклем.- 

Составление проектов. « Мы из театра …»

6

5

1

33

Создание кукол. Прикладное творчество

Самостоятельное создание кукол для своего проекта

5

-

5

34

Творческие проекты. Работа над спектаклем

Защита проектов. Показ спектаклей.

Анализ творческой работы.

3

-

3

35

Итоговое занятие


2

1

1



итого

144

48

96









Учебно-тематический. 2 год обучения 216 часов




Название раздела программы

Тема занятия

Общее количество часов

Количество

часов

теория

практика

1

Сценическая речь

Здравствуй театр!

2

2

-

2

Основы театральной культуры

За кулисами театра

2

2

-

3

История появления кукольного театра в странах мира

6

6


4

Театральная игра 

Секреты сценического мастерства 

2



5

Сценическая речь.

Речевое дыхание и правильная артикуляция

3


3

6

Интонация.

Дикция.

3


3

7

Диалог. Монолог.

2

1

1

8

Театральная игра 

Импровизация. Сценические этюды.

3

-

3

9

Работа над спектаклем

Язык драматургии: Завязка – кульминация – развязка

2

2


10

Театральная игра 

Язык движения: фиксация – откат – посыл.

4

1

3

11

Основы театральной культуры.

Театр петрушки. Особенности ширмы театра петрушки.

Дагестанская сказка «Дубинка сильных»

6

2

4

12



Создание кукол. Прикладное творчество. 

Изготовление из соленого теста декораций к театру петрушек. Изготовление кукол в кумыкской одежде к Дагестанской сказке «Дубинка сильных»

14

2

12


13

Кукловождение 

Театр Петрушки.


Особенности кукловождениятеатра петрушек. Работа с ширмой

Дагестанская сказка «Дубинка сильных»

4

-

4

14

Основы театральной культуры. Игрушка из цилиндра.

Театр цилиндров ( баночный , бумажный .

Дагестанская сказка «Аци - Баций»

6

2

4

15

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Изготовление бумажных декораций и кукол в табасаранском костюме к театру цилиндров Дагестанская сказка «Аци - Баций»

5

1

3

16

Кукловождение 

Баночный и цилиндровый театр .


Приемы вождения кукол театра цилиндров.

Дагестанская сказка «Аци - Баций»

4

1

3

17

Основы театральной культуры.

Знакомство с театром гапитно-марионеток. Просмотр спектакля с их участием. Знакомство со сказкой

«Два вора»


4

2

2

18

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Создание кукол гапитно-марионеток и бутафории к ним.

«Два вора»

( особенности создания костюма аварского народа)

14

1

9

19

Кукловождение 

Театр гапитно-марионеток.


Театр гапитно-марионеток. Особенности кукловождения

«Два вора »Дагестанская сказка


6

1

5

20

Основы театральной культуры.

Знакомство со сказкой «Как глупый сын хана искал себе жену». Знакомство с культурой и художественным орнаментом кумыкского народа

5

3

2

21

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Создание кукол гапитно-марионеток к сказке «Как глупый сын хана искал себе жену».

12

2

10

22

Кукловождение 


Управление куклами марионетками.

Подготовка спектакля «Как глупый сын хана искал себе жену».

6

-

6

23

Основы театральной культуры. Театр Би-Ба- Бо.

Знакомство с театром Би-Ба- Бо.

«Волк и Дятел» Дагестанская сказка

3

2

1

24

Создание кукол. Прикладное творчество. 

Изготовление кукол театра Би-Ба- Бо.

декораций и бутафорию к спектаклю «Волк и дятел» Дагестанская сказка

15

2

13

25

Изготовление ширмы для театра

3

1

2

26

Кукловождение 

Театр Би- Ба-Бо.


Особенности вождения кукол Би- Ба –Бо.

6

2

4

27

Основы театральной культуры.

Детский театр в России.

2

2


28

Освещение сцены.

3

1

2

29

.

Театральная игра 

Диапазон и сила звучания голоса.

Скороговорки и считалки.

5

1

4

30

Тембр, темп и сила голоса.

5

1

4

31

Основы театральной культуры. Театр Би-Ба- Бо.


Знакомство с Дагестанской сказкой «Гаджи» . Культура и обычаи аварского народа.

5

1

4

32

Создание кукол. Прикладное творчество. Театр Би-Ба- Бо.


Эскизы кукол. Создание кукол в аварских костюмов для спектакля» Гаджи».

15

2

13

33

Создание бутафорий к Дагестанской сказке «Гаджи».

5

1

4

34

Кукловождение 


Работа по созданию спектакля «Гаджи»

6


6

35

Основы театральной культуры. Ростовой театр

Ростовой театр. Особенности ростового театра. История. Язык жестов.

4

3

1


36

Творческие проекты. Работа над спектаклем.- 

Составление проектов. « Мы из театра …»

8

6

2

37

Создание кукол. Прикладное творчество

Самостоятельное создание кукол для своего проекта

16

-

5

38

Творческие проекты. Работа над спектаклем

Защита проектов. Показ спектаклей.

Анализ творческой работы.

5

-

5

40

Итоговое занятие


2

1

1



итого

216

57

159


Содержание программы.

Первый год обучения.



1.ЗДРАВСТВУЙ ТЕАТР!

Теоретические сведения:

- Познакомить с понятием «театр», историей возникновения театра.

-Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

- Формировать устойчивый интерес к различным театральным жанрам.

Практическая работа:

-рассматривания альбома «Театр», видеоматериалы о театре кукол Образцова

-игры на имитацию с проговариванием «Поезд», «Самолет».

-игра на развитие мелкой моторики «Утречко».

-отгадывание загадок.

2 За кулисами театра

Теоретические сведения:

«Особенности театра кукол». Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление).

.3 История появления кукольного театра

Теоретические сведения:

Знакомство с историей развития кукол, и кукольного театра , с видами театрального искусства, с создателями театра.



4 Секреты сценического мастарства

Теоретические сведения:

-этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

-развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

- развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру.

-активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

Практическая работа:

-показать как с помощью разных эмоций передается образ того либо другого персонажа.

-игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки.

-викторина по сказкам.

-игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

5 Речевое дыхание и правильная артикуляция

Теоретические сведения:

Развитие речевого дыхания, дикции на материале скороговорок и стихов, подбор рифм к заданным словам. Знакомство с скороговорками аварского народа и пословицами народов Дагестана.

Практическая работа:

Произношение скороговорок в разных темпах.

Составление диалогов.

Игра «Тараторка»

6 Интонация. Дикция.

Теоретические сведения:

Умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение и т.д

Практическая работа:

-разучивание новых артикуляционных упражнений,

-произношение стихов в разных интонациях.

7 Диалог. Монолог.

Теоретические сведения:

Нахождение и выделение голосом ключевых слов, построение диалога между героями сказок.

Практическая работа:

Рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять этюды по сказкам.



8 Импровизация

Задачи:

-развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

Практическая работа:

-сочинение этюдов по сказкам,

-выполнение одних и тех же действий в разных обстоятельствах.

9 Театр теней. Особенности ширмы теневого театра.

Дагестанская сказка «Лиса и змея»

Теоретические сведения:

-знакомство с теневым театром .

-обучение способам управления куклами теневого театра.

-знакомство с Дагестанской сказкой «Лиса и змея»

Практическая работа:

-знакомство со способами изготовления кукол теневого театра из бумаги, картона, подручных средств.

-развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке.

-воспитывать аккуратность в работе с , бумагой, картоном.



10 Изготовление бумажных декораций к театру теней Дагестанская сказка «Лиса и змея»

Теоретические сведения:

-анализ эскизов,

-определение материалов для изготовления кукол,

-умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

Практическая работа:

-изготовление кукол теневого театра

11 Кукловождение. Театр теней.

Дагестанская сказка «Лиса и змея»

Теоретические сведения:

-знать как нужно вести куклу театра теней.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам.

-прогоны,

-генеральные репетиции.

-умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

12 Театр теней. Дагестанская сказка «Охотники и их чарыки»


Теоретические сведения:

-знание о теневом театре,

-обучение способам управления куклами теневого театра,

-знакомство с Дагестанской сказкой «Охотники и их чарыки».

Практическая работа:

-знакомство со способами изготовления кукол теневого театра из бумаги, картона, подручных средств.

- уметь детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке.

- аккуратно работать с бумагой, картоном.





13 Изготовление бумажных декораций к театру теней Дагестанской сказки «Охотники и их чарыки»

Теоретические сведения:

-анализ эскизов,

-определять материалы для изготовления кукол,

.- анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

Практическая работа:

-изготовление кукол теневого театра

14 Кукловождение. Театр теней.

Дагестанская сказка «Охотники и их чарыки»

Теоретические сведения:

-знать как нужно вести куклу театра теней,

- уметь анализировать свою деятельность во время репетиций,

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам.

- прогоны,

-генеральные репетиции.

15 Театр на фланелеграфе.

«Из лезгинских каравели»


Теоретические сведения:

-знакомство с театром кукол на фланелеграфе.

-знать способы управления куклами такого театра.

-воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Практическая работа:

-просмотр сказки «Из лезгинских каравели» .

-распределение ролей с помощью педагога.

-чтение текста сказки по ролям, эмоционально передавая образ героев.

-инсценирование сказки.

16 Создание кукол театра на фланелеграфе.

«Из лезгинских каравели»

( особенности создания костюма лезгинского народа)

Теоретические сведения:

-анализ эскизов,

- определять материалы для изготовления кукол.

- анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

Практическая работа:

-изготовление кукол театра фланелеграфа

17 Кукловождение. Театр на фланелеграфе.

Дагестанская сказка «Из лезгинских каравели»

Теоретические сведения:

- анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам.

- прогоны, генеральные репетиции.

18 Знакомство с баночным театром.

«Кот и мыши» Дагестанская сказка

Теоретические сведения:

-знакомство с настольным баночным театром.

-знакомство со сказкой «Кот и мыши» ( просмотр на ТСО)

-знакомство со способами управления куклами баночного театра.

-знакомство со способами изготовления баночного настольного театра из банок с помощью бумаги, картона, подручных средств.

19 Изготовление кукол баночного театра,

декораций и бутафорию к спектаклю«Кот и мыши» Дагестанская сказка

Теоретические сведения:

-анализ эскизов,

-определять материалы для изготовления кукол.

- анализировать свою деятельность и исправлять погрешности

-развитие памяти, внимания, мышления,

Практическая работа:

- самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке.

-проявлять аккуратность в работе с тканью, бумагой, картоном.

-работать с партнёром;



20 Изготовление ширмы для домашнего театра

Теоретические сведения:

-анализ эскизов,

- определять материалы для изготовления декораций.

- анализ своей деятельности и исправление погрешности

Практическая работа:

- самостоятельно изготавливать ширму для настольного театра.

-умение эстетически оформить ширму.


21 Кукловождение кукол баночного театра,

Спектакль«Кот и мыши» Дагестанская сказка

Теоретические сведения:

- анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам.

- прогоны,

- генеральные репетиции.



22 Кукла из платка.

Дагестанская сказка «Девушка и нарты»

Теоретические сведения:

-знакомство с новой куклой пальчикового театра кукла из платка.

-обучение способам управления куклами пальчикового  театра.

-знать способы изготовления такого вида кукол из ткани, бумаги. картона, подручных средств.

-развитие мелкой моторики рук, техники речи.

Практическая работа:

-просмотр сказки ««Девушка и нарты»» с помощью компьютера.

-распределение ролей.

-чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально выражать яркие моменты текста

23 Кукла из платка.

Создание кукол и бутафорий к Дагестанской сказке «Девушка и нарты». Андийский костюм

Теоретические сведения:

-правила создания кукол из платка,

-особенности андийского костюма,

-материалы и способы создания бутафорий

Практическая работа:

изготовление кукол из платка и бутафории к ним

умение владеть швейными принадлежностями

24 Особенности вождения кукол из платка. Работа с ширмой. Дагестанская сказка «Девушка и нарты»

Теоретические сведения:

-инсценирование сказки.

-разучивание скороговорок, чистоговорок.

-пальчиковые игры.

-изготовление кукол пальчикового театра.

Практическая работа:

-работа с ширмой,

-вождение кукол из платка

-проведение репетиций по эпизодам,

- прогоны,

-генеральные репетиции сказки «Девушка и нарты»

25 Перчаточные куклы.

История развития театра. Особенности перчаточных кукол.

Теоретические сведения

-Расширять и углублять представления детей о театре кукол,

-история возникновения перчаточной куклы,

26 Эскизы кукол. Кукла из чулочка. Кукла варежка.

Теоретические сведения

-знать основной принцип соотношения декораций и куклы: темное на светлом, светлое на темном.

-правила изготовления пальчиковых кукол: из мешочка, варежки.

-как работать над созданием эскиза

Практическая работа:

-создание эскизов и кукол разных видов пальчикового театра

27 Знакомство с театром конусов. Люди, создающие театр. Дагестанская сказка «О пользе сказки, или как сын мельника обманул».

Теоретические сведения:

-знакомство с театром конусов.

-знакомство со сказкой «О пользе сказки, или как сын мельника обманул». ( просмотр на ТСО)

-обучение способам управления театра конусов.

- знакомство с профессиями людей кукольного театра

-знакомство со способами изготовления конусного театра из бумаги, картона, подручных средств

28 Изготовление куклы конусного театра к Дагестанской сказке «О пользе сказки, или как сын мельника обманул». Народный костюм рутульцев.

Теоретические сведения:

-особенности народного костюма рутульцев.

-анализ эскизов,

- определение материалов для изготовления кукол.

Практическая работа:

-развивать умение детей самостоятельно изготавливать куклы к сказке.

-воспитывать аккуратность в работе с тканью, бумагой, картоном.

-развитие памяти, внимания, мышления,

-уважать интересы партнёра;

29 Особенности вождения конусных кукол . Работа с ширмой. Дагестанская сказка «О пользе сказки, или как сын мельника обманул».

Теоретические сведения:

-умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам,

- прогоны,

-генеральные репетиции сказки «О пользе сказки, или как сын мельника обманул».



30 Пальчиковый театр. Особенности пальчикового театра. История. Язык жестов. Русские сказки « Теремок», «Репка», « Кот , петух и лиса»

Теоретические сведения:

-знание языка жестов

-развитие находчивости, гибкости

-умение импровизировать

- формировать навык управления куклами.

- бережно относиться к куклам.

-развитие навыков действий с воображаемыми предметами

-умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре

31 Создание кукол пальчикового театра из разных материалов. Что такое папье -маше?

Теоретические сведения:

-закрепление знаний о пальчиковом театре.

-обучение способом создание кукол в техники папье- маше.

-знакомство со способами изготовления кукол пальчикового театра из бумаги, картона, подручных средств.

-развитие мелкой моторики рук, техники речи.

Практическая работа:

-работа в технике папье - маше

-пальчиковые игры.

-изготовление кукол пальчикового театра

32 Творческие проекты. Работа над спектаклем

Составление проектов. « Мы из театра …»

Теоретические сведения:

-о правилах составления проекта,

-виды кукольного театра

-знание дагестанских сказок

-знание костюмов народов Дагестана

-последовательность изготовления той или иной куклы

Практическая работа:

-выполнение проекта

- самостоятельное проведение репетиций своего театра под контролем руководителя ДО

33 Создание кукол. Прикладное творчество

Теоретические сведения:

-способы и последовательность создания кукол

-техника безопасности при работе над созданием кукол

Практическая работа:

- выбор материала для изготовления кукол

-самостоятельное изготовление кукол для своего проекта

34Защита проектов. Показ спектаклей.

Анализ творческой работы

Теоретические сведения:

-сценическое мастерство

-умение анализировать свою деятельность

35 Итоговое занятие

Теоретические сведения:

-умение анализировать свою деятельность

Второй год обучения.



1.ЗДРАВСТВУЙ ТЕАТР!

Теоретические сведения:

- продолжать знакомить с понятием «театр», историей возникновения театра.

-дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

- формировать устойчивый интерес к различным театральным жанрам.

Практическая работа:

-просмотр ролика «Театр кукол», видеоматериалы о театре кукол

-игры на имитацию с проговариванием «Поезд», «Самолет».

-игра на развитие мелкой моторики «Сороконожка».

-отгадывание загадок.

2 За кулисами театра

Теоретические сведения:

«Особенности театра кукол».

-продолжать знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальное оформление).

.3 История появления кукольного театра в странах мира

Теоретические сведения:

-знакомство с историей развития кукол, и кукольного театра в Японии, Голландии . России , с видами театрального искусства, с создателями театра.



4 Секреты сценического мастерства

Теоретические сведения:

-этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

-развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

- развивать у детей интерес к сценическому творчеству.

- активизировать познавательный интерес к театру.

-активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

Практическая работа:

-показать как с помощью разных эмоций передается образ того либо другого персонажа.

-Игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки.

-викторина по сказкам Дагестана, мира.

-игры на развитие памяти, внимания, « Угадай, какому народу Дагестана принадлежит костюм?», игры на развитие мышления, воображения.

5 Речевое дыхание и правильная артикуляция

Теоретические сведения:

-развитие речевого дыхания, дикции на материале скороговорок и стихов,

--подбор рифм к заданным словам.

-знакомство с скороговорками аварского народа и пословицами народов Дагестана.

Практическая работа:

-произношение скороговорок в разных темпах.

-составление диалогов.

-игра «Тараторка»

6 Интонация. Дикция.

Теоретические сведения:

умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение и т.д

Практическая работа:

-разучивание новых артикуляционных упражнений,

- произношение стихов в разных интонациях.

7 Диалог. Монолог.

Теоретические сведения:

- нахождение и выделение голосом ключевых слов,

- построение диалога между героями дагестанских сказок.

Практическая работа:

- рассказывать сказку от имени разных героев,

- сочинять этюды по сказкам.



8 Импровизация

Задачи:

-развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

Практическая работа:

-сочинение этюдов по сказкам,

--выполнение одних и тех же действий в разных обстоятельствах.

9 Язык драматургии: Завязка – кульминация – развязка

Теоретические сведения:

-умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Практическая работа:

- игра « К какой части произведения относится отрывок»

- игра « Придумай…»

10 Язык движения: фиксация – откат – посыл.

Теоретические сведения:

-развитие находчивости, гибкости при составлении этюдов.

-уметь импровизировать

Практическая работа:

-игры на изображение предметов,

-творческие этюды на движение.

- пальчиковые этюды



11 Театр петрушки. Особенности ширмы театра петрушки.

Дагестанская сказка «Дубинка сильных»

Теоретические сведения:

-знакомство с театром петрушки .

-обучение способам управления куклами театра петрушки.

-знакомство с Дагестанской сказкой «Дубинка сильных»

-особенности изготовления ширмы театра петрушки

Практическая работа:

:-просмотр сказки «Дубинка сильных» .

-распределение ролей.

-чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ героев.

-инсценирование сказки.



12 Изготовление из соленого теста декораций к театру петрушек. Изготовление кукол в кумыкской одежде к Дагестанской сказке «Дубинка сильных»

Теоретические сведения:

-познакомиться с особенностями костюма кумыкского народа

-анализ эскизов,

- определение материалов для изготовления кукол.

-умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

Практическая работа:

изготовление кукол театра петрушки в кумыкской одежде к Дагестанской сказке «Дубинка сильных»

изготовление бутафорий к сказке из соленого теста

13 Кукловождение. Театр петрушек. Работа с ширмой

Дагестанская сказка «Дубинка сильных

Теоретические сведения:

.знания как нужно вести куклу театра петрушки.

Практическая работа:

-работа с ширмой

-проведение репетиций по эпизодам.

- прогоны, генеральные репетиции.

-умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

14 Театр цилиндров ( баночный , бумажный) .

Дагестанская сказка «Аци - Баций»


Теоретические сведения:

-знание о баночном театре .

-обучение способам управления куклами театра цилиндра .

-знакомство с Дагестанской сказкой «Аци-Баций»»

Практическая работа:

- изготовления кукол цилиндрового театра из бумаги, картона, подручных средств.

-развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке.

-воспитывать аккуратность в работе с бумагой, картоном.



15 Изготовление бумажных декораций и кукол в табасаранском костюме к театру цилиндров Дагестанской сказки «Аци-Баций»

Теоретические сведения:

-анализ эскизов табасаранского костюма,

-определение материалов для изготовления кукол

. Умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

Практическая работа:

-Изготовление кукол теневого театра

16 Кукловождение. Приемы вождения кукол театра цилиндров.

Дагестанская сказка «Аци - Баций»

Теоретические сведения:

-знания как нужно вести куклу театра цилиндров.

- умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам.

- прогоны, генеральные репетиции.

17 Знакомство с театром гапитно-марионеток .Просмотр спектакля с их участием. Знакомство со сказкой

«Два вора»

Теоретические сведения:

-знакомство с театром кукол гаптино- марионеток.

-обучение способам управления куклами такого театра.

-воспитывать доброжелательность, коммуникабельность

-знакомство со сказкой «Два вора».

Практическая работа:

-просмотр сказки с участием кукол гаптино- марионеток. .

-распределение ролей в сказке «Два вора» с помощью педагога.

-чтение текста сказки по ролям, эмоционально передавая образ героев.

-инсценирование сказки.

18Создание кукол гапитно-марионеток и бутафории к ним.

«Два вора»( особенности создания костюма аварского народа)

Теоретические сведения:

-анализ эскизов аварского костюма,

- определение материалов для изготовления кукол.

-умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности.

Практическая работа:

-изготовление кукол театра гаптино- марионеток.

Создании бутафории к театру гаптино- марионеток.

19Кукловождение. Театр гапитно-марионеток. Особенности кукловождения «Два вора »Дагестанская сказка

Теоретические сведения:

-умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам.

- прогоны, генеральные репетиции.

20 Знакомство со сказкой «Как глупый сын хана искал себе жену». Знакомство с культурой и художественным орнаментом кумыкского народа


Теоретические сведения:

-знакомство с культурой и художественным орнаментом кумыкского народа.

-знакомство со сказкой «как глупый сын хана искал себе жену» ( просмотр на ТСО)

-обучение способам управления куклами марионетками .

-знакомство со способами изготовления театра гаптино -марионеток из ткани , подручных средств.

21 Создание кукол гапитно-марионеток к сказке «Как глупый сын хана искал себе жену».

Теоретические сведения:

-анализ эскизов кумыкского костюма,

-определение материалов для изготовления кукол.

-умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности

-развитие памяти, внимания, мышления,

Практическая работа:

-развивать умение детей самостоятельно изготавливать кукол к сказке.

-воспитывать аккуратность в работе с тканью, бумагой, картоном.

-создание бутафорий из разных материалов к сказке«Как глупый сын хана искал себе жену».



22 Управление куклами марионетками.

Подготовка спектакля «Как глупый сын хана искал себе жену».

Теоретические сведения:

-умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-Проведение репетиций по эпизодам,

- прогоны,

-генеральные репетиции сказки « Как глупый сын хана искал себе жену».

23 Знакомство с театром Би-Ба- Бо.

«Волк и Дятел» Дагестанская сказка

Теоретические сведения:

-знакомство с новой куклой Би-Ба-Бо .

-обучение способам управления куклами этого  театра.

-знакомство со способами изготовления такого вида кукол из ткани, бумаги. картона, подручных средств.

-развитие мелкой моторики рук, техники речи.

Практическая работа:

-просмотр сказки ««Волк и дятел»» с помощью компьютера.

-распределение ролей.

-чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально

24 Изготовление кукол театра Би-Ба- Бо.

декораций и бутафорию к спектаклю«Волк и дятел» Дагестанская сказка

Теоретические сведения:

-Правила создания кукол Би-Ба-Бо,

-особенности аварского костюма,

-материалы и способы создания бутафорий

Практическая работа:

Изготовление кукол Би- Ба-Бо и бутафории к ним

Умение владеть швейными принадлежностями

25 Изготовление ширмы для театра

Теоретические сведения:

-анализ эскизов,

- определение материалов для изготовления декораций.

-умение анализировать свою деятельность и исправлять погрешности

Практическая работа:

-умение самостоятельно подготавливать ширму для театра Би-Ба-Бо.

-умение эстетически оформить ширму

26 Особенности вождения кукол Би- Ба –Бо.»

Теоретические сведения:

умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

-Практическая работа:

-работа с ширмой,

-вождение кукол театра Би-Ба-Бо

-проведение репетиций по эпизодам,

- прогоны,

-генеральные репетиции сказки «Волк и дятел»

27 Детский театр в России. .

История развития театра.

Теоретические сведения

-Расширять и углублять представления детей о детском театре России,

-история возникновения куклы,

Практическая работа:

Просмотр фильма «кукольные театры в России

28Освещение сцены

Теоретические сведения:

-знакомство с устройством театра,

- правилами освещения сцены.

Практическая работа:

-игры со светом

29 Диапазон и сила звучания голоса.

Скороговорки и считалки.

Теоретические сведения:

Умение пользоваться голосом.

Практическая работа:

-распределение ролей.

-чтение текста сказки по ролям подгруппами, эмоционально передавая образ героев.

-инсценирование сказки.

-разучивание скороговорок, чистоговорок.

-пальчиковые игры.

30 Тембр, темп и сила голоса

Теоретические сведения:

-умение пользоваться голосом.

Практическая работа:

-игры с голосом

-инсценирование сказки.

-разучивание скороговорок, чистоговорок.

-пальчиковые игры.

31 Театр Би-Ба- Бо. Знакомство с Дагестанской сказкой «Гаджи» . Культура и обычаи аварского народа.

Теоретические сведения:

-знакомство с театром Би-Ба-Бо.

-знакомство со сказкой «Гаджи». ( просмотр на ТСО)

- знакомство с культурой и обычаями аварского народа,

-знакомство со способами изготовления театра Би- Ба-Бо из бумаги, картона, подручных средств

32 Эскизы кукол. Создание кукол в аварских костюмов для спектакля» Гаджи».

Теоретические сведения:

-особенности аварского народного костюма .

-составление и анализ эскизов,

- определение материалов для изготовления кукол.

Практическая работа:

- самостоятельно изготавливать куклы к сказке.

- аккуратно работать с тканью, бумагой, картоном.

-работать с партнёром;

33 Создание бутафорий к Дагестанской сказке «Гаджи»

. Теоретические сведения:

-самостоятельно выбирать материал для бутафории

-знать предметы быта аварского народа

Практическая работа:

Самостоятельное выполнение бутафорий из различных материалов.

34 Работа по созданию спектакля «Гаджи»

Теоретические сведения:

-умение анализировать свою деятельность во время репетиций.

Практическая работа:

-проведение репетиций по эпизодам,

- прогоны,

-генеральные репетиции сказки «Гаджи».



35 Ростовой театр. Особенности ростового театра. История. Язык жестов.

Теоретические сведения:

-знание языка жестов

-развитие находчивости, гибкости

-умение импровизировать

- формировать навык управления куклами.

- воспитывать бережное отношение к куклам.

-развитие навыков действий с воображаемыми предметами

-умение менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре

36 Творческие проекты. Работа над спектаклем

Составление проектов. « Мы из театра …»

Теоретические сведения:

-о правилах составления проекта,

-виды кукольного театра

-знание дагестанских сказок

-знание костюмов народов Дагестана

-последовательность изготовления той или иной куклы

Практическая работа:

-выполнение проекта

- самостоятельное проведение репетиций своего театра под контролем руководителя ДО

37 Создание кукол. Прикладное творчество

Теоретические сведения:

-Способы и последовательность создания кукол

Техника безопасности при работе над созданием кукол

Практическая работа:

- выбор материала для изготовления кукол

-самостоятельное изготовление кукол для своего проекта

38 Защита проектов. Показ спектаклей.

Анализ творческой работы

Теоретические сведения:

-сценическое мастерство

-умение анализировать свою деятельность

39 Итоговое занятие

Теоретические сведения:

Умение анализировать свою деятельность


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Формы и методы работы.

    Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

     Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы над созданием куклы, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе, детском саду. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

 

Форма проведения занятий может быть различной:

-учебное занятие;

-творческая мастерская;

-мастер-класс;

-посещение и участие в выставках, показах;

-посещение музеев, театров.

   

      Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

- методические разработки;

- информационный материал;

- наглядные пособия;

- фотографии;

- видеоматериалы;

- образцы изделий;

- шаблоны;

- раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

-постановку целей и объяснение задач;

   Создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

-изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

-доступности - «от простого к сложному»;

-наглядности;

-индивидуального подхода к каждому ученику;

-организации взаимопомощи в выполнении работ;

                                                                                                 

-многократного повторения.

 

      В зависимости от способностей ученика, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

      По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

       Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

        В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

Материально-техническое  обеспечение образовательной программы.

    Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.

     В кабинете имеется техническое оборудование:, компьютер , колонки. Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.

                                                                                                     

      В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В библиотеке собраны произведения детских писателей, Создается альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

      В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

      Материалами для изготовления кукол ,бутафории и декораций обеспечивает педагог.


Используемая и рекомендуемая литература.



  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. – Минск, 1969.

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Ленинград , 1990.

  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4  классы. – М., 2004.

  8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М., 1982.

  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

  10. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

  12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  13. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

  14. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  15. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  17. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

  18. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.

  19. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

Интернет ресурсы

http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_o_w/

http://www.rukukla.ru/article/idea/kukolnyi_teatr.htm

http://jollity.narod.ru/dolls.html

http://skazbook.ru/
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!