СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Финансовая грамотность"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы дополнительного образования "Финансовая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Финансовая грамотность"»





















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



социально-педагогической направленности

«Финансовая грамотность»



Возраст обучающихся 11 лет

Срок реализации: 1 год (16 часов)





















Содержание

Титульный лист

  1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»:



    1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3

    2. Цель и задачи программы…………………………………………………………..4

    3. Планируемые результаты…………………………………………………………...4

    4. Содержание программы…………………………………………………………….6

      1. Учебный план………………………………………………………………...6

      2. Содержание учебного плана………………………………………………...8

    5. Формы аттестации и их периодичность…………………………………………...8



  1. «Комплекс организационно-педагогических условий»:

    1. Методическое обеспечение…………………………………………………………9

    2. Условия реализации программы………………………………………………….10

    3. Календарный учебный график (Приложение № 1)……………………………...10

    4. Оценочные материалы…………………………………………………………….10

    5. Список литературы………………………………………………………………...11

Методический кейс

Приложение № 1………………………………………………………………………... 13

Приложение № 2………………………………………………………………………... 15

Приложение № 3……………………………………………………………………........17





































  1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»:



    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» имеет социально-педагогическую направленность, является модифицированной разработана с учетом:

  • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р);

  • Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);

  • Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (для дистанционных программ);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)» (для дистанционных программ);

  • Письма Минобрнауки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (для сетевых программ);

  • Письма Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (для адаптированных программ (для детей с ОВЗ и инвалидностью)),


  • Авторской учебной программой Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсис, Ю.Н. Верлюгова, А.В. Половникова. Финансовая грамотность. 5-7 классы. М.: ВАКО, 2018. — 40 с.





Актуальность дополнительной общеобразовательной программы.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.

Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.



Педагогическая целесообразность программы


Особую актуальность приобретает задача повышения финансовой грамотности детей среднего и старшего школьного возраста. Для них разработана и реализуется с декабря 2016 года Концепция5 формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения. Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с развитием Концепции и предназначена для обучения финансовой грамотности школьников 12-17 лет.

Содержание курса направлено на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решения в повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию.


    1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.

Цель программы – повышение финансовой грамотности школьников 11 лет средствами проектной деятельности и интерактивных форм обучения в организациях дополнительного образования детей.

Задачи программы:

Образовательные

  • приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

Воспитательные

  • повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния.

Развивающие

  • усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.


Отличительные особенности программы


Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для использования в организациях дополнительного образования детей и тематических сменах детских выездных оздоровительно-просветительских лагерей.

Новизна и особенности образовательной программы заключаются:

а) в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учеников, – с другой стороны;

б) в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, коммуникативных турниров, проектных кейс-игр. Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, экспертно-консультативные и аналитические сессии, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию;

в) в модульном устройстве образовательной программы, позволяющем составлять различные конкретные варианты организации образовательной практики по типу «конструктора» в зависимости от педагогических задач и условий работы образовательной организации дополнительного образования детей и выездной лагерной смены.



Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность. 11 лет.



Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на школьников 11 лет, ориентированных на получение знаний и умений по финансовой грамотности и имеющих допуск по состоянию здоровья.

Комплектование групп осуществляется без конкурсных процедур только на основании личной заинтересованности обучающегося. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранной программе.

Наполняемость групп 12 – 15 человек.



Режим занятий.

Продолжительность реализации образовательной программы «Основы финансовой грамотности» составляет один учебный год (16 часов).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 45 минут. Срок освоения программы – 16 часов.



    1. Планируемые результаты

В результате освоения образовательной программы «Основы финансовой грамотности» обучающиеся приобретут следующие образовательные результаты.

Личностные образовательные результаты (личностные характеристики и установки).

  • Стремление к повышению благосостояния семьи путем правильного использования услуг финансовых организаций и осознанного неприятия чрезмерных рисков, связанных с получением этих услуг.

  • Понимание наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций.

  • Осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, осознание важности сбережений.

  • Осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

  • Принятие на себя ответственности за свои финансовые решения, осознание последствий этих решений.

  • Осознание мотивов и целей (необходимости) получения кредита, осознание ответственности за выплату кредита.

  • Осознание необходимости использовать страховые продукты в различных сферах жизни.

  • Осознание того, что деньги должны работать, через инвестирование средств в фондовый рынок.

  • Критическое отношение к рекламе финансовых продуктов и услуг,установка на активный поиск и анализ информации.

  • Осознание необходимости сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные образовательные результаты (универсальные учебные действия).

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять деятельность.

  • Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

  • Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

  • Умение использовать групповую рефлексию для осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные образовательные результаты (предметные знания и умения).

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • что такое личный доход и каковы пути его повышения;

  • что такое личные расходы, и каковы общие принципы управления расходами;

  • различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

  • общий доход семьи и его источники, и каковы пути повышения дохода;

  • что такое заработная плата и каковы различные виды оплаты труда;

  • как вести учет доходов и расходов и в чем его необходимость;

  • как аккумулировать сбережения для будущих трат и в чем их необходимость;

  • принцип хранения денег на банковском счете, как сбережения могут приносить доход;

  • что необходимо иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

  • что такое кредит и почему кредит дается под проценты;

  • основные принципы кредитования и как можно взять кредит;

  • различные виды кредитов и различия в процентной ставке;

  • выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования;

  • что такое полная стоимость кредита;

  • что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем;

  • что такое финансовый риск, основные задачи и принципы страхования;

  • различные виды страховых продуктов, как застраховать риски;

  • условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;

  • что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования;

  • основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск;

  • что такое инвестиционные организации, в том числеПИФы, и как они приносят доход;

  • о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников;

  • что у потребителя есть как обязанности, так и права, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей;

  • типы основных финансовых организаций;

  • влияние образования на последующую карьеру;

  • что такое предпринимательство, каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности, какими качествами должен обладать предприниматель;

  • каковы основные показатели эффективности компании (фирмы), какие факторы влияют на прибыль компании (фирмы), чему равна справедливая стоимость компании (фирмы);

  • каковы основные этапы создания собственного бизнеса, каковы основные правила создания нового бизнеса, какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать регулярные и нерегулярные источники дохода;

  • различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;

  • давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания;

  • оценить свои ежемесячные расходы;

  • контролировать спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета;

  • выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;

  • вести запись доходов и расходов;

  • различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты;

  • составлять личный (семейный) бюджет;

  • откладывать деньги на определенные цели;

  • различать депозит (срочный вклад) и текущий счет;

  • различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;

  • читать и проверять банковскую выписку;

  • выделять плюсы и минусы использования кредита;

  • оценивать материальные возможности возврата кредита;

  • выделять важную информацию в кредитном договоре;

  • различать какая именно страховка требуется в той или иной жизненной ситуации;

  • сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла;

  • сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов;

  • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

  • оценивать степень финансового риска продуктов и услуг;

  • находить информацию о продукте и осознавать назначение этой информации;

  • составить жалобу на нарушение прав потребителей.


    1. Содержание программы.



Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Глава 1. Введение в курс «Финансовая грамотность».

4 часа.

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.

1

1

0


От чего зависит благосостояние семьи.

1

1

0

Беседа

Учимся оценивать финансовое
поведение людей.

1




Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1




Доходы и расходы семьи.

12 часов.

Деньги: что это такое.

1

1

0

Работа с текстом, выделение необходимой информации

Учебные мини-проекты «Деньги».

1

0

1

Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация.

Из чего складываются доходы семьи.

1

0

1

Работа с текстом, выделение необходимой информации

Учимся считать семейные доходы.

1




Исследуем доходы семьи.

1

0,5

0,5

Работа с текстом, выделение необходимой информации

Учебные мини-проекты «Доходы
семьи».

1

0

1

Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация.

Как появляются расходы семьи.

1

0,5

0,5

Работа с текстом, выделение необходимой информации

Учимся считать семейные расходы.

1




Исследуем расходы семьи.

1




Учебные мини-проекты «Расходы
семьи».

1

0

1

Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация.

Как сформировать семейный бюджет.

1

0

1


Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» за курс 5 класса.

1

0

1

Качество представленной презентации


Итого:







Содержание учебного плана



Введение в курс «Финансовая грамотность». 4 часа.
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Темы занятий: Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.



Доходы и расходы семьи. 12 часов.



Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления.

Темы занятий: Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет.



    1. Формы аттестации и их периодичность.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.

Итоговое оценивание предназначено для принятия решения вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения граммы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.



  1. «Комплекс организационно-педагогических условий»:


    1. Методическое обеспечение

  • материалы для учащихся;

  • методические рекомендации для учителя;

  • материалы для родителей;

  • учебная программа.



Формы и методы организации учебной деятельности

При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий.

Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.

Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.

Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.

Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.

Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.

Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.

    1. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение. Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное экономическое и педагогическое образование, обладать достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и навыками в сфере управления финансами.

 Материально-техническое обеспечение.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству воспитанников;

  • рабочее место педагога;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • электронная доска или мультимедиапроектор;

  • калькуляторы.


    1. Календарный учебный график (Приложение № 1)

    2. Оценочные материалы



Для оценки эффективности реализации программы разработаны:

- Критерии освоения образовательной программы учащимся (Приложение № 2);

- Уровень освоения программы детей определяется по критериям (Приложение № 2)

- Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)

Итоговый отчет результативности освоения программы проводится по разработанным критериям.

    1. Список литературы



Для педагогов:

    1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.

    2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.

    3. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.

    4. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с. 6.

    5. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru.

    6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

    7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

    8. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

    9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

    10. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105.

    11. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru

    12. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru

    13. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.

    14. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru

    15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.

    16. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

    17. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с. 21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.

    18. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.

    19. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с. 25.

    20. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

    21. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа: http://www.hse.ru

    22. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа: http://project.1september.ru

    23. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.

    24. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.

    25. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.



Для учащихся:

  1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы. не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.

  2. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)



Интернет-ресурсы:

  1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

  2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».

  3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».

  4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».

  5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».

  6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов

  7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

  8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.

  9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».

  10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

  11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.

  12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».

  13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».

  14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».

  15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».

  16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».

  17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.

  18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.

  19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».

  20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».

  21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».

  22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com

Методический кейс

Календарный учебный график

Приложение № 1



№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Глава 1. Введение в курс «Финансовая грамотность».

4 часа.




1

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.

аудитория





1

От чего зависит благосостояние семьи.

аудитория

Беседа.




1

Учимся оценивать финансовое
поведение людей.

аудитория





1

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

аудитория


Доходы и расходы семьи.

12 часов.



Мини-исследование

1

Деньги: что это такое.

аудитория

Работа с текстом, выделение необходимой информации



Урок-практикум

1

Учебные мини-проекты «Деньги».

аудитория

Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация.



Мини-исследование

1

Из чего складываются доходы семьи.

аудитория

Работа с текстом, выделение необходимой информации



Урок-практикум

1

Учимся считать семейные доходы.

аудитория

Решение практических задач



Мини-исследование

1

Исследуем доходы семьи.

аудитория

Решение практических задач



Урок-практикум

1

Учебные мини-проекты «Доходы
семьи».

аудитория

Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация.



Мини-исследование

1

Как появляются расходы семьи.

аудитория

Работа с текстом, выделение необходимой информации



Урок-практикум

1

Учимся считать семейные расходы.

аудитория

Решение практических задач



Мини-исследование

1

Исследуем расходы семьи.

аудитория

Работа с текстом, выделение необходимой информации



Ролевая игра

1

Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

аудитория

Сотрудничество в группе. Обработка информации, презентация.



Урок-практикум

1

Как сформировать семейный бюджет.

аудитория




Урок-презентация

1

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» за курс 5 класса.

аудитория

Презентация проектов.

Приложение № 2

Критерии освоения образовательной программы учащимся



Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.


По результатам итогового оценивания может быть сделан один
из трёх выводов:

  1. результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

  2. результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);

  3. результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.




Формы контроля

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

Решение практических задач

соблюдение всех критериев

незначительные отклонения в критериях

остальные случаи

Проект и его презентация

соблюдение всех критериев

незначительные отклонения в критериях

остальные случаи

По результатам итогового контроля выставляется средний балл.


Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:

  • усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;

  • достижение результата или оценивание существующих альтернатив;

  • обоснование выбора одной из альтернатив.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,

незначительные отклонения – оценке «хорошо»,

в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».


Критерии оценки выполнения проекта:


• актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;

• постановка цели проекта;

• формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;

• оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;

• полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;

• соответствие оформления проекта требованиям.


В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:


• убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;

• использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;

• умение отвечать на поставленные к проекту вопросы;

• соответствие полученного результата поставленной цели.


Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,

незначительные отклонения – оценке «хорошо»,

в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».



Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Оценка «3». Базовый уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов;

Оценка «4». Повышенный уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов;

Оценка «5». Высокий уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов.































Приложение № 3

Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность»

(к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)



Модуль 1. Доходы и расходы семьи. 5 класс.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.



Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • называть основные источники доходов семьи;

  • составлять задачи, требующие денежных расчётов;

  • считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;



в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

  • описывать свойства предмета, играющего роль денег;

  • объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

  • называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

  • называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

  • объяснять, как формируется семейный бюджет;

  • подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

  • подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

  • объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.



Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

  • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.



Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. 6 класс.

Личностные характеристики и установки:

  • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

  • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.


Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

  • соотносить вид страхования и его цель;

  • рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

  • находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;



в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

  • объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

  • объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

  • описывать виды страхования;

  • приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

  • высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.



Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

  • оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.



































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!