СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Физика Вселенной"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для обучающихся 7 класса. Так как олимпиада по астрономии начинается уже с  5 класса, а астрономия как предмет только в 11 классе, то возникает необходимость введения дополнительных курсов или факультативов по предмету. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Физика Вселенной"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 3



РАССМОТРЕНО

на методическом совете

протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол № ___

от «__» _________20__г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ БГО СОШ № 3

_____________С.Н. Ледовских

приказ № __

от «__» __________ 2020 г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Физика Вселенной»

Тип программы: авторская

Возраст обучающихся: 13 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень освоения: базовый



Автор - составитель:

Бобровникова Светлана Владимировна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

МБОУ БГО СОШ № 3


Педагог, реализующий программу:

Бобровникова Светлана Владимировна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

МБОУ БГО СОШ № 3








г. Борисоглебск, 2020 г.



  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Наименование программы: «Физика Вселенной».

Вид программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Направленность: естественнонаучная.


Актуальность программы.

На современном этапе Россия испытывает острую необходимость в высокопрофессиональных научных и инженерных кадрах, имеющих инно­вационное мышление, активную жизненную позицию, ориентированных на социальное самоопределение и саморазвитие, участие в прорывных инновационных проектах страны. Система дополнительного образования имеет требуемый ресурс для участия и решения этих задач и является важной составной частью для решения проблемы возрождения инженер­ного и научного кадрового потенциала страны.

По ряду ключевых позиций наша страна удерживает лидерство в ми­ровой космонавтике, которая остается областью, где находят применение самые сложные технологии и самые последние достижения науки.

В настоящее время ракетно-космический моделизм приобрел большую популярность среди молодежи и школьников. Он является одним из наиболее эффективных средств приобщения детей и молодежи к изучению межпланетных полетов и вопросов космонавтики.

Сегодня человечество активно изучает всю Солнечную систему с помощью различных гигантских телескопов, новых технологий, космических обсерваторий и автоматических межпланетных станций. Постоянно работают комплексные научные орбитальные станции с человеком на борту. Впервые за всю свою историю человек побывал на другом космическом теле – Луне. Впереди – создание лунных баз, пилотируемые полеты на Марс и осуществление еще более грандиозных космических проектов. Благодаря научным открытиям и развитию современных научных теорий сознание человека проникло в глубины Вселенной до расстояния в 13 млрд. световых лет!

Человек впервые за всю историю человечества посмотрел на свой родной дом – Землю – со стороны и понял, как она мала, и как велика Вселенная. Земное, обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всего космоса. Такую тенденцию в развитии, а именно, выход человека в Космос и постоянное увеличение границ его обитания, предвидели величайшие ученые и мыслители, такие как К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский.

Настоящая образовательная программа дополнительного образования «Физика Вселенной» позволяет школьникам среднего возраста освоить необходимую астрономическую базу знаний или астрономический минимум, как того неумолимо требует наш космический век.

Новизна и отличительные особенности программы.

В ходе реализации данной программы обучающиеся уже в 7 классе знакомятся с трудностями и перспективами освоения космического пространства. Обучающиеся получат представление о современных космических обсерваториях, познакомятся с этапами освоения Луны, научаться определять конфигурации планет, условия их видимости на ночном небе.

Новизна программы.   Программа построена таким образом, что обучающие все полученные знания проверяют и закрепляют в работе над творческими проектами: учатся определять шаги по преодолению трудностей в освоении человеком космического пространства.

Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся 7 классов (13–14 лет). Состав группы формируется из обучающихся параллели 7 классов, желающих посещать курс дополнительного образования «Физика Вселенной», соответствующий ступени обучения.

Количество детей в группе - 15-20.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Психологические особенности учащихся 13-14 лет

Подростковый возраст 13-14 лет характеризуется некоторыми противоречиями, которые

являются стимулом их поведения, интересов и деятельности. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность и индивидуальность. Главная потребность этого возраста – духовно-нравственное самосознание и осмысление своего места среди других людей.

Получаемые в учебно-воспитательном процессе знания для подростка имеют значение

важного средства понимания себя и своих взаимоотношений с окружающим миром. Это

обеспечивает быстрый рост сознания и сознательности. Ребенок подросткового возраста

испытывает потребность в общении с более опытным и знающим взрослым человеком,

авторитетным педагогом и самостоятельным человеком, четко регулирующим свое поведение и отношение к окружающему миру.

В этом возрасте необходимо большое внимание уделять обучению детей самоорганизации с опорой на их сознательность. Основные способы взаимодействия с подростком состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ними поступки и происходящие события, предоставлять ему возможность самостоятельных выборов и решений, пробуждать их к самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения с ребенком положительно сказываются на формировании его мировоззрения.

Уровни реализации программы

1 год обучения – базовый.

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы 35 часов.

Формы обучения и виды занятий

Во время проведения учебного процесса используются разнообразные виды занятий:

- теоретические и практические;

- комбинированные, включающие занятия по изучению нового материала и обобщающие

занятия;

- аудиторные и занятия на местности.

При реализации программы используются и разнообразные формы обучения:

- квесты

- интерактивные игры

- соревнования

- конкурсы

- творческие мастерские.

Подбор форм обучения зависит от возраста, психофизиологических особенностей

обучающихся, специфики изучаемого материала.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из взаимосвязанных тематических

блоков, с дополнением и усложнением первоначально полученных ознакомительных знаний, умений и навыков.

Режим занятий

Организация учебного процесса с обучающимися ведется в течение всего учебного года.


Распределение годовой нагрузки

Год

обучения


Кол-во

часов в

год

Кол-во

занятий

в год


Кол-во

часов в

неделю


Кол-во

занятий

в неделю


Продолжительность

одного занятия

(час)


Построение

недельного

цикла


1 год

35

35

1

1

1

1дн.  1ч.



1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цели программы дополнительного образования: создать условия для формирования и развития в каждом воспитаннике осознания себя уникальной творческой личностью через познавательный подход обучающихся к освоению космического пространства, к осознанию уникальности нашей планеты и изучению околоземного пространства, развитие желания включиться в активный созидательный процесс космической индустрии нашей страны.

Задачи программы дополнительного образования:

Обучающие:

  • Формирование знаний об истории изучения околоземного пространства.

  • Формирование знаний о звездных картах, звездных координатах, звездном ориентировании.

  • Формирование умения учиться, навыков самообразования.

  • Формирование умений добывать, систематизировать и преподносить знания аудитории.

  • Приобщение к культурным ценностям человечества через предмет астрономии.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности.

  • Развитие созидательных возможностей личности, её творческих способностей.

  • Совершенствование интеллекта, развитие рационального – логического мышления.

Воспитательные:

  • Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте человека в нём, с его искусственно созданной предметной средой.

  • Воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему.

  • Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений.

  • Воспитание уважительного отношения к человеку – творцу.


    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Учебно – тематический план обучения

п/п

Наименование модулей,

тематика

занятий

Количество часов

Форма контроля или аттестации

Всего

Теория

Практика


7 класс

35




1

Звёздные координаты.

4

1

3

Творческий проект

2

Звёздные карты.

4

1

3

Творческий проект

3

Развитие представлений о Вселенной.

3

2

1

Творческий проект

4

Исследования космического пространства и астрономия.

12

4

8

Творческий проект

5

Космонавтика: от первых шагов до современности.

12

4

8

Творческий проект



    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Звёздные координаты. (4 часа)

1.1.1. Небесная сфера.

Теория: Понятие зенита, надира, эклиптики, горизонта, небесного экватора, небесного меридиана, полюса мира, точек севера и юга, оси мира.

Практика: Создание модели небесной сферы на бумаге с указанием всех элементов.

2.1.2. Система горизонтальных координат.

Теория: Азимут, высота светила. Истинный или математический горизонт. Теодолит.

Практика: Определение горизонтальных координат для Солнца и Луны. Наблюдение за их изменением в течение суток. Проектирование и создание модели простейшего теодолита.

3.1.3. Система экваториальных координат.

Теория: Для того чтобы найти звезду или созвездие на небе, нужно знать координаты. Чем же отличаются небесные координаты от земных? В первую очередь тем, что для них нужно учитывать дополнительные факторы: сферическую форму Земли и ее вращение. С нашей точки зрения, звезды постоянно движутся. Но при этом их расположение относительно друг друга не меняется на протяжении сотен тысяч лет. Чтобы можно было находить их на небе, был создан небесный глобус. По внешнему виду он напоминает земной, только на нем изображены не материки и океаны, а скопления звезд, видимые с Земли. Ось глобуса звездного неба проходит через Северный и Южный полюсы. Вокруг этой оси происходит вращение всех небесных объектов. Есть у небесного глобуса и свой экватор, он перпендикулярен оси и совпадает с земным. Экватор разделяет сферу неба на два полушария, северное и южное. Чтобы понять, как располагаются и движутся звезды по небу, нужно представить, что земной шар находится внутри небесного глобуса. Система координат звездного неба схожа с земной, здесь тоже есть широта и долгота, только называются они по-другому. Координата, аналогичная широте, – это склонение. На экваторе звездного глобуса склонение равно 0°, на полюсе – 90°. При этом если светило располагается в южном полушарии, то склонение приобретает отрицательное значение, то есть на Южном полюсе оно равно –90°.

Вторая важная координата на небесной сфере – прямое восхождение – это аналог земной долготы. Отсчитывают ее по экватору от 0 до 360°. Нулевой отметкой для прямого восхождения считается точка весеннего равноденствия, то есть место, где Солнце пересекает экватор 20 марта, когда день равен ночи.

Практика: Определение экваториальных координат на местности для Полярной звезды. Нахождение звёзд по заданным координатам.

4.1.4. Высота светила и кульминация.

Теория: Понятие высоты светила . Понятие верхней и нижней кульминации. Связь межу склонением и географической широтой.

Практика: Определение широты нашего города по высоте Солнца в момент верхней кульминации

Тема 2. Звёздные карты. (3 часа)

5.2.1.Звёздная карта северного полушария.

Теория: История возникновения звёздных карт. Важные объекта карты. Понятие созвездий как объектов звёздноё карты.

Практика: Нахождение основных созвездий северного полушария на карте. составление собственной звездной карты.

6.2.2. Созвездия северного полушария.

Теория: Главные созвездия северного полушария.

Практика: Нахождение основных созвездий северного полушария на небе.

7.2.3. Созвездия северного полушария.

8.2.4. Собственная карта звездного неба

Практика: составление собственной карты видимого звёздного неба.

Тема 3. Развитие представлений о Вселенной. (3 часа)

9.3.1. Древние представления о строении Вселенной.

Теория: Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Джордано Бруно и его учение, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон. Петр I. Введение нового летоисчисления в России. В то время, когда жил Коперник, господствовала геоцентрическая система мира. Земле отводилось место неподвижного центра Вселенной, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и планеты. Если считать Землю неподвижным объектом, то видимое движение планет кажется очень причудливым: они перемещаются между звездами, на первый взгляд, совершенно хаотично. Птолемей придумал этому объяснение: планеты движутся не непосредственно вокруг Земли, а вокруг некоей точки. А точка вращается вокруг Земли по круговой орбите. Изучая таблицы Птолемея, Коперник обнаружил: вся система неверна. Планеты должны двигаться по простым орбитам, но не вокруг Земли, а вокруг Солнца. А наша планета – это не центр мира, а один из многих объектов, вращающихся вокруг светила. Коперник много лет вел наблюдения и сделал следующие выводы: Земля не только движется по орбите вокруг Солнца, но и вращается вокруг своей оси. Благодаря этому на планете происходит смена дня и ночи и видимое изменение положения звезд, Луны и Солнца. Вращением Земли вокруг Солнца объясняется его перемещение в течение года среди созвездий. Планеты находятся на разном расстоянии от Солнца и поэтому движутся вокруг него с разной скоростью. При наблюдении с Земли кажется, что они делают по небу петлеобразные движения. Все эти «зигзаги» объяснялись при помощи гелиоцентрической системы очень просто, и не нужны были запутанные птолемеевские вычисления. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер», изданный в 1543 году, сразу после его смерти, стал поворотным в истории астрономии. Идеи, изложенные в книге, казались современникам фантастическими, а церковь сочла книгу еретической и запретила ее.

Практика: Зарисовка моделей Вселенной по представлениям древних философов и астрономов.

10.3.2. Вселенная в наши дни.

Теория: Представления современников и строении Вселенной и её развитии.

Практика: Зарисовка моделей Вселенной по представлениям современников.

11.3.3. Будущее Вселенной.

Теория: Модели развития и эволюции Вселенной.

Практика: Зарисовка моделей эволюции Вселенной по представлениям современников.

Тема 4. Исследования космического пространства и астрономия. (13 часов)

12.4.1. Древние обсерватории мира.

Старейший астрономический прибор, созданный две тысячи лет назад, в те времена, когда Земля считалась центром Вселенной, называется астролябия. Этот древний «компьютер», предназначенный для определения широты, был изобретен в Древней Греции. Через пять столетий христианская Европа объявила прибор «сатанинским», он был повсеместно запрещен на много веков. В это время астролябией продолжали пользоваться на Востоке, применяя ее для расчетов продолжительности дня и ночи и для составления астрологических таблиц. В эпоху Возрождения астролябия вернулась в Европу и стала одним из главных инструментов астрономов. Что же представляет собой астролябия? Это плоская круглая «тарелка» с градусами по краю, диском внутри и линейкой, которую поднимают вертикально для измерения расстояния между светилами и их высоты над горизонтом.

13.4.2. Современные обсерватории.

Государственные обсерватории.LAMOST - Большой многоцелевой спектроскоп в Китае LIGO - гравитационно-волновая обсерватория C.A.C.T.U.S. (ConvertedAtmosphericCherenkovTelescopeUsing Solar-2) наземный телескоп Калифорнийского университета PLATO (обсерватория - комплекс телескопов в Антарктиде).

14.4.3. Современные наземные оптические телескопы.

Теория: В начале XVII века голландские стеклодувы придумали невиданную диковину: они укрепили внутри полой трубки пару линз, и это позволило приближать далекие объекты. Изобретение, в тот момент еще несовершенное, взяли на вооружение моряки и военные. А еще о нем прослышал итальянский астроном Галилео Галилей. Он сразу понял, какие возможности зрительная труба может дать астрономам, и взялся за ее совершенствование. Несколько лет он проводил эксперименты с линзами разной шлифовки, большими или меньшими диаметрами трубы. В итоге у него получилась зрительная труба, увеличивающая объекты в 32 раза. Это было невероятным прорывом. Галилей первым в истории человечества направил телескоп в небо и сразу сделал массу удивительных открытий: Млечный Путь состоит из отдельных звезд, у Юпитера есть спутники, а поверхность Луны испещрена горами и впадинами.

Большие оптические телескопы. VLT.  KECK I и KECK II. LBT. БТА. GEMINI North и GEMINI South.

Практика: Изготовление примерных моделей различных оптических телескопов. Написание рефератов.

15.4.4. Космические телескопы.

Теория: Космические телескопы «Комптон», «Хаббл», «Чандра» и «Спитцер»

Огромный космический телескоп «Хаббл», запущенный НАСА и Европейским космическим агентством в 1990 году, уже третий десяток лет несет вахту на околоземной орбите. Это автономная обсерватория, которая находится за пределами земной атмосферы и может изучать различные виды излучений, идущих из космоса. За годы работы «Хаббл» предоставил ученым огромное количество ценной информации, которую невозможно было получить, исследуя небо при помощи приборов, находящихся на Земле. Благодаря околоземному телескопу, астрономы пересмотрели многие научные теории.

В момент запуска «Хаббла» астрономы не знали точного возраста Вселенной, цифры были очень приблизительные – от 10 до 20 миллиардов лет. Изучение пульсаров, проведенное телескопом, позволило определить, что нашей Вселенной 13,8 миллиардов лет. «Хаббл» помог установить ускорение, с которым расширяется Вселенная, с его помощью были исследованы сверхмассивные черные дыры, находящиеся в центре нашей галактики, – до «Хаббла» знания о них были чисто теоретическими. Мощный телескоп способен заглядывать не только в далекие уголки Вселенной, но и в ее прошлое, с его помощью астрономы узнали многое об этапах формирования звезд, галактик и их скоплений.

За время службы «Хаббла» к нему летали четыре экспедиции для ремонта и технического обслуживания. Первоначально инженеры думали, что телескоп прослужит около 15 лет, но «Хаббл» превзошел все ожидания. Тем не менее, оборудование изнашивается, и очень скоро самый выдающийся телескоп прекратит свою работу, а ему на смену придет новая, более совершенная летающая обсерватория.

Практика: Изготовление примерных моделей различных телескопов. Написание рефератов.

16.4.6. Космические исследования Земли.

Теория: История исследования Земли из космоса. Применение искусственных спутников для исследования природных ресурсов Земли. Картография. Сельское хозяйство. Лесные пожары. Океанография. Рыболовство. Ледовая разведка. Нефтяные загрязнения. Загрязнение воздуха.

17.4.7. Космические аппараты.

Теория: Околоземные орбитальные аппараты — искусственные спутники Земли (ИСЗ); межпланетные космические аппараты.

Практика: Выполнение моделей космических аппаратов.

18.4.8. Космодромы России.

Проблемы старта космических аппаратов. История космодромов России.

19.4.9. Профессии, связанные с исследованием космоса.

Теория: Основные направления профессиональной подготовки исследователей космоса. ВУЗы, занимающиеся подготовкой специалистов для исследования космоса.

Практика: Созданием каталога профессий исследователей космоса.

20.4.10. Исследование Луны

21.4.11. Исследование Марса.

22.4.12. Исследование Венеры.

23.4.13. Исследование малых тел Солнечной системы

Тема 5. Космонавтика: от первых шагов до современности. (12 часов)

24.5.1. Летные эксперименты с животными.

Теория: Начало работ по космической биологии и медицине. Классификация факторов полета. Отбор и тренировка биологических объектов. Первый этап научных исследований при полете животных на ракетах Р‐2А. Второй этап исследований при полетах животных на ракетах Р‐2 и Р‐5. Третий этап исследований на животных при полетах на ИСЗ. Нравственные проблемы, связанные с использованием животных в экспериментах. Способности живых организмов выживать на борту МКС и в экстремальных условиях. Отбор, подготовка кандидатов в космонавты.

25.5.2. Первый полет человека в космос.

Теория: Знакомство с историей выхода человека в космос. Значение выхода человека в космос. Перспективы освоения космоса.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, первый космонавт в истории человечества, произнес «Поехали!» и отправился в неведомое на корабле «Восток-1». Подготовка к этому знаменательному событию велась много лет, ракеты подвергались сложнейшим испытаниям, будущие космонавты проходили экстремальную подготовку, на грани человеческих возможностей. Ситуацию усугубляло соперничество с американскими ракетостроителями: нужно было опередить их и закрепить за СССР первенство в космосе. В других обстоятельствах конструкторы не стали бы спешить, потратили бы еще несколько лет на испытания, чтобы увеличить надежность корабля. Но времени не было, и полет состоялся в 1961 году. Несмотря на некоторые вне штатные ситуации (ракета-носитель отключилась с опозданием, разделение отсеков при приземлении тоже произошло не сразу), полет прошел нормально. Человечество вступило в новую эру.


26.5.3. Знаменитые космонавты России.

Теория: Знакомство с успехами выдающихся космонавтов России.

Практика: Оформление альбомов. Написание рефератов. Создание презентаций и видеофильмов.

27.5.4. МКС.

Теория: Знакомство с историей Международной космической станции. Значение, перспективы использования МКС.

Конструкторы-теоретики за много лет до первого полета человека в космос начали разрабатывать проекты орбитальных станций, искусственных спутников Земли. Они проектировали целые космические города (с гостиницами для космонавтов, оранжереями и спортзалами), которые, кроме всего прочего, должны были служить перевалочными пунктами. Планировалось, что на станциях ракеты будут получать дозаправку и лететь дальше в космос. В реальности все выглядит гораздо скромнее, и не потому, что построить космический город невозможно, а потому, что это очень дорого. Тем не менее орбитальные станции выполняют множество важнейших задач: с них ведется наблюдение за космическими объектами и за нашей планетой (изучается ее геофизическое, метеорологическое состояние), проводится множество уникальных научных экспериментов, невозможных в условиях Земли.

Практика: Виртуальная экскурсия по МКС.

28.5.5. Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам.

Теория: Подготовка космонавтов к полету.  Подготовка экипажей к работе со специальными средствами, позволяющими переносить условия космического полета в течение длительного времени.

Практика: Виртуальная экскурсия в Звёздный городок.

29.5.6. Медико-биологические проблемы будущих межпланетных и межзвездных перелетов.

30.5.7. Питание космонавтов.

31.5.8. Условия жизни на других планетах.

32.5.9. Космические базы.

33 – 35. Работа над творческим проектом

Теория:

Выбор темы проекта – «мозговой штурм». Составление плана работы над творческим проектом. Подбор материалов. Изучение научно-технической литературы.

Практика:

Создание и защита собственных проектов по теме «Фантастические космические станции». Презентация и защита творческих проектов.







    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

По окончании программы обучающиеся будут:

знать:

  • о звездном небе: горизонтальная и экваториальная системы координат, высота светила и кульминация, звездная карта,

  • о космических исследованиях объектов Солнечной системы: древние и современные обсерватории, типы телескопов, космические аппараты и космодромы, космические исследования Земли, Луны, Марса, Венеры, малых тел Солнечной системы,

  • о полетах человека в космос: профессия космонавта, космонавты России, космические станции «Мир» и МКС, перспектива лунных и марсианских баз,

уметь:

  • объяснять назначение обсерваторий,

  • объяснять назначение и значимость космических исследований околоземного пространства.

  • находить экваториальные координаты звезд,

владеть:

  • информацией и профессии космонавта,

  • навыками создания солнечных часов,

  • навыками простейших космических наблюдений.

Формирование ключевых компетентностей через различные виды деятельности

Исходя из компетентностного подхода при формулировке цели и задач программы, по

окончании двухлетнего курса обучения по программе «Введение в астрономию» обучающиеся должны овладеть набором следующих компетенций:


Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Участие обучающихся в соревнованиях и конкурсах разного уровня.

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Овладение спецификой астрономических вычислений.

2. Формирование умения

обучающихся самостоятельно

выполнять определённые задания.

3.Овладение навыками составления звездных атласов.

4. Наблюдение в телескоп.

5. Участие в экскурсии.

Регулятивная компетенция – это умение сравнивать результаты своей деятельности с образцом. Сюда входит: определение целей учебной деятельности, ответственность за результаты учёбы, концентрация на учёбе, умение делать заключительные выводы.

1. Овладение умениями ставить цель,

планировать, анализировать и

оценивать собственные знания,

умения и навыки.

2. Взаимоконтроль.

Информационные компетенции – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2.Использование информации из Интернета.

3. Создание презентаций.

4. Создание буклетов.

5. Умение работы с онлайн программами Стеллариум

Коммуникативные компетенции – это знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными

социальными ролями.

1. Участие в обсуждении вопросов

семинаров, научных конференций.

2. Выступление на научных

конференциях различного уровня.

3. Участие в дискуссиях.

4. Участие во встречах с интересными

людьми.

6. Участие в просмотрах тематических видеоматериалов и их обсуждение.



  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

    1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дата начала учебного года – 1 сентября

Количество учебных недель – 35

Количество занятий в год – 35

Количество часов в год – 35


    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы

для обеспечения процесса обучения необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

  • необходимый инструментарий: транспортиры, линейки, компасы, секундомеры, циркули, рулетки;

  • ознакомительный и иллюстративный материал: видеофильмы, звездные карты, фотографии, фильмы, презентации, обучающие таблицы;

  • техническое обеспечение: телескоп, планетарий, солнечные часы, теллурий, глобусы звездного неба, Луны, Марса, компьютер, принтер, проектор, экран.

2.3. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ.

Контроль степени результативности авторской образовательной программы «Физика Вселенной» проводиться в следующих формах:

конкурс проектных работ

Эта форма промежуточного (итогового) контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться среди разных творческих продуктов: рефератов, фантастических космических проектов, выставочных экспонатов, показательных выступлений. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные образовательные маршруты.


    1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

В целях эффективного освоения программы, вовлечения воспитанников в процесс обучения, поддержания интереса к предмету используются разнообразные приемы и методы обучения.

Образовательная программа предполагает следующие методы организации учебно - воспитательного процесса:

  • информационно-рецептивный метод (наблюдение, рассказ, объяснение, беседа);

  • репродуктивный метод (упражнения, учебно-тренировочные занятия, практическая работа);

  • метод проблемного изложения с использованием приёмов технологии развития

критического мышления (проблемная ситуация, беседа, дискуссия);

  • поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на местности);

  • метод самореализации (самоуправление через различные творческие дела, участие в соревнованиях, творческих мастерских, квестах);

  • метод контроля (самоконтроль, контроль усвоения программы);

  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

В соответствии с основными этапами обучения по программе вычленяются следующие группы методов: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения.

Методы этапа восприятия-усвоения: рассказ, объяснение, беседа (наводящая, поисковая,

эвристическая); визуальное изучение явлений (наблюдения во время занятий на местности, во время занятий на местности); демонстрация (на основе использования интерактивных объектов), иллюстрация (работа с картами, схемами, иллюстрированным материалом, слайдами); самостоятельная работа с литературой.

Методы этапа усвоения-воспроизведения составляют три подгруппы:

  • методы собственно воспроизведения – проблемная ситуация (разбор ситуационных задач, случаев из практики); игровая ситуация (на занятиях используются игры обучающие, тренировочные, настольные, подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые);

  • методы закрепления – практические упражнения, игровая ситуация, учебно-тренировочные занятия;

  • методы диагностики и получения обратной связи – опросно-ответный метод, тестирование, игровая ситуация (игры обобщающе-контролирующие, настольные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые), зачётные занятия, соревнования.

Методы этапа учебно-творческого выражения: самостоятельный поиск (поисковые и

творческие задания), проектная деятельность.

При реализации программы педагог может использовать самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы педагог выбирает согласно составу данной группы, её обученности, личным возможностям.



    1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература для педагога:


  1. Дополнительная образовательная программа «Космос» Автор программы: Морозова Э.В. г. Новошахтинск 2014

  2. Левантовский В. И., Механика космического полета В элементарном изложении, 3-е изд., -М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980

  3. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000. № 4.

  1. Муртазов А.К. Дисциплина «Экология космоса» в курсе дополнительного образовании детей. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.

  2. Образовательная программа дополнительного образования детей «Развивающая астрономия». C:\Users\admin\Desktop\Программа Космос\ космонавтика\ Образовательная программа дополнительного образования детей «общая астрономия». Mht.

  3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 192 с.

  4. Программы для внешкольных учреждений. «Космонавтика». Издательство «Просвещение», - М., 1970.

  5. Терентьев Юрий Викторович. Программа дополнительного образования «Космос». – М.: Просвещение, 2010.

  6. Феодулова И.А. Образовательная программа дополнительного образования «Общая астрономия», 2011г.C:\Users\admin\Desktop\Программа Космос\ космонавтика \Образовательная программа дополнительного образования детей «Общая астрономия».

Литература для обучающихся:

  1. Исследовательская и проектная деятельность в аэрокосмических и ракетомодельных объединениях учреждений дополнительного образования детей технической направленности Ростовской области. Сборник материалов, посвященный 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос, 2011, - Ростов-на –Дону, ОПП ГОУ ДОД РО ОЦТТУ.

  2. Я познаю мир. Дет. энцикл.: Космос/ Авт.-сост. Т.И. Гонтарук.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Электронные носители:

Фантазеры. Путешествие в космос / © ЗАО «Новый Диск-трейд», 2011 .- М.: Новый Диск, 2011.- (Творческая мастерская для детей).- Разработано в партнерстве с компанией «ЭЛТИ-КУДИЦ» в рамках проекта «Детям о космосе».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


7 КЛАСС

Дата

Название темы

Количество часов



по плану

по факту

Лекция

Практика икаика

1



Небесная сфера.


1


2



Система горизонтальных координат.


1

3



Система экваториальных координат.



1

4



Высота светила и кульминация.


1

5



Звёздная карта северного полушария.


1


6



Созвездия северного полушария.



1

7



Созвездия северного полушария.



1

8



Собственная карта звездного неба


1

9



Древние представления о строении Вселенной.



1

10



Вселенная в наши дни.

1


11



Будущее Вселенной.

1


12



Древние обсерватории мира.



1

13



Современные обсерватории.


1

14



Современные наземные оптические телескопы.

1


15



Космические телескопы.


1


16



Космические исследования Земли.



1

17



Космические аппараты.


1

18



Космодромы России.

1


19



Профессии, связанные с исследованием космоса.


1


20



Исследования Луны. Лунные базы будущего.


1

21



Исследование Марса.


1

22



Исследование Венеры.


1

23



Исследование малых тел Солнечной системы.


1

24



Летные эксперименты с животными.



1

25



Первый полет человека в космос.



1

26



Знаменитые космонавты России.


1

27



МКС


1

28



Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам.

1


29



Медико-биологические проблемы будущих межпланетных и межзвездных перелетов.

1


30



Питание космонавтов.


1


31



Условия жизни на других планетах.


1


32



Космические базы.


1


33



Работа над творческими проектами


1

34



Работа над творческими проектами


1

35



Работа над творческими проектами


1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!