СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Юный художник"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа используется для организации внеклассной деятельности в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Юный художник"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Созвездие»



Принято педагогическим советом Утверждаю.

Протокол №______ Директор________А.Н.Ярусова

От «____»_____________20_____г. «____»______________20____г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный художник»

Возраст детей: 8-10лет

Срок реализации: 1 год




Составитель: педагог

дополнительного образования

Аникина Елена Владимировна









с.Юсьва, 2021 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования



  1. Пояснительная записка


Программа кружка «Юный художник » адресована обучающимся  1-2 классов  общеобразовательных учебных учреждений.

Актуальность.

Данный курс представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью. Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Обоснованность.

Формирование высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Юный художник». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятие времени в свободное от урочной деятельности время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Программа кружка «Юный художник» разработана для реализации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению начального общего образования и входит в образовательную область – искусство.


Цель данной программы:
раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

6. Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 1 год.


Планируемые результаты освоения программы:

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Развитие в художественно –эстетическом направлении. Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научаться видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать всё его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии. Результатом будут организованные выставки в школе, районе, более сплочённый дружный коллектив. Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.


II. Общая характеристика учебного предмета


В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Юный художник» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 6,5–8 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы. Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты.

Межпредметные связи.

В работе кружка « Юный художник» просматривается логическая связь с общеобразовательными предметами: литературное чтение, музыка, изо, технология, окружающий мир.


III.Описание места учебного курса в учебном плане.

« Юный художник» проводиться по 2 часу в неделю, 66 часов в год.



IV. Описание ценностных ориентиров.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно- нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми художественной деятельности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.


V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.


Личностные результаты: - интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО; - способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - умение сотрудничать в художественной деятельности; - развитие воображения, наблюдательности; - совершенствование эстетического вкуса.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - определять последовательность действий с учетом конечного результата; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - выявлять и исправлять ошибки; - производить оценку выполненной работы.

Коммуникативные: - обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество; - выражать в речи свои мысли и действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в парах и группах.

Познавательные: - выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму; - строить рисунок на основе геометрических форм.

Предметные результаты: - правильно располагать рисунок на листе бумаги; - строить рисунок на основе геометрических форм; - получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета; - получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок; - овладеть техникой работы с различными художественными материалами; - организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы; - работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.


VI.Содержание учебного курса.



1. Основы изобразительной грамоты.


Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
( Линией, пластикой, «Законом сцены».)
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.



2. Декоративно – прикладное искусство.


Теоретическая часть.
-Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
- Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства
- Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
- Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.


На ознакомительном этапе учащиеся:


Должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.


Развивающий этап:


Должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.


Исследовательский этап:


Должны знать:

-разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
-передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.


Календарно – тематическое планирование кружка «Юный художник»



Тема занятия

Содержание


Коичество часов

1

Графические материалы и приспособления. Разнохарактерные линии.

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.

2

2

Красота формы листьев. Графика. « Осенние листья»

Техника печати с оттиска листа: композиция и использование живых листьев в качестве матриц.

2

3

Рисуем небо

Тоновая растяжка цвета, акварель.

2

4

«Фантастический лес»

Беседа об осени.

Выполнение рисунка фантастических деревьев ограниченной палитрой (акварелью или гуашью).

2

5

«Фантастический лес». Рисование узора гелиевыми ручками и фломастерами.

Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

2

6

Осень. Листопад.

Рисунок по замыслу.


2

7


Герои сказок. Техника работы гуашью.

Рисунок по замыслу.


2

8

«В гостях у сказки». Иллюстрирование сказки «Лиса и журавль».

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве.


2

9

«В гостях у сказки». Иллюстрирование сказки «Лиса и журавль».

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве.


2

10



«Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы»

Пейзаж. Беседа


2

11

Экскурсия в зимний сквер.

Рисуем ветки ели и сосны.

Наблюдение. Деревья зимой.

2

12

«Красавица зима». Берёзовая роща.

Выполнение пейзажа без предварительного наброска.

2

13

«Красавица зима». Лес. Характер деревьев.

Выполнение пейзажа без предварительного наброска.

2

14

«Портрет». Портрет Снегурочки.

Портрет как жанр изобразительного искусства.

Гармония теплых и холодных цветов.

Гуашь. Пропорция человеческого тела.

2

15

ПортретДеда Мороза.

2

16

Открытка – поздравление.

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

2

17

Роспись гжель.

Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа. Гжель.

2

18

Рисование снегиря. Анималистический жанр.

Формирование графических навыков и умений

2

19

«Птица счастья».

Декоративное рисование птицы с росписью под гжель.

2

20

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Стихия – вода.

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.




2

21

«Дворец Снежной королевы»

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

2

22

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая собственная.

2

23

Стихия- огонь. «У костра».

Теплые цвета. Акварель (гуашь). Рисование по методу ассоциаций.

2

24

Улицы моей деревни

Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

2

25

«Город» Жилой район.

Техника монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

2

26

«Домики, которые построила природа»

Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов

2

27

Изображение насекомых

Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ.

2

28

«Цветы весны».

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

2

29

«Прогулка по весеннему саду».

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

2

30

«Прогулка по весеннему саду».

Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

2

31

«Подводное царство»

Рисование рыбок.

2

32

Рассказ-описание любимой картины.

Викторина.

Виды изобразительного искусства.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства.

2

33

Мамин платок.

Рисунок по замыслу

1

34

«Вернисаж»

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник

1


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу года.

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,

  • Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.


Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса


  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 1973.

  2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., Просвещение,1994.

3.Беда Г.Б. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989.

4..Костерин Н.П. Учебное рисование. М., Просвещение, 1984.4.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе-М., Издательский дом «Дрофа»

5.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе-М.,Издательский дом «Дрофа»


6.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие

для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.


7.Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные промыслы: М.: Вентана-Граф, 2008г.

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. –М.,1999г.

9. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!