Пояснительная записка
Направленность программы: художественно - эстетическая.
Уровень программы: стартовый.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» реализуется в рамках художественно - эстетической направленности. Она создана для занятий с детьми разными видами рукоделия и декоративно- прикладного искусства и направлена на формирование устойчивого интереса к ручному труду, развитию у обучающихся навыков и умений работать с различными видами рукоделия.
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности. Рукоделие одно из самых старейших искусств на земле.
Ещё в древности люди умели создавать своими руками многие нужные им вещи: вязали, плели, вышивали, украшали предметы, сделанные из разных материалов. Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства рукоделие сегодня занимает главное место и высоко ценится во всем мире.
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное искусство является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически оформлять быт людей и среду их обитания.
В наше стремительное время все больше у людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя.
Изготовление предметов, украшений рождают у обучающихся уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. Именно поэтому декоративное - прикладное творчество должно играть особую роль в эстетическом воспитании детей.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей необходимых ребенку, возможности проявить себя в активной
деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду
Программа рассчитана на один год обучения для всех желающих в возрасте 10-14 лет, интересующихся декоративно-прикладным искусством, имеющим желание творить, не имеющих специальных навыков обучения.
Образовательная деятельность по программе направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся.
Отличительная особенность программы дает возможность обучающимся познакомится с различными видами декоративно-прикладного искусства, найти и открыть для себя много нового и интересного. При желании выбрать для себя более интересное направление в декоративно-прикладном искусстве и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию, расширяет поле их творческой деятельности. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Педагогическая целесообразность
Заключается в том, что программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление изделий из различных материалов большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
Цель программы:
Создание условий для развития личности обучающегося, способной к художественному творчеству и самореализации личности, через творческое воплощение в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить обучающихся с различными видами декоративо- прикладного искусства;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
обучить технологиям различных видов рукоделия;
обучить навыкам самостоятельной работы;
научить правилам подборки материалов;
научить приемам оформления работ. Развивающие:
развивать интерес к различным видам рукоделия и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно- прикладного искусства.
развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения, креативного, творческого и логического мышления;
развивать моторику рук, глазомер;
развивать чувство коллективизма, взаимовыручки;
развить навыки самоконтроля выполненной работы. Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и целеустремленность;
воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;
воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Условия реализации:
в группу первого года обучения принимаются все желающие;
в группу второго года обучения также принимаются все желающие, так как работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастными особенностями. С детьми, не имеющими навыков, работа начинается с более простых поделок, то есть ребятам второго года обучения даётся более сложная работа, нежели чем новичкам.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуально- групповая.
Формы занятий: беседа, практические занятия, подготовка и проведение выставок детских работ, конкурсы, праздничные программы. В начале занятий
рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физ.минутки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
проявление познавательных интересов и творческой активности в декоративно-прикладном искусстве;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем поискового характера;
развитие творческого потенциала, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи;
самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;
объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
умение накапливать знания и развивать представления о декоративно- прикладном творчестве.
Предметные результаты В познавательной сфере:
распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования, и их технологических возможностей;
применение знаний в процессе осуществления декоративно- прикладной деятельности.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса работы;
организация рабочего места;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов и оборудования с учетом материально- энергетических ресурсов;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных правил;
соблюдение безопасных приемов труда и правил пожарной безопасности;
контроль качества промежуточных и конечных результатов работы;
выявление допущенных ошибок и их исправления. В мотивационной сфере:
оценка своих способностей и готовности к выполнению выбранной работы;
осознание ответственности за качество результатов работы;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.
В эстетической сфере:
применение различных технологий декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
декоративное оформление работы;
сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
развитие пространственного художественного воображения;
развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
В коммуникативной сфере:
публичная презентация работы, выбранной технологии и др.;
способность к коллективному решению творческих задач;
способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
способность прийти на помощь товарищу;
способность бесконфликтного общения в коллективе. В физической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
развитие глазомера.
«Проектный компонент»
Содержание программы
Текстильные материалы (11 часов)
Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования
инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.
Лоскутное царство (18 часов)
Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Игольница. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.
Практические работы
Изготовление игольницы, прихватки, пупсов, зверюшек. 3.Предновогодние хлопоты (4часа)
Символ года – обезьянка. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.
Практические работы
Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на
ёлку.
Дворец бисера (4 часа)
Историческая справка «Экскурс в мир бисера» Основные приёмы
бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Практические работы
Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Поделки из бисера «Дерево счастья». Изготовление сувениров в технике параллельного низания «Мышка», «Бабочка»
Квиллинг (5 часов)
Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. Особенности работы с бумагой
Практические работы
Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для
мамы
Рисуем на ткани (6 часов)
Знакомство с техникой батик. Материалы, инструменты. Свойства
акриловых красок. Техника нанесения. Проектирование изделия, украшенного рисунком акриловыми красками. "Разрисуй футболку к лету"
Практические работы
Изготовление заготовки сумки-мешка под сменную обувь. Украшение рисунком своей одежды.
Экскурсии в музеи и на выставки (2 часа)
Посещение художественного, краеведческого музеев, а также различных выставок.
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов, анализ выполненных работ. Выставка работ.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата |
Введение 4 часа |
1. | Комплектование группы | 1 | |
2. | Комплектование группы | 1 | |
3. | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 1 | |
| Инструктаж по охране труда. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. | 1 | |
Текстильные материалы 8 часов |
| Виды тканей. Свойства тканей. | 2 | |
| Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. | 2 | |
| Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. | 2 | |
| Приемы работы с текстильными материалами. | 2 | |
Лоскутное царство 18 час. |
| Хлопковые ткани. Разнообразие поделок. | 2 | |
| Идеи для изготовления поделки. | 2 | |
| Подбор материалов, инструментов. | 2 | |
| Игольница. Изготовление выкроек- заготовок. | 4 | |
| Создание поделки из лоскутов. | 4 | |
| Практические работы. Изготовление игольницы, прихватки, игрушки-тильды, зверюшек. | 4 | |
Предновогодние хлопоты 12 часов |
| Символ года. | 1 | |
| Изготовление новогоднего сувенира. | 2 | |
| Анализ вариантов изделия. | 1 | |
| Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. | 2 | |
| Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям. | 2 | |
| Практические работы. Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку. | 4 | |
Дворец бисера 14 часов |
| Историческая справка «Экскурс в мир бисера» | 2 | |
| Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. | 2 | |
| Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. | 2 | |
| Анализ моделей. | 1 | |
| Практические работы. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. | 3 | |
| Поделки из бисера зверюшки. | 2 | |
| Изготовление простых украшений из бисера. | 2 | |
Квиллинг 5 часов |
| Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? | 1 | |
| Материалы и инструменты для квиллинга. | 1 | |
| Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. | 1 | |
| Практические работы. Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для мамы | 2 | |
Рисуем на ткани 5 часов |
| Знакомство с техникой. Материалы, инструменты. Свойства акриловых красок. | 1 | |
| Техника нанесения. Проектирование изделия, украшенного рисунком акриловыми красками. "Разрисуй футболку к лету" | 2 | |
| Практические работы. Изготовление заготовки сумки-мешка под сменную обувь или сумки шоппера. Украшение рисунком своей одежды техникой «печать» | 2 | |
Итоговое занятие 2 часа |
| Подведение итогов, анализ выполненных работ. | 1 | |
| Выставка работ. | 1 | |
ВСЕГО 68 часов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мастерица»
для успешного решения поставленных в программе задач созданы условия:
информационно-методическое обеспечение программы (учебно- методические пособия, пакет технологического материала и сценарно- режиссерских разработок, наглядно-иллюстративные и дидактические материалы)
Дидактический и раздаточный материал:
Наглядные пособия:
Электронные презентации:
Материаловедение. Растительные волокна. Хлопчатобумажные и льняные ткани.
Вышивка. Инструменты, материалы и приспособления.
Из истории бисера
Цветы из ткани
Выкройки и шаблоны для изготовления изделий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия
материально-техническое обеспечение:
кабинет для занятий;
компьютер;
шкаф для книг, разработок, методической и дидактической литературы;
столы и стулья по количеству учащихся;
швейная машинка, утюг, гладильная доска.
комплект канцелярских принадлежностей и инструментов для проведения практических занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-192 с.: ил. – (Энциклопедия).
Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА.- 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)
Диван Никерк.Объёмная вышивка. Самая полная энциклопедия: Техника. Приемы. Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. -160 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Стэнли И. Лоскутное шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия / Изабель Стэнли, Дженни Уотсон; (пер. с англ. Е. Полянской). – М.: Эксмо, 2013. -256 с.: ил.
Литература для учащихся
Купер Д. Лоскутное шитье. – Москва, Мир книги, 2006г
Останина С. Лоскутное шитье. – М., 2004.
Банакина Л. Лоскутное шитье: техника, приемы, изделия. - М. 2006 г.
Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М. 2003 г.
Зайцева А. Лоскутное шитье без нитки и иголки. – М. 2010 г.