СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности ПФДО "Мастерица" для учащихся 10-14 лет

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности ПФДО "Мастерица" для учащихся 10-14 лет»

Пояснительная записка


Направленность программы: художественно - эстетическая.

Уровень программы: стартовый.


Актуальность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» реализуется в рамках художественно - эстетической направленности. Она создана для занятий с детьми разными видами рукоделия и декоративно- прикладного искусства и направлена на формирование устойчивого интереса к ручному труду, развитию у обучающихся навыков и умений работать с различными видами рукоделия.

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности. Рукоделие одно из самых старейших искусств на земле.

Ещё в древности люди умели создавать своими руками многие нужные им вещи: вязали, плели, вышивали, украшали предметы, сделанные из разных материалов. Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства рукоделие сегодня занимает главное место и высоко ценится во всем мире.

Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное искусство является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически оформлять быт людей и среду их обитания.

В наше стремительное время все больше у людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя.

Изготовление предметов, украшений рождают у обучающихся уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. Именно поэтому декоративное - прикладное творчество должно играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей необходимых ребенку, возможности проявить себя в активной

деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду

  • приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа рассчитана на один год обучения для всех желающих в возрасте 10-14 лет, интересующихся декоративно-прикладным искусством, имеющим желание творить, не имеющих специальных навыков обучения.

Образовательная деятельность по программе направлена на:

    • формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

    • обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического, трудового воспитания учащихся;

    • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

    • профессиональную ориентацию учащихся;

    • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    • формирование общей культуры учащихся.

Отличительная особенность программы дает возможность обучающимся познакомится с различными видами декоративно-прикладного искусства, найти и открыть для себя много нового и интересного. При желании выбрать для себя более интересное направление в декоративно-прикладном искусстве и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию, расширяет поле их творческой деятельности. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Педагогическая целесообразность

Заключается в том, что программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление изделий из различных материалов большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.




Цель программы:

Создание условий для развития личности обучающегося, способной к художественному творчеству и самореализации личности, через творческое воплощение в декоративно-прикладном искусстве.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с различными видами декоративо- прикладного искусства;

  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • обучить технологиям различных видов рукоделия;

  • обучить навыкам самостоятельной работы;

  • научить правилам подборки материалов;

  • научить приемам оформления работ. Развивающие:

  • развивать интерес к различным видам рукоделия и положительную мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно- прикладного искусства.

  • развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения, креативного, творческого и логического мышления;

  • развивать моторику рук, глазомер;

  • развивать чувство коллективизма, взаимовыручки;

  • развить навыки самоконтроля выполненной работы. Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость и целеустремленность;

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

  • воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Условия реализации:
  • в группу первого года обучения принимаются все желающие;

  • в группу второго года обучения также принимаются все желающие, так как работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастными особенностями. С детьми, не имеющими навыков, работа начинается с более простых поделок, то есть ребятам второго года обучения даётся более сложная работа, нежели чем новичкам.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуально- групповая.

Формы занятий: беседа, практические занятия, подготовка и проведение выставок детских работ, конкурсы, праздничные программы. В начале занятий

рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физ.минутки.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • проявление познавательных интересов и творческой активности в декоративно-прикладном искусстве;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности;

  • развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем поискового характера;

  • развитие творческого потенциала, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства;

  • объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • умение накапливать знания и развивать представления о декоративно- прикладном творчестве.

Предметные результаты В познавательной сфере:

  • распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования, и их технологических возможностей;

  • применение знаний в процессе осуществления декоративно- прикладной деятельности.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса работы;

  • организация рабочего места;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом материально- энергетических ресурсов;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных правил;

  • соблюдение безопасных приемов труда и правил пожарной безопасности;

  • контроль качества промежуточных и конечных результатов работы;

  • выявление допущенных ошибок и их исправления. В мотивационной сфере:

  • оценка своих способностей и готовности к выполнению выбранной работы;

  • осознание ответственности за качество результатов работы;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

В эстетической сфере:

  • применение различных технологий декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

  • декоративное оформление работы;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

  • развитие пространственного художественного воображения;

  • развитие чувства цвета, гармонии и контраста;

  • сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;

В коммуникативной сфере:

  • публичная презентация работы, выбранной технологии и др.;

  • способность к коллективному решению творческих задач;

  • способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

  • способность прийти на помощь товарищу;

  • способность бесконфликтного общения в коллективе. В физической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

  • достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

  • развитие глазомера.

«Проектный компонент»


Содержание программы

  1. Текстильные материалы (11 часов)

Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования

инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.

  1. Лоскутное царство (18 часов)

Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Игольница. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.

Практические работы

Изготовление игольницы, прихватки, пупсов, зверюшек. 3.Предновогодние хлопоты (4часа)

Символ года – обезьянка. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.

Практические работы

Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на

ёлку.


  1. Дворец бисера (4 часа)

Историческая справка «Экскурс в мир бисера» Основные приёмы

бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.

Практические работы

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Поделки из бисера «Дерево счастья». Изготовление сувениров в технике параллельного низания «Мышка», «Бабочка»

  1. Квиллинг (5 часов)

Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. Особенности работы с бумагой

Практические работы

Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для

мамы


  1. Рисуем на ткани (6 часов)

Знакомство с техникой батик. Материалы, инструменты. Свойства

акриловых красок. Техника нанесения. Проектирование изделия, украшенного рисунком акриловыми красками. "Разрисуй футболку к лету"

Практические работы

Изготовление заготовки сумки-мешка под сменную обувь. Украшение рисунком своей одежды.

  1. Экскурсии в музеи и на выставки (2 часа)

Посещение художественного, краеведческого музеев, а также различных выставок.

  1. Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов, анализ выполненных работ. Выставка работ.

Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Всего

часов

Дата

Введение 4 часа

1.

Комплектование группы

1


2.

Комплектование группы

1


3.

Вводное занятие. Знакомство с

программой.

1



Инструктаж по охране труда. Диагностика

базовых знаний, умений и навыков детей.

1


Текстильные материалы 8 часов


Виды тканей. Свойства тканей.

2



Экономное расходование тканей при

раскрое. Нитки и их виды.

2



Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования

инструментов и приспособлений.

2



Приемы работы с текстильными

материалами.

2


Лоскутное царство 18 час.


Хлопковые ткани. Разнообразие

поделок.

2



Идеи для изготовления поделки.

2



Подбор материалов, инструментов.

2



Игольница. Изготовление выкроек-

заготовок.

4



Создание поделки из лоскутов.

4



Практические работы. Изготовление

игольницы, прихватки, игрушки-тильды, зверюшек.

4


Предновогодние хлопоты 12 часов


Символ года.

1



Изготовление новогоднего сувенира.

2



Анализ вариантов изделия.

1



Выбор техники исполнения, композиции

будущего изделия.

2



Мастерская елочных украшений.

Требования к ёлочным украшениям.

2



Практические работы.

Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку.

4


Дворец бисера 14 часов


Историческая справка «Экскурс в мир

бисера»

2



Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое

плетение.

2



Техника выполнения туловища,

крылышек, глаз, усиков, лапок.

2



Анализ моделей.

1



Практические работы.

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

3



Поделки из бисера зверюшки.

2



Изготовление простых украшений из бисера.


2


Квиллинг 5 часов


Теоретические сведения. Что такое

«квиллинг»?

1



Материалы и инструменты для квиллинга.


1



Специальные приспособления.

Особенности работы с бумагой.

1



Практические работы.

Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для мамы

2


Рисуем на ткани 5 часов



Знакомство с техникой. Материалы,

инструменты. Свойства акриловых красок.

1



Техника нанесения. Проектирование изделия, украшенного рисунком акриловыми красками. "Разрисуй футболку

к лету"

2



Практические работы.

Изготовление заготовки сумки-мешка под сменную обувь или сумки шоппера. Украшение рисунком своей одежды техникой «печать»

2


Итоговое занятие 2 часа


Подведение итогов, анализ выполненных

работ.

1



Выставка работ.

1


ВСЕГО 68 часов


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мастерица»

для успешного решения поставленных в программе задач созданы условия:

  • информационно-методическое обеспечение программы (учебно- методические пособия, пакет технологического материала и сценарно- режиссерских разработок, наглядно-иллюстративные и дидактические материалы)

Дидактический и раздаточный материал:
    • технологические карты по техникам:

    • Лоскутная игольница

    • Цветок из ткани

    • выкройки и шаблоны для изготовления изделий.

Наглядные пособия:
    • альбом «Украшения из бисера»

    • альбом «Разнообразие стёжек»

Электронные презентации:
    • Материаловедение. Растительные волокна. Хлопчатобумажные и льняные ткани.

    • Вышивка. Инструменты, материалы и приспособления.

    • Из истории бисера

    • Цветы из ткани



Выкройки и шаблоны для изготовления изделий.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-педагогические условия

материально-техническое обеспечение:

  • кабинет для занятий;

  • компьютер;

  • шкаф для книг, разработок, методической и дидактической литературы;

  • столы и стулья по количеству учащихся;

  • швейная машинка, утюг, гладильная доска.

  • комплект канцелярских принадлежностей и инструментов для проведения практических занятий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

  1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-192 с.: ил. – (Энциклопедия).

  2. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА.- 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)

  3. Диван Никерк.Объёмная вышивка. Самая полная энциклопедия: Техника. Приемы. Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. -160 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

  4. Стэнли И. Лоскутное шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия / Изабель Стэнли, Дженни Уотсон; (пер. с англ. Е. Полянской). – М.: Эксмо, 2013. -256 с.: ил.

Литература для учащихся
  1. Купер Д. Лоскутное шитье. – Москва, Мир книги, 2006г

  2. Останина С. Лоскутное шитье. – М., 2004.

  3. Банакина Л. Лоскутное шитье: техника, приемы, изделия. - М. 2006 г.

  4. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М. 2003 г.

  5. Зайцева А. Лоскутное шитье без нитки и иголки. – М. 2010 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!