СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для школ YIII вида

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для школ YIII вида»

Программа « ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ ».



Благушина А.И.

учитель специальной
( коррекционной)

общеобразовательной школы
УIII вида . ЗОУО г. Москвы
Кустова С.А.

учитель биологии специальной

( коррекционной)
общеобразовательной школы
УШ вида .N2 804 ЗОУО г. Москвы


Пояснительная записка.


В рамках обучающего эксперимента, творческой группой была
разработана программа «Легоконструирование, с элементами изучения
биолого- географического материала».

При составления программы занятий использовался программный

материал географии 7 класса «Природные зоны России», биологии 7-8
класса «Растения и животные»/ программа под редакцией Воронковой В.В. I

Большое количество тем данных предметов тесно соприкасаются
между собой, вытекают одна из другой, создают пропедевтические условия
для изучения материала в последующие годы. Именно поэтому этот цикл
интегрировал в себе конструктивно- игровые занятия по темам «Природные
зоны РОССИИ»,« Животный и растительный мир».

С учетом подготовленности учащихся к процессу создания проектного
макета каждой изученной зоны , были разработаны технологии поэтапного
создания моделей объектов природных сообществ. Учащиеся могли
про следить и выстроить цепи питания и отношения в природном сообществе,
а так же могли наглядно сравнить особенности внешнего вида животных и
растений в зависимости от ареала их обитания.

Закончив изучение природной зоны, учителями организовывались
интегрированные занятия по моделированию экосистемы каждой природной
зоны. В ходе подготовки проекта подбирались загадки и задания
описательного характера о пройденных животных и растениях,


.

изготавливались проектные рисунки и схемы моделирования каждого

объекта природы. Учащиеся обучались моделированию животных, растений
по предложенной схеме, по словесной характеристике учителя или других
детей , а также самостоятельному творчеству на основе собственных
представлений о изученном объекте. Данные занятия вызывали
неподдельный интерес к изучению дополнительного материала по биологии
и географии, а так же активизацию познавательной деятельности на уроках

по изучению сложных тем.

Моделирование природных


сообществ


позволяло


учащимся


значительно повысить степень запоминания изучаемого на уроках материала,


Т.к. источники получения информации позволяли задействовать все каналы
восприятия. Дети работали руками и через сенсомоторные ощущения
воспринимали образ объекта. Составляя рассказы о жизни животных и
каждой природной зоне, в действие приводились аудиальные каналы
восприятия. Видя объект перед собой, анализируя цветовой подбор
элементов ЛЕГО для передачи окраски животных, был задействован
зрительный канал восприятия. Тем самым, появлялась возможность обучения
детей в той модальности восприятия, которая наиболее развита у ребенка,и
задействовать компенсаторные возможности по развитию других каналов
восприятия.

Основной целью в создании программы было развитие интереса
активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и
географии.

Задача курса:

-Обобщение и закрепление биогеографического материала в интересной для детей конструктивно-игровой форме;

- Активизация познавательной деятельности учащихся, выработка мотивационных действий.

-Обучение различным видам моделирования;

-Формирование элементов предметно-игровой деятельности, через

овладение навыками строительно - конструктивной работы по
подражанию, а также развитие самостоятельности выполняемых
конструктивных замыслов;

-учить детей воспринимать отдельные объекты, выделяя их из общего
фона;

- учить детей дифференцировать, легко вычленяя зрительно, тактильно

- двигательно, на слух свой объект;

-учить детей различать свойства и качества объектов;

-учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала

пассивной форме, а затем в отраженной речи).
-участие всех детей в проектной деятельности.

Содержание программы и деятельность учащихся .

Предметно -практическая, предметно-творческая деятельность

содержит в себе уникальные возможности интенсификации общего процесса
познания. Все это требует того, чтобы конструирование было приобщено J
целостной системе общего образования. Содержание занятий по
конструированию тесно связано с содержанием других разделов учебной
программы, прежде всего с социальным развитием, сенсорным восприятием
формированием игровой деятельности, развитием речи, а также других видов
продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование),

Конструирование - важнейший вид деятельности, связанный
моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми
объектов. В процессе конструирования ученик овладевает навыками
моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими

между находящимися в нем объектами, учится преобразовывать предметные
отношения различными способами - настраиванием, пристраиванием,
комбинированием, конструированием по заданию учителя и по собственному
замыслу.

Конструктивную деятельность у умственно отсталых детей необходимо
формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и
подражательной способности. Выполняя действия по подражанию, дети
начинают совместно с взрослыми создавать простейшие постройки из
деталей ЛЕГО, играть с этими конструкциями, называть словом, давать
характеристики в речевой форме. Педагог подводит детей к пониманию того,
что модели отражают реальные объекты и должны быть приближены
внешние признаки моделей и объектов (цвета растений и окраска
животных, формы тела и соразмерность).

Условия сюжетно - отобразительной игры способствуют развитию
восприятия, коррекции зрительной памяти, созданию метрического
восприятия объекта.

Занятия могут организовываться как в форме индивидуального, так и
коллективного творчества детей.

Наборы ЛЕГО - ДУПЛА доступны детям с отклонениями в развитии.

Крупные детали в этих наборах, окрашенные в основные цвета: красный,
зеленый, желтый, синий отличаются особой яркостью, разнообразием форм
элементов, модификационностью, большим диапазоном типов возможных
построек и игровых ситуаций и очень нравятся детям. ЛЕГО - элементы
разнообразны по форме. Основные элементы ЛЕГО напоминают кирпичики
разных размеров. их можно различать числом кнопочек, специальных
прочных приспособлений для скрепления, расположенных вертикально и
горизонтально. Другие - формочки, похожи на сапожок, шляпку, клювик
овалы с глазком, также имеют яркую окраску и кнопочки для сцепления.
Кроме того, наборы содержат фигуры человека и животных с такими же
узлами скрепления. Вариантов скрепления ЛЕГО - элементов между собой
достаточно много, что создает практически неограниченные возможность
создания различных типов моделей и игровых ситуаций.

Виды занятий, подготовительно - обучающего характера.

  1. Знакомство с вариантами скреплений деталей ЛЕГОКОНСТРУКТОРА.

  2. Выполнение заданий на ориентировку в деталях.

  3. Обучение умению классифицировать детали по размеру. Игровые
    задания.

  4. Обучение умению классифицировать детали по цвету. Игровые задания.

  5. Обучение умению ориентироваться в пространстве и сопоставлении

размеров. Масштабность.

  1. Выполнение графических упражнений. Обучение умению чтения схем.

  2. Выполнение задания по подобию с опорой на поэтапную схему и образец.

  3. Выполнение задания по комбинированной схеме


  1. Выполнение заданий по памяти. Игровые упражнения на развитие
    зрительной памяти.

10.Выполнение заданий по речевому образцу /словесной инструкции/.

  1. Свободная конструктивная игровая деятельность го заданной учителем
    теме.

  2. Обучение составлению рассказа о процессе самостоятельного
    моделирования. «Как я делал»

13.0бучение составлению макета на заданную тему. Использование видовых
декораций.

14.0бучение составлению сюжетного рассказа с использованием моделей.

Сюжетно- ролевая игра «Мир животных и растений».

15.Выполнение работы по комбинированной схеме составленной самими
учащимися. (Коллективная творческая деятельность)

16.Подбор материалов для составления рассказа- описания «Жизнь в
природной зоне».


Предметно-тематические занятия.


Создание макета «ПРИРОДНЫЕ зоны РОССИИ».

Обозначение на карте. ( 1 час)

_Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о природных
зонах, закрепить навык чтения «Карты природных эон»,

Задачи:

- Развитие практических умений чтения карты;

- Обучать цветоразличению обозначений природных зон;

- Развивать пространственное восприятие (формировать понятие

масштабности)

Практическая деятельность учащихся.

Создание модели карты «Природные

ЛЕГОКОНСТРУКТОРА.


зоны»


из


элементов


Расположение климатических поясов. Цветовая передача обозначений на
карте.

Создание макета «Зона арктических пустынь «Тундра». ( 3 часа)

Цель: Закрепить знания о положении на карте, особенностях климата .
Расширить знания о растениях и животных природной зоны.

Задачи:




----


- Обучение выполнению модели по схеме;

- Обучение умению составления рассказа о жизни животных «Крайнего

севера».

-Развитие интереса к изучению жизни животных и растений в природной
зоне.



Практическая деятельность учащихся:


Подбор материала о природной зоне. Чтение рассказов о животных и
растениях. Просмотр фильма « ТУНДРА». Использование знаний
полученных на уроках географии и биологии.

Заготовка проектных рисунков «Жизнь животных и растений на крайнем
севере». Подбор загадок по теме.

Изготовление модели: «Жилище народов крайнего севера».

Изготовление моделей животных и растений по проектным рисункам и
схемам.

Изготовление декоративного фона природной зоны.

Составление макета «Крайний север. Тундра». Коллективная творческая
работа.

Сюжетно- ролевая игра «Экологическая сказка».

Создание макета «Лесная зона» (8 часов).

Цель Закрепить знания о положении на карте, особенностях климата.
Расширить знания о представителях растительного и животного мира
при родной зоны.

Задачи:

- Продолжить обучение выполнению моделей по схеме, по речевому образцу;

- Обучать составлению сюжетно- ролевой игры по замыслу «Экологическая

сказка».

-Развитие творческой активности учащихся по формированию умений
самостоятельного проектирования.

Практическая деятельность учащuxся:

Самостоятельный подбор материала о природной зоне. Составление плана
создания проекта. Просмотр материалов и видеосюжетов о животных и
растениях природной зоны.

Изготовление проектных рисунков и схем.

Изготовление моделей «Хвойные и лиственные деревья).
Составление сравнительной характеристики «Ель и сосна».

Изготовление моделей по темам: «Среда обитания и способы питания»,
«Среда обитания и способы передвижения», «Среда обитания и образ
жизни».

Составление моделей «Взаимоотношения в природе», «Цепи питания».
Использование дидактической игры «Палитра».

Проведение интегрированного урока биология, география «Лесная зона.
Деревья».

Составление макета «Лес». Изготовление декоративного фона природного
сообщества. Коллективная творческая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Правила поведения в лесу».


Создание макета «Степи». (2 часа)

. Цель: Продолжить формирование понятий
обитания, экосистема.


природные зоны, среда

Задачи:

-Обучение проектной деятельности;

-Развитие самостоятельной деятельности по созданию проекта макета:,

-Воспитание умения оценки своей деятельности, развитие критического

мышления.

Практическая деятельность учащuxся:

Самостоятельный подбор материалов о природной зоне.
Изготовление декоративного фона.

Заготовка проектных рисунков и схем.

Изготовление моделей животных и растений природной зоны.
Самостоятельная творческая работа по созданию макета (коллективная
творческая деятельность).

Создание макета «Полупустыни и пустыни». (4 часа)

Цель: Закрепить знания о природных сообществах, экологических системах.
Задачи:

- Активизация познавательной деятельности;

-Формирование нравственно-экологических понятий по теме «Человек и

природа».

Практическая деятельность учащихся:

Подбор материала о природной зоне. Подготовка доклада по теме
«Земноводные и пресмыкающиеся».

Заготовка проектных рисунков и схем.

Самостоятельное моделирование.

Составление макета из моделей. Изготовление декоративного фона
природной зоны.

Сюжетно-ролевая игра «Экологическая сказка».

Создание макета: «Субтропики», «Горы».(4 часа).

ЦЕЛЬ Закрепить и обобщить знания учащихся по темам «Природные зоны
России», «Растения и животные и условия их обитания». Интегрировать
знания и умения, полученные на уроках географии, биологии, экологии.
Задачи:

-Обучить умению устанавливать взаимосвязь между климатом,
растительным и животным миром, природными условиями И занятиями
населения каждой природной зоны;

-Развивать у учащихся умение анализировать выполненную творческую
работу;

-воспитание эколого-рационального отношения к природе и ее объектам.

Практическая деятельность учащuxся:

Создание творческих групп.

Самостоятельный подбор материала каждой творческой группой о своей
природной зоне.

Заготовка проектных рисунков и схем.
Изготовление моделей.

Изготовление декоративного фона природной зоны.
Составление макета.

Защита проекта каждой творческой группой.
Экологическая сюжетно-ролевая игра «ЗЕМЛЯ ПЛАЧЕТ».

Предполагаемые знания, умения и навыки,полученные
учащимися в ходе реализации данной программы.

полученные


Занятия по проектированию макетов и изготовлению моделей животных

растений различных природных зон С использованием

ЛЕГОКОНСТРУКТОРА, значительно активизируют познавательную

деятельности учащихся, побуждают их к самостоятельной деятельность
значительно упрощают задачу учителя по формированию у детей
представлений об изучаемых объектах природы.

При условии проведения подготовительной обучающей работы, учащиеся
без особого труда читают операционные схемы, могут действовать
соответствии с заданной инструкцией по выполнению модели. После
приобретения навыка действия по алгоритму, появляется возможность
формирования действенных операций по речевому образцу, а затем
появляется возможность развития и творческой активности детей по
созданию самостоятельных проектов изготовления моделей природных
объектов. В процессе творчества и конструктивной деятельности, дети не
замечают самого обучающего процесса.

Учащиеся без особого труда запоминают названия природных зон, типичны:
представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне.
Умеют устанавливать взаимосвязи между климатом, растительным и
животным миром, природными условиями И занятиями населения.
Обучаются делать несложные самостоятельные выводы об отношения:
природы и человека, видеть перспективу и последствия неразумных
действий в природе.

У учащихся значительно улучшается коммуникативная сторона речи,
пропадает страх перед высказыванием своих мыслей. Коллективная работ
по созданию проекта позволяет создавать и поддерживать «ситуацию
успеха» у каждого ребенка, задействованного в творческом процессе, :
независимости от его стартовых возможностей, психофизического развития
и нейролингвистических особенностей. Каждый ученик имеет возможность
получения обучающей информации через наиболее развитую модальность
восприятия. Весь материал визуализируется, комментируется,
трансформируется в сенсомоторное действие, тем самым создаются
благоприятные условия для всех детей. В процессе запоминания
задействована не только зрительная, слуховая, а и тактильно- действенна
память. Именно поэтому знания полученные учащимися по данной

программе, довольно глубокие и стойкие. А навыки и умения, полученные в
результате конструктивно-творческой деятельности по созданию прсектэв и
макетов «ПРИРОДНЫХ ЗОН» и «ПРИРОДНЫХ С ОБЩЕСТВ» создают
базу для дальнейшего обучения и воспитания ребенка с отклонения в
развитии.

Литература:

• Власова Т.А.; Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии
-М.,1973.

• Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольном
учреждениях для умственно отсталых детей, - М., 1991.

• Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном

формировании умственных действий, - М., 1966 .

• Дмитриев Ю.А. Соседи по планете, - М. 1983 .

• Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // материалы развивающего
обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО- педагогики. , ИНТ. - М .. 1997.

• Мэри-Энн Кол «Детское творчество»/ /перевод с английского

Бакушева
Е.А., - Мн, 2005.

• Никамин А.С., Страунинг А.И. Системный подход к ознакомлению с
окружающим миром и развитие фантазии., -Р-на- д, 1992.

Пэм Скиллер «Умный старт»// перевод с английского Бакушева Е.А., -

Мн,2006.

• Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. -М., 1999.
• Туманова Г.С. Учите, играя. -М., 1983 .

• Шим Э. Сказки, найденные в траве. - М .. 1978 .
• Эльконин Д.Б. Психология игры. - М .. 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!