СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Музыкальное искусство эстрады»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность программы «Музыкальное искусство эстрады» по содержанию является художественной.

По функциональному предназначению - специальной, общекультурной.

По форме организации – индивидуальной и групповой.

Уровень реализации: углубленный

По времени реализации – одногодичная

Общее количество часов по программе – 144 часа:

Рекомендуемый режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа.

Формы учебной деятельности: музыкальное занятие.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Музыкальное искусство эстрады»»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Богучарский районный центр детского творчества»





Программа рассмотрена



на заседании педагогического

совета МКУ ДО

«Богучарский районный ЦДТ»


«___» ______________ 2018 г.


Утверждаю

Директор МКО ДО

«Богучарский районный ЦДТ»

__________ Решетникова Т.И.


«___» ______________ 2018 г.




ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Музыкальное искусство эстрады»

1 год обучения

Для учащихся 8-11 классов

(для детей от 13 до 18 лет)




Образовательная область: искусство

Вид программы: модифицированная

Тип: дополнительного образования

Направленность программы: художественно-эстетическая




Хрипченко Екатерина Викторовна,

педагог дополнительного образования,

Руководитель детского ансамбля

«Смайл»

Пояснительная записка



Искусство совершенствует и развивает чувства людей. Через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Эстрада - это искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому одно из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов.

Одна из форм музыкального воспитания - коллективное творчество, в данном случае - занятия в эстрадном ансамбле «Смайл». Обучение в вокальном коллективе развивает чувство ансамбля, память, ритм, внимание. Кроме того, помогает детям почувствовать себя артистами, т.к. уже на первом этапе обучения они видят результат своей работы, выступая с концертами.

Учащиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и др.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время;

- особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.

Программа объединения эстрадного вокала позволяет детям, не только заниматься пением, но и развиваться в хореографическом плане на занятиях сценическим движением.

Развитие творческой индивидуальности - одна из первостепенных задач современной педагогики.

Цель программы – способствовать формированию интереса к эстрадному искусству, воспитанию художественного вкуса, культуры восприятия и развитию индивидуальных творческих способностей путем освоения основ вокального и хореографического эстрадного искусства на основе использования лучших образцов мировой эстрадной культуры, подготовка к активной социальной жизни.

Задачи программы:

  1. Образовательные

  • ознакомление детей с лучшими образцами мирового эстрадного искусства, эстрадными традициями, с эстетикой эстрадного исполнения;

  • приобретение навыков вокального, ансамблевого и танцевального исполнения в эстрадной манере;

  • изучение и освоение эстрадной песни и танца, их основных творческих и исполнительских закономерностей;

  • обучение приемам актерского мастерства;

  • организация детьми постановочной работы и концертной деятельности, разучивание танцевальных композиций;

  1. Воспитательные

  • формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на

основе изучения эстрадного наследия, формирование культуры общения, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны, уважения и любви к эстраде как особой составляющей культурного наследия русского народа;

  • развитие толерантности, общения, активной созидательной жизни, развитию культурного уровня детей;

  • формирование способности адаптироваться в современном обществе.

  1. Развивающие

  • развитие эстетического и художественного вкуса, развитие вокального слуха и певческого голоса, творческих способностей, навыков импровизации;

  • развитие индивидуальных творческих способностей через создание сценического образа, освоение основ современных ритмов и танцев, пластики движений, умение правильно работать с звукотехническими средствами, грамотный анализ исполняемого произведения;

На занятиях проводится углубленная работа по обучению музыкальной терминологии, развитию вокальных данных. Дети учатся правильно пользоваться микрофонами, исполнять произведение под фонограмму, овладевают движениями в различных танцевальных ритмах, а также элементами движений современных танцев, сценического движения.

Большая работа ведется над поиском сценического образа, тщательным продумыванием грима и костюмов.

Огромное значение уделяется выбору репертуара. В работе используются произведения, обладающие не только выразительной мелодией, но и хорошим грамотным текстом, помогающие воспитывать у юных исполнителей эстетическую культуру и художественный вкус.

Также на занятиях ребята учатся умению правильно анализировать собственное исполнение произведений для наиболее точного определения ошибок, чистоты интонирования, соотношение голоса и фонограммы, качество подпевок (бэк-вокала). Все это делается при помощи специальной звукозаписывающей аппаратуры. Этот способ контроля позволяет достичь таких высоких результатов, которых другими способами и методами достичь невозможно.

Занятия сценическим движением не только тесно взаимосвязаны с разучиваемым материалом, но и служат для выработки правильной красивой осанки, умение легко, бесшумно двигаться, « держать спину», свободно чувствовать себя на сцене.

Результатом деятельности отделения эстрадного вокала могут служить концертные выступления с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах.

Программа «Музыкальное искусство эстрады» является модифицированной, т.к. создана на основе модельной дополнительной общеразвивающей программы и комплексной авторской образовательной программы эстрадного отделения ГБОУ ДОД г. Москвы Щаповской ДШИ «Гармония». Авторская образовательная программа имеет рецензию МОИПКРОиК от 31 октября 2006 года. Рецензент – доцент кафедры педагогики Воротникова Е.Н.

Особенность данного курса в том, что он разработан для детей посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют уже определенные знания и умения в направлении «эстрадный вокал» и прошли ранее обучение по другим программа дополнительного образования в данном направлении.

Направленность программы «Музыкальное искусство эстрады» по содержанию является художественной.

По функциональному предназначению - специальной, общекультурной.

По форме организации – индивидуальной и групповой.

Уровень реализации: углубленный

По времени реализации – одногодичная

Общее количество часов по программе – 144 часа:

Рекомендуемый режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа.

Формы учебной деятельности: музыкальное занятие.


Данная программа может быть использована для обучающихся возрастного диапазона от 13 до 18 лет.

Занятия проходят по группам (6 – 10 человек), звеньям (3 – 5 человек) и индивидуально.

Занятия проходят не только с одним ребенком (солистом), а также небольшими группами по два-три человека и группами ансамбля (5-8 человек).

Программам рассчитана на 1 год обучения с возможностью дополнительного 2 года обучения по направлению: эстрадный вокал (соло и ансамбли) для детей от 13 до 18 лет.


Организация и содержание учебного процесса

Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:

- слушание музыки, беседы;

- элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология);

- вокально-хоровые упражнения (распевания);

- работа с микрофонами, фонограммами;

- формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление);

- концертная деятельность;

- культурно-массовая работа.




Учебно-тематический план



Тема занятий

Кол-во

часов


Распределение часов

Теория

Практика


1

Вводное занятие

2


2

2

Вокально-интонационная

работа

17

7

10

3

Работа над

репертуаром

16

4

12

4

Элементы музыкальной

теории

8

4

4

5

Сценическое

движение

36

6

30

6

Концертная

деятельность

10


10

7

Работа с солистами

36


36

8

Сводные репетиции

10


10


Воспитательная работа

9

4

5


Итого:

144

25

119

Ожидаемые результаты освоения программы



Личностные результаты:

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Компетенции: особенностью программы является внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала:

  • ценностно-смысловая компетенция - формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости;

  • образовательная компетенция - информационная, техническая, культурологическая, исполнительская грамотность; формирование коммуникативной, творческой личности.

  • нравственно-регулятивная компетенция - формирование способности коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения.

  • компетенция выпускника объединения по вокалу - мотивированная потребность к реализации личностной стратегии на саморазвитие и самосовершенствование.

Предметные результаты

Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по окончании обучения (вне зависимости от возраста учащегося):

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально - драматических постановках);

  • овладение собственной манерой вокального исполнения;

  • ознакомление с творчеством выдающихся вокалистов, оперных певцов и других артистов мировой и отечественной сцены;

  • совершенствование вокальных навыков, увеличение сценических выступлений;

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение «а капелла» в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • владение основами нотной грамоты;

  • умение применять вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;

При завершении обучения по данной программе, учащийся может продолжить дальнейшее образование на предпрофессиональном уровне.

Сформированность универсальных учебных действий (УУД):

  • регулятивные (самоопределение, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

  • коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением оппонента - контроль, коррекция, оценка действий оппонента, достаточно полное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Содержание учебного материала



  1. Вводное занятие.

Техника безопасности. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении.



  1. Вокально-интонационная работа.


Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармомического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Вокально-хоровая деятельность

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие.

Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания

можно сформулировать так:

- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длин-ных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывностии протяжности общего звучания хора.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Дикция и артикуляция

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова – с. 161);

  2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В. Емельянова с.166-167);

  3. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);

  4. Дыхательные упражнения по методике И.О. Исаевой (стр.78-80);

  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;

  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О. Исаевой (с.81-83).


Бэк-вокал. Освоение исполнения бэк-вокал

Что такое бэк-вокал? Так называют пение, которое сопровождает основную партию. Дословно понятие переводится как «пение на заднем плане». Без вторых партий не обходится ни один солист, ни одна поющая суперзвезда. Идеальным считается такое музыкальное сопровождение голосом, которое практически невозможно услышать. Оно гармонично поддерживает основную партию, создавая неповторимый рисунок мелодии, подчеркивая основную тему и делая голос солиста выразительнее. Принято считать, что песни с бэк-вокалом подразделяются на два вида. В одних композициях они поддерживают основную мелодию, а в других контрастируют с ней. Чаще всего бэк-вокал звучит на коротких отрезках песни, например в припевах. На концертах в роли подпевки выступают участники группы или специально нанятые певцы. При записи альбомов, когда есть возможность использовать технические средства, вторые партии исполняет сам солист. С подпевками сталкивались все, и не только на концертах. Минусовки с бэк-вокалом очень популярны в караоке-клубах.

Если ритмически бэк-вокальные партии совпадают с партией основного вокала, то самой главной задачей становится стопроцентное попадание в ритмику, которая присутствует в основном голосе. Это одна из главных особенностей его записи — партии должны учитывать исполнение! И, порой, это — не самая простая задача.

В основной партии могут содержаться различные стилевые «затяжки», особенности произношения согласных звуков, а иногда и тривиальное непопадание в ритм.

Задача бэк-вокалиста во всех этих случаях, причём, независимо от причин и обстоятельств, ритмически максимально слиться с основной партией.

А для этого требуются профессиональные навыки и опыт, не говоря уже о том, что и в ноты попадать тоже нужно!

Исполнительская задача 2

В большинстве случаев бэк-вокал не должен быть слишком сильно окрашен эмоционально, чтобы не уводить внимание слушателя непосредственно от исполнителя.
Но порой бывает наоборот — недостаточный эмоциональный посыл основного вокалиста требует ярких характерных партий бэк-вокала в качестве поддержки и опоры

Правила работы с бэк-вокалом и бэк-вокалистами

Тщательно продумать партию (сольфеджио приветствуется) и прописать ее так, чтобы слоги совпадали с основной партией, чтобы потом не пришлось резать и подставлять по времени и длительности нот. При вырезке и подстановке сильно страдает качество по панораме и частотам, а также тембровой окраске.

Неплохо при записи пустить метроном, особенно это касается медленной музыки, или когда один вокалист пишет несколько партий.

При хоровом пении есть опасность не одновременного произношения согласных окончаний на шипящих согласных, поэтому желательно, что бы окончание записывал только один исполнитель, иначе «пулемётная очередь» согласных обеспечена.

Смоделировать некоторое удаление: развести панораму — 15—25% влево - вправо, подрезать верхние частоты, реверберация чуть больше основного, а звук чуть тише.

Рекомендации бэк-вокалистам

В большинстве случаев, бэк-вокалистам приходится гораздо тяжелее, чем основным исполнителям, потому что, солист, как правило, не волнуется о других — они должны следовать за ним.

Бэк-вокалист должен следить за аккомпанементом и исполнением, настраивать голос так, чтобы мелкие недочеты солиста прошли незаметными, постоянно прислушиваться.

Гораздо более важно гармонировать а не оставаться в тени или выделяться в толпе. Бэк-вокалист должен «окрашивать» и подчеркивать пение соло-вокалиста. Лучший бэк-вокалист тот, кто остается незамеченным на протяжении всего исполнения. Иногда люди не могут даже вспомнить, был ли вообще на фоне бэк-вокал или нет. В таком случае считается, что вы сделали вашу работу!

Выберите позицию на сцене, где вы можете видеть лицо и губы главного вокалиста. Это очень важно. Вы не можете знать, когда собирается начинать или перестанет петь соло-вокалист, если не будете его видеть. Также, вы не сможете вовремя среагировать на его недочеты и ошибки. Иногда будете вынуждены петь совсем другой текст, например, потому что соло-вокалист начал с другого конца.


  1. Работа над репертуаром


В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. Культура, орфоэпия и логика речи. Орфоэпия певческая.

Способы разучивания произведения с вокальным ансамблем: пение по партиям, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле; работа над унисоном, мелодическая «речитация»; индивидуальный опрос поющих. Пение осмысленное и одушевленное. Поиск своей манеры пения и сценического образа.

Включаем в репертуарный список произведения джазового или блюзового стандарта, а также произведения зарубежных композиторов на иностранном языке.

Творчество и импровизация

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Импровизация-это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном, пластическом движении, в пении и игре на музыкальных инструментах.

Импровизация как тип музыкального мышления оказалась во многом утраченной в искусстве и учебной практике нашего времени. Функции исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации текста произведения, к его «озвучиванию». Импровизируя, вы становитесь и исполнителем, и автором. Импровизацию можно сравнить с изложением. Заданная тема одна, но то, как вы ее перескажете зависит только от вас. От вашей фантазии, навыков, ощущения свободы, которое нам очень важно. Поэтому, девиз  занятия такой: «Пение как состояние души».

Поскольку вы обучаетесь на отделении эстрадного пения уже несколько лет, то в репертуаре каждого из вас есть произведения, где используется импровизация.

Я предлагаю вам сейчас назвать известных вам исполнителей, которые используют импровизацию.

Учащиеся отвечают, называют имена. демонстрация фотопортретов.

Ella Fitzgerald, Eva Cassidy, Ирина Отиева, Лариса Долина,Billi Holliday, Нина Катамадзе,Christina Agilera и т.д.Вы знаете,что импровизация меняется в отличие от исполнителя. Когда мы брали в репертуар то, или иное произведение, мы слушали интерпретацию нескольких исполнителей.

В классе ансамбля мы также исполняем произведения подобного типа.

В основном, это произведения, которые относятся к такому жанру, как- джаз.

Песня, стилизованная под свинг. Термин «свинг» в музыке имеет несколько смысловых значений.

Например, если говорят, что в игре исполнителя нет свинга, то обычно это означает, что исполнение музыканта лишено интенсивной битовой пульсации — волнообразного движения, производя впечатление раскачки, или свинга. В терминологии танцевальной музыки этим словом иногда обозначают темп, относящийся к жанру танца с одноимённым названием.

Помните, что работая с произведением, нам захотелось бы изменить ритмическое сопровождение и поимпровизировать. Мы вставили «квадрат», используя технику bit box? И это не что иное, как ритмическая импровизация. И мы бы могли ее менять со временем.

Давайте сейчас вспомним это произведение.

Учащиеся исполняют песню.

Попробуем поменять темп, сделав его немного медленнее. Я попрошу вас сейчас заменить слова на скэт.

Напоню,что скэт джазовый термин, обозначающий импровизацию голосом с использованием бессмысленных  ритмических слогов,  слов,  фраз и звукосочетаний,  сочиняемых спонтанно, на ходу, либо в подражание инструментам. Вы исполняете партитуру, а солист, импровизирует.

Учащиеся выполняют данное задание.

-Спасибо. Сегодня мы бы хотели посмотреть на то, какие навыки приобрел каждый из вас, а заодно и расширить ваши познания и умения.

Итак, продолжаем далее импровизировать, опираясь на гармонию. Сейчас вы пробовали импровизировать на вам уже знакомую гармонию. Задачу усложняем.

Предлагается послушать и по очереди поимпровизировать каждому из вас, а чтобы вы чувствовали необходимый ритм предлагаю отмечать вторую долю.( можно щелкая пальцами)

Те, кому занятие по импровизации мелодической линии оказывается сложным, предлагается озвучивать партию ритмического аккомпанемента.

-Аранжировка – это исполнение музыкального произведения в отличной от первоначальной формы;

- Авторское переложение музыкального произведения, «свое» исполнительское представление музыкальной пьесы;

Аранжировка допускает применение различных способов развития первоначального материала. Это добавление нового материала, вступления, заключения, изменения тональности, модуляций, гармонии…


  1. Элементы музыкальной теории


Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмичес-кими особенностями строения музыкальных произведений.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.

Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.

Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.

Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.

Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;

б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов - ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).

Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:

выше, высокие слоги («динь-динь»);

чуть ниже («дан-дан»);

еще ниже («дон-дон»).


  1. Сценическое движение


Практическая работа по созданию эстрадного номера. Актерское решение исполняемых песен, в том числе с обыгрыванием содержания.

Основные принципы поведения на сцене. Творческая раскрепощенность.

Отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность песни. Основными факторами способности создания сценического замысла являются: восприятие, воображение, память, мышление, эмоциональность, непосредственность, выразительность.

Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. Продолжается работа с микрофоном под минусовую фонограмму.


  1. Работа с солистами


Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-, проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  • Выбор песни;

  • Заучивание текста;

  • Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;

  • Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.


























Минимальное материально-техническое обеспечение, необходимое

для реализации программы


Наименование

Кол-во

Цена

Общая стоимость,

руб.

1

Звукоусилительная аппаратура:




2

Микшерный пульт

1 шт.

23000,0

23 000,0

3

Сетевые и коммутационные провода

1

комплект

6 000,0

6 000,0

4

Акустическая система (колонки)

2 шт.

20990,0

41980,0

5

Радиосистемы (микрофоны)

3 шт.

16630,0

49890,0

6

Динамический микрофон

3 шт.

6500,0

19500,0

7

Микрофонная стойка («журавль»)

4 шт.

2 400,0

9600,0

8

Ноутбук

1 шт.

30 000,0

30 000,0

9

Принтер

1 шт.

6 000,0

6 000,0

10

Карта памяти

2 шт.

1 000,0

2 000,0

11

Батарейки для радиомикрофонов

30 шт.

35,0

1 050,0

12

Бумага для принтера

3 шт.

250,0

750,0


Итого:

189770


Наполняемость группы - 15 человек

На одного обучающегося в год – 12651,0




Для реализации программы также может потребоваться следующее

материально-техническое обеспечение


Наименование

Кол-во

Цена

Общая стоимость,

руб.

1

Транспортные расходы для поездок на конкурсы, фестивали, концерты

1 в год


15 000

2

Сценические костюмы

15

Комплектов



3000,0

45 000


Итого:

60 000


Наполняемость группы - 15 человек

На одного обучающегося в год 4000,0


Примерный репертуарный список:



В. Матецкий - Однажды.

М. Минков - Ты на свете есть; Не отрекаются любя; Эти летние дожди; Вербочки.

Ю. Началов - Герой не моего романа.

А. Максимов - Если в сердце живѐт любовь.

Ю. Варум - Ля-ля-фа; Мой сон;

В. Меладзе - Самба белого мотылька; Ночь накануне Рождества;

И.Матвиенко - Колечко.

«Крапива-лебеда» из репертуара Н.Пушковой.

А.Джобим - Девушка из Ипанемы.

Ricchi e Poveri - Мама-Мария, Cosa sei.

М.Джексон – Спасѐм наш мир.

А.Кравченко – Вместе со своей страной.

О. Наумов - Сон дождя.

А.Ягольник - Малыш; Танцуй со мной; Оранжевый мальчишка.

Н. Могилевская – Подснежник; Я-весна; Самая.

К. Брейтбург – Две снежинки; Ивушка; Зажигай; Простая арифметика.

П. Джейсон - Пятый океан.

В.Семѐнов – Звѐздная река; Акварель.

В.Пак - Блюз.

Песни к Новому году из репертуара группы ABBA, гр. «Дискотека Авария», Ю.Савичевой.

Песни о войне, патриотические песни.





Литература для преподавателя



1. Белоброва Е. Техника эстрадного и рок – вокала. – М., 2009.

2. Богданов И.А., Вербицкий И.А. Драматургия эстрадного представления. – СПб., 2009.

3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М., 1987.

4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968.

5. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.

6. Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя. Молодежная эстрада. № 5 - 1990 г.

7. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.

8. Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ, 2004.

9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.

10.Ершова А., Букатов В. Актерская грамота – детям. – СПб., 2005.

11.Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., ВТО, 1959г

12.Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению. – М., 1981.

13.Исаева И.О. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М.:АСТ: Астрель 2006.

14.Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-21 век, 2004.

15.Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.

16.Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.

17.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

18.Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.

19.Немеровский А. Пластическая выразительность актѐра. - М., 1982.

20.Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

21.Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. – СПб.: Лань, 2007.

22.Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.

23.Рутберг И.Г. Пантомима, движение и образ. - М.: Советская Россия, 1981.

24.Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М.: АСТ: Астрель, 2001.

25.Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. – М., 1976.

26.Шереметьевская М. Танец на эстраде. – М., 1985 27.Эфрос А. Репетиция – любовь моя. - М., Искусство, 1975г.;










Литература для детей и родителей:


1. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная палитра, 2002.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., Просвещение, 2000.

3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно- методическое пособие. – М., Музыкальная палитра,2005.

4. Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: ВКТ: Астрель, 2012.

5. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

6. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

7. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

8. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. - К.:Факт, 2000.

9.Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.

10.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.

11.Чередниченко Т.В. Поп-музыка. - М., Изд. ИФ РАН, 1999.

12.Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век, 1996г.

13. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!