СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Развитие математических представлений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет проводить занятия с учащимися страдающими общим недоразвитием мыслительных процессов.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Развитие математических представлений"»





Дополнительная программа кружка по социально-коммуникативному развитию: «Мир вокруг нас»

для детей второй младшей группы(3-4 года),

общеразвивающей направленности.



































.









2. Пояснительная записка.

2.1 Направленность данной программы соответствует её содержанию и носит социально-педагогический характер.

2.2. Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность программы- дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: исследует предметы, задает вопросы, наблюдает ...Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3-4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно . Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. По своей направленности программа имеет углубленное направление, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в области поисково-исследовательской деятельности.

2.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формировать у детей основы диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде .

3.Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4.Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

5.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.



2.4. Принципы организации работы.

2.5. Данная программа предназначена для детей 3-4 лет ( 2 младшая группа).

2.6. Сроки реализации

1 год-7 часов

2.7. Формы и режим занятий.

Режим занятий

Согласно СанПину частота и продолжительность дополнительных занятий с детьми 2 младшей группы - 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, продолжительностью не более 15 минут.

Форма организации деятельности детей на занятии :

- коллективная.

Формы проведения занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

2.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы планируем:

- развить навыки активности включения в поисково-познавательную деятельность совместно с воспитателем.

- развитие способностей к анализу , сравнению , делать простейшие выводы в соответствии с возрастными особенностями.

- воспитание инициативности, самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Способы проверки результатов:

- Дидактические игры;

- Беседы;

- Художественно-эстетическая деятельность.

3. Учебно-тематический план.

Месяц.

Тема месяца.

Темы занятий.

Количество часов.

Октябрь

« Почему в году четыре сезона»

1. « Осень золотая»

2. «Зима-волшебница»

3.« Весна-красна»

4. «Лето-солнышком согрето»







1 час

Ноябрь.

«Осень в гостях у ребят ».

1. «Почему осень золотая ?»

2.«Дождики осенние ».

3. «Осень в лесу».

4. «Чтобы быстро бегать мы оденем сапоги»



1 час.

Декабрь.

«Зима-волшебница».

1.«Зимние узоры».

2. «Снежинка в гостях у ребят»

3. «Разноцветные льдинки».

4. «Где играть чтоб не попасть в беду»






1 час.

Январь.

«Профессии»

1. «Добрый доктор »

2.«Мы ходили в магазин»

3. «Знает точно детвора, кормят вкусно..»

4. «Кто спешит на помощь к нам?»






1час.








Февраль.

«Жилища »

1.«Первые поселения»

2.«Такие разные жилища».

3.«Лесные домишки».

4. «Дом будущего»






1 час.

Март.

«Весна-красна».

1.«Лучики весенние»

2. «Побежали ручейки, а ну, попробуй догони!».

3. «Весна в лесу».

4. «Осторожно-ледоход!»




1час.

Апрель.

«Удивительные деревья»

1.«Вечнозеленые».

2. «Листопадные».

3.«Карлики-гиганты».

4. «Сохраняя дерево- сохраняем планету».

1 час.

























4. Содержание программы.

Месяц: Октябрь.

Тема: «Осень золотая »

Цель: расширение знаний о временах года.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

« Времена года», художественная литература.

Ход:

1.Беседа на материале жизненного опыта детей.

2.Анализ заданных ситуаций.

3. Физкультминутка.

4. Д/И: «Когда это бывает?»

5.Творческая работа: « Осень золотая»

Тема: «Зима-волшебница»

Цель: формирование знаний детей о сезонных изменениях.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Времена года» художественная литература, настольные игры.

Ход:

1.Чтение «Сказки почемучки»

2.Беседа по содержанию рассказа.

3. Физкультминутка.

4.Д/И : «Мороз и солнце».

5.Творческая работа : «Зимние развлечения».

Тема: «Весна-красна»

Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Ребёнок и природа», художественная литература, настольные игры.

Ход:

1. Беседа с детьми, обсуждение знаний детей по теме.

2.Д/И: « Когда это бывает?»

4. Физкультминутка.

5. Творческая работа детей : «Раскрась рисунок».

Тема: «Лето-солнышком согрето»

Цель: закрепление ранее полученных знаний.

Материал:демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Ребёнок и природа», художественная литература, раскраски.

Ход:

1.Беседа с детьми по теме занятия, обсуждения.

2. Д/И: «Соотнеси картинку с временем года»

3. Физкультминутка.

4.Д/И: «Что перепутал художник?»

5. Творческая работа детей: «Мы купались, веселились»

Месяц: Ноябрь

Тема: «Почему осень золотая ?»

Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости на краски осени.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Времена года», раскраски

Ход:

1.Беседа на материале личного опыта детей.

2.Ситуационно – имитационное моделирование: « Цвета осени»

3. Д/И: «Найди по контуру»

4.Физкультминутка.

5. Творческая работа детей: «Краски осени»

Тема: «Дождики осенние ».

Цель: расширение знаний детей о сезонных изменениях в погоде.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии « Природные явления» , раскраски.

Ход:

1.Чтение рассказа: « Катин зонтик »

2.Беседа с детьми, решение ситуационных задач.

3. Физкультминутка.

4. Д/и: «Природные явления».

5.Творческая работа: « Мы под дождиком гуляли».

Тема: «Осень в лесу».

Цель: ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни диких животных.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Осень в лесу»

Ход:

1. Чтение сказки «На лесной тропинке»

2. Н/и: «Разрезные картинки»

3.Д/И : « Осень в лесу»

4. Физкультминутка.

5. Творческая работа детей: «Угощение для зверят»

Тема: «Чтобы быстро бегать мы оденем сапоги»

Цель: формирование представлений детей о сезонной одежде.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

« Одежда», настольные игры.

Ход:

1.Беседа на основе жизненного опыта детей.

2. Д/и: «Оденем куклу Катю на прогулку»

3.Разыгрывание тематических сценок.

4. Физкультминутка.

5.Творческая работа детей: «На прогулке».

Месяц: Декабрь.

Тема: «Зимние узоры».

Цель: воспитание эстетического вкуса от красоты природы.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры «Сложи узор», художественная литература, настольные игры.

Ход:

  1. Чтение энциклопедического материала: « Дед Мороз и его братья».

  2. Беседа с детьми по содержанию, обсуждение.

  3. Физкультминутка.

  4. Д/и: « Сложи узор».

  5. Творческая работа детей: «Морозные узоры»



Тема: «Снежинка в гостях у ребят»

Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды.

Материал: демонстрационный материал(видеоролик), дидактические игры из серии

« Вода вокруг нас», художественная литература, настольные игры.

Ход:

  1. Чтение энциклопедического материала: «Свойства воды»

  2. Физкультминутка.

  3. Д/и: «Собери снежинку».

  4. Творческая работа: конструирование «Снежинки».

Тема: «Разноцветные льдинки».

Цель: закрепление знаний о свойствах воды.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

«вода-волшебница», художественная литература, настольные игры.

Ход:

1.Экспериментальная деятельность: «Разноцветные льдинки»

2..Разбор конкретных ситуаций.

3..Загадывание загадок ( вода, лед, снег.)

4.Творческое задание: « разноцветные льдинки».

5. Физкультминутка.

Тема: «Где играть чтоб не попасть в беду»

Цель: закрепление правил безопасного поведения во время игр.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

« Правила безопасности на улице », художественная литература, настольные игры.

Ход:

1.Беседа с детьми по теме занятия.

2.Д/и: «Хорошо-плохо».

3.Физкультминутка.

4.Д/и- лабиринт: «Помогите Маше и Паше выбрать место для прогулок».

5.Творческая работа: конструирование детской площадки.

Месяц: Январь.

Тема: «Добрый доктор »

Цель: воспитание уважительного отношения к профессии.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры

« Профессии », художественная литература, настольные игры.

Ход:

  1. Беседа с детьми по теме занятия.

  2. Д/и: «Профессии».

  3. Физкультминутка.

  4. С/и : «Кукла Катя заболела»

  5. Творческая работа: «Доктор».

Тема: «Мы ходили в магазин»

Цель: расширение знаний детей о профессии продавца.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

« Магазин», художественная литература, настольные игры.

Ход:

  1. Беседа с детьми из их личного опыта.

  2. Обсуждение ситуационных задач, отгадывание загадок.

  3. Физкультминутка.

  4. С/и: «Магазин ».

  5. Творческая работа : «Мы ходили в магазин».

Тема: «Знает точно детвора, кормят вкусно..»

Цель: формирование представлений детей о профессии повара.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

« Профессии», художественная литература, настольные игры.

Ход:

  1. Беседа на основе жизненного опыта детей.

  2. Д/И: «Профессии».

  3. Физкультминутка.

  4. С/и: «Сварим обед для гостей».

  5. Творческая работа детей.



Тема: «Кто спешит на помощь к нам?»

Цель: воспитание уважительного отношения к профессиям.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры

« Профессии», художественная литература, настольные игры.

Ход:

1.Беседа с детьми: «Кто спешит на помощь к нам?».

2. Отгадывание загадок.

3.Д/и: «Профессии»

4. Физкультминутка.

5. Д/и: «Что лишнее».

6. Творческая работа детей.

Месяц: Февраль.

Тема: «Первые поселения»

Цель: расширение представлений детей о видах домов.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

«Жилища» , энциклопедическая литература.

Ход:

  1. Чтение энциклопедического материала: «Первые поселения».

  2. Беседа с детьми, обсуждение содержания.

  3. Физкультминутка.

  4. Д/и: «Отгадай и назови».

  5. Творческая работа детей.



Тема: «Такие разные жилища».

Цель: сформировать знания о разновидностях домов у разных народов.

Материал: демонстрационный материал, дидактическая игра: «Где чей дом?», энциклопедия, настольные игры.

Ход:

  1. Знакомство с энциклопедическим материалом: «Из истории жилищ».

  2. Д/и: «Где чей дом».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей.

Тема: «Лесные домишки».

Цель: формирование представлений детей о домах обитателей леса.

Материал: демонстрационный материал « Дикие животные», дидактическая игра из серии

« Где чей домик?», энциклопедия, раскраски, цветные карандаши.

Ход:

  1. Чтение сказки «Лесные домишки ».

  2. Беседа с детьми по тексту, ответы на вопросы.

  3. Физкультминутка.

  4. Д/и: «Где чей домик?»

5.Творческая работа : «Лесные домишки»

Тема: «Дом будущего»

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: демонстрационный материал из серии: «Жилища», энциклопедия, дидактические игры.

Ход:

  1. Беседа с детьми по теме занятия.

  2. Д/и: «Наш дом».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей: «Дом будущего».



Месяц: Март.

Тема: «Лучики весенние»

Цель: ознакомление детей с сезонными изменениями.

Материал: наглядно-демонстрационный материал на тему: «Весна» ,дидактические игры: «Времена года», энциклопедия, карандаши, альбомы.

Ход:

  1. Беседа с детьми на тему: « Солнце пригревает-день прибывает».

  2. Д/и: «Когда это бывает?»

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей: «Весенние капели».

Тема: «Побежали ручейки, а ну, попробуй догони!».

Цель: продолжить ознакомление детей со свойствами воды.

Материал: демонстрационный материал из серии: «Времена года», дидактические игры , художественная литература, атрибуты для сюжетной игры.

Ход:

  1. Беседа с детьми, обсуждение жизненного опыта.

  2. Д/и: «Побежали ручейки».

  3. Физкультминутка.

  4. С/и: «Оденемся на прогулку »

  5. Творческая работа детей.

Тема: «Весна в лесу».

Цель: формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу.

Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии

« Дикие животные», карандаши, раскраски.

Ход:

  1. Беседа с детьми по теме.

  2. Д/и: «Что перепутал художник».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей.

Тема: «Осторожно-ледоход!»

Цель: формирование правил безопасного поведения на водоёмах.

Материал: демонстрационный материал из серии « Уроки безопасности», «Правила оказания первой помощи» , настольные игры.

Ход:

  1. Беседа с детьми , оценка жизненного опыта.

  2. Д/и: «Уроки безопасности».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей.

Месяц:Апрель.

Тема: «Вечнозеленые».

Цель :расширение знаний детей о видах деревьев.

Материал: наглядное пособие, дидактические игры из серии: « Виды деревьев», художественные произведения.

Ход:

  1. Обсуждение с детьми, оценка жизненного опыта.

  2. Д/и: «С какого дерева шишка?».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа: «В лесу родилась елочка»

Тема: «Листопадные».

Цель: закрепление знаний о листопадных деревьях.

Материал: наглядные пособия, дидактические игры из серии « Деревья вокруг нас», литература.



Ход:

  1. Беседа с детьми, обсуждение темы.

  2. Д/и: «Такой листок лети ко мне»

  3. Физкультминутка.

  4. Д/и: «С какого дерева листок».

  5. Творческая работа детей.



Тема: «Карлики-гиганты».

Цель: расширение знаний детей о разнообразии растительного мира.

Материал: наглядное пособие из серии « Удивительные деревья», художественная литература, дидактические игры.

Ход:

  1. Беседа с детьми, обсуждение жизненного опыта детей.

  2. Д/и: «Отгадай и назови».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей.

Тема: «Сохраняя дерево- сохраняем планету».

Цель: воспитание заботливого отношения к природе, желания заботиться о ней.

Материал: наглядные пособия, дидактические игры из серии « Зелёная планета», литература, наборы для творчества.

Ход:

  1. Беседа с детьми, анализ жизненного опыта.

  2. Д/и: «Сохраним дерево».

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая работа детей.

5.Работа с родителями.

Месяц

Формы работы.

Октябрь.

- Анкетирование родителей «Природа родного края»

- Консультация « Четыре времени года».

- Консультация « Осенние прогулки»

- Папка –передвижка « Подвижные игры на прогулке»

Ноябрь.

Цикл консультаций на тему: «Осень золотая в гостях»

Декабрь.

-Консультация на тему «Зимние прогулки».

-Выставка рисунков « Зимние узоры»

- Консультация для родителей на тему « Одеваемся на прогулку».

- « Подвижные игры на прогулке»

Январь.

-Знакомство с кратким содержанием занятий.

- Консультация на тему : « Все профессии нужны»

- Выставка рисунков «Профессия моих родителей»



Февраль.

- Знакомство с кратким содержанием занятий

Цикл консультаций :

- « Наш дом»

- «Такие разные дома»

-Рисунки на тему: «Мой любимый дом», «Дом будущего»

Март.






Консультации на тему:

- «Подвижные игры на прогулке».

- «Что весна нам принесла».

-«Птичьи трели»

Выставка рисунков на тему:

« Весенние ручейки»













6.Список используемой литературы.

1. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми 3-4 лет».-Минск, «Асвар», 2001.-123с.

2. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Методическое пособие. М.: «Линка-пресс»,2002.-201с.

3. Николаева С.Н. «Юный эколог». Методическое пособие.-М.: Мозайка-синтез,2010.-195с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!