Дополнительная программа кружка по социально-коммуникативному развитию: «Мир вокруг нас»
для детей второй младшей группы(3-4 года),
общеразвивающей направленности.
.
2. Пояснительная записка.
2.1 Направленность данной программы соответствует её содержанию и носит социально-педагогический характер.
2.2. Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность программы- дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: исследует предметы, задает вопросы, наблюдает ...Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3-4 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно . Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. По своей направленности программа имеет углубленное направление, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в области поисково-исследовательской деятельности.
2.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Формировать у детей основы диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2.Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде .
3.Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4.Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
5.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
2.4. Принципы организации работы.
2.5. Данная программа предназначена для детей 3-4 лет ( 2 младшая группа).
2.6. Сроки реализации
1 год-7 часов
2.7. Формы и режим занятий.
Режим занятий
Согласно СанПину частота и продолжительность дополнительных занятий с детьми 2 младшей группы - 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, продолжительностью не более 15 минут.
Форма организации деятельности детей на занятии :
- коллективная.
Формы проведения занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
2.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы планируем:
- развить навыки активности включения в поисково-познавательную деятельность совместно с воспитателем.
- развитие способностей к анализу , сравнению , делать простейшие выводы в соответствии с возрастными особенностями.
- воспитание инициативности, самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Способы проверки результатов:
- Дидактические игры;
- Беседы;
- Художественно-эстетическая деятельность.
3. Учебно-тематический план.
Месяц. | Тема месяца. | Темы занятий. | Количество часов. |
Октябрь | « Почему в году четыре сезона» | 1. « Осень золотая» 2. «Зима-волшебница» 3.« Весна-красна» 4. «Лето-солнышком согрето» | 1 час |
Ноябрь. | «Осень в гостях у ребят ». | 1. «Почему осень золотая ?» 2.«Дождики осенние ». 3. «Осень в лесу». 4. «Чтобы быстро бегать мы оденем сапоги» | 1 час. |
Декабрь. | «Зима-волшебница». | 1.«Зимние узоры». 2. «Снежинка в гостях у ребят» 3. «Разноцветные льдинки». 4. «Где играть чтоб не попасть в беду» | 1 час. |
Январь. | «Профессии» | 1. «Добрый доктор » 2.«Мы ходили в магазин» 3. «Знает точно детвора, кормят вкусно..» 4. «Кто спешит на помощь к нам?» | 1час. |
Февраль. | «Жилища » | 1.«Первые поселения» 2.«Такие разные жилища». 3.«Лесные домишки». 4. «Дом будущего» | 1 час. |
Март. | «Весна-красна». | 1.«Лучики весенние» 2. «Побежали ручейки, а ну, попробуй догони!». 3. «Весна в лесу». 4. «Осторожно-ледоход!» | 1час. |
Апрель. | «Удивительные деревья» | 1.«Вечнозеленые». 2. «Листопадные». 3.«Карлики-гиганты». 4. «Сохраняя дерево- сохраняем планету». | 1 час. |
4. Содержание программы.
Месяц: Октябрь.
Тема: «Осень золотая »
Цель: расширение знаний о временах года.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
« Времена года», художественная литература.
Ход:
1.Беседа на материале жизненного опыта детей.
2.Анализ заданных ситуаций.
3. Физкультминутка.
4. Д/И: «Когда это бывает?»
5.Творческая работа: « Осень золотая»
Тема: «Зима-волшебница»
Цель: формирование знаний детей о сезонных изменениях.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Времена года» художественная литература, настольные игры.
Ход:
1.Чтение «Сказки почемучки»
2.Беседа по содержанию рассказа.
3. Физкультминутка.
4.Д/И : «Мороз и солнце».
5.Творческая работа : «Зимние развлечения».
Тема: «Весна-красна»
Цель: формирование представлений детей о сезонных изменениях.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Ребёнок и природа», художественная литература, настольные игры.
Ход:
1. Беседа с детьми, обсуждение знаний детей по теме.
2.Д/И: « Когда это бывает?»
4. Физкультминутка.
5. Творческая работа детей : «Раскрась рисунок».
Тема: «Лето-солнышком согрето»
Цель: закрепление ранее полученных знаний.
Материал:демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Ребёнок и природа», художественная литература, раскраски.
Ход:
1.Беседа с детьми по теме занятия, обсуждения.
2. Д/И: «Соотнеси картинку с временем года»
3. Физкультминутка.
4.Д/И: «Что перепутал художник?»
5. Творческая работа детей: «Мы купались, веселились»
Месяц: Ноябрь
Тема: «Почему осень золотая ?»
Цель: воспитание эмоциональной отзывчивости на краски осени.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Времена года», раскраски
Ход:
1.Беседа на материале личного опыта детей.
2.Ситуационно – имитационное моделирование: « Цвета осени»
3. Д/И: «Найди по контуру»
4.Физкультминутка.
5. Творческая работа детей: «Краски осени»
Тема: «Дождики осенние ».
Цель: расширение знаний детей о сезонных изменениях в погоде.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии « Природные явления» , раскраски.
Ход:
1.Чтение рассказа: « Катин зонтик »
2.Беседа с детьми, решение ситуационных задач.
3. Физкультминутка.
4. Д/и: «Природные явления».
5.Творческая работа: « Мы под дождиком гуляли».
Тема: «Осень в лесу».
Цель: ознакомление детей с сезонными изменениями в жизни диких животных.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии «Осень в лесу»
Ход:
1. Чтение сказки «На лесной тропинке»
2. Н/и: «Разрезные картинки»
3.Д/И : « Осень в лесу»
4. Физкультминутка.
5. Творческая работа детей: «Угощение для зверят»
Тема: «Чтобы быстро бегать мы оденем сапоги»
Цель: формирование представлений детей о сезонной одежде.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
« Одежда», настольные игры.
Ход:
1.Беседа на основе жизненного опыта детей.
2. Д/и: «Оденем куклу Катю на прогулку»
3.Разыгрывание тематических сценок.
4. Физкультминутка.
5.Творческая работа детей: «На прогулке».
Месяц: Декабрь.
Тема: «Зимние узоры».
Цель: воспитание эстетического вкуса от красоты природы.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры «Сложи узор», художественная литература, настольные игры.
Ход:
Чтение энциклопедического материала: « Дед Мороз и его братья».
Беседа с детьми по содержанию, обсуждение.
Физкультминутка.
Д/и: « Сложи узор».
Творческая работа детей: «Морозные узоры»
Тема: «Снежинка в гостях у ребят»
Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды.
Материал: демонстрационный материал(видеоролик), дидактические игры из серии
« Вода вокруг нас», художественная литература, настольные игры.
Ход:
Чтение энциклопедического материала: «Свойства воды»
Физкультминутка.
Д/и: «Собери снежинку».
Творческая работа: конструирование «Снежинки».
Тема: «Разноцветные льдинки».
Цель: закрепление знаний о свойствах воды.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
«вода-волшебница», художественная литература, настольные игры.
Ход:
1.Экспериментальная деятельность: «Разноцветные льдинки»
2..Разбор конкретных ситуаций.
3..Загадывание загадок ( вода, лед, снег.)
4.Творческое задание: « разноцветные льдинки».
5. Физкультминутка.
Тема: «Где играть чтоб не попасть в беду»
Цель: закрепление правил безопасного поведения во время игр.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
« Правила безопасности на улице », художественная литература, настольные игры.
Ход:
1.Беседа с детьми по теме занятия.
2.Д/и: «Хорошо-плохо».
3.Физкультминутка.
4.Д/и- лабиринт: «Помогите Маше и Паше выбрать место для прогулок».
5.Творческая работа: конструирование детской площадки.
Месяц: Январь.
Тема: «Добрый доктор »
Цель: воспитание уважительного отношения к профессии.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры
« Профессии », художественная литература, настольные игры.
Ход:
Беседа с детьми по теме занятия.
Д/и: «Профессии».
Физкультминутка.
С/и : «Кукла Катя заболела»
Творческая работа: «Доктор».
Тема: «Мы ходили в магазин»
Цель: расширение знаний детей о профессии продавца.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
« Магазин», художественная литература, настольные игры.
Ход:
Беседа с детьми из их личного опыта.
Обсуждение ситуационных задач, отгадывание загадок.
Физкультминутка.
С/и: «Магазин ».
Творческая работа : «Мы ходили в магазин».
Тема: «Знает точно детвора, кормят вкусно..»
Цель: формирование представлений детей о профессии повара.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
« Профессии», художественная литература, настольные игры.
Ход:
Беседа на основе жизненного опыта детей.
Д/И: «Профессии».
Физкультминутка.
С/и: «Сварим обед для гостей».
Творческая работа детей.
Тема: «Кто спешит на помощь к нам?»
Цель: воспитание уважительного отношения к профессиям.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры
« Профессии», художественная литература, настольные игры.
Ход:
1.Беседа с детьми: «Кто спешит на помощь к нам?».
2. Отгадывание загадок.
3.Д/и: «Профессии»
4. Физкультминутка.
5. Д/и: «Что лишнее».
6. Творческая работа детей.
Месяц: Февраль.
Тема: «Первые поселения»
Цель: расширение представлений детей о видах домов.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
«Жилища» , энциклопедическая литература.
Ход:
Чтение энциклопедического материала: «Первые поселения».
Беседа с детьми, обсуждение содержания.
Физкультминутка.
Д/и: «Отгадай и назови».
Творческая работа детей.
Тема: «Такие разные жилища».
Цель: сформировать знания о разновидностях домов у разных народов.
Материал: демонстрационный материал, дидактическая игра: «Где чей дом?», энциклопедия, настольные игры.
Ход:
Знакомство с энциклопедическим материалом: «Из истории жилищ».
Д/и: «Где чей дом».
Физкультминутка.
Творческая работа детей.
Тема: «Лесные домишки».
Цель: формирование представлений детей о домах обитателей леса.
Материал: демонстрационный материал « Дикие животные», дидактическая игра из серии
« Где чей домик?», энциклопедия, раскраски, цветные карандаши.
Ход:
Чтение сказки «Лесные домишки ».
Беседа с детьми по тексту, ответы на вопросы.
Физкультминутка.
Д/и: «Где чей домик?»
5.Творческая работа : «Лесные домишки»
Тема: «Дом будущего»
Цель: развитие творческого воображения.
Материал: демонстрационный материал из серии: «Жилища», энциклопедия, дидактические игры.
Ход:
Беседа с детьми по теме занятия.
Д/и: «Наш дом».
Физкультминутка.
Творческая работа детей: «Дом будущего».
Месяц: Март.
Тема: «Лучики весенние»
Цель: ознакомление детей с сезонными изменениями.
Материал: наглядно-демонстрационный материал на тему: «Весна» ,дидактические игры: «Времена года», энциклопедия, карандаши, альбомы.
Ход:
Беседа с детьми на тему: « Солнце пригревает-день прибывает».
Д/и: «Когда это бывает?»
Физкультминутка.
Творческая работа детей: «Весенние капели».
Тема: «Побежали ручейки, а ну, попробуй догони!».
Цель: продолжить ознакомление детей со свойствами воды.
Материал: демонстрационный материал из серии: «Времена года», дидактические игры , художественная литература, атрибуты для сюжетной игры.
Ход:
Беседа с детьми, обсуждение жизненного опыта.
Д/и: «Побежали ручейки».
Физкультминутка.
С/и: «Оденемся на прогулку »
Творческая работа детей.
Тема: «Весна в лесу».
Цель: формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу.
Материал: демонстрационный материал, дидактические игры из серии
« Дикие животные», карандаши, раскраски.
Ход:
Беседа с детьми по теме.
Д/и: «Что перепутал художник».
Физкультминутка.
Творческая работа детей.
Тема: «Осторожно-ледоход!»
Цель: формирование правил безопасного поведения на водоёмах.
Материал: демонстрационный материал из серии « Уроки безопасности», «Правила оказания первой помощи» , настольные игры.
Ход:
Беседа с детьми , оценка жизненного опыта.
Д/и: «Уроки безопасности».
Физкультминутка.
Творческая работа детей.
Месяц:Апрель.
Тема: «Вечнозеленые».
Цель :расширение знаний детей о видах деревьев.
Материал: наглядное пособие, дидактические игры из серии: « Виды деревьев», художественные произведения.
Ход:
Обсуждение с детьми, оценка жизненного опыта.
Д/и: «С какого дерева шишка?».
Физкультминутка.
Творческая работа: «В лесу родилась елочка»
Тема: «Листопадные».
Цель: закрепление знаний о листопадных деревьях.
Материал: наглядные пособия, дидактические игры из серии « Деревья вокруг нас», литература.
Ход:
Беседа с детьми, обсуждение темы.
Д/и: «Такой листок лети ко мне»
Физкультминутка.
Д/и: «С какого дерева листок».
Творческая работа детей.
Тема: «Карлики-гиганты».
Цель: расширение знаний детей о разнообразии растительного мира.
Материал: наглядное пособие из серии « Удивительные деревья», художественная литература, дидактические игры.
Ход:
Беседа с детьми, обсуждение жизненного опыта детей.
Д/и: «Отгадай и назови».
Физкультминутка.
Творческая работа детей.
Тема: «Сохраняя дерево- сохраняем планету».
Цель: воспитание заботливого отношения к природе, желания заботиться о ней.
Материал: наглядные пособия, дидактические игры из серии « Зелёная планета», литература, наборы для творчества.
Ход:
Беседа с детьми, анализ жизненного опыта.
Д/и: «Сохраним дерево».
Физкультминутка.
Творческая работа детей.
5.Работа с родителями.
Месяц | Формы работы. |
Октябрь. | - Анкетирование родителей «Природа родного края» - Консультация « Четыре времени года». - Консультация « Осенние прогулки» - Папка –передвижка « Подвижные игры на прогулке» |
Ноябрь. | Цикл консультаций на тему: «Осень золотая в гостях» |
Декабрь. | -Консультация на тему «Зимние прогулки». -Выставка рисунков « Зимние узоры» - Консультация для родителей на тему « Одеваемся на прогулку». - « Подвижные игры на прогулке» |
Январь. | -Знакомство с кратким содержанием занятий. - Консультация на тему : « Все профессии нужны» - Выставка рисунков «Профессия моих родителей» |
Февраль. | - Знакомство с кратким содержанием занятий Цикл консультаций : - « Наш дом» - «Такие разные дома» -Рисунки на тему: «Мой любимый дом», «Дом будущего» |
Март. | Консультации на тему: - «Подвижные игры на прогулке». - «Что весна нам принесла». -«Птичьи трели» Выставка рисунков на тему: « Весенние ручейки» |
6.Список используемой литературы.
1. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми 3-4 лет».-Минск, «Асвар», 2001.-123с.
2. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Методическое пособие. М.: «Линка-пресс»,2002.-201с.
3. Николаева С.Н. «Юный эколог». Методическое пособие.-М.: Мозайка-синтез,2010.-195с.