СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Военно-патриотический клуб"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ". Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико- санитарная подготовка, гражданская оборона, физическая подготовка, ратные и трагические страницы истории.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Военно-патриотический клуб"»

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу

Военно-патриотический клуб «Выбор»

учителя ОБЖ

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4» о. Муром

Харитоновой Юлии Васильевны.

Рецензируемая работа составлена с учётом требований актуальных тенденций и требований ФГОС, рассчитана на возрастную категорию подростков в возрасте 11-17 лет со сроком реализации 3 года

Настоящая программа предназначена для реализации государственных требований и создает условия для построения целостного развивающегося пространства, ориентированного на гармонизацию личности подростка, его социальную адаптацию, формирование активной жизненной позиции и самореализацию. Предлагаемая программа имеет военно-патриотическую направленность. Программа модифицированная, разработанная в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей».

Программа содержит все необходимые структурные части:

Титульный лист

Пояснительную записку

Учебно-тематический план

Содержание программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Список литературы


Программа определяет содержание, основные пути развития военно-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формировании гражданственности. Широко представлен теоретический и практический материал патриотической, образовательной н судьбы известных деятелей России, краеведческий материал об уникальном историко-культурном наследии России.

Предметом изучения данной программы является героическая история России, Вооруженных Сил и начальная военная подготовка. Основные виды проведения занятий: теоретические, практические и контрольные. Программа предусматривает освоение теоретического материала, закрепление его на практических занятиях и тренировках в аудитории, спортивном зале, на местности, в походах.

Новизна данной программы заключается в комплексной работе по военно-патриотическому воспитанию, что позволяет подростку усилить свою ориентацию на развитие способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в выработке мотивации:

- к дальнейшему углублению знаний с сфере интересов;

- к формированию таких качеств, как целеустремленность, твердость, стремление к риску, терпение.

Реализация программы будет способствовать углублению знаний учащихся по истории Российской государственной и воинской славы Отечества, выработке у обучающихся высокой дисциплинированности, организованности, подтянутости и исполнительности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа способствует формированию гражданской позиции и патриотическое сознание обучающихся, как основу личности будущего гражданина России, стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности, что позволит сформировать ценностное отношение к России, своему народу, краю, старшему поколению, к природе к вопросам здоровьесбережения, моральных норм, правил поведения в социуме.

Таким образом, данная дополнительная образовательная модульная программа по военно-патриотическому направлению для подростков 11-17 лет представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов.

21.03.2022

Рецензент: зав. по УВР Муромского промышленного гуманитарного колледжа Пискарева Елена Геннадьевна












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4




«Согласовано»

Директор МБОУ СОШ №4

А.Г. Чернышева

«___»__________20____г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по туристско-краеведческому направлению

Военно-патриотический клуб «Выбор»

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Форма обучения: очная

Место реализации: МБОУ СОШ №4 г. Муром, ул. Орловская 23А

программа рассчитана на 3 года обучения

возраст учащихся 13-17 лет



Срок реализации программы: 3 года

Кол-во учебных часов: 204

Кол-во ч/нед: 2 часа в неделю

Продолжительность занятий: 45 мин



Разработал: учитель ОБЖ

Харитонова Ю.В.

20___- 20___уч.год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

  Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

  Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся.

Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.08.2013)

Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012)

«О днях воинской славы и памятных датах России»

Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 04.03.2013, изм. 21.03.2013) «О воинской обязанности и военной службе»

ФГОС ОО (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. №337).

Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416

«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493

Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 12.05.2009 № 537

Актуальность. В настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их самоотдачи во имя благополучия своей страны, от уровня сформированности у них патриотических чувств. Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь – будущее любого современного общества.

Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда к людям в возрасте, их слабое физическое развитие, случаи вандализма.

II.Направленность программы. Программа разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 гг. Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико- санитарная подготовка, гражданская оборона, физическая подготовка, ратные и трагические страницы истории.

III. Цели и задачи программы:

1.Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности Отечеству.

2.Воспитание готовности к службе в армии.

3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

4.Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.

5.Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой ответственности, патриотических чувств.



Педагогическая целесообразность.

Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые выражаются:

  • В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);

  • В формах и методах обучения ( активное, дифференцированное);

  • В методах контроля (тесты, соревнования);

  • В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги). Теория всегда подкрепляется практикой.

IV. Структура программы

Программа разработана на три учебных года.

Общее количество часов 204 (учебный час)



Всего 204 часа

В год 68 часа

2 ч/неделю



Продолжительность учебного занятия – 45 минут.



Возраст детей участвующих в реализации программы от 11 до 17 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.

Срок реализации образовательной программы 3 года

Формы занятий:

  • Фронтальная; Групповая; Индивидуальная.

Способы проверки освоения программы:

Выполнение нормативов; Тестирование; Зачётные занятия.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую деятельность.

Режим занятий: один раз в неделю по два часа

V. Ожидаемые результаты.

По окончанию обучения воспитанник должен знать:

  • Основные составляющие здорового образа жизни;

  • Ратные страницы истории Отечества;

  • Строй отделения и порядок управления им;

  • Правила оказания первой медицинской помощи;

  • Средства индивидуальной защиты;

  • Устройство автомата Калашникова.

Должен уметь:

  • Выполнять строевые приёмы на месте и в движении;

  • Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту и по карте;

  • Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; при ранении и т.п.

  • Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.

  • Освоить навыки рукопашного боя.

  • Освоить порядок использования ИСЗ.

В результате реализации данной программы:

• будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;

• участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности,

культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;

• члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;

• у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;

• компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.

Условия реализации программы



Для успешной реализации данной программы имеется

• Спортзал; пневматический тир.

• Спортивный стадион;

• Спортивный инвентарь;

• Учебный класс.



Методы, используемые в процессе обучения.

• Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;

• Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;

• Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.

• Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.

• Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.

• Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.

• Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

• Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.

• Анкетирование, опрос обучающихся – позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.

• Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.











































Учебно-тематическое планирование 1 год обучения



п\п

Раздел программы,

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведен.


Контроль

Т

П

Итого


1

2

3

4

5

6

7

8



Раздел I. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ


1.

Основы военной службы







1.1

Почему необходима вооружённая защита отечества. Внешние и внутренние угрозы. Предназначение Вооружённых Сил РФ

1


1


12


1.2

УВС РФ. Устав внутренней службы. История создания.

2


2


2


1.4

Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих Воинское приветствие. Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим. Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя обязанности военнослужащих. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

2


2


2

Тест

1.5

Суточный наряд. Обязанности суточного наряда

2





Зачёт

1.6

Организация караульной службы. Обязанности часового. Что запрещается часовому. Действия часового при нападении на пост. Порядок

применения оружия.

2


2


2

Несение караульной Службы

1.7

Военная присяга. В/звания. История воинских званий. Юнармия. Звания.

2


2


2

Тест

1.8

Структура ВС РФ Сухопутные войска.

Военно-воздушные силы. Военно-морской флот Другие рода войск

2


2


2



2.

Строевая подготовка







2.1

Строй и его элементы

2




2


2.2

Обязанности военнослужащего перед построением и в строю, обязанности солдата. КО, КВз.

2




2

Зачет


2.3

Строевая стойка и строевые приёмы без оружия. Становись, Разойдись. Ко мне, Смирно. Вольно. Заправиться, Отставить. Гол. Уборы снять, одеть Перестроения. Размыкание, смыкание строя. Повороты на месте

3




3


2.4

Воинское приветствие, повороты на месте и в движении.

2




2


2.5

Строевые приёмы с оружием

4




4

Зачет

2.6

Одиночная строевая подготовка. Выход из строя, подход к начальнику. Доклад. Возвращение в строй.

7




7


2.7

Строевая подготовка в составе отделения, взвода, роты. Строевая песня.

10




10

Зачет

3.

Тактическая, топографическая подготовка







3.1

Способ передвижения солдата в бою

1


1


1


3.2

Инженерная подготовка.

Окопы для стрельбы лежа, с колена.

2


1

1



3.3

Преодоление естественных препятствий. Полоса препятствий.

2


1

1

2


3.4

Ориентирование и целеуказания на местности без карты. Сущность ориентирования. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Выбор ориентиров. Целеуказание от ориентира: по азимуту и дальности до цели, наведением оружия в цель.

2


1

1

2

зачет

3.5.

Движение в заданном направлении в составе отделения, (азимуты) по карте. Определение расстояния до объекта.

2


1

1

2


3.6.

Ознакомление и разучивание передвижений в узких

проходах, в проходах лабиринта. Ознакомление и разучивание преодолению разрушенной лестницы, стенки фасада. Тренировка передвижений в узких проходах, в проходах лабиринта.

2


1

1

2


4.

Медико-санитарная подготовка







4.1

Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях

2


2


2


4.2

Виды кровотечений и их характеристика . Правила и техника остановки кровотечений

2


1

1

2


4.3

Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах

2


1

1

2


4.4

Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе

2


1

1

2


4.5

Первая медицинская помощь при остановке сердца. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж сердца

2


1

1

2


4.6

Способы переноски пострадавших

2


1

1

2


4.7

Правила наложения стерильных повязок

2


1

2

3


Итого:

68 ч




Учебно-тематическое планирование 2 год обучения

п\п

Раздел программы,

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведен.


Контроль

Т

П

Итого


1

2

3

4

5

6

7

8

СТРЕЛКОВАЯ (ОГНЕВАЯ) ПОДГОТОВКА


1

История создания автом. оружия (1 час)

1


1




2

Меры и техника безопасности при проведении стрельб

Инструктаж по ПМБ. (1 час)

1


1




3

ТТХ автомата Калашникова. (1 час)

1


1




4

Основы АК-74. Изготовка к стрельбе, Прицеливание, спуск курка. Тренировка(1 час)

1


1




5

Устройство мелкокалиберной винтовки.(1 час)

1


1




6

Правила прицеливания и приёмы стрельбы.. (1 час)

1


1




7

Внесение поправок на прицельном механизме. (1 часа)

1


1




8

Основы стрельбы из ПВ. Изготовка. (1 час)

1


1




9

Учебная стрельба из ПВ (1 час)

1



1



10

Учебная стрельба из пневматической винтовки (1 час)

1



1



11

Стрельба из ПВ сидя на точность(1 час)

1



1



12

Стрельба из ПВ сидя на скорость(1 час)

1



1



13

Стрельба из ПВ лежа на точность (2 часа)

2


1

1



14

Стрельба из ПВ лежа на скорость(2 часа)

2


1

1



15

Стрельба из ПВ стоя на точность(2 часа)

2


1

1



16

Стрелковое соревнование(2 часа)

2


1

1



17

Стрельба из ПВ стоя на скорость(2 часа)

2


1

1



18

Стрельба из ПВ. Выполнение норматива(2 часа)

2


1

1



19

Повторение правил прицеливание, спуск курка (2 часа)

2


1

1



20

Контроль освоения приемов изготовки. Тренировка (2 часа)

2


1

1



21

Учебная стрельба из ПВ(2 часа)

2


1

1



22

Учебная стрельба из пневматической винтовки (2 часа)

2


1

1



23

Учебная стрельба из пневматической винтовки (2 часа)

2


1

1



24

Стрелковое учебные соревнование(2 часа)

2


1

1



25

Стрельба из ПВ лежа, стоя, с колена, из-за укрытия на точность(2 часа)

2


1

1



26

Стрельба из ПВ лежа, стоя, с колена, из-за укрытия на скорость(2 часа)

2


1

1



27

Стрельба из ПВ стоя на скорость(2 часа)

2


1

1



28

Стрельба из ПВ стоя((2 часа)

2


1

1



29

Стрельба из ПВ стоя на скорость(2 часа)

2


1

1



30

Стрельба из ПВ стоя на скорость и точность((2 часа)

2


1

1



31

Стрельба из ПВ. Выполнение норматива((2 часа)

2



2



32

Итоговые соревнования со сдачей норматива по стрельбе из ПВ. (ДОСААФ) (2 часа)

2





2



33

ТТХ автомата Калашникова, СВД, пулеметов РПК(1 час) Снаряжение магазин к АК –(2 часа)

2



2



34

 Сдача нормативов по разборке и сборке АК – 74. 47, снаряжению магазина к АК – 74, 47(2 часа)

2



2



35

История создания системы гражданской обороны и её задачи.

(2 часа)

2



2



36

Характеристика оружия массового поражения.

(2 часа)

2


1

1



37

Рентгенометр ДП - 5В и порядок работы с ним.

(2 час)

1


2




Итого: 68 ч Итого: 72 часа

Учебно-тематическое планирование 3 год обучения



п\п

Раздел программы,

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведен.


Контроль

Т

П

Итого


1

2

3

4

5

6

7

8



Раздел I. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ


1.

Основы военной службы







1.1

Почему необходима вооружённая защита отечества. Внешние и внутренние угрозы. Предназначение Вооружённых Сил РФ

1


1


12


1.2

УВС РФ. Устав внутренней службы. История создания.

2


2




1.4

Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих Воинское приветствие. Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим. Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя обязанности военнослужащих. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

2




2

Тест

1.5

Суточный наряд. Обязанности суточного наряда

2





Зачёт

1.6

Организация караульной службы. Обязанности часового. Что запрещается часовому. Действия часового при нападении на пост. Порядок

применения оружия.

2




2

Несение караульной Службы

1.7

Военная присяга. В/звания. История воинских званий. Юнармия. Звания.

2


2


2

Тест

1.8

Структура ВС РФ Сухопутные войска.

Военно-воздушные силы. Военно-морской флот Другие рода войск

2


2


2



2.

Строевая подготовка







2.1

Строй и его элементы

2




2


2.2

Обязанности военнослужащего перед построением и в строю, обязанности солдата. КО, КВз.

2




2

Зачет


2.3

Строевая стойка и строевые приёмы без оружия. Становись, Разойдись. Ко мне, Смирно. Вольно. Заправиться, Отставить. Гол. Уборы снять, одеть Перестроения. Размыкание, смыкание строя. Повороты на месте

3




3


2.4

Воинское приветствие, повороты на месте и в движении.

2




2

Зачет

2.5

Строевые приёмы с оружием

4




4

Зачет

2.6

Одиночная строевая подготовка. Выход из строя, подход к начальнику. Доклад. Возвращение в строй.

7




7


2.7

Строевая подготовка в составе отделения, взвода, роты. Строевая песня.

10




10

Зачет

3.

Тактическая, топографическая подготовка







3.1

Способ передвижения солдата в бою

1


1


1


3.2

Инженерная подготовка.

Окопы для стрельбы лежа, с колена.

2


1

1



3.3

Преодоление естественных препятствий. Полоса препятствий.

2


1

1

2


3.4

Ориентирование и целеуказания на местности без карты. Сущность ориентирования. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Выбор ориентиров. Целеуказание от ориентира: по азимуту и дальности до цели, наведением оружия в цель.

2


1

1

2

зачет

3.5.

Движение в заданном направлении в составе отделения, (азимуты) по карте. Определение расстояния до объекта.

2


1

1

2


3.6.

Ознакомление и разучивание передвижений в узких

проходах, в проходах лабиринта. Ознакомление и разучивание преодолению разрушенной лестницы, стенки фасада. Тренировка передвижений в узких проходах, в проходах лабиринта.

2


1

1

2


4.

Медико-санитарная подготовка







4.1

Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях

2


2


2


4.2

Виды кровотечений и их характеристика . Правила и техника остановки кровотечений

2


1

1

2


4.3

Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах

2


1

1

2


4.4

Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе

2


1

1

2


4.5

Первая медицинская помощь при остановке сердца. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж сердца

2


1

1

2


4.6

Способы переноски пострадавших

2


1

1

2


4.7

Правила наложения стерильных повязок

2


1

2

3


Итого:

68 ч




СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

(«Строевая подготовка»)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

I. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Учебные цели:

Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уяснить роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, помочь проникнуться чувством уважения к Вооружённым Силам РФ.

В результате изучения раздела программы «Основы военной службы» члены клуба должны

знать:

- необходимость вооружённой защиты Отечества в связи с внешней и внутренней угрозой;

- предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;

- историю создания уставов Вооружённых сил России;

- Устав внутренней службы;

- обязанности военнослужащих;

- воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания;

- военная присяга, содержание клятвы клуба «Красная гвоздика»;

- историю воинских званий;

- структуру Вооружённых Сил России.

уметь:

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- поддерживать уставной воинский порядок;

- различать рода и виды войск;

- применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей военнослужащих;

- точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней и караульной служб;

- чётко произносить клятву клуба «Красная гвоздика».



Тема № 1. Почему необходима вооружённая защита Отечества. Внешние и внутренние военные угрозы. Родина и её национальная безопасность. Сферы Вооружённых Сил (оборона страны, защита и охрана государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде защита на суше и на море), Федеральный закон «Об обороне» и организация обороны РФ. Угроза национальной безопасности России. Локальные войны и конфликты, обязательства Вооружённых Сил России по участию в миротворческих операциях по поддержанию мира, Военная доктрина, обеспечивающая ядерное содержание, военные аспекты международного военного права. Статья 10 «Об обороне». Вооружённые Силы РФ – государственная организация, составляющая основу оборону страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.

Тема № 2. История создания уставов вооружённых сил России.

История возникновения военных уставов, их общее предназначение и структура. Устав Вооружённых Сил России – это свод законов воинской службы. Устав внутренней службы. Содержание устава, его предназначения и структура.

Тема № 3. Обязанности военнослужащих. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчинённые, старшие и младшие. История воинских званий. Воинские звания и порядок их присвоения, военная форма одежды.

Тема № 4. Суточный наряд. Обязанности суточного наряда.

Суточный наряд роты, его состав. Подчинённость и обязанности дневального по роте. Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте.

Тема № 5. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.

Воинская дисциплина, её сущность и значение. Правила поведения командира отделения, взвода, роты. Ответственность военнослужащих за нарушения российских законов. Порядок дисциплинарных взысканий.

Тема № 6. Военная присяга. Клятва клубу «Скиф», «Юнармии».

Военная присяга – клятва воина на верность родине. Текст, смысл и значение Военной присяги для военнослужащих. Изучение текста присяги, гимна. Ритуал привидения к присяге. Текст, смыл и значение клятвы клуба «Скиф» для членов клуба. Ритуал привидения к клятве.

Тема № 7. Структура Вооружённых Сил РФ.

Сухопутные войска. (Мотострелковые, танковые, ракетные, противовоздушной обороны, авиация). История их создания, предназначение. Военно-воздушные силы, история их создания, предназначение. Роды авиации (бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные, транспортные). Войска ПВО (зенитно-ракетные, радиотехнические, авиация противовоздушной обороны). Военно-морской флот, история создания, предназначение. Рода Вооружённых Сил ВМФ (подводные, надводные, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские, морская пехота).



Тема № 8. Другие рода войск.

Другие виды Вооружённых сил и рода войск (пограничные, внутренние войска МВД, железнодорожные, войска правительственной связи и информации (ФАПСИ), войска гражданской обороны, воздушно-десантные, тыл Вооружённых сил, специальные), история создания и предназначение.



СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (33 часа)

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Выработать умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы и действия в составе отделений, взводов. Выработка строевой выправки, подтянутости и выносливости. Подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях. Воспитывать дисциплинированность, любовь к традициям Вооружённых Сил, патриотические чувства.

В результате изучения раздела программы «Строевая подготовка» и получения практических навыков в выполнении Строевого устава члены клуба должны

Знать:

- положения Строевого устава Вооружённых Сил РФ в соответствии с его служебным подразделением;

Уметь:

- выполнять обязанности командиров перед строем и в строю;

- уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с оружием;

- отдавать воинскую честь;

- выходить и становиться в строй;

- подходить к начальнику и отходить от него;

- правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;

- организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой подготовке с личным составом отделения.



Тема № 9. Строй и его элементы.

Основные положения Строевого устава России. Строй и его элементы.

Тема № 10. Обязанности военнослужащего перед строем и в строю. Строевая стойка и строевые приёмы.

Выход из строя. Подход и отход от начальника. Строевая стойка. Выполнение команд «Смирно», «Вольно». Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом.

Тема № 11. Воинское приветствие на месте и в движении.

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и отход от него. Возвращение в строй.

Тема № 12. Одиночная строевая подготовка. Практическая отработка строевых приёмов. 4 часа.

Строевая стойка. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом. Выполнение команд становись «Смирно», «Вольно», Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом, повороты в движении.

Тема № 13. Строевая подготовка в составе отделения.

Строи отделения. Развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении. Перестроение из одно шереножного строя в 2-х, 3-х шереножный и обратно. Выполнение команд «Разомкнись, Сомкнись», Движение строевым шагом, повороты в движении, исполнение строевой песни

Тема № 14. Строевые приёмы с оружием.

Строевая стойка и выполнение строевых приёмов с оружием на месте. Повороты на месте и в движении с оружием. Отдание воинского приветствия. Выполнение команд: «К оружию, Оружие положить, оружие на ремень, оружие за спину, на грудь, ремень подтянуть, отпустить»……

Тема № 15. Показательные выступления по строевой подготовке с оружием и без.

Итоговое занятие.



ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Помочь приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных действий в бою в любое время года и на различной местности.

Учить тактически правильно использовать местность, быстро передвигаться на поле боя, сноровисто преодолевать различные препятствия, быстро окапываться, умело применять своё оружие, проявлять инициативу и находчивость.

Учить пользоваться топографическими картами, ориентироваться по солнцу, определять высоту, ширину объекта и расстояние до него. Воспитывать собранность и выносливость. Формировать навыки по спасению человека в экстремальной ситуации. Морально-боевые качества.

В результате изучения раздела программы «Тактическая подготовка» члены клуба должны

знать:

- теорию боя;

- средства и способы страховки;

- устройство компаса;

- ориентирование карты по компасу;

- движение по азимутам;

-способы передвижения солдат в бою;

- топографическую карту;

уметь:

- перебегать, переползать по-пластунски, на получетвереньках, на боку;

- преодолевать естественные преграды;

- двигаться по азимуту в заданном направлении;

- ориентироваться на местности;

- определять высоту и расстояние;

- пользоваться страховкой;

- преодолевать препятствия и преграды;

- быстро окапываться;

- применять оружие.

- устанавливать палатку;

- разводить костер разными способами;

- «читать» топографические карты;

- определять высоту, ширину объекта и расстояние до него;

- пользоваться страховкой;

- преодолевать препятствия и преграды.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА».



Тема № 1. Способы передвижения солдат в бою.

Занятие 4.1 – 2 часа. Способы передвижения солдат в бою. Действия солдата в бою. Перебежки, переползание по-пластунски, на получетвереньках, на боку. Теория боя.

Тема № 2. Инженерная подготовка.

Занятие 4.2 – 3 часа. Устройство и оборудование одиночных окопов. Укрытие солдат на поле боя в обороне. Отрывка одиночного окопа для стрельбы лёжа.

Тема № 3. Преодоление естественных препятствий.

Занятие 4.3 -5 часов. Подъём и спуск с использованием перил. Преодоление оврага по бревну с помощью шеста. Преодоление водных препятствий по параллельным верёвкам. Естественные и искусственные точки страховки.

Тема № 4. Движение в заданном направлении в составе отделения.

Занятие 4.4 – 2 часа. Старт команды. Движение по азимуту в заданном направлении. Финиш команды. Подведение итогов.

Тема № 5. Определение высоты и расстояния.

Занятие 5.7 – 2 часа. Виды и способы ориентирования. Отработка навыков определения высоты, ширины удалённого объекта, расстояние до него.

Тема № 6. Методы и способы ведения разведки

Занятие № 1 (2 т., 3 пр.). Способы маскировки. Использование для маскировки свойств местности, растительности, искусственных масок и табельных средств. Маскировочные костюмы и комплекты. Целеуказание. Действия ударного отделения. Разведывательные признаки целей (объектов).

Занятие № 2 (2 т. - 1 год). Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. Организация наблюдательного поста.

Занятие № 3 (4 пр. - 1 год); (4 пр. - 2 год). Отделение в засаде. Налет как способ разведки. Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы. Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и конвоирование. Захват автомобиля и другой техники.

Занятие №4(1 т., 2 пр. - 2 год). Способы совершения диверсионных актов. Специальные способы минирования. Проникновение на охраняемые территории,

Занятие № 5 (1 т., 2 пр. - 2 год). Способы скрытого отхода с места диверсии, скрытое перемещение по местности. Борьба с хищными животными и служебными собаками.

Занятие № 6 (2 т., 2 пр. - 2 год). Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Следовая работа.



ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Помочь приобрести необходимые знания и термины для понимания угрожающих жизни состояний. Научить владеть тактикой оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.

В результате изучения раздела программы «Медико-санитарная подготовка» и получения практических навыков члены клуба должны

знать:

- классификация ран и их причины;

- характеристику различных видов кровотечений и их причины;

- правила и технику остановки кровотечений;

- симптомы солнечного удара, виды ожогов;

- клиническая смерть, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца;

- характеристику перевязочного материала;

- правила наложения стерильных повязок;

- как оказать первую медицинскую помощь при поражении радиоактивными отравляющими веществами;

уметь:

- оказать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, солнечном ударе, при поражении радиоактивными и отравляющими веществами;

- накладывать стерильную повязку на любую часть тела;

- обездвиживать повреждённую часть тела;

- делать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца;

- переносит пострадавших;

- оказывать неотложную помощь в любых ситуациях, не теряться при этом.

Содержание раздела «Медико-санитарная подготовка»



Тема № 1. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. 2 часа.

Характеристика различных видов ран и их причин. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.

Тема № 2. Виды кровотечений и их характеристика.

– 1 час. Характеристика различных видов кровотечений и их причины.

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.

Тема № 3. Правила и техника остановки кровотечений.

Занятие 7.3 – 3 часа.

Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечностей). Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечении.

Тема № 4. Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах.

Занятие 7.4 – 2 часа. Характеристика различных видов переломов. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при переломах.

Тема № 5. Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе.

Симптомы солнечного удара. Виды ожогов. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах и солнечном ударе. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.

Тема № 6. Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция лёгких.

Занятие 8. Правила оказания первой медицинской помощи при клинической смерти. Отработка на муляже навыков оказания помощи пострадавшему с искусственной вентиляцией лёгких и не прямым массажем сердца.

Тема № 9. Способы переноски пострадавших.

Табельные Занятие 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими.

средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.

Занятие 2. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя.

Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара Правила и способы транспортировки пострадавших. Транспортная иммобилизация. Отработка навыков по переноске пострадавших. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.

Тема № 10. Правила наложения стерильных повязок.

Перевязочные средства. Характеристика перевязочных материалов. Отработка навыков наложения повязок на верхнюю и нижнюю конечности. Отработка навыков наложения повязок на голову и туловище и способов обездвиживания повреждённой части тела.

Тема № 11 Первая медицинская помощь при поражении радиоактивными и отравляющими веществами.

Действие, виды, поражающие факторы радиоактивных и отравляющих веществ. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при поражении радиоактивными и отравляющими веществами.



РАЗДЕЛ II. СТРЕЛКОВАЯ (ОГНЕВАЯ) ПОДГОТОВКА

( 72 часа)

ЦЕЛЬЮ изучения данного курса является подготовка юношей к воинской службе путем освоения ими стрелкового оружия и средств индивидуальной защиты.

ЗАДАЧИ обучения:

• познакомить каждого курсанта с боевыми свойствами и устройством пневматического оружия, стрелкового оружия. России и боеприпасов к нему, а также ручных гранат и специальных средств;

•научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него по неподвижным и движущимся целям, чистить и смазывать оружие, измерять расстояние до местных предметов с помощью угловых величин;

• дать навыки дуэльной стрельбы в усложненных. условиях с использованием пневматического оружия;

• научить вести огонь из автомата (пистолета) боевыми патронами по условию начального упражнения.

Методические рекомендации

Наименование тем и расчасовка данного курса не могут быть предложены для идентифицирования, поскольку связаны с наличием материальной базы.

В программа рассчитана на обучение в течение года:

- обучение стрельбе из пневматического оружия.

-изучение материальной части боевого оружия и проведение боевых стрельб, углубление навыков стрельбы из оружия в усложненной обстановке.

Изучение материальной части оружия и обучение стрельбе из него могут проводиться в иной последовательности, чем указано в плане, в виду наличия тех или иных типов вооружения. Например, учиться стрелять можно во время летних учебных сборов на базе войсковых частей.

Особое внимание на любых занятиях, в т. ч и при изучении учебного оружия и охолощенных боеприпасов, следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Стрельбу из боевого оружия рекомендуется начинать не раннее чем с 14 лет.

Учебные цели:

Обучить умелому использованию оружия в различных условиях боевой обстановки. Познакомить с правилами обращения с оружием, его свойствами, назначением, устройством и неполной разборкой. Научить производству меткого выстрела из автомата из положения, лёжа по целям, расположенным на известных дальностях. Привить навыки по уходу и сбережению автомата. Дать первоначальные понятия о явлении выстрела и закономерностях полёта пули в воздухе. Воспитывать дисциплинированность, внимательность, смелость.

В результате изучения раздела программы «Стрелковая подготовка» члены клуба должны

Знать:

- основы и правила стрельбы из стрелкового оружия в различных условиях;

- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;

- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в различных условиях;

- боевые возможности и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению ;

- правила хранения, эксплуатации, сбережения оружия;

- основные положения курса стрельб, меры безопасности при обращении с оружием.

Уметь:

- готовить оружие к стрельбе;

- вести стрельбу из него по неподвижным целям в соответствии с приёмами и правилами;

- анализировать результаты стрельбы;

- корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;

- организовать и методически правильно проводить занятия по огневой подготовке с личным составом отделения;

- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.

В результате реализации данной программы учащиеся научатся, получат возможность научиться:

• участники освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;

• у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;

• компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области личной безопасности в различных условиях обстановки и окружающей среды.



















VI. Материально-техническое обеспечение

1.Макеты автомата (деревянные) – 1 шт

2.Пневматические винтовки – 4 шт

3.Макеты АКМ – 3 штуки (ученический – 3 шт)

4.Командирский ящик – 1 шт

5.ВПХР – 1 шт

6.Пристрел для автомата – 2 шт

7.Саперские лопатки – 1 шт

8.Респиратор – 5 шт

9.ДП – 5 В – 1 шт

10.Мишени – 30 шт

11.Противогазы – 38 шт

12.ОЗК – 3 шт

13.ИПП – 1 шт

14.Дозиметр бытовой «Радекс» - 1 шт

15.Сумка санитарная укомплектованная – 1 шт

16.Защитный костюм Л-1 – 2 шт

17.Тренажер сердечно-легочной реанимации «Гриша»

18. Имитаторы ранений (комплект)




VII. Методическое обеспечение


  1. Действие по сигналу «Общей воздушной тревоги»

  2. Действие по сигналу «Химическая тревога»

  3. Действие по сигналу «радиационная опасность»

  4. ОВ обще ядовитого действия

  5. ОВ кожно-нарывного действия

  6. Способы защиты от оружия массового поражения

  7. Поражающие факторы ядерного взрыва

  8. Действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны

  9. Действия населения при угрозе нападения противника

  10. Бактериологическая разведка очага заражения

  11. Действия спасательного отряда в очаге ядерного поражения

  12. Действия населения в зонах радиоактивного заражения

  13. Действие населения в зоне химического заражения

  14. Управление в бою

  15. Фильтрующие противогазы

  16. Респиратор и простейшие средства защиты органов дыхания

  17. Средства индивидуальной защиты

  18. Медицинские средства защиты и профилактики

  19. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

  20. Радиометр – рентгенометр (ДП –5А)

  21. Действие населения в районах стихийных бедствий

  22. Пост радиационного и химического наблюдения

  23. Предбоевой и боевой порядок

  24. Вооружение и боевая техника

  25. Средства борьбы, применяемые в бою

  26. Малокалиберная винтовка

  27. Подготовительные упражнения стрельб

  28. Осмотр, чистка и смазка автоматов

  29. Взаимодействие механизмов автомата

  30. Спасательные работы в очаге ядерного поражения

  31. Разведка очага поражения

  32. Средства воздушного нападения иностранных армий

  33. Танки и бронемашины иностранных армий

  34. Эвакуация и рассредоточение гражданского населения

  35. Санитарная обработка, дезактивация и дезинфекция

  36. Действия спасательного отряда в очаге ядерного поражения

  37. Эвакуация пораженных

  38. Гражданская оборона на промышленном объекте

  39. Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля

  40. Действие по сигналу «Воздушная тревога» на работе и дома

  41. Ориентирование на местности

  42. Военно-морской флот

  43. Военно-воздушные силы

  44. Сигналы оповещения гражданской обороны и действия населения по ним

  45. Действия по сигналу «Отбоя воздушной тревоги»

  46. Форма траектории и ее практическое значение

  47. Правила стрельбы из автоматов и ручных пулеметов

  48. Определение расстояний

  49. Приемы метания ручного граната

  50. Отдача оружия

  51. Правила стрельбы из автоматов и ручных пулеметов по движущимся целям

  52. Выстрел, полет пули в воздухе

  53. Защита продовольствия и воды от оружия массового поражения

  54. Применение хлора и его соединений

  55. Классификация аварийно-химически опасных веществ по характеру воздействия на человека

  56. Неполная разборка автомата

  57. Основы меткого выстрела

  58. Действия по сигналу «Воздушная тревога» на улице или открытой местности

  59. Явление выстрела

  60. Меры безопасности и заряжения винтовки

  61. Действия по сигналу «Воздушная тревога» в общественном месте.

  62. Положение при спортивной еде

  63. Устройство винтовки

  64. Общевойсковой бой

  65. Взвод, отделение иностранной армии

  66. Средства борьбы, применяемые в бою

  67. Строй, подразделение и элементы строя

  68. Действия команды пожаротушения в очаге ядерного поражения

  69. Строгая дисциплина в армии

  70. Каждому военнослужащему присваивается воинское звание

  71. Действия солдата в обороне

  72. Действия солдата в наступлении

  73. Гражданская оборона-дело всенародное

  74. Решение задач по карте

  75. План местности и условные знаки

  76. Ориентирование на местности по карте

  77. Военнослужащие живут по строгому распорядку дня

  78. Суточный наряд

  79. Размещение военнослужащих.

  80. Внутренний порядок в карауле

  81. Действия часового при возникновении пожара

  82. Основные обязанности часового

  83. Общие обязанности часового

  84. Смена часовых

  85. Порядок применения оружия часовыми

  86. Караульная форма одежды

  87. Подготовка караула к несению службы

  88. Выход из строя и подход к начальнику

  89. Строевые приемы и движения без оружия

  90. Строевые приемы на месте с автоматом

  91. Отдание воинской чести

  92. Наблюдение в бою

  93. Действия солдата в обороне

  94. Способы передвижения на поле боя

  95. Характеристика современного боя

  96. Походный предбоевой и боевой порядки

  97. Преодоление препятствий в бою

  98. Приемы стрельбы из автомата

  99. Ручные гранаты РГ-42, РГД-5, РФ-1.

100.Классификация АХОВ

101. Применение хлора

102. Комплект плакатов «Великие полководцы России».







VIII. Список литературы


    1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы». М.,2006

    2. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни: методическое пособие для координаторов создания демократического, толерантного уклада жизни школы / Под редакцией А. Н. Тубельского. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

    3. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. – М.: ВАКО, 2006

    4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

    5. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.

    6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

    7. Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации. Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    8. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!