Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Горноуральского городского округа
МБОУ ДОД РДДТ
Согласовано: Рассмотрено:
Зам. директора по УВР на заседании МО
Поликарпова Н.Л. протокол №____от _________
___________________ руководитель МО
«_____»____________2017 ____________________
«_____»_____________2017
Программа
«Вышивка лентами и вязание на вилке»
Категория обучаемых: дополнительное образование обучающихся 11-17 лет
Срок реализации: 2 года
Учитель: Мальцева Вера Алексеевна
1 квалификационная категория
МБОУ СОШ № 1
с. Петрокаменское
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД РДДТ
Рогожина А.А.
_____________________
«____»____________2017г.
п. Черноисточинск
2017
Пояснительная записка
Программа «Вышивка лентами и вязание на вилке»
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для разных возрастных категорий обучающихся и имеет различные уровни ее усвоения: общекультурный уровень, функциональной грамотности, профессиональной компетентности. Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможности каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа состоит из 2 тематических блоков: вышивка лентами и вязания на вилке. Тематические блоки построены таким образом, чтобы познакомить обучающихся с различными видами вышивки лентами и вязания крючком на вилке. На первом году обучения дети изучают приемы вышивки, выполняют изделия по готовым схемам, учатся составлять схемы для вышивки, знакомятся с основными швами по свободному контуру (вперед иголку, за иголку, стебельчатый, тамбурный, петля вприкреп, узелки) и одним из видов гладьевой вышивки – владимирским верхошвом.
На втором году обучение строится таким образом, чтобы дети усвоили основные приемы вязания и их условные обозначения, умели выполнять узоры и изделия по схемам. Обращается внимание обучающихся на возможность создания изделий из одних и тех же элементов – мотивов. Воспитанники учатся выполнять модели одежды по выкройкам и знакомятся с новым способом вязания крючком – вязанием на вилке.
Основные концептуальные положения данной программы:
- профессионально-деятельностное становление подростка;
- духовно-нравственное становление
Цель программы: развитие индивидуальных способностей обучающихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям (вышивке и вязанию)
Задачи:
Обучающие:
Изучение истории и культуры России и Уральского региона, в частности путем изучения народных ремесел и промыслов, народного искусства.
Освоение основ техники вышивки
Освоение технологии изготовления изделий.
Обучение умению пользоваться полученными знаниями на практике (в самодеятельной художественной деятельности)
Развивающие:
Вхождение в мир народной культуры на уровне эмоционального переживания, игры.
Формирование художественно-эстетического вкуса.
Развитие творческого мышления и способности самовыражения.
Развитие воображения, фантазии, творческой активности обучающихся.
Воспитательные:
Воспитание у детей увлеченности, творчества через приобщение их к опыту творцов, авторов известных шедевров.
Воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.
Программа обучения расчитана на 2 года занятий с обучающимися от 11 до 17 лет.
Набор обучающихся в группу происходит по желанию детей.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Срок обучения: 30 недель за 1 год обучения, т.е. 60 часов
Общий объем за 2 года: 120 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе первого года обучения
Должны знать:
- общие сведения о декоративно-прикладном творчестве;
- историю развития вышивки;
-технику и основные приемы вышивки лентами;
- материалы, инструменты и приспособления;
- требования безопасности труда;
- терминологию, используемую при обучении;
- технологию изготовления изделий;
- основные сведения о композиции и цветовой гармонии;
- основы художественного конструирования;
- способы декоративно-художественного оформления одежды и интерьера.
Должны уметь:
- организовать свой труд на рабочем месте;
- соблюдать правила техники безопасности;
- составлять несложные схемы, рисунки и работать по ним;
- подбирать ткань, нитки и ленты для вышивки;
- активно использовать теоретические знания в различных работах любого вида художественного творчества (вышивка, оформление интерьера, поделки и сувениры вышивка)
- выполнять основные техники;
- самостоятельно выполнять работу по своему замыслу;
- самостоятельно использовать в работах различные техники;
- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;
- использовать в работах особенности традиций искусства родного края;
- выражать свои мысли с помощью ниток;
- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;
- оценивать свою работу с точки зрения эстетики;
- демонстрировать свою работу.
В преподавании данного курса используются методы: информационно-репродуктивный, поисковой деятельности, проектный, практические занятия
Основные формы организации занятий: лекционно-практические, практикум, самостоятельные и групповые работы.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.
В ходе освоения данной программы обучающимися предполагается создать презентации по темам: 1. Панно для украшения комнаты. 2. Тайны бабушкиного сундука. 3. Изделия народных промыслов в разной технике
Итоговый контроль – в форме защиты своих работ на различных выставках декоративно-прикладного искусства.
Основой для оценивания деятельности обучающихся будут его изделия и деятельность по их созданию. Проверкой достигаемых результатов будут служить:
- устные суждения учителя;
- взаимооценка работ друг друга или работ выполненных в группах;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся;
- текущий рефлексивный самоанализ ученика;
- публичная защита работ;
- итоговая оценка в форме образовательной характеристики в «портфолио»).
Тематическое планирование декоративно-прикладного искусства 1 год – 60 часов
Вышивка лентами
№ | Название темы | Всего | Теория | Практика |
1-2 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
3-4 | Лента в вышивке (исторический очерк). Необходимые инструменты, приспособления и материалы. Как перевести рисунок на ткань. Пр. р. Способы перевода рисунка на ткань | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Швы, используемые в вышивке лентами. С чего начинать и как закреплять шов. Шов «вытянутый стежок», «перекрученный вытянутый стежок», «вытянутый стежок с прикрепками». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
7-8 | Тамбурный шов. Шов «полупетельки с прикрепкой». Шов «полупетельки с прикрепкой зигзагом». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Шов «петельки с прикрепкой сверху», шов «узелки». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Шов «петельки по кругу». Шов «петельки с глазком». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Шов «вытянутый стежок с завитком». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
15-16 | Стебельчатый шов. Шов «наметка зигзагом». Шов «стянутая по центру наметка». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
17-18 | Шов «сетка». Шов «крест». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
19-20 | Узор «роза». Узор «батик». Пр. р. Выполнение образцов | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Разработка рисунка для изготовления панно. Пр. р. Панно | 2 | | 2 |
23-24 | Подбор ткани и лент. Перевод рисунка на ткань. Пр. р. Панно | 2 | | 2 |
25-26 | Вышивание узора изученными швами. Пр. р. Панно | 2 | | 2 |
27-28 | Вышивание узора изученными швами. Пр. р. Панно | 2 | | 2 |
29-30 | Оформление вышивки в рамочку. Пр. р. Панно | 2 | | 2 |
31-32 | Выполнение шкатулки с вышивкой на крышке. Пр. р. Шкатулка | 2 | | 2 |
33-34 | Выполнение шкатулки с вышивкой на крышке. Пр. р. Шкатулка | 2 | | 2 |
35-36 | Выполнение шкатулки с вышивкой на крышке. Пр. р. Шкатулка | 2 | | 2 |
37-38 | Обтягивание тканью донышка, крышки и боковой детали. Пр. р. Шкатулка | 2 | | 2 |
39-40 | Сборка и отделка шкатулки. Пр. р. Шкатулка | 2 | | 2 |
41-42 | Выполнение рамочки для фотографии, обтянутой тканью с вышитым узором. Пр. р. Рамочка для фотографии | 2 | | 2 |
43-44 | Определение размера изделия, подготовка картонной основы. Пр. р. Рамочка для фотографии | 2 | | 2 |
45-46 | Выбор рисунка, ткани, лент. Пр. р. Рамочка для фотографии | 2 | | 2 |
47-48 | Выполнение вышивки. Пр. р. Рамочка для фотографии | 2 | | 2 |
49-50 | Обтягивание тканью с вышивкой картонной основы. Пр. р. Рамочка для фотографии | 2 | | 2 |
51-52 | Подготовка рисунков для вышивки лентами. Пр. р. Изделие по выбору | 2 | | 2 |
53-54 | Варианты изделий: игольницы, мешочки, сумки, вышивка на одежде. Пр. р. Изделие по выбору | 2 | | 2 |
55-56 | Выполнение изделия по выбору. Пр. р. Изделие по выбору | 2 | | 2 |
57-58 | Выполнение изделия по выбору. Пр. р. Изделие по выбору | 2 | | 2 |
59-60 | Итоговое занятие. Анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Оформление итоговой выставки | 2 | 1 | 1 |
Итого: | | 60 | 12 | 48 |
Мероприятия в каникулы (6ч.)
Игры на знакомство. Ярмарка ремесел (осень, ноябрь)
Девичьи посиделки «Швея швею по наперстку узнает» (зима, январь)
Праздник «Починки» (весна, март)
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебно-производственное оборудование:
Учебный кабинет, ученические столы и стулья, доска, светильники настольные, специальные подставки для демонстрации
Дидактические средства:
ТСО: видеомагнитофон, телевизор, магнитофон
Инструменты и материалы: шелковые ленты, нитки и пряжа различной фактуры, канва, калька, клей ПВА, отделочные материалы – пуговицы, бусинки и др., ножницы; линейки; картон; бумага в клетку (сетки); фломастеры; клей; нитковдеватель; мел; пяльцы; мулине; иглы; рамочки деревянные
3. Учебно-наглядные пособия:
1. Образцы узоров. 2. Образцы изделий. 3. Папка с иллюстрациями. 4. Сменный стенд для демонстрации работ обучающихся. 5. Стенд с требованиями по ТБ. 6. Журналы по рукоделию
4. Раздаточный материал:
1. Карточки–схемы. 2. Карточки с индивидуальными заданиями. 3. Образцы
5. Организационные средства и средства контроля:
1. Журнал посещаемости. 2. Журнал по технике безопасности. 3. Журнал учета мероприятий. 4. Папка с результатами педагогической диагностики.
Список литературы для вышивки лентами
Burda Вышивка крестом. 176 образцов вышивки для опытных и начинающих. Внешсигма, 1996
Вышивка крестом и гладью. Домашняя коллекция. Санкт-Петербург, 1993
Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М.: Аст-Пресс, 2001
Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. М.: Мозаика-Синтез, 1999
Еременко Т.И. Вышивка: техника, приемы, изделия. 2000
Еременко Т.И. Вышивка простейшими швами. Альбом узоров. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999
Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромбытиздат, 1990
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1999
Косс М. Искусство вышивки. Внешсигма, 1997
Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М.: ЭКСМО, 1998
Петрова М.Е. Узоры для вышивания. Санкт-Петербург.: ТОО Монолит-3, 1993
Рукоделие. Популярная энциклопедия. Вышивание. Вязание. Плетение. М.: Советская энциклопедия, 1991
Сычева Л.В. Вышивка. Свердловск.: ТПО Старт, СП Интер бук, 1990
Хохлова Е.Н., Климова Н.Т., Поскребышева И.А. и др. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1992
Шитье. Вязание. Вышивка. Киев, 1994
Задачи программы 2 года обучения:
Обучающие:
1. Изучение истории и культуры России и Уральского региона, в частности путем изучения народных ремесел и промыслов, народного искусства.
Освоение основ техники вязания на вилке.
Освоение технологии изготовления изделий.
Обучение умению пользоваться полученными знаниями на практике (в самодеятельной художественной деятельности)
Развивающие:
1. Вхождение в мир народной культуры на уровне эмоционального переживания, игры.
Формирование художественно-эстетического вкуса.
Развитие творческого мышления и способности самовыражения.
Развитие воображения, фантазии, творческой активности обучающихся.
Воспитательные:
1. Воспитание у детей увлеченности, творчества через приобщение их к опыту творцов, авторов известных шедевров.
Воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе второго года обучения
Должны знать:
- общие сведения о декоративно-прикладном творчестве;
- историю развития вязания;
- материалы, инструменты и приспособления;
- требования безопасности труда;
- терминологию, используемую при обучении;
- технологию изготовления изделий;
- основные сведения о композиции и цветовой гармонии;
- основы художественного конструирования;
- способы декоративно-художественного оформления одежды и интерьера.
Должны уметь:
- организовать свой труд на рабочем месте, соблюдать правила техники безопасности;
- составлять несложные схемы и работать по ним;
- активно использовать теоретические знания в различных работах любого вида художественного творчества (оформление интерьера, поделки и сувениры вязания)
- выполнять основные техники, самостоятельно выполнять работу по своему замыслу;
- самостоятельно использовать в работах различные техники;
- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;
- использовать в работах особенности традиций искусства родного края;
- выражать свои мысли с помощью ниток;
- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;
- оценивать свою работу с точки зрения эстетики, демонстрировать свою работу.
Учебно-тематический план второго года обучения (Вязание крючком на вилке)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1-2 | Вводное занятие. Вилка – приспособление для вязания | 2 | 1 | 1 |
3-6 | Различные способы вязания тесьмы. Пр. р. Выполнение образцов | 4 | 1 | 3 |
7-8 | Способы соединения между собой петель одной тесьмы. Пр. р. Выполнение образцов | 2 | | 2 |
9-10 | Соединение двух полос тесьмы между собой. Пр. р. Выполнение образцов | 2 | | 2 |
11-12 | Выполнение широкого шарфа-палантина и полос тесьмы. Подбор ниток и крючка. Пр. р. Шарф палантин | 2 | 1 | 1 |
13-18 | Вязание полос тесьмы необходимой длины. Пр. р. Шарф палантин | 6 | | 6 |
19-22 | Соединение полос тесьмы между собой одним из способов. Пр. р. Шарф палантин | 4 | | 4 |
23-26 | Отделка изделия бахромой. Пр. р. Шарф палантин | 4 | | 4 |
27-32 | Изготовление из тесьмы мотивов, различных по форме (круг, змейка, ракушка). Пр. р. Вязание мотивов | 6 | | 6 |
33-36 | Изготовление жилета из мотивов, связанных на вилке. Подбор ниток и крючка, выбор узора. Пр. р. Жилет | 4 | 1 | 3 |
37-44 | Вязание фрагментов. Пр. р. Жилет | 8 | | 8 |
45-48 | Сборка жилета. Пр. р. Жилет | 4 | | 4 |
49-52 | Отделка готового изделия. Пр. р. Жилет | 4 | | 4 |
53-54 | Итоговое занятие. Анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения | 2 | 2 | |
55-60 | Оформление итоговой выставки | 6 | | 6 |
| Итого: | 60 | 6 | 54 |
Перечень учебно-методического и материального обеспечения
Комплект крючков для вязания – 10 шт.
Вилки для вязания – 10 шт.
Схемы
Выкройки
Набор иголок
Набор крючков
Ножницы – 10 шт.
Шерсть и пряжа для вязания – 100 клубков
Сантиметровая лента – 4 шт.
Швейные булавки – 100 шт.
Булавки – 20 шт.
Моталка карусель – 1 шт.
Альбом с образцами узоров вязания крючком -1 шт.
Альбом с фотографиями изделий -1 шт.
Список литературы для вязания крючком на вилке
Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. – М.: Просвещение, 1984
Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания.– М.: Просвещение, 1992
Фомичева Э.А. Начинаем вязать на спицах и крючком.– М.: Просвещение, 1992
Власова А.А., Карельская И.Ю. Рукоделие в школе. Практическое пособие по вышиванию, вязанию на спицах, крючком и на машине. – Санкт-Петербург: Диамант, 1996