СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Вышивка лентами" для детей 10-15 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит подробную пояснительную записку. Тематичесое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Вышивка лентами" для детей 10-15 лет»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Горноуральского городского округа

МБОУ ДОД РДДТ


Согласовано: Рассмотрено:

Зам. директора по УВР на заседании МО

Поликарпова Н.Л. протокол №____от _________

___________________ руководитель МО

«_____»____________2017 ____________________

«_____»_____________2017







Программа

«Вышивка лентами и вязание на вилке»

Категория обучаемых: дополнительное образование обучающихся 11-17 лет

Срок реализации: 2 года













Учитель: Мальцева Вера Алексеевна

1 квалификационная категория

МБОУ СОШ № 1

с. Петрокаменское

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД РДДТ

Рогожина А.А.

_____________________

«____»____________2017г.



п. Черноисточинск

2017












Пояснительная записка

Программа «Вышивка лентами и вязание на вилке»

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для разных возрастных категорий обучающихся и имеет различные уровни ее усвоения: общекультурный уровень, функциональной грамотности, профессиональной компетентности. Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможности каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа состоит из 2 тематических блоков: вышивка лентами и вязания на вилке. Тематические блоки построены таким образом, чтобы познакомить обучающихся с различными видами вышивки лентами и вязания крючком на вилке. На первом году обучения дети изучают приемы вышивки, выполняют изделия по готовым схемам, учатся составлять схемы для вышивки, знакомятся с основными швами по свободному контуру (вперед иголку, за иголку, стебельчатый, тамбурный, петля вприкреп, узелки) и одним из видов гладьевой вышивки – владимирским верхошвом.

На втором году обучение строится таким образом, чтобы дети усвоили основные приемы вязания и их условные обозначения, умели выполнять узоры и изделия по схемам. Обращается внимание обучающихся на возможность создания изделий из одних и тех же элементов – мотивов. Воспитанники учатся выполнять модели одежды по выкройкам и знакомятся с новым способом вязания крючком – вязанием на вилке.

Основные концептуальные положения данной программы:

- профессионально-деятельностное становление подростка;

- духовно-нравственное становление

Цель программы: развитие индивидуальных способностей обучающихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям (вышивке и вязанию)

Задачи:

Обучающие:

  1. Изучение истории и культуры России и Уральского региона, в частности путем изучения народных ремесел и промыслов, народного искусства.

  2. Освоение основ техники вышивки

  3. Освоение технологии изготовления изделий.

  4. Обучение умению пользоваться полученными знаниями на практике (в самодеятельной художественной деятельности)

Развивающие:

  1. Вхождение в мир народной культуры на уровне эмоционального переживания, игры.

  2. Формирование художественно-эстетического вкуса.

  3. Развитие творческого мышления и способности самовыражения.

  4. Развитие воображения, фантазии, творческой активности обучающихся.

Воспитательные:

  1. Воспитание у детей увлеченности, творчества через приобщение их к опыту творцов, авторов известных шедевров.

  2. Воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.

Программа обучения расчитана на 2 года занятий с обучающимися от 11 до 17 лет.

Набор обучающихся в группу происходит по желанию детей.

Режим занятий: 2 часа в неделю

Срок обучения: 30 недель за 1 год обучения, т.е. 60 часов

Общий объем за 2 года: 120 часов

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе первого года обучения

Должны знать:

- общие сведения о декоративно-прикладном творчестве;

- историю развития вышивки;

-технику и основные приемы вышивки лентами;

- материалы, инструменты и приспособления;

- требования безопасности труда;

- терминологию, используемую при обучении;

- технологию изготовления изделий;

- основные сведения о композиции и цветовой гармонии;

- основы художественного конструирования;

- способы декоративно-художественного оформления одежды и интерьера.

Должны уметь:

- организовать свой труд на рабочем месте;

- соблюдать правила техники безопасности;

- составлять несложные схемы, рисунки и работать по ним;

- подбирать ткань, нитки и ленты для вышивки;

- активно использовать теоретические знания в различных работах любого вида художественного творчества (вышивка, оформление интерьера, поделки и сувениры вышивка)

- выполнять основные техники;

- самостоятельно выполнять работу по своему замыслу;

- самостоятельно использовать в работах различные техники;

- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;

- использовать в работах особенности традиций искусства родного края;

- выражать свои мысли с помощью ниток;

- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;

- оценивать свою работу с точки зрения эстетики;

- демонстрировать свою работу.

В преподавании данного курса используются методы: информационно-репродуктивный, поисковой деятельности, проектный, практические занятия

Основные формы организации занятий: лекционно-практические, практикум, самостоятельные и групповые работы.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.

В ходе освоения данной программы обучающимися предполагается создать презентации по темам: 1. Панно для украшения комнаты. 2. Тайны бабушкиного сундука. 3. Изделия народных промыслов в разной технике

Итоговый контроль – в форме защиты своих работ на различных выставках декоративно-прикладного искусства.

Основой для оценивания деятельности обучающихся будут его изделия и деятельность по их созданию. Проверкой достигаемых результатов будут служить:

- устные суждения учителя;

- взаимооценка работ друг друга или работ выполненных в группах;

- текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся;

- текущий рефлексивный самоанализ ученика;

- публичная защита работ;

- итоговая оценка в форме образовательной характеристики в «портфолио»).

Тематическое планирование декоративно-прикладного искусства 1 год – 60 часов

Вышивка лентами

Название темы

Всего

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие

2

2


3-4

Лента в вышивке (исторический очерк). Необходимые инструменты, приспособления и материалы. Как перевести рисунок на ткань. Пр. р. Способы перевода рисунка на ткань

2

1

1


5-6

Швы, используемые в вышивке лентами. С чего начинать и как закреплять шов. Шов «вытянутый стежок», «перекрученный вытянутый стежок», «вытянутый стежок с прикрепками». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

7-8

Тамбурный шов. Шов «полупетельки с прикрепкой». Шов «полупетельки с прикрепкой зигзагом». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

9-10

Шов «петельки с прикрепкой сверху», шов «узелки». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

11-12

Шов «петельки по кругу». Шов «петельки с глазком». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

13-14

Шов «вытянутый стежок с завитком». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

15-16

Стебельчатый шов. Шов «наметка зигзагом». Шов «стянутая по центру наметка». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

17-18

Шов «сетка». Шов «крест». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

19-20

Узор «роза». Узор «батик». Пр. р. Выполнение образцов

2

1

1

21-22

Разработка рисунка для изготовления панно. Пр. р. Панно

2


2

23-24

Подбор ткани и лент. Перевод рисунка на ткань. Пр. р. Панно

2


2

25-26

Вышивание узора изученными швами. Пр. р. Панно

2


2

27-28

Вышивание узора изученными швами. Пр. р. Панно

2


2

29-30

Оформление вышивки в рамочку. Пр. р. Панно

2


2

31-32

Выполнение шкатулки с вышивкой на крышке. Пр. р. Шкатулка

2


2

33-34

Выполнение шкатулки с вышивкой на крышке. Пр. р. Шкатулка

2


2

35-36

Выполнение шкатулки с вышивкой на крышке. Пр. р. Шкатулка

2


2

37-38

Обтягивание тканью донышка, крышки и боковой детали. Пр. р. Шкатулка

2


2

39-40

Сборка и отделка шкатулки. Пр. р. Шкатулка

2


2

41-42

Выполнение рамочки для фотографии, обтянутой тканью с вышитым узором. Пр. р. Рамочка для фотографии

2


2

43-44

Определение размера изделия, подготовка картонной основы. Пр. р. Рамочка для фотографии

2


2

45-46

Выбор рисунка, ткани, лент. Пр. р. Рамочка для фотографии

2


2

47-48

Выполнение вышивки. Пр. р. Рамочка для фотографии

2


2

49-50

Обтягивание тканью с вышивкой картонной основы. Пр. р. Рамочка для фотографии

2


2

51-52

Подготовка рисунков для вышивки лентами. Пр. р. Изделие по выбору

2


2

53-54

Варианты изделий: игольницы, мешочки, сумки, вышивка на одежде. Пр. р. Изделие по выбору

2


2

55-56

Выполнение изделия по выбору. Пр. р. Изделие по выбору

2


2

57-58

Выполнение изделия по выбору. Пр. р. Изделие по выбору

2


2

59-60

Итоговое занятие. Анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Оформление итоговой выставки

2

1

1

Итого:


60

12

48

Мероприятия в каникулы (6ч.)

  1. Игры на знакомство. Ярмарка ремесел (осень, ноябрь)

  2. Девичьи посиделки «Швея швею по наперстку узнает» (зима, январь)

  3. Праздник «Починки» (весна, март)

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебно-производственное оборудование:

Учебный кабинет, ученические столы и стулья, доска, светильники настольные, специальные подставки для демонстрации

  1. Дидактические средства:

    1. ТСО: видеомагнитофон, телевизор, магнитофон

    2. Инструменты и материалы: шелковые ленты, нитки и пряжа различной фактуры, канва, калька, клей ПВА, отделочные материалы – пуговицы, бусинки и др., ножницы; линейки; картон; бумага в клетку (сетки); фломастеры; клей; нитковдеватель; мел; пяльцы; мулине; иглы; рамочки деревянные

3. Учебно-наглядные пособия:

1. Образцы узоров. 2. Образцы изделий. 3. Папка с иллюстрациями. 4. Сменный стенд для демонстрации работ обучающихся. 5. Стенд с требованиями по ТБ. 6. Журналы по рукоделию

4. Раздаточный материал:

1. Карточки–схемы. 2. Карточки с индивидуальными заданиями. 3. Образцы

5. Организационные средства и средства контроля:

1. Журнал посещаемости. 2. Журнал по технике безопасности. 3. Журнал учета мероприятий. 4. Папка с результатами педагогической диагностики.

Список литературы для вышивки лентами

  1. Burda Вышивка крестом. 176 образцов вышивки для опытных и начинающих. Внешсигма, 1996

  2. Вышивка крестом и гладью. Домашняя коллекция. Санкт-Петербург, 1993

  3. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М.: Аст-Пресс, 2001

  4. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. М.: Мозаика-Синтез, 1999

  5. Еременко Т.И. Вышивка: техника, приемы, изделия. 2000

  6. Еременко Т.И. Вышивка простейшими швами. Альбом узоров. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999

  7. Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромбытиздат, 1990

  8. Козинкина Е.А. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1999

  9. Косс М. Искусство вышивки. Внешсигма, 1997

  10. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М.: ЭКСМО, 1998

  11. Петрова М.Е. Узоры для вышивания. Санкт-Петербург.: ТОО Монолит-3, 1993

  12. Рукоделие. Популярная энциклопедия. Вышивание. Вязание. Плетение. М.: Советская энциклопедия, 1991

  13. Сычева Л.В. Вышивка. Свердловск.: ТПО Старт, СП Интер бук, 1990

  14. Хохлова Е.Н., Климова Н.Т., Поскребышева И.А. и др. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1992

  15. Шитье. Вязание. Вышивка. Киев, 1994

Задачи программы 2 года обучения:

Обучающие:

1. Изучение истории и культуры России и Уральского региона, в частности путем изучения народных ремесел и промыслов, народного искусства.

  1. Освоение основ техники вязания на вилке.

  2. Освоение технологии изготовления изделий.

  3. Обучение умению пользоваться полученными знаниями на практике (в самодеятельной художественной деятельности)

Развивающие:

1. Вхождение в мир народной культуры на уровне эмоционального переживания, игры.

  1. Формирование художественно-эстетического вкуса.

  2. Развитие творческого мышления и способности самовыражения.

  3. Развитие воображения, фантазии, творческой активности обучающихся.

Воспитательные:

1. Воспитание у детей увлеченности, творчества через приобщение их к опыту творцов, авторов известных шедевров.

  1. Воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе второго года обучения

Должны знать:

- общие сведения о декоративно-прикладном творчестве;

- историю развития вязания;

- материалы, инструменты и приспособления;

- требования безопасности труда;

- терминологию, используемую при обучении;

- технологию изготовления изделий;

- основные сведения о композиции и цветовой гармонии;

- основы художественного конструирования;

- способы декоративно-художественного оформления одежды и интерьера.

Должны уметь:

- организовать свой труд на рабочем месте, соблюдать правила техники безопасности;

- составлять несложные схемы и работать по ним;

- активно использовать теоретические знания в различных работах любого вида художественного творчества (оформление интерьера, поделки и сувениры вязания)

- выполнять основные техники, самостоятельно выполнять работу по своему замыслу;

- самостоятельно использовать в работах различные техники;

- использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета;

- использовать в работах особенности традиций искусства родного края;

- выражать свои мысли с помощью ниток;

- видеть красоту и изящество в изделиях декоративно-прикладного творчества;

- оценивать свою работу с точки зрения эстетики, демонстрировать свою работу.

Учебно-тематический план второго года обучения (Вязание крючком на вилке)

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие. Вилка – приспособление для вязания

2

1

1

3-6

Различные способы вязания тесьмы. Пр. р. Выполнение образцов

4

1

3

7-8

Способы соединения между собой петель одной тесьмы. Пр. р. Выполнение образцов

2


2

9-10

Соединение двух полос тесьмы между собой. Пр. р. Выполнение образцов

2


2

11-12

Выполнение широкого шарфа-палантина и полос тесьмы. Подбор ниток и крючка. Пр. р. Шарф палантин

2

1

1

13-18

Вязание полос тесьмы необходимой длины. Пр. р. Шарф палантин

6


6

19-22

Соединение полос тесьмы между собой одним из способов. Пр. р. Шарф палантин

4


4

23-26

Отделка изделия бахромой. Пр. р. Шарф палантин

4


4

27-32

Изготовление из тесьмы мотивов, различных по форме (круг, змейка, ракушка). Пр. р. Вязание мотивов

6


6

33-36

Изготовление жилета из мотивов, связанных на вилке. Подбор ниток и крючка, выбор узора. Пр. р. Жилет

4

1

3

37-44

Вязание фрагментов. Пр. р. Жилет

8


8

45-48

Сборка жилета. Пр. р. Жилет

4


4

49-52

Отделка готового изделия. Пр. р. Жилет

4


4

53-54

Итоговое занятие. Анализ изготовленных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения

2

2


55-60

Оформление итоговой выставки

6


6


Итого:

60

6

54

Перечень учебно-методического и материального обеспечения

  1. Комплект крючков для вязания – 10 шт.

  2. Вилки для вязания – 10 шт.

  3. Схемы

  4. Выкройки

  5. Набор иголок

  6. Набор крючков

  7. Ножницы – 10 шт.

  8. Шерсть и пряжа для вязания – 100 клубков

  9. Сантиметровая лента – 4 шт.

  10. Швейные булавки – 100 шт.

  11. Булавки – 20 шт.

  12. Моталка карусель – 1 шт.

  13. Альбом с образцами узоров вязания крючком -1 шт.

  14. Альбом с фотографиями изделий -1 шт.

Список литературы для вязания крючком на вилке


  1. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. – М.: Просвещение, 1984

  2. Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания.– М.: Просвещение, 1992

  3. Фомичева Э.А. Начинаем вязать на спицах и крючком.– М.: Просвещение, 1992

  4. Власова А.А., Карельская И.Ю. Рукоделие в школе. Практическое пособие по вышиванию, вязанию на спицах, крючком и на машине. – Санкт-Петербург: Диамант, 1996




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!