СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я - будущий избиратель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания и представления, содержание программа " Я - будущий избиратель"должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей  в пределах их дееспособности, а также способствовать воспитанию патриотических чувств, гражданственности, социальной отвественности.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я - будущий избиратель»»

Администрация Кстовского Муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 7





.



Программа дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы

«Я - будущий избиратель»

возраст обучающихся: 12-15 лет

(социально - педагогическая направленность)

срок реализации: 1 год









Автор: Бородова Н.Д.

Преподаватель истории и обществознания





Кстово 2021



Пояснительная записка

Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.

Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культура позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства. В этом случае избиратель отдает свое предпочтение тем силам, которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить, в случае победы на выборах, достойную жизнь народа, законность и правопорядок, характерные для демократического правового государства.

Наша страна в 2021 году переживает важный исторический момент – выборы нового состава Государственной думы РФ. Современные молодые люди активно интересуются происходящими в стране переменами. Старшеклассники – это будущее нашей страны, поэтому привитие правовой культуры является приоритетной задачей сегодняшнего дня. Формированию у учащихся первичных представлений об обществе способствуют элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Программа « Я будущий избиратель» не только предполагает простое ознакомление учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, а она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными  нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, изучение содержания программы « Я будущий избиратель» должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также содействовать воспитанию у воспитанников патриотических чувств, общероссийской идентичности. патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. В процессе освоения ими материала кружка «Я - будущий избиратель» воспитанники смогут лучше понять, что избирательное право граждан, данное конституционное положение – живая норма жизни в современном российском обществе, реализующая в праве избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления в ходе свободных, демократических выборов.

Направленность данной программы Программа имеет культурологическую направленность. Программа предполагает получение более углубленных знаний учеником по обществознанию.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность программы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем. Правосознание общества - уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, снижения явления абсентеизма в обществе. Педагогическая целесообразность состоит в современных требованиях к личности: толерантность, гражданственность, высокий морально-нравственный облик.


Цель программы - подготовить молодое поколение к участию в политической жизни общества, освоению социальных ролей человека и гражданина; способствовать формированию активной жизненной позиции гражданина РФ;

Задачи:

  • - развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;

  • - воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

  • -освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

  • -формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;



  • формировать у учащихся правосознание и правовую культуру, понимание того, что от их выбора зависит будущее всего народа;

  • показать на практике избирательный процесс и развить в ходе него умение учащихся анализировать программы кандидатов и выбрать достойного из них.

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • адаптация к жизни в обществе;




Отличительные особенности программы Материал излагается на теоретическом уровне с учетом понимания и освоения материала через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни.



Возраст детей и срок реализации программы.

Краткие сведения об обучающихся: набор учащихся проводится по свободному выбору.

Состав группы постоянный. Количество учащихся в группе – 12- 15человек.

Группа формируется из детей в возрасте от 14-15 лет.

Программа рассчитана: 1 год обучения: 34 часа.



Формы и режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 60 минут. Занятия в учебной группе определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к УДОД.

Форма занятий: групповая.

Содержание деятельности Работа кружка проходит в следующих формах: интерактивные лекции, дискуссии, тестирование, написание эссе, творческих работ, самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов и ресурсами интернет, решение познавательных задач, моделирование ситуаций, ролевые игры, работа в группах, подготовка докладов и сообщений, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний.

Основные этапы реализации программы

  1. Теоретический материал.

  2. Практикум.

  3. Анализ результатов практикума.





Ожидаемые результаты и способы их проверки



Требования к умениям и навыкам учащихся:

учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.)

учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.)

информационно-коммуникативных (умение работать с письменными и устными источниками информации - уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога)

В результате посещения кружка воспитанник должен

Знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ). Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества, подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся) о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.



Формы подведения итогов реализации

Реферативные работы, тестовые срезы, обществоведческие мини-сочинения.

Учебно-тематическое планирование кружка « Я - будущий избиратель»



п/п

Тема занятий

Кол-во часов

В том числе

теоретические

практические

1

Конституция РФ

10

5

5

1-4

Инструктаж по ТБ

Конституция РФ- основной закон страны.

4

2

2

5-6

Роль выборов в демократической политической системе.


2

1

1

7-8

Государственная Дума - представит. законодат. орган РФ.

2

1

1

9-10

Институт президентства в России.

2

1

1

2

Принципы демократических выборов

9

4

5

11-12

Выборы в Рос. Федерации


2

1

1

13-14

Избирательное право

2

1

1

16-18

Избирательный процесс.

2

1

1

19-21

Избирательные системы

3

1

2

3

Политические партии и государственная символика

4

2

2

22-24

Политические партии современной России

3

1

2

25

Государственная символика

1

1


4

Нормативные международные акты

7

2

5

26-27

Международное гуманитарное право

2

1

1

28

Знакомство с Международным биллем о правах человека.

1



29

Права ребенка. Конвенция о правах ребенка

1



30-32

Реализация прав человека и гражданина в современном мире

3

1

2

33-34

Защита творческих работ

2


2





Сводная таблица занятий кружка «Я - будущий избиратель»





№ п\п

Тема занятий

Количество часов



всего

теория

практика

1

Конституция РФ

10

5

5

2

Принципы демократических выборов

9

4

5

3

Политические партии и государственная символика

4

2

2

4

Нормативные международные акты

7

2

5

5

Защита творческих работ

2


2



















Содержание программы « Я – будущий избиратель»



Тема 1.Конституция РФ Политическая система, политический режим, власть, принцип разделения властей, политические движения, избирательное объединение, Конституция РФ. Закон о выборах РФ, политические права, абсентеизм. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах. Принципы проведения выборов Президента РФ. Принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы. Назначение выборов. Порядок формирования избирательных округов. Статус кандидатов. Система избирательных комиссий. Финансирование выборов. Предвыборная агитация. Голосование. Установление результатов выборов. Результаты последних выборов Президента РФ.

Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации». Анализ материалов из СМИ о выборах (предстоящих или уже состоявшихся), о проблемах, возникших при их проведении или при подготовке к ним.

Тема 2 Принципы демократических выборов Избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, смешанная избирательная система, избирательные блоки, выборы, электорат, ценз, ценз избирательный, выборы, демократия, референдум, демократический режим, избирательный процесс гражданин, права, обязанности, право выбора, демокра­тические выборы, периодичность, избирательность, окончательность выбо­ров; принципы избирательного права. : демократия (прямая и представительная. Соблюдение избирательных прав граждан РФ, избиратели, бюллетени, предвыборная кампания. Формы работы: практическая работа, ролевые и учебные игры, семинарские занятия, экскурсия на избирательные участки в период избирательной компании



Тема 3 Политические партии и государственная символика Многопартийность, партия, общественные движения и организации, фракции, электорат, символы государства

Тема 4 Нормативные международные акты Международное гуманитарное право, Международный билл о правах. Практическая работа с такими текстами как, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года). Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) и Факультативные протоколы к нему (приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года и 15 декабря 1989 года).



































Описание форм занятий кружка «Я- будущий избиратель»

п/п

Тема

занятий

Форма проведения

занятий

Приемы и методы, используемые

на занятии

Форма

подведения

итогов

Техническое

оснащение

Рекомендуемая

литература

Для учителя

Для обучаю-

щихся

1-4

Инструктаж по ТБ

Конституция РФ- основной закон страны.

лекция

Лекция, беседа

семинар

Компьютор, проектор

Текст Конституции

РФ

5-6

Роль выборов в демократической политической системе.


Дискуссия

практическая работа

диалог методы практической работы


Компьютор,Интернет-ресурсы



7-8

Государственная Дума - представит. законодат. орган РФ.

Презентация работ уч-ся,

Эвристическая беседа





9-10

Институт президентства в России.

дискуссия

диалог




    1. Учебное пособие Избирательное право М:. 2000.


11-12

Выборы в Рос. Федерации


лекция

Диалог, Интерактивная деловая игра




13-14

Избирательное право

лекция

беседа




16-18

Избирательный процесс.

Конверт вопросов

Диалог. Ролевая игра

экскурсия




19-21

Избирательные системы

Лекция, практическое занятие

Диалог, методы практической работы, семинар


Компьютер, Интернет


22-24

Политические партии современной России

Лекция, практическое занятие

Диалог, методы практической работы





25

Государственная символика

Беседа

Диалог, методы практической работы


Компьютер, Интернет



26-27

Международное гуманитарное право

лекция ,практическое занятие

Диалог, методы практической работы семинар.


Компьютер, Интернет



28

Знакомство с Декларацией о правах и свободах человека

Лекция, практическое занятие

Диалог, методы практической работы


Компьютер, Интернет


Текст Декларации

29

Права ребенка. Конвенция о правах ребенка

Лекция, практическое занятие

Диалог, методы практической работы Постановка проблемных вопросов


Компьютер, Интернет


Тест Конвенции

30-32

Реализация прав человека и гражданина в современном мире

Лекция, практическое занятие

Диалог, методы практической работы, Деловая игра


Компьютер, Интернет



33-34

Защита творческих работ


тренинги


Компьютер, Интернет



























Список литературы

Источники

  1. Конституция РФ

  2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  3. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

  5. Федеральный конституционный закон «О референдуме»

  6. Федеральный закон от 10 октября 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»

Основная литература

  1. Арановский К.В., Игнатенко В.В., Князев С.Д. Избирательное право России (понятие и основные институты): Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. 232 с.

  2. Авакьянс С. «Какая избирательная система лучше?» журнал «Российская Федерация сегодня» 2004 . №23

  3. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РЦОИТ, Издательство «Весь Мир», 2007. – 304 с.

  4. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РЦОИТ, Издательство «Весь Мир», 2007. – 304 с.

  5. Бузин А.Ю. «Распределение депутатских мандатов: закон или алгоритм?» журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №1

  6. Важенин А.г. Практикум по обществознанию .-М., Издательский ценр « Академия», 2006.

  7. Воробьев Н.И. «Конституционность реформы избирательной системы». журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №3

  8. Гаджиев К.С. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов. М., 1993.

  9. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.  Избирательное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2008. – 308с.

  10. Димова И.Г., Курганова М.С. Экзамен на гражданственность // Журнал о выборах. 2007. № 1. С. 46-48.

  11. Карапетян Л.М. «Конституция и партийно-политическая избирательная система в России». журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 №2

  12. Масловская М.В. «Избирательный процесс, как разновидность социальной деятельности». журнал «Конституционное и муниципальное право» 2006 . №3

  13. Мокрый В. «Как провести выборы по новому закону?» журнал «Российская Федерация сегодня» 2004. №4

  14. Никитин А.Ф. «Избирательное право». М., Дрофа, 1996.

  15. Ресурсы сети Интернет. http: //www vybory. ru./zakon.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!