СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дошкольной подготовки будущих первоклассников естественнонаучной направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Программа «Предшкольная пора» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа дошкольной подготовки будущих первоклассников естественнонаучной направленности»

~ 34 ~













«Предшкольная пора»

УМК "Планета знаний"

программа дошкольной подготовки

будущих первоклассников

естественнонаучной направленности


(для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет)












Возраст обучающихся: 6,5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень: базовый









Пояснительная записка

Актуальность выбранной направленности и тематики деятельности

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Актуальность выбора курса «Предшкольная пора» определена тем, что развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Новизна и педагогическая целесообразность программы

Новизна данной программы определена современными Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к дошкольному образованию и воспитанию, а также требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года

Программа «Предшкольная пора» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

В ФГТ выделены десять образовательных областей:

  • здоровье,

  • физическая культура,

  • социализация,

  • труд,

  • безопасность,

  • чтение художественной литературы,

  • коммуникация,

  • познание,

  • музыка,

  • художественное творчество. "Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" даёт возможность реализации этих направлений.

Цели и задачи

Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Программа «Предшкольная пора» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья;

  • развитие личностных качеств;

  • формирование ценностных установок и ориентации;

  • развитие творческой активности;

  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие умений действовать по правилам.

Отличительные особенности

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Объём и сроки реализации программы

Программа «Предшкольная пора» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

«В мире чисел и цифр»

«В мире звуков и букв»

«Готовим руку к письму и учимся писать красиво»

Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий 25 минут. Программа рассчитана на 15 недель.

Общее количество занятий- 90.


Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования, подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно - гигиеническими навыками:

  • самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • использует вербальные и невербальные способы общения;

  • владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Особенности реализации программы

Подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса;

помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

обеспечивает формирование ценностных установок;

ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы:

  • общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

  • развитие творческой деятельности;

  • развитие личностных компетенций;

  • поддержка и сохранение здоровья;

  • формирование духовно-нравственных установок и ориентации;

  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

  • сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность;

вариантность и вариативность;

доступность и достаточность;

наглядность;

достоверность;

комплексность;

взаимосвязь с окружающим миром;

использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;

разнообразие игровых и творческих заданий;

многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность:

  • игра;

  • продуктивная, творческая деятельность;

  • конструирование и моделирование.

Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Планируемые результаты освоения программы курса «Предшкольная пора»

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • знаково - символическое моделирование и преобразование объекта;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

  • сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;

  • осуществление классификации установление аналогии;

  • самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу;

  • сохранение заданной цели;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

  • осуществление контроля своей деятельности по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Коммуникативные УУД:

  • овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

  • эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

  • ориентация на партнёра по общению;

  • умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребёнок научится:

  • распознавать первый звук в словах, внимательно слушать литературные произведения;

  • называть персонажей, основные события;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;

  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;

  • участвовать в коллективных разговорах;

  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

  • различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру;

  • считать от 0 до 9 и в обратном порядке;

  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться в тетради в клетку;

  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

  • правильно использовать кисть при рисовании;

  • выполнять элементарный орнамент в полосе;

  • использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

  • использовать основные правила построения линейного орнамента.

Формы подведения итогов работы

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы.

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.































Учебно – тематический план

по программе дополнительного образования «Предшкольная пора»

«В мире звуков и букв»


п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Аудиторных

(теория)

Внеаудиторных

(практика)

1

Согласные звуки д дь.. Буквы Дд.

1


1

2

Домашние питомцы.

1


1

3

Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде.

1


1

4

Гласный звук э. буквы Ээ.

1


1

5

Играй, смекай, рассказывай!

1


1

6

Согласные звуки Б бь. Буквы Бб.

1


1

7

Согласные звуки г гь. Буквы Гг.

1


1

8

Согласные звуки п пь. Буквы Пп.

1

1


9

Согласные звуки ф фь Буквы Фф.

1


1

10

Согласный звук ш. Буквы Шш.

1


1

11

Согласный звук ж. Буквы Жж

1

1


12

Согласные звуки з зь Буквы Зз.

1


1

13

«Зайкина» страничка.

1


1

14

Буквы Ее.

1

1


15

Буквы Ее.

1

1


16

Буквы Ёё

1

1


17

Буквы Ёё

1

1


18

Буквы Яя.

1

1


19

Буквы Яя.

1

1


20

Буквы Юю

1

1


21

Буквы Юю

1

1


22

Звуки х хь Буквы Хх

1


1

23

Звук ц Буквы Цц.

1


1

24

Играй, считай, рассказывай!

1


1

25

Звук ч. Буквы Чч.

1


1

26

Звук щ Буквы Щщ.

1

1


27

Знакомство с мягким и твёрдым знаками.

1

1


28

Алфавит.

1


1

29

Работа со сказками

1

1


30

Работа с сюжетными картинками.

1

1



Итого

30







Учебно – тематический план

по программе дополнительного образования «Предшкольная пора»

«В мире чисел и цифр»


п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Аудиторных

(теория)

Внеаудиторных

(практика)

1

Число и цифра 6.

1


1

2

Ориентирование на клеточном поле.

1


1

3

Предметов не счесть, где есть число 6.

1


1

4

Число и цифра 7.

1

1


5

Неделя полезных дел.

1


1

6

Предметов не счесть, где есть число 7.

1


1

7

Решай, смекай, отгадывай!

1


1

8

Число и цифра 8

1

1


9

Как и чем можно измерять длину.

1


1

10

Наблюдай, смекай, отгадывай!

1


1

11

Число и цифра 9.

1

1


12

Фокусы волшебного Карандаша. Ориентирование на клеточном поле.

1


1

13

Считай, смекай, отгадывай!

1


1

14

Число и цифра ноль.

1

1


15

Решай, смекай, отгадывай!

1


1

16

Десяток. Понятие «много-один».

1

1


17

Знакомство с десятком.

1

1


18

Решай, смекай, отгадывай!

1


1

19

Математика на суше и на море.

1


1

20

Число 11.

1

1


21

Число 12 и другие числа второго десятка.

1

1


22

Числа второго десятка.

1


1

23

Решай, смекай, отгадывай!

1


1

24

Рисуй, считай, отгадывай!

1


1

25

Больше, меньше, равно

1

1


26

Играем, наблюдаем, измеряем

1

1


27

Цифры в сказках

1

1


28

Рисуй, считай, отгадывай!


1


29

Ориентирование на клеточном поле.

1

1


30

Итоговое занятие.


1



Итого

30




Учебно – тематический план

по программе дополнительного образования «Предшкольная пора»

«Готовим руку к письму и учимся писать красиво»


п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Аудиторных

(теория)

Внеаудиторных

(практика)

1

Знакомимся с «придворными» Королевы.

1


1

2

Знакомимся с условными значкам на словах.

1


1

3

Складываем элементы основного алгоритма.

1


1

4

Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш.

1


1

5

Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у.

1


1

6

Учимся писать буквы л, J1; м, М. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

1


1

7

Учимся писать буквы ч, Ч; У.

1


1

8

Учимся писать буквы г, п, т, р.

1


1

9

Учимся писать буквы Г, П, Т, Р .

1


1

10

Учимся писать буквы о, О; с, С .

1


1

11

Учимся писать буквы а, д, ф. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

1


1

12

Учимся писать буквы А и Д.

1


1

13

Учимся писать буквы к, К; Ф.

1


1

14

Учимся писать буквы б и в.

1


1

15

Учимся писать буквы Б и 6.

1


1

16

Учимся писать буквы з, 3; е, Е.

1


1

17

Учимся писать буквы н, Н; ы; ю, Ю.

1


1

18

Учимся писать буквы э, Э; х, X.

1


1

19

Учимся писать буквы ж, Ж; я, Я .

1


1

20

Учимся писать буквы ь и ь.

1


1

21

Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

1


1

22

Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

1


1

23

Весёлая переменка.

1


1

24

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши». Штриховка.

1


1

25

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.

1


1

26

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.

1


1

27

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.

1


1

28

Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

1


1

29

Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

1


1

30

Итоговое занятие

1


1


Итого

30





Содержание программы

дополнительного образования «Предшкольная пора»

Раздел 1«В мире звуков и букв» ( 30 час; теория, практика )

"Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова.


Согласные звуки д дь.. Буквы Дд.

Домашние питомцы.

Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде.

Гласный звук э. буквы Ээ.

Играй, смекай, рассказывай!

Согласные звуки Б бь. Буквы Бб.

Согласные звуки г гь. Буквы Гг.

Согласные звуки п пь. Буквы Пп.

Согласные звуки ф фь Буквы Фф.

Согласный звук ш. Буквы Шш.

Согласный звук ж. Буквы Жж

Согласные звуки з зь Буквы Зз.

«Зайкина» страничка.

Буквы Ее.

Буквы Ее.

Буквы Ёё

Буквы Ёё

Буквы Яя.

Буквы Яя.

Буквы Юю

Буквы Юю

Звуки х хь Буквы Хх

Звук ц Буквы Цц.

Играй, считай, рассказывай!

Звук ч. Буквы Чч.

Звук щ Буквы Щщ.

Знакомство с мягким и твёрдым знаками.

Алфавит.

Работа со сказками

Работа с сюжетными картинками.


Раздел 2

«В мире чисел и цифр» ( 30 часов; теория , практика)

"Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова

Число и цифра 6.

Ориентирование на клеточном поле.

Предметов не счесть, где есть число 6.

Число и цифра 7.

Неделя полезных дел.

Предметов не счесть, где есть число 7.

Решай, смекай, отгадывай!

Число и цифра 8

Как и чем можно измерять длину.

Наблюдай, смекай, отгадывай!

Число и цифра 9.

Фокусы волшебного Карандаша. Ориентирование на клеточном поле.

Считай, смекай, отгадывай!

Число и цифра ноль.

Решай, смекай, отгадывай!

Десяток. Понятие «много-один».

Знакомство с десятком.

Решай, смекай, отгадывай!

Математика на суше и на море.

Число 11.

Число 12 и другие числа второго десятка.

Числа второго десятка.

Решай, смекай, отгадывай!

Рисуй, считай, отгадывай!

Больше, меньше, равно

Играем, наблюдаем, измеряем

Цифры в сказках

Рисуй, считай, отгадывай!

Ориентирование на клеточном поле.

Итоговое занятие.



Раздел 3

«Готовим руку к письму и учимся писать красиво»

( 30 часов; теория, практика )

"Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. В. А. Илюхина, И.В. Илюхина

Знакомимся с «придворными» Королевы.

Знакомимся с условными значкам на словах.

Складываем элементы основного алгоритма.

Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш.

Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у.

Учимся писать буквы л, J1; м, М. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Учимся писать буквы ч, Ч; У.

Учимся писать буквы г, п, т, р.

Учимся писать буквы Г, П, Т, Р .

Учимся писать буквы о, О; с, С .

Учимся писать буквы а, д, ф. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Учимся писать буквы А и Д.

Учимся писать буквы к, К; Ф.

Учимся писать буквы б и в.

Учимся писать буквы Б и 6.

Учимся писать буквы з, 3; е, Е.

Учимся писать буквы н, Н; ы; ю, Ю.

Учимся писать буквы э, Э; х, X.

Учимся писать буквы ж, Ж; я, Я .

Учимся писать буквы ь и ь.

Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Весёлая переменка.

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши». Штриховка.

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.

Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Итоговое занятие








Календарно – тематическое планирование

по программе дополнительного образования

«Предшкольная пора»

«В мире звуков и букв»


п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во ч.

Формы и методы работы

Виды деятельности

Виды контроля

Время проведения

Всего

Теория

Практика

1 группа

План

Факт

1

Согласные звуки д дь.. Буквы Дд.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [д], [д’] и буквами Д и д, обозначающими эти звуки на письме

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



2

Домашние питомцы.


1


1

Практические занятия





3

Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [в], [в’] и буквами В и в, обозначающими эти звуки на письме.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



4

Гласный звук э. буквы Ээ.

Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими

этот звук на письме.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



5

Играй, смекай, рассказывай!


1


1

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




6

Согласные звуки Б бь. Буквы Бб.

Познакомить с парными

(по твёрдости-мягкости) согласными звуками [б],[б’] и буквами Б и б, обозначающими эти звуки на письме.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



7

Согласные звуки г гь. Буквы Гг.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [г],[г’] и буквами Г и г, обозначающими эти звуки на письме.

1


1

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




8

Согласные звуки п пь. Буквы Пп.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [п],[п’] [г],[г’] и буквами П и п, Г и г, обозначающими эти звуки на письме.

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



9

Согласные звуки ф фь Буквы Фф.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [ф],[ф’] и буквами Ф и ф, обозначающими эти звуки на письме.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



10

Согласный звук ш. Буквы Шш.

Познакомить с непарным

твёрдым согласным звуком [ж] и [ш] буквами Ж и ж, Ш и ш, обозначающими эти звуки на письме.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



11

Согласный звук ж. Буквы Жж

Познакомить с непарным

твёрдым согласным звуком [ж] и [ш] буквами Ж и ж, Ш и ш, обозначающими эти звуки на письме.

1

1


Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




12

Согласные звуки з зь Буквы Зз.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [з], [з’] и буквами З и з, обозначающими эти звуки на письме.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



13

«Зайкина» страничка.


1


1

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




14

Буквы Ее.

Познакомить с буквами

Е, е обозначающими на письме сочетания звуков [й’э].


1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



15

Буквы Ее.

Познакомить с буквами

Ё, ё, обозначающими на письме сочетания звуков [й’о].


1

1


Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




16

Буквы Ёё

Познакомить с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание звуков [й’а].

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



17

Буквы Ёё

Познакомить с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й’у].

1

1


Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




18

Буквы Яя.

Познакомить с парными

( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [х], [х’] и буквами Х и х, обозначающими эти звуки на письме.

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



19

Буквы Яя.

Познакомить с непарным

твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц и ц, обозначающими эти звуки на письме.

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



20

Буквы Юю


1

1


Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




21

Буквы Юю

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме.

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



22

Звуки х хь Буквы Хх

Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ’] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме.

1


1

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




23

Звук ц Буквы Цц.

Познакомить с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука. Познакомить с разделительным твёрдым знаком.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



24

Играй, считай, рассказывай!

Обобщить знания детей об изученных буквах и об алфавите.

1


1

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




25

Звук ч. Буквы Чч.


1


1

Совместная работа

Игровая

Познавательная.

Коммуникативная

Работа в тетради

Собеседование



26

Звук щ Буквы Щщ.


1

1


Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная.

собеседование



27

Знакомство с мягким и твёрдым знаками.


1

1


Практические занятия

Просмотр презентации.




28

Алфавит.


1


1

Совместная работа

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная.


собеседование



29

Работа со сказками


1

1



Просмотр презентации.

Работа в тетради




30

Работа с сюжетными картинками.


1

1


Совместная работа

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная.


собеседование





Календарно – тематическое планирование

по программе дополнительного образования

«Предшкольная пора»

«В мире чисел и цифр»


п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во ч.

Формы и методы работы

Виды деятельности

Виды контроля

Время проведения

Всего

Теория

Практика

1 группа

План

Факт

1

Число и цифра 6.

Формирование умения соотносить число 6 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 6).

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



2

Ориентирование на клеточном поле.

Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 6. Пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



3

Предметов не счесть, где есть число 6.

Пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел.

1


1


Просмотр презентации




4

Число и цифра 7.

Формирование умения соотносить число 7 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 7).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



5

Неделя полезных дел.

Формирование представлений о взаимодействии действий сложения и вычитания. Повторение состава чисел 4,5,6,7.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



6

Предметов не счесть, где есть число 7.

Повторение состава чисел 4,5,6,7.

1


1


Просмотр презентации




7

Решай, смекай, отгадывай!

Повторение состава чисел 4,5,6,7.

1


1


Просмотр презентации




8

Число и цифра 8

Формирование умения соотносить число 8 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 8).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



9

Как и чем можно измерять длину.

Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 8. Формирование умения измерять длину отрезка с помощью линейки.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



10

Наблюдай, смекай, отгадывай!

Формирование умения измерять длину отрезка с помощью линейки.

1


1


Просмотр презентации.

Работа в тетради




11

Число и цифра 9.

Формирование умения соотносить число 9 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 9).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



12

Фокусы волшебного Карандаша. Ориентирование на клеточном поле.

Развитие воображения и логики детей.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



13

Считай, смекай, отгадывай!

Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 9.

1


1


Просмотр презентации.

Работа в тетради




14

Число и цифра ноль.

Формирование умения соотносить число 0 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 0).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



15

Решай, смекай, отгадывай!

Формирование навыка письма (цифра 10).

1


1


Просмотр презентации.





16

Десяток. Понятие «много-один».

Формирование умения соотносить число 10 с цифрой и количеством предметов.

1

1



Работа в тетради

собеседование



17

Знакомство с десятком.

Формирование умения соотносить число 10 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 10).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



18

Решай, смекай, отгадывай!

Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



19

Математика на суше и на море.

Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого.

1


1






20

Число 11.

Формирование умения соотносить число 11 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 11).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



21

Число 12 и другие числа второго десятка.

Формирование умения соотносить число 12 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 12).

1

1


Групповая форма.

Словесный метод

Практические занятия

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная.


собеседование



22

Числа второго десятка.

Формирование умения соотносить числа 13 -19

с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 13-19).).

1


1


Просмотр презентации.

Работа в тетради

собеседование



23

Решай, смекай, отгадывай!

Формирование умения соотносить числа 13 -19

с цифрой и количеством предметов.

1


1


Просмотр презентации.

Работа в тетради




24

Рисуй, считай, отгадывай!

Формирование навыка письма (цифра 13-19).).

1


1

Словесный метод

Практические занятия

Просмотр презентации

собеседование



25

Больше, меньше, равно

Формирование навыка письма





Просмотр презентации.

Работа в тетради




26

Играем, наблюдаем, измеряем

Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого.

1


1


Просмотр презентации.

Работа в тетради




27

Цифры в сказках

Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого.

1


1

Словесный метод

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




28

Рисуй, считай, отгадывай!

Формирование навыка письма

1


1

Словесный метод

Практические занятия

Просмотр презентации.

Работа в тетради




29

Ориентирование на клеточном поле.

Формирование навыка письма

1


1


Просмотр презентации.

Работа в тетради




30

Итоговое занятие.


1




































Календарно – тематическое планирование

по программе дополнительного образования

«Предшкольная пора»

«Готовим руку к письму»


п/п

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во ч.

Формы и методы работы

Виды деятельности

Виды контроля

Время проведения

Всего

Теория

Практика

1 группа

План

Факт

1

Знакомимся с «придворными» Королевы.

Знакомимся с «придворными» Королевы –Незнайкой и Гномиком Секретиком. Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности.

1


1






2

Знакомимся с условными значкам на словах.

Формирование умения находить основные места соединения элементов и букв между собой: «шалашики», «гнёздышки», 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений.

1

1

1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



3

Складываем элементы основного алгоритма.

Знакомство с этапами овладения алгоритмом письма. Формирование умений проводить наклонные линии, используя пространство дополнительных строк, писать «крючки».

Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



4

Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш.

Освоение основного алгоритма письма (письмо буквы и).

Формирование умения писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



5

Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у.

Формирование умения писать буквы

ц, Ц; щ, Щ; у.

Развитие наблюдательности и мышления.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



6

Учимся писать буквы л, J1; м, М. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Формирование умения писать буквы л, J1; м, М .

Развитие наблюдательности и мышления.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



7

Учимся писать буквы ч, Ч; У.

Формирование умения писать буквы ч, Ч; У

Развитие наблюдательности и мышления.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



8

Учимся писать буквы г, п, т, р.

Формирование умения писать буквы г, п, т, р

Развитие наблюдательности и мышления.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



9

Учимся писать буквы Г, П, Т, Р .

Формирование умения писать буквы Г, П, Т, Р

Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



10

Учимся писать буквы о, О; с, С .

Формирование умения писать буквы о, О; с, С

Развитие наблюдательности и мышления.

Развитие памяти и правильности речи.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



11

Учимся писать буквы а, д, ф. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Формирование умения писать буквы а, д, ф

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



12

Учимся писать буквы А и Д.

Формирование умения писать буквы А и Д

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



13

Учимся писать буквы к, К; Ф.

Формирование умения писать буквы к, К; Ф

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



14

Учимся писать буквы б и в.

Формирование умения писать буквы б и в

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



15

Учимся писать буквы Б и 6.

Формирование умения писать буквы Б и В

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



16

Учимся писать буквы з, 3; е, Е.

Формирование умения писать буквы з, 3; е, Е

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



17

Учимся писать буквы н, Н; ы; ю, Ю.

Формирование умения писать буквы н, Н; ы; ю, Ю

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



18

Учимся писать буквы э, Э; х, X.

Формирование умения писать буквы э, Э; х, X

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



19

Учимся писать буквы ж, Ж; я, Я .

Формирование умения писать буквы ж, Ж; я, Я

Развитие наблюдательности и мышления.

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



20

Учимся писать буквы ь и ь.

Формирование умения писать буквы ь и ь

Формирование умения выполнять графическое задание по образцу.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



21

Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами.

Развитие логики, внимания, наблюдательности.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



22

Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.

Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами.

Развитие логики, внимания, наблюдательности.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



23

Весёлая переменка.

Упражнение в написании изученных букв.

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



24

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши». Штриховка.

Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру);

1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



25

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



26

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



27

Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



28

Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



29

Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.


1


1

Групповая форма.

Словесный метод


Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации.

Работа в тетради

Консультация



30

Итоговое занятие


1


1








Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.


Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.

По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

Виды деятельности:

Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая деятельность слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр презентаций, работа в тетради.

Перечень оборудования:

  • дидактический материал по обучению грамоте;

  • дидактический материал по математике;

  • литература, аудио и видео файлы по литературному чтению;

  • дидактический материал по письму;

  • компьютер, проектор, магнитофон.


Список литературы.

Литература для педагога.



  1. Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова

В мире звуков и букв: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва: АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).

  1. Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова

В мире чисел и цифр : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва: АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).

  1. В.А.Илюхина, И.В.Илюхина

Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).

  1. Э.Э.Кац

Литературное чтение: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Э.Э.Кац. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).










Литература для детей.



  1. Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова

В мире звуков и букв : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).

  1. Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова

В мире чисел и цифр : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).

  1. В.А.Илюхина, И.В.Илюхина

Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).


34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!