~ 34 ~
«Предшкольная пора»
УМК "Планета знаний"
программа дошкольной подготовки
будущих первоклассников
естественнонаучной направленности
(для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет)
Возраст обучающихся: 6,5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: базовый
Пояснительная записка
Актуальность выбранной направленности и тематики деятельности | Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Актуальность выбора курса «Предшкольная пора» определена тем, что развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. |
Новизна и педагогическая целесообразность программы | Новизна данной программы определена современными Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к дошкольному образованию и воспитанию, а также требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года Программа «Предшкольная пора» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. В ФГТ выделены десять образовательных областей: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество. "Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" даёт возможность реализации этих направлений. |
Цели и задачи | Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Программа «Предшкольная пора» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентации; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. |
Отличительные особенности | Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. |
Объём и сроки реализации программы | Программа «Предшкольная пора» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «В мире чисел и цифр» «В мире звуков и букв» «Готовим руку к письму и учимся писать красиво» Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Программа рассчитана на 15 недель. Общее количество занятий- 90. |
Ценностные ориентиры | На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования, подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно - гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. |
Особенности реализации программы | Подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентации; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. |
Планируемые результаты освоения программы курса «Предшкольная пора» | В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: знаково - символическое моделирование и преобразование объекта; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально- позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты. Ребёнок научится: распознавать первый звук в словах, внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном порядке; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; правильно использовать кисть при рисовании; выполнять элементарный орнамент в полосе; использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.). Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два; использовать основные правила построения линейного орнамента. |
Формы подведения итогов работы | Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы. Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик. |
| |
Учебно – тематический план
по программе дополнительного образования «Предшкольная пора»
«В мире звуков и букв»
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов | Аудиторных (теория) | Внеаудиторных (практика) |
1 | Согласные звуки д дь.. Буквы Дд. | 1 | | 1 |
2 | Домашние питомцы. | 1 | | 1 |
3 | Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде. | 1 | | 1 |
4 | Гласный звук э. буквы Ээ. | 1 | | 1 |
5 | Играй, смекай, рассказывай! | 1 | | 1 |
6 | Согласные звуки Б бь. Буквы Бб. | 1 | | 1 |
7 | Согласные звуки г гь. Буквы Гг. | 1 | | 1 |
8 | Согласные звуки п пь. Буквы Пп. | 1 | 1 | |
9 | Согласные звуки ф фь Буквы Фф. | 1 | | 1 |
10 | Согласный звук ш. Буквы Шш. | 1 | | 1 |
11 | Согласный звук ж. Буквы Жж | 1 | 1 | |
12 | Согласные звуки з зь Буквы Зз. | 1 | | 1 |
13 | «Зайкина» страничка. | 1 | | 1 |
14 | Буквы Ее. | 1 | 1 | |
15 | Буквы Ее. | 1 | 1 | |
16 | Буквы Ёё | 1 | 1 | |
17 | Буквы Ёё | 1 | 1 | |
18 | Буквы Яя. | 1 | 1 | |
19 | Буквы Яя. | 1 | 1 | |
20 | Буквы Юю | 1 | 1 | |
21 | Буквы Юю | 1 | 1 | |
22 | Звуки х хь Буквы Хх | 1 | | 1 |
23 | Звук ц Буквы Цц. | 1 | | 1 |
24 | Играй, считай, рассказывай! | 1 | | 1 |
25 | Звук ч. Буквы Чч. | 1 | | 1 |
26 | Звук щ Буквы Щщ. | 1 | 1 | |
27 | Знакомство с мягким и твёрдым знаками. | 1 | 1 | |
28 | Алфавит. | 1 | | 1 |
29 | Работа со сказками | 1 | 1 | |
30 | Работа с сюжетными картинками. | 1 | 1 | |
| Итого | 30 | | |
Учебно – тематический план
по программе дополнительного образования «Предшкольная пора»
«В мире чисел и цифр»
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов | Аудиторных (теория) | Внеаудиторных (практика) |
1 | Число и цифра 6. | 1 | | 1 |
2 | Ориентирование на клеточном поле. | 1 | | 1 |
3 | Предметов не счесть, где есть число 6. | 1 | | 1 |
4 | Число и цифра 7. | 1 | 1 | |
5 | Неделя полезных дел. | 1 | | 1 |
6 | Предметов не счесть, где есть число 7. | 1 | | 1 |
7 | Решай, смекай, отгадывай! | 1 | | 1 |
8 | Число и цифра 8 | 1 | 1 | |
9 | Как и чем можно измерять длину. | 1 | | 1 |
10 | Наблюдай, смекай, отгадывай! | 1 | | 1 |
11 | Число и цифра 9. | 1 | 1 | |
12 | Фокусы волшебного Карандаша. Ориентирование на клеточном поле. | 1 | | 1 |
13 | Считай, смекай, отгадывай! | 1 | | 1 |
14 | Число и цифра ноль. | 1 | 1 | |
15 | Решай, смекай, отгадывай! | 1 | | 1 |
16 | Десяток. Понятие «много-один». | 1 | 1 | |
17 | Знакомство с десятком. | 1 | 1 | |
18 | Решай, смекай, отгадывай! | 1 | | 1 |
19 | Математика на суше и на море. | 1 | | 1 |
20 | Число 11. | 1 | 1 | |
21 | Число 12 и другие числа второго десятка. | 1 | 1 | |
22 | Числа второго десятка. | 1 | | 1 |
23 | Решай, смекай, отгадывай! | 1 | | 1 |
24 | Рисуй, считай, отгадывай! | 1 | | 1 |
25 | Больше, меньше, равно | 1 | 1 | |
26 | Играем, наблюдаем, измеряем | 1 | 1 | |
27 | Цифры в сказках | 1 | 1 | |
28 | Рисуй, считай, отгадывай! | | 1 | |
29 | Ориентирование на клеточном поле. | 1 | 1 | |
30 | Итоговое занятие. | | 1 | |
| Итого | 30 | | |
Учебно – тематический план
по программе дополнительного образования «Предшкольная пора»
«Готовим руку к письму и учимся писать красиво»
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего часов | Аудиторных (теория) | Внеаудиторных (практика) |
1 | Знакомимся с «придворными» Королевы. | 1 | | 1 |
2 | Знакомимся с условными значкам на словах. | 1 | | 1 |
3 | Складываем элементы основного алгоритма. | 1 | | 1 |
4 | Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш. | 1 | | 1 |
5 | Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у. | 1 | | 1 |
6 | Учимся писать буквы л, J1; м, М. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | 1 | | 1 |
7 | Учимся писать буквы ч, Ч; У. | 1 | | 1 |
8 | Учимся писать буквы г, п, т, р. | 1 | | 1 |
9 | Учимся писать буквы Г, П, Т, Р . | 1 | | 1 |
10 | Учимся писать буквы о, О; с, С . | 1 | | 1 |
11 | Учимся писать буквы а, д, ф. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | 1 | | 1 |
12 | Учимся писать буквы А и Д. | 1 | | 1 |
13 | Учимся писать буквы к, К; Ф. | 1 | | 1 |
14 | Учимся писать буквы б и в. | 1 | | 1 |
15 | Учимся писать буквы Б и 6. | 1 | | 1 |
16 | Учимся писать буквы з, 3; е, Е. | 1 | | 1 |
17 | Учимся писать буквы н, Н; ы; ю, Ю. | 1 | | 1 |
18 | Учимся писать буквы э, Э; х, X. | 1 | | 1 |
19 | Учимся писать буквы ж, Ж; я, Я . | 1 | | 1 |
20 | Учимся писать буквы ь и ь. | 1 | | 1 |
21 | Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | 1 | | 1 |
22 | Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | 1 | | 1 |
23 | Весёлая переменка. | 1 | | 1 |
24 | Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши». Штриховка. | 1 | | 1 |
25 | Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась. | 1 | | 1 |
26 | Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась. | 1 | | 1 |
27 | Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась. | 1 | | 1 |
28 | Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | 1 | | 1 |
29 | Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | 1 | | 1 |
30 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| Итого | 30 | | |
Содержание программы
дополнительного образования «Предшкольная пора»
Раздел 1«В мире звуков и букв» ( 30 час; теория, практика )
"Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова.
Согласные звуки д дь.. Буквы Дд.
Домашние питомцы.
Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде.
Гласный звук э. буквы Ээ.
Играй, смекай, рассказывай!
Согласные звуки Б бь. Буквы Бб.
Согласные звуки г гь. Буквы Гг.
Согласные звуки п пь. Буквы Пп.
Согласные звуки ф фь Буквы Фф.
Согласный звук ш. Буквы Шш.
Согласный звук ж. Буквы Жж
Согласные звуки з зь Буквы Зз.
«Зайкина» страничка.
Буквы Ее.
Буквы Ее.
Буквы Ёё
Буквы Ёё
Буквы Яя.
Буквы Яя.
Буквы Юю
Буквы Юю
Звуки х хь Буквы Хх
Звук ц Буквы Цц.
Играй, считай, рассказывай!
Звук ч. Буквы Чч.
Звук щ Буквы Щщ.
Знакомство с мягким и твёрдым знаками.
Алфавит.
Работа со сказками
Работа с сюжетными картинками.
Раздел 2
«В мире чисел и цифр» ( 30 часов; теория , практика)
"Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова
Число и цифра 6.
Ориентирование на клеточном поле.
Предметов не счесть, где есть число 6.
Число и цифра 7.
Неделя полезных дел.
Предметов не счесть, где есть число 7.
Решай, смекай, отгадывай!
Число и цифра 8
Как и чем можно измерять длину.
Наблюдай, смекай, отгадывай!
Число и цифра 9.
Фокусы волшебного Карандаша. Ориентирование на клеточном поле.
Считай, смекай, отгадывай!
Число и цифра ноль.
Решай, смекай, отгадывай!
Десяток. Понятие «много-один».
Знакомство с десятком.
Решай, смекай, отгадывай!
Математика на суше и на море.
Число 11.
Число 12 и другие числа второго десятка.
Числа второго десятка.
Решай, смекай, отгадывай!
Рисуй, считай, отгадывай!
Больше, меньше, равно
Играем, наблюдаем, измеряем
Цифры в сказках
Рисуй, считай, отгадывай!
Ориентирование на клеточном поле.
Итоговое занятие.
Раздел 3
«Готовим руку к письму и учимся писать красиво»
( 30 часов; теория, практика )
"Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. В. А. Илюхина, И.В. Илюхина
Знакомимся с «придворными» Королевы.
Знакомимся с условными значкам на словах.
Складываем элементы основного алгоритма.
Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш.
Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у.
Учимся писать буквы л, J1; м, М. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.
Учимся писать буквы ч, Ч; У.
Учимся писать буквы г, п, т, р.
Учимся писать буквы Г, П, Т, Р .
Учимся писать буквы о, О; с, С .
Учимся писать буквы а, д, ф. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.
Учимся писать буквы А и Д.
Учимся писать буквы к, К; Ф.
Учимся писать буквы б и в.
Учимся писать буквы Б и 6.
Учимся писать буквы з, 3; е, Е.
Учимся писать буквы н, Н; ы; ю, Ю.
Учимся писать буквы э, Э; х, X.
Учимся писать буквы ж, Ж; я, Я .
Учимся писать буквы ь и ь.
Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.
Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.
Весёлая переменка.
Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши». Штриховка.
Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.
Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.
Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась.
Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.
Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок.
Итоговое занятие
Календарно – тематическое планирование
по программе дополнительного образования
«Предшкольная пора»
«В мире звуков и букв»
№ п/п | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во ч. | Формы и методы работы | Виды деятельности | Виды контроля | Время проведения |
Всего | Теория | Практика | 1 группа |
План | Факт |
1 | Согласные звуки д дь.. Буквы Дд. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [д], [д’] и буквами Д и д, обозначающими эти звуки на письме | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
2 | Домашние питомцы. | | 1 | | 1 | Практические занятия | | | | |
3 | Согласные звуки в вь. Буквы Вв Страничка о воде. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [в], [в’] и буквами В и в, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
4 | Гласный звук э. буквы Ээ. | Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Э и э, обозначающими этот звук на письме. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
5 | Играй, смекай, рассказывай! | | 1 | | 1 | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
6 | Согласные звуки Б бь. Буквы Бб. | Познакомить с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [б],[б’] и буквами Б и б, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
7 | Согласные звуки г гь. Буквы Гг. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [г],[г’] и буквами Г и г, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | | 1 | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
8 | Согласные звуки п пь. Буквы Пп. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [п],[п’] [г],[г’] и буквами П и п, Г и г, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
9 | Согласные звуки ф фь Буквы Фф. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [ф],[ф’] и буквами Ф и ф, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
10 | Согласный звук ш. Буквы Шш. | Познакомить с непарным твёрдым согласным звуком [ж] и [ш] буквами Ж и ж, Ш и ш, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
11 | Согласный звук ж. Буквы Жж | Познакомить с непарным твёрдым согласным звуком [ж] и [ш] буквами Ж и ж, Ш и ш, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | 1 | | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
12 | Согласные звуки з зь Буквы Зз. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [з], [з’] и буквами З и з, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
13 | «Зайкина» страничка. | | 1 | | 1 | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
14 | Буквы Ее. | Познакомить с буквами Е, е обозначающими на письме сочетания звуков [й’э]. | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
15 | Буквы Ее. | Познакомить с буквами Ё, ё, обозначающими на письме сочетания звуков [й’о]. | 1 | 1 | | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
16 | Буквы Ёё | Познакомить с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание звуков [й’а]. | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
17 | Буквы Ёё | Познакомить с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й’у]. | 1 | 1 | | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
18 | Буквы Яя. | Познакомить с парными ( по твёрдости-мягкости) согласными звуками [х], [х’] и буквами Х и х, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
19 | Буквы Яя. | Познакомить с непарным твёрдым согласным звуком [ц] и буквами Ц и ц, обозначающими эти звуки на письме. | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
20 | Буквы Юю | | 1 | 1 | | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
21 | Буквы Юю | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч, обозначающими этот звук на письме. | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
22 | Звуки х хь Буквы Хх | Познакомить учащихся с непарным мягким согласным звуком [щ’] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме. | 1 | | 1 | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
23 | Звук ц Буквы Цц. | Познакомить с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука. Познакомить с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
24 | Играй, считай, рассказывай! | Обобщить знания детей об изученных буквах и об алфавите. | 1 | | 1 | Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
25 | Звук ч. Буквы Чч. | | 1 | | 1 | Совместная работа | Игровая Познавательная. Коммуникативная Работа в тетради | Собеседование | | |
26 | Звук щ Буквы Щщ. | | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. | собеседование | | |
27 | Знакомство с мягким и твёрдым знаками. | | 1 | 1 | | Практические занятия | Просмотр презентации. | | | |
28 | Алфавит. | | 1 | | 1 | Совместная работа | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. | собеседование | | |
29 | Работа со сказками | | 1 | 1 | | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
30 | Работа с сюжетными картинками. | | 1 | 1 | | Совместная работа | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. | собеседование | | |
Календарно – тематическое планирование
по программе дополнительного образования
«Предшкольная пора»
«В мире чисел и цифр»
№ п/п | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во ч. | Формы и методы работы | Виды деятельности | Виды контроля | Время проведения |
Всего | Теория | Практика | 1 группа |
План | Факт |
1 | Число и цифра 6. | Формирование умения соотносить число 6 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 6). | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
2 | Ориентирование на клеточном поле. | Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 6. Пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
3 | Предметов не счесть, где есть число 6. | Пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации | | | |
4 | Число и цифра 7. | Формирование умения соотносить число 7 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 7). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
5 | Неделя полезных дел. | Формирование представлений о взаимодействии действий сложения и вычитания. Повторение состава чисел 4,5,6,7. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
6 | Предметов не счесть, где есть число 7. | Повторение состава чисел 4,5,6,7. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации | | | |
7 | Решай, смекай, отгадывай! | Повторение состава чисел 4,5,6,7. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации | | | |
8 | Число и цифра 8 | Формирование умения соотносить число 8 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 8). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
9 | Как и чем можно измерять длину. | Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 8. Формирование умения измерять длину отрезка с помощью линейки. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
10 | Наблюдай, смекай, отгадывай! | Формирование умения измерять длину отрезка с помощью линейки. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
11 | Число и цифра 9. | Формирование умения соотносить число 9 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 9). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
12 | Фокусы волшебного Карандаша. Ориентирование на клеточном поле. | Развитие воображения и логики детей. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
13 | Считай, смекай, отгадывай! | Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 9. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
14 | Число и цифра ноль. | Формирование умения соотносить число 0 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 0). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
15 | Решай, смекай, отгадывай! | Формирование навыка письма (цифра 10). | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. | | | |
16 | Десяток. Понятие «много-один». | Формирование умения соотносить число 10 с цифрой и количеством предметов. | 1 | 1 | | | Работа в тетради | собеседование | | |
17 | Знакомство с десятком. | Формирование умения соотносить число 10 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 10). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
18 | Решай, смекай, отгадывай! | Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
19 | Математика на суше и на море. | Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого. | 1 | | 1 | | | | | |
20 | Число 11. | Формирование умения соотносить число 11 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 11). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
21 | Число 12 и другие числа второго десятка. | Формирование умения соотносить число 12 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 12). | 1 | 1 | | Групповая форма. Словесный метод Практические занятия | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. | собеседование | | |
22 | Числа второго десятка. | Формирование умения соотносить числа 13 -19 с цифрой и количеством предметов. Формирование навыка письма (цифра 13-19).). | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. Работа в тетради | собеседование | | |
23 | Решай, смекай, отгадывай! | Формирование умения соотносить числа 13 -19 с цифрой и количеством предметов. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
24 | Рисуй, считай, отгадывай! | Формирование навыка письма (цифра 13-19).). | 1 | | 1 | Словесный метод Практические занятия | Просмотр презентации | собеседование | | |
25 | Больше, меньше, равно | Формирование навыка письма | | | | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
26 | Играем, наблюдаем, измеряем | Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого. | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
27 | Цифры в сказках | Нахождение общей части у рисунков, знаков, предметов, определение по части целого. | 1 | | 1 | Словесный метод Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
28 | Рисуй, считай, отгадывай! | Формирование навыка письма | 1 | | 1 | Словесный метод Практические занятия | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
29 | Ориентирование на клеточном поле. | Формирование навыка письма | 1 | | 1 | | Просмотр презентации. Работа в тетради | | | |
30 | Итоговое занятие. | | 1 | | | | | | | |
Календарно – тематическое планирование
по программе дополнительного образования
«Предшкольная пора»
«Готовим руку к письму»
№ п/п | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во ч. | Формы и методы работы | Виды деятельности | Виды контроля | Время проведения |
Всего | Теория | Практика | 1 группа |
План | Факт |
1 | Знакомимся с «придворными» Королевы. | Знакомимся с «придворными» Королевы –Незнайкой и Гномиком Секретиком. Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности. | 1 | | 1 | | | | | |
2 | Знакомимся с условными значкам на словах. | Формирование умения находить основные места соединения элементов и букв между собой: «шалашики», «гнёздышки», 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений. | 1 | 1 | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
3 | Складываем элементы основного алгоритма. | Знакомство с этапами овладения алгоритмом письма. Формирование умений проводить наклонные линии, используя пространство дополнительных строк, писать «крючки». Формирование умения обводить предметы по контуру. Развитие наблюдательности. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
4 | Учимся писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш. | Освоение основного алгоритма письма (письмо буквы и). Формирование умения писать буквы и, И; й, Й; ш, Ш. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
5 | Учимся писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у. | Формирование умения писать буквы ц, Ц; щ, Щ; у. Развитие наблюдательности и мышления. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
6 | Учимся писать буквы л, J1; м, М. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | Формирование умения писать буквы л, J1; м, М . Развитие наблюдательности и мышления. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
7 | Учимся писать буквы ч, Ч; У. | Формирование умения писать буквы ч, Ч; У Развитие наблюдательности и мышления. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
8 | Учимся писать буквы г, п, т, р. | Формирование умения писать буквы г, п, т, р Развитие наблюдательности и мышления. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
9 | Учимся писать буквы Г, П, Т, Р . | Формирование умения писать буквы Г, П, Т, Р Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
10 | Учимся писать буквы о, О; с, С . | Формирование умения писать буквы о, О; с, С Развитие наблюдательности и мышления. Развитие памяти и правильности речи. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
11 | Учимся писать буквы а, д, ф. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | Формирование умения писать буквы а, д, ф Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
12 | Учимся писать буквы А и Д. | Формирование умения писать буквы А и Д Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
13 | Учимся писать буквы к, К; Ф. | Формирование умения писать буквы к, К; Ф Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
14 | Учимся писать буквы б и в. | Формирование умения писать буквы б и в Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
15 | Учимся писать буквы Б и 6. | Формирование умения писать буквы Б и В Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
16 | Учимся писать буквы з, 3; е, Е. | Формирование умения писать буквы з, 3; е, Е Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
17 | Учимся писать буквы н, Н; ы; ю, Ю. | Формирование умения писать буквы н, Н; ы; ю, Ю Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
18 | Учимся писать буквы э, Э; х, X. | Формирование умения писать буквы э, Э; х, X Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
19 | Учимся писать буквы ж, Ж; я, Я . | Формирование умения писать буквы ж, Ж; я, Я Развитие наблюдательности и мышления. Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
20 | Учимся писать буквы ь и ь. | Формирование умения писать буквы ь и ь Формирование умения выполнять графическое задание по образцу. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
21 | Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Развитие логики, внимания, наблюдательности. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
22 | Составляем слова. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); записывать печатный шрифт письменными буквами. Развитие логики, внимания, наблюдательности. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
23 | Весёлая переменка. | Упражнение в написании изученных букв. | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
24 | Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши». Штриховка. | Закрепление умений писать буквы, слоги, слова, предложения по образцу (самостоятельно и по пунктиру); | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
25 | Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась. | | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
26 | Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась. | | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
27 | Обведи и продолжи. Штриховка. Раскрась. | | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
28 | Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
29 | Составляем слова и предложения. Обведи и продолжи. Повтори рисунок. | | 1 | | 1 | Групповая форма. Словесный метод | Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная. Просмотр презентации. Работа в тетради | Консультация | | |
30 | Итоговое занятие | | 1 | | 1 | | | | | |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.
Виды деятельности:
Игровая. познавательная, исследовательская, коммуникативная, продуктивная, творческая деятельность слушанье текста, конструирование и моделирование, просмотр презентаций, работа в тетради.
Перечень оборудования:
дидактический материал по обучению грамоте;
дидактический материал по математике;
литература, аудио и видео файлы по литературному чтению;
дидактический материал по письму;
компьютер, проектор, магнитофон.
Список литературы.
Литература для педагога.
Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова
В мире звуков и букв: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва: АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова
В мире чисел и цифр : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва: АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
В.А.Илюхина, И.В.Илюхина
Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
Э.Э.Кац
Литературное чтение: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Э.Э.Кац. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
Литература для детей.
Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова
В мире звуков и букв : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова
В мире чисел и цифр : Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.А. Андрианова. – Москва : АСТ : Астрель, 2014. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
В.А.Илюхина, И.В.Илюхина
Готовим руку к письму и учимся писать красиво: Учебно – методическое пособие для подготовки к школе / В.А.Илюхина, И.В.Илюхина. – Москва : АСТ : Астрель, 2015. – 95 (1) с.: ил. – (Планета знаний. Предшкольная пора).
34