СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа духовно-нравственного воспитания " Я-будущее России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно нравственного воспитания Я-будущее России

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания " Я-будущее России"»

МБОУ «Каспийская гимназия»


РАМАЗАНОВА ЖИРИЯТ САЛИХОВНА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каспийская гимназия»

Утверждаю

Директор МБОУ

«Каспийская гимназия»

________Магомедов М.С

___________ 2018г.



ПРОГРАММА

духовно – нравственного воспитания

«Я- будущее России!»

для обучающихся средней школы (10-15 лет) МБОУ «Каспийская гимназия» на 2016-2021 учебные годы




Автор программы:

Рамазанова Жирият Салиховна

Учитель истории России и Дагестана

Куратор - воспитатель 6«2» класса


г. Каспийск 2018г.

Паспорт программы:


Наименование программы

Программа духовно – нравственного воспитания «Я – будущее России!» для обучающихся средней школы МБОУ «Каспийская гимназия»

Сроки реализации:

2016-2021 учебные годы

Исполнители и соискатели:

Куратор-воспитатель, обучающиеся средних классов, родители, психолог, соц. педагог, библиотекарь.

Законодательная база для разработки программы:

Закон РФ «Об образовании»;

ФГОС; Концепция духовно – нравственного воспитания и развития; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон об основных гарантиях прав ребенка; Декларация прав и свобод человека; Устав МБОУ «Каспийская гимназия».


Цель программы:

- совершенствование у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

- формирование у школьников верности Отечеству и готовности к выполнению конституционных обязанностей, высокой ответственности и дисциплинированности.



Задачи программы:

Обучающие:

  • совершенствование познавательного процесса обучающихся;

  • обучение приемам и правилам ведения дискуссии;

  • умению аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

  • повышение престижа государственной службы;

  • создание условий для совершенствования творчества гимназистов, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции гимназистов.

Воспитательные:

  • закрепление первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

  • продолжить работу по воспитанию чувств коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • воспитание у школьников любви и уважения к родному краю;

  • установление тесного сотрудничества семьи и школы в решении воспитательных задач;

  • подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;

Развивающие:

  • развитие активной личности, успешно взаимодействующей в коллективе.

  • приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества;

  • развитие психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно – оздоровительных мероприятий.



Возрастной диапазон освоения программы

5-9 классы (10-15 лет)

Ожидаемые результаты:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию;

  • коллектив, в котором отношения между обучающимися строятся на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества;

  • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: обучающиеся друг с другом, обучающиеся и учитель, дети и их родители.









Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Цель и задачи программы.

  3. Содержание и механизм реализации программы.

  4. Методическое обеспечение программы.

  5. Список литературы.

  6. Приложения к программе.



















1. Пояснительная записка.

«Для граждан России, особенно важны

моральные устои. Именно они составляют

стержень патриотизма, без этого России

пришлось бы забыть и о национальном

суверенитете»

В.В. Путин


Пояснительная записка

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения на основе формирования и развития патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось и является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Со стороны государства вопросам патриотического воспитания уделяется большое внимание. Об этом говорит и утверждённая правительством РФ Программа патриотического воспитания молодежи на 2015–2020 годы.

Главной задачей программы является искоренение экстремизма в молодежной среде, повышение уровня духовности и патриотизма россиян.

Следующим шагом стал указ Президента России Владимира Владимировича Путина "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания":

«Патриотизм, гражданственность и любовь к Отечеству - наши фундаментальные ценности, которые всегда скрепляли многонациональное российское государство» - говорит В.В. Путин.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, патриотизма, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот те ведущие ценности, которыми руководствуюсь я и наш педагогический коллектив.

На мой взгляд, воспитание юного россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит современному учителю. Если учитель не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ патриотического воспитания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» гражданская позиция.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Педагогический коллектив должен создать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стать социальной семьей ребенка, нравственным воспитателем.

Успешность и результативность патриотического воспитания учащихся во многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего образования и напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентностью педагога в области патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

Педагогическая целесообразность современной системы образования призвана смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни, и тем самым обеспечить стабильное развитие общества.

Размышляя на эту тему, я решила систематизировать накопленный опыт работы и создать единую программу, посредством которой можно знакомить детей с нормами нравственности и развивать качества личности, которые необходимы им для жизни в современном мире. Так появилась моя программа «Я-будущее России», которая напрямую связана с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности, гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании» определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Духовное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение.

Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. 

Главное в воспитательной работе - это взаимодействие куратора- воспитателя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности куратора-воспитателя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности куратора- воспитателя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

На мой взгляд, у педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть куратором- воспитателем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Я думаю, как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается куратор- воспитатель.

    Задача куратора- воспитателя - создавать условия для саморазвития обучающихся.  Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Он растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель куратора- воспитателя помочь ему в этом.

Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании и развитии духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личностью.

Основная задача куратора- воспитателя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Используемые технологии и формы работы по патриотическому воспитанию детей программы «Я-будущее России» позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка -это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо в среднем звене образовательной системы закрепить те условия, которые были созданы в начальной школе, для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Программа духовно – нравственного воспитания «Я-будущее России» актуальна и соответствует требованиям времени.

Актуальность программы в том, что она направлена на воспитание и развитие высоконравственной, творческой, компетентной личности. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника среднего звена.

Практическая значимость определяется тем, что главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под которым понимается коллектив единомышленников (педагогов и воспитанников, родителей).

Обоснование программы включает в себя общие концептуальные основы программы: цели, задачи, ожидаемые результаты.

Вид программы: модифицированная (составленная на базе педагогического опыта коллег разного поколения).

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-15 лет.

Сроки реализации программы: 5 лет (2016-2021 годы)

Этапы реализации программы:

1 этап: Начальный. Подготовительный – 5 класс (2016-2017 уч. год).

2 этап: Практический – 6-7 классы (2017-2019 уч. годы)

3 этап: Обобщающе – результативный – 8-9 класс (2019-2021 уч. год)

Время на реализацию работы:

- недельная нагрузка – 1 час

- годовая нагрузка:

5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

8 класс – 34 часа

9 класс – 34 часа

Основные принципы реализации воспитательной программы:  


  1. Принцип единства национального и общечеловеческого сознания.

  2. Принцип демократизации.

  3. Принцип экологического воспитания.

  4. Принцип непрерывности и поступательности.

  5. Принцип этнизации.

  6. Принцип гуманизма.

Единство национального и общечеловеческого - формирование национального самосознания, любви к родной земле и своему народу, привитие уважительного отношения к наследию, традициям, обычаям всех народов.

Экологическое воспитание— учет в процессе воспитания многогранной и целостной природы человека, его анатомо-физиологических, психологических, национальных, религиозных и других особенностей.

Демократизация — развитие различных форм сотрудничества и взаимодоверия между субъектами воспитания, уважение суверенитета личности, понимание ее запросов и потребностей.

Непрерывность и поступательность — непрерывность обучения от дошкольного до окончания школы и выбора своей дальнейшей учебной траектории.

Этнизация — наполнение воспитательного процесса национальным содержанием, направленным на формирование национального самосознания граждан.

Гуманизм - утверждение высокого предназначения человека, его чести и достоинства, ценности как личности, права на свободу, счастье.

Участники Программы:

  • Куратор- воспитатель

  • Обучающиеся

  • Родители

  • Социальный педагог

  • Психолог

  • Библиотекарь

Программа осуществляется:

- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование);

- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);

- через систему взаимодействия, сотрудничества и непосредственного включения в работу родителей.

Формы:

  • разработка и реализация социально-значимых проектов

  • проведение мероприятий с использованием государственной символики РФ, РД

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

  • уроки мужества

  • вахты памяти

  • проведение военно–спортивных игр

  • социально-значимые акции движения РДШ

  • деловые и спортивно-военизированные игры и другие

Методы:

  • беседы и наблюдения

  • классные часы

  • занятия- практикумы

  • экскурсии

  • тематические праздники

  • дискуссии

  • конкурсы

  • игры, соревнования

  • родительские собрания в различных формах

Приемы:

  • показ

  • оценивание

  • указание

  • замечание

  • сравнение

  • обобщение

  • анализ

Средства:

  • информационные

  • методическая литература

  • слово

  • технические, наглядные средства и др.

Ожидаемые результаты:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за свою судьбу, судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию;

  • коллектив, в котором отношения между обучающимися строятся на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества;

  • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: обучающиеся друг с другом, обучающиеся и учитель, дети и их родители.


Способы проверки ожидаемых результатов:

  • мониторинговые процедуры;

  • анонимные анкеты;

  • различные тестовые инструменты.

Формы подведения итогов реализации программы: - выставки; - конкурсы; - соревнования; - фестивали; - благотворительные акции, - волонтерские движения, - участие в РДШ.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы явились следующие нормативно-правовые документы:

- Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании»;

- Закон об основных гарантиях прав ребенка; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Декларация прав и свобод человека; - ФГОС; - Концепция духовно – нравственного воспитания и развития; - Устав школы.










2. Цель и задачи программы.


Цель программы: 

  • Развитие личности обучающегося гимназиста среднего звена путем обогащения нравственными представлениями и понятиями;

  • совершенствования личностных качеств, таких как доброта, долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, уважение другого;

  • совершенствования у гимназистов норм нравственного поведения;

  • совершенствования навыков общения и культуры.


Задачи программы:


Обучающие:

  • совершенствование познавательного процесса обучающихся;

  • обучение приемам и правилам ведения дискуссии;

  • умению аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

  • повышение престижа государственной службы;

  • создание условий для совершенствования творчества гимназистов, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции гимназистов.

Воспитательные:

  • закрепление первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

  • продолжить работу по воспитанию чувств коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • воспитание у школьников любви и уважения к родному краю;

  • установление тесного сотрудничества семьи и школы в решении воспитательных задач;

  • подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;

  • снижение уровня правонарушений и вредных привычек гимназистов;

Развивающие:

  • развитие активной личности, успешно взаимодействующей в коллективе.

  • приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества;

  • развитие психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно – оздоровительных мероприятий.

3. Содержание и механизм реализации программы.

Программа духовно – нравственного воспитания

«Я – будущее России» включает в себя 2 раздела:


Раздел 1. «Россия – Родина моя!»

оспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).


Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

  • совершенствование представлений о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • совершенствование представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • совершенствование представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • совершенствование представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

  • развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

  • совершенствование представлений об общей исторической судьбе народов России;

  • совершенствование знаний о национальных героях и важнейших событиях истории России и истории Дагестана;

  • развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • развитие стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города.

  • воспитание любви к школе, городу, народу, России;

  • воспитание уважения к защитникам Родины;

  • совершенствование умения отвечать за свои поступки;

  • развитие негативного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Виды деятельности и формы занятий:

  • получение знаний о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Дагестана (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

  • Участие в акциях движения РДШ.



Раздел 2. «Крепче мы – крепче наше будущее!»

(воспитание нравственных чувств и этического сознания).


Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  • совершенствование представления о базовых национальных российских ценностях;

  • совершенствование умения различать хорошие и плохие поступки;

  • совершенствование представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на   природе;

  • совершенствование представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • развитие уважительного отношения к родителям, к старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;

  • совершенствование умения устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому;

  • воспитание правил вежливого поведения, культуры речи,

  • развитие выработки стремления избегать плохих поступков, не быть упрямым, признания плохого поступка и умения его анализировать;

  • совершенствование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • развитие выработки отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Виды деятельности и формы занятий:

  • получение и совершенствование представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

  • получение и совершенствование представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий;

  • ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

  • совершенствование основных правил поведения в школе, общественных местах, обучения распознавания хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков);

  • укрепления нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы (овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым), взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретению опыта совместной деятельности;

  • активизировать посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, в заботе о животных, охране природы;

  • совершенствование опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).





















Этапы реализации программы «Я – будущее России!»

п/п

Наименование

этапа

Содержание

этапа

Уровень

результатов

 

Сроки

1

Начальный

Подготовительный

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и корреляция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение и тактика деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности.

Совершенствование обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 2016-2017

учебный год

2

Практический

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания обучающихся, социальной и психолого – педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности.

Предоставление возможности свободно проявлять позитивный опыт ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды. Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 2017–2019


учебные годы

3

Обобщающе - результативный

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленной целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего совершенствования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания «Я- будущее России!».

Совершенствование обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный гражданин действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

 2019-2021


учебный год



























Методы реализации программы «Я – будущее России!»


Для реализации программы предполагаю использовать следующие методы:


- наглядный;

- словесный;

- практический.


Наглядный метод используется во время:

- экскурсий по музеям;

-участия в благотворительных акциях;

- экскурсий по городу, целевых прогулок;

- моделирования жизненных ситуаций.


Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

- чтения литературных произведений детьми;

- участие в литературных конкурсах стихов;

- бесед с элементами диспута;

- проведение брейн - рингов;

- сообщения дополнительного материала детьми;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин и конкурсов;


Практический метод используется, когда необходимо:

- организовать продуктивную деятельность;

- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

- организовать постановку литературных произведений, а также конкурсы, викторины;

- провести экскурсии различной направленности;

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.














4. Методическое обеспечение программы.

План мероприятий по реализации программы «Я – будущее России!»

5 класс



Мы вместе

Мой город

Моя Родина

Это важно помнить




Сентябрь


Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Моя семья – живёт в России.



Составление родословной своей семьи.

Я живу в Каспийске.



Изучение карты Каспийска.


Моя Родина – Россия

Моя малая родина –Дагестан.

Конкурс рисунков- символы России и Дагестана.

Беслан –неутихающая боль.





Просмотр д\ф «Беслан».

Октябрь


Наши семейные традиции.



Рисунок семейного праздника.

Моя школа.





История моей школы.


ДВСР. Куликовская битва (1380).




Анализ исторического произведения –«Задонщина»

День воинской славы России (ДВСР). День Бородино. (1812).



Урок мужества в музее з-д «Дагдизель».


Ноябрь



Профессии моей семьи.




Встреча с представителями династических профессий в семьях .


Мой учитель-моя школа.



Приглашение ветеранов труда.


История памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.






Просмотр фильма о героях ВОВ.


День памяти жертв террора-

Каспийск 16.11.1996г.



Урок мужества в музее г. Каспийска.

Декабрь


Семейные реликвии.


Памятные вещи их история и ценность.

Посещение школьного музея.


Посещение краеведческого музея.

Круглый стол-Мое отношение к Родине?



Конкурс на лучшее исполнение песни о Родине

Памятная дата -Синопский бой. (1853).

Посещение школьной библиотеки.


Январь



Рабочие профессии.




Рисунок «Кем хочу быть».


История завода «Дагдизель».


Посещение Завода «Дагдизель».


День снятия блокады г. Ленинграда (1944).




Урок Мужества (выступление перед ветеранами)


ДВСР-

Битва под Москвой

(декабрь 1941).


Посещение музея завода «Дагдизель»

Февраль


Герои войны в моей семье.


Сообщения, презентации о родственниках, участников ВОВ.

День защитника

Отечества.




Встреча с военнослужа-

щими воинской части 2324 г.Каспийска


ДВСР. Сталинградская битва.

Выставка - дагестанцы -герои ВОВ.

Выступления обучающихся с докладами и презентациями

Посещение на дому участников ВОВ.

Март


Презентация- нашим мамам посвящается.


Стихотворение собственного сочинения.

Конкурс чтецов.


Поздравление ветерана труда- Айшат Садыковна, мы помним вас.

Встреча с членами женского совета города Каспийска, участницами ВОВ.

Мастер класс-Поздравительные открытки к 8 марта

Выступление перед матерями и жёнами солдат.

Мастер класс-Поздравительная видео-открытка

Апрель


Семейное творчество.



Выставка работ

прикладного семейного творчества.

Личность в истории. Ю. Гагарин -1 космонавт.



Конкурс рисунков.

11 апреля –

День освобождения узников фашистских концлагерей.



Посещение планетария.

День космонавтики.



Женщины –космонавты.

Май


Семейный архив.



История фотографии её значимость.

Герои ВОВ – каспийчане.



Вспомним их поименно.


Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).


Посещение и возложение цветов у Вечного огня

Подвиг молодой гвардии.


Волонтерское движение-за чистоту братских могил.


























План мероприятий по реализации программы «Я – будущее России!»

6 класс



Мы вместе

Мой город

Моя Родина

Это важно помнить





Сентябрь


Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия


День знаний в моей семье.


Рассказы о членах семьи.


Мой любимый г.Каспийск.




Конкурс рисунков.


Моя Родина – Россия.



Символы России.


Мы против террора.



Урок Мужества в музее, в режиме онлайн.

Октябрь


Личности в истории моей семьи.



Фото из семейного архива.

Каспийск-город будущего.




Выставка работ гимназистов.



Моя малая родина-Дагестан.

За что любят Родину? Стихи о Родине.

25 июля 1942 — 9 октября 1943. Битва за Кавказ.



Посещение исторического парка в г.Махачкала «Россия моя история»


Ноябрь



Эхо трагедии в моей семье-взрыв в г. Каспийске.




Возложение цветов.


Скорбим и помним-1996 г. 16ноября.



Возложение цветов к обелиску жертвам террора.

День единства народов Дагестана и России.

Круглый стол-активистов РДШ.

ДВСР. Победа народов Дагестана над полчищами Надир-шаха.


Урок мужества в школьном музее.



Декабрь


Предметы памяти семьи.



Вещи, их история и значимость, сбор информации для школьного музея

Связь времен-Беседа с директором краеведческого музея г. Каспийск

Посещение краеведческого музея г. Каспийска.

ДВСР. Восстание декабристов.

Герои Великой Отечественной войны.


ДВСР. Битва под Москвой 1941г.


Герои морских сражений.

Январь


Герои труда-в моей семье.



Рисунок «Моя будущая профессия».

РДШ. Мы за чистый город.



Подготовка к выступлению перед ветеранами.

ДВСР. День снятия блокады г. Ленинграда (1944).



Урок мужества (выступление перед ветеранами).

ДВСР. День начала контрнаступления советских войск под Москвой

(декабрь 1941).



Герои Великой Отечественной войны М.Гаджиев.



Февраль


Боевые подвиги моих предков.



Сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время ВОВ.

День защитника

Отечества.




Встреча с военнослужащими воинской части 2324 города Каспийска.

Празднование 75-й годовщины Сталинградской битвы.



Урок мужества.

Празднование 75-й годовщины освобождения г. Пятигорска от немецко-фашистских захватчиков (11.01.1943).


Музей Боевой Славы.




Март




Моя мамочка любимая

(сообщение).





Рисунок портрета мамы, стихотворение собственного сочинения.



Подвиг А.Назарова.



Экскурсия в музей Гуниба.



Встреча с членами женского совета города Каспийска.




Выступление перед женским коллективом гимназии.


День моряка – подводника (18 марта).




Вспомним погибших моряков.

М.Гаджиев.

Апрель


Свободное время с пользой для семьи.



Проект – Дагестанцы и космонавтика.

Юрий Гагарин –космонавт и человек.



Экскурсия. Планетарий г. Махачкала.

11 апреля –

День освобождения узников фашистских концлагерей.



Презентации посвященные дню космонавтики.

День космонавтики.



В. Терешкова, О. Савицкая.




Май



История моего села.




Презентация памятных мет моего села.


Герои ВОВ - Дагестанцы.



Вспомним их поимённо

М.Гаджиев.

( улицы, названные в честь героев).


Трагедия Каспийска-9 мая 2002г.


Возложение цветов к памятнику.



Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).




Митинг у Вечного огня.













План мероприятий по реализации программы «Я – будущее России!»

7 класс



Мы вместе

Мой город

Моя Родина

Это важно помнить





Сентябрь


Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия


Р.Гамзатов в моей семье.



Коллектив-

ная аппликация «Наша Россия».


Каспийск – моя гордость.



Достопримечательности Каспийска.


Я живу в России.




Изготовление костюмов народов России и Дагестана.


Терроризму – нет!



Посещение исторического парка «Россия моя история».

Октябрь

Может ли семья мной гордиться?




Моя жизнь в РДШ.

Каспийск-территория новых возможностей.





Посещение РусГидро.

ДВСР. (25 июля 1942 — 9 октября 1943) Битва за Кавказ.



Природа России (стихи).

Конкурс чтецов.


Урок мужества.


Ноябрь



Семейные ценности.



Конкурс на знание

Пословиц и поговорок о семье.

День памяти жертв террора.


Возложение цветов к обелиску.

День памяти жертв террора.

Норд –Ост.

Просмотр документального фильма Норд-Ост.

ДВСР.

Лекция в музее.



Урок мужества в музее.

Декабрь


Память нашего рода.



Архив семьи

Встреча с ветеранами-афганцами.



Просмотр документального фильма об Афганской войне.

РДШ -Акция. Сохраним памятники воинской славы в чистоте.

Герои Великой Отечественной войны.



ДВСР. День конституции.


Герои морских сражений.

Январь


Моя школа-моя семья.



Посвящение в гимназисты.

Памятные даты г. Каспийска.

Посещение краеведческого музея.

ДВСР. Висло – Одерская операция.



Просмотр фильма «Великая война).

ДВСР. Снятие блокады Ленинграда.



Посещение исторического парка «Россия моя история».





Февраль


Боевые награды моих дедов.



Изготовление транспорантов для «Бессмертного полка.»

День защитника

Отечества.




Встреча с военнослу-

жащими воинской части города.

Празднование 76-й годовщины Сталинградской битвы.



ДВСР. Создание РККА 1918 г.

Урок мужества. Доклады о героях ВОВ.

Посещение исторического парка «Россия -моя история».

Март


Мамы разные важны.

(сообщение).



Портрет мамы.

Храбрая разведчица Нина Попцова.


Подвиг Н. Попцовой не забыт!

Освобождение Европы от Наполеона.



РДШ-Акция. Концерт для мам.


День моряка – подводника (18 марта).



Макет корабля, подводной лодки.


Апрель


Свободное время с пользой для семьи.



Выставка работ совместного прикладного творчества учащихся и родителей.

Первый космонавт Дагестана.



Брейн-ринг ко дню космонавтики

11 апреля –

День освобождения узников фашистских концлагерей.



День капитуляции Берлина.25 апреля 1945 г.

День космонавтики.



Сообщения о космонавтах Дагестана.

Май


Страницы семейного альбома.



Самая ценная фотография в альбоме.

Герои ВОВ- дагестанцы .

30 Героев.




Участие в «Бессмертном полку» .

ДВСР. День пограничника -28.05.1918г.

Экскурсия в музей боевой славы.

Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).



Посещение исторического парка «Россия моя история».



План мероприятий по реализации программы «Я – будущее России!»

8 класс


Мы вместе

Мой город

Моя Родина

Это важно помнить





Сентябрь


Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Мы –будущее России.


Сочинение «Когда мне будет больше лет».

Будущее Дагестана в наших руках.



Творческая работа

«Достопримечательности Дагестана»

Национальности России. Мы живём на Кавказе.



Экскурсия: «Дом национальностей.

Наша жизнь и безопасность в наших руках.

Беседа с участковым милиционером.

Октябрь


Я – патриот своей страны.



Создание памятного альбома класса.

РДШ. Благотворительная акция- посещения детского дома в г. Каспийска.



Сбор канцелярских принадлежностей для детей-сирот.


ДВСР. Битва народов под Лейпцигом.


Музей «Россия –моя история»

ДВСР. (25 июля 1942 — 9 октября 1943) Битва за Кавказ.




28 октября – День армейской авиации.




Ноябрь


Вклад моего села во время войны.



Сбор информации для музея школы.


Поздравления ко дню матери.

Возложение цветов к мемориалу матери.



5 ноября – День военного разведчика Подвиги разведчиков во время ВОВ.

Обсуждение фильма «Мы из будущего».

19 ноября – День ракетных войск и артиллерии.



Урок мужества в музее.

Декабрь


РДШ-Вместе мы сделаем жизнь лучше.



РДШ-семейные соревнования «мама, папа -я»

ДВСР. День . неизвестного солдата.



Экскурсия к памятнику неизвестного солдата.

Личности истории. Г.К. Жуков. (1896–1974), Маршал СССР.


Маршалы ВОВ.

5 декабря – День Воинской славы России.



Посещение исторического парка «Россия моя история».

Январь


Известные люди моего села.



Фотогаллерея

Личности Дагестана. А-Х. Султан.


Экскурсия в СОШ №8(Музей боевой славы).

ДВСР. День снятия блокады г. Ленинграда (1944).



Урок мужества.

8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста.

Просмотр д.ф военных лет.

Февраль


Мой дом –моя крепость.



Презента-

ции о сельчанах участников ВОВ.

День защитника

Отечества.




Встреча с сотрудниками МЧС.

Празднование 77-й годовщины ВОВ.



Урок мужества.

День ракетных войск и артиллерии.

Посещение исторического парка «Россия моя история».

Март


Страницы истории моей семьи.

Портрет -Три поколения моей семьи-бабушка, мама и я.

Памятные места Каспийска.



Экскурсия к памятным местам Каспийска.

История праздника - 8 марта.


Возложение цветов к мемориалу матери.


День моряка – подводника (18 марта).



Посещения аллея мастеров Дагестана.


Апрель

Семейные ценности.




Участие в фестивале родных языков.

Космонавтика в наши дни.



Доклады на тему- «Космос».

11 апреля –

День освобождения узников фашистских концлагерей.



Встреча с ветеранами.

30 апреля 1945 г. –Водружение знамени Победы над рейхстагом в Берлине.



Участие в фестивале

«День Победы».

Май


Фото –презентация «Мы вместе».



Выпуск (коллектив-

ной) стенга-

зеты к 9 мая.

Участие в

«Бессмертном полку».




Вспомним их поимённо

(улицы, названные в честь героев России и Дагестана).

Презентация «Этих дней не смолкнет слава!»

Экскурсия в Музей боевой славы.

Празднование годовщины Великой Победы (1941-1945).



Посещение и возложение цветов к Вечному огню.


























План мероприятий по реализации программы «Я – будущее России!»

9 класс



Мы вместе

Мой город

Моя Родина

Это важно помнить





Сентябрь

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Теоретический

материал

Практические занятия

Р. Гамзатов – великий поэт Дагестана.



Проект «Наша Россия».

Каспийск – моя гордость!



«Достопримечательности Каспийска.»

Я живу в России.




Изготовление костюмов народов России и Дагестана.

Терроризму – нет!



Посещение исторического парка «Россия моя история»

Октябрь


Может ли семья мной гордиться?




Моя жизнь в РДШ.

Каспийск-территория новых возможностей.



Посещение РусГидро.

ДВСР. (25 июля 1942 — 9.10 1943) Битва за Кавказ.



Природа России (стихи).

Конкурс чтецов.


Урок мужества.


Ноябрь


Семейные ценности.



Конкурс стихов.


День памяти жертв террора.

Возложение цветов к обелиску.


День памяти жертв террора.

Норд –Ост.


Просмотр документального фильма Норд-Ост.

ДВСР.

Лекция в музее.


Урок мужества в музее.

Декабрь


Память нашего рода.



Архив семьи.

Встреча с ветеранами-афганцами



Просмотр документального фильма Афганская война.

РДШ -Акция. Сохраним памятники воинской славы в чистоте.

Герои Великой Отечественной войны.

ДВСР. День конституции.


Герои морских сражений.

Январь


Моя школа-моя семья.



Посвящение в гимназисты.

Памятные даты г. Каспийска.

Посещение краеведческого музея.

ДВСР. Висло – Одерская операция.



Просмотр фильма «Великая война).

ДВСР. Снятие блокады Ленинграда.



Посещение исторического парка «Россия моя история».


Февраль


Боевые награды моих дедов.



Изготовление транспорантов для «Бессмертного полка.»

День защитника

Отечества.




Встреча с военнослужащими воинской части города.

Празднование 79-й годовщины Сталинградской битвы.



ДВСР. Создание РККА 1918 г.

Урок мужества. Доклады о героях ВОВ.

Посещение исторического парка «Россия моя история».

Март


Мамы разные важны. Видеопроект.



Портрет мамы.

Храбрая разведчица Нина Попцова.


Подвиг Н. Попцовой не забыт!

Освобождение Европы от Наполеона.



РДШ-Акция. Концерт для мам.


День моряка – подводника (18 марта).



Макет корабля, подводной лодки.


Апрель


Свободное время с пользой для семьи.



Выставка работ

прикладного творчества учащихся и родителей.

Первый космонавт Дагестана.



Брейн-ринг ко дню космонавтики

11 апреля –

День освобождения узников фашистских концлагерей.



День капитуляции Берлина.25 апреля 1945 г.

День космонавтики.



Сообщения о космонавтах Дагестана.

Май


Страницы семейного альбома.



Самая ценная фотография в альбоме.

Герои ВОВ - дагестанцы.

30 Героев.



Участие в «Бессмертном полку».

ДВСР. День пограничника -28.05.1918г.

Экскурсия в Музей боевой славы.

Празднование Великой Победы (1941-1945).



Посещение исторического парка «Россия моя история».





















Приложения































Ожидаемые результаты

по основным разделам программы

«Я – будущее России!»:

Раздел 1. «Россия – Родина моя!»

оспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).


Ожидаемые результаты воспитательной деятельности:

-сформированное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- обучающиеся имеют знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- обучающиеся имеют знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.



Раздел 2. «Крепче мы – крепче наше будущее!»

(воспитание нравственных чувств и этического сознания).


Ожидаемые результаты воспитательной деятельности:

- обучающиеся имеют знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям;

- обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-обучающиеся способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.



Работа с родителями.

Цель: сближение интересов родителей и куратора – воспитателя по творческому саморазвитию и самореализации личности обучающихся и создание единого воспитательного пространства.

Задачи:

  • систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с обучающимися;

  • привлекать родителей к активному участию к налаживанию интересной содержательной жизни детей в школе и дома;

  • оказать психолого – педагогическую помощь в воспитании и обучении обучающегося;

  • развивать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;

  • обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.

Направления работы с родителями:

  • Установка и поддержка поставленной связи с родителями.

  • Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  • Привлечение родителей к организации работы с классом.

Формы работы с родителями:


Основные формы работы с семьей:


      1. групповые (организационные, тематические, итоговые) 

  1. индивидуальные (беседы с родителями, консультации групповые и тематические, посещение семьи).

- родительские собрания;

- общегимназические собрания;

- консультации;

- индивидуальные консультации специалистов;

- посещение на дому;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки работ детского и родительского творчества, конкурсы, родительские семинары собеседования на диалогической основе);

- проведение совместных часов общения, классных часов, экскурсий, походов;

- лекторий для родителей;

- анкетирование;

- беседа;

- посещение уроков родителями;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей;

- ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

- индивидуальная работа с детьми дома;

- совместные с родителями праздники, спектакли;

- помощь в ремонте и оформлении кабинетов;

- благоустройство и озеленение класса, школьной территории.


Важнейшая направленность деятельности куратора- воспитателя — это семья, в которой растет, формируется и воспитывается ребенок. Духовная культура семьи – это духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, происходит его становление и развитие, что является определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Взаимодействие куратора- воспитателя и родителей при реализации программы духовно - нравственного воспитания «Я – будущее России!» заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения самореализации.

Куратор- воспитатель должен помнить о том что, воспитывая обучающегося, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Куратору -воспитателю необходимо знать, какова сфера материального бытия, каков образ жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

      1. изучение семейной атмосферы, окружающей ребенка, его взаимоотношений с членами семьи;

      2. психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

      3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

      4. защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

В средней школе родители, ещё как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей, обучающихся – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.







Диагностика.


  Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самостоятельные суждения детей.  Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально-психологический климат в классе;

  • общие сведения.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседы.

















Критерии успешности нравственного образования


Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

  • Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

  • Рейтинговая оценка работы школы ее обучающимися и их родителями - положительная динамика по годам.

  • Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников средней школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).






















5. Список литературы

1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.

2. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.

3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.

4. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] - М.: Народное образование, 2002 - 112с.

5. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.

6. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.

7. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

8. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.

9. Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 219 с.

10. О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников. - 2012. - №10. - С.3 - 7.

11. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

12. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.

13. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.

14. Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.

15 Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

16. Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.

17. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.

Интернет-ресурсы.


  1. http://www.it-n.ru/

  2. http://www.uchportal.ru

  3. http://uroki.net/docklruk.htm

  4. http://bespalovaev.narod.ru

  5. http://www.psy-help.ru

  6. http://komobr-eao.ru

  7. http://www.bibliofond.ru





















1. Методика диагностики патриотического воспитания


АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории, своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.


Опросный лист для учащихся.


1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?

2. Какими качествами должен обладать патриот?

3. Считаете ли Вы себя патриотом?

4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.

5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

а) да;

б) нет;

в) совсем не знаю;

г) затрудняюсь ответить.

6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

а) да, поют;

б) не поют;

7. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры;

– фестивали и конкурсы патриотической направленности;

– военно-спортивные игры;

– выставки патриотической направленности;

– встречи с ветеранами.

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город(посёлок), в котором Вы живете?

а) да

б) нет.

11. Любите ли Вы свой город(посёлок)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Как называется улица, на которой Вы живете?

13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?

14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе(посёлке)? Какое?

15. Что нужно делать для города(посёлка), чтобы он был лучше?


2. Методика «Диагностика нравственной самооценки»


Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них.

Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла;

если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл.

Напротив, номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

    1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1

    1. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

1

    1. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

1

    1. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1

    1. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

1

    1. Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

1

    1. Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

1

    1. Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

1

    1. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2

1



    1. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

1

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.



Анкета для родителей.

 

«Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития вашего ребёнка в школе. Нас очень интересует ваше мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.

1. Нравится ли вам школа, в которой учится ваш ребёнок (подчеркните)

- да

-больше да, чем нет

- трудно сказать

- больше нет, чем да

-нет.

2. Как относятся родители к школе? Подчеркните один из предложенных ответов:

- очень хорошо

-хорошо

- удовлетворительно

- плохо

- очень плохо

- безразлично

3. Как относятся родители к учителям школы (подчеркните)?

- очень хорошо

-хорошо

- удовлетворительно

- плохо

- очень плохо

- безразлично

4.С каким настроением приходит Ваш ребёнок из школы ( подчеркните)

- весёлый и жизнерадостный

- уставший, но удовлетворённый

- раздражительный, расстроенный, неудовлетворённый

5. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности вашего ребёнка (подчеркните)?

- учитывают

- в основном учитывают

- и да, и нет (трудно сказать)

- мало учитывают

- не учитывают

6. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится ваш ребёнок (напишите)? __________________________________________________________________________  

7. Что не нравится вам в школе (напишите)? ________________________________

8. Какие пожелания ребёнка и других членов вашей семьи не осуществляются в школе (напишите)? ________________________________________________________  

11. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он, как выпускник школы (напишите) ___________ __________________________________________________________________________

9. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы ваш ребёнок обладал названными качествами (напишите)?  __________________________________

_____________________________________________________________________________







































Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье.

  • Ваши показные вежливость и чуткость подросток легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам.

  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками вашего ребенка - подростка.

  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.

  • Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.
































1. Школа

2. Родители

3. Окружение

4. Друзья



Нравственная самооценка обучающихся в 5 и 6 классах за 2016/2017 и 2017/2018 учебные годы





















Разделы программы:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!