Отдел образования администрации Куженерского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Куженерский центр дополнительного образования для детей"»
Принято педагогическим советом Протокол№ от 2021 г. | Утверждаю Директор МБОУ ДО «Куженерский ЦДОД" ____________ З.Н.Пайдыганова "__"__________ 2021 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»
Направленность программы: экологическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 11 - 13 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем часов: 72
Разработчик программы: Желонкина И. А.
Куженер
2021
1.Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области ( Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
Направленность.
Направленность данной программы: естественнонаучная.
1.2 Актуальность
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края. Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.
1.3 Цели программы
Формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи программы:
Личностные
Воспитание интереса к экологии родного края
Воспитание ответственности к порученному делу
Воспитание экологической культуры
Метапредметные
Развитие навыков общения и коммуникации.
Развитие внимания, памяти, воображения.мышления
Формирование коммуникативных и общенаучных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умение вести монолог и диалог
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Предметные
Воспитывать интерес к миру живых существ
Воспитывать интерес к экологии родного края
Формировать умение работы над экологическим проектом.
1.4 Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы «Юный эколог» заключаются в том, что она учитывает современную экологическую модель развития Московской области; процесс освоения программы позволяет обучающимся самостоятельно добывать экологические знания; имеет ряд особенностей: разработка проектов, которая носит практическую направленность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и мероприятиях;
1.5 Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 11-15лет
Психологические особенности данного возраста:
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.
Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.
Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки.
Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц. сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских ( стать лидером, организатором в группе).
Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я - концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.
Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.
1.6 Объем и срок освоения.
Программа «Юный эколог» имеет объем 18 часа. Срок освоения 1 год. В соответствии с этим в программе выделены два модуля. 1 модуль на ноябрь -декабрь 2020 года – 7 часов ( 7 недель по 1 часа в неделю). 2 модуль на январь-март 2021 года – 11 часов ( 11 недель по 1 часа).
1.7 Форма обучения
Форма обучения – очная.
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
.
1.9 Режим занятий.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 18 часа в год.
1.10 Планируемые результаты:
Личностные
В результате освоения курса у обучающихся будет сформировано:
-осознание роли экологических знаний для успешного развития общества
-понимание роли экологических знаний для объяснения многих явлений природы
-чувство ответственности за сохранение природного богатства родного края
Метапредметные
В результате освоения учебного курса обучающие научатся:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы.Уточнять непонятное)
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и группе
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
Предметные
В результате изучения курса обучающие научатся
-применять информацию об экологических ситуациях
-проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды родного края
Характеризовать экологическую обстановку своей местности, участвовать в природоохранных акция.
1.11 Формы аттестации
· Опрос
· Контрольные вопросы
· Наблюдение
-Конкурс
1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного
образования «Юный эколог»
Цель:
- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.
-обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
1. Контроль качества образования;
2. Подбор эффективных методов обучения;
3. Выявление результатов педагогического процесса;
4. Получение сведений о личности обучающихся;
5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
6. Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль. Дата проведения: Ноябрь
Промежуточный контроль, Дата проведения: Декабрь
Итоговый контроль. Дата проведения: Март
С целью проверки эффективности развития личностных качеств обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.
· Универсальные учебные действия;
· Подготовка по предмету.
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;
- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
· наблюдение,
· опрос,
· беседа,
· диагностика,
· обобщение педагогического опыта,
· опытная работа.
1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
- Выставка
-Презентация проекта
- Открытое занятие
- Участие в конкурсе
- Творческая работа
1.14 Материально-техническое обеспечение
- Кабинет биологии;
- Столы;
- Стулья;
- Микроскопы
- Переносные лаборатории;
1.15 Информационное обеспечение
Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://1сентября. рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября
http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
1.16 Кадровое обеспечение
Учитель биологии: Желонкина Ирина Александровна, педагог первой квалификационной категории.
2. Учебный план.
1 модуль ( 16 недель) 32 часа ( 2 часа в неделю)
Тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
всего | теория | практика | |
Организм и окружающая среда | 5 | 2 | 3 | Устный опрос |
Природные сообщества | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
Всего | 7 | 3 | 4 | |
модуль ( 11 недель) 11 часов (1 часа в неделю)
Природные сообщества | 10 | 4 | 6 | Устный опрос |
Итоговое занятие | 1 | | 1 | Презентация |
всего | 11 | 4 | 7 | |
Всего в году | 18 | 7 | 11 | |
3. Содержание программы
1 Модуль (ноябрь-декабрь) 7 часа (7 недель по 1 часа.)
Раздел 1. Организм и окружающая среда ( 5часов)
Теория-2 часов, практика-3 часов
Теория.
Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Калейдоскоп живых организмов. Разнообразие растений и животных. Понятие ”вид”. Значение биоразнообразия. Защита растений и животных. Условия необходимые для жизни организмов и их роль в жизни организмов. Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. Понятие “Среда обитания” Среды жизни. Приспособления к ним организмов. Климатические зоны. Особенности внешнего строения организмов в связи с условиями жизни. Понятие о формах взаимоотношений между организмами: симбиоз, сотрудничество, паразитизм и др.
Практика.
Рисунок «твое любимое животное». Анкетирование. Экскурсия в природу. Лото “Группы живых организмов”. Рисунок-тест “Несуществующее животное”. П.Р. “Выращивание луковицы” паспортизация растений кабинета биологии. Опыт “Фотосинтез”. Экскурсия “влияние времени года на жизнь животных” Обзор художественной литературы “Времена года”. Наблюдения за животными. Живущими в различных средах. Моделирование климатических зон. Рисунки “Тропики”, “Тундра” и др. П.Р. ”Исследование наростов на растениях”. Викторина по темам раздела.
2. Природные сообщества
Всего часов по теме-2,из них теоретических-1, практических-1
Теория
Понятие о сообществе. Разнообразие сообществ. Естественные и искусственные природные сообщества. Понятие “экологическая ниша”.
Естественные природные сообщества (луг, лес, озеро и др.) растительный и животный мир. Приспособления астений и животных.
Практика
Построение моделей природных сообществ.
2 Модуль (январь-март) 11часов (11 недель по 1 часа в неделю)
2.Природные сообщества
Всего по теме часов 10, из них 4 теоретических, 6-практических.
Теория
Искусственные природные сообщества (парк, .пруд, виноградник и др.) Растительный и животный мир. Приспособления растений и животных. Влияние людей на искусственные и естественные природные сообщества.правила поведения в природных сообществах. Обобщающая беседа.
Практика
Экскурсия в лес. Экскурсия в поле. Экологическая игра “правила поведения в природных сообществах”. Конкурс рисунков и поделок.
5.Итоговое занятие
Всего по теме часов-1, из них практических-1.
Практика
Акция “Жизнь без мусора”.
4. Методическое обеспечение.
Методы обучения.
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)
Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении
материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по программе «Юный эколог» являются групповые занятия для сотрудничества обучающихся для решения проблемных ситуаций экологического характера.
Формы организации учебного занятия
· вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения
· комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога
· конкурсы
· наблюдения;
· беседы;
· лабораторное занятие
Педагогические технологии
Программа предполагает применение следующих технологий:
· Технология развивающего обучения
· Технология личностно-ориентированного обучения
Алгоритм учебного занятия
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.
Во вводную часть входит организационный момент и сообщение темы занятия (3-5 мин)
Подготовительная часть включает вопросы по предыдущему занятию.(5-7 минут)
Основная часть содержит раскрытие темы занятия, выполнение творческих занятий, проектов.(25-30 минут)
В заключительную часть входит подведение итогов, прощание уход(5 минут)
5. Список литературы
Список литературы для учителя:
1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения.2015г.
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем узнаешь на уроке.2016 г.
Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.2016 г.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2013г.
Список литературы для детей:
1. Журнал «Экология». 2013-2019г.
2. Журнал « Вода и экология»- проблемы и решения».2018-2019г.
Список литературы для родителей:
1. Информационно-аналитический журнал «Вестник экологического образования в России».2016-2019г.
2. Журнал «Арктика» экология и экономика. 2015-2019г.
Календарный учебный график
Дата начала реализации программы – 8 ноября
Дата окончания реализации программы – 31 марта.
Количество учебных недель – 18
1 модуль(ноябрь - декабрь) 7 часа(7 недель по 1 часа)
№ п\п | месяц | число | Время | Форма занятий | Кол-во часов/недель | Тема | Место проведения | Форма контроля привести в соответствие с разделом программы |
| | | | | 5 | Раздел 1. Организм и окружающая среда | | |
1. | ноябрь | | | беседа | 1 | Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности | Кабинет биологии | |
2 | ноябрь | | | анкетирование | 1 | Анкетирование. Рисунок на тему «Мое любимое животное» | Кабинет биологии | |
3 | ноябрь | | | лекция | 1 | Разнообразие растений и животных. Понятие «вид» | Кабинет биологии | |
4 | декабрь | | | игра | 1 | Лото «Группы живых организмов» | Кабинет биологии | |
5 | декабрь | | | игра | 1 | Рисунок-тест «Несуществующее животное» | Кабинет биологии | |
| | | | | 12 | 2Раздел Природные сообщества | | |
6 | декабрь | | | лекция | 1 | Природные сообщества. Естественные и искусственные. Экологическая ниша | Кабинет биологии | опрос |
7 | декабрь | | | моделирование | 1 | Моделирование природных сообществ. | Кабинет биологии | |
| 2Модуль(январь-март) 11 недель-11 часов (1 часа в неделю) | | | | | | | |
8 | январь | | | экскурсия | 1 | Экскурсия в лес | Поселок й | |
9 | январь | | | лекция | 1 | Приспособление растений и животных (определения) | Кабинет биологии | опрос |
10 | январь | | | лекция | 1 | Типы сообществ (парк, пруд и др.) | Кабинет биологии | опрос |
11 | февраль | | | лекция | 1 | Приспособление растений и животных. | Кабинет биологии | опрос |
12 | февраль | | | экскурсия | 1 | Экскурсия на картофельное поле | Поселок | |
13 | февраль | | | П.Р. | 1 | Определение приспособлений растений и животных | Кабинет биологии | опрос |
14 | февраль | | | лекция | 1 | Влияние людей на естественные и искусственные природные сообщества | Кабинет биологии | опрос |
15 | март | | | игра | 1 | Экологическая игра «Правила поведения в природном сообществе» | Кабинет биологии | |
16 | март | | | беседа | 1 | Обобщающая беседа | Кабинет биологии | |
17 | март | | | конкурс | 1 | Конкурс рисунков и поделок | Кабинет биологии | |
1 | март | | | акция | 1 | Акция «жизнь без мусора» | Поселок | |