СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа экологического кружка ( 18 часов)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического кружка ( 18 часов)»

Отдел образования администрации Куженерского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Куженерский центр дополнительного образования для детей"»



Принято

педагогическим советом

Протокол№ от 2021 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДО

«Куженерский ЦДОД"

____________ З.Н.Пайдыганова

"__"__________ 2021 г












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Направленность программы: экологическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 11 - 13 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем часов: 72

Разработчик программы: Желонкина И. А.











Куженер

2021



1.Пояснительная записка

Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области ( Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).




    1. Направленность.

Направленность данной программы: естественнонаучная.

1.2 Актуальность

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края. Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.




1.3 Цели программы

Формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи программы:

Личностные

  • Воспитание интереса к экологии родного края

  • Воспитание ответственности к порученному делу

  • Воспитание экологической культуры



  • Формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности








Метапредметные

  • Развитие навыков общения и коммуникации.

  • Развитие внимания, памяти, воображения.мышления

  • Формирование коммуникативных и общенаучных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умение вести монолог и диалог

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.



Предметные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ

  • Воспитывать интерес к экологии родного края

  • Формировать умение работы над экологическим проектом.


1.4 Отличительные особенности

Отличительными особенностями программы «Юный эколог» заключаются в том, что она учитывает современную экологическую модель развития Московской области; процесс освоения программы позволяет обучающимся самостоятельно добывать экологические знания; имеет ряд особенностей: разработка проектов, которая носит практическую направленность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах и мероприятиях;


1.5 Адресат программы.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 11-15лет

Психологические особенности данного возраста:

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка.

Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.

Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки.

Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц. сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских ( стать лидером, организатором в группе).

Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я - концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.

Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.




1.6 Объем и срок освоения.

Программа «Юный эколог» имеет объем 18 часа. Срок освоения 1 год. В соответствии с этим в программе выделены два модуля. 1 модуль на ноябрь -декабрь 2020 года – 7 часов ( 7 недель по 1 часа в неделю). 2 модуль на январь-март 2021 года – 11 часов ( 11 недель по 1 часа).

1.7 Форма обучения

Форма обучения – очная.

1.8 Особенности организации образовательного процесса

Особенностями организации образовательного процесса являются:

.

  • основной формой занятий является проектно-исследовательская деятельность




1.9 Режим занятий.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 18 часа в год.




1.10 Планируемые результаты:

Личностные

В результате освоения курса у обучающихся будет сформировано:

-осознание роли экологических знаний для успешного развития общества

-понимание роли экологических знаний для объяснения многих явлений природы

-чувство ответственности за сохранение природного богатства родного края

Метапредметные

В результате освоения учебного курса обучающие научатся:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы.Уточнять непонятное)

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и группе

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Предметные

В результате изучения курса обучающие научатся

-применять информацию об экологических ситуациях

-проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды родного края

Характеризовать экологическую обстановку своей местности, участвовать в природоохранных акция.


1.11 Формы аттестации

· Опрос

· Контрольные вопросы

· Наблюдение

-Конкурс

1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного

образования «Юный эколог»

Цель:

- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.

-обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы

Задачи:

1. Контроль качества образования;

2. Подбор эффективных методов обучения;

3. Выявление результатов педагогического процесса;

4. Получение сведений о личности обучающихся;

5. Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.

6. Самоанализ своего педагогического труда.

Сроки проведения.

Входной контроль. Дата проведения: Ноябрь

Промежуточный контроль, Дата проведения: Декабрь

Итоговый контроль. Дата проведения: Март

С целью проверки эффективности развития личностных качеств обучающихся были разработаны ее параметры и критерии.

· Универсальные учебные действия;

· Подготовка по предмету.

Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:

- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям , проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения. умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью

- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности;

- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.

- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.

- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.

- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.

Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.

Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:

Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;

Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:

Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;

Начальный уровень развития (0-1 балл):

Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.

В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:

· наблюдение,

· опрос,

· беседа,

· диагностика,

· обобщение педагогического опыта,

· опытная работа.

1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

- Выставка

-Презентация проекта

- Открытое занятие

- Участие в конкурсе

- Творческая работа

1.14 Материально-техническое обеспечение

- Кабинет биологии;

- Столы;

- Стулья;

- Микроскопы

- Переносные лаборатории;

1.15 Информационное обеспечение



Интернет источники :

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

https://1сентября. рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября

http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей

http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области

1.16 Кадровое обеспечение

Учитель биологии: Желонкина Ирина Александровна, педагог первой квалификационной категории.






















2. Учебный план.

1 модуль ( 16 недель) 32 часа ( 2 часа в неделю)

Тема




Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика


Организм и окружающая среда

5

2

3

Устный опрос

Природные сообщества

2

1

1

Устный опрос

Всего

7

3

4





  1. модуль ( 11 недель) 11 часов (1 часа в неделю)

Природные сообщества

10

4

6

Устный опрос

Итоговое занятие

1


1

Презентация

всего

11

4

7


Всего в году

18

7

11



























3. Содержание программы

1 Модуль (ноябрь-декабрь) 7 часа (7 недель по 1 часа.)

Раздел 1. Организм и окружающая среда ( 5часов)

Теория-2 часов, практика-3 часов




Теория.

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения при проведении наблюдений и практикумов. Калейдоскоп живых организмов. Разнообразие растений и животных. Понятие ”вид”. Значение биоразнообразия. Защита растений и животных. Условия необходимые для жизни организмов и их роль в жизни организмов. Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. Понятие “Среда обитания” Среды жизни. Приспособления к ним организмов. Климатические зоны. Особенности внешнего строения организмов в связи с условиями жизни. Понятие о формах взаимоотношений между организмами: симбиоз, сотрудничество, паразитизм и др.




Практика.

Рисунок «твое любимое животное». Анкетирование. Экскурсия в природу. Лото “Группы живых организмов”. Рисунок-тест “Несуществующее животное”. П.Р. “Выращивание луковицы” паспортизация растений кабинета биологии. Опыт “Фотосинтез”. Экскурсия “влияние времени года на жизнь животных” Обзор художественной литературы “Времена года”. Наблюдения за животными. Живущими в различных средах. Моделирование климатических зон. Рисунки “Тропики”, “Тундра” и др. П.Р. ”Исследование наростов на растениях”. Викторина по темам раздела.







2. Природные сообщества

Всего часов по теме-2,из них теоретических-1, практических-1

Теория

Понятие о сообществе. Разнообразие сообществ. Естественные и искусственные природные сообщества. Понятие “экологическая ниша”.

Естественные природные сообщества (луг, лес, озеро и др.) растительный и животный мир. Приспособления астений и животных.

Практика

Построение моделей природных сообществ.





2 Модуль (январь-март) 11часов (11 недель по 1 часа в неделю)

2.Природные сообщества

Всего по теме часов 10, из них 4 теоретических, 6-практических.

Теория

Искусственные природные сообщества (парк, .пруд, виноградник и др.) Растительный и животный мир. Приспособления растений и животных. Влияние людей на искусственные и естественные природные сообщества.правила поведения в природных сообществах. Обобщающая беседа.

Практика

Экскурсия в лес. Экскурсия в поле. Экологическая игра “правила поведения в природных сообществах”. Конкурс рисунков и поделок.

5.Итоговое занятие

Всего по теме часов-1, из них практических-1.

Практика

Акция “Жизнь без мусора”.






































4. Методическое обеспечение.

Методы обучения.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.

Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)

Методы воспитания:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из

основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой

специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых

ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него

чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с

использованием способов концентрации внимания и эмоционального

побуждения.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении

материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.




Формы организации образовательного процесса

Формой организации образовательного процесса по программе «Юный эколог» являются групповые занятия для сотрудничества обучающихся для решения проблемных ситуаций экологического характера.

Формы организации учебного занятия

· вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения

· комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога

· конкурсы

· наблюдения;

· беседы;

· лабораторное занятие

Педагогические технологии

Программа предполагает применение следующих технологий:

· Технология развивающего обучения

· Технология личностно-ориентированного обучения

Алгоритм учебного занятия

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения в :

Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.

Во вводную часть входит организационный момент и сообщение темы занятия (3-5 мин)

Подготовительная часть включает вопросы по предыдущему занятию.(5-7 минут)

Основная часть содержит раскрытие темы занятия, выполнение творческих занятий, проектов.(25-30 минут)

В заключительную часть входит подведение итогов, прощание уход(5 минут)


5. Список литературы

Список литературы для учителя:

1.Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Российской экологической академии. Центр экологического обучения.2015г.

  1. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем узнаешь на уроке.2016 г.

  2. Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.2016 г.

  3. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2013г.

Список литературы для детей:

1. Журнал «Экология». 2013-2019г.

2. Журнал « Вода и экология»- проблемы и решения».2018-2019г.

Список литературы для родителей:

1. Информационно-аналитический журнал «Вестник экологического образования в России».2016-2019г.

2. Журнал «Арктика» экология и экономика. 2015-2019г.


    1. Календарный учебный график

  • Дата начала реализации программы – 8 ноября

  • Дата окончания реализации программы – 31 марта.

  • Количество учебных недель – 18

1 модуль(ноябрь - декабрь) 7 часа(7 недель по 1 часа)

п\п

месяц

число

Время

Форма занятий

Кол-во часов/недель

Тема

Место проведения

Форма контроля привести в соответствие с разделом программы






5

Раздел 1. Организм и окружающая среда



1.

ноябрь



беседа

1

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности

Кабинет биологии


2

ноябрь



анкетирование

1

Анкетирование. Рисунок на тему «Мое любимое животное»

Кабинет биологии


3

ноябрь



лекция

1

Разнообразие растений и животных. Понятие «вид»

Кабинет биологии


4

декабрь



игра

1

Лото «Группы живых организмов»

Кабинет биологии


5

декабрь



игра

1

Рисунок-тест «Несуществующее животное»

Кабинет биологии







12

2Раздел Природные сообщества



6

декабрь



лекция

1

Природные сообщества. Естественные и искусственные. Экологическая ниша

Кабинет биологии

опрос

7

декабрь



моделирование

1

Моделирование природных сообществ.

Кабинет биологии



2Модуль(январь-март) 11 недель-11 часов (1 часа в неделю)








8

январь



экскурсия

1

Экскурсия в лес

Поселок й


9

январь



лекция

1

Приспособление растений и животных (определения)

Кабинет биологии

опрос

10

январь



лекция

1

Типы сообществ (парк, пруд и др.)

Кабинет биологии

опрос

11

февраль



лекция

1

Приспособление растений и животных.

Кабинет биологии

опрос

12

февраль



экскурсия

1

Экскурсия на картофельное поле

Поселок


13

февраль



П.Р.

1

Определение приспособлений растений и животных

Кабинет биологии

опрос

14

февраль



лекция

1

Влияние людей на естественные и искусственные природные сообщества

Кабинет биологии

опрос

15

март



игра

1

Экологическая игра «Правила поведения в природном сообществе»

Кабинет биологии


16


март



беседа

1

Обобщающая беседа

Кабинет биологии


17

март



конкурс

1

Конкурс рисунков и поделок

Кабинет биологии


1

март



акция

1

Акция «жизнь без мусора»

Поселок














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!